- Таможенный союз — это что такое? Государства Таможенного союза
- Определение
- История
- Принятие Таможенного союза
- Общие сведения
- Состав
- Руководящие органы
- Основные преимущества
- Таможенный союз и ВТО
- Внутренние конфликты
- Критика
- Мнения в обществе
- Мнения экспертов
- Таможенный союз и кто в него входит — плюсы и минусы организации
- 1. Что такое таможенный союз простыми словами
- 2. Цели создания таможенного союза
- 3. Плюсы и минусы таможенного союза
- 3.1. Положительные стороны
- 3.2. Минусы таможенного союза
- 4. Перспективы членства в ТС
- 5. ТС и Всемирная торговая организация
- 6. С какими проблемами столкнулись страны ЕАЭС
Таможенный союз — это что такое? Государства Таможенного союза
Таможенный союз формируется с целью создания единой территории, и в ее пределах действуют таможенные налоги и экономические ограничения. Исключение составляют компенсационные, защитные и антидемпинговые меры. Таможенный союз подразумевает применение единого таможенного тарифа и прочих мер, призванных регулировать торговлю товарами с третьими странами.
Определение
Таможенный союз — это объединение нескольких государств-участников, которые проводят совместные мероприятия в сфере таможенной политики. Также упраздняются таможенные сборы и границы между участниками, а для других государств вводится единый таможенный тариф.
История
Первый подобный союз возник в девятнадцатом веке, участниками которого стали Франция и Монако.
В начале двадцатого века заключившие Таможенный союз — это Швейцария и Княжество Лихтенштейн. Также можно привести в качестве примера заключение в двадцатом веке Генерального соглашения о тарифах и торговле, в 1957 году было учреждено Европейское экономическое сообщество, которое устраняло все ограничения в торговле между участниками, и создан общий таможенный тариф на торговлю с третьими странами. В 1960 году была образована Европейская ассоциация свободной торговли, которая отменяла налоги на таможне и количественные ограничения торговли членов ассоциации.
В странах-участницах ЕЭС и ЕАСТ все еще присутствуют отличия в таможенных правилах и нет единых пошлин в торговле, в социалистических странах нет Таможенного союза, но заключены соглашения, предполагающие сотрудничество и взаимопомощь по вопросам таможни.
Были введены единые документы, методы и формы по оформлению груза как выставочного, так и ярмарочного. Были подписаны соглашения по упрощению их оформления на таможне. Эти договора ускоряют продвижение грузов, укрепляют мировой рынок и предупреждают всевозможные нарушения.
В 2010 году был создан единый Таможенный союз, в состав которого вошли Россия, Казахстан и республика Беларусь. Это подразумевает создание единой таможенной территории и обеспечивает все контрольные функции.
В текущем году вступила в Таможенный союз Киргизия, Россия при этом усиливает свои позиции.
Принятие Таможенного союза
6 октября 2007 года был заключен Договор между Российской Федерацией, Республиками Беларусь и Казахстан о переходе в единый Таможенный союз.
С 1 июля 2010 года в соответствии с таможенным кодексом начала функционировать единая таможенная территория трех стран-участниц.
Устранили декларирование и оформление на таможне на границах этих трех государств. Товары могут перемещаться без оформления, что исключает возникновение издержек. Они перемещаются намного проще и сокращаются расходы на доставку грузов.
В дальнейшем на территории союза возникнет Единое Экономическое Пространство (ЕЭП) с работающим единым рынком услуг, который помимо торговли включает в себя услуги и множество прочих сфер деятельности.
2015 год Таможенного союза ознаменовался новым событием. Вступление очередного члена организации вносит некоторые изменения в геополитике. А новый состав организации Таможенный союз (Киргизия, Россия, Казахстан и другие) позволит расширить торговые отношения в странах ТС.
Общие сведения
Таможенный союз — это объединение, нацеленное на повышение экономического уровня в государствах-участниках. Созданный рынок насчитывает более 180 миллионов человек с денежным оборотом в 900 миллиардов долларов.
Заключение Таможенного союза позволило товарам беспрепятственно передвигаться по всей территории с действием универсального контроля.
Если факт экспорта документально подтвержден, то акцизы уплачивать не нужно, и ставка по НДС нулевая.
В случае импорта товаров в Россию из Казахстана и Белоруссии российские налоговые органы взимают акцизы и НДС. Таможенный союз — это легкая и выгодная форма взаимодействия.
Состав
Участники организации ТС (Таможенный союз):
— Россия и Казахстан (с 01.07.2010 года).
— Беларусь (с 06.07.2010 года).
— Армения (с 10.10.2014 года).
— Киргизия (с 08.05.2015 года).
Кандидаты на вступление:
Вступление в Таможенный союз стран-кандидатов рассматривается в самое ближайшее время. Расширение организации способно улучшить мировой рынок. Вход стран-кандидатов в Таможенный союз (Таджикистан, Сирия, Тунис) — это перспектива для более развитых стран за счет расширения их позиций.
Руководящие органы
Высший орган управления — Международный совет глав государств и правительств. Также согласно договору учреждена Комиссия Таможенного союза, которая является постоянно действующим органом регулирования.
Высшие органы учреждения в 2009 году провели комплексные мероприятия, которые позволили закрепить договорную и правовую основу Таможенного союза.
По решению президентов стран-участниц союза была создана экономическая комиссия как постоянный регулирующий орган наднационального управления, который находится в подчинении у Высшего Евразийского экономического совета.
Основные преимущества
Главными плюсами Таможенного союза для субъектов хозяйствования в сравнении с зоной свободной торговли являются:
- На территориях Таможенного союза значительно снизились расходы по созданию, переработке и перемещению товаров.
- Затраты времени и финансов, возникающие по причине административных барьеров, заметно уменьшились.
- Количество таможенных процедур, обязательных для прохождения при ввозе товара из третьих стран, сократилось.
- Стали доступными новые рынки сбыта товаров.
- Унификация таможенного законодательства привела к его упрощению.
Таможенный союз и ВТО
В процессе создания Таможенного союза было высказано множество опасений по поводу противоречия правил ТС правилам ВТО.
В 2011 году организация подвела все свои нормы к полному соответствию к нормам ВТО. В случае если государства Таможенного союза вступят в ВТО, приоритетными будут считаться нормы ВТО.
В 2012 году Россия вступила в ВТО, что привело к обновлению Единого таможенного тарифа для стран Таможенного союза в соответствии с требованиями ВТО. Уровень 90 процентов импортных пошлин остался прежним.
Внутренние конфликты
В ноябре 2014 года был запрещен импорт мяса из Белоруссии в Россию. Объем составлял около 400 тысяч тонн. Вместе с тем российской стороной были приняты меры по ужесточению контроля товаров, которые пересекают границу Белоруссии, что противоречит упрощенным правилам по перевозке грузов, действующим на территории Таможенного союза.
Наблюдателями отмечено хорошее сочетание механизма Таможенного союза и механизма реэкспорта в Россию запрещенных европейских товаров. К примеру, импорт рыбы из Белоруссии, которая не имеет выхода к морю, в Россию увеличился на 98 процентов.
Белорусский президент А.Г. Лукашенко был возмущен запретами российской стороны и обвинил Россию в нарушении правил Таможенного союза и пренебрежение нормами международных прав.
По отметкам наблюдателей, в правилах есть пункт, согласно которому в случае введения ограничений со стороны России по торговле и перевозке товаров белорусская сторона имеет право не соблюдать условия договора.
В 2015 году Белоруссия вернула на российскую границу пограничный контроль, тем самым нарушив условия договора ЕАЭС. Также было объявлено о вероятном отказе от рубля как от расчетной валюты и возвращении расчетов в долларах США. Российские эксперты считают, что в такой ситуации под удар попадает региональная интеграция.
Критика
В 2010 году силами оппозиции была предпринята попытка организовать референдум за денонсацию соглашений. Казахстан выступил с претензией об ущемлении суверенных прав.
Также были высказаны критические комментарии Таможенного союза по следующим пунктам:
- Плохо проработаны условия торговли и сертифицирования товара.
- Условия ВТО были навязаны Россией Казахстану и Белоруссии, которые членами вышеупомянутой организации не являются.
- Доходы и поступления якобы несправедливо распределяются между странами-участниками.
- Таможенный союз невыгоден как проект нынешним и потенциальным участникам.
Между тем исследования указывают на то, что по ряду идеологических причин Таможенный союз в разной степени выгоден его участникам.
Также было высказано мнение о том, что Таможенный союз является фантомом, он не жизнеспособен как искусственное политическое образование.
Мнения в обществе
В 2012 году Центром интеграционных исследований при Евразийском банке развития был проведен социологический опрос. В опросе участвовали страны СНГ и Грузия. Был задан вопрос: «Как Вы относитесь к тому, что экономики Белоруссии, Казахстана и России объединились?». Были получены следующие ответы стран, входящих и претендующих на вступление в таможенный союз:
— Таджикистан: «положительно» 76%, «безразлично» 17%,«отрицательно» 2%.
— Казахстан: «положительно» 80%, «безразлично» 10%, «отрицательно» 5%.
— Россия: «положительно» 72%, «безразлично» 17%,«отрицательно» 4%.
— Узбекистан: «положительно» 67%, «безразлично» 14%, «отрицательно» 2%.
— Киргызстан: «положительно» 67%, «безразлично» 15%,«отрицательно» 8%.
— Молдова: «положительно» 65%, «безразлично» 20%, «отрицательно» 7%.
— Армения: «положительно» 61%, «безразлично» 26%, «отрицательно» 6%.
— Белоруссия: «положительно» 60%, «безразлично» 28%, «отрицательно» 6%.
— Украина: «положительно» 57%, «безразлично» 31%, «отрицательно» 6%.
— Азербайджан: «положительно» 38%, «безразлично» 46%, «отрицательно» 11%.
— Грузия: «положительно» 30%, «безразлично» 39%, «отрицательно» 6%.
Мнения экспертов
По заявлению секретаря Комиссии Таможенного союза Сергея Глазьева, ТС выгоден как в плане геополитики, так и в плане экономики. Это важное достижение, которое дает множество неоспоримых выгод государствам-участникам.
По словам руководителя ФТФ России Андрея Бельянинова на конференции в 2009 году, Таможенный союз в начале своего функционирования будет создавать проблемы бизнесу и органам таможни, но это не более чем переходный период.
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко дает определение Таможенного союза как очередного шага к тому, чтобы создать единое экономическое пространство, которое будет являться правильной формой экономических отношений между странами-участниками.
Источник
Таможенный союз и кто в него входит — плюсы и минусы организации
Таможенный союз создаётся с целью создать единую территорию. В пределах этой зоны будут введены различные экономические ограничения и налоговые сборы, опираясь на специфику стран участников. Исключением в данном случае могут быть только антидемпинговые меры, а также защитные и компенсационные. Согласно правилам, здесь вводится единый таможенный тариф и предпринимаются другие меры с целью регулирования пересечения товара через границы, а также определяется стратегия сотрудничества с третьими странами.
1. Что такое таможенный союз простыми словами
Вопрос о формировании таможенного союза (ТС) был поднят ещё в начале 90-х годов. На тот момент, главными его участниками могли стать бывшие советские республики, которые уже являлись независимыми. Поскольку экономики данных стран были сформированы, опираясь на общеэкономические схемы, после распада СССР практически каждая из них столкнулась с большими проблемами в торговле.
Первыми соглашение подписали Республика Беларусь и Россия. Через несколько дней к ним присоединился Казахстан. На тот момент лидеры государств понимали, что у них не получится создать в такие же условия, которые действовали на территории СССР, поэтому вход в таможенный союз был единственной возможностью ввести общие правила, необходимые для беспошлинной торговли.
Через несколько лет, по инициативе РФ была сделана попытка создания Евразийского экономического сообщества. Россия в этом объединении являлась бы лидером. Но, для принятия положительного решения необходимо было получить 100 голосов. В итоге положительно на предложение отреагировали 40 потенциальных участников.
В 2007 году, Казахстан, Российская Федерация и Беларусь заключили договор о формировании усовершенствованной версии таможенного союза, что помогло создать единую таможенную территорию. Именно данное соглашение является самым эффективным, так как на его базе были разработаны и заключены многие другие, не менее важные для торговли соглашения.
2. Цели создания таможенного союза
Главной целью таможенного союза является подготовка максимально благоприятных условий для торговли между странами-участницами. С помощью союза, можно уменьшить финансовую и административную нагрузку на торговлю, что в результате положительно отразится на экономическом сотрудничестве между государствами.
Стоит учесть, что страны, которые являются членами таможенного союза не имеют возможности заключать между собой индивидуальные торговые контракты. Члены ТС зачастую принимают решение о реструктуризации внутренний экономической политики и экономики с целью максимизации личной выгоды на фоне членства в союзе.
Самым крупным таможенным союзом в мире на данный момент является Европейский союз за счёт экономического производства стран-участниц. Несмотря на то, что участие в таможенном союзе не даёт возможности свободного перемещения людей и товаров через границы, благодаря ему развивается торговля, что является двигателем развития экономической интеграции.
Говоря о странах бывшего СССР, Казахстан, РФ и Беларусь объединились с целью восстановления взаимовыгодных торговых операций. Вместе с этим вводились единые правила, действующие в рамках таможенной территории.
Таможенные пошлины были отменены, также не применялись никакие ограничительные меры экономического характера. Каждая задача и цель таможенного союза на тот момент была четко сформулирована и прописана в документах, главные из них это:
- Установление единых процедур и правил, на основании которых будет осуществляться контроль и оформление товаров на таможне;
- Создание условий, позволяющих использовать унифицированные электронные документы;
- Установление единого порядка таможенного контроля с целью проверки перемещающегося через границу товара;
- Внедрение правил порядка перемещения и маркировки подакцизной продукции;
- Введение общей таможенной статистики.
Каждая из этих мер принималась с целью обеспечения свободного движения товаров через границу. Кроме этого, страны-участницы не забывали о создании выгодных условий для сотрудничества с третьими сторонами.
3. Плюсы и минусы таможенного союза
3.1. Положительные стороны
Среди всех преимуществ таможенного союза, можно выделить три основных:
- Создание торговли и её отвлечение. Эффективность ТС можно измерить, опираясь на отвлечение и создание торговли. Эффект последнего формируется в процессе заключения сделок между членами союза, когда более эффективные участники продают товар менее эффективным. Таким образом происходит лучший из вариантов распределения ресурсов. Необходимо знать, что отвлечение происходит в те моменты, когда более эффективное государство, не входящие в союз, продаёт небольшое количество товаров странам-участницам на фоне внешних тарифов. За счёт сделок такого характера, странам, состоящим в союзе, удаётся отвлечь выгоду от собственной позиции и сконцентрировать внимание на продажах внутри ТС. Если прибыль от создания торговли превысит убытки от её переориентации, это спровоцирует экономический рост внутри союза, который затронет все страны-участницы.
- Снижение уровня отклонения торговли. Таможенный союз всегда отдает предпочтение соглашением о свободной торговле, так как благодаря этому можно разобраться с её отклонением. Такая ситуация может произойти в момент, когда государство, не входящие в состав союза, реализует свою продукцию странам с низким тарифом FTA и после этого проводит перепродажу странам с высокими данными показателями. Такое поведение провоцирует искажения в торговле. Благодаря единому внешнему тарифу, который водится внутри союза, можно избежать подобных ситуаций, возникающих на фоне разницы в тарифной ставке.
- Стимуляция торговых потоков, а также экономической интеграции. Сразу после того, как страна входит в таможенный союз, она становится активным участником торговли между остальными государствами. Благодаря этом, уровень адекватности распределения ограниченных ресурсов растёт, что также положительно отражается на инвестиционной привлекательности страны. Кроме этого, сотрудничество между странами членами ТС положительно отражается на местном политическом климате. Это происходит на фоне создания единого фискального и валютного союза, а также общего рынка.
3.2. Минусы таможенного союза
Прежде чем вступить в таможенный союз, руководство государства должно знать о следующих недостатках такой формы сотрудничества с другими странами:
- Частичная потеря экономического суверенитета. После вступления в ТС, член союза обязан в случае необходимости вести переговоры с государствами, не являющимися членами, а также с рядом организаций, например, ВТО. Также придется заниматься поддержкой таможенного союза. При этом, некоторые из стран-участниц не могут свободно заключать сделки в обход правил таможенного союза. Кроме этого, если внутри государства появляется новая отрасль и руководство хочет её защитить, это не получится сделать путем введения каких-либо защитных барьеров, например, тарифов. Это невозможно из-за либерального торгового подхода к сотрудничеству. Вместе с этим, если государство захочет либерализировать торговлю вне таможенного союза, это не получится сделать из-за введения единого внешнего тарифа;
- Сложности с установкой тарифной ставки. С данной проблемой сталкиваются все таможенные союзы. Это объясняется тем, что данный процесс слишком сложен и требует больших денежных вливаний. Членам союза не легко отказаться от продажи некоторых товаров и услуг, потому что какая-либо из других стран реализует их более успешно. Зачастую, это является проблемой развивающихся стран;
- Неравномерное распределение выручки от тарифов. Далеко не все государства, вошедшие в таможенный союз, могут рассчитывать на получение справедливой доли доходов от тарифа. Примерно четверть от тарифной прибыли присваивается страной, которая занимается сбором дохода.
4. Перспективы членства в ТС
В момент создания таможенного союза, практически всегда речь идёт о том, чтобы достигнуть социально-экономического прогресса. В перспективе, это может привести к увеличению товарооборота. То же самое касается рынка услуг. Увеличение количества продаж на первых этапах сотрудничества должно наблюдаться внутри таможенного союза благодаря следующим условиям:
- Внедрение стандартов безопасности и введение единых требований;
- Исключение из таможенных процедур сложных процессов, которые провоцируют потерю времени, а также отмена пошлин. Именно за счёт этого, производимая странами участницами продукция должна стать более привлекательной для партнёров;
- Рост товарооборота за счёт упрощения таможенного контроля на пропускных пунктах.
5. ТС и Всемирная торговая организация
Цель практически каждого таможенного союза заключается в том, чтобы создать ряд преференций для стран, которые будут в него входить. Также создаются максимально благоприятные условия за счет введения льгот для свободного перемещения товара через границы. Говоря о всемирной торговой организации, она призвана бороться с неравноправием в торговле между государствами.
Все страны должны находиться в одинаковых условиях без введения каких-либо преференций и льгот. Эксперты ожидали, что разная политика государств таможенных союзов и ВТО точно приведёт к проблемам с документами и ряду других сложностей. Также стоит учесть, что подписанное соглашение с ВТО характеризуется более широким охватом вопросов всемирного масштаба, если сравнивать с таможенным регулированием.
Чтобы быть готовым к подобным проблемам были специально разработаны возможные пути выхода из кризиса. Ещё до момента вступления Российской Федерации в ВТО, руководство стран участниц таможенного союза приняло решение о подписании специально подготовленного договора, который определял порядок действий на случай возникновения потенциальных проблем.
Особое внимание уделялось обязанностям по введению ставки единого таможенного тарифа внутри таможенного союза, что также должно было соответствовать требованиям ВТО. Данное дополнительное соглашение пришлось подписывать, так как участники союза не могут вступить во Всемирную торговую организацию одновременно.
Опираясь на мировую практику, каких-либо экстраординарных ситуаций на фоне вступления страны в ВТО, уже находясь в составе какого-либо таможенного союза, не возникает. Действительно сложные проблемы возникали крайне редко. В большинстве случаев, они возникали не из-за членства в ВТО, а из-за ряда несовместимостей в торговой политике самого государства и участников Всемирной торговой организации.
6. С какими проблемами столкнулись страны ЕАЭС
Любой таможенный союз, в том числе и ЕАЭС, создаётся для того, чтобы обеспечить странам участникам ряд экономических выгод. Но нередко возникали ситуации, когда участники союза пытались навязать другим государством условия для получения личной максимальной выгоды. На фоне этого, между сотрудничающими государствами часто возникают споры и противоречия.
Среди основных проблем ЕАЭС можно выделить следующее:
- Страны часто не могут прийти к единому решению, когда речь идёт о вопросе достижения договоренностей касательно рынка энергоресурсов;
- Установка нетарифных ограничений членами союза, которые позиционируются как санитарные нормы. На фоне такой ситуации часто возникают «продовольственные войны»;
- Система изъятия в сфере государственных закупок;
- Таможенной пошлины распределяются неравномерно. С 2020 года доля России составляет 85,26%.
Между Беларусью и Россией споры возникают чаще всего. Например, в 2010 году руководству Республики Беларусь пришлось повысить тариф на ввоз автомобилей (легковых). Но, стране это было совсем невыгодно, так как на тот момент данная сфера производства не была развита в достаточной мере. Такие же меры Белоруссии пришлось принять в лёгкой промышленности.
Это означало, что руководство должно ввести обязательную сертификацию товара легкой промышленности. В результате это спровоцировало убытки в мелкорозничной торговле. Ещё через несколько лет Россия отказалась от 400 тысяч тонн мяса из республики Беларусь. Кроме этого, руководство РФ ужесточает контроль продукции, которая пересекала границу с РБ.
Поскольку внутри таможенного союза должны действовать более простые правила транспортировки товара через границу, такое поведение не совсем соответствовало правилам и принципам ТС. Ещё через несколько лет, между странами разгорелся конфликт, который привёл к приостановке поставок нефти в Республику Беларусь.
Также стоит отметить, что противоречия между странами Таможенного союза могут возникать на фоне нестабильной геополитической обстановки. Речь идет о следующем:
- Кризис на Ближнем Востоке;
- Постоянные санкции против Российской Федерации, которые вводятся со стороны Европейского союза и Америки;
- Напряженная военная обстановка в Украине.
Каждая из перечисленных выше проблем является провокатором противоречий и конфликтов в таможенном союзе. К одним из вариантов урегулирования ситуации является подготовка дополнительных соглашений для урегулирования отдельных сложных ситуаций.
Создание таможенного союза, это не всегда лучшее решение для всех потенциальных его участников. Поэтому, прежде чем подписывать соответствующие соглашения, руководству государства необходимо внимательно изучить положительные и негативные стороны будущего сотрудничества. Иногда, перед вступлением в ТС необходимо принять ряд подготовительных мер. Также стоит провести анализ ведущих сфер, которые приносят государству наибольшую прибыль и максимально точно спрогнозировать их дальнейшую судьбу в случае входа в таможенный союз.
Смотрите также видео «Евразийский экономический союз (ЕАЭС)»:
Источник