Таможенный союз распределение таможенной пошлины по странам

Таможенный союз: зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин

Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 09.06.2009 N 9 одобрены этапы и сроки формирования единой территории Таможенного союза Республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации. С целью завершения формирования нормативно-правовой базы Таможенного союза возникла необходимость разработать механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие). Подробнее об этом механизме читайте в данной статье.

Для завершения формирования нормативно-правовой базы Таможенного союза разработан специальный документ, определяющий порядок зачисления и распределения между сторонами сумм ввозных таможенных пошлин, обязанность по уплате которых возникла со дня начала функционирования ТС в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию, а также пеней (процентов), начисленных на сумму ввозных таможенных пошлин в случаях и порядке, предусмотренных таможенным законодательством ТС.

Нормативно-правовое регулирование зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин

Правовой основой регулирования данной сферы является Соглашение об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 (далее — Соглашение). Соглашение входит в перечень важнейших международных договоров, формирующих договорно-правовую базу ТС, направленных на объединение таможенных территорий сторон и завершение формирования ТС. Кроме того, в Соглашении определены понятия «ввозная таможенная пошлина», «уполномоченный орган», «санкции и штрафы за нарушения», «структура и порядок информационного обмена», «механизм разрешения споров», «механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин», установлен норматив распределения сумм ввозных таможенных пошлин между государствами — членами ТС.

Читайте также:  Страны еаэс одобрили концепцию единого финансового рынка

Механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин

За основу был взят следующий принцип: ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федерального казначейства (далее — уполномоченные органы сторон) в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (в т.ч. при взыскании ввозных таможенных пошлин).
Уполномоченные органы сторон обособленно учитывают:
— суммы поступлений (возвратов) ввозных таможенных пошлин на едином счете уполномоченного органа;
— суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисленные на счета в иностранной валюте других сторон;
— суммы зачисленных в бюджет стороны доходов от распределения этой стороной сумм ввозных таможенных пошлин;
— суммы ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджет стороны от других сторон;
— суммы поступивших в бюджет стороны процентов за просрочку, установленных настоящим Соглашением;
— суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисление которых на счета в иностранной валюте других сторон приостановлено.
Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин осуществляется с бюджетного счета государства — члена Таможенного союза, открытого в центральных (национальных) банках сторон. Для этого банк одной стороны заключает договор корреспондентского счета с банком второй стороны для зачисления соответствующей доли подлежащих распределению таможенных пошлин.
В целях минимизации курсовых потерь при конвертации национальных валют в ходе распределения сумм ввозных таможенных пошлин будет применяться схема их перечисления, основанная на межбанковском клиринге, при котором используется официальный курс национальной валюты каждой страны к доллару США, а также появляется возможность требования национальным (центральным) банком страны-получателя причитающейся суммы либо в национальной валюте этой страны, либо в долларах США.
После получения средств национальный (центральный) банк страны-получателя должен перечислить полученные средства на счета бюджета.
В счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в соответствии с национальным законодательством сторон, поступившие на единый счет уполномоченного органа. Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Они уплачиваются на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями).
Общая схема механизма распределения ввозных таможенных пошлин, а также схема перечисления в доход бюджета стороны сумм от распределения ввозных таможенных пошлин представлена на рис. 1.

Читайте также:  Как отправить деньги с другой страны

Общая схема механизма распределения ввозных таможенных пошлин

Банк одной (первой) стороны обязан продать банку другой (второй) стороны денежные средства в долларах США за сумму национальной валюты первой стороны, равную сумме национальной валюты первой стороны.

Возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа в текущий день в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетный день, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в этот день.
Определение суммы возврата осуществляется до распределения поступивших ввозных таможенных пошлин между бюджетами сторон.
Исключительной особенностью является возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин с единого счета уполномоченного органа Республики Казахстан: он осуществляется в отчетный день в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших (зачтенных) на единый счет уполномоченного органа в день осуществления возврата.

Норматив распределения сумм ввозных таможенных пошлин

Экспертной группой по направлению «Выработка механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие» были произведены расчеты нормативов распределения ввозных таможенных пошлин: как среднее арифметическое значение нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин, рассчитанных двумя способами:
— на основании показателей общего объема импорта из стран дальнего зарубежья за 2007 — 2008 гг.;
— исходя из стоимостных объемов импорта из стран дальнего зарубежья за 2007 — 2008 гг. на базе статистических данных ООН по торговле товарами «Комтрейд ООН» в разрезе двузначных групп ТН ВЭД с применением одинаковых расчетных среднеарифметических ставок единого таможенного тарифа (ЕТТ) ТС.
Произведенный расчет объема импорта из третьих стран на основании данных статистики «Комтрейд ООН» (с поправками по 409 товарным позициям ТН ВЭД ТС) позволил установить нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой стороны в следующих размерах:
— Республика Беларусь — 4,70%;
— Республика Казахстан — 7,33%;
— Российская Федерация — 87,97%.
При установлении нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин каждая сторона не должна приобретать или терять что-либо в результате внедрения механизма их расчета.

Читайте также:  Привлекательные для иностранных инвестиций страны

Обмен информацией

В целях осуществления оперативной сверки данных, поступивших от уполномоченных органов сторон, а также для своевременного выявления расхождений в расчетных (платежных) документах, поступивших по электронным каналам связи в виде графической электронной копии документа, Соглашением предусмотрен обмен информацией между уполномоченными органами сторон, необходимой для реализации Соглашения, осуществляемый по согласованным в трехстороннем порядке формам в сроки, установленные Приложением 2 к Соглашению.
Уполномоченный орган направляет расчетный (платежный) документ (инструкцию) с указанием даты, за которую осуществляется распределение ввозных таможенных пошлин, и суммы в национальной валюте, подлежащей распределению между бюджетами сторон в национальный (центральный) банк для дальнейшего перечисления на счета в иностранной валюте других сторон (см. рис. 2).

Схема обмена информацией между уполномоченными органами сторон

Национальный (центральный) банк стороны информирует национальные (центральные) банки двух других сторон о зачислении доли поступивших сумм ввозных таможенных пошлин в национальной валюте, подлежащей обмену по действующему официальному курсу национального (центрального) банка — эмитента используемой валюты на доллары США (за исключением ее части, зачисленной в национальный бюджет в соответствующей национальной валюте).
Национальные (центральные) банки двух сторон могут установить в договоре, что исполнение встречных обязательств по перечислению денежных средств в долларах США, в т.ч. не исполненных в срок, осуществляется путем перечисления национальным (центральным) банком, величина обязательства которого в долларах США превышает величину встречного обязательства в долларах США другого национального (центрального) банка, денежных средств в долларах США другому национальному (центральному) банку в сумме, равной разнице между величинами указанных встречных обязательств.
В соответствии с Соглашением таможенные органы сторон обеспечивают применение согласованных правил, основанных на единых принципах учета ввозных таможенных пошлин по методу начисления, а также определяют единый порядок обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин.

Санкции, штрафы и механизм разрешения споров

При неперечислении или неполном перечислении денежных средств на счет в иностранной валюте какой-либо стороной в установленные Соглашением сроки, а также в случае непоступления информации от уполномоченного органа этой стороны об отсутствии сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению, она уплачивает стороне, на счета в иностранной валюте которой не поступили соответствующие денежные средства (двум другим сторонам), проценты за просрочку на всю сумму образовавшейся задолженности по ставке в размере 0,1% за каждый календарный день просрочки, включая день, когда сумма от распределения ввозной таможенной пошлины не была перечислена другой стороне (двум другим сторонам).
В случае непоступления (неполного поступления) денежных средств от какой-либо стороны и отсутствия уведомления от ее уполномоченного органа об отсутствии сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению между сторонами, уполномоченный орган стороны, на счет в иностранной валюте которой не поступили денежные средства, на третий рабочий день после непоступления (неполного поступления) вправе приостановить перечисление сумм ввозных таможенных пошлин со своего единого счета на счет в иностранной валюте первой стороны.
Если стороной принимается решение о приостановлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин, денежные средства, подлежащие перечислению на счет в иностранной валюте другой стороны, подлежат зачислению в доход бюджета первой стороны до отмены решения о приостановлении перечисления и обособленно учитываются в ее бюджете.
Секретариат Комиссии ТС в данном случае проводит консультации с органами исполнительной власти сторон с целью скорейшего возобновления функционирования механизма распределения сумм ввозных таможенных пошлин в полном объеме. При невозможности принять решение о возобновлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин какой-либо из сторон по данному вопросу проводится заседание Комиссии ТС, а в случае непринятия ею решения — заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств.
При принятии решения о возобновлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин указанные суммы не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления о принятом решении, подлежат перечислению на счета в иностранной валюте сторон, которым они предназначались в соответствии с Соглашением, при этом проценты за просрочку на указанные суммы не начисляются.
Суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, не перечисленные на счета в иностранной валюте какой-либо стороной, а также суммы не исполненных национальными (центральными) банками сторон обязательств по перечислению денежных средств в долларах США относятся к государственному долгу.

Контроль за реализацией Соглашения

Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Счетный комитет по контролю над исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Счетная палата Российской Федерации в рамках совместных контрольных мероприятий ежегодно проверяют соблюдение уполномоченными органами сторон положений настоящего Соглашения.
Контроль осуществляет Комиссия Таможенного союза, а ее секретариат проводит:
— мониторинг и контроль полноты поступления ввозных таможенных пошлин и их последующее распределение между государствами — членами Таможенного союза;
— статистический анализ и подготовку справочных, аналитических и информационных материалов в сфере применения вышеуказанного механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин.
Комиссия Таможенного союза представляет в Межгосударственный совет ЕврАзЭС на уровне глав правительств ежегодный отчет об исполнении Соглашения.

Источник

Таможенный союз: история создания и механизм функционирования

Формирование Таможенного союза со странами ЕврАзЭС является частью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № Согласно данной Концепции формирование Таможенного союза относится к первому этапу инновационного развития России Второй этап инновационного развития в области укрепления внешнеэкономических позиций России предусматривает обеспечение полномасштабного функционирования Таможенного союза в формате «тройки» (Беларусь, Казахстан, Россия) с подключением к этой работе других государств по мере их готовности к формированию единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.

В соответствии с договором от 6 октября 2007 г. «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза» определено, что таможенный союз — форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. При этом стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. 20 мая 2010 года Респуб­лика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на договоре, подписали Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), которое вступило в силу 1 сентября 2010 года.

В развитие этого основополагающего международного договора в кратчайшие сроки была разработана и принята основа договорно-правовой базы Таможенного союза, которая определила необходимые для функционирования Таможенного союза институты, включая Комиссию Таможенного союза, которая является единым постоянно действующим органом Таможенного союза и на которую возложен оперативный и ежегодный контроль за выполнением Соглашения.

Фундаментальной правовой основой функционирования единой таможенной территории является Таможенный кодекс Таможенного союза, подписанный 27 ноября 2009 года в Минске. Нормы Таможенного кодекса Таможенного союза базируются на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото). Законодательство Таможенного союза сформировано исходя из общепринятых норм международного права, в том числе в соответствии с нормами всемирных торговой и таможенной организаций. Все нормы таможенного регулирования прозрачны, исключают произвольное толкование, носят характер прямого действия, соответствуют мировым стандартам, удобны как для участников хозяйственной деятельности, так и для органов государственного управления. Они предусматривают применение современных таможенных технологий, включая предварительное информирование, электронное декларирование, применение систем управления рисками и пр.

Зачисление и распределение таможенных пошлин

Основой функционирования Таможенного союза является порядок, который предусматривает использование транзитных счетов для зачисления поступивших сумм ввозных таможенных пошлин с их последующим распределением уполномоченными органами (Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь, Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федеральное казначейство РФ) в бюджеты стран — участников Таможенного союза. Согласно имеющимся договоренностям все поступления от взимания импортных пошлин распределяются по согласованному макро­экономическому критерию, рассчитанному на основании показателей общего объема импорта из стран дальнего зарубежья за годы и данных о стоимостных объемах импорта из стран дальнего зарубежья за годы на базе статистических данных ООН по торговле товарами «Комтрейд ООН» вне зависимости от страны назначения товара:

Республика Беларусь — 4,70 %;

Республика Казахстан — 7,33 %;

Российская Федерация — 87,97%.

Экспортные пошлины взимаются по стране происхождения, за исключением внутреннего потребления в рамках Таможенного союза.

В соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, распределение начало осуществляться с 1 сентября 2010 года. Согласно правовым нормам Таможенного союза за основу распределения поступивших ввоз­ных таможенных пошлин был взят следующий механизм: ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федерального казначейства РФ (далее — уполномоченные органы сторон).

Уполномоченные органы сторон обособленно учитывают:

  • суммы поступлений (возвратов) ввозных таможенных пошлин на едином счете уполномоченного органа;
  • суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисленные на счета в иностранной валюте других сторон;
  • суммы зачисленных в бюджет стороны доходов от распределения этой стороной сумм ввозных таможенных пошлин;
  • суммы ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджет стороны от других сторон;
  • суммы поступивших в бюджет стороны процентов за просрочку, установленных настоящим Соглашением;
  • суммы распределенных ввоз­ных таможенных пошлин, перечисление которых на счета в иностранной валюте других сторон приостановлено.

Зачисление и распределение ввоз­ных таможенных пошлин осуществляется с бюджетного счета государства — члена Таможенного союза, открытого в центральных (национальных) банках сторон. Для этого банк одной стороны заключает договор корреспондентского счета с банком второй стороны для зачисления соответствующей доли подлежащих распределению таможенных пошлин.

Механизм движения ввозных таможенных пошлин со стороны РФ

1 Ввозные таможенные пошлины, уплаченные участниками ВЭД, в валюте Российской Федерации зачисляются на отдельный счет, открытый на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» Управлению Федерального казначейства по г. Москве. В соответствии со ст. 5 Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) распределение уплаченных в Российской Федерации ввозных таможенных пошлин между бюджетами стран — участников Таможенного союза производит УФК по г. Москве по установленным нормативам на следующий рабочий день после зачисления уплаченных сумм на счет УФК с учетом зачтенных платежей, сумм, подлежащих возврату на следующий рабочий день, и за вычетом сумм, подлежащих возврату плательщикам в текущем дне.

2 В счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в соответствии с национальным законодательством сторон, поступившие на единый счет уполномоченного органа. Соглашение предусматривает, что ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Они уплачиваются на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными документами.

3 Перечисление распределенных ввоз­ных таможенных пошлин в бюджеты Республики Беларусь и Республики Казахстан в национальной валюте стороны производится на следующий рабочий день за днем распределения поступивших сумм. Для этого УФК по г. Москве не позднее 13:45 по московскому времени направляет в Центральный банк РФ расчетные документы для перечисления распределенных сумм на счета, открытые в валюте Российской Федерации Республике Беларусь и Республике Казахстан. Аналогичным образом на счета в иностранной валюте, открытые Федеральному казначейству, поступают ввозные таможенные пошлины в белорусских рублях и казахских тенге, распределенные по установленному нормативу от уполномоченных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан.

При перечислении в доход федерального бюджета сумм от распределения ввозных таможенных пошлин, поступивших от уполномоченных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан на счета в иностранной валюте, используется схема их перечисления, при которой используется официальный курс национальной валюты каждой страны к доллару США. Так, денежные средства, зачисленные на счет в белорусских рублях, конвертируются в доллары США по официальному курсу доллара США к белорусскому рублю, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на следующий рабочий день после зачисления денежных средств в белорусских руб­лях на счет, а денежные средства, зачисленные на счет в казахских тенге, конвертируются в доллары США по официальному курсу доллара США к тенге, установленному Национальным банком Республики Казахстан, на следующий рабочий день после зачисления средств в тенге на соответствующий счет.

4 Полученная сумма в долларах США конвертируется в российские рубли по официальному курсу доллара США к рублю, установленному Банком России на дату проведения расчетов, и незамедлительно зачисляется на счет по учету средств федерального бюджета № 40105 в российских рублях.

Исполнение соглашения о Таможенном союзе

За период с 1 сентября 2010 года по 1 января 2012 года на счет № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» УФК по г. Москве поступило ввозных таможенных пошлин, уплаченных на территории Российской Федерации и подлежащих распределению между сторонами, на сумму 966,8 млрд российских рублей, из них распределено в бюджет Российской Федерации 850,5 млрд руб. (87,97 %), в бюджет Республики Беларусь — 45,4 млрд руб. (4,70 %), в бюджет Республики Казахстан — 70,9 млрд руб. (7,33 %).

Одновременно с этим в доход бюджета Российской Федерации поступило 81,7 млрд руб. (от Республики Беларусь — 35,0 млрд руб., от Респуб­лики Казахстан — 46,7 млрд руб.). Всего с 1 сентября 2010 года по 1 января 2012 года Российской Федерацией было зачтено 31,3 млрд руб. в счет уплаты ввозной таможенной пошлины, возвращено 7,4 млрд руб. излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин.

В соответствии с приказом Федерального казначейства РФ от 30 декабря 2011 г. № 654 «О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от 16 июня 2010 г. „Об утверждении Порядка исполнения Федеральным казначейством положений Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозной таможенной пошлины (иных пошлин, имеющих эквивалентное действие)“» с 1 января 2012 года учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе в иностранной валюте, и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также учет и распределение таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности между бюджетами стран — участников Таможенного союза относятся к полномочиям, закрепляемым за Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства.

Источник

Оцените статью