- Основной боевой танк Leopard I (Германия)
- Характеристики основного боевого танка Leopard I
- История создания немецкого танка «Леопард I»
- Конструкция танка «Леопард I»
- Модификации танка «Леопард I»
- Основной боевой танк Leopard
- Основной боевой танк «Леопард-2»
- Тактико-технические характеристики основного боевого танка «Леопард-2″/»Леопард-2А5»
Основной боевой танк Leopard I (Германия)
Характеристики основного боевого танка Leopard I
История создания немецкого танка «Леопард I»
В 1956 году Германия (западная, ФРГ) и Франция начали разработку единого танка — весящего не больше 30 тонн и вооруженного 90-мм орудием. Требования по бронированию были также очень скромны (гарантированная защита от 20-мм снарядов) и в целом, за исключением использования многотопливного двигателя и системы защиты от оружия массового поражения, новый танк был скорее устаревшим ещё до рождения, чем представлял собой новое слово в развитии техники.
Уже в 1957 году взгляды немцев и французов на этот проект разошлись и «совместной» работы не получилось — решено было, что каждая из сторон спроектирует собственную модель. Дело шло медленно и в 1963 году ФРГ вообще отказалась от сотрудничества и свой образец «допиливала» уже самостоятельно. В том же 1963 году под названием Leopard I танк был принят на вооружение. Надо сказать, что от начальной концепции в нем мало что осталось и машина получилась вполне современной, хотя и откровенно слабой по бронированию (особенно в сравнении с советскими танками).
В части «Леопард I» стал поступать в 1966 году, а его производство продолжалось до 1979 года. За этой время в танковые части Бундесвера поступило 2437 танков этой модели, а считая экспортные варианты — 4024 штуки. Плюс к этому, танк производился по лицензии в Италии — с 1974 года (т.е. с того момента как он перестал поступать на вооружение Бундесвера) по 1983 г., за это время изготовлено 720 «Леопардов».
«Леопард I» отличался неплохой подвижностью и низким силуэтом, ситуация с бронированием была несколько исправлена в конце 70-х после модернизации, однако в боевых действиях никогда и нигде он участия не принимал. «Леопард» можно рассматривать как «экспериментальный» немецкий танк, первый представитель второго поколения боевых машин этой страны в послевоенное время — на его основе отрабатывались идеи конструкторов и ставились эксперименты по созданию различных вспомогательных машин.
Чертеж основного танка Leopard I A4 (Германия)
Конструкция танка «Леопард I»
Танк Leopard I имеет классическую компоновку с размещением двигателя в кормовой части, боевого отделения посредине и водителя — спереди. Башня литая, корпус сварной. Вместо командирской башенки установлен панорамный прицел, смотровые приборы также имеются по периметру командирского люка. Рабочее место механика-водителя находится в носовой части корпуса справа. Слева от него размещается большая часть боекомплекта — 42 выстрела. Оставшиеся 3 члена экипажа находятся в башне танка — командир и наводчик справа от пушки, заряжающий — слева.
Главный калибр танка — 105-мм нарезная английская пушка L7A3 (как на английском «Центурион» и американском М60), отлично подходящая под требования НАТО о стандартизации вооружения. Пушка имеет симметричные противооткатные устройства и электрогидравлический привод наведения. Ствол не цельный, а представляет собой быстроразъемное соединение собственно ствола с казенной частью орудия. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, ещё один такой же пулемет установлен на крыше башни (крепления для него есть на обоих люках), в задней части башни, по бортам, смонтированы по 4 дымовых гранатомета.
Для ведения огня используется оптический стереоскопический дальномер ТЕМ 2А, совмещенный с бинокулярным прицелом наводчика, вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел TZE 1А и панорамный перископический монокулярный прицел командира TRP 2А с ночным подсветочным каналом. Система управления огнем включает в себя электронный баллистический вычислитель.
Танк оснащен вентфильтром, системой кондиционирования, навигационной аппаратурой, автоматической системой пожаротушения и обогревателем для экипажа.
Немецкий танк Leopard I последней модификации A5
Модификации танка «Леопард I»
Leopard I, базовая модель. Выпускался с 1965 по 1970 г.г. Изготовлено 1845 единиц.
Leopard IА1 — модернизированный Leopard I. Установлен двухплоскостной стабилизатор Cadillac-Gage, теплоизоляционный чехол ствола пушки, резинометаллические бортовые экраны, гусеницы со съемными резиновыми подушками, ОПВТ, система автоматического глушения двигателя. Боевая масса 41,5 т. С 1967 года модернизацию проходили все ранее выпущенные машины.
Leopard IА2. В производстве с 1973 г., имеет усиленое бронирование башни, бесподсветочные приборы ночного видения механика-водителя и командира, новый воздухоочиститель двигателя. Изготовлено 232 единицы.
Leopard IАЗ. Производился с 1973 по 1974 гг., дальнейшее развитие модификаций A1 и A2. Башня — сварная, с разнесенным бронированием, маска пушки сварная, клиновидная. Боевая масса 43,4 т. Модель «Леопард I» по защищенности соответствует американскому M60A1 — но только спереди.
Leopard IА4. В производстве с 1973 г., отличался объединенной системой управления огнем. Изготовлено 250 единиц.
Leopard IА1А1 — Leopard 1А1 с дополнительной броневой защитой башни (экранами 20-30-мм). Боевая масса 42,4 т. Модели с IА1А2 по IА3А3 представляли те же самые «Леопарды» с новыми радиостанциями SEM 80/90.
Leopard 1A5 — Leopard 1A1A1 и Leopard 1A1A2, оснащенные системой управления огнем EMES-18 и прицелом наводчика со встроенным лазерным дальномером и тепловизионным каналом, а также усовершенствованный стабилизатор пушки. С 1986 по 1992 год до этого уровня доведено 1225 танков.
Учебный танк Leopard I. Машина для обучения водителей танков с вращающейся кабиной (2 курсанта и инструктор) и макетом пушки. Третий курсант занимает «реальное» место механика-водителя, однако место инструктора имеет дублированное управление.
Leopard I ВЕ — (1967 г.) «леопарды» для Бельгии, отличались маркой пулеметов (калибр прежний) и меньшим ящиками для амуниции, установленным теплоизоляционным кожухом пушки и стабилизатором. Кроме того танки получили другую СУО (SABCA), из лазерного прицел-дальномера, электронного баллистического вычислителя, обычного оптического прицела и семи датчиков нестандартных условий стрельбы. До 1996 года 132 танка модернизировали до уровня Leopard 1А5, не прошедшие модернизацию машины были проданы в другие страны, в частности Бразилия в период с 1996 по 2000 получила 278 «Леопард I BE».
«Леопард» I учебный
Leopard I А1 NO (1970-71 г.г.) — «леопарды» для Норвегии, в конце 1980-х годов большая их часть модернизирована до уровня Leopard I А5. 9 машин в 1996 году переделаны в мостоукладчики, 22 танка — в саперный танк Leopard I Ingeniorpanservagn. Ещё 4 — в береговую БРЭМ, способную работать в прибрежной полосе на глубине до 2,95 м.
Leopard I NL (1969-72 г.г.) — «леопарды» для Нидерландов (поставлено 468 машин). Отличались радиостанциями, ящиками амуниции, новыми стабилизаторами вооружения, усовершенствованными прицелами и заменой пулеметов на FN MAG того же калибра. Позже голландские «леопарды» получили бортовые экраны и новые СУО, получив обозначение Leopard 1-Verbetered. В 1995 году все машины выведены из состава вооруженных сил и распроданы — 202 танка Leopard 1-V было поставлено Греции (1992-98 г.г.), 200 танков поставлено Чили (2000-2001 г.г.). Чилийские машины дополнительно оснащены тепловизорами PZB 200.
Leopard I IT (1970-1985 г.г.) — «леопарды» для Италии (поставлено 200 машин и 720 — произведено в самой Италии по лицензии). Кроме того Италия получили 69 БРЭМ и 12 саперных танков на базе «Леопарда» и самостоятельно произвела 68 БРЭМ, 28 саперных танков и 64 мостоукладчика. В 1995-96 г.г. 120 танков были модернизированы и доведены до уровня A5, прочие выведены из состава ВС.
Leopard I DK (1974-1978 г.г.) — «леопарды» для Дании (поставлено 120+110 танков). В 1989 г. все танки модернизированы до уровня А5 и получили обозначение Leopard 1A5DK.
Leopard AS1 (1976-1978 г.г.) — «леопарды» для Австралии (90 танков, 8 БРЭМ, 5 мостоукладчиков), все машины переоборудованы системами обеспечивающими эксплуатацию в жарком климате. С 2002 года осуществлялась программа частично модернизации, в частности оснащения тепловизорами.
Leopard Cl — «леопарды» (1A3) для Канады (114 танков), отличающихся от немецких системой управления, радиостанциями и пулеметами. Позднее башни были заменены на усовершенствованные, как у танков 1A5. В канадской армии такие машины получили обозначение Leopard С2.
Австралийские «Леопарды» AS1
Leopard I GR — (1983-84 г.г.) «леопарды» (1A3) для Канады (106 танков и 4 БРЭМ). Также с 1992 по 1998 год Греция получила 202 голландских танка Leopard 1-V по программе военной помощи, а с 1993 по 2003 год — 163 танка списанных немецких 1А1 и 176 1А5. Модернизация планировалась, но дошло ли до дела — не известно.
Leopard Т1 — (1982-83 г.г.) «леопарды» (1A3) для Турции (77 танков по программе военной помощи + 250 1A4 списанных немецких, в 1990-91 г.г. + 80 1А1А1 до 1995 г.). Все полученные танки переоснащены СУО EMES- 12АЗ и переименованы в Leopard Т1, уже после 2004 года 162 танка Leopard Т1 были оснащены новой СУО ASELSAN, собственной разработки.
Также на базе танка «Леопард I» были разработаны БРЭМ, мостоукладчик и ряд других специализированных машин.
Источник
Основной боевой танк Leopard
В июле 1963 года бундестаг принял решение о развертывании серийного производства нового танка. Первые танки, получившие название «Леопард-1», поступили в танковые части бундесвера уже в августе 1963 года. Танк «Леопард» имеет классическую компоновку. Справа в передней части корпуса находится место механика-водителя, в башне — в средней части корпуса установлено основное вооружение танка, там же размещаются остальные три члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий. В корме расположено силовое отделение с двигателем и трансмиссией. Корпус танка сварен из катаных броневых листов. Максимальная толщина лобовой брони корпуса достигает 70-мм под углом 60°. Литая башня сконструирована необычайно тщательно. Характерна ее малая высота — 0,82 м до крыши и 1,04 м до самой высокой точки приборов наблюдения командира, расположенных на крыше. Однако незначительная высота башни не привела к уменьшению высоты боевого отделения танка «Леопард-1», которая составляет 1,77 м и 1,77 м.
Зато вес башни «Леопарда» — около 9 т — оказался значительно меньше, чем у аналогичных танков (около 15 т). Небольшая масса башни облегчала функционирование системы наведения и старого механизма поворота башни, который применялся еще на танке М48 «Паттон». Справа в передней части корпуса располагается сиденье механика-водителя. Над ним в крыше корпуса имеется люк, в крышку которого вмонтированы три перископа. Средний легко снимается, и для вождения танка в условиях плохой видимости на его место устанавливается прибор ночного видения. Слева от сиденья механика-водителя размещается боеукладка с частью боекомплекта, дающая заряжающему относительно легкий доступ к боекомплекту практически при любом положении башни относительно корпуса танка. Рабочее место заряжающего расположено в башне, слева от орудия. Для доступа в танк и выхода из него заряжающий имеет отдельный люк в крыше башни.
Основной боевой танк «Леопард-1» на учениях
С правой стороны башни рядом с люком заряжающего, расположен люк командира танка и наводчика. Рабочее место наводчика находится в передней части башни справа. Командир танка располагается чуть выше и позади него. Основным вооружением «Леопарда» является английская 105-мм нарезная пушка L7АЗ. В боекомплект, состоящий из 60 выстрелов, входят бронебойные, подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, кумулятивные и бронебойно-фугасные снаряды с пластическим ВВ. Один 7,62-мм пулемет спарен с пушкой, а второй установлен на турели перед люком заряжающего. По бортам башни смонтированы гранатометы для постановки дымовых завес. Наводчик пользуется стереоскопическим монокулярным дальномером и телескопическим прицелом, а командир — панорамным прицелом, который в темное время суток заменяется инфракрасным.
Танк обладает сравнительно высокой подвижностью, что обеспечивается использованием 10-цилиндрового V-образного многотопливного дизельного двигателя МВ 838 Ка М500 мощностью 830 л. с. при 2200 об/мин и гидромеханической трансмиссии 4НР 250. В состав ходовой части танка (на борт) входят 7 опорных катков из легких сплавов, имеющих независимую торсионную подвеску, ведущее колесо заднего расположения, направляющее колесо переднего расположения и два поддерживающих ролика. Довольно значительное вертикальное перемещение опорных катков относительно корпуса танка контролируется ограничителями. С балансирами первых, вторых, третьих, шестых и седьмых подвесок соединяются гидравлические амортизаторы. Траки гусениц оснащены резиновыми накладками, которые дают возможность танку двигаться по шоссе, не повреждая его покрытия. «Леопард-1» оснащен фильтровентиляционной установкой, обеспечивающей нормальную деятельность экипажа в течение 24 часов, и системой противопожарного оборудования.
С помощью оборудования для подводного вождения могут преодолеваться водные преграды глубиной до 4 м Связь осуществляется с помощью радиостанции 5ЕМ 25, которая работает в широком диапазоне частот (26-70 МГц) на 880 каналах, 10 из которых являются программируемыми. При использовании стандартных антенн дальность связи достигает 35 км. В начале 70-х годов в ФРГ с целью повышения боевых качеств танка «Леопард-1» была проведена его поэтапная модернизация. Первая модернизированная модель получила обозначение «Леопард-1А1» (выпущено 1845 машин в четырех сериях). На танке установлен двухплоскостной стабилизатор основного вооружения, ствол орудия покрыт термоизоляционным кожухом.
Основной боевой танк «Леопард-1».
Для дополнительной защиты бортов корпуса установлены боковые фальшборты. На гусеничных траках появились резиновые накладки. Танки «Леопард-1А1А1» отличаются дополнительным внешним бронированием башни, выполненным фирмой «Блом унд Фосс» Оно состоит из гнутых броневых плит с нанесенным на них слоем искусственного покрытия, которые крепятся к башне с помощью болтовых соединений. К передней части крыши башни также приварена броневая плита. Все это привело к увеличению боевой массы танка примерно на 800 кг. Машины серии А1А1 имеют очень характерный силуэт, благодаря которому их легко распознать.
После следующего этапа модернизации появилась модель «Леопард-1А2» (выпущено 342 машины). Их отличает усиленное бронирование литой башни, а также установка бесподсветочных приборов ночного видения вместо прежних активных, которыми пользовались командир танка и механик-водитель. Кроме того, были усовершенствованы воздушные фильтры двигателя и фильтровентиляционная система защиты от оружия массового поражения. Внешне танки серий А1 и А2 отличить довольно сложно. На танке «Леопард-1АЗ» (выпущено 110 единиц) установлена новая сварная башня с разнесенным бронированием. Новая башня позволила не только улучшить качество защиты, но и увеличить размеры боевого отделения за счет большой ниши в ее кормовой части. Наличие ниши положительно сказалось на уравновешивании всей башни. В распоряжении заряжающего появился перископ, позволяющий вести круговой обзор. Модель «Леопард-1А4» (выпущено 250 танков) оснащена новой системой управления огнем, включающей электронный баллистический вычислитель, комбинированный (дневной и ночной) панорамный прицел командира со стабилизированной линией прицеливания Р12 и основной прицел наводчика со стереоскопическим дальномером ЕМЕЗ 12А1, обладающий 8- и 16-кратным увеличением.
К 1992 году бундесвер получил 1300 машин «Леопард-1А5», являющихся дальнейшей модернизацией моделей «Леопард-1А1» и «Леопард-1А2». Модернизированный танк оснащен более современными элементами системы управления огнем в частности прицелом наводчика со встроенным лазерным дальномером и тепловизионным каналом. Внесены отдельные усовершенствования в стабилизатор орудия. На следующем этапе модернизации возможна замена 105-мм нарезной пушки гладкоствольной калибра 120-мм.
Тактико-технические характеристики основного боевого танка » Леопард-1″/»Леопард-1А4″
Боевая масса, т | 39,6/42,5 |
Экипаж, чел | 4 |
длина с пушкой вперед | 9543 |
ширина | 3250 |
высота | 2390 |
клиренс | 440 |
лоб корпуса | 550-600 |
борт корпуса | 25-35 |
корма | 25 |
лоб башни | 700 |
борт, корма башни | 200 |
105-мм нарезная пушка L 7АЗ; два 7,62-мм пулемета | |
60 выстрелов, 5500 патронов | |
Двигатель | МВ 838 Ка М500,10-цилиндровый, дизельный, мощность 830 л. с. при 2200 об/мин |
Удельное давление на грунт, кг/см | 0,88/0,92 |
Скорость по шоссе, км/ч | 65 |
Запас хода по шоссе, км | 600 |
высота стенки, м | 1,15 |
ширина рва, м | 3,0 |
глубина брода, м | 2,25 |
На базе танка «Леопард-1» было создано семейство бронированных машин различного назначения, в том числе ЗСУ «Гепард», бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Стандарт», танковый мостоукладчик, саперный танк «Пионирпанцер-2». Создание танка «Леопард-1» стало большим успехом немецкой военной промышленности. Многие страны заказывали эти машины в ФРГ или приобретали лицензии на их производство на собственной промышленной базе. В настоящее время танки этого типа состоят на вооружении армий Австралии, Бельгии, Канады, Дании, Греции, Италии, Голландии, Норвегии, Швейцарии, Турции и, конечно, Германии. Танки «Леопард-1» отлично зарекомендовали себя в ходе эксплуатации, и это стало причиной того, что большинство из перечисленных выше стран, приступив к перевооружению своих сухопутных войск, обратили взоры к Германии, где появились новые машины — танки «Леопард-2». А с февраля 1994 года «Леопард-2А5».
Основной боевой танк «Леопард-2»
Разработка танка третьего послевоенного поколения началась в 1967 году в рамках совместного с США проекта МВТ-70. Но уже через два года стало ясно, что из-за постоянно возникающих разногласий и все возрастающей стоимости проект реализован не будет. Потеряв интерес к совместной разработке, немцы сосредоточили свои усилия на собственном опытном танке КРг-70, который получил наименование «Кайлер». В этой машине немецкие специалисты использовали многие конструктивные решения, найденные в ходе реализации совместного проекта. В 1970 году Германия и США окончательно перешли к созданию своих национальных танков.
В Германии было принято решение о разработке двух вариантов боевой машины — с пушечным вооружением («Леопард-2К») и с противотанковым ракетным вооружением («Леопард-2РК»). В 1971 году разработка танка «Леопард-2РК» была прекращена и к 1973 году для проведения испытаний были изготовлены 16 корпусов и 17 башен танка «Леопард-2К». Десять опытных образцов были вооружены 105-мм нарезной пушкой, а остальные 120-мм гладкоствольной. Две машины имели гидропневматическую подвеску, но в конечном счете была выбрана торсионная.
В том же году между ФРГ и США было заключено соглашение о стандартизации своих танковых программ. В нем предусматривалась унификация основного вооружения, боеприпасов, систем управления огнем, двигателя, трансмиссии и гусениц. В соответствии с этим соглашением был изготовлен новый вариант танка «Леопард» в конструкции корпуса и башни которого было применено разнесенное многослойное бронирование, а также установлена новая система управления огнем. В 1976 году были проведены сравнительные испытания этого танка с американским ХМ1. После отказа США принять «Леопард-2» в качестве единого танка НАТО министерство обороны ФРГ в 1977 году разместило заказ на производство 800 машин этого типа. Серийное производство основных танков «Леопард-2» началось в том же году на заводах фирм «Краусс-Маффей» (головной подрядчик) и «Крупп-Мак машиненбау».
Они изготовили соответственно 990 и 810 этих танков, поставки которых сухопутным войскам осуществлялись с 1979 до середины 1987 года, когда программа выпуска «Леопардов-2» для армии ФРГ была завершена. В 1988-1990 годах был размещен дополнительный заказ на производство 150 машин «Леопард-2А4», которыми предстояло заменить танки «Леопард-1А4», проданные Турции. Затем было заказано еще 100 единиц — на сей раз действительно последних. С 1990 года производство «Леопардов» прекращено, однако проводится модернизация имеющихся в армии машин, рассчитанная на период до 2000 года. Она включает усиление броневой защиты корпуса и башни, установку танковой информационно-управляющей системы, а также совершенствование узлов ходовой части. В настоящий момент в Сухопутных войсках Германии насчитывается 2125 танков «Леопард-2», которыми укомплектованы все танковые батальоны.
Серийный образец основного боевого танка «Леопард-2А5».
Тактико-технические характеристики основного боевого танка «Леопард-2″/»Леопард-2А5»
Боевая масса, т | 55,2-62,5 |
Экипаж, чел | 4 |
длина с пушкой вперед | 9668 |
ширина | 3700 |
высота | 2790 |
клиренс | 490 |
лоб корпуса | 550-700 |
борт корпуса | 100 |
корма | нет данных |
лоб башни | 700-1000 |
борт, корма башни | 200-250 |
противоснарядная 120-мм гладкоствольная пушка Rh-120; два 7,62-мм пулемета | |
42 выстрела, 4750 патронов МВ | |
Двигатель | 12-цилиндровый, V-образный-MB 873 Ka-501, с турбонаддувом, мощность 1500 л. с. при 2600 об/мин |
Удельное давление на грунт, кг/см | 0,85 |
Скорость по шоссе, км/ч | 72 |
Запас хода по шоссе, км | 550 |
высота стенки, м | 1,10 |
ширина рва, м | 3,0 |
глубина брода, м | 1,0/1,10 |
- Немецкий танк Leopard 2A7+
- Танки на экспорт
- Танки «Леопард». Германия. А.Меркель.
- Продажа Леопардов в Саудовскую Аравию
- Der Spiegel: о русской технике
Источник