Театрализованная экскурсия как форма

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК НОВЫЙ ВИД В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЕ

Театрализованная экскурсия – это достаточно необычный и очень стильный способ проведения досуга с пользой и удовольствием. Такой вид экскурсии превращает слушателей не только в зрителей, но и в непосредственных участников описываемых событий в представляемой программе экскурсии. Театрализованная экскурсия – это уникальное сочетание интерактивной формы с динамичной и эмоционально выраженной подачей самых интересных фактов и историй.

Жанр театрализованной экскурсии развился не только в музеях и выставочных залах, но и в рамках пеших городских экскурсий. Конечно, такие театрализованные городские экскурсии проходят в крупных городах: Москве и Санкт-Петербурге, а если и проходят в иных городах, то не получают должного освещения средствами массовой информации.

Данные экскурсии проходят, как ознакомительные для гостей города, которые хотят узнать о нем достаточно информации, чтобы, как говорится «было что рассказать», и не утруждать себя огромным количеством труднозапоминаемого материала, насыщенного датами и именами, которые в большинстве своем случаев не говорят экскурсантам ровным счетом ничего. Следовательно, популярность данной культурно — досуговой формы – не оставила равнодушных среди частных предпринимателей, предлагающих этот вид работы с клиентами.

Вот, что предлагает одна туристическая компания с громким названием «Отечество»: «Театрализованная экскурсия – уникальная возможность открыть для себя столицу самой большой в мире страны глазами реально существовавших людей, живших в той или иной эпохе государства Российского, окунуться в бурю разгоравшихся событий, получить всплеск необычных завораживающих эмоций, опыт прошлых поколений, почувствовать и пропустить через себя то, что переживали они: любовь, ненависть, ревность, страдание, нищету, тщеславие и т.д. – все то, что свойственно каждому, но проявляется по-разному в зависимости от времени и ситуации.

Преимущества перед традиционной обзорной экскурсией:

Самый необычный туристический и экскурсионный формат – это точно запомнится!

Полноценная театрализованная история по всему маршруту экскурсии – не анимация!

Интерактивное взаимодействие со зрителем, который становится участником событий — полное погружение в атмосферу!

Коллектив профессиональных актеров и режиссеров, оригинальные сценарии – качественная постановка!

Подача информации через реальные истории и любопытные факты – вы не заскучаете от обилия дат, имен и названий!

Работа нашего профессионального фотографа на протяжении всей экскурсии включена в стоимость! В кадр попадет каждый гость!» [http://www.homeland-tour.ru].

Собственно, никакой конкретики, красивые фразы и обещания.

А вот еще одна программа театрализованной экскурсии, но уже в музее, а именно в Государственном Историческом Музее. Конечно, эта экскурсия сделана в рамках празднования дней рождений юных гостей музея, но это, отнюдь, не умаляет ее достоинств. Вот обещания Государственного музея: «Дети поиграют в старинные русские игры и забавы, узнают, что означают их имена, как праздновали именины на Руси, кто такие крестные родители. Во время праздника юных гостей будут сопровождать царь, царевна и бояре, которые познакомят с укладом жизни в боярском доме и с традициями празднования именин в царской семье. Именинник выберет особое подношение государю и сам получит подарок от Исторического музея, а затем вместе с гостями отправится на угощение к царевне» [http://www.shm.ru]

Тут, уж как говорится, «налицо» весь ряд функций любого культурно- досугового мероприятия: образовательная – маленькие гости, как заявлено у организатора, узнают значение своих имен, предназначение крестных родителей и собственно, как праздновались дни рождения нашими предками.

Познавательная функция здесь тоже присутствует – дти явно узнают много нового об истории родного государства, если можно так сказать – прямо из уст первых лиц.

О развлекательной и рекреативной функции, даже говорить не следует, так как они в данной театрализованной экскурсии просматриваются отчетливо, можно даже сказать, что являются сквозным действием всего мероприятия. Только представив себе на минуту, что в твой день рождения тебя будет сопровождать сам Иван Грозный или же представители боярской думы, сразу отпадает вопрос об аспектах развлечения в экскурсии.

Театрализованная экскурсия является достаточно молодым видом культурно-досуговых мероприятий, новизна и новаторство которой, ничуть не умаляют ее достоинств среди других видов и форм культурно – досуговой деятельности. Но в свою очередь нужно провести грань между театрализованной экскурсией, как новым видом мероприятий, и некой экскурсией с элементами театрализации. Казалось бы, разница не существенна, но театрализованной экскурсии присущ единый художественный образ, создаваемый персонажами, которые развивают тему данного мероприятия. Конечно, на создание такого образа положены силы не только актеров, но так же большую роль играет специфическое оформление данной экскурсии: это в первую очередь костюмы актеров, которые не должны выбиваться из общей стилистики и темы программы. Конечно, это и музыка и определенный реквизит, возможно даже самые разнообразные средства для достижения единого образа экскурсии – это может быть и традиционные угощения, и различные обряды и ритуалы.

Так же стоит отметить и экскурсию с элементами театрализации, которой, как правило, не присущ единый сюжет. Но отличием от обычной, традиционной экскурсии здесь является наличие актеров, так или иначе, связанных с тематикой экскурсии.

Таким образом, мы видим, что полноценная театрализованная экскурсия строится по тем же принципам, что и любой другой вид культурно – досуговых мероприятий, будь, то концерт или митинг. Основным принципом при создании театрализованной экскурсии должно являться наличие темы и идеи, а именно основной мысли, которую создатель данной формы, хочет донести зрителям.

Источник

Театрализация как форма проведения экскурсии

Примеры театрализации: праздники, привязанные к календарным праздникам местного или более масштабного (национального) значения, конкурсы, фестивали, этнографические посиделки и др.

Экскурсовод в подобном мероприятии уже превращается в аниматора – организатора развлечений и активного проведения досуга. Рассмотрим пример празднования «Проводы Масленицы».

1. Приезд группы на поляну в лесу: экскурсанты – взрослые и дети (больше ориентировано на развлечение детей; роль взрослых – сопровождение); если группа прибыла до начала праздника, можно погулять вволю – дети лепят снеговиков, взрослые общаются.

2. Начало развлекательно‑игровой программы (информации дается в очень доступной форме и порционно, небольшими вставками).

Ход событий: из бревенчатого русского домика выходит популярный народный персонаж Петрушка и увлекает детей и взрослых традиционными русскими играми – дракой мешками, перетягиванием каната, «Царь горы» и др. Все это перемежается шутками, прибаутками, частушками и плясками. Создается атмосфера языческих проводов зимы, поются заклинания на приход весны и т. д. Игры на свежем воздухе длятся примерно 1 ч.

3. Информативная часть: внутри русского дома с затопленным камином ожидает бабушка Петрушки. Она рассказывает о происхождении Масленицы, о празднике, о том, почему сжигают чучело. Эта часть длится 30–40 мин (перемежается песнями, танцами, хороводом).

4. Мастер‑класс: в светлице экскурсанты сами мастерят Маслену – чучело. Все это сопровождается разъяснениями бабушки Петрушки: чем туже косы Маслены, тем туже будут снопы в наступившем году, тем богаче урожай, и др.

5. Ритуал: в карман Маслене экскурсанты кладут все плохое, что хотят оставить в старом году, с чем хотят проститься навсегда.

6. Развлекательная часть: частушки, песни под балалайку и под гитару. В это время накрываются столы – традиционные блины, варенье, горячий чай и др. (возможно включить часть с самостоятельным выпеканием блинов).

7. Сожжение чучела Маслены. Аниматоры изображают тройку с бубенцами, несут Маслену, грохочут трещотками, чтобы напугать зиму. Процессия с экскурсантами идет на опушку леса, где сжигается Маслена. Пока чучело горит, еще один ритуал: взрослые и дети бегают вокруг костра, кто больше кругов успеет обежать, тому больше всего повезет в наступившем году.

Общая продолжительность такой развлекательной экскурсии – 3 ч, а насыщенность развлечениями очень велика, поэтому экскурсанты не успеют почувствовать усталости.

Разновидностью подобной театрализованной экскурсии являются и военно‑исторические реконструкции, о которых уже шла речь ранее. В частности, кроме рыцарских турниров, проходящих в настоящих средневековых замках, уже давно действуют и ночные развлекательные экскурсии для любителей острых ощущений. Так, в Бойницком замке XII в. (Словакия) проводится фестиваль духов и привидений, а по ночам – экскурсии по «обители привидений», очень популярные у туристов.

Средства анимации уже прижились в музеях, освещающих ту или иную историческую эпоху, где персонажи в соответствующих костюмах легко «оживляют» место и время. Ведь эффективность контактов музея с посетителем целиком зависит от мобильности музея, способности совершенствоваться, не теряя при этом своего привычного лица. Например, музей Верещагиных (г. Череповец) предлагает обзорную экскурсию, которую проводят сотрудники музея, одетые в костюм эпохи, о которой идет речь, с использованием разговорной стилистики того времени. То же самое давно практикуется в музее‑заповеднике «Кижи» (Карелия): одетые в народные костюмы экскурсоводы используют обороты речи, характерные для заонежцев. Примером успешного внедрения в жизнь археологических экскурсий нового поколения является и древнее городище Аркаим на Урале, куда устремился бурный поток туристов. Аркаим не только уникален по своей структуре, но и предлагает обывателю познакомиться с реконструкцией деревни каменного века.

За рубежом принцип анимации часто применяется в скансенах[118] Швеции, Дании, Венгрии, Польши, Кореи. Другой пример – в парижском музее декоративно‑прикладного искусства была воссоздана улица Парижа середины XIX в. – с кафе, ателье, магазинами, которые могли посетить желающие и ощутить «аромат» ушедшей эпохи.

Пример этнографических посиделок: экскурсии в алтайские деревни, где туристам предложат понаблюдать шаманские обряды, посетить древние храмы, алтайскую сказительницу, посидеть у костра, глядя на звезды, и услышать древние легенды.

Подобные яркие экскурсии дают возможность экскурсоводу не просто донести до экскурсантов некую информацию, но и «включить» группу в диалог культур, позволить прочувствовать особенности историко‑культурной среды.

Источник

Использование методов театрализации в экскурсионно-просветительской деятельности историко-художественного музея

В последнее время музеи разного профиля активно внедряют в свою практику методы театрализации, чтобы привлечь внимание посетителей и сделать понимание экспозиции доступным для всех слоев общества. Под методом театрализации подразумевается способ интерпретации музейной информации с применением театральных атрибутов (сценария, элементов режиссуры, ролей и т.д.). Практика Серпуховского историко-художественного музея доказала, что эти методы применимы и в рамках художественной экспозиции.

Визитной карточкой Серпуховского музея стала театрализованная экскурсия «Ожившие картины», премьера которой состоялась в 2012 году. В ее основе лежит традиционное для России развлечение XIX – начала XX века – создание «живых картин» – статических немых мизансцен на тему известных живописных полотен или скульптур. Во время театрализованной экскурсии в Серпуховском музее герои картин произносят монологи, общаются друг с другом и со зрителями. Например, у картины И. М. Прянишникова «В ожидании шафера», развивается диалог свахи и отца невесты. Это помогает понять сюжет картины и поразмышлять на тему «неравного брака». Наиболее колоритна «ожившая картина» по работе К. Е. Маковского «Под венец». Она воссоздает бытовые особенности жизни бояр, знакомит со старинным фольклором.

«Ожившие картины» стали ярким украшением праздничных мероприятий и акций, таких как Ночь в музее, Ночь искусств и др. Причем, в зависимости от тематики акций, за основу театрализации берутся различные произведения искусства. Например, в Год литературы внимание было обращено на картину К. Е. Маковского «Демон и Тамара», иллюстрирующую поэму М. Ю. Лермонтова «Демон».

Жанр театрализованной экскурсии развивается и в рамках проекта «По улицам провинциального Серпухова». Это серия пеших городских экскурсий, во время которых об архитектурных памятниках города рассказывают его реальные жители из прошлых веков. Проект принес серпуховскому музею победу на I Международном конкурсе «Туристский бренд: лучшие практики 2015» в номинации «Историко-культурный туризм».

Наиболее активно используются методы театрализации при работе с детской аудиторией. Уже доброй традицией стали в Серпуховском музее детские новогодние праздники. Начинаются они с путешествия по музейным залам. Дети на экскурсиях узнают много нового и интересного. А черту всему увиденному и услышанному подводит новогодняя сказка. Она по тематике всегда связана с экскурсиями и обогащает тем самым познавательную часть всей программы. Вот уже 10 лет подряд музейный коллектив во главе с режиссером Мариной Суслиной каждый год ставит новый спектакль. И в атмосфере музея, где все дышит изяществом, на фоне коллекции старинных полотен, дети приобщаются к культурным ценностям музея, к его неповторимой эстетике.

Таким образом, методы театрализации, при условии их органичного единства с сущностью и природой экспозиции или при условии интегрирования их в ткань разнообразного по формам действия, обогащают жизнь музея и являются эффективным коммуникационным средством.

Литература:

  1. Новикова Г. Н. Технологические основы социокультурной деятельности, учеб. пособие – М.: МГУКИ, 2010.
  2. Кондрашова Л. И. / Крючкова Е. Н. Кремль-детям, тезисы докладов, М.: 2006.
  3. Аржанухина В. В. Театральные приемы и средства выразительности как элементы музейной коммуникации // вестник МГУКИ 5 (49)/2012.
  4. Филонова Л. И. Костюмированная экскурсия как современная форма взаимодействия с посетителями музея // «Мир экскурсий» №1/2010.
  5. Юхневич М. Театрализация в музейном пространстве: за и против // «Музей» №7/2011.

Спиридонова Г. В.

Серпуховский историко-художественный музей

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

Читайте также:  Путешествие по россии моря озера реки россии
Оцените статью