Техническое регулирование стран мира

Техническое регулирование и стандартизация в США и ЕС

Техническое регулирование в зарубежных странах активно развивается и совершенствуется с учетом новых промышленных и национальных стандартов. В каждой стране разработана определенная модель регулирования, где учитываются законодательство, меры и способы государственного регулирования, уровень технического развития и оценка эффективности применения норм и стандартов.

В настоящее время в зарубежных странах применяются 2 базовые платформы. Первая – американская, где стандарты подразделяются на правительственные и неправительственные, промышленные и de facto, т.е. не закрепленные законодательно, но применяемые отдельными компаниями, региональные и национальные. Вторая – европейская, разработанная в соответствии с международной методологией и практикой технического регулирования.

Основы технического регулирования в США

Обязательные требования к продукции, товарам и услугам разрабатываются различными департаментами, например, Агентством по защите окружающей среды (ЕРА), Министерством труда, Администрацией безопасности труда и здравоохранения (OSHA) и законодательными органами власти каждого штата. После утверждения, которое проходит в открытой форме и позиционируется как удобное всем сторонам, регламенты принимаются в форме федеральных правил и законов в соответствии с Конституцией США по каждому штату отдельно или в целом по государству.

Отсутствие комплексного акта по вопросам технического регулирования и унификации правового регулирования в этой сфере в США накладывает определенные проблемы, что не позволяет брать за основу такой принцип другими странами. Наиболее практичным считается европейский опыт, где применяется глобальный принцип стандартизации, применимый ко всем видам продукции и услуг в странах-участницах ЕС и на международной арене.

Основы технического регулирования в европейских странах

На сегодняшний день это самая эффективная модель в рамках международного сотрудничества, призванная обеспечить единую оценку соответствия и сертификацию товаров и услуг в контексте взаимодействия не только на внутреннем рынке ЕС, но и между другими странами, включая азиатские и США.

Читайте также:  Страны первого типа воспроизводства населения характерные черты естественного движения населения

Несмотря на отсутствие специальных законов о техническом регулировании в Европейском союзе, разработка и адаптация регламентов основана на практике отдельных стран-участниц и регламентов. Так, например, в Польше, Австрии и Бельгии применяются законы о стандартизации; в Италии и Великобритании – на законодательном уровне закреплена работа национальной организации по стандартизации; в Германии и Франции действуют меморандумы по отдельным видам продукции и услуг.

Структура технического регулирования в странах ЕС

Состоит из 3-х направлений директив:

· общие, регламентирующие требования к общей безопасности продукции;

· глобальные новые — основополагающие требования для отдельных видов продукции и услуг;

· старые конкретизирующие – закрепляют конкретные требования по каждому виду продукции.

Новые и старые директивы распределяются, в свою очередь, на горизонтальные, касающиеся широких групп продукции, и вертикальные, которые определяют требования, связанные с риском по группам.

Универсальность и применимость стандартов технического регулирования в Европейском союзе обусловлена более глобальными требованиями, возможностью взаимного признания результатов оценки и основополагающими требованиями к продуктам, услугам, зданиям и сооружениям, независимо от страны происхождения или поставки. Во всех директивах определено единство процедуры оценки и единые требования к органам по оценке соответствия, чего не достает в американской системе стандартизации, где требования могут отличаться даже в рамках соседних штатов. Более того, в большей части штатов действует многоуровневая система технического регулирования, где уровни конкурируют между собой. При этом отсутствует четкое деление их полномочий и сферы применения. Сложность взаимодействия в торговле и производстве возникает и с латиноамериканскими странами, зачастую использующими технические регламенты США.

Ключевое отличие европейской системы от американской заключается в работающем принципе «презумпции соответствия», когда продукция, отвечающая стандартам, соответствует общим требованиям директив до того момента, пока не будет доказано обратное.

Эффективность европейской практики технического регулирования основана, в том числе, на взаимном признании результатов оценки отдельных стран, в частности, речь идет о США, Японии, Израиле и Швейцарии. С учетом того, что ЕС наиболее крупный партнер РФ, используемая модель стандартизации должна быть учтена для дальнейшего взаимного признания результатов и увеличения экспорта российских товаров.

Источник

Стандартизация и техническое регулирование в развитых зарубежных странах

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В РАЗВИТЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Краткий обзор

1. Законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере технического регулирования и стандартизации

Нам не удалось обнаружить в законодательстве ни одной страны Европейского Союза, США и Канады специальных законов о техническом регулировании. Аналогичные российскому Федеральному закону «О техническом регулировании» правоотношения регулируются следующими актами:

· законами о стандартизации (Австрия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Польша, Литва, Израиль, Китай, Республика Корея, Мексика, Новая Зеландия, Япония и др.);

· законами о создании и правовом статусе национальной организации по стандартизации (Великобритания, Италия, Канада и др.);

· договорами (меморандумами о взаимопонимании) между правительствами и национальными организациями по стандартизации (Великобритания, Германия, Франция), Этими договорами (меморандумами) правительства признают саморегулируемые организации национальными органами по стандартизации (например, институт DIN (Deutche Institut fur Normung) в ФРГ);

· законами, регулирующие такие социально-экономические сферы, как охрана здоровья населения, промышленная безопасность, контроль и охрана окружающей среды, защита интересов и прав потребителей и требующие для конкретизации своих норм разработки национальных стандартов (США и большинство развитых стран).

Законы о техническом регулировании, принятые в период начала 2000-х гг. в Беларуси, Казахстане, Армении, являются производными от российского Закона о техническом регулировании, однако с существенными отличиями, прежде всего в части определения понятия технического регламента (определение совпадает с принятым в ВТО), порядка его принятия (актами органов исполнительной власти) и возможности ссылок в технических регламентах на стандарты и своды правил.

Особое место занимает законодательство Европейского Союза.

Основным наднациональным документом являются Директивы (directives) – устанавливающие для государств-членов цели, которые должны быть достигнуты в течение установленного срока, оставляющие при этом для национальных органов выбор форм и способов достижения этих целей. Директивы, как правило, не являются документами прямого действия. Директивы подлежат имплементации в национальном законодательстве в соответствии с индивидуальными процедурами, установленными в каждом из государств-членов. Практически на уровне отдельной страны это может быть технический регламент, утвержденный профильным министерством.

Главный смысл Нового подхода, применяемого в сфере технического регулирования в ЕС последние 20 лет, для производителя в том, что производитель, пройдя необходимые процедуры и получив право наносить на свой продукт маркировку CE, подтверждающую, что продукт соответствует всем обязательным требованиям общеевропейского рынка, может поставлять его свободно по всей Европе. Государства-члены не вправе препятствовать перемещению этого продукта, пока они не докажут обратного. Сегодня маркировкой СЕ должны в обязательном порядке сопровождаться товары, поставляемые на рынок Евросоюза и попадающие под требования одной из директив Нового подхода.

Существуют также регламенты или, точнее, правила (regulations) Евросоюза, которые являются документами прямого действия, содержащим все необходимые данные (вплоть до схем и формул) и процедуры.

Регламенты в области технического регулирования принимаются европейским законодателем нечасто. Это объясняется не только проблемой согласования национальных особенностей, но и высокой детализацией самих регламентов. Так, например, Регламент № 000/98 принятый Советом, о записывающем оборудовании на транспорте, содержит 259 страниц, включая принципиальные электрические схемы кодирующих устройств. Знаменитый регламент REACH (Registration, Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemicals) о химической продукции имеет 673 страницы и различную информацию, начиная от химических формул и заканчивая графическими изображениями.

Однако, в таких критически важных областях, как торговая политика, связанная с сельским хозяйством и поставками продуктов питания, Евросоюз легко принимает множество актов, устанавливающих, например, рыночные стандарты для моркови, в котором прямо (в миллиметрах и граммах) прописаны размеры моркови, поставляемой на рынок.

В целом регламенты Евросоюза соответствуют понятию российского технического регламента с одной оговоркой – в нём могут содержаться требования, избыточные с точки зрения безопасности (требования к конструкции). Это связано с тем, что Евросоюз решает, в том числе проблему внутренней унификации различных технических систем. Данное обстоятельство не позволяет прямо копировать европейские регламенты в российские.

Директива Евросоюза сама по себе документом прямого действия не является, оставляя меры и процедуры на усмотрение национального законодателя. Уже одно это обстоятельство не позволяет говорить о возможности прямого копирования директив в технические регламенты.

Оксфордский словарь даёт самое краткое определение стандарта: «нечто, используемое, как норма, мера или модель при сравнительной оценке». Стандарты на продукцию определяют характеристики продукции.

В общем и целом, в зарубежных странах стандарты (сюда мы для краткости включаем и своды правил), принятые как на национальном уровне, так и на межгосударственном уровне, а также стандарты международных организаций по стандартизации, являются документами добровольного применения.

Однако применение стандартов или их отдельных положений становится обязательным в следующих случаях:

для всех субъектов хозяйственной деятельности, если это предусмотрено в технических регламентах или других нормативных правовых документах (где имеются ссылки на национальные стандарты). Важное замечание состоит в том, что обязательными в этих документах, как правило, могут быть только национальные стандарты или другие документы по стандартизации своей страны;

для участников соглашения (контракта, договора) относительно разработки, изготовления или приобретения продукции, если приводится ссылка на стандарты. Здесь могут предъявляться требования к соблюдению стандартов иных стран. Пример: при закупках труб для газо — и нефтепроводов проекта «Сахалин-2», компания «Сахалинская энергия» выставляла требование к соблюдению стандартов Американского нефтяного института (API) , что создавало препятствия для российских трубных компаний по участию в поставках труб;

для производителя или поставщика продукции, если он декларировал соответствие продукции национальным стандартам или применил обозначение национального стандарта на маркировке;

для производителя или поставщика продукции, если его продукция сертифицирована на соответствие требованиям национального стандарта.

В Англии широкое применение стандартов является неотъемлемой частью процесса государственных закупок на общенациональном уровне и местном уровне, в том числе для подрядов по строительству (зданий, дорог, и т. д.).

Стандартизация в США.

Наиболее крупными организациями по добровольной стандартизации, входящими в Американский национальный институт стандартизации (ANSI), являются: Американское общество по испытаниям материалов ASTM International, Американский институт нефти API, Американское общество машиностроителей ASME, Международный совет по кодам ICC, Национальная электротехническая ассоциация NEMA, Национальная противопожарная ассоциация NFPA, Общество автомобильных инженеров SAE International, Институт электроники и электротехники IEEE, Американское общество гражданского строительства ASCE, Американское общество стоматологов ADA и другие организации.

Всего в США более 200 организаций, разрабатывающих добровольные консенсусные отраслевые и межотраслевые стандарты.

Каждый отдельный государственный орган власти уполномочен устанавливать в своей сфере обязательные стандарты, однако процедура перевода стандарта из добровольной области в обязательную неразрывно связана с открытым участием всех заинтересованных структур в данном процессе

Добровольные стандарты становятся обязательными после того, как их номер и наименование вносится в Свод федеральных правил США (US Code of Federal Regulations). Этот Свод содержит все принимаемые федеральными исполнительными органами власти подзаконные акты.

Данный перечень содержит более 10 тысяч стандартов и за последние 10 лет пересматривался 3000 раз. Информация о перечнях обязательных стандартов и сводов правил постоянно размещена на сайте http://standards. gov/sibr/query/index. cfm.

3. Гармонизация стандартов и процедур сертификации разных стран

Для снятия барьеров в международной торговле, связанных с подтверждением соответствия продукции из одной страны требованиям, предъявляемым другой страной, самым простым путём является принятие национальными органами по стандартизации международных стандартов в качестве национальных. Принятие международного стандарта в качестве национального не носит обязательного характера и происходит на сугубо добровольной основе.

Фактически очень многие стандарты, принимаемые в отдельных странах, являются адаптацией стандартов ИСО (общее число стандартов ИСО составляет 15 тысяч) и других международных организаций (МЭК и других). .

При больших объемах межстрановой торговли, например, между США и Канадой, национальные органы по стандартизации признают стандарты другой страны в качестве своих национальных.

В области строительных материалов и изделий можно привести пример гармонизированного США и Канадой стандарта «Технические условия Северной Америки на проектирование стальных конструкций из холоднокатанного металла».

Аналогично используются международные схемы по сертификации. Страна, участвующая в международных организациях по стандартизации, признаёт сертификаты, выданные по одной и той же схеме в другой стране — участнице той же организации.

4. Особенности технического регулирования в строительстве

В отношении строительных материалов никаких принципиальных отличий от другой продукции, поступающей в оборот, нет.

Особенности имеют место строительства зданий и сооружений. Соглашение ВТО о технических барьерах в торговле не регулирует рынок строительных услуг. Строительная деятельность регулируется национальными техническими регламентами, которые, как правило, не являются гармонизированными для всех стран ЕС и тем более стран – участников ВТО.

На уровне Европейского Союза стандартизацией в сфере строительства занимается Европейский Комитет по стандартизации (CEN), выпускающий так называемые Еврокоды (Code of regulation) – своды правил (см. таблицу 1).

Единственная Директива ЕС 89/106 регулирует строительную продукцию в самом общем виде без установления каких-либо конкретных технических норм, Требования директивы распространяются на строительные материалы, изделия, конструкции и собственно здания и сооружения

Основная нормативная база на уровне отдельной страны сосредоточена в национальных стандартах, сводах правил и технических регламентах. Технические регламенты в странах Восточной Европы (Польша, Литва и др.) – это слегка модернизированные советские СНиПы, утвержденные в качестве технических регламентов министерствами, ведающими сферой строительства.

Источник

Оцените статью