Технология образовательных путешествий по технологии

Мастер- класс на тему:»Технология образовательного путешествия как способ формирования и развития УУД»
опыты и эксперименты на тему

В статье раскрываются теоретические вопросы использования технологии образовательного путешествия, приведены задания поэтапной разработки мероприятия.

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy_master-klassa.docx 30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Образовательное путешествие на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

Автор учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Боу г. Омска «Средняя общеобразовательная

Гацко Евгения Сергеевна

Оборудование: компьютер, карта путешествия, маршрутный лист, лист с заданиями, листы с темами.

Все, конечно же, знают, что такое путешествие. А чем, как вы думаете, образовательное путешествие отличается от обычного? Да, правильно, образовательное путешествие дает возможность получить знания в интересной и увлекательной форме.

Мы с вами отправимся в путешествие по острову ТОП. (Технология образовательного путешествия). Путешествуя по острову, мы освоим технологию образовательного путешествия. Конечный пункт, мы найдем клад — готовое мероприятие!

Цель: определение ожиданий.

У вас имеется карта нашего путешествия, запишите, пожалуйста, ваши ожидания от мастер-класса, что вы хотите узнать исходя из нашей темы. В конце занятия посмотрим, нашли мы ответы на ваши вопросы или нет.

  1. Знакомство с технологий образовательного путешествия.

Новые стандарты образования требуют пересмотра инструментов обучения и воспитания. Кто-то разрабатывает собственные, кто-то берет готовые, однако все понимают, что работать по-старому нельзя.

Современная педагогика насчитывает огромное количество различных технологий, которые обеспечивают развитие универсальных учебных действий, выбор остается за педагогом. Слайд 4

В своей практической деятельности я, как и многие другие педагоги в связи с переходом на новые стандарты обучения, столкнулась с трудностями, предметные задачи мы, конечно же, решаем, а как быть с УУД? Как на каждом уроке развивать качества и умения 21 века?

Мною было пересмотрено множество методов, технологий и отобрано для практической деятельности, но особенно мне понравилась технология образовательного путешествия, так как помимо решения предметных задач, она позволяет формировать и развивать УУД.

Существует модель путешествия, но я данную технологию использую по-своему.

Образовательное путешествие реализуется в несколько этапов: Слайд 5

  • начало пути,
  • работа на маршруте,
  • подведение итогов путешествия.

Как правило, на 1 этапе выдвигаются идеи путешествия (проблема), тема, цель и задачи, знакомство с ресурсной картой,

на 2-м этапе группы работают на маршруте, представляя промежуточные результаты,

на 3-м этапе происходит презентация итогов путешествия.

Тему путешествия может подсказать учитель, могут предложить учащиеся, исходя из своих интересов и образовательных потребностей. В 5-6 классах проблема путешествия формулируется совместно с учителем, но со временем освоения технологии, этот вид деятельности переходит в зону самостоятельной работы. Маршрутный лист предлагаю детям сама, он остается неизменным для каждого путешествия. Ресурсную карту дети заполняют сами, учитель вносит дополнения.

  1. Технология образовательного путешествия на уроках литературы, разработка мероприятия внеурочной деятельности.

У каждого из вас имеются маршрутные листы, посмотрите, пожалуйста, сейчас мы будем работать с ними. Итак, отправляемся в 1-ый город острова ТОП, какой? Идея.

Как будем работать? Я вам рассказываю о каждом этапе, привожу примеры, следом вы самостоятельно прорабатываете этот этап, записывая в маршрутный лист, тема обозначена.

Выдвижение идеи рекомендуется проводить в форме беседы. Вопросы не должны предполагать односложных ответов. Записывать идею следует в форме вопроса.

Перед изучением биографии А.С.Пушкина, т.е. накануне, был проведен классный час в 5 классе на тему: «Без настоящей дружбы не прожить и дня». Поднимались вопросы дружбы, как стать хорошим другом, правила настоящих друзей и т.д. А на первый урок по биографии поэта были приглашены ребята 11 класса, которые рассказали пятиклассникам о жизни и творчестве Александра Сергеевича (кратко), после чего задавали вопросы: Слайд 6 Идея.

-Знаете ли вы друзей А.С.?

-Какие интересные факты биографии поэта вы знаете?

-Какие произведения поэта вам известны?

-Известно ли вам, как погиб поэт?

Ответы были даны, но не на все вопросы, таким образом, у детей возникла образовательная потребность, найти ответы на прозвучавшие вопросы. Дети объединились в группы.

Подумайте, как можно вывести детей на тему, придумайте форму работу, в результате которой у детей возникнет образовательная потребность. Сформулируйте идею в форме вопроса. Заполняем маршрутный лист.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Заслушать несколько ответов).

Следующий город — Тема.

Дети работают в группах, записывают тему, определяют цель путешествия, ставят задачи, затем консультируются у учителя. Происходит конкретизация темы.

Пример. Слайд 7. Темы.

1 группа – тема «Светлое чувство дружбы»;

2 группа — Биографические сведения о А.С.Пушкине.

3 группа — «Стихотворения А.С.Пушкина о природе»

или «Сказки А.С.Пушкина»

4 группа – «Факты гибели поэта».

Дети, исходя из поставленной проблемы, формулируют тему.

Давайте с вами тоже сформулируем тему. Заполняем маршрутный лист, №2, этапы ….

Кто желает озвучить результат?

Следуем далее, в какой город отправляемся? Цель.

Целеполагание является одним из УУД. В условиях технологии образовательного путешествия целью работы будет решение имеющейся проблемы в рамках конкретной темы.

1 группа — собрать информацию о жизни А.С.Пушкина в лицейский период, выяснить, как поэт относился к дружбе, кого считал настоящим другом.

2 группа – изучить биографические сведения о А.С.Пушкине.

3 группа – познакомиться с лирическими произведениями А.С.Пушкина (или определить роль изобразительно — выразительных средств в конкретном произведении).

4 группа – провести расследование о том, как погиб поэт.

Вы определились с темой, проблемой, теперь сформулируйте цель путешествия. Маршрутный лист, №3 записываем этап и что получилось.

Снятие усталости, эмоциональная разгрузка.

Мы приближаемся потихоньку к главному городу, на пути у нас город Задач. Ой, а кто это? Слайд 9. Ах, это пират, который решил нам воспрепятствовать, хочет похитить у нас карту и первым добраться до сокровищ. Мы ему не дадим этого сделать. Давайте прогоним пирата. Нужно его напугать. 1-ый ряд — вы будете запускать фейерверки. 2-ой ряд- вы будете людьми из дикого племени, 3-ий ряд- оркестр. Передвигаться, объединяться можно, обсудите, как вы это сделаете. (Издавать соответствующие звуки, движения и т.д.).

Какие вы молодцы, здорово получилось! И пирата прогнали, и отдохнули!

Ну а теперь работаем с задачами.

Слайд 10. Задачи.

За формулированием цели следует определение задач деятельности. Развиваются регулятивные УУД.

Правильно сформулированные задачи будут определять ход движения учащихся внутри маршрутов. Формулируя задачи, учащиеся проектируют свою деятельность в рамках выбранного направления.

1 группа, тема «Светлое чувство дружбы»;

  1. Собрать информацию о жизни А.С.Пушкина в лицейские годы (1811-1817);
  2. Отобрать материалы, касающиеся темы дружбы, узнать, кто составлял круг друзей поэта;
  3. Определить, какую роль в жизни поэта сыграли его друзья.
  4. Обобщить собранный материал;
  5. Презентовать результат.

Определение времени в пути.

Следующей работой является определение времени, необходимого для достижения поставленных целей и задач. Если учащиеся не имеют опыта работы в режиме образовательного путешествия, предпочтительнее ориентироваться на небольшой промежуток времени. При планировании времени путешествия важно учитывать как возрастные особенности детей, так и специфику самого путешествия, как правило, время может быть увеличено, либо сокращено.

Работаем с маршрутным листом.

Сформулируйте задачи путешествия, запишите их, определите время в пути.

Что у вас получилось?

Подумайте, к кому могут обратиться учащиеся, чтобы решить поставленные задачи, к каким источникам они могут прибегнуть? Запишите, что у вас получилось.

Проверка и корректировка.

2 этап — работа на маршруте.

Работа на маршруте представляет собой составление плана самостоятельной работы и фиксирование выполненных работ, а также их результатов в соответствии с темой.

Посмотрите, мы, разрабатывая каждый этап, фиксировали свою работу в маршрутном листе, работа эта должна продолжиться, дети будут работать с информацией, искать ее, обращаться к учителю, родителям, далее листы будут заполняться

На данном этапе очень важно, чтобы у каждого члена группы была роль, например, журналисты, сценаристы, биографы, эксперты, художники и д.р., распределение ролей происходит также на этапе организационном (1).

Работая на маршруте, участники путешествия представляют промежуточные результаты своей деятельности. Учитель может вести наблюдения, оформляя свои записи.

Ну что, мы почти у цели, в городе – Результаты.

О чем же мы можем здесь узнать? Правильно, в какой форме следует представить результаты путешествия.

3 этап – презентация результатов.

Перед презентацией результатов можно провести круглый стол, это даст возможность высказаться каждому ученику по теме, собрать информацию путешествия воедино. На данном этапе целесообразно предложить детям заполнить листы «Критерии оценивания взаимодействия в группе», чтобы каждый ребенок смог рефлексировать свою деятельность.

Тема: «Светлое чувство дружбы», результат — написание стихотворения о дружбе, школе, учителе.

Тема: Биографические сведения о А.С.Пушкине», результат – выпуск стенгазет, инсценированный рассказ о жизни и творчестве поэта (от лица родных и близких).

Тема: Стихотворения А.С.Пушкина о природе (сказки Пушкина), результат – выпуск стенгазет, написание сказок, создание иллюстраций к стихотворениям поэта, снятие видеоролика — чтение наизусть стихотворений, разработка конкурса чтецов, инсценировка сказок для младших школьников.

Тема: «Факты гибели поэта», результат – рассказ о гибели поэта с элементами инсценировки, создание вики-сайта или презентации на данную тему, информационные пятиминутки в среднем звене о жизни и смерти поэта.

В качестве экспертов по оценке результатов можно пригласить старшеклассников, с критериями оценивания необходимо познакомить заранее как участников путешествия, так и экспертов.

Слайд 16. Листы «Критерии оценивания» можно взять готовые на сайте Intel, курсы «Метод проектов», «Метод оценивания в классе 21 века».

Нам осталось продумать продукты своей деятельности.

Подумайте, запишите в маршрутный лист, что будет результатом вашей деятельности.

Какие результаты путешествия можно будет представить?

  1. Презентация.
  2. Снятие видеоролика.
  3. Создание вики-сайта.
  4. Опубликовать информацию в блоге.
  5. Выступить с результатами в параллельном классе.
  6. Провести конкурс рисунков.
  7. Написать статью в школьную газету и т.д.

Вот такой шаблон образовательного путешествия у нас сегодня получился. Надеюсь, информация была полезна, и вы попробуете в своей практической деятельности данную технологию.

Итак, теоретические аспекты технологии рассмотрены, примеры практического использования приведены, осталось сделать вывод: технология образовательного путешествия не только решает познавательные цели и задачи, но и является эффективным способом формирования и развития УУД. Объединение детей в группы, распределение ролей, контроль отводимого времени на каждый этап- формируются и развиваются регулятивные УУД; на протяжении всей работы на маршруте необходимо общаться со сверстниками, сотрудничать с учителем и другими участниками процесса (библиотекарь, родители и т.д.), договариваться, уметь выслушать мнение другого человека, уважительно к нему относиться и др. – коммуникативные, личностные УУД; работать с разного рода информацией, с учебными моделями, использовать знаково-символические средства, схемы решения, выполнение логических операций и т.д.- формируются и развиваются познавательные УУД.

Давайте вернемся к началу путешествия, в начале занятия вы записали свои ожидания от мастер-класса, мне очень интересно узнать, ваши ожидания оправдались, информация была интересной и полезной или нет. Желающие, выскажите, пожалуйста, свои мнения.

Спасибо большое, за внимание, до свидания!

  1. Асмалов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия…» М.: Просвещение, 2008. — 128 с.
  2. Ларина В. П. «Технологии открытого образования: образовательное путешествие». Киров: «Центр инновационных ресурсов», 2012. -71 с

Источник

Технология образовательного путешествия в ДОУ

Содержимое публикации

Технология образовательного путешествия в ДОУ.

Одной из эффективных технологий реализации ФГОС дошкольного образования может стать технология образовательного путешествия. В научно-методической литературе образовательное путешествие рассматривается как метод и как технология.

С позиции педагогического метода, образовательное путешествие ориентировано на преобразование окружающей среды в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов которые в них заложены и которые являются отражением мировидения и мироощущения человека.

История образовательных путешествий уходит корнями в античность. Известны описания путешествий ученых греческой и римской аристократии; в средние века в Европе странствующие школяры получали знания, переходя из одного кампуса в другой. В России петровских времен обучение практиковало путешествие «государевых слуг» за рубеж.

В конце 20-30-х годов XX века начал формироваться новый педагогический метод, который был активно использован на практике единой трудовой школы. В основе данного метода лежала экскурсионная деятельность, активно используемая в работе педагогов того времени (Н.П. Анциферов, И.М. Гревс и др.). В современном образовании форма «образовательная экскурсия» также является популярной.

Образовательная экскурсия и образовательное путешествие

Рассмотрим отличия, существующие в деятельности педагога и обучающихся в условиях образовательной экскурсии и образовательного путешествия.

Специфические черты экскурсии и путешествия заложены в самой этимологии слов.

Слово «экскурсия» в переводе с латинского означает «экстренный выезд, выход» коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Целью данной формы является знакомство с конкретными культурно-историческими артефактами. Кратковременность экскурсии предполагает заранее запланированный маршрут с обозначенными в нем интересными, на взгляд экскурсовода, местами, людьми, фактами. Такие экскурсии носят чаще всего ознакомительный характер и достаточно узкую тематику.

Слово «путешествие» имеет несколько другую смысловую нагрузку – поездка (реже, передвижение пешком) обычно куда-нибудь далеко за пределы своей местности, постоянного пребывания. Другими словами, путешествие предполагает неторопливое и вдумчивое передвижение по местности с остановками, возможными отклонениями от намеченного пути. Путешествие несет за собой серьезные личностные преобразования: человек, отправляющийся в путь, расширяет границы известного, формирует свое отношение к окружающему через активное проживание и переживание увиденного и услышанного в путешествии.

Одним из определяющих отличий путешествия от учебной экскурсии является то, что наряду с приобретением фактологической информации об объектах окружающего мира учащиеся приобщаются к культурно-историческому опыту человечества в целом.

В отличие от экскурсии путешествие не фиксировано какой-либо определенной узкой предметной темой, а разворачивается вокруг образовательной идеи (культурологической проблемы), которая является связующей нитью всех объектов на маршруте путешествия и определяет исследовательскую деятельность обучающихся.

Таким образом, путешествие предполагает отличные от экскурсии способы освоения мира, усвоения новых понятий и смыслов. Целью путешествия является самопознание и самосовершенствование.

Путешествие становится образовательным в том случае, когда оно из простого передвижения в пространстве в поисках новых впечатлений трансформируется в целенаправленный процесс постижения мира, результатом которого является становление личности, ее самоопределение в культурном пространстве.

Организация образовательной экскурсии направлена на конкретный конечный результат – получение фактических сведений об изучаемых объектах и наглядная их иллюстрация.

Ведущими принципами образовательной экскурсии являются увлекательность и доступность, что способствует формированию у обучающихся интереса к теме конкретной учебной экскурсии.

Основными видами деятельности обучающихся в рамках образовательной экскурсии являются просмотр объектов и прослушивание сжатой информации о них. Кроме того, дети имеют возможность зафиксировать услышанную информацию, однако познавательная деятельность не является ведущей для данной формы обучения.

Чаще всего организатором (инициатором) образовательной экскурсии является педагог, он определяет объекты для ознакомления, объем информации и темп изложения материала в процессе учебной экскурсии. В ходе экскурсии обучающийся, как правило, выступает в роли пассивного слушателя, ведомого педагогом или другим специалистом в рамках экскурсионного маршрута.

Образовательное путешествие ориентировано на развитие личности ребенка, на его умение выстраивать диалог с окружающим миром. Именно организация познавательного процесса, направленного на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, является предметом методического сопровождения.

Основными принципами организации образовательного путешествия являются:

— создание условий для непосредственного взаимодействия обучающихся с окружающими объектами, которые становятся основным средством получения информации о мире и человеке;

— организация специальной деятельности, в процессе которой на основании личных ощущений и наблюдений у обучающихся будет происходить формирование новых представлений. Такая деятельность не исключает предъявление информации взрослыми в оптимальных формах и объемах;

— организация активной самостоятельной деятельности участников образовательного путешествия, в процессе которой исследование артефакта сопровождается личным переживанием, связанным с определенными усилиями, поиском и открытием нового;

— соединение различных видов деятельности участников в процессе образовательного путешествия – наблюдения, поиска и анализа информации, постановки опытов и экспериментов и др.;

— предоставление обучающимся возможности для формулировки ими собственных исследовательских мнений, их корректировки в процессе группового обсуждения;

— создание ситуации выбора источников получения информации об объектах окружающего мира;

— сведение к минимуму посреднической деятельности педагога (экскурсовода) в процессе «диалога» учащихся с объектом изучения.

Образовательная экскурсия и образовательное путешествие – две самодостаточные формы организации образовательного процесса, которые могут использоваться педагогами в образовательном процессе для достижения определенного результата.

Характеристики образовательного путешествия

Основными характеристиками образовательного путешествия являются следующие:

Идея образовательного путешествия позволяет каждому обучающемуся сформулировать собственную тему, которая отражает содержание его деятельности, определяет выбор объектов работы в рамках образовательного путешествия и последовательность их изучения.

Исследуя конкретный объект, обучающийся работает с ним «без посредников», воспринимает его на основе собственного видения и интерпретации увиденного. При этом объект располагается в естественной среде (исторической, географической и др.), что способствует формированию у ребенка целостной картины существования объекта в общекультурном контексте.

3.Первичность наблюдения и опыта по отношению к информации.

Деятельность обучающихся по освоению объектов окружающего мира в рамках образовательного путешествия предполагает их самостоятельное наблюдение, исследование, организацию опытов и экспериментов, которые предшествуют работе с готовой информацией. Это позволяет обучающимся «присвоить живые знания», а не застывшие книжные истины.

4.Единство различных видов восприятия.

Среди наиболее эффективных в данной технологии выступают зрение, движение и эмоциональное переживание, причем наиболее значимым оказывается именно зрительное восприятие («умный взгляд»), выступающее в качестве связующего компонента между непосредственно познанием и эмоциональным восприятием исследуемого объекта, создавая его целостный образ.

5.Активная самостоятельная деятельность обучающихся.

Активная самостоятельная деятельность обучающихся в рамках образовательного путешествия предполагает самостоятельный обоснованный выбор темы образовательного путешествия; определение цели и задач деятельности; создание собственного маршрута путешествия в соответствии с целями и задачами образовательного путешествия; выбор объектов исследования, отвечающих образовательным потребностям конкретного обучающегося, выбор необходимых ресурсов и темпа продвижения по маршруту в соответствии с потребностями и возможностями «путешественника», а также способов презентации результатов образовательного путешествия.

Кроме того, обучающиеся могут остановить свой выбор на индивидуальной или групповой форме работы в рамках образовательного путешествия.

6.Основные виды деятельности обучающихся: наблюдение и исследование.

Важными видами деятельности в рамках образовательного путешествия являются наблюдение и исследование.

В основе наблюдения всегда лежит опыт личностных переживаний и активных мыслительных операций, сопутствующих процессу непосредственного соприкосновения обучающихся с окружающей реальностью.

Исследование позволяет подходить к осмыслению объекта с позиции анализа и синтеза, формируя у ребенка способность самостоятельно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемы, опираясь на имеющиеся знания, полученные из различных источников, и собственный жизненный опыт.

7.Сочетание индивидуальной и коллективной деятельности.

Технология образовательного путешествия предполагает создание такого образовательного пространства, которое способствует максимальному развитию личности ребенка, «давая простор для проявления индивидуальных интересов, вкусов, наклонностей, возможностей для творческого подхода», позволяя тем самым увидеть движение и личностный рост исследователя.

Коллективная работа позволяет в рамках технологии организовать обмен опытом, впечатлениями, эмоциями, предоставляя возможность обучающимся в условиях дискуссии обсудить различные мнения, формируя более четкую личностную позицию.

Методические рекомендации по организации деятельности

в технологии образовательного путешествия

1. Знакомство обучающихся с технологией образовательного путешествия

Работу с технологией образовательного путешествия целесообразно начать со знакомства с ее алгоритмом с помощью различных приемов.

Педагог предлагает вспомнить детям свое самое яркое путешествие и в процессе беседы помогает им выстроить его общую логику:

О каком самом ярком и запоминающемся своем путешествии ты можешь нам рассказать?

С какой целью ты отправился в путешествие?

Что ты хотел узнать, увидеть, услышать?

Какие интересные места ты посетил, с какими произведениями искусства познакомился, о каких известных людях узнал?

Встречался ли ты с трудностями во время путешествия? Кто тебе помогал их преодолевать? Чьей помощью ты воспользовался?

Чем тебе запомнилось путешествие? Что нового ты открыл для себя в пути?

Порекомендовал ли бы ты отправиться туда своим близким и друзьям?

Если бы у тебя была возможность вернуться к началу путешествия, как бы ты его спланировал с учетом полученного опыта?

Планируешь ли ты в ближайшее время вновь совершить путешествие и куда?

После этого в процессе беседы необходимо уточнить, всякое ли путешествие является образовательным. Для этого можно использовать следующие вопросы-ориентиры:

— Любое ли путешествие можно назвать образовательным?

— Чем образовательное путешествие отличается от прогулки?

В результате беседы дети должны с помощью педагога прийти к выводу о том, что образовательное путешествие – это не просто времяпрепровождение или форма получения готовых знаний. Это процесс самостоятельного поиска и приобретения новой информации, впечатлений, эмоций. Оно направлено на достижение конкретной цели. Время путешествия ограничено. Во время образовательного путешествия предстоит большая самостоятельная работа. По итогам путешествия нужно будет оценить свою работу и ее результаты.

Таким образом, знакомство с технологией образовательного путешествия подготавливает обучающихся к работе в новых условиях и к использованию новых форм и методов получения и усвоения информации.

2. Выдвижение идеи образовательного путешествия

Выдвижение идеи рекомендуется проводить в форме беседы. Для ее организации полезно использовать вопросы-ориентиры, которые будут способствовать более активному участию детей в процедуре выдвижения и обсуждения идеи образовательного путешествия. Вопросы не должны предполагать односложных ответов («да» или «нет»). Они должны вызвать у обучающихся интерес, стимулировать их к размышлению.

Педагог в процессе беседы выполняет роль модератора.

3.Формулировка проблемы образовательного путешествия

Формулировка проблемы является одним из центральных моментов технологии, поскольку определяет всю дальнейшую деятельность обучающихся. Какое бы направление в рамках маршрутов они не выбрали, основная их цель будет заключаться в решении данной проблемы.

При формулировке проблемы следует обратить внимание на следующее:

— проблема не должна носить узкий, предметный характер; необходимо, чтобы проблемное поле способствовало организации деятельности в рамках образовательного путешествия по нескольким направлениям;

— при формулировке проблемы важно учитывать возрастные особенности обучающихся;

— проблема должна быть интересна участникам образовательного путешествия, в противном случае их работа будет носить формальный характер.

Для формулировки проблемы можно использовать следующие приемы: создание проблемной ситуации на основе имеющегося у детей жизненного опыта; организация беседы с детьми на основе проблемных вопросов; создание специальных игровых ситуаций и т. д.

Обращаем Ваше внимание на то, что формулировке проблемы может предшествовать подготовительная работа. Ее цель – подготовка детей к погружению в тематику образовательного путешествия. В процессе подготовительной работы участники образовательного путешествия познакомятся с объектами, которые станут предметом изучения в рамках их маршрутов.

В процессе подготовительной работы может быть организована беседа, проведена экскурсия, создан видеоколлаж, выполнено пропедевтическое домашнее задание и пр.

4. Формулировка темы образовательного путешествия

После того, как будет сформулирована проблема путешествия, дети совместно с педагогом включаются в деятельность по формулировке вариантов тем (направлений движения по маршрутам

Важно, чтобы выбор детьми тем образовательного путешествия был ими аргументирован, сделан ответственно и осознанно, т.к., по сути, именнов этот момент образовательного путешествия участники определяют содержание всей своей дальнейшей деятельности.

Помощь обучающимся при формулировке темы могут оказать следующие вопросы-ориентиры:

— Почему ты выбрал именно эту тему?

— С чем связан твой выбор?

— Что ты хочешь узнать по этой теме? и пр.

Такие вопросы помогут ребенку в большей степени осознать свой выбор и почувствовать степень ответственности, поскольку выбор тем будет определять маршруты в рамках образовательного путешествия.

Кроме того, одновременно с выбором тем дети решают, будут они работать индивидуально, в паре или группе. Задача педагога заключается в том, чтобы, не ограничивая желания детей, мягко скорректировать их выбор таким образом, чтобы каждый ребенок работал над темой, которая его заинтересовала больше других.

— Какая из предложенных тем понравилась тебе больше всего?

— Чем она тебя заинтересовала?

— Ты бы хотел изучать ее один или в паре (в группе)? и пр.

5.Формулировка цели и задач образовательного путешествия

Это следующий вид работ в рамках образовательного путешествия. От того, насколько точно, конкретно, понятно сформулирована цель работы, зависит результативность деятельности обучающегося или группы в рамках образовательного путешествия.

Целеполагание является одним из универсальных учебных действий, которое необходимо формировать у детей в рамках нового Стандарта. В условиях технологии образовательного путешествия целью работы будет решение имеющейся проблемы в рамках конкретной темы.

6. Определение времени, необходимого для образовательного путешествия

Определение временинеобходимо для анализа возможности достижения поставленных целей и задач.

В том случае, когда дети не имеют достаточного опыта работы в режиме образовательного путешествия, предпочтительнее ориентироваться на небольшой промежуток времени.

При планировании времени путешествия необходимо учитывать как возрастные особенности «путешественников», так и специфику самого путешествия.

7. Планирование форм представления результатов образовательного путешествия

После того, как обучающимися совместно с педагогом сформулированы цели, задачи, сроки выполнения работы, целесообразно организовать деятельность по их информированию о возможных формах представлениярезультатов образовательного путешествия. Вполне вероятно, что в процессе работы на маршруте выбранная ранее форма может быть скорректирована или вообще изменена, однако ее предвидение поможет детям сориентироваться в выборе видов деятельности и средств достижения результата.

8. Работа с маршрутным листом

Работас маршрутным листом представляет собой составление плана самостоятельной деятельности и фиксирование выполненных работ и их результатов в соответствии с выбранной темой.

Маршрутный лист может быть составлен с помощью понятных детям рисунков, символов и пр.

Напомним, что по маршруту могут проходить как один ребенок, так и группа. Суть работы не зависит от количества путешественников в группе, продвигающейся по маршруту. На всю группу заполняется один маршрутный лист.

Групповая форма организации деятельности предполагает распределение детей по ролям (журналисты, сценаристы, биологи, эксперты и пр.) и (или) видам работ (подбор и анализ информации, описание наблюдений, обобщение материала, презентация результата). Сложность заключается в обобщении материала, собранного всеми участниками маршрута, и представлении результатов работы группы.

9. Подготовка презентации

После завершения самостоятельной работы детей целесообразно организовать занятие в форме беседы, в рамках которой им будут предложенырекомендации по обобщению результатов работы и подготовке презентации полученных результатов.

На этапе подготовки к презентации результата образовательного путешествия важно акцентировать внимание обучающихся на соответствие результата их деятельности заявленной цели.

10. Презентация результатов образовательного путешествия

Одним из самых волнительных, интересных и зрелищных моментов образовательного путешествия является представление его результатов. Провести его можно в самых разных формах:концерт, фестиваль, спектакль, презентационная площадка, и т. д. Выбор формы зависит от фантазии, желания и возможности как педагога, так и самих детей. Решающим фактором при выборе формы является то, чтобы во время презентации дети испытывали удовлетворение от проделанной работы, чувствовали себя успешными от того, что смогли организовать себя и других на получение результата образовательного путешествия.

В презентации результата по желанию обучающихся могут принимать участие и те, кто им оказывал помощь на маршруте – родители, друзья, педагоги и пр. Однако обучающиеся должны понимать, что, несмотря на участие в презентации помощников, все-таки оценивается работа самих «путешественников».

В заключение обратим внимание на то, что при использовании технологии образовательного путешествия должна измениться роль педагога, он начинает выполнять роль тьютора.

Выполнение роли тьютора предполагает, что педагог в рамках образовательного путешествия будет не организовывать деятельность, а способствовать самоорганизации; не учить, а сопровождать обучающихся (направлять, консультировать и пр.); не контролировать, а развивать потребность ребенка в самооценке и формировать необходимые для этого умения.

Расширяя свое образовательное пространство, увеличивая число контактов во внешней среде, распределяя свое время и свои возможности, а также используя свои возможности и способности для самообразования, ребенок будет не только успешно формироваться как личность, но и активно интегрироваться в социум.

Источник

Читайте также:  Английские разговорные фразы для путешествий
Оцените статью