Система показателей финансового состояния страны
Наиболее важные показатели финансового состояния страны находят отражение в государственном бюджете и платежном балансе. Финансовое положение страны характеризуется следующими показателями:
1. Доходы государственного бюджета.
2. Расходы государственного бюджета.
3. Сальдо государственного бюджета.
4. Относительный уровень дефицита государственного бюджета.
5. Внутренний государственный долг.
6. Внешний государственный долг.
7. Абсолютная сумма ежегодного обслуживания внешнего долга.
8. Процент (коэффициент) обслуживания внешнего долга.
Государственный бюджет — это основной финансовый документ формирования и использования централизованного денежного фонда государства.
Доходы бюджета — это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления его функций. Основными источниками доходов являются:
• налоговые доходы;
• неналоговые доходы (доходы от продажи государством имущества, доходы от продажи земли и нематериальных ресурсов, штрафы, санкции, доходы от внешнеторговой деятельности).
Налоговая система различных стран предусматривает налоги различных видов. Многие из них в разных странах одинаковы, но интенсивность их использования значительно варьирует. В развитых странах основным видом налогов являются налоги с населения. В развивающихся странах все бремя налогов приходится на небольшие предприятия сектора бизнеса и кооперативного сектора с высоким доходом. Кроме того, в развивающихся странах высок удельный вес налогов с доходов от экспортно-импортных операций.
Расходы бюджета — это затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Все расходы госбюджета классифицируются по различным признакам.
1. По их влиянию на процесс расширенного воспроизводства:
• текущие (для удовлетворения повседневных потребностей);
• капитальные.
2. По направлениям их использования (расходы на финансирование экономики, науки, здравоохранения, обороны).
3. По целевому признаку (по конкретным видам и направлениям затрат).
4. По территориальному признаку (дается сравнительный анализ развития отдельных регионов).
Структура расходов различна для развитых и развивающихся стран. Основная статья расходов для развивающихся стран — оборона. Имеются различия и в соотношениях текущих и капитальных расходов. В развитых странах текущие расходы составляют 80-90 %. В развивающихся странах, где необходимо развивать отрасли экономики, капитальные расходы выше.
Итоги финансовой деятельности государства выражаются в соотношении доходной и расходной частей бюджета (сальдо бюджета).
В соответствии с рекомендациями МВФ сальдо госбюджета определяется следующим образом:
Сальдо = (Доходы + дотации) — (Расходы + предоставленные кредиты за вычетом погашенных).
Дотации объединяются в одну группу с доходами, поскольку они представляют собой средства, под которые можно делать расходы, не принимая на себя обязательств.
Предоставленные кредиты (за вычетом погашенных) включаются в расходы, поскольку они являются средством достижения целей государственной политики посредством увеличения расходов.
Если сальдо госбюджета положительно, то речь идет о профиците госбюджета. Сальдо в этом случае называют активным. Если значение данного показателя отрицательно, то говорят о дефиците госбюджета, а сальдо называют пассивным.
Для любой страны предпочтительнее положительное сальдо госбюджета. Тем не менее слишком большое активное сальдо госбюджета не всегда является признаком благополучия государства, поскольку оно означает отток финансовых средств из экономики страны и сопровождается сокращением инвестиций во внутреннюю экономику, падением уровня производства и занятости.
Дефицит госбюджета можно трактовать по-разному. С одной стороны, если он вызван инвестициями в убыточные отрасли экономики, проведением неэффективной налоговой политики, является результатом инфляционных процессов, то это следует рассматривать как негативное явление. При такой ситуации государство вынуждено использовать для его покрытия финансовые ресурсы, которые могли бы найти более эффективное применение.
С другой стороны, страна может иметь высокий бюджетный дефицит под воздействием ряда других факторов, к которым в первую очередь относятся инвестиции в национальную экономику.
Финансовое положение страны считается нормальным, если уровень дефицита (по отношению к ВВП) не превышает 3 %.
При этом важно учитывать и следующие факторы:
• каким образом покрывается дефицит государственного бюджета (инфляционным или неинфляционным);
• каково соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита. Стандартное значение относительного уровня дефицита (к ВВП), равное 3 %, используется МВФ при предоставлении странам кредитов и при принятии стран в члены МВФ.
Не менее важный показатель финансового состояния страны — государственный долг. Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных госкредитных операций. Его абсолютная величина и динамика отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур.
Различают внутренний и внешний государственный долг. Государственный внутренний долг — сумма всех видов заемных средств, которую государство в лице центрального правительства получило от населения, предприятий, организаций и кредитных учреждений и на определенную дату не рассчиталось.
Государственный внешний долг — сумма заемных средств, которую государство получило от «остального мира» на проведение своих расходов и на определенную дату не рассчиталось. Внешний долг — это долг международным организациям развития, зарубежным учреждениям управления, прочая внешняя задолженность.
Обслуживание государственного долга происходит посредством выплаты процентов и погашения основной суммы долга.
Внешнюю задолженность имеют многие страны, как развивающиеся, так и развитые. Но острота этой проблемы зависит от того, какая часть валового внутреннего продукта используется на обслуживание долга. Специалисты считают, что если эта часть составляет 5-7 % от ВВП, то такое положение не должно вызывать тревоги. Если часть валового внутреннего продукта, идущего на обслуживание долга, выходит за пределы 10 %, то требуются срочные меры по оздоровлению ситуации в стране.
Во многих странах проблема внешнего долга осложняется такими отрицательными явлениями, как дефицит государственного бюджета (покрываемый дополнительным выпуском денег), рост государственного внутреннего долга, инфляция.
Источник
Пандемический криз
Экономика России в 2020 году столкнулась с беспрецедентной остановкой деловой активности ради борьбы с пандемией, обвалом цен на нефть и падением спроса на экспорт. Пандемический кризис привел к значительному падению российского ВВП, рекордному сокращению реальных располагаемых доходов населения, росту безработицы, торможению потребления и инвестиций и, наконец, по оценке самих российский властей, «гигантскому» дефициту бюджета. Оценки масштаба и перспектив завершения пандемического кризиса менялись на протяжении всего года, и на сегодняшний день диапазон прогнозов остается широким.
До сих пор остается загадкой, как и когда новый тип коронавируса появился среди людей. Китайские власти сообщили об обнаружении кластера случаев 31 декабря — с этой даты ведется таймлайн пандемии на сайте ВОЗ. Организация уточняла, что симптомы заболевания у первых пациентов наступили в период с 8 декабря 2019 года по 2 января 2020 года.
Одна из самых ранних вероятных дат появления первого заболевшего — 17 ноября. Газета South China Morning Post со ссылкой на данные властей в марте сообщила, что 17 ноября в Китае заболел 55-летний мужчина из провинции Хубэй. Там же говорилось, что к 20 декабря уже было 60 подтвержденных кейсов. На эту публикацию обратила внимание газета The Guardian и другие мировые СМИ.
Еще одна дата, которая расходится с официальной версией, — 1 декабря. Медицинский журнал The Lancet опубликовал отчет врачей из больницы Цзиньинтань в Ухане, которая лечила некоторых из самых первых пациентов. В расчетах специалистов указана дата 1 декабря.
Одним из первых врачей данные о новой опасности передала представителям системы здравоохранения Китая доктор Чжан Цзисянь. Она 27 декабря на снимках легких нескольких пациентов с симптомами гриппа увидела особенности течения заболевания, присущие атипичной пневмонии.
30 декабря другой врач, Ли Вэньлян, в группах соцсети WeChat сообщил о семи случаях заражения атипичной пневмонией (SARS) в Ухане. В это время он еще не знал, что возбудитель — это новый вирус. Жителей Китая встревожило это сообщение, и на следующий день Ли Вэньляна и других врачей, рассказавших в сети о новой угрозе, вызвали в полицию города Ухань. Им вынесли предупреждение и пригрозили уголовным наказанием за ложные заявления (уже на следующий день Китай сообщил в ВОЗ о вспышке неизвестной пневмонии в этом городе. — РБК). Спустя месяц появились сообщения о том, что доктор Ли Вэньлян умер от последствий коронавируса.
Также высказывались версии, что «вполне возможно» первые случаи заболевания произошли еще в сентябре. Исследователи из Кембриджского университета пришли к такому выводу, проанализировав мутации вируса. Согласно их расчетам, вспышка COVID-19 могла начаться в период между 13 сентября и 7 декабря 2019 года.
Первые оценки масштаба коронакризиса
В апреле 2020 года, когда российская экономика переживала объявленный президентом режим нерабочих дней, а население — самоизоляцию, группа либеральных экономистов, включая Владислава Иноземцева, Владимира Гимпельсона, Сергея Гуриева и др., представила программный доклад с антикризисными предложениями для правительства, призвав в разы увеличить масштабы господдержки. В их консенсус-прогнозе, опубликованном в разгар карантина, предполагалось, что глобальная экономика упадет на 1,9%, а российская — на 5,7%. Бывший зампред ЦБ и один из авторов доклада Сергей Алексашенко прогнозировал, что установление контроля над пандемией COVID-19 возможно только в середине 2021 года, при этом успехи в одних странах и регионах будут чередоваться с провалами в других (.pdf).
После завершения второго квартала, по итогам которого ВВП России рухнул на 8% в годовом выражении, разброс оценок годового сокращения ВВП России к концу июля был высок: от минус 4,5% (ВЭБ.РФ) до минус 8% (ОЭСР). Международный валютный фонд ожидал падения экономики России на 6,6%, Всемирный банк — на 6%. Банк России прогнозировал сокращение российского ВВП в диапазоне 4,5–5,5%. Но ни один из прогнозов не предполагал полного восстановления российской экономики в 2021 году.
Волна отложенного спроса после снятия большинства карантинных ограничений летом 2020 года поддержала российскую экономику в третьем квартале. По данным Росстата, спад ВВП замедлился до минус 3,6% в годовом выражении, но, по оценкам экономистов, в четвертый квартал Россия вошла с уже исчерпанным потенциалом восстановления, падающими доходами населения и второй волной СOVID-19.
Минэкономразвития, отвечающее за разработку официального прогноза правительства (необходим для формирования бюджета на три года), взяло значительную паузу на разработку документа. Сперва обозначив, что новый макропрогноз будет представлен 9 апреля, министерство официально опубликовало его сценарные условия, одобренные правительством, только в сентябре 2020-го (.pdf). Ведомство Максима Решетникова не заложило в прогноз вторую волну COVID-19 и введение повторных карантинных ограничений. В Минэкономразвития посчитали, что российская экономика прошла нижнюю точку падения (второй квартал 2020 года) лучше, чем ожидалось, и лучше, чем другие крупные страны. И выход на докризисный уровень произойдет уже в третьем квартале 2021 года.
В базовом сценарии правительство ожидает, что падение ВВП в пандемийном 2020 году составит 3,9%, а в 2021 году экономика вырастет на 3,3%. Темпы роста ВВП России в 2022 и 2023 годах должны составить 3,4 и 3% соответственно. Независимые экономисты и Счетная палата раскритиковали официальный прогноз правительства за излишне оптимистичные ожидания быстрых темпов восстановления. «Мало того, что в прогноз Минэкономразвития не заложена вторая волна [COVID-19], не совсем понятна обоснованность такого оптимистичного прогноза по росту в 2021-м и особенно в 2022 году», — замечал ректор Российской экономической школы (РЭШ) Рубен Ениколопов, добавляя, что никаких структурных изменений в экономике, конкретных мер, способных обеспечить долгосрочное повышение темпов роста ВВП, в прогноз не заложено.
Если темпы роста экономики окажутся меньше прогнозируемых правительством, бюджет в предстоящие три года может недосчитаться доходов (например, от НДС, налога на прибыль и дивидендов госкомпаний). Чтобы избежать роста дефицита, придется либо резать расходы, либо снова мобилизовывать доходы через дополнительные изъятия у бизнеса или населения. В сентябре ЦБ представил альтернативные сценарии развития, в котором заложил риск второй волны пандемии. Новый рост заболеваемости приведет к необходимости увеличивать расходы на фоне угрозы повторных карантинных ограничений. В рисковом сценарии экономика восстановится до докризисного уровня только к 2024 году.
В октябре Счетная палата в качестве «элемента конструктивной критики» впервые опубликовала свой собственный макропрогноз. Он оказался негативнее ожиданий правительства: быстрого отскока экономики в 2021 году за счет «эффекта базы», по мнению госаудиторов, не произойдет в отличие от большинства других стран. В 2021 году российский ВВП вырастет только на 2,2%, а в 2022–2023 годах темпы роста экономики не достигнут целевых 3%. На докризисный уровень 2019 года реальный ВВП России возвратится только в 2022 году, считают в ведомстве Алексея Кудрина.
В ответ правительство настаивало, что тенденции, заложенные в сентябрьском прогнозе, «в целом оправдывают себя», а оценки ключевых макропараметров близки к консенсус-прогнозам аналитиков и международных организаций. В середине октября МВФ улучшил оценку падения российской экономики по итогам 2020 года до 4,1% (в июне оценка составляла 6,6%), напомнили в правительстве. Однако Всемирный банк прогнозирует, что спад экономики России в 2020 году окажется сильнее ожиданий правительства — на 5%, а ОЭСР оценивает падение российского ВВП и вовсе на 7,3% по итогам текущего года.
За счет эффекта низкой базы в 2021 году трудно будет получить динамику российского ВВП ниже плюс 2,5–3%, но будут факторы, которые будут тянуть его вниз и тормозить в целом восстановление экономики, — это прежде всего спад частных инвестиций на фоне низкого спроса, сложная ситуация с показателями чистого экспорта и, наконец, отсутствие прорывов в увеличении роста реальных денежных доходов домохозяйств, полагает доктор экономических наук, член-корреспондент Российской академии наук Александр Широв. По его оценкам, возврат ВВП России на докризисный уровень возможен только в третьем-четвертом квартале 2022 года.
Массовая вакцинация прежде всего поддержит сектор услуг, но не будет иметь решающего влияния для всей экономики, полагает Широв. Опыт первого и второго кварталов 2020 года показал, что экономический ущерб должен сдерживаться: сейчас правительства всех стран стараются не закрывать производственный сектор, то есть те секторы экономики, на которые приходятся основные виды доходов, считает Широв. Закрытие торговых центров, ресторанов, общественных мест положительно повлияло на сдерживание распространения коронавируса, но карантинный эффект остановки деловой активности в реальном секторе и строительстве был несопоставим с экономическими потерями, считает он.
Начало промышленного производства российской вакцины от COVID-19 в России — «это вопрос дней и недель», заявил в интервью RT пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в пятницу, 13 ноября. По словам директора Центра им. Гамалеи Александра Гинцбурга, массовая вакцинация от коронавируса в России должна начаться в январе-феврале 2021 года и может продлиться около года.
Первой российской вакциной стала разработка Центра им. Гамалеи Минздрава России, получившая название «Спутник V». Сейчас она проходит этап пострегистрационных исследований в Москве, в котором принимают участие 40 тыс. человек. Большинство российских врачей заявили, что не готовы сделать себе прививку «Спутник V». Отвечая на вопрос о причинах недоверия к вакцине, 66% медиков заявили, что нет достаточных данных о ее эффективности, а 48% смутил тот факт, что создать средство удалось за слишком короткое время. Вторая российская вакцина — «ЭпиВакКорона» научного центра «Вектор» Роспотребнадзора — была зарегистрирована 14 октября. В пострегистрационных исследованиях препарата, которые пройдут в ноябре, примут участие также 40 тыс. человек в разных регионах России, отдельно ее протестируют на 150 добровольцах старше 60 лет.
В ноябре были опубликованы результаты финальной стадии испытаний вакцины компаний Pfizer и BioNTech. В ходе тестов было выявлено 94 подтвержденных случая заражения COVID среди 43 538 участников исследования. Pfizer и BioNTech заявили, что разделение этих случаев между вакцинированными и теми, кто получал плацебо, указывало на эффективность вакцины выше 90% через семь дней после второй дозы. Окончательный процент эффективности вакцины может варьироваться по мере дальнейшего сбора данных о безопасности и дополнительных исследований.
Источник