Тема для экскурсии научная

1.9. ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСКУРСИЙ

1.9. ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСКУРСИЙ

Одинаковых экскурсий не существует, они различаются прежде всего по теме. Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что положено в основу». Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Это понятие содержит указания:

– какому именно кругу явлений посвящается данное произведение;

– к чему стремится автор (привлечь внимание читателей, слушателей, зрителей);

– что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении.

Цель связана с понятиями цель и идея и предусматривает изложение не только определенного материала, но и четких идейных позиций. Идея – замысел экскурсии, ее главная мысль. Тема и идея составляют идейно-тематическую основу произведения (экскурсии).

Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема в экскурсии – предмет показа и рассказа. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии.

Подготовка новой темы, содержания экскурсии – это многомесячный напряженный труд коллектива работников. Особенностью каждой экскурсионной темы является то, что она тесно связана с объектами показа и с тем экскурсионным материалом, который насыщает ее содержание. Этот материал должен быть подан в таком объеме, который может быть усвоен экскурсантами при показе объектов.

Тема играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. Она регулирует рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект бывает многоплановым и содержит обширную информацию. Именно темой экскурсии определяется – как показать объект, какую часть информации дать экскурсантам в данном случае.

Некоторые объекты показываются в нескольких экскурсиях. Например, Кремль и Красная площадь показываются в обзорных экскурсиях. И в каждой из них об одном и том же объекте дается разный объем информации, в рассказах он освещается в различных ракурсах.

Большое значение имеет выдержанность тематики экскурсии. Весь рассказ и показ должен «работать» на ее основную тему. По пути следования группы в экскурсию могут «вторгаться» объекты, расположенные на данном маршруте, но не относящиеся к выбранной теме. Сведения о таких объектах могут быть очень интересными, но второстепенными к конкретно рассматриваемой теме. Поэтому экскурсовод может сообщить о них экскурсантам только в качестве ответов на вопросы.

Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции.

Композицией экскурсии называют расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.

Ведущая подтема — композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся.

Многотемье обзорной экскурсии не дает возможности достаточно глубоко раскрыть содержание каждой подтемы, дать более глубокое толкование событий. В такой экскурсии обычно бывает больше фактов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, так как почти каждая ее подтема может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии.

Название экскурсии — это языковое выражение, в прямой и косвенной форме обозначающее содержание. Название экскурсии должно выражать смысл. Оно должно быть точным, не допускающим двоякого толкования.

У одной и той же темы может быть несколько названий в зависимости от состава участников и поставленной задачи (например, обзорная экскурсия «Москва – столица России» может иметь и другое название: «Москва вечерняя» и др.).

Главная задача развития тематики экскурсий – наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на экскурсионные услуги. Для выполнения этой задачи следует рассматривать тематику в трех планах: как тематику экскурсионного учреждения, которая построена на сумме специальностей экскурсоводов; как тематику конкретной методической секции, построенную на усилиях работников одной специальности (исторической, литературной, искусствоведческой, природоведческой и др.) и как тематику конкретного экскурсовода, которая построена на максимальном использовании его знаний и опыта, как специалиста определенной отрасли.

Постоянная разработка новых интересных тем, совершенствование действующей тематики являются одним из главных резервов роста объема экскурсионных услуг, предоставляемых потребителю.

1. Тема. Сущность понятия.

2. Тематика экскурсий как совокупность тем.

3. Что такое тематическая экскурсия?

4. Что такое композиция экскурсии?

5. Что такое ведущая подтема? Какую роль она играет в экскурсии?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Содержание

Содержание Содержание Вашего сообщения должно соответствовать Вашей должности и той мере ответственности, которую Вы несете. При этом полезно с самого начала выяснить с Вашим руководством, на какой ряд вопросов Вы имеете право отвечать, и что остается за рамками Вашей

Содержание коз

Содержание коз Помещение для коз, как и для любого домашнего животного, должно быть сухим, чистым, без сквозняков, с вентиляцией. Вентиляцию устраивают в виде вытяжной трубы с задвижкой внизу, которую закрывают или открывают по мере необходимости. Чтобы воздух лучше

Содержание кур

Содержание кур Для содержания птицы можно использовать любое помещение, если оно сухое, светлое, без щелей в полу, стенах и потолке, с хорошей крышей. Стены для птичника лучше ставить деревянные. Дощатые стены надо с обеих сторон оштукатурить. Полы могут быть деревянные

Содержание

Содержание Кнопка равноценна команде Меню > Переход > Содержание.Отображение содержания книги (для форматов, поддерживающих заголовки). Внизу диалогового окна слева отображается положение выделенной главы (номер страницы/общее число страниц и проценты), а справа —

1.8. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

1.8. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и

2.4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ

2.4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы – приемы показа и приемы рассказа, но практика

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ Билет № 1 1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы2. Научно-техническая революция: характерные черты и составные

Источник

Тема, цель и задачи экскурсии

Каждая экскурсия имеет свою определенную тему и цель — то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионых объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий.
Темами экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные памятники, лекарственные растения степи, экологическое состояние зеленого ожерелья города, экономическое его развитие и многое другое.
Тема нередко раскрывается самим названием экскурсии, поэтому важно, чтобы название было четким, выразительным, запоминающимся для экскурсантов. Например, «Москва — столица нашей Родины», «Санкт-Петербург — культурная столица России», «Кисловодск — город-курорт», «Литературный Ростов», «Новочеркасск — столица донского каза-нества» и т.д.
При определении названия экскурсии следует избегать: п
— применения различного рода штампов, обезличивающих тему;
— использования сокращений слов, аббревиатур;
— применения иностранных, заимствованных слов, которые могут вызвать нежелательные ассоциации.

Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизведения, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.
Экскурсионное управление Центрального совета по туризму и экскурсиям особо выделяло следующие названия экскурсий: «Руины стреляют в упор» в Бресте, «Золотыми руками рабочих» и «Текут реки «Жигулей»» в Волжске, «В степи под Херсоном» и др. Подобные названия оно рекомендовало бюро путешествий и экскурсий страны в качестве образцов.
Нельзя браться за создание экскурсии, предварительно не обозначив ее цели. Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достичь. Верно сформулированная цель имеет важнейщее значение как при создании экскурсии, так и при дальнейшем ее проведении. В экскурсии можно пропустить по разным причинам один из объектов показа, а вместе с ним не осветить и целую подтему, но нельзя проводить экскурсию, Не стремясь достигнуть какой-либо цели. Цели подчиняется все что показывается и о чем рассказывается в ходе экскурсии.

Целями экскурсии могут быть:
— воспитание патриотизма;
— интернациональное воспитание;
— трудовое воспитание;
— эстетическое воспитание;
— экологическое воспитание;
— показ достижений города в экономике страны;
— показ исторической роли города;
— знакомство с творчеством выдающегося архитекторам
— знакомство с особенностями природы края и др.

У одной экскурсии может быть несколько целей, например, показ исторической роли города и знакомство с его архитектурными особенностями. Но ставить более трех целее экскурсии нецелесообразно, можно не достигнуть ни одной. Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цели. Если целью городской обзорной экскурсии, разработанной для школьников, является воспитание чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине», то ее задачами — знакомство экурсантов с историей возникновения города, выдающимися людьми, жившими и творившими в нем, достижениям в экономике и др.
Цели и задачи определяют окончательный отбор экскусионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей. Таким образом, без определения цели и зал нельзя начинать работу над созданием экскурсии, этого, многопланового произведения, в котором заключены образовательные и воспитательные функции.

Источник

Тема для экскурсии научная

Под экскурсиями понимают коллективные осмотры музеев либо внемузейных объектов, проводимые по намеченным темам и специальным маршрутам, возглавляемые специалистами – экскурсоводами с образовательной и воспитательной целью.

Под тематическими экскурсиями понимают специальные учебно-воспитательные занятия, перенесены согласно определенных образовательных либо воспитательных целей на предприятия, в музей, на выставку и т.д. [1,с.16]

Тематическая экскурсия сможет быть: школьная и внешкольная.

Под школьными экскурсиями понимают форму учебно – воспитательной деятельности с ученическим коллективом или группой, которая проводиться с познавательными целями в процессе передвижения от одного объекта к другим объектам согласно выбора экскурсовода и по теме, связанной с учебной программой. Школьная экскурсия может быть двух видов.

Во первых, это урочная тематическая экскурсия – проводимая в течение учебного времени.

Урочная экскурсия входит в системы учебных занятий по теме соответствующего учебного предмета, потому учителя заранее планируют время проведения экскурсий в своих планах.

По этой причине, педагоги имеют возможность самостоятельного создания специальных условий, при которых возникнет необходимость экскурсии в школьные музеи либо на иные экскурсионные объекты. При этом экскурсия может быть включена и в последующие учебные занятия, с соблюдением тематической линии [3,с.74].

Тематика урочной тематической экскурсии может включать вопросы патриотического воспитания учащихся, знакомства с памятниками истории и культуры региона, знакомство с природными объектами, вопросы литературного и исторического прошлого города, села, знакомство со знаменитыми земляками, географическими и биологическими особенностями родного края, вопросы производства и т.д.

Во-вторых, это внеурочная тематическая экскурсия – факультативное занятие, проводимое до либо после учебного занятия в классах.

Учебные материалы, рассматриваемые на внеурочной тематической экскурсии, могут выступать в качестве дополнения к школьным курсам, а могут также содержать в себе отвлеченные, общеразвивающие сведения.

Внеурочная тематическая экскурсия может быть организована по следующим темам: краеведческий поиск, изучение бытовых сторон жизни, особенности праздников приготовлений, обряды и т.д.

Таким образом, как урочная и внеурочная тематические экскурсии имеют такое общее качество, как содержание, в той или иной степени связанное с учебными программами соответствующих классов средней школы.

Проведение и организация таких тематических экскурсий возлагается на педагогов образовательного учреждения в соответствии с планами занятий по соответствующим предметам. При этом, в отличии от обычной экскурсии для детей школьного возраста, процесс проведения школьной экскурсии должен предусматривать, что оценка за знания, которые ученик получит на экскурсиях, педагоги по своему усмотрению, могут проставить в классном журнале.

Рассмотрим понятие внешкольной тематической экскурсии и ее особенности.

Внешкольная тематическая экскурсия предназначена для расширения кругозора учащихся, для патриотического воспитания, пробуждения таких духовных качеств, как любовь и уважение к труду, а так же представляет собой элемент всестороннего гармоничного воспитания детей [7,с.43].

Объектом внешкольной тематической экскурсии может быть производственное и промышленное предприятие, что помогает профессионально ориентировать учащихся; а так же выход на открытые местности для ознакомления с природными объектами — река, водоканал, роща; возможна организация посещений исторического места, архитектурного ансамбля; исторического знаменитого здания и т.д.

Главная особенность внешкольных тематических экскурсий заключается в том, что для школьников предусмотрен выезд, чтобы наблюдать каждый объект, потому рассказ экскурсовода в такой экскурсии будет более кратким.

При этом каждая тематическая экскурсия, проводимая для школьников, содержит в себе элементы разрядки – игру, вопросы – ответы и т.д.

Отличительная особенность тематических экскурсий для школьников по сравнению с экскурсиями для взрослой аудитории — это преобладание в экскурсии для взрослых общеобразовательных элементов, в то время как в экскурсии для школьников будут преобладать познавательные и воспитательные моменты.

В ходе экскурсии для школьников в подаваемом материале должна присутствовать обзорная информация, использоваться отрывки из классических произведений литературы, интересные факты.

Рассмотрим процесс подготовки школьных экскурсий по этапам.

Степень успешности проведенных тематических экскурсий определяется подготовкой педагога и учащихся.

На уроках, предшествующих экскурсиям, необходимо установить необходимые связи с содержанием предстоящих занятий, предложить ряд вопросов, которые необходимо решать в течение будущих экскурсий, произвести распределение заданий по сбору материалов между участниками экскурсии.

В случае, когда экскурсии выходят за пределы школьных музеев, педагоги должны произвести предварительное ознакомление школьников с предстоящими экскурсионными маршрутами, чтобы обеспечить лучшую ориентацию на местности.

Педагогам следует ясно поставить перед школьниками цель проводимой экскурсии.

Не следует проводить экскурсии по неизвестным педагогу маршрутам. За пару дней до срока проведения экскурсий рекомендуется посещение мест экскурсий, планирование объектов для показа, выбор мест остановки, более интересных моментов и экспонатов музеев и других объектов.

Предварительное знакомство помогает педагогам в выборе методов показа экскурсионных объектов, построения рассказа об изучаемом производственном и природном процессе.

При этом педагоги должны изучать литературные источники по выбранным темам, что бы быть осведомленными в затрагиваемом вопросе. Предварительное ознакомление с экскурсионными объектами помогает проведению экскурсий на высоком учебно-воспитательном уровне и согласно намеченного плана.

План по подготовке тематической экскурсии должен включать следующие этапы:

Этап определение тематики для экскурсии.

При этом рекомендуется тщательное обдумывание и обоснование темы для экскурсии. Ведь тема экскурсии представляет собой её основу, на которой будут строиться процессы показа и рассказа. Темы экскурсий так же выступают ориентирами для того, чтобы строить всю структуру экскурсии.

В качестве темы для экскурсий можно выбрать: архитектуру населенных пунктов; вопросы творчества местного литератора; биографию знаменитого земляка; историю города, села, улицы; экологию данной местности; проблемы экономического развития региона и т.д.

Темы, которые будут раскрыты в ходе экскурсионных занятий, должны быть актуальными и соответствующими учебным планам, который должен помочь учащимся комплексно усвоить учебный предмет.

Этап определения цели экскурсии.

При этом следует учесть, что для школьной тематической экскурсии это должна быть цель углубленного изучения учебной программы.

В качестве цели тематических экскурсий можно поставить такие духовно-нравственные категории, как: проведение в ее ходе патриотического воспитания; интернационального воспитания; трудового воспитания; эстетического воспитания; экологического воспитания; проведение показа достижений региона, города, села, экономической жизни России; может быть изучена историческая роль города, села; изучение особенностей природы родного края; общее расширение культурного кругозора.

Этап определение экскурсионного объекта, рассматриваемого в процессе проведения тематической экскурсии и несущего в себе основные смысловые нагрузки.

Учитель должен произвести ориентацию учащихся направив их внимание на выбранный им конкретный объект показа в ходе тематической экспозиции.

Под экскурсионными объектами понимают предметы или исторические (природные, механические) явления, несущие информационные функции.

Экскурсионные объекты должны иметь яркие, выразительные, интересные для школьников характеристики. [4,с.37]

Нужно понимать, что объект в экскурсии – это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили исторические события, действовали реальные лица.

Объект показа это в первую очередь знак, символ невербальной коммуникации, которая проходит между различными культурами и социальными слоями общества.

Определим, что же может являться объектами экскурсии: памятные места; здания и сооружения; природные объекты; производственные и промышленные объекты; экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и временные выставки; памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения, курганы с захоронениями и т.д.

В экскурсионном деле существует определенная классификация объектов экскурсии:

— по содержанию: одноплановые (произведение живописи, река, дом) и многоплановые (площадь, улица, архитектурный ансамбль);

— по функциональности: основные (служат для раскрытия темы) и дополнительные;

— по степени сохранности: полностью сохранившиеся; дошедшие до наших дней со значительными изменениями; частично сохранившиеся; утраченные.

Важно помнить, что экскурсия составленная педагогом не должна быть перегружена объектами показа, один академический час экскурсии должен содержать в себе не более 10 главных объектов показа.

После определения темы, задачи и объектов экскурсии переходим к составлению текста экскурсии. Для правильного написания экскурсионного текста следует придерживаться определенного плана, который включает в себя: введение, основную часть, заключение.

Экскурсию следует начинать с введения, оформленного в проблему в форме рассказа либо беседы.

Затем поясняется цель экскурсии, и обозначаются её основные моменты, для большей заинтересованности слушателей. Введение должно занимать 3-5 минут.

Переходя к самой экскурсии, следует следить, чтобы она не перешла в обыденный урок либо не приняла лекционный характер, это все является другим направлением учебной деятельности.

В ходе экскурсии следует показать объект либо объекты, которые были запланированы для показа, воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило вблизи этих объектов либо действия исторических лиц, связанных с выбранными объектами. Можно прибегнуть к приему исследования, он заключается в выполнении учениками простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом[5,с.28].

После изложения основной части экскурсии, переходим к заключению. В заключении делается обобщение новых сведений, которые узнали ученики, педагог формирует главные положения, собирает задания (если они были даны).

Важно, что показ в экскурсии должен преобладать над рассказом.

Таким образом, показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами.

Особенностью показа является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет.

Желательно начинать описание объекта с внешних особенностей, а затем постепенно переходить к анализу его внутреннего содержания.

На действенность экскурсии влияет ряд факторов: содержание; методика и техника ведения; знания педагога; подготовленность участников к освоению экскурсионного материала; условия проведения экскурсии.

При использовании экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся, подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.

Исходя из всего вышесказанного, следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.

Источник

Читайте также:  Красивые города с красивыми местами
Оцените статью