Тема крещение руси назовите значения принятия христианства для истории страны 10 кл с

Урок истории по теме «Принятие христианства на Руси». 10-й класс

Класс: 10

Методы и технологии:

Репродуктивный, наглядно-иллюстративный; частичного поиска; работа в группах; элементы игровых технологий; технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, технология саморазвивающегося обучения с элементами проектной деятельности, коммуникативное обучение на основе сотрудничества; частичного поиска; проблемно-поисковое обучение на основе работы с первоисточниками

Оборудование урока:

  • тексты с лекцией-гипертекстом на тему «Крещение Руси»,
  • набор опорных сигналов,
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация «Крещение Руси» с иллюстративным материалом,
  • карта «Древнерусское государство в IX — X вв.»

Цели урока:

Когнитивные (познавательные): определить причины и оценить значение принятия христианства для социально-политического развития государства, проанализировать особенности процесса выбора веры князем Владимиром, выяснить последствия принятия христианства, выделить специфику христианства у славян.

Операционные (развивающие): развивать широкий спектр аналитических умений: умения применять картографические знания; умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы; умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты; коллективное обсуждения результатов самостоятельной предварительной работы, личностных оценок и суждений; способствовать развитию творческих способностей в частично поисково — исследовательских видах учебной деятельности; изложение учебного материала при помощи новых информационных технологий.

Ценностные (воспитательные): учащиеся должны уметь оценивать происходящие события с точки зрения их значения для дальнейшей судьбы нашей страны.

Основные понятия и термины: религия, язычество, пантеон, жертва, капище, волхвы, идол, монотеизм, мировые религии, христианство, ислам, иудаизм, крещение, молитва, митрополит, монастыри, летописи.

Ход урока

И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон —
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы.
(А.К. Толстой)

Крещение Святой Руси идёт,
Во славу Бога и милости народа
Святой род в православии живёт,
И будет жить вечно как природа :

I. Орг. момент.

Подготовка к восприятию темы и организация работы класса.

II. Актуализация знаний.

В начале урока звучат колокола.

Слова учителя. Звонят на Руси колокола. Колокольный звон возрождает Россию. Россию со своими традициями и многострадальной историей.

Неоспорим вклад церкви в возрождение духовности, единства, усиление государственности, а значит и в возрождении страны.

Китайский мудрец Конфуций говорил: «Вера объединяет людей сильнее, чем самая хорошая власть».

Я предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ученики говорят тему урока.

«Принятие христианства на Руси» Слайд 1

(Переход к следующему слайду по щелчку)

Актуализация знаний. Повторяем понятия

Политеизм: многобожие, почитание нескольких или многих богов.

Генотеизм: переплетение политеизма и монотеизма. Эта вера допускает существование множества богов, но вместе с тем сосредоточивается на почитании избранного бога.

Пантеон — храм или место, посвященное всем богам

Прозелитизм — горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям, религии, догме.

Решаем кроссворд Слайд 2

Вопросы: Слайд 3

— Имя князя, крестившего Русь.

— В каком состоянии досталось государство князю Владимиру?

— Какие преобразования были проведены во внутренней политике князя Владимира?

— Что такое «языческая реформа князя Владимира»?

— Какую цель преследовала первая религиозная реформа?

— Какое отношение было у европейских стран к Киевской Руси?

— Какое ещё прозвище получил Владимир в народе? (Великий, Креститель, Святой, Красное Солнышко)

Правление Владимира I ознаменовалось очень важным событием — крещение Руси. Оно кардинально изменило внутреннюю ситуацию в стране и на международной арене. Этому значимому событию и посвящен наш урок.

Проведём мы его в несколько необычной форме, и я надеюсь, что этот способ изучения исторического материала поможет вам прочно запомнить всю информацию и проявить себя с творческой стороны, рассматривая и обсуждая основные вопросы темы. Но для того, чтобы это всё произошло, необходимо внимательно слушать учителя и строго соблюдать последовательность работы.

III. Целеполагание.

— Что вы знаете о христианстве?

— Как происходит принятие христианства? (через обряд крещения)

— Давайте попробуем сформулировать вопросы, которые помогут нам понять это событие.

Вам предстоит узнать, как наша Русь стала христианской. Определить причины принятия христианства на Руси и значения этого события в жизни страны. Выяснить роль личности в истории, как эта личность влияет на ход событий. Определить главные духовные ценности христианства, имеющие значения для вас.

Постановка проблемного задания.

Высказывания историков о князе Владимире: Слайд 5

«Владимир имел широкую душу:, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.

«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным:, воином кровожадным и — всего ужаснее — братоубийцею:» Н.М. Карамзин

«:Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные:». Н.М. Карамзин.

— Почему жестокий, нравственно распущенный человек, убивший своего родного брата, стал святым?

— Принятие монотеистической веры — это процесс случайный или закономерный?

IV. Работа с гипертекстом на компьютере.

Учитель предлагает ребятам открыть текс на компьютере

Гипертекст на тему «Крещение Руси» (Приложение 1)

(Создаются условия для первичного запоминания информации)

V. Структурирование гипертекста.

(После прочтения текста)

А) Работа с текстом (Приложение 1)

  • разделить его на части,
  • найти границы между ними,
  • выделить главные мысли,
  • дать название разделам.

Эта работа сопровождается записью плана на доске и в тетрадях учеников.

1. Предпосылки и причины крещения Руси

3. Историческое значение и последствия крещения Руси

Б) Работа с опорным конспектом

Необходимо использовать опорные сигналы для обозначения главных мыслей.

(Продолжают механическизапоминатьтекст, начинают понимать логику изложения и подключают ассоциативное мышление, проявляя творчество и подключая фантазию).

VI. Групповая работа над вопросами к тексту (Приложение 2)

(Организация групп проходит просто — делим класс по рядам)

За 3-5 минут подготовить 5-7 вопросов к тексту, причем таких, на которые в тексте есть прямой ответ

Например, когда Владимир задумался о единобожии?

Затем происходит обмен вопросами и поиск ответов в тексте.

Дополнительные вопросы формулирует учитель (при необходимости):

— Куда и зачем направил князь Владимир послов?

— Где и как крестили киевлян?

— Как князь поступил с кумирами?

— Как принятие христианства отразилось на нравственных основах народной жизни?

— В чем заключается значение принятия христианства для Руси? .

VII. Групповая работа над вопросами к тексту (Приложение 3)

Подготовить 3-5 вопросов по тексту, на которые в тексте прямого ответа нет, однако понимая материал, на них можно ответить.

Например, принятие христианства было закономерным или это была прихоть Владимира?

Группы обмениваются вопросами, но ответ находят уже не в тексте, а предлагают свои.

Эта работа помогает запоминанию и создаёт условия для понимания и присвоения смысла информации.

2. Дополнительные вопросы формулирует учитель (при необходимости):

— Чем руководствовался князь Владимир при выборе веры — личными или государственными соображениями?

— Почему язычество к концу X века перестало соответствовать уровню общественного, политического и культурного развития Руси?

— Когда и кем совершено крещение князя Владимира?

— Каков был характер крещения Руси?

— Почему именно с принятием христианства связывают приобщение наших предков к мировой культуре?

— Чем можно объяснить живучесть языческих верований на Руси?

VIII. Работа с материалом учебника параграф 8 и тетрадью. Слайд 8

— Каковы факторы, повлиявшие на принятие христианства?

— Что такое христианство? Запись в тетрадях

Христианство — одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н.э. в Иудее. Имеет три основных направления: католицизм, православие и протестантизм. Общий признак объединяющий христианские вероисповедания — вера в Иисуса Христа как бога -человека, спасителя мира.

IX. Работа с классом по опорным схемам.

01 — Каковы причины монотеизма? Слайд 9

(Кликнуть на управляющие кнопки, появляется на слайде тест)

— Как схематически изобразить выбор князем Владимиром веры?

— Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?

По слайду 11 — работать следующим образом: после анимации слайда, кликнуть на слово «Херсонес»

— Когда это происходило?

Владимир оказал помощь византийскому императору в подавлении восстания против его власти и должен был получить в жены сестру императора. Император не спешил выполнять обещание. Великому князю киевскому пришлось осадить и взять центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь). Сюда прибыла и византийская принцесса Анна.

Кликнуть на слово «Византия». Прочитать, обсудить текст.

Истоки восточного христианства Слайд 12

— Почему религиозный выбор Руси оказался именно таким?

Вывод: организация православной церкви больше подходила Руси (возможность использовать свой язык в богослужении, подчинение церкви государству)

Запись в тетрадях:

Князь Владимир решил принять православие, т. к.:

  • во-первых, православные храмы — красочны;
  • во- вторых, не противоречила русским обычаям;
  • в-третьих, на Руси были христиане — княгиня Ольга (бабка Владимира)

Согласно летописи, над храмом высились 25 глав.Десятинная церковь простояла до 1240 года, когда была разрушена при взятии Киева войсками Батыя: рухнула — то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал.

Здесь же в 988 году князь с дружиной крестился.

Крещение в Киеве и в Новгороде Слайд 14

Считается, что крещение Руси началось в Киеве. И послал?Владимир со словами:?»»Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый или бедный, нищий или раб — да будет мне враг. Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если не было это хорошим, не приняли бы это князь наш, и бояре».?

— Где и как крестили киевлян?

— Что произошло в Новгороде?

Работа со слайдом — кликнуть на слово «Киев» (всплывает несколько иллюстраций -3)

Затем на слово «Новгород» (иллюстраций -2)

Выводы о методах крещения Руси методы крещения: насильственный и мирный (строить церкви, приглашать священников, распространять церковную литературу).

Переход на следующий слайд по управляющей кнопке

Последствия крещения. Работа с опорными фреймами. Слайд 15

Учащиеся самостоятельно пробуют составить опорный конспект на компьютере. Затем идет обсуждение слайда, высвеченного на экране.

Последствия крещения. Самостоятельно записывают в тетрадь. Слайд 16

  • Для экономического развития страны.
  • Для политического развития страны.
  • Для культурного развития страны.
  • Для международного положения государства.
  • Для обороны страны.

Церковная организация Слайд 17

После принятия христианства сложилась четкая церковная организация.

Церковь быстро стала одной из важнейших общественно-политических сил Руси, по сути, частью самого государства. Она влияла на культуру, быт и мораль, стимулировала распространение письменности и создание летописей, способствовала развитию связей с другими христианскими странами. (Приложение 4)

Феномен двоеверия. Слайд 18

Крещение не могло перечеркнуть предшествующую традицию язычества, господствовавшую в течение многих столетий. Поэтому христианство приобрело на русской почве свои специфические черты. Это объяснялось не только силой традиции, но и тем, что христианство не имело корней в укладе народной жизни и долгое время оставалось чем-то чужеродным. Феномен слияния христианства и языческих вероучений получил название двоеверия. Двоеверие означает, что человек совершенно искренне верит в Бога, ходит в церковь, крестится и молится, в доме вешает иконы. Но так же искренне он почитает и языческих богов, и может поклоняться им, приносить жертвы, отмечать языческие праздники, верить в языческие суеверия, защищать себя языческими оберегами.

X. Закрепление и систематизация полученных знаний в процессе обучения их практическому применению. Слайд 19

Выводы:

  • Взаимоотношения Древней Руси с Византией в течение двух столетий — IX и веков, способствовали проникновению христианства на Русь;
  • Крещение Руси содействовало развитию ее экономики, права,просвещения и культуры;
  • Образование Древнерусского государства явилось итогом длительного процецесса социально-политической и территориальной консолидации восточнославянских племен;
  • В конце X века Древнерусское государство превратилосьв крупнейшую державу Европы;
  • Принятие восточного варианта христианства сделало Русьчастью православного мира.

XI. Итог урока.

Основные направления деятельности Владимира Святославича.

Время княжения Владимира является периодом подъёма Киевского государства: усиления феодальной власти внутри, успешных завоевательных походов, развития культуры, земледелия и ремёсел. Народная память сохранила образ Великого князя в былинах и легендах. Именно в это время появился ряд былин, героем которых, наряду с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Путятой и Кожемякой был и Владимир Красное Солнышко.

Контрольные вопросы для проверки:

Почему именно в период правления Владимира была проведена религиозная реформа?

В чем отличие христианства от язычества?

Перестали ли киевляне почитать языческих богов после 988 года?

Что означает поговорка «Путята огнём. Добрыня — мечом»?

Какие ещё религии соперничали с православием в 986 году?

Что дало христианство Киевской Руси?

Почему именно с принятием христианства связывают приобщение наших предков к мировой культуре?

XI. Подведение итогов. Рефлексия.

Оценки выставляются с учётом степени активности и того, какой уровень сложности выбрали ученики.

— Что вы ожидали от урока и что получилось?

-Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

— Была ли польза от такого рода работы?

— В чем вы видите собственное приращение?

X. Домашнее задание. Слайд 23

Параграф 8, повторить термины и записи в тетрадях.

Древняя Русь: до и после крещения.

Благодарю за урок!

Литература:

  1. Васильев М. Языческая реформа князя Владимира//Преподавание истории в школе, №6, 1993.
  2. Вернадский Г.В Киевская Русь. — Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 1996г.
  3. Головатенко А. История России: спорные проблемы. — М., 1989.
  4. Карамзин Н.М. История государства Российского. — М., 1993.
  5. Крещение Руси в трудах русских и советских историков. — М., 1988.
  6. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX — XVII вв. — М.: Просвещение, 1984.
  7. Руднев В. Слово о князе Владимире. — М., 1989.
  8. Русское православие: вехи истории. — М., 1988.
  9. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. — М.: Молодая гвардия, 1984.
  10. Сахаров А.Н, БугановВ.И.. История России с древнейших времен до конца XVII века.: учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений /Под ред. А.Н. Сахарова/. (любое издание).
  11. Скрынников Р.Г. Русь X-ХVII века. — СПб.: Издательство «Питер»- 1999г.
  12. Тайкова Е.В., Степанова Л.А. и др. История 5-11 классы. Инновационные формы уроков.
  13. Интеллектуальные командные игры, литературно-исторические вечера. — Волгоград: «Учитель», 2010.
  14. Хрестоматия по истории России. — М.: Просвещение, 1991.
  15. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. — Т.1. С древнейших времен до конца XVII в. — М.: МИРОС — Международные отношения, 1994.

Источник

Читайте также:  Страны по уровню демократии 2020
Оцените статью