Тема путешествия русской литературе

Сочинение: Тема путешествия в русской литературе 1840-60 гг

В двух поэмах-эпопеях, написанных в 4060-х гг. XIX в., «Мертвые души» Н.В. Гоголя и «Кому на Руси жить хорошо?» Н.А. Некрасова, тема путешествия играет немаловажную роль. Ведь оба автора хотели написать произведения, в которых бы отражалась реальная жизнь Руси во всем ее разнообразии. «Какой огромный, оригинальный сюжет. Вся Русь явится в нем», – писал Гоголь в начале работы над «Мертвыми душами». Предмет изображения произведения Некрасова характеризует высказывание критика Н.К. Михайловского: «Россия познает самою себя».

Авторы по-разному изображают сюжет путешествия в своих поэмах. У героев Некрасова – семи временнообязанных мужиков – цель странствия бескорыстна. В путь их зовет стремление познать страну, в которой они живут, и узнать, «кому живется весело, вольготно на Руси». Они даже жертвуют собой, чтобы разрешит свой спор, обрекая себя на разлуку с женами и детьми и на все неприятности, связанные с путешествием. Эта возможность мужиков «сняться» с места, оставить семью, хозяйство очень показательна. Ее появление связано с освобождением крестьян из-под гнета помещиков вследствие проведения реформы в 1861 г. Путники Некрасова увидели и «ярмонку» со всей ее пестротой и многоголосицей, и сенокос, и пир «на весь мир», побывали в других деревнях, в одной из которых крестьяне, например, почти добровольно подчиняются прихотям выжившего из ума помещика, в другой, затерянной в лесах, наоборот, отказываются служить барину.

Композиционная целостность поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» достигается развитием сюжета путешествия. Оно дает возможность познакомиться с большим количеством людей: помещиками и верными слугами, крестьянами-предателями (такими, как староста Глеб), честными работящими людьми (Ермилой Гириным и Власом), народными заступниками (Гриша Добросклонов) и бунтарями (Савелий). Но не со всеми из них путники встречаются лично. Так, например, о Савелии, губернаторше, Демушке мужики узнают из рассказа Матрены Тимофеевны, о Ермиле Гирине и Григории Добросклонове от других рассказчиков, с которыми сталкиваются на своем пути.

Если обратиться к произведению Гоголя, то в его поэме герой Чичиков не ищет ни счастливого, ни истину. Цель, заставляющая его путешествовать по окрестностям города NN, мелочна и цинична, но проворачивает он гигантскую аферу, чтобы разбогатеть: скупает души умерших крестьян, которые еще не учтены в «ревизских сказках». Для этого он путешествует от помещика к помещику в своей бричке. Дорога, выбранная Чичиковым, извилиста и темна, так же, как и его цель. Этот талантливый по-своему человек растрачивает свои силы и способности впустую, им движут жадность и стремление обогатиться. Может быть, поэтому бричка не раз завозит его не по адресу. Символична ситуация, когда он попадает к Коробочке из-за непогоды и легкомысленности его кучера Селифана. Так и жизнь героя поэмы напоминает дорогу заблудившегося путника. В то же время не следует забывать, что в последующих томах Гоголь хотел показать моральное и духовное исправление своего героя.

Так же, как и поэме Гоголя, в поэме Некрасова образ дороги выполняет роль символа жизненного пути, когда автор рассказывает о народном заступнике Грише Добросклоновом. Перед Гришей стоит вопрос о выборе дальнейшего пути. «Одна – просторная, дорога торная, страстей раба; по ней громадная, к соблазнам жадная идет толпа», «другая тесная – дорога честная, по ней идут лишь души сильные, любвеобильные, на бой, на труд». Далее Некрасов пишет, что «сманила Гришу узкая, извилистая тропочка». Он выбрал тот путь, на котором «ему судьба пророчила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Песня о двух дорогах перекликается по своей тематике с лирическим отступлением из поэмы «Мертвые души» о выборе пути писателем. Гоголь, так же как и Некрасов, восхищается людьми, избравшими второй, более трудный путь. С сюжетом путешествия связано еще одно лирическое отступление в поэме «Мертвые души», когда автор сам предстает как путешественник и размышляет о скоротечности жизни, об изменении идеалов: «Прежде, давно, в лета моей юности…мне было весело подъехать в первый раз к незнакомому месту…Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприятно, мне не смешно…и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя свежесть!». Что же касается философского сюжета в произведении Некрасова, то его формирует изображение автором обычных людей, склонных к постановке философского вопроса, поиск ответа на который и является причиной их путешествия. Чем больше ответов получают путники, тем глубже оказывается сущность и содержание этих ответов. Тем самым возникает усложненное представление о счастье, которое также обуславливает философский сюжет.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо?» присутствуют также элементы фольклора, который как благословляет ее героев на путешествие. В роли «волшебного дарителя» выступает говорящая пеночка, а в качестве «волшебного предмета» – скатерть-самобранка, подаренная мужикам этим сказочным персонажем. Скатерть-самобранка кормит и поит путников на протяжении всего их путешествия.

Поэмы «Мертвые души» и «Кому на Руси жить хорошо?» остались незаконченными, поэтому в обоих произведениях развитие сюжета путешествия не нашло своего логического завершения. Но, несмотря на это, авторам все же удалось показать многие стороны жизни на Руси, хотя главный вопрос остался без ответа: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ: не дает ответа».

Источник

Тема пути в русской литературе

Лина Каменская.

Предлагаем вам главу из книги «Школьное сочинение», ко­торую собирается выпустить издательство и Просвещеине».

Писать сочинение всегда трудно. Есть много книг, статей о том, как научиться (или научить) писать сочине­ния; но никаких точных рецептов 6 данном случае нет и быть не может. Один из возможных путей: подходить к про­изведению как к художественной системе и соответственно с этим учиться писать сочинения, новые по типам и по жанрам.

Нет надобности говорить о том, какой интерес представ­ляет собой феномен существования общих проблем, образов, ситуаций, художественных приемов в искусстве. Внимание к этим вопросам позволяет нам заглянуть в «колодец времени», проникнуть в тайну всечеловеческих интересов, вечных загадок бытия и законов искусства.

Назовем условно такого рода темы сквозными.

Сквозные темы связаны с понятием традиции и новатор­ства. Они рассматривают общечеловеческие ценности, об­щие вопросы человеческого бытия, развитие художествен­ных приемов. Они освобождают от стереотипов, учат ви­деть место каждого писателя в едином литературном про­цессе, разрушают дискретность мышления <дискретный — раздельный, прерывистый, состоящий из отдельных частей).

Мы надеемся, что работа над сквозными темами станет своего рода лабораторией для вашей самостоятельной твор­ческой деятельности.

Тема пути, путешествия, стран­ствуя — необъятна. Она суще­ствовала еше в мифопоэтических и религиозных моделях мира. Путь — это образ связи между двумя точками пространства. Неотъемлемое свой­ство пути — его трудность. Путник всегда должен преодолевать препятствия. Мы знаем это по мифам, сказкам, эпосу («Одиссея» Гомера). Чаще всего точка от­правления путника — дом. Это начало и конец пути (дом — иное царство — дом). Конец пути — это достижение цели. На пути героя — тревоги, опасности, риск,

сомнения, особенно когда появляется раз­вилка (перекресток). Иногда путь связан с мотивом искупления (путь Христа на Голгофу).

Особый тип пути в метафорическом смысле — путь человеческой души, путь нравственный, духовный, путь как само­познание человека, У всех народов в сказ­ках, легендах и притчах есть тема прямого и кривого пути (правда и кривда), напри­мер, В «Повести о Гордости и Злосчастии».

«Иисус Христос начинает свое служение с того, что выходит в путь. Чаще других слов в Евангелии встречаются глаголы движе­ния. Путь Христа и тех, кто следовал за ним, связан не только с пространственным, географическим перемещением от одного места к другому, но и с нравственным ста­новлением, преображением, исцелением людей. Итог пути каждого человека (по Евангелию) — это нравственное, духовное совершенство» (Н.В.Давыдова. Евангелие и древнерусская литература, изд. «Мирос», М.,1992).

Мотив пути встречается в произведени­ях разных жанров, В XIV веке появляется «Хождение игумена Даниила из земли рус­ской», в ХУ веке— «Хождение за три моря»Афанасия Никитина; авантюрный роман, рыцарский роман, эпоха Возрождения, эпо­ха Великих географических открытий (XV— XVI вв.) способствуют развитию жанра путешествий, популярного и в XVII—XVIII Веках.

В XVIII веке получает развитие жанр сентиментального путешествия. У англий­ского писателя Стерна в «Сентименталь­ном путешествии»,у Карамзина в «Пись­мах русского путешественника» важны не столько описания увиденного, сколько переживания путешественника по поводу увиденного, его чувства (сентимент — чув­ство). «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала», — пишет Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву».

Русские писатели XIX века — Грибое­дов, Пушкин, Лермонтов и другие — сами много путешествовали, иногда не по своей воле, их герои тоже путешествовали. Чацкий в «Горе_рт ума» только что вернулся из путешествия. Вот в каком контексте предстает тема путешествия в комедии: сначала Софья говорит: «Охота странство­вать напала на него. Ах! если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Тема, путешествия связана с те-мой_ума,_ слова Чацкого о новом поколе­нии («кто путешествует, в деревне кто живет. «) даны между двумя репликами Фамусова: «Он вольность хочет пропове­дать. » и «Да он властей не признает: .Жизнь в деревне, отказ от службы, как и путеше­ствия, — форма оппозиции нового поколе­ния «веку минувшему». Во время войны 1812 года и после войны многие офицеры, буду­щие декабристы, были за границей. Путешествие становится знаком, своего рода ха­рактеристикой нового поколения. ‘*

В комментарии Ю.М.Лотмана к рома­ну «Евгений Онегин» есть «Очерк дворянского быта онегинской поры», где особое место занимает тема путешествия ( «Средтва передвижения. Дорога»). «Чувство пространства, расстояний, сочетание дома, дороги, домашнего устойчивого и дорож­ного подвижного быта составляют важную часть внутреннего мира пушкинского романа. Чрезвычайно важны в романе мотивы передвижения. Если отъезд Татьяны s Москву или поездка Онегина в деревню — вынужденные путешествия, продикто­ванные необходимостью, то путешествия Онегина, его скитания определяют состояние души; «Им овладело беспокойство, охота к перемене мест». Это состояние пуши характерно для байронических героев, для героев романтических произведе­ний русской литературы (южные поэмы Пушкина, «Мцыри» и «Демон» Лермонтова). Это скитальцы, неприкаянные люди, противопоставленные устойчивому образу жизни, быту. Недаром в «Евгении Онеги­не» упоминается Мельмот-скиталец. К скитальцам относится и герой Лермонтова Печорин. Путевые заметки в романе Лер­монтова «Геpoй нашего времени» пишет повествователь («Бэла», «Максим Максимыч»). Повествователь близок к Печори­ну и самому Лермонтову, он его второе «я». Ему Лермонтов доверяет ^писание перевала через Гуд-гору и свое восприятие, природы, точнее — философию природы. Описание перевала — важнейший элемент композиции главы «Бэла»; оно делит главу на две части. Первая часть — рас­сказ Максима Максимыча о счастливой, любви; он прерывается записками пове­ствователя о начале перехода через Крес­товую гору: «Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту ут­ренней молитвы. » Этот пейзаж — как заключительный аккорд к рассказу Мак­сима Максимыча. Но вот «тучи сгустились, повалил град, снег. Метель гудела сильнее и сильнее, точно родимая, северная; толь­ко ее дикие напевы были печальнее, зау­нывнее. «И ты, изгнанница, — думал я, — плачешь о своих широких, раздольных степях.’ Там есть где развернуть холодные крылья, а здесь»’ тебе душно и тесно, как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки».

Этот мрачный пейзаж предваряет вто­рую часть истории Печорина, Бэлы и Мак­сима Максимыча, историю трагическую, и не только предваряет — сливается с ней.

Роман «Герой нашего времени» внут­ренне неразрывно связан со многими мо­тивами лирики Лермонтова.

Стихи «Выхожу один я на дорогу. «,»Листок ( Один и без цели по свету но-шуяГдавно я. «), «Тучи» говорят не толь­ко об одиночестве, но и о скитальчестве, неприкаянности.

Обратите внимание, насколько близки строчки, из стихотворения «Тучи» пейзажу из «Бэлы», о котором говорилось выше. Доже метель — и та изгнанница. Другой странник романа — Печорин. Почему он, столичный житель, оказывает­ся на Кавказе, мы не знаем. Он переезжа­ет с места на место, нигде не находит сча­стья, покоя («Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и то­мится. «), нигде не находит счастья, сам приносит несчастье другим людям.

В главе «Максим Максимыч» Печорин после пребывания в Петербурге вновь на Кавказе, но проездом в Персию. Успокоился ли Печорин? Он, как и Онегин, вернувшийся из путешествия, еще мрачней, oпустошенней. На взволнованный вопрос Максима Максимыча: «Ну что? в отстав­ке. как. что поделывали. » — Печорин отвечал «улыбаясь»: «Скучал».

В «Лермонтовской энциклопедии» теме пути посвящена целая статья. В ней под­черкивается, что путь — один из ключе­вых моментов творчества писателя и что, с другой стороны, путь у Лермонтова — «это и беостановочные поиски истины».

Итак, путешёствие у Грибоедова, Пуш­кина, Лермонтова — это своего рода характеристика героя, образоваяного, противостояшего пошлому обществу, своего рода знак, но это знак и личности скучающей, мятущейся, неприкаянной, личности с бай­роническими чертами. Такие герои связа­ны с романтической традицией. «Охота к перемене мест» — это состояние души че­ловека, внутренне неблагополучного.

Универсален образ дороги, пути у Гого­ля: в него включены социальные вопросы,
«норма жизни человека, народов и челове­чества», нравственный долг писателя, орга­низация пространства самой Поэмы (ком­позиция).

В «Грозе» Островского тема пути, стран­ствия связана с конфликтом пьесы. Устойчив, как будто неподвижен быт города Калинова, но появляются люди со стороны: Борис приезжает из Москвы. Корни его в этом юроде, но, поскольку отец женился на благородной , семья была вытолкнута из города. Благодаря этому Борис получил об­разование, но вынужден вернуться, приехать к дяде, Дикому, от которого он теперь цели­ком зависит. Борис в Калинове чужой чело­век, человек из другого мира; когда разрази­лась «гроза», Дикой отправляет племянника в Кяхту. Снова среда выталкивает Бориса. Тема пути обретает социальный характер.

Тихон рвется из дому, с радостью уезжает, счастлив, что хоть ненадолго вырвался из душ­ной обстановки. Тема приобретает социаль­но-психологический аспект. Бегут из города Варвара с Кудряшом. По словам Тихона, Варвара сбежала «от маменьки, потому ста­ла ее тиранить и на замок запирать». Зато «по горлушко» довольна жизнью в Калинове Феклуша, странница, которая «по своей немощи далеко не ходила, а слыхать много слыхала». Она тоже характерный персонаж, примета русского быта. От нее жители го­рода «узнают» о других городах, других стра­нах. Феклуша «просвещает» народ ‘своими россказнями, которые калиновцы воспринимают с доверием.

Катерина противостоит жителям горо­да. Она готова к пути и в прямом, и в пе­реносном смысле. Душа ее рвется из «тем­ного царства». Недаром она завидует пти­цам и сама хотела бы улететь. В детстве она уходила в мечту, в юности жаждет любви и с трудом терпит свою долю. «Слов­но на грех ты к нам приехал, — говорит она Борису, — с первого раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы пошла за то­бой, иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и. не оглянулась бы». После­дний путь Катерины: «Куда теперь? До­мой идти? Нет, мне что домой, что в мо­гилу — все равно!» Катерина понимает, что самоубийство — грех, но она делает свой выбор: лучше не жить, «ем так жить.

В романе Гончарова «Обломов» тема передвижения в пространстве превращается для героя в проблему: он никак не может преодолеть себя, выехать из квар­тиры в другую. Эта «проблема» раскрыва­ет его характер, состояние души, суть об­ломовщины с ее неподвижным бытом. И все-таки ему приходится переехать; у вдо­вы Пшеницыной на Васильевском острове завершается его жизненный путь.

Не сумев преодолеть своей инерции, он так и не поехал в Обломовку. Но Обломов совершил путешествие во сне (очень рас­пространенный тип путешествия в лите­ратуре): это — путешествие в детство, в идиллию. Сон Обломова близок по жанру к утопии.

Тема путешествие за счастьем, такая распространенная в народном творчестве, — основа поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», она составляет идейно-ком­позиционный стержень поэмы. Впослед­ствии эту традицию продолжил Твардовс­кий.

Очень кратко затронем интересующую нас тему пути в романе Л.Н.Толстого «Вой­на и мир. Роман-эпопея «Война и мир «^»»произведение многоплановое, в нем в особой связи находятся пространство и время, пространство (конкретное, как ме­сто действия) — грандиозно, грандиозно и само пространство романа: судьбы лю­дей, семей, перекрещивающиеся сюжет­ные линии, судьбы народа, России, Евро­пы. В романе показан судьбоносный мо­мент в истории России: сопряженность личности с историей, духовные поиски (путь души) лучших людей России (неда­ром нам так привычно такое понятие, как ‘путь духовных исканий» Андрея Болкон­ского (или Пьера Безухова).

Обратимся к нескольким примерам, свя­занным с дорогой, не с метафорой пути, а с конкретным передвижением героя. И обычное движение, передвижение, путеше­ствие может оказаться связанным с суще­ственными моментами человеческого бытия (т.И, ч-IV, глава 10); Отрадное, свят­ки, ряженые. Молодые Ростовы, дворовые, Диммлеры на четырех тройках едут к Мелюковым, соседним помещикам. «Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови нео­быкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно-энергетическом настроении. Какой-то внутренний го­лос говорил ей, что нынче или никогда ре­шится ее судьба, и она в своей мужском платье казалась совсем другим человеком». Соня не была духовно богатой, поэти­ческой натурой, в ней не было «чего-то слишком много», как в Наташе (слово графини Ростовой о дочери), но в этот мо­мент она переживает свой звездный час, она влюблена, знает — ее любят, однако судьба ее не решилась так, как она хотела, как, казалось, хотел и Николай. И у него судьба решилась иначе, хотя Ростов переживает в этот краткий момент лучшие минуты жизни. В отличие от Сони эти мгновения вызваны у него поэтическим чувством. «Где мы едем? — подумал Ни­колай. — По Косому лугу, должно быть. Но нет, это не Косой луг и не Демкина гора, а это Бог знает что такое! Это что-то новое и волшебное». Святки, великолеп­ная русская зима с двадцатиградусным морозом, русские тройки, любовь, взлет чувств, поэтому хорошо знакомые места кажутся незнакомыми, волшебными, они окрашены чувством Николая. «Кругом была все та же пропитанная насквозь лун­ным светом волшебная равнина с рассы­панными по ней звездами». Николай ду­мает: «. Мы Бог знает где едем, и Бог зна­ет, что с нами делается, — и очень хорошо то, что с нами делается». Накал чувств, страсть испытывает Ростов на охоте, но такого волшебного, поэтического чувства он уже не будет переживать никогда. «Од­нако вон какой-то волшебный лес с пере­ливающимися черными тенями и блестка­ми алмазов и какой-то анфиладой мрамор­ных ступеней, и какие-то серебряные кры­ши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей. А ежели- и в самом деле это Мелюовка, то еще страннее то, что мы ехали Бог знает- куда и приехали в Мелюковку».

Тема пути, дороги у Толстого обретает метафорический смысл. Это и нравствен­ный путь героев, и взлет человеческого духа, и кризисное состояние души. Напомним важнейшие эпизоды, связанные с дорогой, когда, передвижение в пространстве стано­вится для Болконского, Безухова, Наташи важнейшими вехами, переломными мо­ментами в их жизни: поездка князя Анд­рея по делам отца — весенний лес, Отрад­ное, возвращение летом через тот же лес; поездка Пьера из Москвы в Петербург пос­ле дуэли с Долоховым и выход из кризиса, поездка в южные владения; отъезд Росто­вых из Москвы в двенадцатом году и встре­ча с князем Андреем.

Таким решающим моментом в жизни Безухова стал его путь по Можайской до­роге накануне Бородинского сражения.

Пьер охватывает как бы всю картину это­го пути: подводы с ранеными, навстречу иду­щих кавалеристов-песенников, солдата, ко­торый говорит «Нынче не то что солдат, з и мужичков видал. Нынче не разбирают. Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят». — Несмотря на неясность слов солдата Пьер понял все то, что он хотел сказать, и одоб­рительно кивнул головой». Почему этот невоенный человек оказался в самой гуще со­бытий? Потому что он должен был во что бы то ни стало осмыслить эти события. На этом отрезке жизненного пути Пьер осмыс-. лил главное: народный характер войны. Мало того, на фоне событий исторического масштаба Пьер осознает себя как личность. Пьер хочет «всем своим существом» войти в общую жизнь. Он не только проникает в великий смысл народной войны, но и в смысл самой жизни. Для него решается важ­нейший вопрос бытия: что есть «я», как мое «я» соотносится с миром; он приходит к пониманию, что жизнь надо «сопрягать» с миром. Здесь раскрывается многозначность слова «мир» у Толстого, сопряженность этих эпизодов третьего тома с ‘мыслью народ­ной» романа..

Роман-эпопея Толстого — произведение о путях народов на крутых поворотах ис­тории.

Традиция романа-эпопеи, где Показан исторический путь народа, судьба народа в период крайней ситуации продолжается в романах-эпопеях XX века: «Доктор Жива­го» Пастернака. «Тихий Дон» Шолохова, »Жизнь и судьба » Гроссмана, «Хождение по мукам» А. Толстого.Л. 1 одетого. ц » jv

Многообразна тема пути у Чexoвa Taк, , например, в повести «Степь» дано под­робное описание длительного пути, дорож­ные встречи, восприятие жизни глазами Егорушки, картины природы, характеры людей. В рассказе «Горе» токарь Григо­рий Петров, «когда воротился домой пр обыкновению пьяненьким и начал бра­ниться и махать кулаками, старуха так глянула на своего буяна так, как раньше ни­когда не глядела. она глядела сурово и неподвижно, как глядят святые на ико­нах или умирающие. С этих странных, нехороших глаз началось его Горе’ . «Оша­левший» токарь везет на санях свою ста­руху в больницу. Начинается искупление. Когда он понял, что жена умерла, ему ста­ло «не так жалко, как досадно». Он дума­ет: «Как на этом свете все быстро делает­ся! Не успел он пожить со старухой, выс­казать ей, пожалеть ее, как она уже умер­ла. Жил он с нею сорок-лет, но ведь эти сорок лет прошли словно в тумане. За пьянством, драками, нуждой не чувство­валась жизнь. И как назло старуха умерла как раз в то самое время, когда он почув­ствовал, что жалеет ее, жить без нее не может, страшно виноват перед ней». Перед читателем — жизненный путь челове­ка и его прозрение, но уже в тот момент, когда было поздно, даже горе не успело начаться. И весь свой жизненный путь токарь осознал по дороге в больницу, ког­да «странно ему кажется, что на лице у старухи не тает снег. «

Пронзительный рассказ! На нескольких страничках — вся человеческая жизнь, про­зрение, раскаяние. И все это передано че­рез внутренний монолог токаря по дороге в больницу. Ключевая фраза рассказа — «как на этом свете все быстро делается

По-другому переосмысление жизненно­го пути показано в рассказе «Дама с собачкой». Здесь иная социальная среда, иная ситуация, но шок наступает внезапно и тоже в «пограничной» ситуации. Гуров, как многие герои Чехова, живет «не так», все в его жизни случайно, нелепо: он «по об­разованию филолог, но служит s банке; готовился когда-то петь в частной опере, но бросил, имеет два дома в Москве». Очень по-чеховски лаконично: вместо филологии и пения — два дома. Встреча с Анной Сер­геевной в Ялте им самим воспринимается как обычный, пошлый курортный роман.

Вернувшись из Ялты в Москву, Гуров понял, что у него был не «проходной» ро­ман, а любовь. «Любовь изменила их обо­их». И только теперь Гуров возмутился тем, что его окружает: Какие дикие нравы, ка­кие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни. Ненуж­ные дела и разговоры все об одном охва­тывают на свою долю большую часть вре­мени, лучшие силы, и в конце концов ос­тается какая-то куцая, бескрылая жизнь». Новое восприятие жизни дает ему любовь.

Он возвращается из своего путешествия другим человеком. «И казалось, еще не­много — и решение будет найдено, и тог­да начнется новая, прекрасная -жизнь, и обоим было ясно, что до конца еше дале­ко-далеко и что самое трудное только еще начинается».

Вспомним рассказ «Ионыч», где пока­зан как бы путь в обратную сторону: все хорошее было в молодости, а потом — по­теря духовности, стяжательство, скука. А в ‘Трех сестрах» для героинь пьесы их жажда творческого труда, стремление к ра­зумной, богатой духовной жизни, к высо­кой культуре выражается в возгласе: «В Москву! В Москву! В Москву!»

Наш обзор темы пути .ограничен XIX веком, однако фрагментарно коснемся и XX — не с целью накопления материала, а с целью еще раз подчеркнуть, насколько разнообразной может быть функция пути в литературе. У этой вечной темы трудно найти начало, но у нее не может быть конца.

Горький. Тема пути, дороги, стран­ствия — эго не только факт биографии писателя, это органическая сущности его личности. Здесь много интересного, но и трагического. В раннем творчестве Горь­кого автобиографическая основа присут­ствует во многих его рассказах. В них есть и лирический герой или, точнее, автори­зованный герой. Есть он и в романтичес­ких произведениях. Это рассказчик. Он странствует, встречается с людьми раз­ных национальностей. Сам он русский и не является активным героем, он слуша­тель историй, сказок, легенд. Рассказчи­ки легенд — тоже, как правило, люди, пути. Вспомним Изергиль: ее жизнь ни­когда не была оседлой, причем такой об­раз жизни для нее не случай или необхо­димость, это сущность ее характера, жиз­ненной философии.

В легенде о Данко, рассказанной Изер­гиль, герой близок к мифологическому Ге­рою пути: он преодолевает необычайные препятствия, совершает подвиг, достигает цели пути.

В пьесе «На дне» странник Лука — глав­ный носитель философии пьесы. Он много знает о жизни, о людях, его в жизни мно­го «мяли». Лука пришел в ночлежку со сто­роны м сразу внес в жизнь постояльцев бес­покойство, надежду, сомнение. В связи с ним в пьесе возникают «крайние» вопро­сы человеческого бытия. С приходом Луки все взорвалось. Однако Лука не может изменить жизнь, и в кульминационный момент он канул в неизвестность. Роль этого странника чрезвычайно важна как в сюжетно-композиционном плане, так и в философском. Представ­ляется, что для Горького небезразлична при­надлежность персонажа к героям пути, к людям, много видевшим, много знавшим, но и ни за что не отвечавшим. В этом смыс­ле Лука отличается от романтического или мифологическою героя, который соверша­ет подвиг во имя людей.

Все или почти все ночлежники стремятся вырваться со дна. Они попали сюда из раз­ных слоев общества, их ПУТЬ в ночлежку имеет разные социально-психологические причины. После того как они попали в нее, они жаждут вырваться ИЗ нее. Но для боль­шинства из них этот временный ДОМ ока­зался постоянным.

Хочет вырваться из ночлежки и зажить такой жизнью, чтоб самого себя уважать можно было, Васька Пепел. Лука указыва­ет ему такую возможность — отправиться в Сибирь, туда, где руки нужны, где воз­можен труд, осмысленное приложение сил. Поверила или почти поверила в эту возможность и Наташа. Она ведь тоже стре­мится из опостылевшего дома. Однако нео­долима цепкость дна. Пепел попадет в Сибирь, но «на казенный счет».

Неизменный интерес в нашей стране и в мире вызывает творчество М. Булгакова. Судьба людей в трудном пути страны. Ре­волюция все стронула с места. К дому Тур­биныхприбился Лариосик, и здесь он на­шел свой Дом, из дома ушел (из Города, из страны), откололся человек с Каиновой пе­чатью — Тальберг. Он предал жену, семью. Но в революции, гражданской войне раз­метало и самый Дом. Что может быть вы­разительнее названия пьесы Булгакова ‘Бег»? Творчество Булгакова дает матери­ал, связанный с различными аспектами ин­тересующей нас темы. Поработайте над ней самостоятельно, а мы наметим вам пунк­тиром многоплановое развитие этой темы в Мастере и Маргарите«, Здесь гоголевс­кая традиция веселой чертовщины: женщи­ны летают на половой щетке, на борове (он же Николай Иванович), нечистой силой перенесен в Ялту Степа Лиходеев. Все эти передвижения служат сатирическим при­емом. Трагикомичен бег Ивана Бездолшого за «консультантом». Иван выбрал себе псев­доним Бездомный (в духе времени — Горь­кий, Скиталец, Бедный, Голодный) и обрел Дом в сумасшедшем доме. Что это — ко­медия, трагедия.

Воланд и его свита осуществили свою миссию (вспомним эпиграф к первой час­ти романа из «Фауста» Гете: «Я часть той силы, что вечно хочет зла извечно совер­шает благо.-.»). Но вот в конце романа они преображаются в прекрасных всадников, с которыми по воздуху мчатся Маргарита и Мастер, а потом осуществится мечта Пи­лата, и он, прошенный, пойдет по лунной дороге вместе с Иешуа. Покой обретает Мастер, пойдя по указанной Воландом до­роге: Тула, туда. Там ждет уже вас дом и старый’слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой. Прощайте! Мне пора».

Дата добавления: 2015-11-16 ; просмотров: 244 | Нарушение авторских прав

Источник

Читайте также:  Экскурсия грузия 3 дня
Оцените статью
Название: Тема путешествия в русской литературе 1840-60 гг
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 15:19:49 21 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 887 Комментариев: 6 Оценило: 1 человек Средний балл: 2 Оценка: неизвестно Скачать