Тема урока конституция основной закон страны

Конституция. Основной закон страны.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Конституция. Основной закон страны.

Скачать:

Вложение Размер
teh._differensaii_2.docx 21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Конституция. Основной закон страны.

  • познакомить обучающихся с основным законом страны;
  • научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;
  • работать над формированием понятийного аппарата;
  • развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;
  • продолжить формирование навыков работы в группе.

Оборудование: Конституция (для каждой группы, или обучающегося), листы ватмана, маркеры, плакаты: «ЛИЧНЫЕ ПРАВА», «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА», СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ», «КУЛЬТУРНЫЕ», лента для рефлексии.

Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-лекция, разминка.

Основные понятия и термины: Конституция, права, обязанности, правовой статус человека.

Записывается тема урока.

1. Вопрос учителя. Какие ассоциации вызывает у вас слово «Конституция»?

Задание: в течение одной минуты в рисунке изобразить ассоциации к слову Конституция с правой стороны от темы урока, один из обучающихся (по желанию) рисует на доске. Остальных можно спросить: кто и что нарисовал

2. Вопрос учителя. Что такое Конституция?

Методом «мозгового штурма» проводится обсуждение слова «Конституция». Ответы записываются на листе ватмана или на доске.

3. Для знакомства с текстом Конституции проводится игра«Неизвестная страна».

Обучающиеся делятся на группы (можно использовать любой способ деления на группы)

Цель игры: показать, что права и обязанности часто вызваны жизненной необходимостью.

«Представьте, что вам удалось открыть новую страну, в которой никто раньше не жил, в которой нет ни правил, ни законов. Ваша группа жители этой новой страны. Здание:

  1. Каждый в тетради составляет перечень правил безопасной жизни, которые должны быть гарантированы каждому в этой стране.
  2. Обсудив друг с другом свои перечни, составьте 10 самых важных правил и оформите их на листе ватмана, начав работу с названия вашей страны.
  3. Каждая группа представляет свои правила по очереди. Другие группы внимательно слушают и задают вопросы.
  4. Вопрос учителя:
  • «Можно ли как-то сгруппировать похожие права и обязанности?»
  • Права выделите зеленым цветом:
  • личные
  • политические
  • социально-экономические
  • культурные
  • Обязанности выделите красным цветом
  • Что бы вы дополнили к перечням?
  • Являются ли они всеобщими?
  • Другие вопросы.
  1. Работа с Конституцией.

Цель: найти схожие статьи в Конституции. Номера статей выписать рядом со схожими правилами на ватмане.

1) Каких статей в Конституции больше, посвященных правам или обязанностям?
2) Какие обязанности записаны в Конституции?

— ст. 57 – платить налоги
— ст. 59 – защита Отечества
— ст. 58 – об охране природы и окружающей среды
— ст. 44 – забота об охране памятников культуры
— ст. 38, п.2 – забота о детях обязанность родителей, п.3 – забота детей о нетрудоспособных родителях.

Выводы: права и обязанности человека составляют его правовой статус.

1) Рассказать о первых законах Древнего Рима – Римское право.
2) О законах Хаммурапи.
3) О принятии в 1689 году парламентом Великобритании «Билля о правах», который ограничивал власть короля и гарантировал права и свободы.
4) О Конституции 1787 года США.
5) О «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года мо Франции.

Подробнее об истории 5-ти Конституций России – 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.

Главное правило при составлении Конституции – это то, что все другие законы страны не должны противоречить Конституции.

5. Разминка – физкультминутка. Закрепление.

  • На стенах по разным углам необходимо развесить плакаты, определяющие разные права.
  • Все дети встают вкруг в центре класса. Учитель зачитывает права человека по порядку. Обучающиеся выбирают, к какому плакату им встать.

Условие : обучающиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор.

Перечень прав для разминки:

  • право на жизнь;
  • право на свободу мысли;
  • право на труд и выбор профессии;
  • право на национальный язык;
  • тайна переписки;
  • право на участие в митингах и собраниях;
  • право на отдых;
  • выбор места проживания;
  • право на образование;
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • право на социальное обеспечение;
  • и другие.

В конце разминки обязательно подвести итоги, похвалить и поблагодарить за хорошую работу.

6. Возвращение к началу урока.

Посмотреть на записи, сделанные на ватмане к вопросу «Что такое Конституция».
Сделать выбор неверных ответов и дать определение термина «Конституции».
Обратить внимание обучающихся на связь прав и обязанностей человека.

  1. У кого тема урока вызвала затруднения? Почему?
  2. Кому было некомфортно на уроке? Почему?
  3. Как бы вы оценили работу: класса, вашей группы, свою?
  4. Кого можно выделить.

Учитель приглашает встать детей на «Ленту рефлексии» по своему самочувствию, на которой 3 отметки:

— 0 градусов;
— 36, 6 градусов – самое комфортное состояние человека в любое время;
— 100 градусов.

Условие: каждый ребенок (либо по желанию) говорит о своем самочувствии в конце урока. (Либо вопросы учителя задаются в этот момент).

8. Домашнее задание

П. 9, практикум к параграфу – выполняют все.

1. Подготовить сообщение о главах и разделах Конституции РФ.
2. Предложить поправки к Уставу школы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию 6 класс (презентация)Тема: Конституция – основной закон страны.Цель урока:охарактеризовать основные положения Конституции РФ.

тема «Конституция — основной закон страны».Цели урока:Образовательная — сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности.

Презентация.Конституция- основной закон страны.

Классный час, посвящен 20-летию российской Конституции.

Урок разработан для учащихся 7-8 классов, посвящённый 20-летию Конституции.

Урок по обществознанию в 9 классе и использованием ЭОР по теме: «Конституция-основной закон страны».

Цели урока:Образовательная — сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.Развивающая.

Источник

Конституция — основной закон государства
план-конспект урока (8 класс) по теме

Урок посвящен 20-летию принятия Конституции Российской Федерации

Скачать:

Вложение Размер
konstitutsiya_-_osnovnoy_zakon_gosudarstva.doc 242 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Учитель: Острикова Ирина Викторовна

Тема: «Конституция – основной закон государства»

Цель: объяснить, что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества.

Задачи: 1) добиться усвоения обучающимися основных понятий;

2) продолжать содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.

Основные понятия: Конституция, закон, Российская Федерация.

Оборудование: Конституция, альбомы «Государственное устройство России», «Ты и твоя Родина»

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

  1. Изучение нового материала.

1) Наша Родина — Россия.

Учитель. — Как называется страна, в которой мы живем? (Россия).

Россия – это страна, в которой ты живешь, в которой живут твои родители и друзья, в которой живем все мы. Мы называем ее своей Родиной, потому что здесь мы родились и выросли. Все здесь для нас родное!

Ученики читают стихи о России.

В самолете нам лететь,

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

— По-другому ее можно назвать «Российская Федерация», в переводе с латинского означает «союз», «объединение».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области. Каждое общество должно жить по определенным законам.

— Кто знает, как называется основной закон страны? (Конституция).

2) Что такое Конституция?

Учитель. Давным – давно в обществе ещё не было законов и люди жили по принципу: «Кто сильнее, тот и прав». С развитием человеческого общества люди пришли к выводу, что нужны специальные правила, по которым следует жить в своей стране.

В современном обществе основные правила записываются в Конституции – главном законе страны.

Учитель. Начнем с понятия «конституция».

Конституция (от. лат. «устройство») – это основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Все законы, которые принимаются в стране, обязательно согласуются с тем, записано в Конституции.

В ней перечислены основные права граждан России, например:

— право на свободу и личную неприкосновенность,

— право на жилище,

— право на образование,

— право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно Конституции, каждый гражданин России (мужчина и женщина, молодой и старый, богатый и бедный) обладает равными правами со всеми остальными гражданами.

Конституция Российской Федерации была принята в декабре 1993 года. В этом году 12 декабря ей уже будет 20 лет.

Много, много лет назад,

Как нам люди говорят,

Был придуман Он —

И с тех пор за годом год

Его чествует народ,

За мораль и за порядок,

И не страшен нам упадок,

Кто законы соблюдает,

Тот, конечно, уважает

Родину свою одну!

Учитель — Посмотрите, с чего начинается Конституция.

— На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. А как нужно слушать гимны? (Стоя)

— Прослушаем гимн нашей страны.

Учитель — В каждой стране существует определённая государственная символика — это не только гимн, но и флаг. Назовите цвета флага нашей страны.

Флаг России выглядит так: Белый цвет – Отечество, синий цвет – Верность, красный цвет — Отвага.

Белый цвет – березка.

Синий – неба цвет.

Учитель — Следующий символ нашей страны – герб. Что на нем изображено?

Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы, мудрости.

У России величавой

На гербе орел двухглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

3) Президент Российской Федерации .

Президент – глава Российского государства. Он является гарантом Конституции РФ. Президент обеспечивает порядок в стране, поддерживает мир и согласие.

Первый президент Б.Н. Ельцин. Он издал указ « О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Целью всенародного голосования было утверждение новой Конституции России. 12 декабря — всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.

Президенты РФ – второй президент РФ – Путин В.В. (2000 -2008 гг.), третий президент РФ – Медведев Д.А. (2008 -2012 гг.). действующий президент РФ – Путин В.В., который избран на пост всенародным голосованием в мае 2012 года.

4) Содержание Конституции РФ.

Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных п переходных положений (раздел 2).

Учитель. В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование . ».

— Какие же права есть у вас, школьников?

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

— В Конституции записаны не только права, но и обязанности.

— Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.

1. Уважать друг друга.

2. Культурно вести себя.

3. Ходить опрятным.

4. Выполнять устав школы.

Устав школы – это правила, по которым живет наша школа. Мы должны их соблюдать.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Творческое задание.

— Раскрась флаг России (в приложении)

— Найдите на картинке герб России и обведите его красным карандашом (в приложении)

основной закон государства

— «Конституция» в переводе с латинского означает:

— Когда отмечается день Конституции?

— Как была принята Конституция РФ?

Президент РФ подписал указ

Прошло всенародное голосование

Государственная Дума приняла закон

— Кто является гарантом Конституции РФ?

Учитель. Вот и подходит к концу первый урок Знаний. Завтра вас ждут настоящие уроки. В добрый путь! Успехов вам в учёбе.

Еще один год позади,
Так много узнать вы успели,
Теперь у вас впереди
Откроются новые цели.
Как жизнь начинаем с нуля,
Так вы новый год свой начните.
Терпенье, упорство и труд
Пусть знания всем принесут!

О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. М.: «ВАКО», 2004.

Е.Л. Ерохина. Государственное устройство России. Альбом для занятий с детьми. М.: Издательство «Ювента», 2006.

Ты и твоя Родина. М.: Издательство «Оникс», С.-П.: Издательство «Литература», 2008.

Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой/авт.-сост. Н.С. Кочетов. Волгоград: Учитель, 2009.

Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова/авт.-сост. С.Н. Степанько. Волгоград: Учитель, 2005.

Источник

Читайте также:  Какие страны открыты для финляндии
Оцените статью