Конституция. Основной закон страны.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему
Конституция. Основной закон страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._differensaii_2.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Конституция. Основной закон страны.
- познакомить обучающихся с основным законом страны;
- научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;
- работать над формированием понятийного аппарата;
- развивать у обучающихся навыки работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;
- продолжить формирование навыков работы в группе.
Оборудование: Конституция (для каждой группы, или обучающегося), листы ватмана, маркеры, плакаты: «ЛИЧНЫЕ ПРАВА», «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА», СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ», «КУЛЬТУРНЫЕ», лента для рефлексии.
Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-лекция, разминка.
Основные понятия и термины: Конституция, права, обязанности, правовой статус человека.
Записывается тема урока.
1. Вопрос учителя. Какие ассоциации вызывает у вас слово «Конституция»?
Задание: в течение одной минуты в рисунке изобразить ассоциации к слову Конституция с правой стороны от темы урока, один из обучающихся (по желанию) рисует на доске. Остальных можно спросить: кто и что нарисовал
2. Вопрос учителя. Что такое Конституция?
Методом «мозгового штурма» проводится обсуждение слова «Конституция». Ответы записываются на листе ватмана или на доске.
3. Для знакомства с текстом Конституции проводится игра«Неизвестная страна».
Обучающиеся делятся на группы (можно использовать любой способ деления на группы)
Цель игры: показать, что права и обязанности часто вызваны жизненной необходимостью.
«Представьте, что вам удалось открыть новую страну, в которой никто раньше не жил, в которой нет ни правил, ни законов. Ваша группа жители этой новой страны. Здание:
- Каждый в тетради составляет перечень правил безопасной жизни, которые должны быть гарантированы каждому в этой стране.
- Обсудив друг с другом свои перечни, составьте 10 самых важных правил и оформите их на листе ватмана, начав работу с названия вашей страны.
- Каждая группа представляет свои правила по очереди. Другие группы внимательно слушают и задают вопросы.
- Вопрос учителя:
- «Можно ли как-то сгруппировать похожие права и обязанности?»
- Права выделите зеленым цветом:
- личные
- политические
- социально-экономические
- культурные
- Обязанности выделите красным цветом
- Что бы вы дополнили к перечням?
- Являются ли они всеобщими?
- Другие вопросы.
- Работа с Конституцией.
Цель: найти схожие статьи в Конституции. Номера статей выписать рядом со схожими правилами на ватмане.
1) Каких статей в Конституции больше, посвященных правам или обязанностям?
2) Какие обязанности записаны в Конституции?
— ст. 57 – платить налоги
— ст. 59 – защита Отечества
— ст. 58 – об охране природы и окружающей среды
— ст. 44 – забота об охране памятников культуры
— ст. 38, п.2 – забота о детях обязанность родителей, п.3 – забота детей о нетрудоспособных родителях.
Выводы: права и обязанности человека составляют его правовой статус.
1) Рассказать о первых законах Древнего Рима – Римское право.
2) О законах Хаммурапи.
3) О принятии в 1689 году парламентом Великобритании «Билля о правах», который ограничивал власть короля и гарантировал права и свободы.
4) О Конституции 1787 года США.
5) О «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года мо Франции.
Подробнее об истории 5-ти Конституций России – 1918, 1924, 1936, 1977 и 1993 годов.
Главное правило при составлении Конституции – это то, что все другие законы страны не должны противоречить Конституции.
5. Разминка – физкультминутка. Закрепление.
- На стенах по разным углам необходимо развесить плакаты, определяющие разные права.
- Все дети встают вкруг в центре класса. Учитель зачитывает права человека по порядку. Обучающиеся выбирают, к какому плакату им встать.
Условие : обучающиеся выборочно или по желанию объясняют свой выбор.
Перечень прав для разминки:
- право на жизнь;
- право на свободу мысли;
- право на труд и выбор профессии;
- право на национальный язык;
- тайна переписки;
- право на участие в митингах и собраниях;
- право на отдых;
- выбор места проживания;
- право на образование;
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- право на социальное обеспечение;
- и другие.
В конце разминки обязательно подвести итоги, похвалить и поблагодарить за хорошую работу.
6. Возвращение к началу урока.
Посмотреть на записи, сделанные на ватмане к вопросу «Что такое Конституция».
Сделать выбор неверных ответов и дать определение термина «Конституции».
Обратить внимание обучающихся на связь прав и обязанностей человека.
- У кого тема урока вызвала затруднения? Почему?
- Кому было некомфортно на уроке? Почему?
- Как бы вы оценили работу: класса, вашей группы, свою?
- Кого можно выделить.
Учитель приглашает встать детей на «Ленту рефлексии» по своему самочувствию, на которой 3 отметки:
— 0 градусов;
— 36, 6 градусов – самое комфортное состояние человека в любое время;
— 100 градусов.
Условие: каждый ребенок (либо по желанию) говорит о своем самочувствии в конце урока. (Либо вопросы учителя задаются в этот момент).
8. Домашнее задание
П. 9, практикум к параграфу – выполняют все.
1. Подготовить сообщение о главах и разделах Конституции РФ.
2. Предложить поправки к Уставу школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по обществознанию 6 класс (презентация)Тема: Конституция – основной закон страны.Цель урока:охарактеризовать основные положения Конституции РФ.
тема «Конституция — основной закон страны».Цели урока:Образовательная — сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности.
Презентация.Конституция- основной закон страны.
Классный час, посвящен 20-летию российской Конституции.
Урок разработан для учащихся 7-8 классов, посвящённый 20-летию Конституции.
Урок по обществознанию в 9 классе и использованием ЭОР по теме: «Конституция-основной закон страны».
Цели урока:Образовательная — сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.Развивающая.
Источник
Конституция — основной закон государства
план-конспект урока (8 класс) по теме
Урок посвящен 20-летию принятия Конституции Российской Федерации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstitutsiya_-_osnovnoy_zakon_gosudarstva.doc | 242 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Учитель: Острикова Ирина Викторовна
Тема: «Конституция – основной закон государства»
Цель: объяснить, что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества.
Задачи: 1) добиться усвоения обучающимися основных понятий;
2) продолжать содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.
Основные понятия: Конституция, закон, Российская Федерация.
Оборудование: Конституция, альбомы «Государственное устройство России», «Ты и твоя Родина»
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
- Изучение нового материала.
1) Наша Родина — Россия.
Учитель. — Как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
Россия – это страна, в которой ты живешь, в которой живут твои родители и друзья, в которой живем все мы. Мы называем ее своей Родиной, потому что здесь мы родились и выросли. Все здесь для нас родное!
Ученики читают стихи о России.
В самолете нам лететь,
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
— По-другому ее можно назвать «Российская Федерация», в переводе с латинского означает «союз», «объединение».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области. Каждое общество должно жить по определенным законам.
— Кто знает, как называется основной закон страны? (Конституция).
2) Что такое Конституция?
Учитель. Давным – давно в обществе ещё не было законов и люди жили по принципу: «Кто сильнее, тот и прав». С развитием человеческого общества люди пришли к выводу, что нужны специальные правила, по которым следует жить в своей стране.
В современном обществе основные правила записываются в Конституции – главном законе страны.
Учитель. Начнем с понятия «конституция».
Конституция (от. лат. «устройство») – это основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Все законы, которые принимаются в стране, обязательно согласуются с тем, записано в Конституции.
В ней перечислены основные права граждан России, например:
— право на свободу и личную неприкосновенность,
— право на жилище,
— право на образование,
— право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно Конституции, каждый гражданин России (мужчина и женщина, молодой и старый, богатый и бедный) обладает равными правами со всеми остальными гражданами.
Конституция Российской Федерации была принята в декабре 1993 года. В этом году 12 декабря ей уже будет 20 лет.
Много, много лет назад,
Как нам люди говорят,
Был придуман Он —
И с тех пор за годом год
Его чествует народ,
За мораль и за порядок,
И не страшен нам упадок,
Кто законы соблюдает,
Тот, конечно, уважает
Родину свою одну!
Учитель — Посмотрите, с чего начинается Конституция.
— На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. А как нужно слушать гимны? (Стоя)
— Прослушаем гимн нашей страны.
Учитель — В каждой стране существует определённая государственная символика — это не только гимн, но и флаг. Назовите цвета флага нашей страны.
Флаг России выглядит так: Белый цвет – Отечество, синий цвет – Верность, красный цвет — Отвага.
Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Учитель — Следующий символ нашей страны – герб. Что на нем изображено?
Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы, мудрости.
У России величавой
На гербе орел двухглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
3) Президент Российской Федерации .
Президент – глава Российского государства. Он является гарантом Конституции РФ. Президент обеспечивает порядок в стране, поддерживает мир и согласие.
Первый президент Б.Н. Ельцин. Он издал указ « О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Целью всенародного голосования было утверждение новой Конституции России. 12 декабря — всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.
Президенты РФ – второй президент РФ – Путин В.В. (2000 -2008 гг.), третий президент РФ – Медведев Д.А. (2008 -2012 гг.). действующий президент РФ – Путин В.В., который избран на пост всенародным голосованием в мае 2012 года.
4) Содержание Конституции РФ.
Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных п переходных положений (раздел 2).
Учитель. В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование . ».
— Какие же права есть у вас, школьников?
1.Право на учебу.
2. Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.
— В Конституции записаны не только права, но и обязанности.
— Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.
1. Уважать друг друга.
2. Культурно вести себя.
3. Ходить опрятным.
4. Выполнять устав школы.
Устав школы – это правила, по которым живет наша школа. Мы должны их соблюдать.
- Закрепление изученного материала.
- Творческое задание.
— Раскрась флаг России (в приложении)
— Найдите на картинке герб России и обведите его красным карандашом (в приложении)
основной закон государства
— «Конституция» в переводе с латинского означает:
— Когда отмечается день Конституции?
— Как была принята Конституция РФ?
Президент РФ подписал указ
Прошло всенародное голосование
Государственная Дума приняла закон
— Кто является гарантом Конституции РФ?
Учитель. Вот и подходит к концу первый урок Знаний. Завтра вас ждут настоящие уроки. В добрый путь! Успехов вам в учёбе.
Еще один год позади,
Так много узнать вы успели,
Теперь у вас впереди
Откроются новые цели.
Как жизнь начинаем с нуля,
Так вы новый год свой начните.
Терпенье, упорство и труд
Пусть знания всем принесут!
О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. М.: «ВАКО», 2004.
Е.Л. Ерохина. Государственное устройство России. Альбом для занятий с детьми. М.: Издательство «Ювента», 2006.
Ты и твоя Родина. М.: Издательство «Оникс», С.-П.: Издательство «Литература», 2008.
Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой/авт.-сост. Н.С. Кочетов. Волгоград: Учитель, 2009.
Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова/авт.-сост. С.Н. Степанько. Волгоград: Учитель, 2005.
Источник