- ВВП России по годам: 1991 – 2020
- Как изменился ВВП стран СНГ и Восточной Европы за 10 лет, с 2008-го по 2018-й
- Глобальный ВВП мира: 1980 – 2021
- Валовый внутренний продукт мира, 1970-2019
- ВВП мира, 1970-2019
- ВВП мира, 1970
- ВВП мира, 2019
- Почему за 20 лет Россия так и не перешла от стагнации к развитию
- От кризиса к кризису
- Накопление проблем
- Российская экономика 1999–2019
- Стабильно без развития
ВВП России по годам: 1991 – 2020
Валовой внутренний продукт (ВВП) – один из важнейших макроэкономических показателей.
Он отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, предназначенных для непосредственного употребления, которые были произведены за определенный период (квартал, год) во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.
ВВП выражается в национальной валюте, либо (при необходимости) пересчитывается в иностранную валюту по биржевому курсу, а также может быть представлен по паритету покупательной способности.
ВВП России по годам, 1995 – 2020 (в текущих ценах, данные Росстата):
1995г. – 1 трлн. 428,5 млрд. рублей
1996г. – 2 трлн. 007,8 млрд. рублей
1997г. – 2 трлн. 342,5 млрд. рублей
1998г. – 2 трлн. 629,6 млрд. рублей
1999г. – 4 трлн. 823,2 млрд. рублей
2000г. – 7 трлн. 305,6 млрд. рублей
2001г. – 8 трлн. 943,6 млрд. рублей
2002г. – 10 трлн. 830,5 млрд. рублей
2003г. – 13 трлн. 208,2 млрд. рублей
2004г. – 17 трлн. 027,2 млрд. рублей
2005г. – 21 трлн. 609,8 млрд. рублей
2006г. – 26 трлн. 917,2 млрд. рублей
2007г. – 33 трлн. 247,5 млрд. рублей
2008г. – 41 трлн. 276,8 млрд. рублей
2009г. – 38 трлн. 807,2 млрд. рублей
2010г. – 46 трлн. 308,5 млрд. рублей
2011г. – 60 трлн. 114,0 млрд. рублей
2012г. – 68 трлн. 103,4 млрд. рублей
2013г. – 72 трлн. 985,7 млрд. рублей
2014г. – 79 трлн. 030,0 млрд. рублей
2015г. – 83 трлн. 087,4 млрд. рублей
2016г. – 85 трлн. 616,1 млрд. рублей
2017г. – 91 трлн. 843,2 млрд. рублей
2018г. – 103 трлн. 861,7 млрд. рублей
2019г. – 109 трлн. 193,2 млрд. рублей
2020г. – 106 трлн. 967,5 млрд. рублей
ВВП России в долларах США по годам, 1992 – 2021 (в текущих ценах, данные МВФ):
1992г. – 91,625 млрд. долларов
1993г. – 196,752 млрд. долларов
1994г. – 296,466 млрд. долларов
1995г. – 335,664 млрд. долларов
1996г. – 419,522 млрд. долларов
1997г. – 433,619 млрд. долларов
1998г. – 290,231 млрд. долларов
1999г. – 209,770 млрд. долларов
2000г. – 278,075 млрд. долларов
2001г. – 328,276 млрд. долларов
2002г. – 369,939 млрд. долларов
2003г. – 460,746 млрд. долларов
2004г. – 632,765 млрд. долларов
2005г. – 817,752 млрд. долларов
2006г. – 1 трлн. 059,991 млрд. долларов
2007г. – 1 трлн. 391,683 млрд. долларов
2008г. – 1 трлн. 778,391 млрд. долларов
2009г. – 1 трлн. 309,174 млрд. долларов
2010г. – 1 трлн. 632,841 млрд. долларов
2011г. – 2 трлн. 044,618 млрд. долларов
2012г. – 2 трлн. 202,672 млрд. долларов
2013г. – 2 трлн. 289,244 млрд. долларов
2014г. – 2 трлн. 056,583 млрд. долларов
2015г. – 1 трлн. 363,707 млрд. долларов
2016г. – 1 трлн. 282,663 млрд. долларов
2017г. – 1 трлн. 578,417 млрд. долларов
2018г. – 1 трлн. 630,659 млрд. долларов
2019г. – 1 трлн. 610,381 млрд. долларов
2020г. – 1,47 трлн. долларов
2021г. – 1,71 трлн. долларов (прогнозная оценка)
Динамика ВВП России по годам: 1991 – 2021 (данные Росстата)
Источник
Как изменился ВВП стран СНГ и Восточной Европы за 10 лет, с 2008-го по 2018-й
Предкризисный 2008-й – год экономического расцвета, на то время, большинства стран мира. Но разразившийся в конце того года мировой кризис обвалил в 2009-м году экономики многих стран, в том числе в регионе СНГ и Восточной Европы. В некоторых странах падение ВВП в 2009-м году было двузначным. Хотя в отдельных странах падения не было вовсе, а фиксировалось лишь замедление роста.
После периода посткризисного восстановления экономики, который у различных стран длился с разным темпом и с разной продолжительностью, в 2014-16 гг. был период очередного кризиса, затронувший, правда, в основном государства СНГ, прежде всего Украину, что связано с известной ситуацией в этой стране в те годы.
А падение цен на нефть в те же годы привело к снижению ВВП нефтезависимых стран СНГ. Кроме того, на Россию негативно повлияли западные санкции. Ну а падающая экономика России потянула за собой вниз и экономики всех связанных с ней в СНГ стран. Обвалились в 2014-16 гг. курсы валют почти всех стран СНГ.
На экономики же государств Восточной Европы, особенно из числа ЕС, все эти события 2014-16 гг. особо никак не повлияли, и даже контрсанкции России. Для Восточной («Новой») Европы эти годы были годами роста.
Тем не менее, лидерами реального (физического, в сопоставимых ценах) роста экономики за 10 лет стали страны СНГ (из числа тех, государственной статистике которых можно верить) Казахстан и Кыргызстан – в том числе из-за того, что там не было сокращения ВВП в 2009-м. В тройке лидеров и Грузия, где был быстрый рост экономики при Президенте М.Саакашвили.
Ну а аутсайдер этого рейтинга – Украина, где было очень глубокое падение экономики в мировой кризис в 2009-м году и особенно сильное – в 2014-16 гг. (без учёта аннексированного Крыма и оккупированной части Донбасса, реальная, а не номинальная, динамика экономики только «материковой» части страны).
Лидер Восточной Европы по росту ВВП за 10 лет – Польша: её экономика физически выросла с 2008-го года более чем на 40%. Но есть там и свой аутсайдер – это Хорватия: эта страна в 2018-м создала ВВП меньше, чем в 2008-м.
Динамика ВВП стран различается как глубиной падения в мировой кризис 2008-09 гг. и в кризис 2014-16 гг. (для стран СНГ), так и скоростью его последующего восстановления. Поэтому «на выходе» столь разные результаты.
Разные и годы преодоления падения в мировой кризис: некоторые страны вышли на уровень 2008-го уже в 2010-м, некоторые – в 2011-м, а некоторые – и позже. Хорватия, как видим, не вышла и в 2018-м.
Сильно упавшие в мировой кризис экономики Литвы и Латвии сейчас растут быстро: Литва «догоняет» Беларусь, а Латвия уже «обогнала» Россию в рейтинге динамики ВВП с 2008-го года. А самая быстрорастущая в последние годы в Европе Румыния, экономика которой тоже сильно упала в 2009-10 гг., заметно поднялась в этом рейтинге.
Ну а темпы роста экономики Украины сейчас явно недостаточны для быстрого восстановления уровня даже 2013-го, а ведь этот уровень – ниже 2008-го. С такими темпами роста для выхода Украины к ВВП докризисного 2013-го года потребуется еще 2-3 года, а 2008-го – 5-6 лет.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте, Facebook и Telegram. Присоединяйтесь!
Источник
Глобальный ВВП мира: 1980 – 2021
Мировая экономика представляет собой многоуровневую глобальную систему хозяйствования, объединяющую национальные экономики государств планеты.
В её основе – международное разделение труда посредством системы международных экономических отношений.
Глобальный ВВП мира по годам: 1980 – 2021 (в текущих ценах, данные МВФ):
1980г. – 11.147 трлн. долларов
1981г. – 11.407 трлн. долларов
1982г. – 11.201 трлн. долларов
1983г. – 11.496 млрд. долларов
1984г. – 11.901 трлн. долларов
1985г. – 12.442 трлн. долларов
1986г. – 14.661 трлн. долларов
1987г. – 16.879 трлн. долларов
1988г. – 18.987 трлн. долларов
1989г. – 19.980 трлн. долларов
1990г. – 23.448 трлн. долларов
1991г. – 24.334 трлн. долларов
1992г. – 25.170 трлн. долларов
1993г. – 25.858 трлн. долларов
1994г. – 27.804 трлн. долларов
1995г. – 31.003 трлн. долларов
1996г. – 31.860 трлн. долларов
1997г. – 31.788 трлн. долларов
1998г. – 31.649 трлн. долларов
1999г. – 32.765 трлн. долларов
2000г. – 33.843 трлн. долларов
2001г. – 33.593 трлн. долларов
2002г. – 34.720 трлн. долларов
2003г. – 38.982 трлн. долларов
2004г. – 43.876 трлн. долларов
2005г. – 47.548 трлн. долларов
2006г. – 51.496 трлн. долларов
2007г. – 58.118 трлн. долларов
2008г. – 63.752 трлн. долларов
2009г. – 60.393 трлн. долларов
2010г. – 66.025 трлн. долларов
2011г. – 73.244 трлн. долларов
2012г. – 74.639 трлн. долларов
2013г. – 76.769 трлн. долларов
2014г. – 78.852 трлн. долларов
2015г. – 74.689 трлн. долларов
2016г. – 75.734 трлн. долларов
2017г. – 80.144 трлн. долларов
2018г. – 84.740 трлн. долларов
2019г. – 87.265 трлн. долларов
2020г. – 84.54 трлн. долларов
2021г. – 93.86 трлн. долларов (прогнозная оценка)
Источник
Валовый внутренний продукт мира, 1970-2019
меню страницы | меню региона |
---|---|
|
|
ВВП мира, 1970-2019
За период 1970-2019 гг. ВВП мира в текущих ценах вырос на 84 026.3 млрд. долл. (в 25.6 раз) до 87 445.3 млрд. долл.; изменение произошло на 3 706.8 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 4 011.7 млн., а также на 80 319.5 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 10 415.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП мира равен 1 714.8 млрд. долл. или 6.8%. Среднегодовой прирост ВВП мира в постоянных ценах составил 3.2%. Минимум ВВП был в 1970 году (3 419.0 млрд. долл.). Максимум ВВП был в 2019 году (87 445.3 млрд. долл.).
В течение 1970-2019 гг. ВВП на душу населения в мире вырос на 10 415.0 долларов (в 12.3 раз) до 11 339.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах равен 212.6 долларов или 5.3%.
Изменение ВВП мира описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=1 738.2x-3 431 938.0 , где y — расчетное значение ВВП мира, x — год. Коэффициент корреляции = 0.963. Коэффициент детерминации = 0.927.
ВВП мира, 1970
ВВП мира в 1970 году составил 3 419.0 млрд. долл., состоял из ВВП США (31.4%), ВВП СССР (12.7%), ВВП Германии (6.3%), ВВП Японии (6.2%), ВВП Франции (4.3%), и других (39.1%).
ВВП на душу населения в мире в 1970 году составил 924.0 долларов.
ВВП мира, 2019
ВВП мира в 2019 году был равен 87 445.3 млрд. долл., состоял из ВВП США (24.5%), ВВП Китая (16.4%), ВВП Японии (5.8%), ВВП Германии (4.4%), ВВП Индии (3.3%), и других (45.6%).
ВВП на душу населения в мире в 2019 году был равен 11 339.0 долларов.
Источник
Почему за 20 лет Россия так и не перешла от стагнации к развитию
Уроки минувших десятилетий российские власти усвоили плохо – они научились преодолевать кризисы и обеспечили макроэкономическую стабильность, но им не удается решить более сложную задачу – вывести экономику на траекторию развития.
От кризиса к кризису
20 лет назад, в 1999 г., Россия выбиралась из тяжелейшего кризиса, обернувшегося дефолтом, глубоким экономическим спадом, обесценением рубля, падением доходов. Девальвация и высвободившиеся мощности дали экономике импульс – рост на 6,4% в 1999 г. и на 10% в 2000 г.
Выбираясь из кризиса, власти готовили реформы – рассчитанную на 10 лет программу Германа Грефа. Были проведены пенсионная и налоговые реформы, включая введение «плоской шкалы» подоходного налога, приняты Трудовой, Земельный и Бюджетный кодексы, начались переговоры о присоединении России к ВТО и создании Таможенного союза. Это были основные достижения начала 2000-х гг., вспоминает профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) Олег Вьюгин, работавший первым замминистра финансов и первым зампредом ЦБ: эффективная налоговая реформа, начало реализации программы Грефа, приватизация и заявление президента Владимира Путина о верховенстве права позволили восстановить доверие бизнеса к власти, придали уверенности частному сектору, что спровоцировало приток капитала в страну. В 2000-е гг. шел восстановительный рост, опиравшийся на первые итоги рыночных реформ и растущие нефтяные доходы, указывала директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.
За 10 лет к 2008 г. российский ВВП почти удвоился, доля бедного населения сократилась вдвое, прямые иностранные инвестиции выросли с $14,3 млрд в 2001 г. до $121,1 млрд в 2007 г., рубль существенно укрепился. Власти пытались сдерживать укрепление рубля ценой высокой инфляции, а она обернулась двузначными ставками по кредитам, что вынудило бизнес обратиться к дешевым иностранным займам – эта зависимость и валютный риск проявились в 2008–2009 гг.
Нефтяные доллары стабильно пополняли бюджет и поддерживали рост экономики. Цена нефти подскочила с $12/барр. в 1998 г. до $27,3 в 2003 г., а затем начала расти на 12–15% в год, достигнув к середине 2008 г. почти $150. Рост цены нефти объясняет от трети до половины российских темпов роста за десятилетие, указывал главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев. Приток сырьевых доходов позволил увеличить расходы федерального бюджета с 14% ВВП в 1999 г. до 18,3% и радикально сократить госдолг – с 92,4% ВВП в 1999 г. до 7,5% в 2008 г. В 2004 г. Россия впервые получила инвестиционный рейтинг.
Еще в 2000-е чиновники задумались, как изолировать экономику от нефтяных денег и сформировать подушку безопасности: в созданный в 2004 г. стабилизационный фонд направлялись дополнительные сырьевые доходы, полученные при цене барреля выше базовой – $20, которая затем начала повышаться, что позволяло увеличивать расходы бюджета.
Нефтяными долларами власти оплатили себе право на бездействие: реформы отошли на второй план. Резервы стали «мощным фактором торможения модернизации, поскольку позволяли снижать социальную напряженность за счет замедления реструктуризации предприятий-банкротов», писали в 2012 г. ректор РАНХиГС Владимир Мау и научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин в докладе о рыночных реформах. Программа Грефа, по его собственным оценкам, была выполнена примерно лишь на треть. От нее фактически отказались, вспоминает Вьюгин. Началось усиление централизации власти – прямые выборы губернаторов были заменены их назначением, права местного самоуправления ограничены, а контроль за бизнесом ужесточался. Отношение властей к верховенству закона и опоре на частный сектор в развитии экономики стало меняться, констатирует Вьюгин: у них появилось желание контролировать частный бизнес и привлекать его к финансированию, в том числе теневому, политических задач. Переломной точкой стало дело ЮКОСа, когда в 2003 г. были арестованы и затем осуждены Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, а активы компании достались «Роснефти». Начала реализовываться линия на господство государства во всех стратегических секторах, писали Ясин и Акиндинова.
Повышение роли государства проявлялось по крайней мере в трех формах: расширение госсобственности, рост бюджетных доходов и расходов, компенсация недоверия к бизнесу и финансовым институтам за счет развития государственных финансовых структур, перечисляли Мау и Ясин. Целью новой политики стало повышение контроля государства над финансовыми потоками и экономикой в целом, все больше власти полагались на инвестиции бюджета.
Проявлением этого курса стало создание госкорпораций (в 2007 г. появились «Ростех», «Роснано», «Росатом», ВЭБ.РФ, Фонд ЖКХ и «Олимпстрой». – «Ведомости»), получивших ресурсы в виде активов и денег. Только в 2007 г. на их капитализацию было направлено более 600 млрд руб.
Движение экономики, запущенное позитивными ожиданиями, по инерции продолжалось вплоть до 2008 г., замечает Вьюгин. К 2008 г. экономика страны вышла на пик – ВВП составил 108% к 1990 г. Но впереди ее ждал новый шок – мировой финансовый кризис 2008–2009 гг.
Накопление проблем
В кризис российская экономика вошла отягощенная системными проблемами – гипертрофированной ролью государства и бюджета, зависимостью от цен на нефть и внешних рынков капитала, грузом неэффективных предприятий, ростом зависимости бизнеса и населения от государства, низкой конкуренцией, неэффективными институтами, высокой инфляцией. Все эти проблемы усилили удар кризиса.
За 2008–2009 гг. падение темпов роста ВВП от пикового докризисного уровня до нижней отметки в мае 2009 г. превысило 11%, чистый отток капитала за 2008–2009 гг. достиг $200 млрд, курс доллара вырос с $24,5/руб. до $35,7/руб. В условиях повышения рисков кредитования и сжатия притока капитала из-за рубежа началось быстрое падение инвестиций в основной капитал. Кризис оборотных средств, затронувший буквально все отрасли экономики, потянул за собой спад производства, вспоминает замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников. Основной ущерб понесли успешные секторы, наиболее вовлеченные в глобальные рынки, – инвестиционная, банковская сфера и финансовые рынки, а также производство в экспортно- и инвестиционно-ориентированных отраслях.
Властям пришлось переходить от политики «управления ростом благосостояния» к борьбе с кризисом и его последствиями, писал Мау. В банковскую систему было влито более 5 трлн руб., крупнейшим компаниям были предоставлены госгарантии, ВЭБу – средства для поддержки фондового рынка и т. д. Была снижена федеральная часть налога на прибыль (что позволило предприятиям сэкономить почти 500 млрд руб.), изменены правила амортизации, удалось предотвратить банкротство системообразующих предприятий. Вместе с увеличившимися расходами (примерно на 660 млрд руб. в 2009 г.) всего на бюджетное стимулирование в 2008–2009 г. власти потратили более 2 трлн руб.
Весной 2009 г. цены на нефть вновь начали расти, а мировая экономика – восстанавливаться. Вслед за этим начался восстановительный рост и в России. После падения на 7,8% в 2009 г. ВВП страны увеличился на 4,5% в 2010 г., а затем рост стал затухать – и даже дорогая нефть уже не могла поддержать экономику. Со стороны внешнего спроса поддержки тоже не оказалось. Если за четыре докризисных года (2005–2008 гг.) рост мировой экономики составлял в среднем 4,9% в год, то за четыре посткризисных (2010–2013 гг.) – 3,8%, причем все четыре года его скорость падала. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры привело к падению прибыли предприятий, нехватка ресурсов резко ограничила возможности финансирования инвестиционных программ: в 2013 г. инвестиции в основной капитал упали впервые с 2009 г. Расходы бюджета, возросшие в предвыборные 2011–2012 годы, в реальном выражении начали сокращаться.
Стало понятно, что докризисная модель роста 1999–2008 гг., основанная на потребительском спросе, себя исчерпала. Требовалось переходить на инвестиционную модель и принимать трудные политические решения – провести масштабную приватизацию и принять меры для улучшения инвестиционного климата, указывал Мау. Частично такие задачи попали в программу ставшего в 2008 г. президентом Дмитрия Медведева. С его приходом появились новые надежды, вспоминает Вьюгин: были декриминализированы отдельные статьи Уголовного кодекса, обещано, что в основе политики государства будет лежать принцип «свобода лучше, чем несвобода». Была принята программа приватизации, совершенствовалась судебная практика по бизнес-спорам, была создана группа экспертов для анализа дела ЮКОСа, госкорпорации было предложено преобразовать или ликвидировать, создавался международный финансовый центр.
Чиновники правительства и администрации президента говорили, что кризис дает шанс на реформы. Но шансом не воспользовались: разработанная экспертами стратегия развития страны до 2020 г., по оценкам Центра стратегических разработок, была выполнена лишь на 29%. Недолгой оказалась и либерализация Медведева, а с возвращением в Кремль Путина вектор изменился – экспертиза дела ЮКОСа превратилась в «дело экспертов», госкорпорации и госкомпании усилились, приватизация обернулась национализацией, Высший арбитражный суд был присоединен к Верховному. Вернувшись в Кремль в 2012 г., Путин выпустил майский указ, частично воспроизводивший идеи Стратегии-2020: чиновники должны были увеличить долю инвестиций в ВВП, производительность труда, упростить ведение бизнеса, повысить зарплаты и т. д. Но к реформам это не привело. «Ситуация была похожа на скетч Ширвиндта и Державина середины 1980-х, где они изображают космонавтов: «Полет нормальный? – Нормальный. – Будем выходить в открытый космос? – А зачем, если полет и так нормальный?» – описывал ситуацию Мау в интервью «Ведомостям».
В итоге из кризиса экономика вышла в тупик. Проблемы копились и не решались, перечисляли экономисты, участвовавшие в разработке Стратегии-2020: «демографический крест» – сокращение числа занятых при росте числа пенсионеров, «ножницы конкурентоспособности» – высокие издержки при слабых институтах, «институциональные разрывы» – отсталые институты при высоком качестве человеческого капитала и «сырьевая зависимость». Россия получила слишком слабый пинок, чтобы очухаться, все более-менее обошлось, говорил Ясин, было бы больше пользы от более серьезных испытаний, которые мог принести экономический кризис.
Российская экономика 1999–2019
1999
Восстановительный рост ВВП на 6,4% после дефолта и экономического провала в 1998 г. Принятие жесткого бюджета
2000
Принята и начала реализовываться «Программа Грефа» – «Программа социально-эконо- мического развития России на период 2000–2010 гг.»
2001
Приняты Налоговый, Бюджетный и Трудовой кодексы. Снижены ставки НДС (с 20 до 18%), НДФЛ (вместо прогрессивной шкалы с максимальной ставкой 35% введена ставка 13%), налога на прибыль (с 35 до 24%)
2002
Пенсионная реформа – постепенный переход от распределительной к распределительно-накопительной системе
2003
Принято решение об отмене чукотских, мордовских и калмыцких налоговых льгот по налогу на прибыль. Начало дела ЮКОСа
2004
«Монетизация льгот» Введение бюджетного правила, по которому нефтегазовые доходы при цене нефти выше $20/барр. поступают в стабилизационный фонд
2005
Снижение ставок социальных взносов и налога на прибыль (с 34 до 26% и 24 до 20% соответственно). Принят закон «Об особых экономических зонах». Корректировка бюджетного правила – «цена отсечения» повышена до $27/барр.
2007
Создание госкорпораций; разделение стабилизационного фонда на резервный фонд и фонд национального благосо- стояния (ФНБ, предназначен для софинансирования доброволь- ных пенсионных накоплений людей и обеспечения сбаланси- рованности бюджета Пенсион- ного фонда)
2008
Начало мирового финансового кризиса, девальвация рубля и корректировка бюджетного правила – нефтегазовые доходы выше трансферта бюджету поступают в Резервный фонд (в 2008–2010 гг. трансферт составлял 6,1, 4,5 и 3,7% ВВП соответственно)
2009
Антикризисные программы. Падение ВВП на 7,8%
2010
Восстановительный рост ВВП на 4,5%
2012
Утверждение майских указов президента Владимира Путина. Вступление России в ВТО. Начало замедления роста ВВП
2013
Переход ЦБ к политике инфляционного таргетиро- вания; корректировка бюджетного правила – возвращение к базовой цене нефти (средняя за последние 10 лет) – доходы свыше этого уровня поступают в резервный фонд
2014
Введение санкций против России и ответных санкций, девальвация рубля, переход ЦБ к режиму плавающего курса рубля. Начало рецессии
2015
Всплеск инфляции – 12,9%. Принятие антикризисного плана и увеличение расходов резервного фонда
2017
Снижение инфляции до исторического минимума 2,5%. Возобновление действия бюджетного правила и начало покупок валюты для пополнения ФНБ
2018
Повышение пенсионного возраста и ставки НДС (с 18 до 20%). Утверждение нового майского указа Владимира Путина и национальных проектов.
ИСТОЧНИКИ: «ЭКСПЕРТ РА», «ВЕДОМОСТИ»
Стабильно без развития
В 2014 г. экономика России пережила идеальный шторм – падение цен на нефть (со $115,2/барр. в июне 2014 г. до $45,1 в январе 2015 г., а в начале 2016 г. – до минимума с начала 2000 х., $27,5), введение санкций из-за присоединения Крыма и ответных российских санкций, девальвация рубля (к концу 2014 г. курс снизился примерно вдвое). Уже в 2014 г. темпы роста экономики упали до 0,7% с 1,8% в 2013 г. и 3,7% в 2012 г., произошел рекордный отток капитала, прямые иностранные инвестиции рухнули до минимума за весь постсоветский период. В 2015 г. спад ВВП увеличился до 2,3% и продолжался до начала 2016 г.
Кризис сильно ударил по людям: девальвация вкупе с ограничением предложения продовольствия из-за антисанкций спровоцировали инфляционный шок – ускорение роста цен до 11,4% к концу 2014 г. ЦБ ответил введением в конце ноября плавающего курса рубля, а затем был вынужден экстренно повысить ключевую ставку до 17%.
Реальные располагаемые доходы россиян начали падать уже в 2014 г., на следующий год падение ускорилось до 3,2% и 5,9% в 2016 г. Пытаясь сохранить привычный уровень потребления, люди начали копить долги, что привело к сильному росту потребительского кредитования – с 2018 г. доля обязательных платежей домохозяйств по необеспеченным потребительским кредитам увеличилась с 7,5 до 8,4% доходов, а доля домохозяйств с кредитами превышает 40%.
В отличие от 2008–2009 гг. начавшийся рост цен на нефть не привел к отскоку экономики. И властям пришлось перейти к бюджетной консолидации – федеральные расходы сокращались от 5 до 10% вплоть до 2018 г., когда было одобрено новое бюджетное правило (стало применяться еще в 2017 г.): все нефтегазовые доходы, полученные при цене барреля свыше $40, должны направляться в фонд национального благосостояния. Снизив зависимость экономики от нефтяных цен, бюджетное правило помогло ЦБ в политике инфляционного таргетирования, к которой он перешел в 2012 г. Впервые инфляция достигла таргета 4% в мае 2017 г., а по итогам того года составила и вовсе 2,5%, но затем начала ускоряться, преодолела таргет и только этой осенью вернулась к 4%.
Пытаясь ускорить рост экономики, власти пошли по привычному пути использования бюджетных ресурсов. В мае 2018 г. Путин подписал указ, в котором определил цели на этот свой президентский срок – повышение продолжительности жизни до 78 лет, снижение вдвое уровня бедности, рост производительности труда, увеличение доли инвестиций в ВВП и т. д. На основании указа были разработаны национальные проекты общей стоимостью 25,7 трлн руб., из которых 13,2 трлн потратит федеральный бюджет, еще 4,9 трлн – регионы. Власти рассчитывают, что в ответ 7,5 трлн руб. вложит бизнес. При этом часть денег на нацпроекты власти изъяли у населения и бизнеса, повысив с 2019 г. НДС с 18 до 20%. Решение дорого обошлось экономике – риски ускорения инфляции вынудили ЦБ ужесточить денежно-кредитную политику.
Внезапным для избирателей стало решение о повышении пенсионного возраста, с помощью которого власти рассчитывают получить ресурсы для увеличения пенсий, снижения нагрузки на бюджет, увеличения рабочей силы в экономике. За внезапность решения Кремль заплатил ростом протестных настроений населения.
Несмотря на внешнее сходство с кризисами 1998 и 2008 гг., последний спад оказался куда глубже и сложнее. Его можно сравнить лишь с трансформационным периодом 1990-х гг., писала Акиндинова. Россия попала в «ловушку среднего дохода», объясняет замдиректора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов: быстро растущие экономики обычно замедляются, когда исчерпывают «преимущества отстающего» – получение большей прибыли из-за низких издержек. Аналитики «Ренессанс капитала» предрекали России 10 лет (до 2023 г.) роста темпами не выше 2% в год. Пока реализуется именно такой сценарий – по прогнозу Минэкономразвития, с 2021 г. темпы роста экономики превысят 3%, но большинство экспертов в это не верят. Только один из 25 аналитиков, опрошенных ВШЭ, надеется на 3%-ный рост ВВП, и то лишь в 2024–2025 гг.
Из-за неоправдавшихся надежд на реформы сформировался кризис доверия к государству, констатировали аналитики Всемирного банка. Единственным успехом властей стали макроэкономические реформы – переход к таргетированию инфляции, стабилизация бюджетных расходов и новое бюджетное правило, перечислял Гуриев. «Но макростабильность – это еще не рост», – предупреждала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина этим летом. Бюджетного ресурса тоже недостаточно: госинвестиции не могут подменить частные. Чтобы они росли, бизнес должен быть готов рискнуть собственными деньгами, объясняла она, «а готовность взять на себя этот риск напрямую зависит от пресловутого инвестиционного климата», но теперь эти слова «иногда похожи на крик отчаяния». «Нужны жесткие ограничения даже на скрытую экспансию госсектора и регулятивный раж, придется возобновить реальную приватизацию и развитие фондового рынка», – указывает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.
Вера в справедливость, частное предпринимательство подорвана, взамен установлен полный административный контроль над судебной системой, которая, казалось, должна была обеспечивать соблюдение законов, описывает состояние инвестиционного климата Вьюгин: в ответ частный сектор куда осторожнее принимает решения об инвестициях, а ставка на госинвестиции все больше растет. Дальнейшее изменение системы невозможно без изменений самой ее сути, говорил федеральный чиновник: без изменения политической ситуации, конкуренции, без устранения неравенства и несправедливости в распределении ресурсов.
Источник