- Принцип территориальной целостности государств
- Принцип территориальной целостности государств
- Принцип территориальной целостности и самоопределение
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в других словарях:
- Территориальная целостность
Принцип территориальной целостности государств
Данный принцип утвердился с принятием Устава ООН в 1945 г., но процесс его развития продолжается. Само наименование принципа окончательно не установилось: можно встретить упоминание как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности. Оба эти понятия близки по смыслу, однако их правовое содержание различно. Понятие территориальная неприкосновенность шире понятия территориальная целостность: несанкционированное вторжение иностранного самолета в воздушное пространство государства будет нарушением его территориальной неприкосновенности, притом что территориальная целостность государства не будет нарушена.
Назначение этого принципа в современном мире велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях – это защита территории государства от любых посягательств. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции РФ «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».
В Декларации о принципах международного права 1970 г. при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) и установлено, что каждое государство «должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».
Содержание данного принципа в Заключительном акте СБСЕ выходит за рамки положений о запрещении использования силы или угрозы силой, либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения территории с использованием силы или ее угрозы. Согласно Заключительному акту государства, обязываясь уважать территориальную целостность друг друга, должны «воздерживаться от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН». Сюда могут относиться любые действия против территориальной целостности или неприкосновенности – транзит любых транспортных средств через иностранную территорию без разрешения территориального суверена является нарушением не только неприкосновенности границ, но и неприкосновенности государственной территории, поскольку именно она используется для транзита. Все природные ресурсы являются составными компонентами территории государства, и если неприкосновенна территория в целом, то неприкосновенны и ее компоненты, т. е. природные ресурсы в их естественном виде. Поэтому их разработка иностранными лицами или государствами без разрешения территориального суверена также является нарушением территориальной неприкосновенности.
В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, т. е. опасности ухудшения естественного состояния этой территории или отдельных ее компонентов. Использование государством своей территории не должно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.
Источник
Принцип территориальной целостности государств
Принцип территориальной целостности государств является одним из самых “молодых” принципов международного права. В качестве императивной нормы он впервые был включен в статью 4 Декларации принципов — составной части Заключительного акта СБСЕ 1975 года. В теории международного права принято увязывать появление принципа территориальной целостности государств с национально-освободительным движением колониальных народов в 60-е годы ХХ века. Вместе с тем, политические и правовые предпосылки включения данной нормы в систему принципов международного права начали складываться уже с начала ХХ века. Именно тогда в доктрине международного права стала отвергаться правомерность захвата территории иностранного государства в качестве военного трофея. В этот период территория государства стала рассматриваться как неотъемлемая часть государственного суверенитета и в силу этого за каждым государством признавалось право на неприкосновенность его территориальных владений.
В Уставе ООН рассматриваемый принцип закреплен лишь как составная часть принципа неприменения силы и угрозы силой. Согласно п. 4 статьи 2 все государства обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства. В Декларации принципов 1970 года говорится, что каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства или территориальной целостности любого другого государства. Таким образом, Декларация, в отличие от Устава, запретила на только насильственные, но и вообще любые акты, направленные против территориальной целостности государств. Само же словосочетание “территориальная целостность” впервые было применено в Бандунгской декларации о содействии всеобщему миру и сотрудничеству 1955 года, которая стала ответом колониальных стран и народов на попытки метрополий воспрепятствовать процессу национального освобождения.
Самое полное нормативное содержание данного принципа закреплено в Заключительном акте СБСЕ. Согласно статье 4 его Декларации принципов, все государства-участники обязаны уважать территориальную целостность, политическую независимость и единство других сторон.
Нетрудно видеть, что территориальная целостность государства включает в себя три составных элемента:
1) целостность территории;
2) политическую независимость;
3) национальное единство.
Целостность территории как объект рассматриваемого принципа представляет собой неприкосновенность сухопутной, водной и воздушной территории государства и его недр. Нарушением принципа территориальной целостности могут являться вторжение, аннексия, оккупация чужой территории, незаконный транзит, незаконная добыча полезных ископаемых иностранного государства, поддержка различного рода сепаратистских движений на его территории, а также любые действия, направленные на расчленение иностранного государства или отторжение части его владений. Отдельные представители международно-правовой доктрины считают, что данный принцип распространяется также на территорию, занимаемую дипломатическими представительствами государства, его воздушные и морские суда, военные базы и космические объекты.
Под политической независимостью государства понимается его право самостоятельно формировать свою политическую систему, избирать государственные органы, а также возможность свободно реализовывать собственную внутреннюю и внешнюю политику. Посягательство на политическую независимость может осуществляться как в форме применения силы или угрозы силой, так и в форме подкупа, финансирования отдельных политических партий и деятелей, а также любых действий, результатом которых может стать фактический контроль политической системы иностранного государства. Вместе с тем, следует различать искусственное создание марионеточных режимов и законные средства дипломатии, направленные на расширение своего политического влияния.
Национальное единство суверенного государства предполагает историческую общность проживающего на его территории населения, единый правовой статус всех этнических и социальных групп, включая национальные меньшинства. Действиями, направленными против национального единства страны, могут быть подстрекательство к выходу из состава федерации отдельных субъектов, финансирование сепаратистских движений, призывы к насильственному изменению формы государственного устройства или разжигание на территории иностранного государства межнациональной розни и т.д. Нетрудно заметить, что нарушение принципа территориальной целостности практически всегда сопряжено с вмешательством во внутренние дела суверенного государства.
Посягательство на территориальную целостность государства в рамках санкций по решению Совета Безопасности ООН нельзя считать нарушением рассматриваемого принципа. Меры, принимаемые мировым сообществом к государству-нарушителю, могут включать в себя оккупацию его территории, установление над ней международного контроля, свержение правящего режима и другие действия.
Важной особенностью принципа территориальной целостности государств является то, что свое признание в виде императивной нормы он получил благодаря широкому распространению в локальных межгосударственных соглашениях — как региональных, так и двусторонних. В частности, упоминание о принципе территориальной целостности есть в Парижской хартии для новой Европы 1990 года, Алма-Атинской Декларации 1991 года, Договоре о вечной дружбе между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан 1997 года, Хартии о демократическом партнерстве между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки 1994 года и в других документах. Например, в Совместной декларации Республики Казахстан и Китайской Народной Республики от 5 июля 1996 года казахстанская сторона подтверждает, что она признает правительство КНР как единственное законное правительство Китая, что Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая, что Казахстан не будет устанавливать с Тайванем официальных отношений и не будет поддерживать с ним официальных контактов в какой бы то ни было форме.
Источник
Принцип территориальной целостности и самоопределение
В 1999 году Венецианская комиссия изучила вопрос о самоопределении и отделении с точки зрения конституционного права. Комиссия не нашла в текстах конституций положений, предусматривающих отделение части территории страны. Напротив, многие конституции это запрещают, провозглашая неделимость государства, национальное единство или территориальную целостность. Некоторые конституции оставляют возможность для отделения посредством конституционных поправок. С другой стороны, термин «самоопределение» в текстах конституций может означать деколонизацию, независимость уже сложившегося государства и, наконец, «внутреннее» самоопределение — право народов свободно определять их политический статус и осуществлять своё развитие в пределах государства. По мнению Венецианской комиссии, сегодня самоопределение следует понимать главным образом как внутреннее — в рамках существующих границ, а не как внешнее — через отделение.
Противоречие разрешается следующим образом: согласно Декларации о принципах международного права, в действиях государств «ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов ».
Таким образом, делается заключение, что принцип территориальной целостности неприменим к государствам, не обеспечивающим равноправие проживающих в нём народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов.
Там, где это не имеет место, принцип территориальной целостности ставится во главе угла.
Справка. Венецианская комиссия, официально Европейская комиссия за демократию через право — консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в СЕ. Сессии проходят в Венеции, откуда и неофициальное название комиссии.
Источник
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .
Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в других словарях:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ — один из принципов, положенных в основу РФ как федеративного государства. Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности . Суть этого принципа состоит в том, что Россия… … Энциклопедический словарь конституционного права
Президенты Российской Федерации — Действующий Президент России Дмитрий Медведев Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России … Википедия
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Основной Закон нашего государства. Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных, или 54,8% внесенных в списки избирателей. За принятие… … Энциклопедический словарь конституционного права
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — устанавливаемые федеральным законом основные и общие для всех субъектов Федерации начала, лежащие в основе образования и функционирования их представительных и исполнительных органов государственной власти. Закон устанавливает, что… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — предусмотренные Конституцией РФ основополагающие начала, определяющие характер взаимоотношений между федеральной властью (РФ) и субъектами РФ, а также между самими субъектами РФ. Федеративное устройство России основывается на следующих принципах … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
целостность информации — Способность средства вычислительной техники или автоматизированной системы обеспечивать неизменность информации в условиях случайного и (или) преднамеренного искажения (разрушения) [4]. Государственная техническая комиссия при Президенте… … Справочник технического переводчика
целостность — 2.15 целостность (integrity): Свойство сохранения правильности и полноты активов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Федеративное устройство — Эту страницу предлагается объединить с Федерация. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/2 февраля 2012. Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно). Дата начала обсуждения 2012 02 02. Если… … Википедия
Власть — (Authority) Определение власти, природа власти, структура политической власти Информация об определении власти, природа власти, структура политической власти Содержание Содержание: Природа политической . Власть как общественное явление как… … Энциклопедия инвестора
Источник
Территориальная целостность
Территориа́льная це́лостность или территориа́льная неприкоснове́нность (в редких случаях — интегрите́т [1] ) государства — принцип международного публичного права, согласно которому территория государства является неприкосновенной от посягательств со стороны других государств путём применения военной силы или угрозы силой [2] .
Принцип территориальной целостности государств был впервые установлен в п. 4 ст. 2 Устава ООН и позже получил развитие в Декларации об укреплении международной безопасности [3] . В декларации отмечалась недопустимость военной оккупации в результате применения силы, а также недопустимость силовых действий, направленных на приобретение территории другого государства.
Существует определённое противоречие между принципом территориальной целостности и правом народов на самоопределение.
Согласно Декларации о принципах международного права, «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны» (принцип территориальной целостности). В этом же международном акте устанавливается, что в изложении «Принципа равноправия и самоопределения народов» «ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов» [4] . Следовательно [ источник не указан 883 дня ] , можно заключить, что принцип территориальной целостности неприменим к государствам, не обеспечивающим равноправие проживающих в нём народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов. Кроме того, данная декларация, запрещая непосредственно действия, ведущие к распаду государств, не запрещает признавать новые государства, в одностороннем порядке вышедшие из состава других государств [5] .
Источник