T ellper
Panel title
Территории, которые отличаются друг от друга своей специализацией, географическим положением, природными и трудовыми ресурсами
Похожие записи
Нуклеотиды ДНК отличаются друг от друга
Научной экспедицией, доказавшей в середине 18 века что Азия и Америка отделены друг от друга проливом руководил
Часть молекул аминокислот, отличающая их друг от друга
Большие объемы воздуха тропосферы, отличающиеся друг от друга свойствами, называются
Большие участки тропосферы, отличающиеся друг от друга температурой, влажностью, прозрачностью, называют
Рост экономики страны путем вовлечения в производство новых материальных и трудовых ресурсов (строительство заводов, расширение площади посевов, увеличение числа транспортных средств) называют
Покрытосеменные отличаются от других растений тем
что они образуют плоды и..
Покрытосеменные растения отличаются от других растений тем, что
они образуют плоды с..
Интерфейс, в котором для передачи данных использует одну сигнальную линию, по которой информационные биты передаются друг за другом, называется.
На юге Казахстана в XI веке появляются новые типы жилищ, в которых ряд комнат сообщаются друг с другом дверными проемами, расположенными по одной оси. Они называются
Источник
Конспект урока географии в 9-м классе по теме «Районирование территории России»
Разделы: География
Цели:
- обучающая: сформировать представление об экономических районах России; познакомить учащихся с основными функциями и видами районирования;
- развивающая: продолжить формирование картографических умений, умений самостоятельно работать с источниками информации;
- воспитательная : развивать коммуникативные умения учащихся в парной и групповой работе.
Форма урока: урок-презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, географическая карта “Федеральные округа”, “Административно-территориальное деление России”, “Экономические районы России”, контурные карты.
1. Организационный момент.
Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу.
Деление учащихся на группы.
2. Актуализация и целеполагание.
— Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей страны. А что станет предметом нашего изучения, вы скажете после того, как выполните задание.
Работа в паре у компьютера
Задание: сопоставьте предмет науки и метод его изучения.
География
классификация видов и систематика
Задание в готовом виде.
Ботаника – классификация видов и систематика
Геология – периодизация эпох
— Основным методом изучения географии является районирование.
— Определите тему нашего урока.
Запись темы урока в тетрадь.
(Приложение 1, слайд 2)
— Что такое районирование?
— От какого слова оно произошло?
— Что значит район? (Обсуждение в парах)
— Какие цели и задачи вы ставите перед собой на сегодняшний урок географии? Дополните предложение: “Сегодня на уроке я хочу…”
— Поделитесь своими мыслями вслух.
— В ходе урока мы раскроем такие понятия, как “экономический район”, “отрасль специализации”, познакомимся с основными функциями и видами районирования.
3. Изучение нового материала.
— Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие. Без глубокого изучения порайонных географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.
(Приложение 1, слайд 3)
— Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.
-А с какой целью и для чего проводят районирование? (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.)
(Приложение 1, слайд 4)
— Районирование должно выполнять следующие функции:
- упорядочивать информацию о территории;
- синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;
- создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны.
(Приложение 1, слайд 5)
— Последняя функция важна для “самопознания страны”: народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны.
(Приложение 1, слайд 6)
— Районирование может производиться с различных позиций, для разных целей, с использованием различных методик. В географии используют разные варианты районирования. Оно может быть:
- “сплошное” или “выборочное”;
- “стабильное” или “плавающее”;
- “объективное” или “субъективное”;
- иерархическое или одноуровневое;
- проблемное или исследовательское;
- индивидуальное или типологическое;
- частное или комплексное;
- однородное или узловое;
- морфологическое, генетическое или функциональное.
(Приложение 1, слайд 7)
— Какие группы районов вы можете назвать? По каким признакам они выделены?
- Субъекты федерации – по национальному, территориальному, государственному устройству.
- Природные зоны – по физико-географическому.
- Основная зона и зона Севера – по степени заселённости территории.
- По степени благоприятности природных условий и жизни населения – благоприятные, неблагоприятные и экстремальные.
— В России районирование проводится в соответствии с экономическими, национальными, административными принципами.
— Для того чтобы начать изучение любой страны, её следует разделить на какие-то “естественные части” – районы. Особенно это важно при изучении таких больших стран, как Россия. В 8-м классе вы изучали природу России на основе деления её на физико-географические районы. Назовите эти районы. (Учащиеся перечисляют названия: Восточно-Европейская равнина, Урал, Кавказ, горы Южной Сибири, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток).
(Приложение 1, слайд 8)
— Чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для неё разделение территории на части, каждая из которых обладает определённой самостоятельностью при решении местных вопросов, т.е. самоуправлением. Россия в разные периоды своей истории делилась на воеводства, наместничества, губернии, генерал-губернаторства и т.д.
— Современное административно-территориальное устройство России определено Конституцией, принятой 12 декабря 1993года. В последнее время всё чаще стали происходить изменения в определении статуса некоторых субъектов федерации. Пермская и Камчатская области стали называться краем. Иркутская область объединилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. В состав Красноярского края вошли Таймырский и Эвенкийский автономные округа. Возможно это не последние изменения в административном устройстве нашей страны. Российская Федерация состоит уже не из 89, а из 84 равноправных субъектов (по последним данным ИТАР).
— В мае 2000 года по указу Президента были образованы 7 федеральных округов. Они непосредственно подчинены Президенту через назначаемых в них полномочных представителей. Таким образом, структура административно-территориального деления России дополнилась “верхним этажом” – федеральными округами, при увеличении числа городов федерального подчинения, помимо Москвы и Санкт-Петербурга это: Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и Хабаровск.
— А что лежит в основе деления страны на экономические районы?
(В основе деления страны на экономические районы лежит географическое разделение труда, которое выражается в специализации территории)
(Приложение 1, слайд 9)
— Какие правила надо соблюдать при выделении районов?
- Территория одной области не может относиться к разным экономическим районам.
- Ни одно национальное образование (республика, округ) не может быть разделено границами экономических районов.
Работа по карте учебника. “Экономические районы России” (парная работа).
Показать на карте экономические районы страны.
(Приложение 1, слайд 10)
Пары объединяются в группы.
— Прочитайте задания, и выберите себе одно из них, в соответствии с номером группы.
Задание 1 группе: (Приложение 1, слайд 11)
- Дать определение понятию “экономический район”.
- Напишите названия макрорегионов России и районов, входящих в их состав.
1. Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией. В России выделено 11 экономических районов. Основой для деления страны на экономические районы является географическое разделение труда. Такое деление страны часто называют “госплановским”, т.к. эту схему районирования разработал Госплан. Это районирование используется проектными организациями, по нему сводится статистика.
Уральский
Дальневосточный
Задание 2 группе. (Приложение 1, слайд 12)
- Дать определение понятию “специализация”
- Представить отличительные черты специализации в виде схемы
Результат работы может быть представлен в виде модели, словесного рассказа с показом на карте, с объяснением решения задачи на классной доске.
Задание 3 группе: (Приложение 1, слайд 13)
— Указать на схеме расположение экономических районов страны.
Задание 4 группе. (Приложение 1, слайд 14)
1. Определите ранг соседства района с другими районами России (заполнить таблицу).
На работу в группах даётся 15 минут. Учащиеся пользуются учебником, получают консультацию от учителя.
4. Подведение итогов урока. Закрепление полученных знаний.
Учащиеся выполняют тест на самопроверку (Приложение 2) и (Приложение 3)на оценку по теме “Экономическое и административное районирование”.
Литература:
- Библиотека электронных наглядных пособий “География”. Республиканский мультимедиа центр Минобразования России по заказу Министерства образования Российской Федерации. 2003 г., Москва.
- В.П.Дронов, В.Я.Ром. “География России: население и хозяйство” 9-й класс (М.:Дрофа).
- А.И.Алексеев, В.В.Николина “География: население и хозяйство России”, 9-й класс, (М.: Просвещение).
- Е.А.Жижина “Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9-й класс. – М.: “ВАКО”, 2005.
Источник
Презентация по географии «Районирование России»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Районирование России. Общественная география крупных регионов.
Зачем районировать территорию страны? Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Без глубокого изучения порайонных географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом. Виднейшие ученые России применяли метод районирования — деления страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.
Каждая территория специализируется на производстве определённых видов продукции и услуг, которыми обеспечивает другие части страны. ГРТ выражается в хозяйственной специализации территорий на производстве определённых видов продукции и услуг и последующем обмене ими.
Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.
В географии используют разные варианты районирования: Во-первых, всю территорию страны можно разделить на районы, не оставляя между ними свободных пространств. Так, в физической географии выделяют крупные природные комплексы России: Русскую равнину, Урал и т. д. Административно-территориальное деление России на области, края, республики также охватывает всю территорию. Именно так выделяют и экономические районы и зоны. Районирование при этом идет как бы «сверху» — от всей территории страны, которую делят на крупные регионы (районы) одного рода (природные, административные, экономические и т. д.).
Во-вторых, с однородным районированием применяют и так называемое узловое районирование. При узловом районировании прежде всего выделяют центры (ядра) объектов и явлений, а затем окружающие и тяготеющие к ним территории, на которых сказывается влияние ядра. Границы подобных районов менее четки.
В-третьих, различные части страны значительно отличаются друг от друга природными, историческими и экономическими условиями. Одни из них давно заселены и освоены, другие только начинают осваиваться. Специализация одних сформировалась на основе богатых местных ресурсов (Западная Сибирь), других — на основе выгодного экономико-географического положения (Центральная Россия).
Результат ГРТ –экономические районы. Экономический район – это территория страны, которая отличается от других своей специализацией.
Специализируясь на производстве одного или нескольких видов продукции и услуг, каждая территория обеспечивает ими другие части страны, получая взамен то, что ей недостает. Происходит обмен результатами труда. Такое разделение труда между отдельными территориями страны называют географическим или территориальным.
Специализация территории на производстве какой-либо продукции (услуг) складывается лишь в том случае, если: 1) ее производство дешевле, чем в других частях страны; 4) производство необходимо стране или для решения важных задач, или для ликвидации дефицита, или для экспортных нужд. 2) эта продукция может выпускаться в значительно большем объеме, чем необходимо для удовлетворения местных потребностей; 3) выпуск такой продукции обеспечен ресурсами и условиями;
Возможность специализации зависит от развития транспорта, без которого не может быть обмена продуктами, от затрат на их перевозку, определяющихся особенностями экономико-географического положения территории.
Географическое разделение труда выражается в хозяйственной специализации отдельных территорий, которая позволяет стране и ее регионам экономить труд и повышать его производительность. Например, Западная Сибирь, благодаря открытию и разработке нефти и газа, получила новую специализацию и новые экономические связи.
В результате географического разделения труда формируются экономические районы. Крупные экономические районы специализируются в масштабах страны и обмениваются продукцией с другими. Экономические районы — территории, отличающиеся друг от друга своей специализацией.
Как наиболее упрощенно определить отрасли специализации? Сопоставляя долю населения и долю производимой районом продукции в масштабе страны, можно приближенно определить показатель специализации (К) экономических районов по следующей формуле: где П — доля продукции района в общем производстве страны (по данной отрасли); Н — доля населения района в общем населении страны. При К > 1 рассматриваемая отрасль является отраслью специализации.
Задание: 1.Определить отрасли специализации Центрального экономического района: Население – 32 млн. чел. 2. Определить отрасли специализации Северного экономического района: Население 5,7млн. чел. См. учебник стр. 308 приложения, таблица 4.
Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) Восточного макрорегиона Азиатская Россия).
Территорию России можно подразделить и на более мелкие части — экономические районы. Их выделено 12 (9 — в Западном макрорегионе и 3 — в Восточном).
Варианты районирования в России Физико-географическое Административно-территориальное Экономическое Русская равнина Урал Кавказ Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток Горы юга Сибири республика край автономный округ автономная область области города федерального значения ЕвропейскийСевер Европейский Юг Центральный Центрально-Чернозёмный Волго-Вятский Северо-Западный Поволжский Уральский Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток
Территориально-производственные комплексы ТПК даёт экономию средств за счёт близкого размещения предприятий, использующих единую транспортную сеть, энергетическую, строительную базу, природные и трудовые ресурсы. Даёт возможность использования вторичного сырья (металлолом) и отходов. ТПК различаются по охвату территории и составу отраслей. Они являются ядром экономического района. ТПК – сочетание экономически взаимосвязанных различных предприятий, сосредоточенных на определённой территории и комплексно использующих её ресурсы.
Задание ! На контурной карте обозначить экономические районы, выделить две зоны: западную (Европейская часть) и восточную (Азиатская часть – Сибирь и Дальний Восток)
Номер материала: ДБ-527212
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник