Тип экономических отношений является более эффективным для развития экономики страны

ЕГЭ. Экономика. Тема 4. Экономические системы

Экономическая система – это способ организации хозяйственной жизни в стране, упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.

Факторы, влияющие на развитие экономических систем

  • Хозяйственные — взаимодействие элементов хозяйственной деятельности по поводу использования ограниченных ресурсов, форма собственности.
  • Административно-организационные– система мер по принятию хозяйственных решений, юридическая основа хозяйственной деятельности, механизмы побуждений людей к труду, постановки пред ними целей.
  • Информационные– механизмы обеспечения информацией по поводу деятельности и координации ею.

Критерии экономических систем

Критерии — это те главные признаки, основные характеристики, которые позволяют относить ту или иную экономическую систему к определённому типу.

  • Преобладающая форма хозяйствования (натуральная или товарная)
  • Форма собственности на средства производства (кто ими владеет)
  • Способ управления хозяйственной деятельностью (кто принимает решения)
  • Ответы на основные вопросы экономики: что, как и для кого производить
  • Роль государства в экономике
  • Включённость экономики в международные связи, то есть степень открытости для международных отношений (открытая или закрытая)

Типы экономических систем по господствующей форме хозяйствования

  • Натуральнаяформа хозяйствования (производство имеет целью удовлетворение собственных потребностей, не для продажи)
  • Товарная форма хозяйствования (товары производят для обмена, для торговли).
Читайте также:  Какие страны можно лететь белорусам

Типы экономических систем по форме собственности

  • Общинная
  • Частнособственническая
  • Кооперативно — общественная
  • Смешанная

Типы экономических систем по уровню государственного вмешательства в экономику

  • Свободная, либеральная
  • Командно-административная
  • Экономически регулируемая
  • Смешанная

Наиболее распространённое деление экономических систем на следующие 4 типа.

Существует 4типа экономических систем

  • Традиционная
  • Командно-административная (государственная, плановая)
  • Рыночная
  • Смешанная

Особенности традиционной экономической системы

Свойственна экономически малоразвитым странам, самая примитивная.

  • Вопрос «что, как и для кого производить» решается на основе традиций и обычаев, опыте предшествующих поколений.
  • Ценится преемственность, поэтому система устойчивая.
  • Натуральное хозяйство, то есть обслуживание себя за счёт собственных ресурсов.
  • В основе — ручной труд, примитивные орудия труда.
  • Отсталая технология производства, инновации вводятся очень медленно.
  • Слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура.
  • Замкнутый характер
  • Многоукладность экономики, то есть разные формы хозяйствования: натурально — общинная, то есть общинно-коллективная, мелкотоварная — ремесленные и крестьянские хозяйства.
  • Активная роль государства, его помощь беднейшим слоям населения.

Достоинства.

  • Сохранение культуры.
  • Стабильность.
  • Высокое качество производимой продукции

Недостатки.

  • Неспособность к прогрессу.
  • Незащищенность перед любыми внешними изменениями.
  • Ограниченность числа производимых благ.
  • Слабый технический потенциал для увеличения объёма продукции.
  • Неразвитая промышленная и социальная инфраструктура.
  • Высока зависимость от климатических условий.

Примеры стран: Афганистан, Бангладеш, Пакистан и др.

Особенности государственной (командно-административной) экономической системы

  • Господство общественной собственности
  • Товарно-денежные отношения имеют формальный характер, так как всё управление экономикой находится в руках государства
  • Государственная монополизация и бюрократизация экономики
  • Централизованное планирование и установление цен.
  • Отсутствие у производителей свободы выбора
  • Отсутствие у производителей заинтересованности в эффективности труда.

Особенности рыночной экономической системы

  • Основа — частная собственность
  • Регулирование экономической деятельности происходит на основе действия рыночного механизма, основных его законов — спроса и предложения.
  • Личная свобода и выгода всех участников деятельности.
  • Свободная конкуренция
  • Не решает социальные проблемы, ей чужды идеалы гуманизма, ради прибыли, денег предприниматели идут на всё.
  • Минимальное вмешательство государства в экономику

Особенности смешанной экономической системы

  • Наличие частного и государственного сектора экономики
  • Сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования
  • Сочетание мотиваций частных предпринимателей с социально-значимыми задами в экономике, то есть непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ.
  • Развитая инфраструктура.
  • Роль государства в смешанной экономике: обеспечивает правовую базу экономки, поощряет конкуренцию, перераспределяет доходы, уменьшает безработицу, сокращает инфляцию, стимулирует развитие экономики, поддержка предприятий государственного сектора экономики, инвестирования в сферы образования, здравоохранения, науки,культуры и другие.

Виды смешанной экономики:

  • Экономика развитых стран
  • Экономика развивающихся стран

Достоинства и недостатки типов экономических систем

Достоинства Недостатки
Рыночная экономическая система
· Стимулирование предприимчивости, заинтересованности в труде· Отторжение ненужного и неэффективного производства· Наличие больших прав у производителей и потребителей.· Не требуется большой аппарат управленцев

· Эффективное использование ресурсов в соответствии с рыночным механизмом — законами спроса и предложения — «невидимой руки рынка».

· Наличие конкуренции приводит к повышению качества продукции и услуг.

· Появление новых продуктов на рынке

· Широкое использование новых технологий производства

Примеры стран: в чистом виде нет примеров. · Усиление социальной дифференциации, то есть неравенства.· Нестабильность экономики, частые кризисы, инфляция, безработица.· Отсутствие заинтересованности в развитии малоприбыльных, но необходимых обществу производства.· Безжалостное, потребительское отношение к природе.

· Ориентированность производителя на платёжеспособного клиента

· Недостаточное финансирование социальных сфер, например, образования, здравоохранения.

· Монополизация экономики, приводящая к снижению конкуренции

Командно-административная экономическая система · Устойчивость· Социальная стабильность. уверенность людей в завтрашнем дне· Примерно одинаковый уровень жизни людей· Минимальный уровень жизненных благ обеспечен всем членам общества

· Отсутствие проблем с трудоустройством, а значит, что нет безработицы

· Сосредоточение средств и иных ресурсов в наиболее приоритетных на данный момент направлениях

Примеры стран: Северная Корея, Куба. Вьетнам ( до 90-х годов- СССР и все страны Восточной Европы) · Отсутствие самостоятельности производителей· Отсутствие заинтересованности в результатах труда, так как господствует уравнительный способ оплаты.· Дефицит товаров, ограниченный их выбор.· Застои в экономике.

· Огромный бюрократический аппарат Смешанная экономическая система · Экономическая, а отсюда и политическая стабильность· Защита государством конкуренции и борьба с монополизмом в экономике.· Гарантии социальной защиты населению· Поощрение инноваций

· Инвестирование социальной сферы.

Примеры стран: Россия, Китай, Швеция, Япония, Великобритания, Франция США и другие. · Отсутствие универсальных моделей смешанной экономики· Необходимость разработки модели с учётом национальных особенностей государства.

Период перехода от одного типа экономической системы к другому называю переходной экономикой.

Основные черты переходной (постсоциалистической) экономики

  • Сочетание форм командной экономики с формами, свойственными рыночному хозяйству.
  • Создание частного сектора, создание условий для частного предпринимательства.
  • Реформирование государственного сектора, аренда или приватизация государственной собственности.
  • Формирование рыночной инфраструктуры.
  • Реформирование систем ценообразования на основе рыночных механизмов.

Инфраструктура

Инфраструктура – это комплекс отраслей народного хозяйства и сфер деятельности, которые обеспечивают условия для производства и жизнедеятельности людей.

Производственная инфраструктура – это отрасли, обеспечивающие эффективное развитие производства: транспорт, связь, электроэнергия, водоснабжение, предприятия общественного питания, мосты, дороги, складские помещения и др.

Социальная инфраструктура – это отрасли, обслуживающие социальную сферу: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт, бытовое обслуживание, культурные и торговые центры и т.д.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Особенности международных экономических отношений развитых стран с рыночной экономикой, развивающихся стран с рыночной экономикой, стран с переходной экономикой.

Страны с развитой экономикой имеют высокий уровень развития материального и нематериального производства. ВВП на душу населения составляет не менее 12 тыс. долл. В отраслевой структуре ВВП этих страндоминирует сфера услуг (более 70%). Это значит, что страны с развитой экономикой находятся на постиндустриальной стадии производства. Высокого развития достиглаинфраструктура(связь, транспорт, финансовые услуги, торговля и обслуживание и т. д.), а также блок социальных услуг (здравоохранение, образование, спорт и т. д.).
Получают развитие высокотехнологичные отрасли (high tech), для которых характерны низкая материало- и трудоемкость и высокая доля затрат на НИОКР, а также soft-отрасли, осуществляющие производство технологичных услуг (программное обеспечение, консалтинг и т. д.). Более того, от производства товаров и услуг массового спроса эти страны переходят к производству и реализации нововведений, что позволяет говорить о создании контуров «новой экономики», основанной на качественном изменении в технологии и управлении производства и потребления.
Основой международной конкурентоспособности страны становятся научные знания и кадры. Инновационное развитие этих стран проявляется в производстве и коммерческом использовании качественно новых благ, применении новых способов производства (технологий), освоению новых рынков сбыта и новых источников сырья. Становление информационной экономики, основанной на знаниях, позволяет этим странам концентрировать в своих руках международную ренту (прибавочную стоимость), что приводит к ситуации, когда богатые страны богатеют, а бедные беднеют.
Страны с развитой рыночной экономикой доминируют в мировой торговле, занимая наиболее прибыльные ниши товаров глубокой переработки, услуг и объектов интеллектуальной собственности (патенты, товарные знаки, лицензии и т. д.).
В развитых странах пересекаются глобальные потоки капиталов, формируя мировые финансовые центры: Лондонский, Нью-Йоркский, Чикагский, Токийский и др. Все МФЦ поражают масштабами проводимых операций, которые в десятки раз превышают объемы платежей по мировой торговле. Участниками таких рынков являются транснациональные корпорации и транснациональные банки, крупные финансово-кредитные институты. Примерно 90% ссудного капитала международных рынков размещается внутри стран Организации экономического сотрудничества и развития.
Все международные организации относят к числу стран с развитой рыночной экономикой: США, Канаду, 27 стран ЕС (Австрия, Бельгия, Болгария, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Румыния, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Финляндия, Франция, Швеция, Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр (греческая часть), Мальта, Латвия, Литва и Эстония); Швейцарию, Норвегию, Исландию, Японию, Австралию, Новую Зеландию.
Экономическая политика стран “Большой семерки” (Great -7 ) — США, Канада, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания — оказывает доминирующее воздействие на мировую экономику. Среди стран с развитой рыночной экономикой идет постоянное изменение в соотношении сил. В настоящее время США вновь пытаются занять лидирующие

Развивающиеся страны, или страны третьего мира характеризуются низким уровнем социально-экономического развития. Несмостря на их количество, огромную территорию и численность населения (80% населения Земли), на них приходится менее трети ВВП.

Основными признаками развивающейся страны являются:

  • Колониальное или полуколониальное прошлое
  • Аграрно-сырьевая направленность экономики
  • Многоукладность экономики: доиндустриальный тип производства соседствует с индустриальным и постиндустриальным
  • Неоднородность социальной структуры общества
  • Низкое качество рабочей силы
  • Социальное напряжение
  • Зависимость от стран с развитой рыночной экономикой, в особенности от иностранных кредитов

Список развивающихся стран

К развивающиемся странам в основном относятся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Наиболее продвинутые в экономической смысле являются новые индустриальные страны (НИС), которые добились высоких темпов роста ВВП (более 7% в год) за счет эффективного использования национальных конкурентных преимуществ (избыток дешевой рабочей силы, географическое расположение) и целенаправленной перестройки экономики в пользу наукоемких технологий и услуг.

Принято выделять новые индустриальные страны:

  • Первой волны: Сянган (Гонконг), Южная Корея, Сингапур, Тайвань;
  • Второго поколения: Аргентина, Бразилия, Мексика, Малайзия, Таиланд, Индия, Чили;
  • Третьего поколения: Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;
  • Четвертого поколения: Филиппины, юг Китая;

Нефтедобывающие страны
Нефтедобывающие страны это прежде всего страны — члены организации стран экспортеров нефти (ОПЕК). За счет экспорта нефти они имеют сопоставимый с развитыми странами уровень ВВП на душу населения. Однобокость развития экономики не позволяет отнести их к развитым странам. Главными экономическими стратегиями развивающихся стран являются: национализация захваченных иностранным капиталом ресурсов, индустриализация и отраслевая диверсификация экономики, протекционизм, завышенный валютный курс, импортозамещение и развитие экспортно-ориентированных отраслей. Идея коллективной опоры на собственные силы предполагает региональную интеграцию развивающихся стран.

Страны с переходной экономикой (СПЭ) или страны с формирующимися рынками (СФР) — это государства, которые осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. Страны с переходной экономикой возникли в конце 80-х начале 90-х гг. в результате распада социалистической системы.

К странам с переходной экономикой относятся:

  • Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;
  • Бывшие советские республики — ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;
  • Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

При этом надо учитывать, что часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав ЕС и де-юре эти страны стали относить к развитым странам, хотя де-факто они являются странами с формирующимися рынками. Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры — Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 г. объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год. Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Источник

Оцените статью