Тип социально экономического развития стран латинской америки

Социально-экономическое положение стран Латинской Америки

Исторические особенности и место Латинской Америки в мировом хозяйстве. В ходе войны за независимость в начале XIX в. (1810— 1826) большинство латиноамериканских стран ее завоевало, что открывало возможности для самостоятельного развития. Однако эти революционные события не привели к демократизации и не создали условий для капиталистического хозяйствования.

К концу XIX в. Латинская Америка имела свыше 60 млн. человек населения на громадной территории в 20,6 млн. кв. км. Здесь существовало 20 независимых государств. Из них 18 испаноязычных стран, Бразилия — с португальским и Гаити с французским языками. Самыми крупными и относительно развитыми были Бразилия, Мексика, Аргентина. На них приходилось 2/3 территории и 60% населения.

Со времени колонизации Нового Света, с начала XVI в. и до начала XX в., то есть всего за четыре столетия, Латинская Америка совершила исторический скачок от каменного века, первобытнообщинного строя и ранних цивилизаций древневосточного типа к промышленному капитализму.

В конце XIX — начале XX в. переход Латинской Америки к эпохе промышленного капитализма совпал с периодом становления в Западной Европе и США господства корпораций, монополий. В это время в Латинской Америке как бы совпали две линии мирового развития, совмещение фазы раннего капитализма с сохранением докапиталистических элементов и капитализма зрелого, вступившего в новую монополистическую стадию. Приток иностранного капитала сыграл важную роль в капиталистическом развитии Латинской Америки, но в экономике усугубились диспропорции, «старое» и «новое» находило выражение в сочетании консервативно-традиционных и обновленческих факторов и начал в общественном развитии.

Большое влияние на общественное развитие Латинской Америки оказали особенности формирования латиноамериканских наций. Нации складывались из разнородных расово-этнических компонентов, как правило, в рамках государственных границ. Индейское население, европейские колонисты, иммигранты, выходцы из Африки стали источниками формирования наций в рамках определенных социально-экономических, территориальных и государственных общностей. Взаимодействие различных традиций, культур, обычаев создало своеобразный культурно-этнический сплав индейских, негритянских, европейских признаков. Латиноамериканцев отличает свойственная многим южным народам темпераментность, склонность к ярким, эмоциональным проявлениям жизни. Это отразилось и на общественно-политической жизни, носившей часто бурные проявления. В условиях широкого спектра глубоких социальных и экономических противоречий, социальной и политической нестабильности, наличия массы разоренного, неустроенного, обездоленного населения выход этого социального недовольства приобретал нередко бурный характер, революционные вспышки, или, напротив, вызывал отчаяние и чувство безысходности, склонность к смирению с диктатурой.

Читайте также:  Авиабилеты по странам снг

Характерной чертой социально-политической истории латиноамериканских республик являлась живучесть патриархально-патерналистских традиций, сформировавшихся в колониальный период, в условиях провинциальной замкнутости и гражданских войн XIX в. Это проявлялось в доминировании «клановых» связей между «патроном» (хозяином), лидером, «вождем» и подчиненной ему массой («клиентелой» — от слова клиент) над связями классовыми и социальными. Суть таких связей — в сплочении того или иного круга лиц вокруг сильной, влиятельной личности в надежде решить свои насущные проблемы, выбиться вверх вслед за этой личностью в конкуренции с другими «фракциями». Поэтому в политической борьбе на первый план выходили личные качества лидера, его умение ухватить психологический настрой «толпы», предстать перед ней близким и понятным. Популистские массовые движения в Латинской Америке, роль лидеров в партийно-политической жизни составляют особенность большинства латиноамериканских стран даже в XX в.

В районах с преобладанием индейского населения сохранились значительные элементы традиционных обществ, общинное устройство, особенно на территориях, мало затронутых современной европейской цивилизацией (в бассейнах Амазонки и других рек еще имеются племена, живущие в каменном веке). Среди этой части населения сильны коллективистские, общинные традиции солидарности, совместной деятельности и взаимопомощи, неприятие ценностей и экономических устоев западного общества.

Важную роль в развитии латиноамериканского общества играет католическая церковь. В Латинской Америке проживает почти половина католиков мира. Католическая церковь была активным участником колонизации и формирования колониального общества. Она способствовала развитию просвещения и культуры, христианизации и приобщению к ценностям европейской цивилизации индейского населения. Через церковные приходы, школы, общины католицизм распространил свое влияние на 90% населения Латинской Америки. Традиции католичества утвердились на местной почве и стали частью национального самосознания латиноамериканских народов, их духовной культуры и общественной жизни. На эти традиции опирались консервативные партии и течения. Но патриоты видели в христианской мысли идеал справедливости.

Читайте также:  Какие страны страдают от нехватки еды

Особенности развития Латинской Америки во многом определили сложное переплетение противоречий в обществе. Они проявлялись в столкновениях между олигархической буржуазно-помещичьей верхушкой и широкими слоями населения, между иностранным капиталом и национальной буржуазией.

Проблема поиска путей модернизации, преодоления отсталости от европейских центров цивилизации составляла важнейшую черту общественно-политической борьбы в странах континента.

С 70—80-х гг. началось формирование отрядов фабрично-заводского пролетариата, постоянным явлением становятся забастовки, переросшие в начале XX в. в Аргентине, Чили, Уругвае, Бразилии в крупные всеобщие забастовки. Возникают профсоюзы, социалистические организации марксистского, анархистского и анархо-синдикалистского направления. Жестокие формы эксплуатации, нищета и бесправие, фактическое отсутствие политических свобод для основных масс населения часто толкали рабочих к бунтарским действиям и формам классовой борьбы против капитала и государственной власти. Широко были распространены антибуржуазные идеи и настроения.

Социально-экономическая структура стран Латинской Америки. Выиграв войну за независимость, помещичье-буржуазные круги обрели власть и получили свободу торговли. Продукцию на мировой рынок поставлял аграрный сектор и, прежде всего, крупные помещичьи хозяйства — латифундии. По целому ряду товаров страны Латинской Америки заняли ведущее место в мировой торговле уже в начале XX в. Так, Бразилия поставляла 85% мирового производства кофе, Эквадор — большие партии какао, Куба — сахар. Аргентина стала важным производителем пшеницы и мяса. Другие страны специализировались на добыче минерального сырья: Чили — селитры и меди, Венесуэла и Мексика — нефти, Боливия — олова и т. д. Таким образом Латинская Америка включалась в мировое капиталистическое хозяйство, приобщалась к мировому рынку в качестве аграрно-сырьевого звена.

Такая специализация была характерна для стран так называемого «второго эшелона» капиталистического развития. Роль иностранного капитала при этом была двойственной: с одной стороны, несомненно, иностранный капитал ускорял развитие капитализма в регионе, но вместе с тем нередко и консервировал архаические докапиталистические отношения. Так, в Бразилии и на Кубе почти до конца XIXв. сохранялся институт рабства, а пеонаж (долговое рабство) даже пережил и этот рубеж. Двойственным было и влияние на буржуазное развитие латифундизма, который был, с одной стороны, важным фактором капиталистического развития, накопления национального капитала, но, с другой стороны, большим злом для крестьянства. В ряде стран аграрный вопрос стоял остро из-за обезземеливания крестьянства, разграбления общинных земель, концентрации крупных массивов в руках немногих. Так, в Мексике основная часть сельскохозяйственных земель приходилась на 400 самых крупных латифундий. Так же остро аграрная проблема стояла в Перу и Боливии.

В конце XIX — начале XX в. развивалась промышленность по переработке продовольствия и сырья для экспорта и внутреннего потребления, рос внутренний рынок, укреплялся национальный капитал, менялась социальная структура и, прежде всего, увеличивался по численности рабочий класс. Одновременно возникали новые противоречия — национального капитала с традиционной помещичьей олигархией, с односторонностью ориентации на аграрно-сырьевой экспорт, с засильем иностранного капитала.

Железнодорожное строительство было одной из важных сфер приложения иностранного капитала в Латинской Америке в XIX в. Первенство в этой области принадлежало Великобритании. Другая сфера приложения капитала — банковские займы, которые опутывали страны Латинской Америки видимыми и невидимыми узами зависимости. К 1914 г. капиталовложения капиталистических стран Европы и США превысили 10 млрд. долл. Из них на долю Великобритании приходилось — 4,9 млрд. долл., США — 1,2 млрд., Франции — 1,2 млрд., Германии — 0,9 млрд. долл. Степень влияния различных империалистических держав была различна по регионам: Великобритания доминировала в Южной Америке, США — в Центральной Америке.

К началу XX в. обозначилась дифференциация стран Латинской Америки по уровню капиталистического развития. На первое место к 1914 г. вышла Аргентина. Здесь городское население (в основном иммигранты из Европы) составило свыше 53% населения. На таком же уровне был Уругвай, затем Бразилия, Куба, Венесуэла, Чили. Более отсталыми в капиталистическом развитии оставались Перу, Боливия, Мексика, где были более глубоки корни докапиталистических отношений. В этих странах в отличие от Аргентины, Уругвая, Бразилии, Чили и Кубы сохранялись огромные массы обездоленного, закабаленного индейско-метисского крестьянства.

К началу XX в. в Латинской Америке уже сложились относительно крупные отряды пролетариата. В обрабатывающей промышленности было занято свыше 800 тыс. рабочих. Из них в Аргентине — 400 тыс., в Чили — 200 тыс., в Мексике — свыше 100 тыс. человек. К этому следует добавить рабочих транспорта, добывающей промышленности, городских и плантационных рабочих.

Вопросы и задания. 1. Сравнивая с азиатскими странами, определите особенности Латинской Америки. 2. Расскажите о социально-экономическом положении в странах Латинской Америки в конце XIX — начале XX в. 3. Чем объяснялась острота аграрных отношений в это время?

Источник

Особенности социально-экономического развития Латинской Америки

Конспект урока истории

Дата 14.04.2020, 15.04.2020

Группа № 85 профессия автомеханик 2 курс

Тема: « Социально-экономическое развитие Индии, исламского мира и Латинской Америки в 1950-1980-е гг»

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: определить особенности социального – экономического развития Индии, исламского мира, стран Латинской Америки

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19 начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательеых организаций. Базовый уровень/ Н.В. Загладин, Ю.А. Петров.- М.: «Русское слово- учебник», 2018.

Презентации к уроку:

Социально – экономическое развитие Индии в 1950-1980 годы»

Перонизм и демократия в Латинской Америке»

Ход урока

1.Организационный этап
Мотивационный модуль.
Формулируется тема урока.

Цель нашего урока: вы узнаете особенности модернизационных процессов в Индии, социально – экономического развития стран Латинской Америки, исламского мира.

2.Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

Особенности модернизационных процессов в Индии

Исламский мир

Особенности социально-экономического развития Латинской Америки.

Перонизм и демократия в Латинской Америке

Особенности модернизационных процессов в Индии

Развиитие Индии после получения независимости протекало непросто. Единая прежде колония была разделена по религиозному признаку на два государства — индуистскую Индию и исламский Пакистан. Между Индией и Пакистаном немедленно началась война из-за спорных пограничных территорий — княжеств Джамму и Кашмир. Она прекратилась в 1949 г. после вмешательства ООН. Спорные земли были разделены между Индией и Пакистаном.

В 1950 г. в Индии приняли конституцию. Правящей партией стала ИНК, которую до своей смерти в 1964 г. возглавлял Дж. Неру, затем — его дочь И. Ганди, после — её сын Р. Ганди.

Условия, в которых Индии предстояло решать задачи модернизации, отличались крайней сложностью. Единый хозяйственный комплекс, сложившийся за время британского господства, оказался разорван. Многие важные для Индии предприятия и плодородные земли оказались на территории Пакистана, отношения с которым были напряжёнными. В Индии проживали сотни народностей, каждая со своей культурой, обычаями и традициями. В состав страны входили как штаты с демократической формой правления, так и полунезависимые княжества.

Поэтому ИНК после освобождения страны проявлял большую осторожность в проведении преобразований. В то же время он пытался преодолеть наиболее архаичные формы общественной жизни. Согласно конституции 1950 г. уравнивались в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения).

Была подорвана основа феодальных порядков. Арендаторы получили возможность выкупа обрабатываемых ими земель. Землевладельцы лишались права собирать налоги с крестьянства. Однако правительство не разрушало традиционного сельского уклада. Сохранялись общины с их натуральным и полунатуральным хозяйством. Политика «зелёной революции» — внедрения самой передовой техники землепользования — позволила решить проблему самообеспечения страны продовольствием.

Бывшая собственность колониальных властей стала базой государственного сектора экономики. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные и военные предприятия, ирригационные сооружения. Индия использовала техническую помощь СССР — в частности, для создания металлургической промышленности.

В 1960-е гг. были национализированы крупнейшие банки, оптовая торговля, введены дополнительные ограничения на максимальный размер земельных владений. Государственные инвестиции направлялись в перспективные секторы экономики. Проводилась протекционистская политика, её цель состояла в защите отечественных производителей путём повышения пошлин на импортную продукцию.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии и Пакистане составляет всего 4,7 к 1, что близко к показателям Швеции.

В годы «холодной войны» Индия придерживалась политики неприсоединения, будучи одним из основателей этого движения. Тем не менее у неё сохранялись напряжённые отношения с Пакистаном из-за спорных приграничных территорий, временами перераставшие в вооружённые конфликты, как, например, в 1965-1966 гг. В 1971 г. разразился кризис в Восточном Пакистане. Восстание в этой густонаселённой и одной из самых бедных в мире провинций вызвало многомиллионный приток беженцев в Индию. В ответ индийские войска заняли территорию Восточного Пакистана, который был провозглашён независимым государством Бангладеш.

В 1977 г. ИНК впервые проиграл выборы, лишившись власти. Это произошло после того, как его лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. Сельские избиратели расценили подобные шаги как покушение на традиционные устои жизни. С точки зрения правительства, подобные меры были необходимы, так как численность населения страны превысила 1 млрд человек. Утрата власти ИНК оказалась непродолжительной. В 1978 г. эта старейшая партия Индии раскололась. Часть её членов, во главе с И. Ганди, создала партию ИНК(И), добавив к её названию начальную букву имени лидера. В 1979 г. ИНК(И) вернул себе власть.

Исламский мир

В постколониальном развитии стран Ближнего Востока и Северной Африки наметилось два основных направления. Оба они так или иначе преследовали цели модернизации своих экономик и общественных отношений.

В ряде стран при активном участии военных свергались традиционные, монархические режимы, запятнавшие себя сотрудничеством с колонизаторами. В 1952 г. власть в столице Египта Каире захватила группа молодых офицеров во главе с ГЛ. Насером. Опиравшийся на поддержку англичан король Фарук отрёкся от престола. В 1956 г. Египет был провозглашён республикой. В 1958 г. революционно настроенные офицеры свергли проанглийский монархический режим в Ираке. После серии военных переворотов в 1970 г. Ирак был провозглашён народно-демократической республикой.

В бывших колониях Франции власть также перешла в руки патриотически настроенных военных. В Сирии после нескольких переворотов к власти пришли реформаторы. В 1958 г. Сирия объединилась с Египтом в единое федеративное государство — Объединённую Арабскую Республику (ОАР), президентом которой стал Г.А. Насер. Недовольство положением, при котором руководящие посты в администрации ОАР занимали египтяне, привело в 1961 г. к расторжению союза, но ориентация на реформы в Сирии сохранилась.

Ливия, бывшая итальянская колония, в 1951 г. стала независимым государством. Англия, Италия и США контролировали её политическое и экономическое развитие, создали там военные базы. Это привело к подъёму освободительной борьбы. В 1969 г. в результате революционного переворота монархия пала. В стране была провозглашена республика. К власти пришла группа военных во главе с М. Каддафи.

Первым шагом новых властей в освободившихся странах становилась национализация собственности иностранных компаний. Целью аграрных реформ было увеличение производства продовольствия. Ограничивался предельный размер землевладения, что подрывало влияние помещиков. Земли передавались в собственность арендаторам. Поощрялось создание сельскохозяйственных кооперативов. Внедрялись передовые технологии землепользования.

В ходе преобразований в исламских государствах сохранялась особая роль военных. Несмотря на частые перевороты, постепенно развивались гражданские формы общественной жизни. Военные лидеры становились руководителями политических партий. В Египте, Сирии и Ираке возникли партии арабского социалистического возрождения — БААС. Их члены разделяли левые убеждения — коммунистические, социал-демократические и национал-патриотические. В Ливии был создан возглавленный Каддафи Арабский социалистический союз, который, отвергнув капиталистический путь развития страны, выдвинул лозунг построения «исламского социализма».

Во внешней политике патриотически ориентированные режимы, как правило, искали себе союзников, не связанных с бывшими метрополиями. Большинство из них заключили договоры о дружбе и сотрудничестве с СССР. Советский Союз оказывал им техническую помощь в развитии энергетики, тяжёлой индустрии и военной мощи.

Другая модель развития исламских стран характеризовалась сохранением традиционных укладов — монархической формы правления, приверженности религиозным ценностям, тесного сотрудничества с бывшими метрополиями. К таким странам относились Саудовская Аравия, Иордания, Марокко, Иран, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ). К ним примыкали государства с военными или гражданскими режимами, экономически ориентировавшимися на страны Запада и получавшие от них военную помощь. Турция стала членом НАТО и ассоциированным членом Евросоюза. Пакистан участвовал в большинстве военных союзов, создававшихся США и Великобританией на Среднем Востоке в период «холодной войны».

Традиционалистские режимы также стремились к модернизации своих государств, особенно те из них, которые обладали большими запасами нефти. Эти страны не испытали подъёма массового освободительного движения. Все преобразования осуществлялись «сверху». Большая часть населения относилась к переменам пассивно или негативно.

Не всегда они завершались удачно. Так, в Иране политика модернизации осуществлялась шахским режимом при поддержке США. В 1960-1970-е гг. по темпам экономического роста (13-14% в год) Иран сравнялся с Японией в годы «экономического чуда». Строились центры современной индустрии, осуществлялись далеко идущие перемены. Внедрялась европейская система светского образования, были предоставлены равные права женщинам. В деревнях создавались фермерские, высокопроизводительные хозяйства. Проводившиеся мероприятия ломали традиционный, привычный уклад жизни. Несмотря на рост благосостояния части населения (знати, предпринимателей, городских средних слоёв), усиливалось недовольство, подогревавшееся шиитским духовенством. Массовое движение протеста под лозунгом возвращения к традиционным исламским ценностям и образу жизни охватило в 1979 г. всю страну. Шах вынужден был бежать за границу, власть перешла к исламскому религиозному руководству, Иран был провозглашён Исламской республикой. Её главой стал аятолла (духовный лидер мусульман страны) Хомейни. Основой политики Ирана стал фундаментализм — жизнь страны строилась на базе строжайшего соблюдения религиозных норм (законов шариата).

Значительное воздействие на ситуацию в исламском мире оказали арабо-израильские конфликты.

С момента создания государства Израиль (1948) вспыхнула война между ним и соседними арабскими странами, которые долгое время отрицали право Израиля на существование. В ходе этой войны Израиль оккупировал арабские земли Палестины, сотни тысяч человек стали беженцами. С приходом к власти в Египте и Сирии националистически ориентированных военных режимов, стремящихся с помощью СССР решить задачи развития, Израиль стал основным союзником США на Ближнем Востоке. Войны 1967 и 1973 гг. между Израилем и его соседями закончились поражением арабских стран.

Солидарность с арабским народом Палестины стала основой консолидации исламских стран. Даже те из них, которые в условиях «холодной войны» тяготели к союзу с США (Саудовская Аравия и Пакистан), весьма прохладно относились к Израилю. В 1972 г. ими была создана Организация исламская конференция (ОИК), учредителями которой стали 26 государств Северной Африки и Азии.

Особенности социально-экономического развития Латинской Америки

Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации и ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных для них обстоятельств.

В годы Второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Ведущие корпорации мира видели в Латинской Америке относительно безопасный и, благодаря обилию природных ресурсов, неосвоенных земель, выгодный район для вложения капиталов. Ведущая роль здесь принадлежала компаниям США. Если ущемлялись их интересы, Соединённые Штаты прибегали к прямому военному вмешательству для смены правящих фигур в латиноамериканских странах.

Серьёзным ударом по престижу США стал провал попыток свержения революционного правительства Ф. Кастро на Кубе. Соединённые Штаты были вынуждены скорректировать свою политику. В 1961 г. Д. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу «Союз ради прогресса», на которую выделялось 20 млрд долларов. Цель этой программы, которую приняли 19 стран, состояла в оказании им помощи для решения назревших социально-экономических проблем. Это должно было предотвратить появление у СССР новых союзников на континенте.

Программа Д. Кеннеди помогла решению проблем модернизации, но не укреплению основ политической стабильности. Военные, диктаторские режимы, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики, ограничивали права профсоюзов, свёртывали социальные программы, замораживали зарплату для большинства наёмных работников. Приоритетом становилась концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах и создание льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект.

Так, в крупнейшей стране Латинской Америки — Бразилии (население 160 млн человек) «экономическое чудо» пришлось на годы пребывания у власти военной хунты (1964—1985). Строились дороги, электростанции, развивалась металлургия, нефтедобыча. С помощью зарубежных корпораций, в частности, таких гигантов, как «Форд», «Фольксваген», «Дженерал моторе», в стране было налажено производство автомобилей, самолётов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировом рынке.

Благодаря усилиям военных режимов в области модернизации с 1960 по 1980-е гг. объём валового внутреннего продукта стран Латинской Америки возрос втрое. Бразилия, Аргентина, Чили достигли показателей среднего уровня развития. В то же время оставались весьма существенные различия между латиноамериканскими и развитыми странами. Относительно небольшой была прослойка лиц, относящих себя к «среднему классу». Большую проблему составляло имущественное неравенство.

При отсутствии традиции гражданского контроля над вооружёнными силами они представляли собой особую, относительно самостоятельную прослойку. К их числу следует отнести коррупцию в среде верхушки военных. Негативную роль играл типичный для диктаторских режимов правовой произвол, в том числе и в отношении представителей национальной буржуазии, мелких и средних собственников. В результате социальная база модернизации, проводившейся военными режимами, отсутствовала или была очень слабой. Покупательная способность большей части населения оставалась низкой. Не получающие выгод от модернизации слои населения считали политику её антинародной и подчиняющей экономику транснациональному, особенно американскому капиталу.

Источник

Оцените статью