География. 10 класс
Конспект урока
Название предмета, класс: география, 10 класс
Номер урока и название темы: урок №6 «Численность и воспроизводство населения»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Численность населения Земного шара.
- Воспроизводство населения, его типы.
- Демографическая политика.
- Демографический кризис.
- «Качество» населения.
Глоссарий по теме: воспроизводство населения, первый тип воспроизводства, второй тип воспроизводства, демографический кризис (депопуляция), демографический взрыв, демографическая политика, демографический переход, качество населения.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В настоящее время численность населения Земного шара превышает 7 млрд. чел. Семимиллиардный человек появился на свет в 2011 году.
1. Примерно до 1500 года численность населения увеличивалась постепенно, достигла 440 млн. чел.
2. За 300 лет с 1500 года по 1800 год численность населения увеличилась почти в два раза.
3. В 1820 году численность населения достигла 1 млрд. чел.
4. За период с 1900 по 2000 годы численность населения увеличилась почти в 3,7 раза.
В начале ХХ в. абсолютный ежегодный прирост составлял 10-15 млн. чел., в середине века – 40-50 млн. чел., в 80-90 годах – 80-85 млн. чел. В начале ХХI в. этот прирост немного снизился, но остаётся очень высоким.
Резкое увеличение численности населения во второй половине ХХ века получило образное название «демографический взрыв». Одной из главных причин, приведших к демографическому взрыву, считается крушение колониальной системы, обретение независимости в странах Азии, Африки и Латинской Америки, социально-экономическое развитие (в первую очередь – повышение уровня развития медицины).
Демографический взрыв приводит к ряду проблем: жилищной, продовольственной, обеспечения работой, экологической и т.д.
На первом месте по численности населения – Китай (1 млрд. 386 млн. чел.), на втором – Индия (1 млрд. 352 млн. чел.), на третьем – США (326 млн. чел.), на четвёртом – Индонезия (264 млн. чел.), на пятом – Пакистан (209 млн. чел.), на шестом – Бразилия (208 млн. чел.), на седьмом – Нигерия (192 млн. чел.), на восьмом – Бангладеш (160 млн. чел.), на ДЕВЯТОМ – РОССИЯ (146 млн. чел.).
Какие процессы оказывают влияние на изменение численности населения? Естественное и механическое движение населения. Под естественным движением населения понимается естественный прирост населения, под механическим движением – миграции, участие страны в войнах.
Естественным приростом населения называется разность между рождаемостью и смертностью. Рождаемость и смертность населения зависят от уровня социально-экономического развития страны (медицина, образование, экономика, материальное благосостояние), экологической ситуации, религии, традиций народов, участия в войнах.
Демографы выделяют два основных типа воспроизводства населения. Первый тип («демографическая зима») характеризуется низкими темпами прироста населения, невысокой смертностью. Он распространён, в первую очередь, в экономически развитых странах (Германия, Франция, США и т.д.). Возникает проблема, с одной стороны, в обеспеченности трудовыми ресурсами (дефицит трудовых ресурсов), с другой – безработица. Демографическая политика направлена на стимулирование рождаемости. В краткосрочном плане проблема дефицита трудовых ресурсов решается за счёт привлечения мигрантов.
Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего, на рождаемость) в желательном для себя направлении.
В странах первого типа воспроизводства населения выделяют три группы:
1) страны со среднегодовым естественным приростом населения от 3 до 6 человек на 1000 жителей (страны «переселенческого» капитализма – Канада, Австралия);
2) страны с «нулевым» среднегодовым приростом населения (менее крупные страны Европы – Финляндия, Швеция, Дания, часть стран Восточной Европы);
3) страны с отрицательным среднегодовым естественным приростом населения (ФРГ, Венгрия, Литва).
Явление, при котором происходит уменьшение численности населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли, называется депопуляцией (демографическим кризисом).
Для второго типа воспроизводства населения («демографическая весна») характерны высокие и очень высокие показатели рождаемости и относительно низкие показатели смертности. «Демографический взрыв» свойственен именно странам со вторым типом воспроизводства населения – странам Азии, Африки, Латинской Америки, освободившимся от национального гнёта во второй половине ХХ века. Высокая рождаемость и сниженная смертность объясняются, в первую очередь, развитием медицины, борьбой с эпидемиями. Для стран со вторым типом воспроизводства населения характерно преобладание молодого населения над пожилым и, соответственно, проблема безработицы. Демографическая политика направлена на сокращение или стабилизацию рождаемости.
«Формула» воспроизводства населения
Рождаемость – Смертность = Естественный прирост на 1000 жителей
Каждый регион земного шара характеризуется своей «формулой», соответственно, разным типом воспроизводства населения.
Важной научной составляющей для проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографических процессов. Сама схема такого перехода включает четыре сменяющих друг друга этапа.
Для первого этапа, который охватывал почти всю историю человечества, были характерны очень высокие показатели рождаемости и смертности и, соответственно, очень низкий естественный прирост; ныне он уже почти не встречается.
Второй этап характеризуется резким сокращением смертности при сохранении традиционно высокой рождаемости.
Для третьего этапа характерно сохранение низких показателей смертности. Рождаемость тоже снижается, но обычно всё же несколько превышает смертность.
При переходе к четвёртому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения.
Важным показателем, характеризующим население, является «качество населения» – понятие, учитывающее экономические (занятость, душевой доход, калорийность питания), социальные (уровень здравоохранения, безопасности граждан, развития демографических институтов), культурные (уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией), экологические (состояние окружающей среды) и другие условия жизни людей.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Распределите государства по численности населения в мире (от большего к меньшему).
Успех выполнения подобных заданий – знание теоретического материала, умение пользоваться политической картой, умение использовать приёмы мнемотехники.
Ответ: 5, 3, 7, 4, 2, 8, 1, 9, 6.
2. Подчеркните верное утверждение:
а) Примерно до 1500 года численность населения увеличивалась постепенно, достигла 440 млн. чел.
б) За 300 лет с 1500 года по 1800 год численность населения увеличилась почти в четыре раза.
в) В 1920 году численность населения достигла 1 млрд. чел.
г) За период с 1900 по 2000 годы численность населения увеличилась почти в 3,7 раза.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Гуляева Н. В. География: методическое пособие для абитуриентов естественно-геогр. фак. / Н. Н. Пономарева, Г. М. Позднякова, Н. В. Гуляева, Г. Я. Нечепуренко. – Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2004. – 128 с.
- Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. – 4-е изд., – М.: Дрофа, 2008. – 495 с.
- Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. II: Региональная характеристика мира. – 4-е изд., – М.: Дрофа, 2009. – 480 с.
- Максаковский В. П. География. 10-11 кл. Учебник. Базовый уровень. (ФГОС). – М.: Просвещение, 2017. – 416 с. : ил.
- Политическая карта мира. География мирового хозяйства: Учебное пособие по географии / И. А. Родионова. – Учеб. центр «Моск. лицей». – М.: Моск. лицей, 1996. – 158 с.
- Современная школа. География: Дидактические и развивающие игры 6-11 классы (с применением информационных технологий.) / Автор-составитель И. А. Кугут. – М.: Издательство «Планета», 2011. – 272 с.
- Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Глобальная география. 10-11 классы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.
- Максаковский В. П. Общая экономическая и социальная география: Курс лекций в 2-х ч. – М.: ВЛАДОС, 2009. – ч.1 – 367 с.
- Максаковский В. П. Общая экономическая и социальная география: Курс лекций в 2-х ч. – М.: ВЛАДОС, 2009. – ч.2 – 525 с.
- Сухов В. П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников: пособие для учителя / В. П. Сухов. – Башкирский институт развития образования. – Уфа: БИРО, 2004. – 137 с.
- География: пособие для поступающих в вузы / В. Н. Холина, Т. М. Бунакова. – М.: Дрофа, 2004. – 457 с.
- Холина В. Н. Социально-экономическая география мира: Справочное пособие / В. Н. Холина, А. С. Наумов, И. А. Родионова. – М.: Дрофа, 2008. – 72 с.
Источник
Демографическая зима
«Мы на перепутье, либо мы что-то сделаем, либо будет совсем поздно».
Демографическая зима окутывает землю… Воцарившись в одних странах, она вплотную приблизилась к другим. Сколько лет осталось до ее полного господства на Земле?
За последние 50 лет в мире произошло пятидесятипроцентное падение рождаемости . Половина мирового населения – 59 стран, 44% населения планеты – не воспроизводят себя. Для того чтобы нация себя воспроизводила, коэффициент рождаемости должен составлять 2.1. Сегодня в Европе этот уровень 1.3. К 2050 г . Россия потеряет треть населения. Такие данные приводятся в фильме «Демографическая зима». Снятый в 2008 году в США, фильм рассказывает о страшных цифрах и трезвых прогнозах. Россия в этой киноленте каждый раз упоминается в качестве одного из худших примеров.
Кто будет работать на фабриках, кто будет возделывать землю, кто будет охранять границы? Мы уже смотрим в глаза мировой катастрофы, считают специалисты-демографы разных стран, до абсолютной трагедии осталось совсем мало времени.
Уровень рождаемости упал так низко, что даже иммигранты не могут восполнить стремительно исчезающие нации. Миграция может только подкосить развивающиеся страны, где рождаемость тоже падает быстро. « Это не миновало ни бедные, ни богатые страны западного и восточного полушарий, уровень рождаемости падает по всему миру », – напоминает Филипп Лонгман, автор фильма «Демографическая зима».
Падение рождаемости пока не так заметно невооруженным взглядом по одной причине – люди перестали вымирать как мухи, напоминают авторы фильма.
С уменьшением «человеческого капитала» усилится спад в мировой экономике, считает нобелевский лауреат Гари Беккер 1992 года в области экономики. Двигатель экономики ждет деформация, ведь у сегодняшних сотрудников компаний не будет смены, а стареющее население нужно будет поддерживать и обеспечивать. Молодое работающее население будет просто задавлено необходимостью обеспечивать старшее поколение. Значит, либо только тех, кто сегодня работает в надежде не остаться без куска хлеба на пенсии, выбросят за борт, либо вся современная экономическая система сойдет с рельс.
« Человеческий капитал выражается в знании и умениях, а экономическое развитие напрямую зависит от прогресса в области технического и научного знания, развитие напрямую зависит от аккумулирования человеческого капитала », – утверждает Гари Беккер.
Попытки модернизации с помощью служб социальной инженерии привели к тому, что дети растут в неполных распавшихся семьях, где родителей нет дома, и где родители не собираются рожать много детей. Кому жить в страшную эпоху демографической зимы? Нашим детям и внукам.
« Увы, многие западные элиты словно не замечают данных науки, говорящих о том, что культура сильной и здоровой семьи необходима для социального, экономического и психологического здоровья самых беззащитных членов семьи – детей », – говорит В. Брэдфорд Вилкокс, доктор наук, доцент социологии университета Вирджинии, ведущий автор книги «Почему важен брак?» .
Кода наступит точка невозврата? Эксперты затрудняются с ответом, никому не ясно, сколько еще мы можем оставаться глухими к тому, что происходит. Сколь долго еще мы будем катиться вниз по наклонной плоскости, сами того не осознавая.
Авторы проекта «Демографическая зима» уверены, что необходимо начинать с возрождения традиционной семьи. Сегодня говорить о традиционной семье неполиткорректно. У молодых людей нет стимула создавать традиционную, законную, крепкую семью.
В современном обществе толерантности считается, что все формы сожительства, противоестественные гомосексуальные сожительства, незарегистрированные браки надо уважать, ценить и приравнивать к традиционной семье. Если так будет продолжаться, то нам не избежать самого страшного конца цивилизации.
Но дело даже не в противоестественных формах сожительства – в Европе молодые люди все позже женятся, все дольше живут с родителями, и в результате становятся все более инфантильными. «Дети-мужчины», играющие в компьютерные игры, читающие пустые журналы, смотрящие мультики — так называют их авторы фильма. Они откладывают принятие ответственности за семью и откладывают рождение детей.
« Старая практика привела к разрушению семьи и всего общественного устроения. Вместо того чтобы построить развитое общество, мы практически потеряли единственное эффективное средство развития – семью », — утверждает Кристина де Вольмер, президент Латино-американского семейного альянса.
А теперь факты приводимые авторами:
• По оценкам ООН, продолжение сегодняшних тенденций приведет к тому, что к 2050 будет на 248 миллионов меньше детей младше 5 лет , чем сегодня.
• В более чем 59 странах мира идет убыль населения .
• Население России сокращается на 700 000 человек в год. Если существующие тенденции продолжатся, считается, через 43 года Россия потеряет половину населения .
• Чтобы восполнить существующую численность населения, на семью должно приходиться 2.1 детей, уровень рождаемости в Европе равен 1.3.
• Из-за недостатка детей в Германии в 2006 закрыли более 230 школ .
• Чтобы обеспечить пенсию поколению «беби-бума», США придется вдвое повысить налоги .
• Недостаток младенцев в Японии привел к экономическому спаду , в результате чего их фондовый рынок и рынок недвижимого имущества потеряли более чем 60 % своей ценности всего лишь за 14 лет.
• Китайская программа одного ребенка привела к тому, что 78 миллионов мужчин не смогут создать семью – в Китае не хватает женщин.
Остановить многие из этих тенденций невозможно. Но мы все еще можем приложить все усилия к тому, чтобы предотвратить катастрофу.
В проекте «Демографическая зима» принимают участие сотни профессоров, исследователей, социологов, демографов из всех стран мира. Они не просто обеспокоены, они бьют тревогу. Ключевые идеи проекта можно кратко сформулировать так:
— Мир стоит на грани исчезновения.
— Если сегодня рождаемость не начнет повышаться, то через несколько десятилетий наши дети не смогут обеспечить колоссальное количество пенсионеров.
— Необходимо возрождать традиционную семью – в сожительствах без регистрации брака люди, как правило, не рожают нескольких детей.
— Институт семьи в значительной степени разрушен всеми многочисленными программами последних лет.
— Материальное стимулирование не приводит к росту рождаемости. В качестве примера авторы проекта приводят Россию, где материнский капитал в 10 раз превышает среднюю неплохую зарплату. Мы со своей стороны можем вспомнить о Европе, где пособие на ребенка дает возможность его полноценно содержать, однако рождаемость падает столь же стремительно. Главным стимулом рождения детей являются личностный и религиозный.
— Самая страшная ситуация на сегодня – в России, только у нас может в скором времени исчезнуть половина населения.
Кончилось время разговоров, у нас есть последний шанс действовать, чтобы на плечи наших детей не легла тяжесть всего мира.
Мы продолжим знакомить читателей с проектом «Демографическая зима» в последующих материалах.
Источник