География
понедельник, 17 декабря 2012 г.
Билет 7: Государственно-политическая типология стран современного мира.
Типология по различиям государственного строя , имеет три показателя.
1. Форма государственного правления показывает устройство высшей государственной власти, т. е. характер взаимоотношений между ее законодательной, исполнительной и судебной ветвями.
Наиболее распространенной и исторически численно растущей является республиканская форма , при которой все высшие органы власти формируются на выборной либо представительской основе, законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству.
Старейшими республиками являются Сан-Марино и Швейцария (с XIII в.). Национально-освободительные процессы, буржуазные и социалистические революции, войны XX в., распад социалистических стран способствовали их стремительному росту (в 1991 г. — 127, в 1998 г. — 150).
В президентских республиках , количественно преобладающих (прежде всего, за счет развивающихся стран), основные властные полномочия сосредоточены в руках президента (он — глава государства, правительства, верховный главнокомандующий). Различными вариантами таких республик являются США, Франция, Бразилия, Аргентина, Индонезия, Чехия, большинство стран-членов СНГ: Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан и др.
В парламентских республиках основные властные полномочия принадлежат парламентам, формирующим правительства, а функции президента ограничены (Германия, Австрия, Швейцария, Италия, Греция, Израиль, Турция, Индия и др.).
В идеократических республиках осуществление властных полномочий президентами, парламентами, судами и в целом функционирование политической системы страны опираются на определенную политическую или религиозную идеологию, а выражающие их партия или лидер играют ключевую роль в государственном управлении. Таковы социалистические и исламские (Иран, Пакистан, Афганистан, Судан и др.) республики.
При монархической форме государственного правления, наиболее распространенной еще в начале XX в., верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху — императору, королю, султану, князю, эмиру и т. п.) и обычно передается по наследству.
Исторически древнейшей разновидностью этой формы являются абсолютные монархии с неограниченной властью правителя. Процессы капитализации общества и буржуазно-демократических революций привели к появлению новой формы монархической власти — конституционных (парламентских ) монархий, где полномочия монарха ограничены конституцией, а властные функции сосредоточены в руках парламентов (законодательные) и формируемых ими правительств (исполнительные). Распад британской колониальной системы привел к появлению такой специфической формы конституционной монархии, как «государство в составе Содружества Наций ». Её имеют 16 стран-членов этой международной организации, которые признают главой своих государств британскую королеву. Сочетание в монархической власти религиозных и светских функций привело к появлению теократических монархий , где монарх одновременно является религиозным главой.
В настоящее время существуют более 40 монархий, среди которых подавляющее большинство — конституционные, представленные, прежде всего, в Европе (12, особенно в бассейне Северного моря, в том числе Великобритания), Азии (9), Африке (3), Америке (9), Австралии и Океании (5). Абсолютных монархий осталось 6 (5 в Азии и Ватикан в Европе); три из них являются также теократическими — Ватикан, Саудовская Аравия и Бруней. Особенностью монархической власти в федеративных государствах Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, а также в Ватикане является её выборность.
2 . Неотъемлемым свойством государственного строя любой страны является её административно-территориальное устройство (или форма государственного устройства ). По этому признаку подавляющее большинство стран мира являются унитарными , управление которыми осуществляется центральной властью во всех административно-территориальных единицах.
Более молодой формой является федерация , или федеративное (союзное) государство. Оно образуется субъектами федерации (штатами, республиками, провинциями и т. п.), разделившими властные полномочия с центральной властью и поэтому обладающими собственными законами (конституциями), представительными и исполнительными органами.
В конце 1990-х годов таких стран было 27, в том числе в Европе — 8, в Азии и Африке — по 5, в Америке — 7, в Австралии и Океании — 2.
Основными причинами создания федераций в разное время были: особенности исторического развития (США, ФРГ, ОАЭ и др.), огромные размеры территории (Канада, Австралия, Бразилия и др.) или ее разобщенность (островные Федеративные штаты Микронезии, республика Коморские Острова), многонациональный состав населения (Индия, Нигерия, ЮАР и др.) или сочетание нескольких причин (СССР, Россия, Югославия). Ряд стран, относящихся к унитарным, имеют признаки федерации (наличие в их составе автономных образований и др.), например Дания, Франция.
Исторически редкая, форма государственного устройства — конфедерация. Она предполагает объединение суверенных государств (при сохранении собственных органов власти, конституции…) для достижения общих целей (военных, политических, экономических, национальных). Для координации усилий образуются совместные законодательные и исполнительные органы (парламенты, президентские советы, комиссии . ).
Конфедерациями были Швейцария (постепенно превратившаяся в федерацию), США (в первое десятилетие своей истории), Объединенная Арабская Республика (объединение Египта и Сирии в 1958-1961 гг.). В настоящее время юридически оформленных конфедераций в мире нет, но их признаками обладают Европейский Союз и Союз Белоруссии и России, имеющие ряд совместных межгосударственных органов. Определенный конфедеративный потенциал несут в себе неурегулированные отношения некоторых «непризнанных» государств и их «материнских» стран (Приднестровье — Молдавия, Абхазия — Грузия, Тайвань — Китай).
3 . Еще одним свойством государственного строя и в целом политической системы любой страны является политический режим , или тип правления — средства и методы осуществления властных полномочий.
Демократическими считают режимы государственной власти, которым присущи выборность и разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной), правовое государство с равенством всех перед законом, многопартийная политическая система. Такие режимы сложились в развитых капиталистических странах, формируются в большинстве постсоциалистических и в части развивающихся (наиболее развитых, например, в новых индустриальных странах).
^ Для авторитарных режимов характерна концентрация власти в руках одного лица или органа, принижающая роль других государственных институтов (прежде всего представительских), сведение к минимуму и подавление оппозиции, командные методы руководства, ограничение свобод. Черты авторитаризма обычно характерны для абсолютных монархий, но также для многих президентских республик развивающихся стран (особенно африканских, Ирака и др.) и части постсоциалистических (например, Туркмении, Узбекистана).
^ Тоталитарный режим , с точки зрения западной политологии, считается крайней формой авторитарного и представляет собой государственно-политическую систему управления, осуществляющую контроль над всеми областями общественной жизни исходя из принципов определенной идеологии. В настоящее время такие режимы характерны для большинства идеократических республик (в социалистических странах для его обозначения обычно используется термин «социалистическая демократия»).
Источник
Типология государственного устройства
Государственное устройство может быть типологизировано по различным признакам.
Типология государственного устройства | |
По форме правления | o Монархия (абсолютная, конституционная); o республика (президентская, парламентская, президентско-парламентская) |
По административно-территориальной организации | o Унитарное государство; o федерация; o конфедерация |
По политическому режиму | o Авторитарное; o тоталитарное; o демократическое |
По социально-экономи-ческой, классовой природе | o Рабовладельческое; o феодальное; o буржуазное; o социалистическое |
Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти. Она раскрывает, как организована власть, какие органы власти имеются, какие методы используются для осуществления власти; отражает исторические, географические, экономические и национальные особенности данного государства.
Форма государства складывается из трех элементов: формы государственного правления, формы государственного устройства, политического режима.
Форма правления – организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Существует две формы правления: монархия и республика.
Монархия– форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному (обычно наследственному) правителю, а также государство во главе с таким правителем.
Существует неограниченная (абсолютная) и конституционная монархия.
Разновидности монархий в современном мире | ||
Абсолютная | Конституционная | Дуалистическая |
Власть монарха не имеет серьезных ограничений | Власть монарха ограничена на основе конституции или парламентом | Власть монарха ограничена в сфере законодательства и широко представлена в ис- полнительной сфере |
Страны | ||
Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман | Андорра, Бельгия, Ве-ликобритания, Дания, Испания, Норвегия, Таиланд, Япония | Кувейт, Иордания, Марокко |
Неограниченная (абсолютная) монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх – единый носитель суверенитета.
Ограниченная монархия выступает в двух видах: конституционная, когда власть монарха ограничена конституцией, и парламентская, когда полномочия монарха ограничиваются действием парламента. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены преимущественно в сфере законодательства и широко представлены в сфере исполнительной власти. При парламентской монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управления. Правительство образуется на основе парламентского большинства и ответственно только перед парламентом. В настоящее время монархический строй функционирует в 15% стран мира.
Республика – форма государственного правления, при которой органы власти формируются по принципу выборности. Высшая власть находится у выборных представительных органов. Глава государства выбирается населением.
Существуют парламентская, президентская и смешанная республики.
Президентская | Парламентская | Смешанная |
o Ведущую роль в политической жизни общества играет президент; o президент (как и парламент) избирается народом; o президент является главой государства и исполнительной власти; o власть в стране более устойчива: законодательная и исполнительная ветви вынуждены сотрудничать | o Тон в политической жизни страны задает парламент; o выборный парламент формирует и контролирует правительство; o президент избирается парламентом и является лишь номинальным главой государства; o власть может быть менее стабильной, если парламент раздроблен на конфликтующие пар-тийные группы | o Глава государства избирается населением и назначает правительство; o правительство несет ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом |
Страны | ||
Боливия, Венесуэла, Мексика, США | Израиль, Индия, Исландия, Италия, ФРГ, Турция | Австрия, Аргентина, Болгария, Бразилия, Литва, Польша, Португалия, США, Франция, Финляндия |
Президентская республика – форма государственного устройства, когда президент является главой государства и главой исполнительной власти. Он избирается народом и поэтому несет ответственность перед ним.
Президент не может распустить парламент, а парламент, в свою очередь, не может распустить правительство. Президенту необходима поддержка парламента по главным вопросам. Отношения между ветвями власти основываются на системе сдержек и противовесов.
Впарламентской республикеведущая роль принадлежит парламенту, правительство формируется парламентскими парти-ями. Правительство несет ответственность перед парламентом. Президент избирается парламентом или коллегией выборщиков. Президент – номинальный глава государства. В парламенте одна политическая партия.
Смешанная республика – соединяется сильная президентская власть и эффективный контроль парламента за деятельностью правительства.
Административно-территориальная организация властипредполагает следующее деление.
Унитарное государство – единое, простое государство, которое состоит из административных территориальных единиц, не обладающих собственной властью. Единые законы, сильное централизованное государство. Существует две разновидности:
децентрализованное–региональная организация формируется на местах (примеры: Великобритания, Испания, Италия);
централизованное– региональная организация формируется путем назначения руководящих лиц из центра (примеры:
Узбекистан, Казахстан).
Федерация – союзное государство, состоящее из множества государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство имеет как положительные стороны (государственное единство; централизация власти в сочетании с самостоятельностью членов федерации), так и отрицательные (возникает вопрос об объеме суверенитета).
Конфедерация представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. На практике конфедерация – это обычно союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.д.). Долгое время примером конфедерации был Швейцарский союз (1291–1798 и 1815–1848). Швейцарская конфедерация представляла собой объединение 22 суверенных кантонов с целью обеспечения внешней и внутренней безопасности. Постепенно конфедерация преобразовалась в федерацию: в ведение центральных органов были переданы военный бюджет, армия, назначения дипломатических представителей. Конфедерацией были США со времени завоевания независимости в 1776 г. до принятия конституции континентальным конгрессом в 1787 г. (точнее, до введения ее в действие в 1789 г.). Конфедерацией являлся Германский союз в 1815–1867 гг. Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из нежизнеспособных форм государственного устройства.
Типы государств по политическому режиму будут подробно рассмотрены в теме 5 «Политические режимы».
По социально-экономическим, классовым признакам
(в зависимости от экономического базиса) государства делятся на рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические. Однако трактовка государства как орудия реализации интересов экономически господствующего класса сегодня в полной мере выявляет свою односторонность, ограниченность, недооценку социокультурных факторов. В современных политологических трактовках государства акцент делается на выполнении им общесоциальных задач.
Источник