- Конспект урока географии на тему: «Многообразие и типология стран современного мира» план-конспект урока по географии (10 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Типология стран мира по уровню социально-экономического развития
- Описание разработки
- Содержимое разработки
Конспект урока географии на тему: «Многообразие и типология стран современного мира»
план-конспект урока по географии (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Многообразие и типология стран | 14.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Многообразие и типология стран современного мира
Цели: 1) познакомиться с критериями группировок стран;
2) рассмотреть деление стран по уровню социально-экономического развития;
3) ввести понятия «суверенное государство» и «ВВП»
Оборудование: — Политическая карта мира;
Страна, государство – главный объект политической карты мира
Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.
Группы стран по площади территории:
1 страна S больше 10 млн. км2 (Россия)
5 стран S от 5 до10 млн. км2 (Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия)
8 стран S от 2 до 5 млн. км2 (Индия, Аргентина, Казахстан, Судан и др.)
16 стран S от 1 до 2 млн. км2 ( Колумбия, Мексика и др.)
Микрогосударства (Андорра, Ватикан, Монако, Мальдивские острова и др.)
Группы стран по численности населения:
2 страны численностью населения больше 1 млрд чел. (Китай, Индия)
2 страны от 200 млн.до 1 млрд чел. (США и Индонезия)
7 стран от 100 до 200 млн. чел. (Бразилия, Россия, Япония и др.)
13 стран от 50 до 100 млн. чел (Германия)
28 стран от 20 до 50 млн. чел. (Ирак)
Группы стран по особенностям географического положения:
Страны приморские(Россия), страны-архипелаги(Япония)
полуостровные(Испания), страны, не имеющие выход к морю (Монголия, Непал)
Группы стран по формам правления:
Республиканская (Россия, США,Корея)
Монархическая ( Великобритания, ОАЭ)
Теократические государства (Ватикан, Саудовская Аравия)
Типология стран по уровню социально-экономического развития:
Развитые страны – страны, достигшие высокого уровня соц.-экономического развития и играющие ведущую роль в экономике и международных отношениях
1 группа – страны «Большой семерки»(США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада
На долю стран «Большой семерки» приходится ок. 50% мирового валового продукта и ВВП на душу населения составляет от 20-40 тыс. долларов.
валовой внутренний продукт(ВВП) — это общая рыночная стоимость всех готовых товаров и услуг, произведённых на территории страны в течение года (все товары, произведенные на территории нашей страны, в денежном эквиваленте).
2 группа – менее крупные страны Западной Европы(Австрия,Бельгия,Дания)
3 группа- внеевропейские страны (Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика (ЮАР), Израиль
4 группа – азиатские страны (Респ. Корея, Китайская Респ., Сингапур
Развивающиеся страны, кот. отстали в социально-экономическом развитии:
1 группа – страны крупного потенциала (Китай, Индия и др.)
2 группа – новые индустриальные страны (Тайланд, Вьетнам и др.)
3 группа – страны-экспортеры нефти и газа (ОАЭ, Саудовская Аравия и др.)
4 группа – страны плантационного хозяйства (Эквадор и др.)
5 группа – страны с оффшорными зонами (Кипр и др.)
6 группа – беднейшие страны (Афганистан, Лаос)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изучения нового материала, первичное закрепление знаний в игровой форме, работа с тестом. Изучение нового материала организовано с использованием учебника и дополнительной литературы. Обучающиеся.
Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира.
План урока биологии 7 кл к учебнику Н.И. Сонина Многообразие живых организмов».
конспект урока в 7 классе по биологии.
Разработка открытого урока для конкурса «Педагог года».
Разработка урока для 10 класса базового уровня изучения географии с решением демографических задач олимпиадного уровня.
Источник
Типология стран мира по уровню социально-экономического развития
Описание разработки
Образовательные цели урока:
сформировать представление о классификации стран по уровню социально-экономического развития (высокоразвитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой)
сформировать представление об основных показателях, применяемых для оценки уровня развития страны (ВВП на душу населения и индекс человеческого развития)
Развивающие цели урока:
способствовать развитию самостоятельности мышления учащихся: умения сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, выделять главное, делать выводы,
развитию умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире.
формированию навыков практической самостоятельной исследовательской деятельности учащихся
Воспитательные цели урока:
продолжать воспитывать культуру учебного труда: аккуратность, усидчивость, умения
слушать и работать в заданном режиме.
Структура урока:
1. Организационный момент 1-2 мин.
2. Проверка домашнего задания
3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников 1-5 мин
4. Изучение нового материала 20 мин.
5. Первичное осмысление и применение изученного 10 мин.
6. Подведение итогов урока 2 мин.
7. Сообщение домашнего задания и инструктаж 3 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников.
Познавательная задача: на контурной карте выделена группа стран, определите, что это за страны и по какому признаку их можно объединить в одну группу?
4. Изучение нового материала.
Классификация стран современного мира может быть основана на неэкономических и экономических признаках. Среди неэкономических признаков можно выделить: размер территории, численность, конфессиональный и этнический состав населения, форма правления, территориальное устройство, географическое положение.
Среди экономических признаков, применяемых для классификации стран, наибольшее распространение получили следующие:
соотношение между тремя секторами хозяйства. По этому признаку страны подразделяют на доиндустриальные (аграрные; аграрно-сырьевые), идустриально-аграрные, индустриальные, постиндустриальные;
величина отдельных экономических показателей (ВВП и уровень доходов на одного жителя). Всемирный банк делит все страны мира по уровню доходов на следующие группы: а) с высоким уровнем доходов — более 9386 долл. в год на 1 жителя; б) с доходами выше среднего — 3036-9385 долл.; в) с доходами ниже среднего — 765-3035 долл.; г) с низким уровнем доходов — менее 765 долл.;
уровень социально- экономического развития
По этим признакам ООН выделяет страны:
а) высокоразвитые с рыночной экономикой;
б) развивающиеся страны, которые часто называют «третьим миром»;
в) с переходной экономикой;
г) с планово-централизованной экономикой (Вьетнам, Китай, КНДР, Куба).
Весь материал — в документе.
Содержимое разработки
Методическая разработка урока географии в 9 классе
Тема: “Типология стран мира по уровню социально-экономического развития”.
Составила: учитель географии – Сахнова Елена Ракиповна
Образовательные цели урока:
сформировать представление о классификации стран по уровню социально-экономического развития (высокоразвитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой)
сформировать представление об основных показателях, применяемых для оценки уровня развития страны (ВВП на душу населения и индекс человеческого развития)
Развивающие цели урока:
способствовать развитию самостоятельности мышления учащихся: умения сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, выделять главное, делать выводы,
развитию умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире.
формированию навыков практической самостоятельной исследовательской деятельности учащихся
Воспитательные цели урока:
продолжать воспитывать культуру учебного труда: аккуратность, усидчивость, умения
слушать и работать в заданном режиме.
Тип урока: комбинированный
Словесные, наглядные, метод проблемного обучения, практические методы, метод контроля, метод исследования, частично-поисковый.
Основная направленность урока: системно- деятельностной подход
Оборудование: мультимедиапрезентация, раздаточный материал (приложения 1,2,3)
1. Организационный момент 1-2 мин.
2. Проверка домашнего задания
3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников 1-5 мин
4. Изучение нового материала 20 мин.
5. Первичное осмысление и применение изученного 10 мин.
6. Подведение итогов урока 2 мин.
7. Сообщение домашнего задания и инструктаж 3 мин.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников.
Познавательная задача: на контурной карте выделена группа стран, определите, что это за страны и по какому признаку их можно объединить в одну группу?
4. Изучение нового материала
Классификация стран современного мира может быть основана на неэкономических и экономических признаках. Среди неэкономических признаков можно выделить: размер территории, численность, конфессиональный и этнический состав населения, форма правления, территориальное устройство, географическое положение.
Среди экономических признаков, применяемых для классификации стран, наибольшее распространение получили следующие:
соотношение между тремя секторами хозяйства. По этому признаку страны подразделяют на доиндустриальные (аграрные; аграрно-сырьевые), идустриально-аграрные, индустриальные, постиндустриальные;
величина отдельных экономических показателей (ВВП и уровень доходов на одного жителя). Всемирный банк делит все страны мира по уровню доходов на следующие группы: а) с высоким уровнем доходов — более 9386 долл. в год на 1 жителя; б) с доходами выше среднего — 3036-9385 долл.; в) с доходами ниже среднего — 765-3035 долл.; г) с низким уровнем доходов — менее 765 долл.;
уровень социально- экономического развития
По этим признакам ООН выделяет страны:
а) высокоразвитые с рыночной экономикой;
б) развивающиеся страны, которые часто называют «третьим миром»;
в) с переходной экономикой;
г) с планово-централизованной экономикой (Вьетнам, Китай, КНДР, Куба).
В группу высокоразвитых стран входят государства с рыночной экономикой, значительной величиной ВВП на одного жителя и высокой производительностью труда. К этой группе относят страны «Большой семерки» (США, Канада, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия), Австрию, Бельгию, Грецию, Данию, Израиль, Ирландию, Исландию, Испанию, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Норвегию, Португалию, Финляндию, Швейцарию, Швецию, Австралию, Новую Зеландию, ЮАР. В 90-е годы XX в. к ним были отнесены Венгрия, Мексика, Польша, Р Корея, Сингапур, Чехия.
На долю этой группы стран приходится более половины мирового ВВП и подавляющая часть мировой торговли. Для них характерны высокий уровень механизации и автоматизации производства, высокая квалификация работников, высокая степень социальной защиты населения, низкие темпы естественного прироста или убыль населения. В них проживает около 15% населения мира (так называемый «золотой миллиард»),
В группе развивающихся государств, абсолютное большинство которых — бывшие колонии, проживает подавляющая часть населения мира. В то же время на их долю приходится менее 25% мирового ВВП. Это очень неоднородная группа стран, которую можно разделить на:
страны с большим экономическим потенциалом (Индия, Индонезия, Бразилия). При большом общем ВВП, ВВП и средние доходы на одного жителя не достигают существенных величин;
страны со средним уровнем развития — Аргентина, Венесуэла, Египет, Турция, Уругвай, Чили; 1
новые индустриальные страны (НИС). К ним относят страны, которые в последние два-три десятилетия продемонстрировали высокие темпы экономического роста, в основном за счет активного развития промышленных экспортных производств. К НИС «первой волны» относят Р. Корея, регионы Китая с особым статусом (Тайвань, Гонконг), Сингапур, Таиланд. Ряд НИС (Р. Корея, Мексика, Сингапур, Тайвань) во второй половине 90-х годов XX в. получили статус высокоразвитых государств;
страны экспортеры нефти. Ядро этой подгруппы составляют участники ОПЕК. Они обладаютсу щественными запасами нефти, которые являются основным источником доходов и главным фактором развития. Нефть делает их привлекательными для трудовой иммиграции.
Среди развивающихся стран особую группу составляют беднейшие страны, которые имеют очень низкий доход на одного жителя (1-2 долл. в сутки) и испытывают постоянную потребность во внешней помощи для решения своих социально-экономических проблем. Для них характерны:
широкое распространение родоплеменных и натуральных отношений, архаичных форм хозяйства, значительная роль религии и традиций;
низкая доля обрабатывающей промышленности, отсталость технологий и примитивность орудий труда, высокая доля ручного труда;
высокий уровень неграмотности взрослого населения, большая доля голодающих и живущих в условиях обнищания, лишенных нормального медицинского обслуживания и доступа к полноценному образованию.
Основная часть из более 40 наименее развитых стран располагается в Африке (Буркина-Фасо, Малави, Руанда, Чад, Эфиопия), частично в Азии (Афганистан, Бангладеш, Бутан, Мьянма) и Океании (Вануату, Кирибати).
К группе стран с переходной экономикой относят в первую очередь бывшие республики СССР. Для них характерны реформы, направленные на преобразование социалистической системы хозяйства в смешанную, с преобладанием рыночных элементов. В этих странах осуществлены разгосударствление и приватизация, либерализация внешнеэкономической деятельности, изменена система управления экономикой.
Статус страны с плановой централизованной экономикой (социалистической страны) сохранило незначительное количество государств современного мира: Китайская Народная Республика (КНР), Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), Республика Куба. Китай и Вьетнам, формально сохраняя социалистический строй, фактически создали смешанные экономические системы, в которых значительное распространение получили рыночные элементы и отношения. Их экономические системы часто называют «рыночным социализмом».
Индекс человеческого развития — это совокупный показатель уровня развития человека в стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». Индекс измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям:
Здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
Доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием.
Достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).
Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя (см. ниже таблицу по странам). Все страны в рейтинге классифицируются четырьмя категориями:
Страны с очень высоким уровнем ИЧР.
Страны с высоким уровнем ИЧР.
Страны со средним уровнем ИЧР.
Страны с низким уровнем ИЧР.
В 1990 году ООН опубликовала первый доклад с оценкой экономического и социального прогресса стран мира, в котором было сформулировано понятие человеческого развития: «Развитие человека представляет собой процесс расширения свободы людей жить долгой, здоровой и творческой жизнью, на осуществление других целей, которые, по их мнению, обладают ценностью; активно участвовать в обеспечении справедливости и устойчивости развития на планете».
В изданиях доклада традиционно содержится информация об Индексе человеческого развития, который ежегодно рассчитывается экспертами ПРООН совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций. Индекс человеческого развития был разработан пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) в 1990 году и используется ООН как альтернативный показатель общественного прогресса, в противоположность чисто экономическим оценкам. Исходная идея исследования заключалась в следующем: общественное развитие следует оценивать не только по национальному доходу, как это долго практиковалось, но также по достижениям в области здоровья и образования, которые поддаются измерению в большинстве государств.
Уровень жизни населения мира и отдельных стран
Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, а также степень удовлетворения потребностей людей в этих благах (по сравнению с научно обоснованными нормами или с другими странами). Он характеризуется величиной доходов населения, количеством потребляемых материальных благ, обеспеченностью жильем и его качеством, объемом и качеством рекреационных и транспортных услуг, уровнем развития системы образования и здравоохранения, величиной пенсий, стипендий, пособий на детей, состоянием окружающей среды.
Об уровне жизни можно судить по наличию у населения предметов длительного пользования (телевизоров, компьютеров, видеомагнитофонов, пылесосов, холодильников, легковых автомобилей). По этому показателю лидируют высокоразвитые страны. Например, в 2008 г. на 100 жителей США приходилось более 120 автомобилей, в то время как на 100 жителей Киргизии — 32, Украины — 35, России — 44. На 100 жителей США приходится более 250 телевизоров, России — более 150, а Киргизии — лишь 35.
Население развитых стран тратит значительно меньше средств на продукты питания и существенно больше на приобретение товаров длительного пользования и услуг. Например, в 2008 г. доля затрат на питание в Армении, Азербайджане, Таджикистане превышала 50% общих расходов населения. Аналогичный показатель в Великобритании, США, Канаде, Дании, Нидерландах, Швеции не превышал 10%.
Неравенство в распределении доходов приводит к тому, что во всех странах имеется определенная численность бедного населения. К нему относят население, доходы которого ниже величины прожиточного минимума. МВФ относит к бедному населению людей, реальный доход которых не превышает 1 долл. на человека в день, Всемирный банк — 2 долл.
Больше всего бедняков в Африке (Гвинее-Бисау, Замбии, Зимбабве, Кении, Лесото, Мадагаскаре, Мали, Непале, Нигере, Сенегале, Уганде, ЦАР) и Южной Азии (Индии, Бангладеш, Пакистане, Шри-Ланке).
Для стран с наименее низким уровнем развития и жизни разрабатываются специальные программы по оказанию гуманитарной помощи, созданию предприятий, поддержке отдельных отраслей. Беднейшие страны также пользуются различными льготами при получении иностранных кредитов, экспорте продукции в развитые страны.
Игра: Что лишнее? Почему?
Великобритания, США, Франция, Чили, Япония – большая 7
Китай, Саудовская Аравия, Венесуэла, Нигерия, Иран — ОПЕК
Руанда, Эфиопия, Бразилия, Бангладеш, Чад — беднейшие
Швеция, Израиль, Мьянма, Бельгия, Австрия — высокоразвитые
Юж.Корея, Сингапур, Таиланд, Мексика, Австралия – НИС
Задание по приложению.
6. Подведение итогов урока
7. Сообщение домашнего задания и инструктаж
Источник