Типология стран по уровню социально экономического развития конспект урока

Конспект урока географии на тему: «Многообразие и типология стран современного мира»
план-конспект урока по географии (10 класс)

Скачать:

Вложение Размер
Многообразие и типология стран 14.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Многообразие и типология стран современного мира

Цели: 1) познакомиться с критериями группировок стран;

2) рассмотреть деление стран по уровню социально-экономического развития;

3) ввести понятия «суверенное государство» и «ВВП»

Оборудование: — Политическая карта мира;

Страна, государство – главный объект политической карты мира

Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

Группы стран по площади территории:

1 страна S больше 10 млн. км2 (Россия)

5 стран S от 5 до10 млн. км2 (Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия)

8 стран S от 2 до 5 млн. км2 (Индия, Аргентина, Казахстан, Судан и др.)

16 стран S от 1 до 2 млн. км2 ( Колумбия, Мексика и др.)

Микрогосударства (Андорра, Ватикан, Монако, Мальдивские острова и др.)

Группы стран по численности населения:

2 страны численностью населения больше 1 млрд чел. (Китай, Индия)

2 страны от 200 млн.до 1 млрд чел. (США и Индонезия)

7 стран от 100 до 200 млн. чел. (Бразилия, Россия, Япония и др.)

13 стран от 50 до 100 млн. чел (Германия)

28 стран от 20 до 50 млн. чел. (Ирак)

Группы стран по особенностям географического положения:

Страны приморские(Россия), страны-архипелаги(Япония)

полуостровные(Испания), страны, не имеющие выход к морю (Монголия, Непал)

Группы стран по формам правления:

Республиканская (Россия, США,Корея)

Монархическая ( Великобритания, ОАЭ)

Теократические государства (Ватикан, Саудовская Аравия)

Типология стран по уровню социально-экономического развития:

Развитые страны – страны, достигшие высокого уровня соц.-экономического развития и играющие ведущую роль в экономике и международных отношениях

1 группа – страны «Большой семерки»(США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада

На долю стран «Большой семерки» приходится ок. 50% мирового валового продукта и ВВП на душу населения составляет от 20-40 тыс. долларов.

валовой внутренний продукт(ВВП) — это общая рыночная стоимость всех готовых товаров и услуг, произведённых на территории страны в течение года (все товары, произведенные на территории нашей страны, в денежном эквиваленте).

2 группа – менее крупные страны Западной Европы(Австрия,Бельгия,Дания)

3 группа- внеевропейские страны (Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика (ЮАР), Израиль

4 группа – азиатские страны (Респ. Корея, Китайская Респ., Сингапур

Развивающиеся страны, кот. отстали в социально-экономическом развитии:

1 группа – страны крупного потенциала (Китай, Индия и др.)

2 группа – новые индустриальные страны (Тайланд, Вьетнам и др.)

3 группа – страны-экспортеры нефти и газа (ОАЭ, Саудовская Аравия и др.)

4 группа – страны плантационного хозяйства (Эквадор и др.)

5 группа – страны с оффшорными зонами (Кипр и др.)

6 группа – беднейшие страны (Афганистан, Лаос)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала, первичное закрепление знаний в игровой форме, работа с тестом. Изучение нового материала организовано с использованием учебника и дополнительной литературы. Обучающиеся.

Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира.

План урока биологии 7 кл к учебнику Н.И. Сонина Многообразие живых организмов».

конспект урока в 7 классе по биологии.

Разработка открытого урока для конкурса «Педагог года».

Разработка урока для 10 класса базового уровня изучения географии с решением демографических задач олимпиадного уровня.

Источник

Типология стран мира по уровню социально-экономического развития

Описание разработки

Образовательные цели урока:

сформировать представление о классификации стран по уровню социально-экономического развития (высокоразвитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой)

сформировать представление об основных показателях, применяемых для оценки уровня развития страны (ВВП на душу населения и индекс человеческого развития)

Развивающие цели урока:

способствовать развитию самостоятельности мышления учащихся: умения сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, выделять главное, делать выводы,

развитию умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире.

формированию навыков практической самостоятельной исследовательской деятельности учащихся

Воспитательные цели урока:

продолжать воспитывать культуру учебного труда: аккуратность, усидчивость, умения

слушать и работать в заданном режиме.

Структура урока:

1. Организационный момент 1-2 мин.

2. Проверка домашнего задания

3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников 1-5 мин

4. Изучение нового материала 20 мин.

5. Первичное осмысление и применение изученного 10 мин.

6. Подведение итогов урока 2 мин.

7. Сообщение домашнего задания и инструктаж 3 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников.

Познавательная задача: на контурной карте выделена группа стран, определите, что это за страны и по какому признаку их можно объединить в одну группу?

4. Изучение нового материала.

Классификация стран современного мира может быть основана на не­экономических и экономических признаках. Среди неэкономических при­знаков можно выделить: размер территории, численность, конфессиональ­ный и этнический состав населения, форма правления, территориальное устройство, географическое положение.

Среди экономических признаков, применяемых для классификации стран, наибольшее распространение получили следующие:

соотношение между тремя секторами хозяйства. По этому при­знаку страны подразделяют на доиндустриальные (аграрные; аграр­но-сырьевые), идустриально-аграрные, индустриальные, постин­дустриальные;

величина отдельных экономических показателей (ВВП и уро­вень доходов на одного жителя). Всемирный банк делит все страны мира по уровню доходов на следующие группы: а) с высоким уров­нем доходов — более 9386 долл. в год на 1 жителя; б) с доходами выше среднего — 3036-9385 долл.; в) с доходами ниже среднего — 765-3035 долл.; г) с низким уровнем доходов — менее 765 долл.;

уровень социально- экономического развития

По этим признакам ООН выделяет страны:

а) высокоразвитые с рыночной экономикой;

б) развивающиеся страны, которые часто называют «третьим миром»;

в) с переходной экономикой;

г) с планово-цент­рализованной экономикой (Вьетнам, Китай, КНДР, Куба).

Весь материал — в документе.

Содержимое разработки

Методическая разработка урока географии в 9 классе

Тема: “Типология стран мира по уровню социально-экономического развития”.

Составила: учитель географии – Сахнова Елена Ракиповна

Образовательные цели урока:

сформировать представление о классификации стран по уровню социально-экономического развития (высокоразвитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой)

сформировать представление об основных показателях, применяемых для оценки уровня развития страны (ВВП на душу населения и индекс человеческого развития)

Развивающие цели урока:

способствовать развитию самостоятельности мышления учащихся: умения сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, выделять главное, делать выводы,

развитию умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире.

формированию навыков практической самостоятельной исследовательской деятельности учащихся

Воспитательные цели урока:

продолжать воспитывать культуру учебного труда: аккуратность, усидчивость, умения

слушать и работать в заданном режиме.

Тип урока: комбинированный

Словесные, наглядные, метод проблемного обучения, практические методы, метод контроля, метод исследования, частично-поисковый.

Основная направленность урока: системно- деятельностной подход

Оборудование: мультимедиапрезентация, раздаточный материал (приложения 1,2,3)

1. Организационный момент 1-2 мин.

2. Проверка домашнего задания

3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников 1-5 мин

4. Изучение нового материала 20 мин.

5. Первичное осмысление и применение изученного 10 мин.

6. Подведение итогов урока 2 мин.

7. Сообщение домашнего задания и инструктаж 3 мин.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников.

Познавательная задача: на контурной карте выделена группа стран, определите, что это за страны и по какому признаку их можно объединить в одну группу?

4. Изучение нового материала

Классификация стран современного мира может быть основана на не­экономических и экономических признаках. Среди неэкономических при­знаков можно выделить: размер территории, численность, конфессиональ­ный и этнический состав населения, форма правления, территориальное устройство, географическое положение.

Среди экономических признаков, применяемых для классификации стран, наибольшее распространение получили следующие:

соотношение между тремя секторами хозяйства. По этому при­знаку страны подразделяют на доиндустриальные (аграрные; аграр­но-сырьевые), идустриально-аграрные, индустриальные, постин­дустриальные;

величина отдельных экономических показателей (ВВП и уро­вень доходов на одного жителя). Всемирный банк делит все страны мира по уровню доходов на следующие группы: а) с высоким уров­нем доходов — более 9386 долл. в год на 1 жителя; б) с доходами выше среднего — 3036-9385 долл.; в) с доходами ниже среднего — 765-3035 долл.; г) с низким уровнем доходов — менее 765 долл.;

уровень социально- экономического развития

По этим признакам ООН выделяет страны:

а) высокоразвитые с рыночной экономикой;

б) развивающиеся страны, которые часто называют «третьим миром»;

в) с переходной экономикой;

г) с планово-цент­рализованной экономикой (Вьетнам, Китай, КНДР, Куба).

В группу высокоразвитых стран входят государства с рыноч­ной экономикой, значительной величиной ВВП на одного жителя и высокой производительностью труда. К этой группе относят страны «Большой семерки» (США, Канада, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия), Австрию, Бельгию, Грецию, Данию, Израиль, Ир­ландию, Исландию, Испанию, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Нор­вегию, Португалию, Финляндию, Швейцарию, Швецию, Австралию, Новую Зеландию, ЮАР. В 90-е годы XX в. к ним были отнесены Вен­грия, Мексика, Польша, Р Корея, Сингапур, Чехия.

На долю этой группы стран приходится более половины мирово­го ВВП и подавляющая часть мировой торговли. Для них характерны высокий уровень механизации и автоматизации производства, высо­кая квалификация работников, высокая степень социальной защиты населения, низкие темпы естественного прироста или убыль населения. В них проживает около 15% населения мира (так называемый «золотой миллиард»),

В группе развивающихся государств, абсолютное большинство которых — бывшие колонии, проживает подавляющая часть населения мира. В то же время на их долю приходится менее 25% мирового ВВП. Это очень неоднородная группа стран, которую можно разделить на:

страны с большим экономическим потенциалом (Индия, Ин­донезия, Бразилия). При большом общем ВВП, ВВП и средние доходы на одного жителя не достигают существенных величин;

страны со средним уровнем развития — Аргентина, Венесуэла, Египет, Турция, Уругвай, Чили; 1

новые индустриальные страны (НИС). К ним относят стра­ны, которые в последние два-три десятилетия продемонстрировали высокие темпы экономического роста, в основном за счет активного развития промышленных экспортных производств. К НИС «первой волны» относят Р. Корея, регионы Китая с особым статусом (Тайвань, Гонконг), Сингапур, Таиланд. Ряд НИС (Р. Корея, Мексика, Сингапур, Тайвань) во второй половине 90-х годов XX в. получили статус высо­коразвитых государств;

страны экспортеры нефти. Ядро этой подгруппы составляют участники ОПЕК. Они обладаютсу щественными запасами нефти, кото­рые являются основным источником доходов и главным фактором раз­вития. Нефть делает их привлекательными для трудовой иммиграции.

Среди развивающихся стран особую группу составляют бедней­шие страны, которые имеют очень низкий доход на одного жителя (1-2 долл. в сутки) и испытывают постоянную потребность во вне­шней помощи для решения своих социально-экономических проблем. Для них характерны:

широкое распространение родоплеменных и натуральных отно­шений, архаичных форм хозяйства, значительная роль религии и тра­диций;

низкая доля обрабатывающей промышленности, отсталость тех­нологий и примитивность орудий труда, высокая доля ручного труда;

высокий уровень неграмотности взрослого населения, большая доля голодающих и живущих в условиях обнищания, лишенных нор­мального медицинского обслуживания и доступа к полноценному обра­зованию.

Основная часть из более 40 наименее развитых стран располагает­ся в Африке (Буркина-Фасо, Малави, Руанда, Чад, Эфиопия), частично в Азии (Афганистан, Бангладеш, Бутан, Мьянма) и Океании (Вануату, Кирибати).

К группе стран с переходной экономикой относят в первую очередь бывшие республики СССР. Для них характерны реформы, направ­ленные на преобразование социалистической системы хозяйства в смешанную, с преобладанием рыночных элементов. В этих странах осуществлены разгосударствление и приватизация, либерализация внешнеэкономической деятельности, изменена система управления экономикой.

Статус страны с плановой централизованной экономикой (соци­алистической страны) сохранило незначительное количество госу­дарств современного мира: Китайская Народная Республика (КНР), Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ), Корейская Народ­но-Демократическая Республика (КНДР), Республика Куба. Китай и Вьетнам, формально сохраняя социалистический строй, фактически создали смешанные экономические системы, в которых значительное распространение получили рыночные элементы и отношения. Их эко­номические системы часто называют «рыночным социализмом».

Индекс человеческого развития — это совокупный показатель уровня развития человека в стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». Индекс измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям:

Здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

Доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием.

Достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя (см. ниже таблицу по странам). Все страны в рейтинге классифицируются четырьмя категориями:

Страны с очень высоким уровнем ИЧР.

Страны с высоким уровнем ИЧР.

Страны со средним уровнем ИЧР.

Страны с низким уровнем ИЧР.

В 1990 году ООН опубликовала первый доклад с оценкой экономического и социального прогресса стран мира, в котором было сформулировано понятие человеческого развития: «Развитие человека представляет собой процесс расширения свободы людей жить долгой, здоровой и творческой жизнью, на осуществление других целей, которые, по их мнению, обладают ценностью; активно участвовать в обеспечении справедливости и устойчивости развития на планете».

В изданиях доклада традиционно содержится информация об Индексе человеческого развития, который ежегодно рассчитывается экспертами ПРООН совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций. Индекс человеческого развития был разработан пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) в 1990 году и используется ООН как альтернативный показатель общественного прогресса, в противоположность чисто экономическим оценкам. Исходная идея исследования заключалась в следующем: общественное развитие следует оценивать не только по национальному доходу, как это долго практиковалось, но также по достижениям в области здоровья и образования, которые поддаются измерению в большинстве государств.

Уровень жизни населения мира и отдельных стран

Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимы­ми материальными и духовными благами, а также степень удовлет­ворения потребностей людей в этих благах (по сравнению с научно обоснованными нормами или с другими странами). Он характеризу­ется величиной доходов населения, количеством потребляемых мате­риальных благ, обеспеченностью жильем и его качеством, объемом и качеством рекреационных и транспортных услуг, уровнем развития системы образования и здравоохранения, величиной пенсий, стипен­дий, пособий на детей, состоянием окружающей среды.

Об уровне жизни можно судить по наличию у населения предметов длительного пользования (телевизоров, компьютеров, видеомагнито­фонов, пылесосов, холодильников, легковых автомобилей). По этому показателю лидируют высокоразвитые страны. Например, в 2008 г. на 100 жителей США приходилось более 120 автомобилей, в то время как на 100 жителей Киргизии — 32, Украины — 35, России — 44. На 100 жителей США приходится более 250 телевизоров, России — более 150, а Киргизии — лишь 35.

Население развитых стран тратит значительно меньше средств на продукты питания и существенно больше на приобретение товаров длительного пользования и услуг. Например, в 2008 г. доля затрат на питание в Армении, Азербайджане, Таджикистане превышала 50% общих расходов населения. Аналогичный показатель в Великобрита­нии, США, Канаде, Дании, Нидерландах, Швеции не превышал 10%.

Неравенство в распределении доходов приводит к тому, что во всех странах имеется определенная численность бедного населения. К нему относят население, доходы которого ниже величины прожиточ­ного минимума. МВФ относит к бедному населению людей, реальный доход которых не превышает 1 долл. на человека в день, Всемирный банк — 2 долл.

Больше всего бедняков в Африке (Гвинее-Бисау, Замбии, Зимбабве, Кении, Лесото, Мадагаскаре, Мали, Непале, Нигере, Сенегале, Уганде, ЦАР) и Южной Азии (Индии, Бангладеш, Пакистане, Шри-Ланке).

Для стран с наименее низким уровнем развития и жизни разра­батываются специальные программы по оказанию гуманитарной помо­щи, созданию предприятий, поддержке отдельных отраслей. Беднейшие страны также пользуются различными льготами при получении иност­ранных кредитов, экспорте продукции в развитые страны.

Игра: Что лишнее? Почему?

Великобритания, США, Франция, Чили, Япония – большая 7

Китай, Саудовская Аравия, Венесуэла, Нигерия, Иран — ОПЕК

Руанда, Эфиопия, Бразилия, Бангладеш, Чад — беднейшие

Швеция, Израиль, Мьянма, Бельгия, Австрия — высокоразвитые

Юж.Корея, Сингапур, Таиланд, Мексика, Австралия – НИС

Задание по приложению.

6. Подведение итогов урока

7. Сообщение домашнего задания и инструктаж

Источник

Читайте также:  Самые высокие зарплаты рейтинг стран
Оцените статью