- Основные модели развития стран в мировой экономике.
- Модели экономических систем
- Типы и модели экономических систем
- Элементы экономической системы
- Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм)
- Современная рыночная экономика (современный капитализм)
- Традиционная экономическая система
- Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая)
- Модели экономик в рамках экономических систем
Основные модели развития стран в мировой экономике.
Американская модель «либеральная модель капитализма»
1) Малый удельный вес государственной собственности
2) Минимальная регулирующая роль государства в экономике. Вмешательство государства инициируется как правило экономическими кризисами или высокими темпами роста экономики
3) Всемирное поощрение предпринимательства
4) Резкая дифференциация на богатых и бедных
5) Большое различие в з/п, составляющее стократный разрыв между главой фирмы и служащими
6) Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.
Положительные черты американской модели:
ü Гибкий рынок труда
ü Свободный рынок товаров и услуг
ü Низкий уровень налогов
ü Беспощадная конкуренция
ü Акционерный капитализм (народный капитализм), акции реализуются достоинством в 1 доллар
Отрицательные черты американской модели:
ü Неравенство в распределении доходов
ü Невысокое качество товаров и услуг
ü Низкий уровень инвестиций и сбережений
Японская модель
Условия (специфические) формирования:
1) Япония была вынуждена отказаться от военных расходов (поражение во 2 мировой войне)
2) Большую роль сыграло приобретение американских патентов и лицензий (незначительные средства на развитие науки)
3) Низкие мировые цены на рынках сырья и топлива
4) Относительная дешевизна японской рабочей силы (в тот момент)
Основные черты Японской модели:
1) Высокий уровень государственного воздействия на основные направления развития национальной экономики.
Основной товар (спрос) – нефть, сырье, следствие производство танкеров, поддерж. производства малолитражных автомобилей. С 70-х годов государство поддерживает производство электроники, компьютеров.
Такой подход позволил Японии долгое время избегать экономического кризиса и поддерживать динамическое развитие.
2) Составление 5-летних планов развития экономики (и обороны Японии).
В реализации планов принимают участие фирмы и государство – прямые инвестиции, налоговая политика, ценовая политика, политика заработной платы, инвестиции.
3) Широкое распространение пожизненного найма рабочих. Привлечение рабочих к управлению и принятию решений.
4) Социальная направленность модели государства ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан.
5) Незначительные различия в уровнях з/п между рабочими и главой (17-кратный размер).
Немецкая модель
Основателем немецкой рыночной экономики и немецкой модели был Людвиг Эрхард.
Основные принципы немецкой модели:
1) Сильное государственное воздействие на экономику, особенно при решении социальных проблем (задач)
Традиционно существуют обязательства государства по:
2) Германия в начале 70-х годов ввела принцип «таргетирование» основных макроэкономических показателей (таргетирование=планирование). 5-летнее планирование.
Характерен принцип социального партнерства, т.е. участие работников предприятия в его собственности в управлении и обладанием права решающего голоса.
3) Решающая роль отводится банкам, причем ЦБ является полностью автономным.
4) Различие в уровне з/п незначительное, составляет 23-кратный разрыв между главой фирмы и служащими.
Основой модели по Эрхарду должно быть сильное государство как конструирующая, управляющая и регулирующая сила.
Государство вмешивается в экономический процесс целенаправленно. Формирование либеральной рыночной экономики основано на частной собственности.
Основные рычаги воздействия на формирование рынка:
ü Свободные цены
ü Антитрестовские и антикартельные указы
ü Льготы для свободного частного инвестирования
ü Защита внутреннего рынка от внешней конкуренции
ü Отличный уровень образования, переподготовки кадров.
Немецкая система «государство благоденствия и соц
ü Излишне сильные профсоюзы
ü Слишком щедрые пособия по безработице
Законодательные ограничения ведут к устойчивому высокому уровню безработицы.
4. Шведская модель(симбиоз элементов социализма и капитализма)
ü социальная направленность
ü сокращение имущественного неравенства
ü забота о малообеспеченных слоях населения («2ая модель социализма»)
ü высокий уровень жизни
ü высокий уровень обеспечения гражданских прав
ü государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов.
ü Средний уровень безр-ти (около 2%)
ü Весьма высокий уровень государственного сектора
ü Общая сумма гос расходов составляет более 60% от общего объема ВВП (дотации предприятиям и частным домашним хозяйствам)
ü Большая часть услуг в Швеции предоставляется бесплатно гос сектором (образование, медицина,…)
ü Государство вмешивается в систему ценообразования (фиксированные цены)
ü Основной механизм перераспределения доходов – налоги
Формы налогообложения: подоходный (растет доход, растет налог) – система прогрессивного налогообложения (перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения)
Французская модель
Не имеет ярких особенностей, среднее между американской и
Характерными чертами являются:
1) Регулирующая роль государства (во Франции с 1947 г. Составляют 5-летние планы)
Индикативное планирование (рекомендательный характер)
Характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности и широкое вмешательство в процесс накопления капитала.
Авто: рено, пежо, ситроен
Южнокорейская модель
Позволила стране в кратчайший период превратиться в индустриальную страну.
1) Сильное регулирующее воздействие на развитие экономики
· Планирование экономического развития (развивается не стихийно). Планированием занимается государственный плановый орган Совет экономического планирования. Он с 1962 года разрабатывает 5-летние планы, имеет право одобрять крупные инвестиционные проекты и принимает решения о выделении бюджетных средств на их финансирование. До 70х годов планирование носило директивный характер, затем произошел переход к индикативному планированию (по мере развития частного бизнеса).
Основная функция МВФ – предоставление кредитов развивающимся странам.
Проект о создании мощной сталелитейной промышленности (выплавка стали примерно равна выплавке в СССР в лучшие годы).
В Южной Корее долгое время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой среде. Частные кредитные институты появились лишь во второй половине 80х годов (много прибыли оседало в частных руках).
Такая политика позволила государству концентрировать в своих руках финансовые, валютные ресурсы и использовать их на развитие приоритетных отраслей (экспортоориентированных: судостроение (танкеры), автомобилестроение).
Регулирование государством внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта (стимулирование развития отечественного производства). Проблему экспорта контролировал президент (ежемесячно крупнейшие экспортеры отчитываются перед ним).
После реанимации экономики правительство приступило к реализации социальных программ. Были созданы фонды стабилизации цен, создавались новые рабочие места, безработица сокращалась, заработная плата росла на 29% в год.
Проблема: экономика не может развиваться, не учитываются основные экономические закономерности (зарплата, производительность труда) зарплата росла быстрее производительности труда, следовательно инфляция растет.
Централизованное исполнение среднесрочных и долгосрочных планов, целевых программ с установлением производственных заданий и сроков их выполнения в сочетании с рыночными методами позволило Южной Корее в относительно короткие сроки преодолеть барьер отсталости, следовательно 1 из ведущих мест в мировой экономике.
Китайская модель
Китай в отличии от других стран переходит к рыночному социализму. Реформирование экономики Китай начал с преобразований в с/х. Здесь произошел переход от народных коммун к системе семейного подряда. Семейный подряд основан на ведении с/х силами семьи на земле, переданной в пользование (не в частную собственность) на срок 30 лет и более.
Созданная продукция распределяется следующим образом:
Крестьянские дворы часть произведенной продукции по договорам отдают часть государству, часть в счет налогов, часть в фонды местных органов власти, оставшуюся продукцию хозяйства по усмотрению могут сдать государству по повышенным закупочным ценам или реализовать на рынке.
Однако мелкое крестьянское хозяйство менее эффективно, т.к. имеет ограниченные возможности накопления капитала, использования техники, повышение товарности, поэтому в настоящее время происходят различные формы кооперирования крестьянских хозяйств (в сфере обращения, производства). Кроме того, имеют место и крупные крестьянские хозяйства с использованием наемного труда.
Реформа в городах.
При выборе моделей экономического развития китайские ученые разработали смешанную модель, варианты которой использовались в Венгрии и Югославии, частично Чехословакии, реформы Косыгина.
Рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования, т.е. на уровне микроэкономики (предприятия) проблемы рынка: что? сколько? в каком объеме? для кого? – решает рынок; на уровне макроэкономики – решает государство.
Китай обладает достаточно привлекательным инвестиционным климатом, следовательно, не имеют проблем с привлечением иностранных инвестиций.
Основные экономические закономерности развития мировой экономики (хозяйства):
1. Основным фактором (инструментом) взаимодействия между странами является рыночное хозяйство. Рынок определяет основные закономерности взаимодействия между странами.
Действуют все категории, связанные с рынком:
· Закон стоимости (объективные эк. зак. Их действия не зависит от воли и сознания людей (в основе цены лежат общественно-необходимые затраты труда) мировые цены
· Закон соответствия спроса и предложения
2. Противоречия, которые отражают с одной стороны – процветание интеграции государств, с другой стороны – процветание дезинтеграции (разъединения)
3. Усиление процветания в интеграции
4. Процветание глобализации
5. Усиление процесса открытости экономик
6. Обострение конкурентной борьбы
Особенности конкуренции в современных условиях:
1) Массовый характер борьбы
2) Агрессивный характер.
Массовый характер вытекает из процветания либерализации (на мировой рынок выходят не только государства, но и фирмы (крупные, средние, мелкие, мельчайшие)) торговых отношений, т.е. увеличивается количество субъектов на рынке внешней торговли.
3) Формы конкурентной борьбы на мировом рынке в современных условиях
4) Ценовая и неценовая конкурентная борьба
При ценовой конкуренции:
ü Установление демпинговых цен
ü Использование демпинга
Цель демпинга – завоевание сегмента рынка в стране-импортере.
Для защиты импортеры вводят антидемпинговые пошлины, которые резко повышают цену товара, снижается его конкурентная способность.
Источник
Модели экономических систем
Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и организа ционно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы:
- рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм);
- современная рыночная экономика (современный капитализм);
- административно-командная экономика;
- традиционная экономика.
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.
Переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. В экономике переходного типа идет интенсивное развитие институтов новой системы и более или менее быстрое устранение (или отмирание) институтов прежней системы. Возможны и переходные экономические формы, например приватизированные предприятия, не прошедшие рыночную реструктуризацию.
Типы и модели экономических систем
Экономическая система — это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни.
Элементы экономической системы
В любой экономической системе первичную роль играет производство товаров и услуг вкупе с последующим их распределением, обменом, потреблением и перераспределением.
В каждой экономической системе по-своему решаются основные социально-экономические проблемы: что и как производить и на какой основе распределять созданный национальный продукт.
В то же время экономические системы отличаются друг от друга в своих основах. Во-первых, у них различаются формы собственности. Во-вторых, у них различен хозяйственный механизм.
В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты экономических систем.
Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм)
Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX — первых десятилетиях XX в. (в разных странах по-разному), значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему (современный капитализм).
Отличительными чертами этой экономической системы являлись частная собственность на экономические ресурсы (в том числе на главный для этой системы ресурс — капитал); рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции и наличии множества самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.
Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу.
Каков хозяйственный механизм в рассматриваемой экономической системе? Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую прежде всего уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность миллионов людей.
Предприниматели стремятся получить все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать свои предпринимательские способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования экономики, раскрывает созидательные возможности частной собственности.
Современная рыночная экономика (современный капитализм)
В ходе длительной эволюции в XX в. рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:
1. многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от индивидуальной до крупной, корпоративной). В странах с развитой рыночной экономикой сложился своего рода многослойный тип экономики. Верхушку ее составляют мощные транснациональные корпорации, срединный слой — меньшие по размеру национальные корпорации (те и другие функционируют на основе акционерной формы собственности). Ее фундамент (до 90% общей численности предприятий) составляют партнерства, товарищества и другие формы малого бизнеса, основанные на индивидуальной, семейной, кооперативной формах частной собственности. На этих предприятиях создается около трети валового национального продукта большинства развитых стран;
2. широкое распространение маркетинговой системы управления. Она дает возможность еще до начала производства товаров определять их оптимальный ассортимент и качественные параметры создаваемой продукции на основе маркетинговых исследований рынка, а также еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компании в соответствие со сложившимися на рынке ценами. Задачи распределения ресурсов в рамках корпораций решаются на основе стратегического планирования. При этом значительные ресурсы выделяются на развитие человеческого капитала;
3. более активное воздействие государства на развитие экономики и особенно социальной сферы. За счет бюджетных ассигнований осуществляется финансирование значительной части расходов на НИОКР, поддержка сельского хозяйства и других отраслей, а также огромных социальных расходов (на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.).
Традиционная экономическая система
Традиционная экономическая система основана на совместной (коллективной) общинной собственности на главный для этой системы ресурс — землю. Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.
Традиционная экономическая система в своем развитии прошла несколько стадий, причем выше описана более примитивная ступень в ее развитии, а феодализм с несколько другими чертами — это более высокая ступень традиционной экономической системы.
Традиционная экономическая система господствовала в мире до рыночной системы, но в настоящее время сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы прослеживаются и в странах среднего уровня развития.
Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая)
Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Командно-административная система в большинстве стран возникла в результате прерванной эволюции рыночной экономики.
Ее отличительная особенность состоит в том, что она основана на общественной, а в реальности — на государственной собственности. Она была создана путем экспроприации частной собственности на землю, национализации в той или иной форме всех промышленных, торговых и других видов предприятий.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйствующих субъектов. Причем это управление базируется на государственном плане, который имеет обязательный (директивный) характер для всех предприятий и отраслей. Во-вторых, государство полностью контролирует не только производство, но и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государство проводит политику очень невысокой дифференциации в оплате труда, что подрывает материальную заинтересованность в его результатах.
Объем, ассортимент производимой продукции, уровень цен и все другие аспекты хозяйственной деятельности определялись исходя из политических и экономических установок партийно-бюрократической элиты, так называемой номенклатуры. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. Система жесткого централизованного планирования не позволяла учесть реальные экономические потребности, что порождало тотальную перманентную дефицитность экономики. Ориентация планирования преимущественно на количественные натуральные показатели делали экономику невосприимчивой к достижениям НТР.
Многочисленные попытки в 1950-1980-х гг. в СССР и других социалистических странах реформировать и усовершенствовать плановую экономику были несовместимы с командно-административной системой и отторгались ею. Неспособность командно- административной системы обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделала неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется основными тенденциями развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.
Модели экономик в рамках экономических систем
Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными особенностями. Так, для административно-командной системы характерны: советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели — американская, западноевропейская, японская.
Рассмотрим наиболее известные национальные модели.
Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.
Западноевропейская модель сформировалась в послевоенный период в условиях прихода к власти коалиции демократических сил. Западноевропейская модель характеризуется значительными позициями в экономике государственного сектора, преимущественно в сфере инфраструктуры (различные виды транспорта, портовое хозяйство, энергетика), а также в ряде отраслей добывающей промышленности.
Разветвленная система государственного регулирования экономики в ряде стран (Франция, Италия и др.) включает в себя составление и реализацию общенациональных программ развития. Характерной особенностью западноевропейской модели является выделение государством значительных ресурсов на социальные нужды. Наконец, западноевропейскому региону присуща глубокая межстрановая экономическая и политическая интеграция. Западноевропейская модель имеет несколько разновидностей: западногерманскую, шведскую и др.
Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормативы. Лежащий в основе этой системы развитой рынок обнаружил свои преимущества в использовании побудительных мотивов высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 2000-х гг. составила свыше 50% ВВП, причем более половины этих ассигнований направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, медицинское обслуживание, социальное страхование) и развития инфраструктуры (транспорт, связь) — на государство.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.
Южнокорейская модель представляет собой вариант японской. Общим для обеих стран является активное участие государства в перестройке экономики, ее модернизации и повышении конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке.
Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорсйскос государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.
В то же время, как показал конец 90-х годов, у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательством в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.
Основные модели рыночной экономики