Типы избирательных систем примеры стран

Избирательные системы стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 13:36, контрольная работа

Краткое описание

Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления, экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяет организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

Содержание

Особенности избирательной системы в Германии

Особенности избирательной системы в Бельгии

Особенности избирательной системы в Чехии

Особенности избирательной системы в Испании

Общие черты избирательных системм Германии, Бельгии, Испании и Чехии

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательные системы.doc

Введение

Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления, экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяет организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

Актуальность темы вызвана тем, что выбор избирательной системы – это не техническое решение, поскольку последствия этого выбора могут оказать значительное влияние на всю политическую систему.

Задачами данной работы являются рассмотрение избирательных систем ведущих стран мира, их сравнительный анализ.

В процессе теоретического исследования мы пользовались нормативными актами, специальной литературой по конституционному праву зарубежных стран, а также специальными работами по этой теме, опубликованными в периодических изданиях и на Интернет-сайтах.

Особенности избирательной системы в Германии

Федеративная Республика Германия является демократическим, социальным, правовым государством с романо-германской правовой системой. Форма правления – парламентская республика

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту.

Верхняя палата — Бундесрат (Союзный совет), нижняя — Бундестаг. Бундесрат — это узкая коллегия, состоящая из 41 члена, которая выражает интересы субъектов федерации. Бундесрат, является представительством земель, но не избираемым, а назначаемым.

Бундестаг избирается всем народом Германии. Правом голоса обладает любой гражданин Германии, которому уже исполнилось 18 лет. Пассивным избирательным правом обладает человек, который как минимум один год является гражданином Германии и уже достиг 18-летнего возраста.

в ФРГ формирование верхней палаты происходит посредством назначения, то есть не имеет выборного управления. Нижняя палата парламента – Бундестаг избирается по смешанной избирательной системе (328 депутатов избраны по одномандатным округам, остальные – по партийным спискам земель). Пропорциональная система с земельными списками преследует цель, чтобы все партии были распределены пропорционально поданным за них голосам. Опыт показывает, что наименьшее несоответствие между волеизлиянием электората и распределением мандатов в парламенте проявляется в государствах, использующих модифицированную пропорциональную систему с «национальным округом», к которым относится Германия. С другой стороны, прямой выбор кандидата от избирательного округа дает гражданину шанс, выбрать определенного политика.

Как такого понятия «сессия парламента» в германском праве нет. Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии.

ФРГ используется заградительный 5%-ый порог.

Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты — он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, его депутаты объединены во фракции, то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются как один голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

Особенности немецкой избирательной системы

Президент выбирается на 5 лет косвенными выборами, как и положено в парламентской республике. Президент республики представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. На деле всеми этими полномочиями без контрасигнатуры федерального канцлера, президент может воспользоваться лишь в случаи вакантности поста канцлера. Правительство несет ответственность только перед парламентом, как индивидуальную, так и коллективную. В Германии действует так называемый конструктивный вотум недоверия. Одним блоком голосуется и против федерального канцлера, и за его преемника. Так как в случае выражения недоверия возможно или назначение нового канцлера или роспуск парламента.

Можем сделать вывод, что Германия имеет смешанную избирательную систему.

Особенности избирательной системы в Бельгии

Избирательная система Бельгии складывалась на протяжении всего периода существования бельгийского государства со времени революции 1830 года.

Право тайного голосования действует в Бельгии с 1877 года.

По избирательному закону от 30 декабря 1899 года Бельгия стала первой в мире страной, в которой была введена пропорциональная избирательная система по методу д’Ондта. Эта система была подтверждена избирательным законом от 9 мая 1919 года, который ввёл равное избирательное право для мужчин и части женщин, достигшие 18-летнего возраста.

По закону от 27 марта 1948 года всеобщее избирательное право было распространено на всех женщин-избирателей. Кроме того с 1988 года каждое полугодие происходит обязательная регистрация избирателей. Ценз пассивного избирательного права для избрания в нижнюю палату бельгийского парламента — 21 год, в верхнюю — 35 лет.

С 2006 года в выборах может принять участие (но не быть избранным) любой иностранный гражданин при условии 5-летнего проживания на территории Бельгии, регистрации в избирательном списке и после подписания обязательства соблюдать Конституцию и законы Бельгии, а также европейскую Конвенцию прав человека.

Основные положения современной избирательной системы Бельгии

•Прямые, всеобщие и равные выборы при тайном голосовании.

•Голосование носит обязательный характер при обязательной регистрации избирателей (2 раза в год).

•Возрастной ценз для активного избирательного права — 18 лет.

•Результаты голосования определяются согласно пропорциональной избирательной системе по методу д’Ондта.

Особенности избирательной системы в Чехии

Чехия (чеш. Cesko), официальное название Чешская Республика – согласно Конституции, принятой 16 декабря 1992 года, является парламентской республикой.

Глава государства – Президент. Президент избирается каждые пять лет Парламентом. Президенту предоставлены полномочия: предлагать судей Конституционного Суда, распускать парламент при определённых условиях, накладывать вето на законы. Он назначает премьер-министра, а также других членов правительственного кабинета.

Чешский парламент двухпалатный, состоит из Палаты депутатов (Poslanecka snemovna) и Сената (Senat). 200 делегатов Палаты депутатов избираются на 4-летний срок, на базе пропорционального представительства. 81 член Сената имеет мандат на шесть лет. Переизбрание трети состава Сената производится каждые два года на основе мажоритарных выборов, которые проводятся в два тура.

Право голосовать на выборах в Палату депутатов и в Сенат имеет каждый гражданин Чешской Республики, достигший 18 лет. В Палату депутатов может быть избран гражданин Чешской Республики, имеющий право участвовать в выборах и достигший 21 года.

Депутаты избираются по спискам политических партий. После избрания представители партий создают в Палате депутатов депутатские клубы. В Сенат может быть избран гражданин Чешской Республики, имеющий право голоса и достигший 40 лет. 14 избирательных округов совпадают с 14 регионами страны.

Политические партии должны преодолеть 5-процентный порог для вхождения в Парламент, в то время как коалиции двух партий необходимо собрать 10 процентов голосов, а коалиции трех партий 15 процентов.

Количество депутатских мандатов для каждого региона не является фиксированным и определяется только после выборов, по формуле, предусмотренной законом о выборах, исходя из общего числа голосов, отданных за те партии, которые преодолели 5-процентный порог на национальном уровне.

Закон о выборах не содержит положения о национальном или международном наблюдении за порядком проведения выборов. Положение о международных наблюдателях содержится в постановлении Государственной избирательной комиссии Чешской Республики, которое также определяет, что Министерство внутренних дел является органом, который будет аккредитовать наблюдателей.

Особенности избирательной системы в Испании

Избирательная система Испании, будучи по сути своей инструментом, гарантирующим демократическое голосование, а также преобразование голосов в политическое представительство, оказалась действительно эффективной моделью, настолько эффективной, что она оставалась жизненно устойчивой и неизменной на протяжении двадцати лет после того, как ее принципиальные положения были одобрены на основе консенсуса на первом этапе переходного периода.

К тому, что было уже сказано, следует добавить еще, что ценность избирательной системы Испании заключается в ее политической функциональности и легитимности, которые она постепенно приобретала в ходе многочисленных избирательных процессов,

избирательная система Испании, которая теоретически может рассматриваться как самая лучшая в мире, на практике может оказаться бесполезной.

Во избежание риска подобного рода, и в Конституции, и первом варианте Закона о Выборах (L.O.R.E.G.) был установлен правовой подход, Поэтому в Испании правительство или администрация не имела законного права регулировать или вводить положения, которые бы сказывались на избирательном законодательстве.

Операции по подготовке и пересмотру Переписи избирателей: Испанские граждане получают право избирать и возможность быть избранными на выборах по достижению 18-ти летнего возраста, и они автоматически включаются в список избирателей.

Испанцы, постоянно проживающие за рубежом, также включаются в специальный список избирателей. Иностранцы из стран членов Европейского союза и Норвегии, постоянно проживающие в Испании, также вносятся в список избирателей.

В настоящее время при проведении выборов, за месяц до назначенной даты, в качестве первого шага проводится перепись избирателей, и ежемесячные списки электората вывешиваются для всеобщего обозрения на избирательных участках неделю спустя после объявления о проведении выборов.

Общие черты избирательных систем Германии, Бельгии, Испании и Чехии

Несмотря на существенные отличия в политике и экономике стран они имеют общие черты избирательного права и избирательных систем, применяемых при формировании верхних палат парламента. А именно:

  • Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту
  • Прямые, всеобщие и равные выборы при тайном голосовании
  • Возрастной ценз для активного избирательного права — 18 лет
  • равное избирательное право для мужчин и части женщин
  • Используется заградительный 5%-ый порог
  • Президент выбирается на 5 лет и др.

Заключение

Избирательная система существенно влияет на всю деятельность представительных и законодательных органов власти. В странах, где традиционно применяется мажоритарная избирательная система, тем не менее, наблюдается тенденция к её объединению с пропорциональной.

Из приведенных выше данных мы видим, что объединение избирательных систем в разных странах, и особенно в Европе, предопределяет сложившуюся там демократию, как партийную, создавая наиболее благоприятные условия для того, чтобы во власти были представлены интересы если не всех, то большинства социальных групп, этнических и религиозных меньшинств и чтобы представляющие их партии и объединения были способны обеспечить отлаженный и эффективный механизм управления государством в целом, смягчая тем самым недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

Источник

Типы избирательных систем и их характеристики

Определение понятия

На их основе и проводится голосование практически во всех странах мира.

Пропорциональная система

Пропорциональный тип подразумевает формирование соответствующих органов с помощью представителей разных партий. Мандаты в этом случае распределяют по числу набранных голосов, но не учитывают избирателей, которые не смогли преодолеть избирательный барьер. Обычно он составляет 5%, но в разных странах может отличаться. Существует несколько способов реализации представительно пропорциональной системы. В некоторых государствах выборы проходят в многомандатных округах, а по спискам партий — в дополнительных одномандатных. Кое-где формируют только республиканские округа или системы с передаваемым голосом за нескольких кандидатов.

Расположение кандидатов

Преимущества и недостатки

  • примерно равное положение политических партий в избирательном органе;
  • стимулирование созданий новых региональных партий;
  • число мест пропорционально количеству полученных голосов;
  • разные избиратели могут обеспечить своих кандидатов местами в списке;
  • граждане при открытой позиции выбирают и отдельных депутатов, и партии одновременно;
  • при низком проходном барьере мелкие образования также получают возможность получить место.

Система исключает попадание в парламентский список представителей криминальных структур. Ведь они не могут повлиять на количество голосов даже с использованием своих знакомств, финансов, а также у них не получится дискредитировать другие партии.

Мажоритарная модель

При первом избранным считается тот, кто набрал голосов больше, чем другие. Во втором случае кандидат должен получить более 50%. А при последнем предварительно устанавливают пропорции большинства — ¾ или 2/3, но обязательно больше половины.

Плюсы системы:

  • универсальная, так как подходит для выборов коллективных органов и отдельных кандидатов;
  • конкуренция происходит между отдельными лицами;
  • даже небольшие партии могут победить в голосовании;
  • мандат делает личность независимой от самой организации.

Система позволяет выбрать мэра, губернатора, президента либо муниципалитет, парламент. Избиратели голосуют за кандидата, учитывая его личные заслуги, а не принадлежность к определенной партии. Они выдают ему мандат, что делает граждан источником власти и позволяет характеризовать выбранное лицо подходящим на должность в парламенте. Минусы мажоритарного типа:

  • превышение представительства партии над поддержкой избирателей;
  • меньшинства голосующих разбросаны по всей стране, поэтому они не могут выдвинуть своего кандидата в отдельных округах;
  • система абсолютного большинства дает возможность голосовать только за одного из двух лидеров, а не за понравившегося депутата;
  • кандидаты зависят от своих спонсоров, ведь результат обычно определяется его финансовым состоянием.

Часто бывают нарушения. Избирателей подкупают, а также произвольно разделяют округи, что позволяет искусственным путем соотносить политические силы на их территории. Это нарушает права голосующих граждан.

Преференциальный вариант

Каждая партия должна создать 2 списка, включая руководителей в центральный и основной актив в местный. Теоретически организация, которая проиграла в избирательных округах, может обойти барьер и получить мандаты для тех, кто был в центральном списке. Эта система понятна в странах Западной Европы, но государства СНГ путаются в таких сложных подсчетах. На этой почве возникают конфликты и злоупотребления властью. Преференциальный тип позволит избежать всех недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Исключается попадание в парламент партий, которые подкупают своих избирателей не реальными заслугами, а финансовой мощью, харизмой и амбициями. Особенность такой системы — современный подход к формированию органов власти и нетрадиционный способ подсчета голосов граждан.

Использование открытых списков избавляет парламент от лидеров-олигархов, продвигает более молодых и интересных депутатов. А также это приближает народ к власти, снижает проявление партийного бюрократизма, появление фаворитов и коррупции, которые являются признаками деградации государства.

Смешанный тип

Для минимизации недостатков была создана смешанная избирательная система. Ее отличительная черта — это формирование нескольких частей депутатских мандатов. Первая образуется соответственно принципам мажоритарной модели, в какой главным является создание устойчивого правительства. А для второй характерно использование пропорциональной системы, что позволяет более точно узнать количество полученных голосов и показать гражданам реальную политическую ситуацию в стране. Проявление смешанной модели зависит от культурных и исторических традиций государства, его устройства и специфики. Влияют на ее проявление и политические принципы формирования власти. Основные преимущества:

  • улучшение качества контрольной и законообразовательной деятельности;
  • придается большее значение мнению избирателей;
  • учитываются местные ценности и традиции;
  • возможность формирования парламента из настоящих профессионалов;
  • укрепление связи партии с населением.

Законодатели более требовательно относятся к руководителям исполнительной власти, что может способствовать ответственному отношению к созданию и реализации политических проектов. Учитываются практически все возможные ценности и интересы, что существуют в народе. Состав нового парламента отобразит политические силы общества, а так как часть депутатов будет избираться и действовать согласно пропорциональной системе, у них укрепится связь с гражданами.

Бывают у такой модели и недостатки:

  • партийные списки обезличены;
  • стабильное большинство при наличии большого количества мелких организаций обеспечить не получится;
  • сохраняются некоторые минусы мажоритарной системы.

Невозможно полностью избавиться от недостатков преемственных моделей, поэтому не снижаются шансы на создание правительства на основе одной партии.

Ситуация в РФ

В России система состоит сразу из нескольких типов. Она описывается несколькими федеральными законами, связанных с выборами президента, депутатов Государственной думы, гарантиями избирательных и конституционных прав граждан, принципами организации законодательных и исполнительных органов власти. До 2002 года использовалась разновидность мажоритарной модели, структурные компоненты которой невозможно было характеризовать абсолютным или относительным подтипом. Кандидат должен был получить большинство голосов, но не менее 25% избирателей, внесенных в списки или принимавших участие в процедуре.

Но затем система изменилась, и принципы стали едиными. Существуют отличия только при выборах должностных лиц или представительных органов. Если голосование идет за мэра, губернатора или президента, можно применять только модель абсолютного большинства. В случаях, когда ни один из кандидатов не набрал достаточное количество голосов, должен создаваться второй тур для двух лидеров. Предполагается, что один из них все-таки сможет выиграть.

Может отличаться процедура выборов в представительные органы. В этом случае используется смешанная система. А до 2011 года власти применяли пропорциональную типологию. С 2016 одна часть депутатов выбирается по одномандатным округам в сравнении со второй, за которую голосуют по единому избирательному с барьером в 5%. Современная избирательная система РФ не применяет гибридную избирательную модель и мажоритарную квалифицированного большинства. Становление разных типов избирательных систем началось еще в древних государствах. На их изменения влияло развитие общества — уровень образования, традиции и культура населения. Даже простой народ стремился получить доступ к власти, из-за различия в интересах формировались разные партии и модели голосования.

Источник

Читайте также:  Полезные ископаемые запасы добыча стран
Оцените статью