Типы передвижений по странам

Почему в одних странах правостороннее движение, а в других — левостороннее

В современном мире водители 140 стран перемещаются по дорогам, придерживаясь правой стороны. В остальных 53 странах транспортные средства ездят по левой стороне, что создаёт определённые проблемы при пересечении водителями границ.

Но из-за чего произошло разделение движения, да ещё и такое неравномерное? Давайте взглянем на старинные ПДД и дорожные колеи и узнаем, в чём же там было дело.

Исторические предпосылки разделения на право- и левостороннее движение

Как известно, правшей в нашем мире преобладающее количество — около 80–90% от всего населения Земли. Левшой же является только каждый седьмой человек, а амбидекстеров — людей, одинаково хорошо владеющих и левой, и правой рукой — и того меньше. Так что издавна весь мир был подчинён правшам, а значит, правила устанавливались ими же. Касалось это и передвижения по дорогам на каком-либо животном или транспорте.

До появления мало-мальски надёжных и удобных повозок человек вынужден был передвигаться между селениями на своих двоих. И, конечно же, шёл он не с пустыми руками, а с мешком или тюком на правом плече — так было сподручнее. К тому же, справа от себя, поближе к обочине дороги крестьяне привыкли вести дорогое сердцу и кошельку вьючное животное. Правой стороны по ходу своего перемещения придерживались и средневековые рыцари, но только на турнирах. Такое правило было из-за особенностей держания щита и меча. Во всех остальных случаях всадники ездили ближе к левой обочине.

Читайте также:  Каких странах растет манго

Вооружённые всадники всегда приторачивали меч с правой стороны луки седла. Заметив опасность, меч быстро выхватывали и отражали атаку. К тому же, залезали в седло на лошадь слева, вставляя левую ногу в стремя. В противном случае всадник оказался бы в седле задом наперёд. Так что перемещались кавалеристы по левой стороне широкой дороги. Так же ездили кучеры, управлявшие экипажами. Однако отнюдь не все.

Долгое время упряжками управляли форейторы, сидящие на одной из запряжённых лошадей. Как правило, это была левая лошадь, расположенная ближе к самой повозке. В таком положении кучер лучше чувствовал габариты своего транспортного средства и мог эффективнее управлять лошадьми правой рукой. А ещё такое расположение кучера было удобнее для его посадки и высадки с лошадиной спины. А вот многоместными экипажами, например, открытыми ландо, кучер управлял, сидя справа на специальном месте в передней части. Только так возница не задевал пассажира своим хлыстом. Левой стороны придерживались и древние римляне.

Как происходило внедрение разных сторон движения

Сегодня у исследователей нет подтверждённых данных, по какой стороне передвигались в древних государствах, где была развитая система дорог. Зато есть неоспоримое доказательство того, что древние римляне соблюдали левостороннее движение. В ходе раскопок в британском графстве Уилтшир откопали древнюю римскую каменоломню и дорогу.

Левая сторона этой дороги (если смотреть от выхода) была более разбитой, чем правая. По всему выходило, что от этой каменоломни гружёные подводы уезжали именно по левому краю. Левой стороны держались и конные отряды воинов, совершающие марш. Доказывает этот факт найденная римская монета, на аверсе которой изображена пара конных, расходящихся по левую руку. А вот во Франции правом пользоваться левой стороной проезжей части обладали только аристократы, и то недолго.

Во Франции до 1789 года простолюдины передвигались исключительно по правой стороне дорог. Знатные господа же ездили в своих каретах по другой стороне. А уже после свершившейся революции аристократы, чтобы замаскироваться, тоже стали придерживаться правой стороны. Позднее такая маскировка превратилась в традицию. А после завоевания множества территорий Наполеоном там также стало вводиться правостороннее движение. Так случилось в Швейцарии, Германии, Испании, Голландии и Польше. Страны-противники Наполеона в пику французскому императору ввели у себя движение наоборот — с левой стороны трасс.

Дорожное движение Лондона в XIX веке

Первые ПДД и штрафы за их несоблюдение

В 1756 году в Великобритании был введён специальный билль о левостороннем движении. За его несоблюдение, особенно на мостах, полагался крупный штраф. Левой стороны придерживались и в многочисленных колониальных владениях Великобритании — на островах-колониях, а также в Австралии, Пакистане и Индии. Билль, а также штрафы по нему действовали на всех территориях. Полагались штрафы за несоблюдение правил и в дореволюционной России.

Чтобы ответить на вопрос, почему в России правостороннее движение, стоит вернуться в прошлое на три века. Хотя по правой стороне в нашей стране перемещались ещё во времена Петра I, официально её утвердила императрица Елизавета. Она в 1752 году подписала Указ о правостороннем движении для конных экипажей. Примерно в тот же период появились и первые правила передвижения по дорогам в нашей стране. Правой стороны в ходе езды на авто в России придерживаются и сегодня. А вот в ряде некоторых государств правила, по которым движение транспорта происходило по той или иной стороне, менялись.

Дорожный знак в Австралии, напоминающий о том, что здесь левостороннее движение

Какие страны совершили переход на правостороннее движение

В XVIII веке давление, оказываемое Францией на многие другие государства, оставалось очень большим. Находясь под ним, даже страны-союзники Великобритании всё-таки отказывались от движения по левой стороне и изменяли правила. Поменяли левую на правую сторону дороги и жители США. Случилось это только после окончательного освобождения от власти британской короны. А одним из последних государств Европы, где стали ездить по правой стороне, была Швеция.

Третье сентября 1967 года стало Днём «Н» в Швеции. Программа по изменению стороны движения вводилась не с бухты-барахты, ей предшествовала серьёзная подготовка. О переходе сообщалось в газетах, журналах и новостях. Шведы даже провели рекламную кампанию, напечатав логотип Дня «Н» на женских трусиках и бюстгальтерах. Сам день перехода обошёлся без серьёзных ДТП. В 4:50 утра все шведские водители остановились и сменили полосу движения, а через десять минут движение по дорогам Швеции окончательно стало правосторонним.

К движению по правой стороне трасс пришли в некоторых африканских государствах, к примеру, в Гане, Нигерии и Гамбии ввиду близости со странами, где действовало правостороннее движение. А в 1946 году, избавившись от оккупации Японией, Корея тоже «встала на правую сторону». Впрочем, и правосторонние страны тоже изменили направление движения по своим дорогам.

В Мозамбике, соседствующим с бывшими британскими колониями, относительно недавно был осуществлён переход с право- на левостороннее движение. А небольшое островное государство Самоа перекинулось «налево» по причине обилия на острове авто с правым рулём. Произошло это в 2009 году. В некоторых регионах России, которая относится к странам с правосторонним движением, также можно найти много машин с правым рулём.

В Хабаровске, на Камчатке и в Магадане авто с левым рулём — большая редкость, всё больше с правым. Впрочем, местные водители быстро приспособились и без проблем ездят по правой стороне. Кстати, почти год на двух улицах Владивостока действовало левостороннее движение. Но эксперимент признали неудачным и закрыли. Имеются в нашей стране, в Санкт-Петербурге и Москве, левосторонние разъезды, сделанные для удобства водителей.

Источник

ТОП-7 стран мира с левосторонним движением

Статья о левостороннем движении: страны с таким типом движения, особенности, интересные факты. В конце статьи — видео о правостороннем и левостороннем движении.

Содержание статьи:

  • Немного истории
  • Страны с левосторонним движением
  • Интересные факты
  • Как направление движения сказалось на конструкции автомобиля
  • Видео о правостороннем и левостороннем движении

Сейчас в большинстве стран правостороннее движение, причём касается это не только автомобильного, но и железнодорожного транспорта. Однако правила некоторых стран, в силу тех или иных причин и внутренних особенностей, предусматривают использование левостороннего движения.

Что это за страны и почему они предпочли движение по левой стороне дороги?

Немного истории

Для многих может стать откровением, что преобладающую часть своей истории люди использовали именно левостороннее движение. И лишь несколько столетий назад ситуация в корне изменилась, и правостороннее движение стало преобладать.

Доказательством этому служит римский динарий, на одной из сторон которого изображена пара наездников, разъезжающихся по левой стороне, а также найденные в карьерах следы повозок, которые слева (если смотреть с каменоломни) имели более отчётливый след.

Кроме того, левостороннему движению в то время способствовало и то, что большая часть населения были (и остаются) правшами, включая всадников, которым было необходимо держать в правой руке оружие.

Популяризацию движения по правой стороне в странах Европы приписывают Франции, в частности — Наполеону, который утвердил его и распространил не только во Франции, но и на всех территориях завоёванных государств, которые в последующем решили ничего не менять.

В то же время, популяризацию левостороннего движения в ряде стран Азии и в Австралии приписывают Великобритании — в разных частях света у Британии было множество колоний, на жизнь которых она серьезно повлияла.

Страны с левосторонним движением

В данный момент в мире насчитывается 46 стран, где используется левостороннее движение. Наиболее значимые из них представлены ниже.

Великобритания

В Британии первым законодательно зафиксированным документом, обязывающим население страны придерживаться левостороннего движения, является билль, датированный 1756 годом. В нем власти обязывали всех использовать правую сторону дороги при перемещении по Лондонскому мосту. А уже спустя 20 лет это правило распространилось на территорию всей страны, которое актуально и по сей день.

Австралия

Австралия унаследовала правило левостороннего движения от Англии. Австралия была британской колонией с 1770 по 1901 год, после чего до 1931 года являлась доминионом Соединенного Королевства. В 1931 году Австралия получила статус независимого государства, хотя её главой (как и главой других стран Британского Содружества) формально остается королева Великобритании.

Индия

Как и в случае с Австралией, левостороннее движение в Индии появилось под влиянием метрополии. Интересно, что практически в каждом городе имеются уникальные особенности дорожного движения, и правила передвижения по дорогам в одном населённом пункте могут быть не применимы в соседнем.

Кроме того, в этой стране на автомобильных дорогах царит полнейший хаос, способный вызвать неподдельное изумление даже у опытных автомобилистов.

Новая Зеландия

Ещё одна страна, которой левостороннее движение досталось «в наследство» от Англии. Тут же стоит упомянуть тот факт, что по количеству машин на единицу населения Новая Зеландия входит в ТОП-10 стран мира – её показатель составляет 7 авто на 10 человек.

При этом контроль за соблюдением правил ПДД возложен на камеры наблюдения, которыми оснащены все дороги без исключения.

Ирландия

Ирландия находится в непосредственной близости от Британии, что без сомнения оказало прямое влияние на направление дорожного движения в стране.

Помимо этого, в Ирландии крайне высокие штрафы за нарушение ПДД. Так, за попытку проезда «зайцем» по платной автостраде нарушителю грозит штраф более чем в 1200 евро.

Сингапур

Небольшая страна, расположенная на юго-востоке Азии, в которой также в ходу левостороннее движение.

Одной из ключевых особенностей этой страны является то, что быть обладателем собственного автомобиля тут очень и очень дорого. Кроме того, власти Сингапура, с целью борьбы с пробками, внимательно контролирует количество автомобилей — по местным правилам, ежегодный прирост количества транспортных средств в стране не должен превышать 3%.

Япония

История появления левостороннего движения в Японии имеет два мнения. Согласно первому, японские самураи носили свои мечи с левой стороны, поэтому, чтобы не цеплять друг друга во время езды на лошадях, придерживались именно левостороннего движения.

Второе говорит о том, что езде с левой стороны в Японии поспособствовали тесные торговые взаимоотношения страны все с той же Великобританией.

Как бы там ни было, общегосударственный указ о левосторонней езде в Японии был принят в 18 столетии, а окончательно утвержден лишь в 1927 году.

Интересные факты

В США вплоть до конца 18 века придерживались левостороннего движения, пока возничие не пересели на повозки, запряжённые большим количеством лошадей. Дело в том, что такие повозки не были оборудованы специальным местом для «водителя», поэтому ему приходилось располагаться на самой задней левой лошади, чтобы правой рукой, которая зачастую намного сильнее левой, было удобнее управлять всей упряжкой. В такой ситуации намного комфортнее и безопаснее передвигаться именно с правой стороны.

Этот же принцип был взят за основу Генри Фордом при проектировании своего первого автомобиля, руль которого располагался именно с левой стороны.

Швеция стала последней страной на территории континентальной Европы, которая перешла с левостороннего движения на правостороннее. Дело в том, что все соседние страны использовали правостороннее движение, и это создавало массу проблем при пересечении границы автомобилистами. Кроме того, преобладающее количество выпускаемых автомобилей были с левым расположением руля.

Любопытно, что к переходу на правостороннее движение жители Швеции готовились в течение 4-х лет. Сам же переход произошёл 3 сентября 1967 года – ровно в 04:50 все движение на улицах было остановлено, а уже с 05:00 — возобновлено, но уже по правилам правостороннего движения. В истории Швеции этот день значиться как «День «Н», где «Н» — это сокращение от шведского слова «h?gertrafik», которое дословно переводится как «правостороннее движение».

В настоящее время в мире существует достаточное число городов, где есть улицы и с левосторонним, и с правосторонним движением. В их числе значатся, например, Одесса и Санкт-Петербург.

Как направление движения сказалось на конструкции автомобиля

Заключение

Около 33% всех дорог в мире имеют правостороннюю направленность, а это не так уж и мало. Поэтому на всякий случай перед автомобильным путешествием в дальнее зарубежье лучше изучить особенности ПДД тех стран, территорию которых вы собираетесь посетить.

Видео о правостороннем и левостороннем движении:

Источник

Оцените статью