Типы стран мира по политическому устройству

Государственное устройство стран мира

Д. В. Заяц ,
канд. географических наук

Формы правления

РЕСПУБЛИКИ

Республиканской называют форму правления, при которой глава государства избирается населением, парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок.

Республики могут быть парламентскими и президентскими. Это не значит, что в первых нет президента, а во вторых — парламента. Все три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) существуют во всех республиканских государствах. Различие между двумя типами состоит в перераспределении властных полномочий.

Президентские республики

Хрестоматийный пример президентской республики — США. В этой стране даже нет поста премьер-министра, главой правительства является президент. Президентские республики особенно широко распространены в Третьем мире: в Африке, Америке, Океании, там, где сильная президентская власть необходима для того, чтобы удержать молодые и экономически слабые государства от распада. Президентскими республиками также являются Россия, Франция, большинство стран СНГ. Да и недавно удостоившиеся признания со стороны России абхазское и юго-осетинское государства — это тоже президентские республики.

Парламентские республики

В парламентских республиках бóльшими полномочиями обладает парламент, в президентских — президент. Парламентские республики расположены в основном в Европе, где сильны традиции парламентаризма. В Азии это, как правило, страны испытавшие сильное влияние европейской системы устройства государства: Израиль, Турция, Индия, Бангладеш. В парламентских республиках часто бóльшую роль играет не глава государства, а глава правительства. В мире более известны главы правительств Германии, Италии и Израиля, нежели президенты этих стран.

Читайте также:  Страны куда разрешено выезжать сотрудникам мвд

Социалистические республики

В настоящее время наиболее распространены в Восточной Азии: Китайская Народная Республика, Корейская Народно-демократическая Республика, Социалистическая Республика Вьетнам и Лаосская Народно-Демократическая Республика. За пределами этого ареала только Куба. Конституции этих стран закрепляют ведущую роль в государственном управлении коммунистической партии.

Исламская республика

одна. Это Иран. Главой государства в ней является религиозный лидер страны, называемый «рахбаром» — Высшим руководителем. Он определяет общее направление развития страны, внешнюю и внутреннюю политику, назначает глав силовых ведомств. Президент, согласно Конституции Ирана, — глава исполнительной власти и второе после Высшего руководителя лицо в Иране. Президент назначает кабинет министров и руководит его работой.

Джамахирия

Термин «джамахирия» предложен ливийским лидером Муаммаром Каддафи. Он образован путем замены в корне арабского слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (народные массы). Считается, что высшая власть в Ливийской Джамахирии принадлежит народу страны. Но зарубежные наблюдатели убеждены в том, что джамахирия — имитация народовластия, а на деле в Ливии установлен тоталитарный режим во главе с Каддафи (официально не занимающим никакого государственного поста).

МОНАРХИИ

Монархия — форма правления, при которой главой государства является монарх — пожизненный правитель, передающий свою власть по наследству. В прежние исторические эпохи монархических государств на политической карте мира было большинство. Ныне же монархий всего 29. Монархии бывают конституционными и абсолютными.

Конституционные монархии

В них власть монарха ограничена конституцией. Таковы все монархии Европы (кроме Ватикана), Африки, Океании, а также часть монархий Азии (Япония, Таиланд, Иордания и др.).

Абсолютные монархии

В них глава государства является носителем почти никем не ограниченной власти. Такой строй — в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Брунее.

Теократические монархии

В них монарх обладает всей полнотой не только светской, но и религиозной власти. Наиболее выраженный пример — Ватикан, где высшим авторитетом и в духовных, и в светских делах является Папа Римский. Некоторые исследователи относят к теократическим монархиям Саудовскую Аравию, Бруней и даже. Великобританию (ведь номинальный глава государства — королева числится еще и главой Англиканской церкви *).

В некоторых монархиях главы государств не наследуют свой трон, а избираются. В Ватикане Папа Римский избирается на конклаве кардиналов Римско-католической церкви. В Объединенных Арабских Эмиратах главу государства (он называется президентом) избирают на пожизненный срок из своего числа наследные правители семи входящих в страну эмиратов. Похоже проходят выборы монарха в Малайзии. Верховного правителя страны на пятилетний срок избирают из своего числа султаны 9 штатов.

Некоторые современные президентские республики по форме передачи власти смахивают на монархии тем, что глава государства передает в ней власть своему родственнику. В числе таких стран можно назвать КНДР, Сирию, Азербайджан, Кубу, Аргентину, Пакистан, Шри-Ланку, Индию. Да и «самая демократичная в мире» страна США не лишена семейственности в наследовании высших должностных постов. В новейшей истории известны отец и сын Буши, действующая глава государственного департамента США приходится супругой одному из экс-президентов.

Государства в составе Содружества

Это переходная форма между республиканской и монархической формами правления в некоторых бывших колониях Великобритании, входящих в возглавляемое ею Содружество. Это те члены Содружества, главой государства в которых считается британский монарх. Британскую королеву в этих странах представляют генерал-губернаторы. Но реальной власти у наместников монарха нет, фактическими лидерами стран являются премьер-министры. В мире 15 «государств в составе Содружества». В каждом из них Елизавета II считается собственным монархом и имеет соответствующий титул. Например, в Барбадосе он звучит как «Ее Величество королева Елизавета II, королева Барбадоса». Символика этих государств обычно указывает на их особые политические отношения с Великобританией.

Изображение Елизаветы II на монете номиналом 5 австралийских долларов. Британский монарх удовлетворенно взирает с серебряного диска, ведь Елизавета носит титул и королевы Австралии.

Формы административно-территориального устройства

Известны две формы административно-территориального устройства стран — унитарная и федеративная.

УНИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА

Унитарные Государства (от латинского слова unitas — единство) делятся на единицы АТД, не имеющие статуса государственных образований. Подавляющее большинство государств мира — унитарные.

ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА

Федеративным государством, или федерацией (от латинского foederatio — объединение, союз) называется страна, территориальные единицы которой обладают широкой самостоятельностью. Они, как правило, имеют свои органы государственной власти (парламент, правительство, судебную систему) и законодательство. При этом, однако, они не имеют некоторых полномочий, которыми обладает только вся федерация в целом.

В некоторых унитарных государствах имеются части, пользующиеся широкой автономией. Например, на Украине таким статусом обладает Крым, в Дании — Фарерские острова, в Финляндии — Аландские острова, в Танзании — Занзибар. Однако это не дает оснований считать данные государства федерациями, ведь самоуправление регионов в них не правило, а исключение.

В мире выделяют более 20 федераций. Это, как правило, крупные государства. Они суммарно занимают 45% территории суши и концентрируют 40% мирового населения.

Современные федерации можно разделить на четыре типа. Союзные федерации (Германия, Швейцария, Австрия, Малайзия, ОАЭ) формировались из политически самостоятельных образований: королевств, княжеств, эмиратов, султанатов. Большинство союзных федераций отличаются однонациональным составом населения.

Второй тип — этнические федерации (Бельгия, Россия, Индия, Эфиопия и др.). В этих государствах границы федеративных единиц более или менее совпадают с рубежами этнических ареалов. Федерации этого типа в наибольшей степени подвержены межнациональным конфликтам.

Переселенческие федерации расположены в Новом Свете (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Австралия). В федерации объединены территории, которые первоначально оформлялись как отдельные колониальные владения. Границы между ними часто проведены по линейке или по астрономическим линиям. Почти во всех федерациях этого типа столица выделена
в особый столичный округ.

Островные федерации (Сент-Китс и Невис, Коморы, Федеративные Штаты Микронезии). Они расположены на островах, характеризуются небольшими размерами территории и молодостью государства.

* Теократия может присутствовать и в немонархических странах — Иран (см. выше). Некоторые исследователи называют теократической республикой Израиль.

Источник

Типология государств по формам правления и государственного устройства

Государственное устройство может быть типологизировано по различным признакам.

Типология государственного устройства
По форме правления 4. Монархия (абсолютная, конституционная); 5. республика (президентская, парламентская, президентско-парламентская)
По административно-территориальной организации 3. Унитарное государство; 4. федерация; 5. конфедерация
По политическому режиму ◦ Авторитарное; ◦ тоталитарное; ◦ демократическое
По социально-экономи-ческой, классовой природе ◦ Рабовладельческое; ◦ феодальное; ◦ буржуазное; ◦ социалистическое

Форма государства – способ организации и осуществления государственной власти. Она раскрывает, как организована власть, какие органы власти имеются, какие методы используются для осуществления власти; отражает исторические, географические, экономические и национальные особенности данного государства.

Форма государства складывается из трех элементов: формы государственного правления, формы государственного устройства, политического режима.

Форма правления – организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Существует две формы правления: монархия и республика.

Монархия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному (обычно наследственному) правителю, а также государство во главе с таким правителем.

Существует неограниченная (абсолютная) и конституционная монархия.

Разновидности монархий в современном мире
Абсолютная Конституционная Дуалистическая
Власть монарха не имеет серьезных ограничений Власть монарха ограничена на основе конституции или парламентом Власть монарха ограничена в сфере законодательства и широко представлена в ис- полнительной сфере
Страны
Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман Андорра, Бельгия, Ве-ликобритания, Дания, Испания, Норвегия, Таиланд, Япония Кувейт, Иордания, Марокко

Неограниченная (абсолютная) монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх – единый носитель суверенитета.

Ограниченная монархия выступает в двух видах: конституционная, когда власть монарха ограничена конституцией, и парламентская, когда полномочия монарха ограничиваются действием парламента. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены преимущественно в сфере законодательства и широко представлены в сфере исполнительной власти. При парламентской монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управления. Правительство образуется на основе парламентского большинства и ответственно только перед парламентом. В настоящее время монархический строй функционирует в 15% стран мира.

Республика – форма государственного правления, при которой органы власти формируются по принципу выборности. Высшая власть находится у выборных представительных органов. Глава государства выбирается населением.

Существуют парламентская, президентская и смешанная республики.

Президентская Парламентская Смешанная
◦ Ведущую роль в политической жизни общества играет президент; ◦ президент (как и парламент) избирается народом; ◦ президент является главой государства и исполнительной власти; ◦ власть в стране более устойчива: законодательная и исполнительная ветви вынуждены сотрудничать ◦ Тон в политической жизни страны задает парламент; ◦ выборный парламент формирует и контролирует правительство; ◦ президент избирается парламентом и является лишь номинальным главой государства; ◦ власть может быть менее стабильной, если парламент раздроблен на конфликтующие пар-тийные группы ◦ Глава государства избирается населением и назначает правительство; ◦ правительство несет ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом
Страны
Боливия, Венесуэла, Мексика, США Израиль, Индия, Исландия, Италия, ФРГ, Турция Австрия, Аргентина, Болгария, Бразилия, Литва, Польша, Португалия, США, Франция, Финляндия

Президентская республика – форма государственного устройства, когда президент является главой государства и главой исполнительной власти. Он избирается народом и поэтому несет ответственность перед ним.

Президент не может распустить парламент, а парламент, в свою очередь, не может распустить правительство. Президенту необходима поддержка парламента по главным вопросам. Отношения между ветвями власти основываются на системе сдержек и противовесов.

В парламентской республике ведущая роль принадлежит парламенту, правительство формируется парламентскими парти-ями. Правительство несет ответственность перед парламентом. Президент избирается парламентом или коллегией выборщиков. Президент – номинальный глава государства. В парламенте одна политическая партия.

Смешанная республика – соединяется сильная президентская власть и эффективный контроль парламента за деятельностью правительства.

Административно-территориальная организация власти предполагает следующее деление.

Унитарное государство – единое, простое государство, которое состоит из административных территориальных единиц, не обладающих собственной властью. Единые законы, сильное централизованное государство. Существует две разновидности:

децентрализованное – региональная организация формируется на местах (примеры: Великобритания, Испания, Италия);

централизованное – региональная организация формируется путем назначения руководящих лиц из центра (примеры: Узбекистан, Казахстан).

Федерация – союзное государство, состоящее из множества государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство имеет как положительные стороны (государственное единство; централизация власти в сочетании с самостоятельностью членов федерации), так и отрицательные (возникает вопрос об объеме суверенитета).

Конфедерация представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. На практике конфедерация – это обычно союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.д.). Долгое время примером конфедерации был Швейцарский союз (1291–1798 и 1815–1848). Швейцарская конфедерация представляла собой объединение 22 суверенных кантонов с целью обеспечения внешней и внутренней безопасности. Постепенно конфедерация преобразовалась в федерацию: в ведение центральных органов были переданы военный бюджет, армия, назначения дипломатических представителей. Конфедерацией были США со времени завоевания независимости в 1776 г. до принятия конституции континентальным конгрессом в 1787 г. (точнее, до введения ее в действие в 1789 г.). Конфедерацией являлся Германский союз в 1815–1867 гг. Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из нежизнеспособных форм государственного устройства.

Типы государств по политическому режиму будут подробно рассмотрены в теме 5 «Политические режимы».

По социально-экономическим, классовым признакам (в зависимости от экономического базиса) государства делятся на рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические. Однако трактовка государства как орудия реализации интересов экономически господствующего класса сегодня в полной мере выявляет свою односторонность, ограниченность, недооценку социокультурных факторов. В современных политологических трактовках государства акцент делается на выполнении им общесоциальных задач.

Источник

Оцените статью