Типы стран современного мира урок географии

Многообразие стран современного мира. 10 класс.
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Урок изучения новой темы в профильном классе.

Скачать:

Вложение Размер
mnogoobrazie_stran_sovremennogo_mira.docx 32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.К.Нестеренко муниципального образования Каневской район

Тема урока: «МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА»

10 класс (профильный уровень)

учителем географии МБОУ СОШ №1

ст.Каневской Краснодарского края

Макаренко Ангелина Владимировна

Учитель географии МБОУ СОШ№1

МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА

10 класс (география, профильный уровень)

Цель урока : формирование представления о современной политической

Задачи урока : — сформировать представление о разнообразии стран

— выяснить основные критерии классификации стран мира;

-дать понятие «суверенное государство», «валовый

внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;

-продолжить формирование навыков работы с различными

источниками географической информации и контурными

-выяснить значение политико-географического

положения для страны

Оборудование : политическая карта мира, атласы, контурные карты, тестовые задания, интерактивная доска

Тип урока : изучение нового материала

I. Изучение нового материала .

Учитель : Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.

ЗАДАНИЕ . В процессе изучения темы записать в тетрадь основные группы стран мира.

Учитель : Какую информацию можно узнать, используя политическую карту мира?

Учащиеся : По политической карте можно узнать положение стран, их столицы и государственные границы.

Учитель : Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира, которые отражают ход развития человеческого общества:

1 этап – древний (до 5 в.н.э) – возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет;

2 этап – средневековый (5-16в.в.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии;

3 этап – новый (16-19 в.в.) – эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире;

4 этап – новейший – формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами

5 этап – современный – появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости рада государств.

Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории — преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.

ВОПРОС : А какое государство называется «суверенным»?

ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр.9. Прочитайте определение и запишите его в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)

Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.

Учитель : Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев наиболее распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории > 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши.

ЗАДАНИЕ. По «визитной карточке» форзаца учебника выпишите семь самых крупных стран по S территории. (Учащиеся записывают в тетрадь: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Один из учеников зачитывает, а учитель показывает государства на политической карте.)

Учитель : По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика. (Учитель показывает страны на карте, а учащиеся поочередно, с помощью атласа называют столицы.)

Учитель : Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: приморские (имеют выход в море или океан), полуостровные (расположены на полуостровах), островные (расположены на островах), страны-архипелаги (расположены на архипелаге), лишенные выхода к морю (не имеют выхода в море).

ЗАДАНИЕ . Приведите примеры стран этой группы. (Учащиеся выходят к карте и показывают примеры стран этой группы)

Учитель : На основе качественных показателей страны подразделяют на:

  1. Экономически развитые
  2. Развивающиеся
  3. Страны с переходной экономикой

Основным критерием такой типологии служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.

ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр.11. Прочитайте определения и запишите их в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)

ВОПРОС : Как вы думаете, в каких странах и регионах показатель ИЧР самый высокий?

Учащиеся : В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель помогает.)

ВОПРОС : А в странах какого региона ИЧР самый низкий?

Учащиеся : Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского региона. (Учитель уточняет: Бурунди, Сьерра-Леоне, Нигер.)

Учитель : Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним уровнем ИЧР.

К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней неоднородностью и в её составе можно выделить четыре подгруппы.

К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.

И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой.

ЗАДАНИЕ . С помощью текста учебника определить ( самостоятельное добывание знаний ):

1 ряд – подгруппы экономически развитых стран (стр.11 п.3)

2 ряд – подгруппы развивающихся стран (стр.12 п.4)

3 ряд – страны с переходной экономикой (стр.13 п.5)

Учащиеся : Подгруппы экономически развитых стран :

  1. «Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности
  2. Менее крупные страны Западной Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки»
  3. Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не знали феодализма. Обычно к этой группе причисляют и Израиль
  4. Образовалась в 1997 году: Республика Корея, Сингапур, Тайвань – приблизились по показателю ВВП на душу населения к другим экономически развитым странам

Подгруппы развивающихся стран:

  1. Ключевые страны: Индия, Бразилия, Мексика, Китай – лидеры развивающегося мира, обладающие большим природным, людским и экономическим потенциалом
  2. Страны, имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1-2, а иногда и 5 тыс. долларов: Аргентина, Уругвай, Венесуэла и др. (Латинская Америка), есть такие страны и в Азии и в Северной Америке
  3. Новые индустриальные страны (НИС): «азиатские тигры» (1 эшелон: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, который в 1997году вошел в состав Китая под названием Сянган; 2 эшелон: Малайзия, Таиланд, Индонезия)
  4. Нефтеэкспортирующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Бруней и др.
  5. Отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год: некоторые страны Африки, Азии, Латинской Америки
  6. Наименее развитые страны: около 50 стран с ВВП от 50 до 300 долларов в год

Страны с переходной экономикой : постсоциалистические страны, многие из них можно отнести к развитым странам: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают – Россия, Украина, Китай.

ЗАДАНИЕ. (работа на интерактивной доске и контурных картах )

Подписать страны «большой семерки» на интерактивной карте.

Все остальные учащиеся подписывают страны «большой

семерки» на контурных картах.

Учитель : Давайте вспомним определение политико-географического положения (ПГП) и определим его роль для страны.

Учащиеся : ПГП – положение какого-либо объекта по отношению к другим объектам, имеющим политическое значение: государственным границам, дружественным или враждебным странам, к военным союзам стран, к очагам конфликтов и т.д.

Политико-географическое положение – одно из основополагающих понятий в географии, которое оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие любой страны.

Учитель : Подведем итог. Назовите основные группы стран мира, которые вы записали в тетрадь при изучении новой темы.

Учащиеся : Основные группы стран:

  1. По площади территории
  2. По численности населения
  3. По особенностям ГП
  4. По уровню социально-экономического развития

II. Закрепление. Готовимся к ЕГЭ .

1.В настоящее время общее количество стран в мире составляет:

2.В мировую десятку по показателю площади территории входят:

1)Бразилия и Индия

2)ЮАР и Саудовская Аравия

3)Китай и Мексика

3.В мировую десятку по численности населения входят:

1) Пакистан и Индонезия

2)Аргентина и США

3)Канада и Индия

4) Япония и Австралия

4. В Азии находятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Бразилия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

5. К экономически развитым государствам относятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Бразилия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

1. К ключевым странам развивающегося мира относятся:

1) Индия и Китай

2) Мексика и Боливия

3) Нигер и Алжир

4) Франция и Италия

2. Полуостровными странами являются:

1) Израиль и Парагвай

2) Иран и Филиппины

3) Индонезия и Перу

4) Италия и Турция

3. Островными странами являются:

1) Великобритания и Шри-Ланка

2) Индия и Мадагаскар

3) Аргентина и Перу

4) Исландия и Индия

4. Не имеет выхода в море:

5. В «большую семерку» входят:

1) Мексика и Индия

3) Мексика и Бразилия

4) Австрия и Дания

III. Домашнее задание.

Записать в тетрадь десять самых маленьких по площади государств

Подписать на контурной карте одиннадцать крупнейших стран по численности населения

Составить презентацию об одной из стран мира, изученных в ходе урока

(1-3 учащихся по желанию)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация обобщает материал по теме «Многообразие стран мира».

Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира.

Цели урока: 1) познакомиться с критериями группировок стран; 2) рассмотреть деление стран по уровню социально-экономического развития; 3) ввести понятия «суверенное государство» и «ВВП». При рассмотре.

Презентация расскрывает основные аспекты данной темы.

Источник

Конспект урока географии на тему: «Многообразие и типология стран современного мира»
план-конспект урока по географии (10 класс)

Скачать:

Вложение Размер
Многообразие и типология стран 14.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Многообразие и типология стран современного мира

Цели: 1) познакомиться с критериями группировок стран;

2) рассмотреть деление стран по уровню социально-экономического развития;

3) ввести понятия «суверенное государство» и «ВВП»

Оборудование: — Политическая карта мира;

Страна, государство – главный объект политической карты мира

Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.

Группы стран по площади территории:

1 страна S больше 10 млн. км2 (Россия)

5 стран S от 5 до10 млн. км2 (Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия)

8 стран S от 2 до 5 млн. км2 (Индия, Аргентина, Казахстан, Судан и др.)

16 стран S от 1 до 2 млн. км2 ( Колумбия, Мексика и др.)

Микрогосударства (Андорра, Ватикан, Монако, Мальдивские острова и др.)

Группы стран по численности населения:

2 страны численностью населения больше 1 млрд чел. (Китай, Индия)

2 страны от 200 млн.до 1 млрд чел. (США и Индонезия)

7 стран от 100 до 200 млн. чел. (Бразилия, Россия, Япония и др.)

13 стран от 50 до 100 млн. чел (Германия)

28 стран от 20 до 50 млн. чел. (Ирак)

Группы стран по особенностям географического положения:

Страны приморские(Россия), страны-архипелаги(Япония)

полуостровные(Испания), страны, не имеющие выход к морю (Монголия, Непал)

Группы стран по формам правления:

Республиканская (Россия, США,Корея)

Монархическая ( Великобритания, ОАЭ)

Теократические государства (Ватикан, Саудовская Аравия)

Типология стран по уровню социально-экономического развития:

Развитые страны – страны, достигшие высокого уровня соц.-экономического развития и играющие ведущую роль в экономике и международных отношениях

1 группа – страны «Большой семерки»(США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада

На долю стран «Большой семерки» приходится ок. 50% мирового валового продукта и ВВП на душу населения составляет от 20-40 тыс. долларов.

валовой внутренний продукт(ВВП) — это общая рыночная стоимость всех готовых товаров и услуг, произведённых на территории страны в течение года (все товары, произведенные на территории нашей страны, в денежном эквиваленте).

2 группа – менее крупные страны Западной Европы(Австрия,Бельгия,Дания)

3 группа- внеевропейские страны (Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика (ЮАР), Израиль

4 группа – азиатские страны (Респ. Корея, Китайская Респ., Сингапур

Развивающиеся страны, кот. отстали в социально-экономическом развитии:

1 группа – страны крупного потенциала (Китай, Индия и др.)

2 группа – новые индустриальные страны (Тайланд, Вьетнам и др.)

3 группа – страны-экспортеры нефти и газа (ОАЭ, Саудовская Аравия и др.)

4 группа – страны плантационного хозяйства (Эквадор и др.)

5 группа – страны с оффшорными зонами (Кипр и др.)

6 группа – беднейшие страны (Афганистан, Лаос)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала, первичное закрепление знаний в игровой форме, работа с тестом. Изучение нового материала организовано с использованием учебника и дополнительной литературы. Обучающиеся.

Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира.

План урока биологии 7 кл к учебнику Н.И. Сонина Многообразие живых организмов».

конспект урока в 7 классе по биологии.

Разработка открытого урока для конкурса «Педагог года».

Разработка урока для 10 класса базового уровня изучения географии с решением демографических задач олимпиадного уровня.

Источник

Читайте также:  Какие бывают государства страны
Оцените статью