- По индексу образования СССР в 1990 году занимал третье место, на данный момент — 33-е
- Сколько людей получило образование в СССР и России: сравнение
- Сколько образованных было в СССР
- Сколько образованных в современной России
- А сколько образованных в других странах
- Советское образование было лучшим в мире?
- Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
По индексу образования СССР в 1990 году занимал третье место, на данный момент — 33-е
Опубликовано 14.12.2020 автором Евгений Карманович в разделе Новости комментариев 14
ссср дети пионер
Вышел на улицу, встретил пожилую женщину, живущую в нашем доме, которая обратила мое внимание на не закрытый подвал. В адрес управляющей компании бросались упреки, что «куда они смотрят и что будет, если взорвут дом» другими словами, злодеи совершат теракт. Я это перевел в шутку и попытался ее успокоить. Сейчас с терактами немного стало спокойней, но страхи остаются. Откуда они. Обратил внимание на заголовки различных СМИ,. Вот некоторые из них.
-«Эрдогана вынесут на штыках за помидоры»
— Пока вы спали: вакцина обрушит доллар.
— Педофил с ножом напал на школьницу и изнасиловал ее в Иванове.
— В Петербурге мужчина выбросил из окна мальчика.
— Россию ждет природная аномалия.
— НАТО может попытаться заманить в ловушку Черноморский флот России.
-«Турецко-украинская атака по Донбассу» может произойти в конце 2021-го.
— Регион Италии на грани «массовой гибели» из-за коронавируса,
-Выборы в США превратились в «у кого больше админресурса, кто больше вбросил – тот и победил»
Можно продолжать и продолжать. Заголовки нагоняют страх то, что в них написано, обсуждаются на различных шоу, в беседах людей между собой, и создают неуверенность в завтрашнем дне. Мало кто спокойно воспринимает эти заголовки, и общая атмосфера стает не нормальной. Мы и так воюем по всей протяженности границ, идут разговоры об атомной войне на Ближнем востоке. Куда бежать и успеем ли? Формируется массовая фобия (фобия — навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающих субъекта). К России всё это уже имеет самое прямое отношение. Забытая на скамейке коробка со старыми туфлями – это повод заблокировать весь квартал и вызвать взрывотехников.
Эпидемия короновируса, которая распространяется по всему миру и освещается больше со стороны страхов, не совсем соответствует реальности. Повысилась смертность, сильно возросла заболеваемость, Трамп в маске, Путин без маски, Собянин не так и не сяк. С кого нам брать пример? Наши санитарные службы так и не выработали приемлемых рекомендаций поведения и жизни людей в этот непростой период, ни на общегосударственном, ни на местном уровне. Когда больных в провинции не было, мы носили маски, когда они появились, все стали возмущаться потому, что уж сильно надоело. Про то, как себя вести мы больше узнаем от правоохранителей при выписке штрафов. Сами правоохранители маски носят больше из соображений, чтобы их было труднее опознать. Прочитаешь отзывы о медицине раньше, или при Путине — кто что несет. Одни, что медицина шагнула большим шагом вперед, другие, что она дохнет. К сожалению девять лет оптимизации российского здравоохранения привели к провалу, именно так охарактеризовал ситуацию Владимир Путин. Неужели за тридцать лет она, в плане развития, может идти назад? А вот в плане организации такое возможно и теоретически и практически, что и наблюдаем.
Наши страхи формируются и состоянием образования и уровнем жизни, который зависит от зарплаты, ЖКХ и других близких нам моментов. Бывший министр образования России Фурсенко, который говорил о том, что «воспитание человека-творца – это недостаток советской системы образования, сегодня же стоит задача воспитать квалифицированного потребителя, который будет пользоваться результатами творчества других». Так, согласно данным ЮНЕСКО по индексу образования СССР в 1990 году занимал третье место, на данный момент мы занимаем 33 место. Пусть они не правы, но порядок цифр удивляет. Так же и с зарплатами:
— РФ медианная возле 30 000,
в Африканских странах,
— Габон – 38 000 руб.
— Ливия – 76 000 руб.
— Джибути – 66 000 руб.
— Маврикий – 57 000 руб.
— ЮАР – 110 000 руб.
Естественно, там есть страны со значительно меньшими зарплатами, но здесь приведены те страны, которым Советский Союз в свое время помогал выбраться из нищеты.
Как-то в личной беседе я мимоходом спросил преподавателя истории, как он с советских программ по обучению перешел на нынешние, которые отрицают доводимое содержание старшему поколению, и прививают ребятам новые взгляды. Меня удивило, что это ему показалось легким делом. Мне сегодня трудно даже представить, как детям о ВОВ говорят мало и доводят до их сознания, что число людских потерь составляет по разным источникам от 25 до 44 миллионов человек, когда на самом деле они составляют 16-18 миллионов общих потерь (точную дату установить трудно). Это уж точно никак не больше 20 миллионов. В школах же изучают Солженицина у которого совсем другие данные.
При таком положении легче вселить в людях страх и направить их сознание на поиск врагов, мешающих жить России и желающих ее уничтожения. «Патриоты» советуют: «Иди и зарабатывай, сколько хочешь, все бедные это от лени и неумения, недовольных же на лесозаготовки для Китая». Реклама вообще дает заработки за ночь сто тысяч, только приложи усилия. На это у меня простой ответ, вернее вопрос: Если сегодня заработать много легко и просто, то почему не зарабатывают, а если заработают, то где взять столько вилл на «Лазурном берегу», чтобы купить их на «хорошую» зарплату, и кто их там, для «богатых» россиян, наделал? Можно ли на это услышать вразумительные ответы?
Можно еще привести пример по деиндустриализации, когда мы закрывали вроде бы отсталые предприятия. Мы закрывали в постсоветский период в среднем 7 предприятий в день, а если сравнить с довоенным временем, то мы запускали, по три завода в день. Естественно при закрытии «мы с пеной выплеснули и ребенка» и сегодня много чего уже не можем сделать сами, даже чтобы наладить достаточный выпуск своей вакцины против короновируса просим помощи у других стран.
Справедливости ради, надо признать, что и сегодня строятся новые предприятия. Только это зачастую либо заводы западных капиталистов, например, Форд, либо российских олигархов, которые строятся в их интересах.
Правящий класс современной капиталистической России, состоящий из олигархов и чиновников, не собирался и не собирается вкладывать деньги в развитие страны. Будущее своих детей и своё собственное они не связывают с Россией. Поэтому их дети учатся в США или Англии, а сами они имеют недвижимость в странах Запада.
Только социалистический путь развития, когда власть принадлежит рабочему классу и базируется на принципах рабочей демократии, позволит нам вновь выйти в лидеры по качеству науки и образования, в противном же случае, нас ждет судьба страны Третьего мира.
Фобии уводят сознание людей от действительности, действительность начинает восприниматься в тени этих фобий, и мы только и думаем: «Как бы хуже не было». Давайте воспринимать действительность, как она есть, читать заголовки, зная, что они пишутся для привлечения внимания читателя, что наши СМИ, подверженные зависимости от рубля, больше думают о количестве продаж издания, нежели более достоверно отображать события. Смотря на заголовки и различные шоу, надо включать мозги, не принимать все за чистую монету. Пора прекратить нас пугать, а лучше заняться делом, которое не так уж хорошо выглядит.
Источник
Сколько людей получило образование в СССР и России: сравнение
Показатель численности населения, имеющего профессиональное образование, отражает уровень развития государства и очень актуален для сравнения разных стран. Постоянный интерес вызывает и историческое сопоставление цифр образованности подданных Российской империи, граждан в Советском Союзе и современной России — результаты наглядно отражают, как изменился уровень образованности россиян.
Сколько образованных было в СССР
Согласно цифрам статистики, в предвоенном 1940 году посещало школу примерно 35000 детей. Из них младшеклассников было 21000, остальные учились в 4–10-м классе.
Среднее специальное образование (техникумы, училища) получали примерно 900 тысяч советских граждан.
Если сравнить эти данные по школьному и профессиональному образованию со сводками времен Российской империи, то картина получалась резко положительной для СССР.
До Революции большинству людей среднее образование было не доступно. В школу могли ходить лишь дети из богатых семей. Все остальные нанимали для своих отпрысков домашних учителей (самого разного профессионального уровня, по деньгам). Если было не по силам и это, то дети оставались неграмотными.
Советская власть внесла большие перемены в эту сферу, приняв за норму поголовное начальное образование.
В институтах (вузах) Советского Союза училось с 1920 года 150 тысяч граждан. Через двадцать лет их число выросло в 4,5 раза и студентов очной формы обучения в стране насчитывалось уже 800 тысяч. Много было и тех, кто совмещал работу и заочное обучение в институте. По статистике, примерно 550 тысяч советских людей работали и стремились стать высококлассными специалистами, заочно окончив вуз.
Сколько образованных в современной России
С началом распада Союза и неразберихой, наступившей во многих сферах жизни, число образованных россиян сильно снизилось — приходилось больше сил отдавать на выживание. Но в целом, к 2014 году россиян с институтским дипломом стало больше в два раза.
За счет появления коммерческих образовательных учреждений увеличилось и количество вузов в стране. Прежде их насчитывалось примерно 520 на всей территории России, а теперь это число почти удвоилось и достигло примерно 890.
Проведенная в 2010 году перепись российского населения показала, что на территории страны живет 84 миллиона парней и девушек 18–25 лет. Из них больше трети (27 млн.) сказали, что имеют законченное профессиональное образование или учатся на момент переписи.
Интересно, что образованные россияне расселены по стране неравномерно, другими словами, стремление к профессиональному образованию и росту в регионах развито не одинаково. Курская область — лидер среди регионов, там сконцентрировалось наибольшее количество профессионалов. Второе место — у Москвы и МО. На эти территории приходится большая часть образованных российских граждан.
А сколько образованных в других странах
Сведения о численности жителей, получивших образование, были собраны по всему миру в 2017 году. Из них стало ясно, что РФ практически догоняет по этому показателю другие страны.
Первое место принадлежит Канаде — 57% канадцев получили образование и диплом. Вторую строчку в рейтинге, с 56% образованного населения, заняла Россия.
Наша страна стоит на втором месте в еще одном топе — о составе образованного населения. 35% россиян имеют среднее образование, 60% — выучились или учатся в вузах. Оставшиеся 5% не смогли получить даже школьный аттестат. Первая строчка этого топа занята Кореей.
Источник
Советское образование было лучшим в мире?
Миф первый: советское образование было лучшим в мире. Когда мы говорим о советском образовании, мы представляем нечто монолитное, статичное, неизменное на всем своем протяжении. На самом деле – это было не так.
Советское образование, как любая социальная система, конечно же менялось, подвергалось определенной динамике, то есть менялась логика этого образования, изменялись цели и задачи, которые перед ним стояли. И когда мы вообще говорим слово «лучшее», оно очень нагружено эмоциональной оценкой. Что значит «лучшее», по сравнению с чем лучшее, где критерии, где оценки, почему мы так считаем?
На самом деле, если мы берем советское образование с начала 1920-х годов, когда собственно говоря большевики окончательно приходят к власти и до распада Советского союза, мы видим, что оно существенным образом менялось. Например, в 1920-е годы для советского образования главной задачей была ликвидация безграмотности. Большая часть населения – это почти 80% и не только среди крестьянского населения, но и некоторые люди в городах, практически не умели, или совсем не умели читать и писать. Соответственно нужно было их этому научить. Создавались специальные школы для взрослых граждан от 16 до 50 лет, создавались специальные курсы для подрастающих поколений и там была вполне понятная задача – ликвидация безграмотности.
Если мы берем более позднюю эпоху 1930-1940-е годы, то там разумеется самая главная задача была – создавать кадры для ускоренной натурализации, подготовить конкретные технические кадры, которые будут обеспечивать форсированную модернизацию промышленности. И эта задача тоже понятна. Соответствующим образом были построены школьные курсы, соответствующим образом были построены техникумы, училища и так далее. И с этой задачей тоже советское образование справилось, курсы были подготовлены и как мы с вами знаем, сталинская индустриализация была в кратчайшие сроки проведена.
Если мы берем послевоенную эпоху 1950-1960-е годы, то здесь самая главная задача для советского образования – обеспечить опять же научно-техническими кадрами для большого рывка в космосе, в военно-промышленной сфере и опять же с этой задачей советское образование справилось, мы с вами помним слова Джона Кеннеди о том, что космическую гонку мы проиграли русским за школьной партой. То есть с теми задачами, которые стояли перед советским образованием, оно в принципе справлялось. Но мы с вами уже видим, что оно было неоднородным и эти задачи менялись.
Однако, мы говорим преимущественно о физико-математическом образовании, то есть советское образование было направлено на конкретные магистральные задачи. Все остальные сферы, а в первую очередь сфера гуманитарная, соответственно находились в совершенно ином состоянии, фактически отсутствовали иностранные языки, а в том уровне, на которым они преподавались, тем людям, которым посчастливилось вырваться за границу, констатировали, что их мало кто понимает. Более того, само гуманитарное знание было зашорено идеологическими клише. И в общем, и целом эта сфера законсервировалась и ее развитие было поставлено под большой вопрос.
Почему же в основном была ориентация на математику, физику и точные науки? Здесь были и объективные, и субъективные причины. Объективные причины состояли в том, что необходимо было готовить кадры, как я уже сказал, для ВПК, нужны были инженеры, инженеры, квалифицированные в первую очередь. Не просто человек, который бы умел бы работать за станком, а человек, который понимал бы, как это все работает. А субъективные причины заключались в том, что постольку поскольку гуманитарная сфера была полностью идеологизирована и пространства для научной мысли, как таковой в гуманитарной сфере развернуться было негде, все было под запретом. Поэтому тот человек, который хотел относительно свободно заниматься именно наукой, мог себе позволить такое сделать в сфере математики, в сфере физики – в сфере точных наук. И характерно, что будущие философы логики вышли в основном из советских математических школ. А если мы берем гуманитарную сферу, классический пример с нашим философом Алексеем Федоровичем Лосевым, которому запретили заниматься философией, и он под видом философии занимался эстетикой, хотя практически занимался тем же самым.
Для точных наук, физико-математических советское образование действительно было очень хорошим. Но дело в том, что, когда в 1943 году советские войска начали теснить немцев к границам советского союза и освобождались новые города и веси, вставал вопрос о том, кто будет это все восстанавливать. Разумеется, выбор был сделан в пользу старшеклассников и будущих студентов технических ПТУ. Но оказалось, что уровень грамотности этих людей на нижайшем уровне, они не могут поступить даже в техникум на первый курс, настолько был низкий уровень образования.
В дальнейшем стало происходить постепенное повышение образовательного уровня. Сначала обязательная семилетка, потом с 1958 года восьмилетка, с 1964 года десятилетка и с 1984 года одиннадцатилетка. К чему это приводило – это приводило к тому, что те двоечники, которые раньше могли уйти на работу, или скажем, на фабрику, или на фабричное училище, там получить некое образование, не отрываясь от практики и стать хорошим рабочим, или просто могли уйти сразу работать, не повышая свой образовательный уровень, теперь вынужденно остались в школе. И те, кого не смогли сплавить в ПТУ, вынуждены были держаться в школе и учителям нужно было что-то с этим делать. Более того, поскольку это все делалось стихийно и наш образовательный уровень повышался быстро, то есть вчерашним днем, очень большое количество учителей не успевали освоить этот повышенный уровень, то есть пройти курсы повышения квалификации, понять, что от них требуется.
И поэтому получалась очень некрасивая ситуация – то, что мы называем выбраковкой, когда большая часть учеников не могло поступить никуда и формализация образования, когда учитель делал вид, что он учит, дети делали вид, что они учатся, чтобы дотянуть до конца школы, нарисовать тройки и выпустить их с миром в большую жизнь. И получилась ситуация сегрегации, когда ВУЗы в среднем в 1960-1970-е годы в ВУЗы поступало 20-30% выпускников школы. Оставшиеся 70-80% выбраковывались, они никуда не поступали, они шли на производство, но те 20%, которые поступали, получали хорошее академическое образование в школе, они могли это получать и хотели. Они потом получали очень хорошее образование в ВУЗах и потом сделали славу советской науке, в первую очередь фундаментальной физико-математической науке. Они потом будут запускать ракеты в космос и так далее. Но оставшиеся 80% остались за бортом и их во внимание не принимают, а уровень грамотности среди них был очень низок. То есть они умели читать, писать, считать и в общем, после этого сразу шли на производство.
Советские школьники в массе обладали достаточно неплохим набором отрывочных знаний по предметам, но, во-первых, они не умели применять эти знания в жизни, во-вторых, они не представляли, как можно перенести знания из одной предметной области в другую. Классический пример с математикой и физикой – любой учитель физики знал, что, если физика западает, скорее всего надо искать проблемы в математике. Но это было более проблематично для других предметов, например, химия и биология, или история и литература. И самое главное, когда говорят про лучшую образовательную систему в Советском союзе, забывают о том, что эту систему практически никто не копировал. Мы сейчас знаем лучшие образовательные системы в мире – в Финляндии, в Сингапуре, туда стремятся люди со всего мира. Эта система востребована, ее покупают за большие деньги. Советскую систему никто не покупал и даже бесплатно по большому счету никому она не была нужна. Диплом выпускника советского ВУЗа среднестатистического нигде в Европе и в мире не котировался. Я сейчас не говорю про те светлые умы, которые уезжали за границу и получали потом хорошие деньги, в первую очередь – это опять же физики и математики, кто-то даже мог стать Нобелевским лауреатом. Но вопрос, сколько сама система образования вложила в этих людей, насколько это от системы и насколько это результат от них самих, от этих выдающихся людей.
Ну и мы все с вами прекрасно помним, что в 1990-е годы, как только советская система рухнула, огромное количество людей, тех самых школьников и школьниц вчерашних, например, заряжали воду перед телевизором, или участвовали в разных финансовых пирамидах вроде МММ, хотя чисто математическим путем можно было подсчитать, что это все обман. И даже те же самые кандидаты наук, доктора наук, которые имели хорошее образование и могли также с легкостью впасть в эту крайность и стать членом, или акционером этой компании лохотрона под названием МММ, потому что их академические знания не применялись в конкретных жизненных областях. http://academy.foma.ru/sovetskoe-obrazovanie-bylo-luchshim-v-mire.html
Советское образование было бесплатным?
Миф второй: советское образование было бесплатным. Еще на II съезде РСДРП на котором собственно произошел раскол на большевиков и меньшевиков, была принята программа, ориентированная на образования. И в этой программе были сказаны принципиальные моменты, что в будущем государстве, которое могут построить социалисты, образование должно быть бесплатным, равным для всех, уделялось внимание тому, что оно может в огромной многонациональной России вестись на национальных языках, но это все была теория.
Когда же большевики приходят к власти после Гражданской войны встала проблема, что для осуществления массового ликбеза и для построения системы массового образования в РСФСР, потом и в СССР необходимо включение больших средств, которых молодое советское государство просто не имело. Поэтому в 1921 году Народный комиссариат просвещения, или Наркомпрос разъяснял, цитирую: «Введение платности означает, что государство временно не может полностью и целиком взять на себя расходы по народному образованию и вынуждено частично возложить эти расходы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей». Это означало, что с 1921 года вводилось так называемое самообложение, когда те родители, которые могли себе позволить заплатить за образование, должны были это сделать. При этом подчеркивалось, что если родители не платят, то ребенка исключать из школы нельзя. То есть фактически это ставило учителей и классных руководителей в ситуацию, когда они должны были фактически выбивать из родителей деньги.
Поэтому принцип был такой, если ты из имущей семьи, значит должен заплатить за себя и за того парня, то есть за ребенка из неимущей семьи. Важно отметить, что деньги шли не в конкретную школу, а на район, то есть нельзя было сказать, что я заплатил за своего ребенка и я теперь могу потребовать то-то и то-то. Нет, деньги шли в район и район уже сам распределял, каким школам из этих средств выделить больше, каким меньше, на что их потратить. Например, можно было потратить их на покупки учебников для бедных детей, или для детей сирот.
В 1924 году был выпущен декрет, по которому от платы за образование освобождались семьи рабочих и служащих, которые имели доход менее 50 рублей в месяц. При школах учреждались определенные комитеты содействия этим семьям и соответственно они уже ведали сбором средств с имущих слоев населения и их перераспределения внутри района, или внутри конкретной школы. При этом при фабриках и заводах также создавались свои школы и в них образование должно было быть бесплатным. То есть, условно говоря, за детей платило предприятие. Поэтому был аналог, если ты не можешь учиться в общеобразовательной школе, то есть не можешь за нее платить, или доплачивать, то иди на фабричную, или заводскую школу и там соответственно ты как бы будешь получать образование, но в реальности будешь в большей степени работать и постольку поскольку еще учиться. Ясно, что это было сделано, для привлечения рабочих рук, которых не хватало.
В 1930-е годы начинает выстраиваться единая централизованная система образования и, казалось бы, здесь оплата должна была быть отменена, но нет. В 1940 году вводится обязательная плата за старшую школу – это 8-9-10 классы, которые не были обязательными, но если ты хотел получить это образование, то ты должен был платить. При этом устанавливалась плата для всех творческих школ – художественных школ, музыкальных школ и для высших учебных заведений. В частности, для общеобразовательной школы в Москве и Ленинграде устанавливалась плата в 200 рублей в год, в других городах и сельской местности – 150 рублей в год. Если мы берем высшее образование, то там расценки были соответственно выше: 400 рублей для тех, кто учился и жил в Москве и Ленинграде, 300 рублей для остальных городов. При этом высшие учебные заведения художественной и театральной направленности были очень дорогие, плата была 500 рублей в год.
При этом указ 1940 года вышел одновременно с другим указом — О государственных трудовых резервах СССР, в котором было сказано, что для рабочей молодежи альтернативой в виде платного обучения в старшей школе являются школы при фабриках и заводах, фабричные, заводские, ремесленные школы. Там обучение было бесплатным, более того, этим школам спускалась сверху разнарядка по количеству юношей и девушек 14-17 лет, которых они должны были в обязательном порядке набрать. То есть логика очень простая – если ты не можешь платить за старшую школу, то иди на фабричное, заводское предприятие, за тебя оно заплатит определенную сумму и соответственно потом ты должен будешь 4 года отработать на этом предприятии. При этом уменьшался призывной возраст, поэтому можно было идти в армию, как альтернатива. И сделано было опять же специально, чтобы набрать как можно большее количество рабочих рук на фабрики и предприятия. Поэтому набор в фабричные и заводские школы начинался 1 декабря, поэтому, если 1 сентября ты не смог внести установленную сумму, и к 1 октября ее закрыть, то соответственно у тебя была альтернатива, ты мог идти на фабричную, заводскую, или ремесленную школу и там продолжить свое обучение.
Много или мало была плата за обучение, допустим, в школе – 200 рублей? Средняя заработная плата на 1940 год, в который принимался этот закон, составляла 339 рублей – месячная, это зарплата квалифицированного рабочего. То есть, в общем и целом, оплата года обучения в школе, равнялась месячному окладу квалифицированного рабочего. На протяжении последующих лет зарплата повышалась, я сейчас не беру военное время, я беру послевоенное время, но тем не менее. Учитывая, что в семьях было много детей и были еще различные обязательные дотации, взносы, заемы государственные от которых семья не могла отказаться, то эта плата была существенной за образование в школе.
Отменено было платное образование, опять же, условно отменено, только в 1956 году, начиная с Хрущевских реформ. Но при этом сохранялась плата за все художественные, музыкальные и прочие творческие школы, они оставались платными на протяжении всего советского времени. Плата за обучение отменялась, но сохранялись взносы, например, за учебники. Бесплатные учебники в Советском союзе стали только с 1978 года, когда страна развитого победившего социализма, не могла себе позволить, чтобы за учебную литературу платили родители. Но даже после 1978 года различные взносы на классные нужды, на покупку канцтоваров и так далее, и тому подобное, они оставались. И в некоторых регионах сохранялась доплата, например, за группу продленного дня. Я с удивлением некоторое время назад узнал, что мой папа оказывается платил, ну не он сам, его мама – моя бабушка, платила за продленку небольшую сумму денег в Московской области в советской школе. То есть была доплата за присмотр и уход, также, как в детском садике, который тоже всегда был платным, была дотация за продленку.
Поэтому ностальгия о том, что советское образование было бесплатным и все для всех было в свободном доступе – это миф. Советское образование не было бесплатным практически никогда. Но как минимум с 1978 года в те небольшие годы, когда Советский союз развалился, все равно сохранялась плата за те, или иные школьные нужды. В формальном, или неформальном виде. http://academy.foma.ru/sovetskoe-obrazovanie-bylo-besplatnym.html
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
* * * * *
Также: «Платные школы в СССР» https://melfm.livejournal.com/14350.html
«надо учитывать принудительные облигационные займы в размере 20-25% зарплаты. Т.е. реальная зарплата составляла с учетом изъятий в виде займов не 350 рублей, а 280 руб./месяц или 3400 в год.
Таким образом:
— обучение одного ребенка в 8,9,10 классах обходилось в 4% годовой зарплаты одного родителя.
— обучение в вузе обходилось в 9% годовой зарплаты одного родителя (за год обучения).
Но следует учесть, что с селом расплачивались трудоднями, а не деньгами. И заработок годовой – выдаваемый именно деньгами – целой семьи составлял зачастую сумму меньше 1 000 рублей. И тут уж обучение ребенка в выпускных классах или вузе стоило семье крестьянина существенной части денежного дохода.
А еще при Сталине у крестьян не было ни паспортов ни пенсий. » https://tverdyi-znak.livejournal.com/401493.html
«Автор этой статьи закончила музыкальную школу в СССР по классу фортепиано, проучилась семь лет, и всегда удивлялась, почему за обучение в «музыкалке» надо платить, причём немалые для рядового советского гражданина деньги? Два раза в год выписывались платёжки: по 30 рублей за каждое полугодие, итого 60 рублей в год. И это при средней зарплате советского инженера в 120 рэ. Нo это ещё не всё. Надо было купить музыкальный инструмент, и это было дорого, самое дешёвое пианино даже в подержанном состоянии, стоило не дешевле 400 рэ. « — «Внешкольное образование в СССР. Музыкальные школы-платные, спортшколы-бесплатные. В чём причина?» https://cat-779.livejournal.com/533252.html
«О равенстве в СССР. Платное образование для русских» https://brodaga-2.livejournal.com/388077.html
«- А совки не верят, что оно так было))))
— Антон, да не верю. Сам то молодой, но от родителей такого не слышал и вообще ни от кого не слышал. На дезу похоже, или на факты сильно притянутые за уши.
— Александр, в инете даже скан приказа 40 года есть…забавно, но нет, «совки» во что-то там не верят…» http://svobodnye-novosti.ru/new/platnye_shkoly_v_sssr/
Обрадованные советские студенты — волнения в 1940-м https://byacs.livejournal.com/76767.html
Причина волнений — ужасная социально-экономическая ситуация и поэтому партия отчитывалась «О ходе выполнения решения Бюро Обкома от 8 / X – 1940 г. По вопросу реализации постановления Правительства от 2 октября о платности за обучения в 8-9 и 10 классах средних Школ и высших учебных заведениях». https://byacs.livejournal.com/72702.html
* * * * *
Любители всего советского любят втюхивать русским, а вот знаете, сам президент США Джон Кеннеди сказал:
допустим, тут https://karhu53.livejournal.com/13286892.html
* * * * *
А может стоит вспомнить то время, представить его и узнать, что на самом деле представляла из себя советская школа 1950-60-х, и из каких соображений исходил Д. Кеннеди, заявляя такое?
Президента в США окружали многочисленные русские эмигранты, высланные Лениным (Бланком) или успевшие или вынужденные сбежать из СССР, которые внесли огромнейший научный, интеллектуальный вклад во все сферы западной науки и техники.
» О квалификации русских инженеров говорит тот факт, что после революции множество из них вошли в золотой фонд научно-технических кадров зарубежных стран. Можно вспомнить создателя сначала многомоторного бомбардировщика, а потом и вертолета И.И.Сикорского, создателя телевидения В.К.Зворыкина, создателя видеомагнитофона А.М.Понятова и многих других.
Между 1917 и 1925 годами Россия потеряла в разных секторах «высокотехнологичной» промышленности от 70 до 90 процентов наиболее квалифицированных кадров. [2, с.48] Например, из 75 российских специалистов, которые вместе с И.И.Сикорским работали над созданием первого в мире многомоторного бомбардировщика «Илья Муромец», 1 погиб до 1917 года, 25 погибли между 1917 и 1924 годом, 32 эмигрировали. Только 17 человек из 75 остались работать в СССР, причем 8 из этих 17 были репрессированы. [2, с.47]
Если при таких чудовищных потерях ученых и инженеров Советский Союз сумел все-таки остаться в группе лидеров мирового промышленного и научно-технического развития, это говорит о том, каким огромным научно-техническим потенциалом обладала Российская империя, когда все эти люди, живые и здоровые, работали в своей стране.» https://polit-ec.livejournal.com/14447.html
Как сторонник монархии, Октябрьский переворот не принял, но, будучи горячим русским патриотом, встал на путь сотрудничества с советской властью. По сути дела, стал организатором советской химической промышленности. Между тем, в СССР все активнее раскручивался маховик репрессий и казней. Были арестованы многие ученые, друзья Ипатьева, стало известно, что и его арест неминуем. Тогда, во время одной из командировок, он принял решение остаться на Западе в 1930 г. 29 декабря 1936 г. на Общем собрании АН СССР было принято постановление о лишении Ипатьева звания академика, а неделю спустя 5 января 1937 г., ЦИК Союза СССР лишил его советского гражданства. Ему навсегда был запрещен въезд в СССР. Часть его ближайших учеников подверглась репрессиям.
А результат? — СССР пришлось завозить в войну ленд-лизом высокооктановый бензин
«Вклад Ипатьева в химическую науку огромен, но его можно охарактеризовать одной короткой фразой: каталитические реакции при высоких температурах и давлениях. Особенно ценными оказались его открытия для производства высокооктановых бензинов и авиационного топлива. Слава ученого из России росла. В 1937 году он был назван в Америке «Человеком года», его избрали членом Национальной академии Соединенных Штатов, он стал почетным членом многих европейских университетов, в Париже ему вручили высшую награду Французского химического общества – медаль имени А. Лавуазье. Когда отмечалось его 75-летие, лауреат Нобелевской премии Р. Вильштеттер заявил: «Никогда за всю историю химии в ней не появлялся более великий человек, чем Ипатьев».
Исследования Ипатьева позволили наладить производство всевозможных полимеров и пластмасс, без которых вскоре американцы не представляли себе жизни. Ипатьев прославился в США тем, что получил более 200 патентов. В 1939 году он стал членом Национальной академии наук США.
С 1944 года Ипатьев не единожды пытался получить разрешение на возвращение в Россию. Однако бывший тогда послом в США А. Громыко каждый раз отказывал ему. https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1337245.html
* * * * *
Разве президент Д. Кеннеди, представляющий себе нормальное развитие науки и образования в нормальных странах, был ознакомлен с деградацией советского образования при Сталине, которое так и не удалось выправить до 1957 года? И только позже начали происходить изменения.
И это не какие-то там злобные антисоветчики Запада такое сообщают, а советские (конечно, на самом деле русские) ученые: Ударные успехи образования через 17 лет Советской власти в 1935 при Сталине
И как это положение изменилось к лучшему через 20 лет?
«На это нам ответит написанная 60 лет назад и не устаревшая до сих пор статья известного математика и биолога Александра Александровича Любищева — получившего нормальное европейское образование при отсталом царизме и в конце жизни решившего передовое советское образование с полученным им сравнить — что ему блестяще и удалось. «
«моя долголетняя работа в высшей школе (университеты, педагогические и сельскохозяйственные институты), приводившая меня в постоянный контакт с выпускниками школы, заставляет меня сейчас полностью присоединиться к указанному мнению этого умного директора педагогического института. Вряд ли сейчас найдется кто-либо, кто решился бы утверждать, что образовательный уровень получивших современный аттестат зрелости выше или равен уровню старой дореволюционной средней школы. »
Глава первая. О деградации средней школы.
Вопрос о средней школе сейчас вызывает весьма многочисленные дебаты. Кажется, никто не считает, что положение советской средней школы может считаться благополучным. Спор идет, пожалуй, только о том: имеет ли место некоторая стабилизация нашей средней школы на не очень высоком уровне, или происходит деградация школы, в особенности заметная за последние годы. Среди моих знакомых первый сигнал о продолжающемся ухудшении средней школы подал один умный директор педагогического института примерно в 1950 г.. «
Источник