- Будущее нации: рейтинг стран по уровню образования
- Понятие индекса образования
- Как высчитывается EI и на что он влияет?
- Рейтинг заведений по специальностям обучения
- Юридическое образование
- Экономическое образование
- Техническое образование
- Естественные науки
- Медицинское образование
- Гуманитарное образование
- Основные уровни образования в России
- Общее образование
- Профессиональное образование
- Рейтинг по отдельным этапам образования
- Среднее образование
- Высшее образование (бакалавриат и магистратура)
- MBA (Деловое администрирование)
- Аспирантура
- Список лучших стран для учебной эмиграции
- ТОП-13 стран по уровню образования
- Рейтинг национальных систем высшего образования
- Информация об исследовании
- Результаты исследования
- Рейтинг национальных систем высшего образования
- Новости по теме
- Universitas 21: Рейтинг национальных систем высшего образования 2016 года
- Universitas 21: Рейтинг национальных систем высшего образования 2015 года
- Universitas 21: Рейтинг национальных систем высшего образования 2014 года
- Universitas 21: Рейтинг национальных систем высшего образования 2012 года
Будущее нации: рейтинг стран по уровню образования
Программа изучения социальных процессов ООН подразумевает глобальное исследование развития человечества. Основное направление — уровень знаний.
Развитие страны во многом зависит от грамотности населения и качества образования. Подобные выводы делались еще в XIX веке, сегодня ничего не изменилось. Тем не менее, в мире есть территории, где жители не имеют возможности окончить школу. О получении диплома ВУЗа речи не идет. Представляем список стран по уровню образования на 2019 год.
Понятие индекса образования
Существует несколько показателей социального развития населения, одним из которых является уровень образования в стране. Изучением вопроса занимается ООН согласно созданной в 1980 году программе — ПРООН. Цель — вычисление индекса развития человеческого потенциала (ИЧР), складывающегося из нескольких показателей:
- уровня ВВП;
- ожидаемой средней продолжительности жизни;
- индекса образования.
Последний параметр отражает процент грамотного населения и рассчитывается по сложной схеме. Изучением вопроса занимаются международные эксперты, представители ООН, работники института статистики ЮНЕСКО. При проведении переписи населения в анкете присутствует вопрос об уровне знаний человека, собранная информация поступает в базу данных.
Карта мира по ИЧР на 2018 год. Чем интенсивнее цвет синего, тем выше индекс
Развитие личности — сложное понятие, которое подразумевает право на долгую достойную жизнь, просвещение, политические свободы и гарантию прав человека. Понятие ИЧР было разработано экономистом из Пакистана в 1990 году. В том же году опубликован развернутый доклад организации по теме человеческого развития, в котором впервые изменился взгляд на данную тематику. С этого года оценка социального развития ставилась не только по уровню национального дохода, но и по качеству развития медицины и обучения.
Индекс образования (Education Index) складывается не из субъективных оценок экспертов, а согласно реальным показателям.
Как высчитывается EI и на что он влияет?
Для вычисления используют два вида статистических отчетов по темам:
- доля обучающихся в школах, детских садах, колледжах, ВУЗах;
- доля грамотных взрослых граждан страны.
Оценка уровня грамотности на планете по возрастам
Полученная из разных источников информация сравнивается, высчитываются средние баллы по каждому из пунктов. Дополнительно учитывается средняя и ожидаемая продолжительность обучения граждан.
Показатели суммируются, при чем первый берется в соотношении 1/3, второй — 2/3. В итоге складывается индекс страны по уровню образования, выраженный цифрой от 0 до 1. Отметим, что ожидаемая продолжительность жизни граждан и уровень жизни согласно ВВП на душу населения стандартизируются одинаково.
В итоге среднее геометрическое трех показателей представляет собой Индекс человеческого развития (ИЧР). Лидер списка за последние 10 лет — Норвегия.
Важно! Ряд стран, достигших развития, не собирают статистику по уровню просвещенности населения. Для них уровень грамотности по умолчанию равен 99%. На деле это означает, что каждый гражданин получает доступ ко всем этапам образования. Детские сады и школы есть в каждом населенном пункте, а получение степени бакалавра или специалиста ничем не ограничено.
Норвегия занимает 1 место в рейтинге ИЧР на 2019 год, но не является лидером по уровню образования
Рейтинг заведений по специальностям обучения
Получение специальности и диплома о высшем образовании не гарантируют человеку высокую зарплату. Об этом часто забывают жители развивающихся стран. К выбору профессии следует подходить осознанно. Хорошее образование, полученное сегодня, — это вклад в будущее.
Ряд специальностей требуют повышения качества знаний в течение жизни, поскольку технологический процесс не стоит на месте. Врачи, юристы, управленцы, инженеры должны регулярно самосовершенствоваться.
Поговорим о самых распространенных сегодня направлениях обучения. Сравним зарубежные и российские программы.
Юридическое образование
Профильное изучение юридической деятельности которое подразумевает совокупность знаний о государстве, его законах, управлении.
В России подразделяется на:
Оценка качества университетов мира в области юриспруденции от Право.ру
В западных странах этапы подготовки схожи, существуют курсы переквалификации и довузовского обучения. Согласно рейтингу Право.ru, основанному на исследовании дипломов юристов ведущих иностранных компаний, топ-5 стран выглядит так:
- США (Columbia Low School, Harvard Low School, Georgetown University);
- Великобритания (King’s College, Oxford University, BPP Low School);
- Германия (Hamburg University);
- Нидерланды (Leiden University);
- Франция (Universite de Paris).
В России ведущими ВУЗами по качеству юридического образования признаны МГУ, МГЮА, МГИМО.
Экономическое образование
Соискатели профессий с экономическим уклоном встречаются в мире все чаще. В основе обучения лежат данные о современном состоянии экономики и анализ усилий, которые смогли бы улучшить курс.
В развитых странах система экономического профильного обучения поддерживается государством и продвигается при помощи общественных организаций. По этой причине наиболее перспективными признаны ВУЗы:
- Harvard University (США);
- University of Chicago (США);
- Massachusetts Institute of Technology (США);
- Princeton University (США).
Университет Гарварда выпускает лучших в мире экономистов
Ценится в мире экономические дипломы, предоставляемые Сингапуром, Великобританией, Южной Кореей.
Техническое образование
Технический прогресс не стоит на месте. В рейтинге самого перспективного технического обучения представлены ВУЗы из следующих стран:
Учитываются образовательные учреждения, на базе которых изучается промышленное машиностроение, авиакосмическая отрасль, инженерное дело. По данным портала «Мое образование» лучшими техническими университетами России признаны:
МИФИ — лучшая платформа для обучения в России по технической специальности
Естественные науки
Изучение природы сегодня актуально как никогда ранее. Поддержку получают программы защиты флоры и фауны, поиска безопасной экологической модели для различных территорий и зон. Молодежь интересуется проблемами окружающей среды и старается выбрать для этого лучшие университеты. В мировом рейтинге стран представлены:
Лучшим университетом в 2018 году признан Гарвардский.
Медицинское образование
Развитие медицины в стране — один из видов поддержки населения, обеспечения достойного качества жизни. Ряд развивающихся стран имеют программы обучения студентов за рубежом в лучших образовательных учреждения мира с целью получить поколение квалифицированных специалистов. Наиболее рейтинговые учебные заведения расположены в:
По данным портала «Мое образование» лучшими медицинскими ВУЗами в России считаются:
- МГМУ имени Сеченова;
- РНИМУ имени Пирогова;
- СибГМУ;
- ПСПбГМУ;
- СЗГМУ имени Мечникова.
Лучший российский ВУЗ для будущих работников медицинской сферы — МГМУ им. Сеченова
Гуманитарное образование
Гуманитарные науки включают в себя филологию, лингвистику, психологию, изучение религий, антропологию и так далее. В данном направлении активно продвигаются университеты США, Канады, Великобритании, Германии, Австралии и Гонконга.
Основные уровни образования в России
Процесс обучения специальностям в России долгое время не развивался. Кардинальные перемены произошли после Октябрьской революции 1917 года, когда доступ к просвещению, культуре стал свободным, бессословным. Советская власть ставила перед собой проблему ликвидации безграмотности.
С тех пор система пережила несколько реформ. В современном виде, как и в советские годы она делится на следующие уровни:
- общий (включая дошкольный и три уровня общего);
- профессиональный.
Общее образование
Данный уровень обязателен для всех, доступен. Каждый ребенок последовательно преодолевает этапы, получая знания. Цель — формирование личности, нравственных убеждений, развитие специфических способностей.
Школа «Президент» в поселке Жуковка под Москвой
Общее школьное обучение разделено на три этапа:
- начальный (4 класса);
- основной (5 классов);
- средний (2 класса).
Переход от одного этапа к другому возможен лишь после аттестации.
Профессиональное образование
Получение профессии в России — добровольный выбор человека. Профессиональное обучение делится на:
Для удовлетворения потребностей граждан существуют государственные и частные колледжи, институты, академии, университеты. Дипломы высшей степени классифицируют согласно сроку обучения:
- бакалавр (4 года);
- специалист (5 лет);
- магистратура (2 года дополнительно).
Третий уровень профессионального обучения предполагает защиту степеней аспиранта, ординатора.
Рейтинг по отдельным этапам образования
Уровень образования в странах мира может значительно отличаться. Общественные организации проводят исследования, стараясь выявить качество образования на разных этапах. Предлагаем ознакомиться с рейтингами.
Среднее образование
По данным OECD PISA, организации, изучающей качество школьного образования в мире, рейтинг стран в 2015 году выглядит следующим образом:
Исследования за 2018 год проведены, результаты будут опубликованы в декабре 2019 года. Участие в программе оценки грамотности принимали тысячи детей.
Последние результаты исследования от OECD PISA
Высшее образование (бакалавриат и магистратура)
Наиболее высокий уровень высшего образования имеют жители развитых стран. Список, представленный ниже, основан на данных U21 Ranking of National Higher Education Systems и обновляется ежегодно.
Результатами обучения становятся научные исследования, публикации, дальнейшее трудоустройство выпускников, востребованность профессии на рынке труда. Учащиеся со степенью бакалавра иногда стараются окончить магистратуру.
MBA (Деловое администрирование)
Получение степени MBA в школах бизнеса — возможность повысить степень знаний. Ряд учреждений предлагают программу сроком в 1 год, которая пользовалась популярностью, но в итоге уступила первое место стандартным программам продолжительностью в 2 года.
Только в США степень MBA получает 12 тысяч студентов. Наиболее перспективными в этом направлении считаются школы Америки и Великобритании.
Аспирантура
По данным рейтинга, который составлялся THE (Times Higher Education) за 2018 год на основании совокупного балла по пяти параметрам, лучшими университетами мира по качеству аспирантуры признаны:
Список лучших стран для учебной эмиграции
Тем, кто рассматривает переезд за границу с целью начать или продолжить обучение, следует обратить внимание на ВУЗы Великобритании, США. Требования к студентам высокие.
США — лучшая страна для учебной эмиграции
В Европе также стоит рассмотреть учебные заведения Франции, Германии, Нидерландов. В Азии популярностью пользуются системы образования Гонконга, Сингапура.
ТОП-13 стран по уровню образования
Вернемся к теме доступности и качества обучения в мире. Признано, что этот фактор способен объединить нацию, заставить граждан работать на благо государства. Топ-13 стран по уровню образования 2018 года представлен в таблице.
Место | Страна | Индекс |
---|---|---|
1 | Австралия | 0,939 |
2 | Дания | 0,923 |
3 | Новая Зеландия | 0,917 |
4 | Норвегия | 0,916 |
5 | Германия | 0,914 |
6 | Ирландия | 0,910 |
7 | Исландия | 0,906 |
8 | Соединенные Штаты Америки | 0,900 |
9 | Нидерланды | 0,897 |
10 | Великобритания | 0,896 |
11 | Швейцария | 0,891 |
12 | Канада | 0,890 |
13 | Словения | 0,886 |
Россия получила комбинированный индекс 0,816 и заняла 34-ю строчку.
Источник
Рейтинг национальных систем высшего образования
Рейтинг национальных систем высшего образования (U21 Ranking of National Higher Education Systems) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг, измеряющий достижения стран мира в сфере высшего образования по версии международной сети университетов Universitas 21. | ||||
Наименование: | Рейтинг национальных систем высшего образования / U21 Ranking of National Higher Education Systems. | |||
Тематика исследования: | Страны и регионыСоциальное развитиеУровень и качество образования | |||
Направление исследования: | Образование Изучение высшего образования. Общество Изучение социальных процессов. | |||
Отрасль исследования: | Образование и обучение. | |||
Дата исследования: | 2012 год — настоящее время. | |||
Периодичность исследования: | Регулярно (ежегодно). | |||
Организация исследования: | Universitas 21. | |||
Сайт исследования: | http://www.universitas21.com/ | |||
Последнее исследование: | U21 Ranking of National Higher Education Systems 2020. | |||
Связанные исследования: |
| |||
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Настоящий документ подготовлен совместно с экспертной группой сети Universitas 21. Републикация текста не разрешена. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 10.03.2021. | ||||
Рейтинг национальных систем высшего образования (U21 Ranking of National Higher Education Systems) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг, измеряющий достижения стран мира в сфере высшего образования. Исследование проводится ежегодно с 2012 года в рамках глобального проекта международной сети университетов Universitas 21 (U21), в которую входят университеты из 17 стран мира (Австралия, Великобритания, Индия, Ирландия, Канада, Китай и Гонконг, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Сингапур, Чили, Швеция, Швейцария, Япония) с совокупным охватом охватом более 1.3 миллиона учащихся и 220 тысяч преподавателей. Авторы исследования считают, что экономическое развитие и конкурентоспособность современных государств в значительной степени зависит от наличия образованных и компетентных специалистов и технологий, повышающих продуктивность их деятельности и производительность труда. Сектор высшего образования в значительной мере способствует реализации этих потребностей. Более того, в современном мире качественные системы высшего образования, которые имеют широкие связи на международном уровне, способствуют глобальному развитию, благодаря обмену студентами, исследователями, проектами и идеями через национальные границы. Исходя из этих предпосылок, главная цель проекта заключается в том, чтобы выяснить, какие страны предоставляют лучшее высшее образование. В отличие от рейтингов высших учебных заведений (см. например рейтинги лучших университетов мира Times Higher Education и Quacquarelli Symonds), где учитываются показатели отдельных образовательных учреждений, в рейтинге Universitas 21 оцениваются системы высшего образования среди относительно большого числа стран, находящихся на разных этапах экономического и социального развития. Рейтинг рассчитывается по методике Института прикладных экономических и социальных исследований Университета Мельбурна, Австралия, и оценивает национальные системы высшего образования по 24 основным показателям, объединённым в четыре группы:
В итоговых расчётах учитываются поправки на численность населения исследуемых стран. Исследование проводится в государствах, для которых имеются подтверждённые статистические данные по всем показателям. Указанные измерения эффективности систем высшего образования сводятся в итоговом индексе, который определяет позицию каждой страны в мировом рейтинге по результатам международного сопоставления. Результаты исследованияЭта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список стран мира и административных территорий без государственного статуса, упорядоченных по рейтингу эффективности национальных систем высшего образования. В 2020 году исследование охватывает 50 стран. Рейтинг национальных систем высшего образованияUniversitas 21: Ranking of National Higher Education Systems 2020. Рейтинг | Страна | Индекс | | |
1 | Соединённые Штаты Америки | 100.0 | ||
2 | Швейцария | 90.1 | ||
3 | Дания | 85.7 | ||
4 | Сингапур | 84.5 | ||
5 | Швеция | 84.3 | ||
6 | Великобритания | 83.6 | ||
7 | Канада | 83.2 | ||
8 | Финляндия | 82.8 | ||
9 | Австралия | 82.2 | ||
10 | Нидерланды | 81.6 | ||
11 | Норвегия | 80.5 | ||
12 | Австрия | 79.3 | ||
13 | Бельгия | 75.6 | ||
14 | Новая Зеландия | 72.7 | ||
14 | Гонконг | 72.7 | ||
16 | Германия | 70.5 | ||
17 | Франция | 68.6 | ||
18 | Израиль | 67.4 | ||
19 | Ирландия | 66.0 | ||
20 | Япония | 61.9 | ||
21 | Тайвань | 60.5 | ||
22 | Саудовская Аравия | 59.3 | ||
23 | Испания | 58.6 | ||
24 | Южная Корея | 58.0 | ||
25 | Португалия | 57.6 | ||
26 | Китай | 56.8 | ||
27 | Малайзия | 56.1 | ||
28 | Словения | 55.4 | ||
29 | Чехия | 54.8 | ||
30 | Италия | 54.5 | ||
31 | Чили | 54.3 | ||
32 | Польша | 52.6 | ||
33 | Венгрия | 51.3 | ||
34 | Южная Африка | 49.7 | ||
35 | Россия | 49.1 | ||
36 | Украина | 47.8 | ||
37 | Греция | 47.4 | ||
38 | Словакия | 47.2 | ||
39 | Турция | 46.3 | ||
40 | Аргентина | 46.0 | ||
41 | Бразилия | 45.6 | ||
42 | Сербия | 44.2 | ||
43 | Хорватия | 43.6 | ||
44 | Румыния | 43.0 | ||
45 | Болгария | 42.7 | ||
46 | Таиланд | 42.3 | ||
47 | Иран | 42.2 | ||
48 | Мексика | 41.7 | ||
49 | Индия | 39.6 | ||
50 | Индонезия | 35.0 |
Центр гуманитарных технологий , (последняя редакция: 10.03.2021). URL: https://gtmarket.ru/ratings/u21-ranking-of-national-higher-education-systems
Новости по теме
Universitas 21: Рейтинг национальных систем высшего образования 2016 года
Международная сеть университетов Universitas 21 представила рейтинг национальных систем высшего образования стран мира 2016 года.
Universitas 21: Рейтинг национальных систем высшего образования 2015 года
Международная сеть университетов Universitas 21 представила рейтинг национальных систем высшего образования стран мира 2015 года.
Universitas 21: Рейтинг национальных систем высшего образования 2014 года
Международная сеть университетов Universitas 21 представила рейтинг национальных систем высшего образования стран мира 2014 года.
Universitas 21: Рейтинг национальных систем высшего образования 2012 года
Международная сеть университетов Universitas 21 представила рейтинг национальных систем высшего образования стран мира 2012 года.
Источник