- 7.3. ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
- Торговая политика и развивающиеся страны
- Торговая политика развивающихся стран
- реферат.doc
- Министерство науки и образования, молодёжи и спорта Украины
- Одесский национальный экономический университет
- Кафедра международных экономических отношений
- Реферат
- на тему: «Торговая политика развивающихся стран»
- Подготовила:
- Студентка 34 гр, ФЭФ
- Ютиш Кристина
- Проверил:
- Кравченко Е.В.
- Одесса 2011
- Содержание
7.3. ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
Принадлежность к группе из примерно 130 развивающихся стран определяется более низким в сравнении с развитыми странами показателями подушевого ВВП, более низкой долей городского населения, более высокими темпами роста населения, высокими показателями детской смертности и меньшими сроками средней продолжительности жизни людей.
Между тем за четыре последних десятилетия, когда начался отсчет независимого развития этой группы стран, накоплен такой опыт и произошло столько событий, а также предпринято столько попыток осмысления этого опыта и этих событий, что они вполне позволяют назвать наиболее существенные особенности в этой области. В ряду этих событий безусловно следует назвать попытку установления в 1970-х гг. Нового международного экономического порядка (НМЭП), когда все развивающиеся страны и сразу по всему кругу вопросов пытались навязать мировому сообществу правила игры, отличающиеся от рыночных правил регулирования экономических отношений. Однако развитые страны отказались пойти на поводу требований установления НМЭП и с приходом к власти в начале 1980-х гг. консервативных сил в ряде развитых стран направили эти требования в русло диалога «Север—Юг», который окончательно завершился в середине 1980-х гг. Одним из позитивных следствий этого диалога является то, что развитые страны стали прислушиваться к проблемам «третьего мира» и более активно анализировать их.
Одной из проблем такого рода, определивших особенность внешнеторговой политики развивающихся стран, стала нестабильность экспортной выручки. Складываясь у многих стран из доходов от экспорта сырья, она подвергается значительным годовым колебаниям вследствие нестабильности предложения сырья на экспорт, нестабильности спроса на него из-за колебаний конъюнктуры мировой экономики и нестабильности цен. Монокультурный характер экспорта многих развивающихся стран приводит к тому, что мировая конъюнктура влечет для них более тяжелые последствия, чем для развитых стран. При высокой степени открытости экономики, измеряемой отношением стоимости экспорта к ВВП, эти колебания напрямую воздействуют на величину ВВП и бюджета, ставя в уязвимое положение само существование государства. Нестабильность экспортной выручки происходит на фоне долгосрочной тенденции ухудшения условий торговли, т.е. уменьшения ее покупательной способности. Эта тенденция действует вследствие ряда причин, например из-за более низкой эластичности спроса на сырье в сравнении с эластичностью спроса на готовые продукты, более высокой степени конкурентности рынка сырья в сравнении с рынком готовой продукции, нередко олигополистическим, что также ведет к асимметрии цен. К числу других причин можно отнести появление заменителей сырья, широкую практику использования ТНК трансфертных цен и др.
Все это заставляет развивающиеся страны вносить в свою торговую политику меры по стабилизации объемов экспорта, цен и покупательной способности экспортной выручки. К числу таких мер можно отнести попытки создания экспортных картелей; международных буферных запасов сырья; заключение международных соглашений об экспортных квотах; создание фондов, компенсирующих падение объемов экспортной выручки за счет средств, получаемых в годы благоприятной конъюнктуры; мер по диверсификации экспорта, по созданию интеграционных объединений с целью унификации торговой политики и др.
Другой отличительной чертой торговой политики развивающихся стран стало подчинение ее стратегическим целям экономической политики. Формирование группы развивающихся стран пришлось на период, когда определяющим признаком и критерием успеха в экономическом развитии было наличие промышленности и само развитие ассоциировалось с его индустриальной стадией. Преодоление отставания в уровнях экономического развития от промышленно развитых стран в общественном сознании ассоциировалось с ускоренной индустриализацией развивающихся стран, и индустриализация логично рассматривалась ими как ключевое звено всей стратегии и долгосрочных планов экономического развития. На индустриализацию возлагалось решение вопросов занятости, повышения технического уровня экономики, изменение ее отраслевой структуры, выгодного включения в мировой торговый обмен и целого ряда других задач.
В начальный период ориентации на промышленное развитие последнее мыслилось как развитие собственного производства широкого круга промышленных изделий для своего рынка. Рынок сбыта для них представлялся существующим, суверенитет гарантировал его защиту, развитые страны представлялись неисчерпаемым источником капитального оборудования. Лишь спустя годы, где-то в первой половине 1960-х гг., пришло понимание того, что выбранный путь индустриализации есть путь импортозамещения, который не столь однозначно простой. Ибо появились трудности замещения более сложных изделий, очевидной стала узость внутренних рынков, а защита от внешней конкуренции обернулась отсутствием стимулов к эффективности. Возникла и стала популярной идея противоположной — внешней ориентации индустриализации, которая нашла отражение в концепции экспортно-ориентированного развития.
В результате большинство стран сохранило импортозамещение как главный вектор экономического развития, разделившись, правда, на две подгруппы по критерию сильной и умеренной ориентации на внутренний рынок, и лишь примерно пятая часть развивающихся стран избрала экспортно-ориентированное развитие, по большей части умеренное. Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея, выбрав путь безусловной экспортной ориентации, стали спустя десятилетие—полтора первым эшелоном новых индустриальных стран. Как бы там ни было, сегодня представляется, что у развивающихся стран было два альтернативных пути индустриального развития с противоположными целями и задачами торговой политики. Экспортная ориентация оказалась более эффективной, но она вряд ли была достижима сколько-нибудь более значительным числом стран. Импортозаменяющая стратегия оказалась менее эффективной, но она позволила, тем не менее, многим странам добиться выполнения целого ряда других задач. Включение в мировой товарообмен для них не закрыто, особенно для стран с умеренной ориентацией на импортозамещение, которая может быть относительно безболезненно переключена на умеренную экспортную ориентацию. С конца 1980-х гг., по мере признания глобализации как феномена мировой экономики, многие развивающиеся страны, взяв курс на либерализацию внешней торговли, объявили о торговых реформах, в том числе о пересмотре важнейших постулатов импортозамещения.
Определенное своеобразие торговой политике развивающихся стран придает характерный для многих из них дуализм экономики. Контраст между современной и традиционной экономикой наблюдается не только при сравнении развитых стран с развивающимися, но и внутри развивающихся стран, где анклавы современной экономики соседствуют с традиционным окружением.
В литературе иногда развивающиеся страны объединяются со странами переходной экономики, что призвано, по-видимому, подчеркнуть схожесть хотя бы части их параметров развития и проблем. Однако, даже если такое сходство существует, это объединение не совсем корректно, ибо переходное состояние ожидается исторически менее длительным, чем состояние слаборазвитое™, да и характер трансформаций здесь качественно иной. Важно отметить, что общим вектором изменений в торговой политике стран с переходной экономикой стал отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю, ее либерализация в соответствии с требованиями открытости экономики.
Источник
Торговая политика и развивающиеся страны
До сих пор мы анализировали вопросы торговой политики на абстрактном уровне, как бы вне контекста, ничего не говоря о стране, проводящей ту или иную политику. Конечно, каждая страна имеет свою историю и специфику, но для вопросов торговой политики главным является фундаментальное разделение всех стран на две группы. Одну группу составляют развитые, или передовые, страны Соединенные Штаты, страны Западной Европы, Япония и некоторые другие. Каковы бы ни были их собственные экономические проблемы, по сравнению с остальным миром эти страны можно считать весьма преуспевающими. Имея лишь 15% населения мира, развитые страны дают 70% мирового производства и всего объема международной торговли. Учитывая, что развиваются они динамично, можно предположить, что их экономический механизм хорошо отлажен, поэтому роль торговой политики невелика, равно как и возлагаемые на нее ожидания. Однако большая часть населения мира живет в развивающихся странах, экономически сильно отстающих от развитых стран1. Развивающиеся страны также сильно различаются между собой. На одном полюсе находятся быстро растущие страны, например Южная Корея (которой, возможно, скоро будет «присвоено звание» развитой страны), на другом страны, находящиеся на грани выживания, вроде Эфиопии. Несмотря на огромные различия между развивающимися странами общая относительная отсталость придает их торговой политике ряд общих черт. Во-первых, многие развивающиеся страны попытались использовать внешнеторговую политику для того, чтобы стимулировать промышленность в противовес традиционным для их хозяйства добывающим и аграрным отраслям. По их мнению, это могло помочь им преодолеть отставание от более богатых стран. Во-вторых, многие бедные страны пытались применить внешнеторговую политику для решения проблемы неравномерного развития или так называемого дуализма экономики внутри страны. И наконец, развивающиеся страны иногда утверждали, что их отсталость не имеет внутренних причин и скорее является следствием несправедливого международного экономического порядка, пересмотра которого они пытались достичь с помощью международных переговоров. В данной главе рассмотрим специфические вопросы торговой политики, возникшие в результате описанных выше причин. Следующая глава (12) посвящена проблемам развитых стран.
Внешнеторговая политика в целях промышленного развития Наверное, наиболее принципиальная разница между внешнеторговой политикой в развитых и бедных странах состоит в том, что в последних она направлена на стимулирование в первую очередь национальной промышленности. Такая направленность до какой-то степени объясняется тем, что промышленность стала символом национального развития. Большая часть развитых стран экспортирует в основном промышленные изделия, в то время как бедные страны экспортируют обычно сельскохозяйственное и минеральное сырье. Некоторые страны этой группы, стремясь подчеркнуть свою мощь и независимость, часто питают склонность к реализации грандиозных промышленных проектов, в частности, в сталелитейной и нефтехимической промышленности. Помимо соображений престижа, правительства подвержены воздействию и теоретических аргументов в пользу развития внешнеэкономической политики, направленной на развитие промышленности. Среди этих аргументов наиболее важны доводы в защиту от иностранной конкуренции молодых отраслей, о которых мы говорили в гл. 6.
Источник
Торговая политика развивающихся стран
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:34, реферат
Краткое описание
Проблемы внешнеторговой политики являлись предметом исследований многих авторов. Теоретически доказано, что внешнеторговая политика может основываться на концепции протекционизма или свободной торговли. Протекционизм предполагает защиту национального производства за счет
Содержание
1.Введение……………………………………………………………………………2
2.Развивающиеся страны в системе международных экономических отношений:
а) Место и роль развивающихся государств в международном товарообмене……………………..3
б) Развитие и реструктуризация товарного экспорта развивающихся стран………………. 4
в) Иностранный капитал в экономике развивающихся стран ……………………7
Заключение……………………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………………11
Вложенные файлы: 1 файл
реферат.doc
Министерство науки и образования, молодёжи и спорта Украины
Одесский национальный экономический университет
Кафедра международных экономических отношений
Реферат
на тему: «Торговая политика развивающихся стран»
Подготовила:
Студентка 34 гр, ФЭФ
Ютиш Кристина
Проверил:
Кравченко Е.В.
Одесса 2011
Содержание
2.Развивающиеся страны в системе международных экономических отношений:
а) Место и роль развивающихся государств в международном товарообмене…… ………………..3
б) Развитие и реструктуризация товарного экспорта развивающихся стран………………. 4
в) Иностранный капитал в экономике развивающихся стран ……………………7
Проблемы внешнеторговой политики являлись предметом исследований многих авторов. Теоретически доказано, что внешнеторговая политика может основываться на концепции протекционизма или свободной торговли. Протекционизм предполагает защиту национального производства за счет ограничений иностранной конкуренции. Идеи свободной торговли предполагают, что хозяйственное поле страны не имеет запретов для проникновения иностранных товаров и капиталов. Ключевыми проблемами внешнеэкономической политики, ответ на которые искали многие экономисты, начиная с А. Смита и Д. Рикардо, являлись определение наиболее выгодного экспортного товара, выявление направлений эффективной специализации страны, определение конкурентных преимуществ страны, измерение выгод от внешней торговли и их распределение между торговыми партнерами. Так, например, М. Портер исследовал вопросы международной конкуренции . Внешнеэкономическая политика применительно к развивающимся странам исследовалась П. Линдертом , сотрудниками Всемирного банка Т. Винодом и Дж. Нэшем , рядом белорусских ученых .
Основными вопросами, которые приходится решать развивающимся странам в отношении международной торговли, являются следующие:
1. Должны ли развивающиеся страны применять политику открытой торговли с небольшими, если таковые вообще нужны, барьерами для импорта?
2. Следует ли правительствам активно стимулировать торговлю с помощью субсидирования своего экспортного сектора? Или они должны ограничивать торговлю и проводить политику большей самодостаточности?
Подобные вопросы решают практически все страны, однако для развивающихся стран они чрезвычайно важны, ибо определенные виды сырья, капитальное оборудование, полуфабрикаты, так необходимые для ускорения развития, могут быть получены только из-за рубежа.
Во внешнеторговой политике развивающихся стран с момента приобретения ими независимости прослеживаются определенные закономерности перехода от одной ее модели к другой по мере их экономического роста. На внешнеторговую политику оказывают влияние как общая тенденция либерализации мировой торговли, так и специфические цели самих развивающихся стран, осознающих необходимость внесения изменений в свою политику.
Известно, что за два последних десятилетия ХХ в. многие развивающиеся страны достигли относительного роста валового национального продукта. Средние темпы роста во всех развивающихся странах увеличились до 6 %, что почти вдвое выше темпов роста развитых стран . Произошел также рост валового внутреннего продукта на душу населения.
По мере ускорения экономического роста и повышения жизненного уровня происходила либерализация мировой торговли и углубление интеграции. Так выглядела ситуация для богатых стран в период их индустриального развития, так же обстояли дела и в успешно интегрировавшихся развивающихся странах. Китай, Индия, Республика Корея и Тайвань стали интенсивно снижать тарифы после проведения реформ, которые способствовали экономическому взлету.
Либерализация торговли, новые технологии создавали условия для роста торговли. После Второй мировой войны среднегодовые темпы роста мировой торговли уже в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. За последние 50 лет XX в. мировой торговый оборот вырос в 25 раз. Уровень среднего тарифа упал с 25 % в 1980 г. до 11 % в начале XXI в. По мере роста экономики развивающихся стран росла и доля в мировой торговле (20—24%) .
Следует учитывать, что экспорт важен не только как источник дохода, но и как средство для финансирования импорта новой технологии, необходимой для экономического роста, повышения уровня жизни и укрепления конкурентоспособности на мировом рынке.
2. Развивающиеся страны в системе международных экономических отношений
а) Место и роль развивающихся государств в международном товарообмене
Активное участие в международном разделении труда, разветвленная система мирохозяйственных связей, опосредующая межстрановые потоки материальных и финансовых ресурсов, уже давно стали непременным условием экономического прогресса. Вступив в мировое сообщество как независимые государства, развивающиеся страны с начала 70-х годов все активнее стремятся участвовать в международном разделении труда.
Необходимость их участия в международном разделении труда объясняется тем, что они не производят целый ряд необходимых для воспроизводства товаров. В то же время они являются производителями сырья и ряда комплектующих изделий, столь необходимых для промышленно развитых стран. В МРТ включены многие сферы хозяйственной деятельности развивающихся стран. Прежде всего, производство сырья и готовых товаров, составляющих базу международной торговли, которая
обеспечивает перемещение преобладающей части всех экономических ресурсов между развивающимися странами и остальным миром. Международная торговля для развивающихся стран, особенно для самых бедных, остается наиболее надежным источником внешних доходов. До 56% всего товарного экспорта развивающихся стран сбывается на рынке промышленно развитых государств.
б) Развитие и реструктуризация товарного экспорта развивающихся стран
По ряду традиционных товаров происходит перераспределение долей среди самих развивающихся стран. Так, с 90-х по 2005 год отмечается сокращение доли Африки в общем объеме экспорта по развивающимся странам. Она упала более, чем в 2 раза (с 1,7% до 8%) при постоянном увеличении поставок из азиатских государств. Те развивающиеся страны, где сырье — основа экспорта, остро нуждаются в изыскании дополнительных экспортных ресурсов, способных затормозить ухудшение их позиций на мировом рынке.
В связи со снижением материало- и энергоемкости промышленности индустриальных стран значение природного сырья в международной торговле имеет четко выраженную тенденцию к падению. Главным противодействием этой тенденции со стороны развивающихся стран стала диверсификация экспорта: переработка вывозимого сырья, продвижение на мировой -рынок других видов промышленной продукции и др.
Несмотря на многие проблемы в области расширения экспорта традиционных товаров, доля развивающихся стран в общем мировом экспорте постепенно/ но неуклонно, повышается. Так, в 2003 г. она возросла до 28,7% против 25% в 1987 году. В конце 90-х годов физический объем их экспорта сохранял тенденцию к росту. Таким образом, происходит реструктуризация совокупного экспорта развивающихся государств. Доля промышленных изделий (включая цветные металлы) в экспорте развивающихся стран в 2003 году достигла 63,7% (без учета минерального топлива — 77,3%). Растет и доля развивающихся стран в мировом промышленном экспорте. В 2003 г. она достигла 22,5% по сравнению с 19% в 1996 г. и 11% в 1985 г. Наше время свидетельствует о постоянстве тенденции увеличения доли развивающихся стран в мировом экспорте.
Особенно значимую роль в росте промышленного экспорта играют машины и оборудование, экспорт которых в 1996-2003 гг. вырос более, чем в 90 раз. На их долю пришлось 45,7% общего прироста промышленного и 27% совокупного товарного экспорта. Экспортная квота развивающихся стран растет быстрее соответствующего показателя промышленно развитых государств. Так, если первая за период 1996-2003 гг. увеличилась более чем в 2,5 раза, то вторая — менее чем на 2/3.
Убедительным подтверждением этого поистине исторического сдвига в увеличении экспорта развивающихся стран и его товарной структуре служит повышение их роли в мировой торговле: 10 из 14 наиболее значимых по стоимости видов машинно- технической продукции.
За общими цифрами повышения доли развивающихся стран в мировом промышленном экспорте стоят неодинаковые по сути и объемам достижения отдельных стран. Так, некоторым странам за период 1990-2002 гг. удалось увеличить свое участие в международном разделении труда за счет вывоза сырья (примерно 12 стран, например, Иран, Конго, Лаос, Боливия, Парагвай и др.). Остальные страны собственную долю в мировом экспорте повысили за счет активного продвижения на внешние рынки продукции обрабатывающей промышленности. В свою очередь среди этой группы успехи отдельных стран также значительно разнятся. Впереди идут новые индустриальные страны. Другие же развивающиеся страны внесли гораздо меньшую долю и усилия в увеличение промышленной составляющей экспорта. А некоторые, например, самая крупная страна Африки Нигерия, даже сократили свою долю в промышленном экспорте.
Оценивая итоги участия развивающихся стран в международном разделении труда на примере международной торговли, можно видеть, что мировое хозяйство перестраивается весьма неравномерно. В то время как ряд стран используют достижения научно-технического прогресса, большая часть развивающегося мира опирается по-прежнему на традиционные, а частично и доиндустриальные промышленные технологии.
Характеризуя общую ситуацию с положением развивающихся стран в мировой торговле, следует указать на возможность того, что наименее развитые страны во все большей степени будут «выдавливаться» из системы международных экономических отношений. К такому выводу приходят авторы доклада Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) (1996 г.). По мнению авторов доклада, глобальный торговый пакт в рамках Уругвайского раунда ГАТТ подразумевает сокращение субсидий на экспорт продукции сельского хозяйства. Этим наносится сильный удар по слаборазвитым странам. Себестоимость пшеницы, сахара, мяса и других продуктов повысится. Соответственно, суммарный ежегодный торговый дефицит самых бедных стран к 2000 г. вырос на 300-600 млрд. долл.
При уменьшении доли сырья и продовольствия в мировой торговле специализация на их производстве теряет свою движущую функцию. Сырьевая специализация в поддержке экономического роста способна выполнить лишь вспомогательную роль. Придать же необходимую ему динамику можно только осваивая такой сегмент международного экономического обмена, как рынок простейших промышленных товаров, на производстве которых занято большое число рабочих рук.
Тенденции развития международной торговли свидетельствуют: в последнее десятилетие быстро растет значимость и объемы разного рода услуг. Развивающиеся страны могут активно использовать и уже используют свои возможности на этом пути. Например, туризм и трудовые услуги путем экспорта рабочей силы на выполнение разного рода простейших и, как правило, низкооплачиваемых работ.
Для многих развивающихся стран туризм давно стал одним из важнейших источников поступления иностранной валюты. Так, для Египта туризм является третьим по значимости источником получения СКВ после валютных переводов египетских рабочих, временно занятых за рубежом, и иностранной помощи. Особенно бурно в последние годы развивается иностранный туризм в Турции (8% в год по сравнению с 4% общемирового роста туризма). Турция входит в пятерку стран, отличающихся наиболее динамичным развитием этого сектора национальной экономики. Так в 2005 г. республика по размерам доходов от туризма занимала 6 место в мире. Страна выигрывает в конкуренции с основными соперниками — Грецией и Испанией, благодаря относительно низкой стоимости рекреакционных услуг.
Валютные поступления от экспорта рабочей силы за последние годы наиболее высокими темпами возрастали именно у развивающихся стран — 10% в год. Получая ежегодно значительные суммы из этого источника, многие развивающиеся государства создали у себя своего рода экспортную специализацию по трудовым услугам. Зачастую она является одним из важнейших источников валютных доходов. С начала 90-х годов до настоящего времени экспорт рабочей силы наиболее сильное влияние оказывает на экономику Пакистана. Для Пакистана переводы рабочих из-за рубежа больше поступлений от экспорта товаров и услуг в 5 раз. Для Египта этот показатель составляет 40%, Марокко — 50%, Турции — 60%, Индии — 80%.
в) Иностранный капитал в экономике развивающихся стран
Стремление выйти из «порочного круга бедности», стимулировать развитие передовых отраслей экономики, придать динамизм всей экономике в целом побуждает развивающиеся страны активно привлекать иностранный капитал. В этих целях совершенствуется инвестиционный климат, создается необходимая инфраструктура, организуются специальные экономические зоны с особо льготными условиями для иностранного предпринимательского капитала. Усилия многих развивающихся стран не пропали даром. По данным Мирового банка, приток частного капитала в экономику развивающихся стран ко второй половине 90-х годов заметно усилился и достиг уровня в 243,8 млрд. долл. Примерно половина этого объема приходится на прямые инвестиции.
По оценке американской консалтинговой фирмы «Эрнст и Янг», в ближайшие годы наиболее привлекательными из развивающихся стран по вкладыванию капитала будут: Китай, Индия, Индонезия, а также Мексика и Бразилия.
Источник