Министерство экономического развития Российской Федерации
ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОГНОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ
КОНКУРСЫ
—>
Направления
Макроэкономика
Стратегическое планирование
ФЦП, ФАИП и ВЦП
Развитие конкуренции
Малый и средний бизнес
Внешнеэкономическая деятельность
Противодействие коррупции
НИР/НИОКР
Государственные гарантии
Недвижимость
Административная реформа
Электронное правительство
Корпоративное управление
Финансовые рынки
Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
Общественный совет
Инновации
Природопользование
Естественные монополии
Приватизация федерального имущества
Социально ориентированные некоммерческие организации
Эффективное управление государственным имуществом
Экономика социальной сферы
Развитие экономики регионов
Институты развития
Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
Государственно-частное партнерство
Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
Стратегическое и территориальное планирование
Перспективное пространственное планирование
Антикризисные мероприятия регионов
Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
Главная → Деятельность → Направления → Внешнеэкономическая деятельность → Двустороннее сотрудничество → Экономическое сотрудничество со странами СНГ
Экономическое сотрудничество со странами СНГ
В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640, к приоритетным направлениям внешней политики Российской Федерации относятся развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и дальнейшее укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием.
Российская Федерация работает над дальнейшей реализацией потенциала СНГ, укреплением Содружества в качестве влиятельной региональной организации, форума для многостороннего политического диалога, а также в качестве механизма многопланового сотрудничества в сфере экономики и гуманитарного взаимодействия. При этом экономические связи со странами Содружества развиваются в двустороннем и многостороннем форматах на основе принципов прагматизма, взаимной выгоды и учета интересов партнеров.
Выступая за всеобъемлющее выполнение государствами-участниками СНГ обязательств в рамках региональных интеграционных структур с российским участием и обеспечение дальнейшего развития интеграции и взаимовыгодного сотрудничества на пространстве СНГ, Российская Федерация активно содействует расширению экономического сотрудничества с государствами-участниками СНГ, в том числе путем совершенствования нормативно-правовой базы Содружества в соответствии с Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года и решений, принятых в его развитие.
В двустороннем сотрудничестве ключевую роль играет организация деятельности межправительственных комиссий. В ходе заседаний принимаются решения, направленные на совершенствование торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, увеличение объемов торговли и реализацию крупных инвестиционных проектов.
В соответствии с вышеуказанной Концепцией Россия также продолжает расширять стратегическое взаимодействие с Республикой Белоруссия в рамках Союзного государства в целях развития интеграционных процессов во всех сферах». В числе российских приоритетов также остается содействие становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению их международных позиций, обеспечению надежной безопасности и социально-экономическому восстановлению.
Источник
Торгово экономическое сотрудничество россии странами снг
Внешнеторговый оборот России со странами указанных регионов в период с января по август 2019 года составил 359,9 млрд. долл. США (- 3,3 %), в том числе, экспорт составил 232 млрд. долл. США (- 4,2 %), импорт – 127,9 млрд. долл. США (- 1,7 %). Положительное сальдо России в торговле со странами Азии, Америки, Африки, Ближнего Востока, Европы и Австралией в период с января по август 2019 г. составило 104 млрд. долл. США. При этом доля стран в объеме экспорта России выросла на 0,02 %. Ведущими российскими торговыми партнерами (порядка 61,8 % объема торговли) по-прежнему являются Китай (16,2%), Германия (8 %), Нидерланды (7,71 %), Турция (4,1 %), США (4,05 %), Республика Корея (3,88 %), Италия (3,82 %), Польша (2,5 %), Финляндия (2,16 %), Великобритания (2,16 %), Франция (2,11 %), Индия (1,55 %), Бельгия (1,45 %), Чехия (1,28 %) и Египет (0,93 %).
В большинстве стран этих регионов реализуются крупные государственные программы, проекты, направленные на модернизацию и развитие отдельных отраслей экономики – энергетики, транспортной инфраструктуры, машиностроения, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства. Это определяет интерес к выходу на данные рынки российских компаний, обладающих необходимой востребованной продукцией, технологиями и компетенциями.
Важными составляющими этой работы являются разработка двусторонних стратегий сотрудничества, совершенствование нормативно-правовой базы, выявление и снятие ограничений и барьеров в торговле, проведение международных мероприятий и решение «точечных» проблемных вопросов в интересах отечественного бизнеса.
С крупнейшими зарубежными экономическими партнерами активно развиваются специальные форматы сотрудничества:
С Китаем – Соглашение о Евразийском экономическом партнерстве, сопряжение строительства ЕврАзЭС и концепции «ОПОП».
С Республикой Корея – дорожная карта реализации концепции «Девяти мостов».
С Индией – Экономический стратегический диалог, Стратегии действий по активизации российско-индийского экономического сотрудничества на период 2019-2021 гг.
С Египтом – стратегическое партнерство.
Со странами Африки – новая концепция экономического взаимодействия.
С Германией – Декларация о двусторонней инициативе «Партнерство для эффективности».
С Францией – дорожная карта по реализации Совместного заявления Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства экономики и финансов Французской Республики по «новому российско-французскому партнерству для экономики будущего».
Универсальным механизмом постоянного взаимодействия в торгово-экономической сфере с иностранными партнерами, а также средством сопровождения проектов российских экономических операторов является деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК).
В настоящее время Департамент развития двустороннего сотрудничества обеспечивает функционирование секретариатов 95 МПК. С января 2019 года проведено 35 заседаний МПК (9 высокого уровня) и 26 встреч сопредседателей МПК.
Источник
Торгово экономическое сотрудничество россии странами снг
СНГ – это Содружество Независимых Государств По данной теме мы уже выполнили реферат Содружество Независимых Государств подробнее , объединяющее 10 стран бывших советских республик, и решающее задачи политической, экономической, культурной интеграции.
Роль России в СНГ
Содружество Независимых Государств было образовано 8 декабря 1991 года, в рамках Беловежских договоренностей. Первоначально состав СНГ включал в себя 11 стран, к которым позднее в 1993 году присоединилась Грузия. Изначально Содружество рассматривалась как форма реформирования советской системы, реинтеграция бывших республик на новом уровне взаимодействия, которая должна была поспособствовать их становлению как независимых государств, с сохранением старых экономических, военных взаимосвязей.
Готовые работы на аналогичную тему
Вместе с тем, несмотря на формальное соглашение с целями и задачами СНГ, фактически страны-участники осуществляли противоположную деятельность, направленную на активный поиск новых международных партнеров, прямую интеграцию в состав НАТО По данной теме мы уже выполнили творческую работу Основные направления сотрудничества России и НАТО подробнее или ЕС, а также использования взаимных соглашений в рамках СНГ в первую очередь для получения преимуществ, дешевых ресурсов, и рынков сбыта для собственных товаров.
Россия играет в рамках функционирования всей системы СНГ значительную роль, как наиболее крупное, экономически развитое, и стабильное государство. На первом этапе функционирования СНГ в 1991-1992 годах Россия продолжала поставки дешевого сырья и энергоресурсов в страны СНГ, а также финансовую поддержку бывших республик. Кризис СНГ 1993 года во многом был связан с окончательной переориентацией России на рыночную систему экономики, в том числе и в отношении внешнеэкономических связей, что привело к резкому росту цен на энергоносители для других стран. Во многом именно напряженные политические отношения России и Грузии По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Российско-грузинские отношения подробнее , а также и Украины, привели к выходу данных стран из Содружества.
Именно от действий России, ее способностей предложить интересные условия партнерства, экономического сотрудничества и интеграции, зависит дальнейшая судьба СНГ, существование или окончательная деградация данной организации, ее замена региональными профильными образованиями, такими как ЕАЭС, ОДКБ По данной теме мы уже выполнили реферат Особенности деятельности ОДКБ подробнее и т.д.
Состояние и перспективы экономических связей России и стран СНГ
Характерными сторонами экономических взаимоотношений России и стран СНГ можно считать следующие особенности:
большое значение сырьевых отраслей в экономике стран;
ориентацию в импорте высокотехнологичных продуктов, наукоемких и инновационных изделий на страны дальнего зарубежья;
тесные взаимосвязи производств стран СНГ, особенно в оборонной сфере;
наличие развитой транспортной инфраструктуры между странами СНГ.
Таким образом, существуют как значительные препятствия, так и благоприятствующие факторы в отношении развития внешнеэкономических связей России со странами СНГ. Следует отметить, что для самой России страны СНГ не являются крупнейшими экономическими партнерами, она в большей степени ориентирована на экспорт сырья и полуфабрикатов в Евросоюз По данной теме мы уже выполнили реферат Европейский Союз подробнее , а также импорт из Китая, ЕС и других стран дальнего зарубежья, в то время как импорт из стран СНГ не превышает 30%.
Аналогичная картина характерна и для самих стран-участниц СНГ, их взаимный товарооборот, а также инвестиции невысоки. Причиной этого является слабость и неразвитость производственного сектора экономики, отсутствие высокотехнологичных производств, продукты которых могли бы конкурировать с зарубежными товарами. При доминировании сырьевого сектора в экономике как России, так и многих ее партнеров – Казахстана, Туркменистана, Азербайджана, развитие инновационных, наукоемких и высокотехнологичных производств практически не происходит, а ниша стран в мировой системе разделения труда остается незавидной позицией дешевой сырьевой базы. В таких условиях экономика стран становится крайне зависимой от внешних факторов, в первую очередь от потребностей в энергоресурсах стран-потребителей, а также колебании цен, и снижает эффективность экономических интеграционных процессов и соглашений между странами СНГ.
Взаимная незаинтересованность низкокачественной продукцией, а также низкая емкость и платежеспособность рынков стран СНГ дает основания для пессимистических прогнозов развития торговых связей России и СНГ. В тоже время ряд исследователей выделяет в первую очередь позитивные моменты.
В частности, структурные связи между промышленными предприятиями стран СНГ сохранились еще с советского периода, в первую очередь это касается оборонной отрасли, авиа и кораблестроения, космической отрасли, на которые и приходится основной объем промышленной торговли России и стран СНГ. Также значительный объем приобретает трудовая миграция, для ряда стран Содружества – Таджикистана, Молдавии, Киргизии, Армении денежные переводы трудовых мигрантов составляют до 40% ВВП. Кроме того, сохраняется единая транспортная инфраструктура стран СНГ, которая получает свое дальнейшее развитие и в настоящее время. Юридическое обеспечение экономической интеграции происходит в рамках межнациональных организаций и двусторонних отношений.
Конкуренты России на пространстве СНГ
В рамках внешнеэкономических процессов, и интеграции со странами СНГ, Россия сталкивается с достаточно жесткой конкуренции целого ряда государств и блоков:
Евросоюз выступает для стран СНГ с одной стороны наиболее крупным экспортером высокотехнологичной продукции, а с другой импортером энергоресурсов и полуфабрикатов. Длительное время сотрудничество с ЕС влекло за собой дезинтеграционные процессы в СНГ, в частности с усилением сотрудничества с ЕС связан выход Украины из СНГ и Таможенного союза. Однако по мнению экспертов, СНГ может выступить в будущем для ЕС выгодным в качестве именно системного партнера, для противостояния экономической экспансии США и Китая.
Китай достаточно активно развивает свое сотрудничество со странами среднеазиатского региона, наращивая как товарооборот, так и объем инвестиций, вкладываемых в добывающую отрасль и инфраструктуру. Сотрудничество Китая со странами СНГ строится в рамках Шанхайской По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Становление и развитие Шанхайской Организации Сотрудничества подробнее организации сотрудничества, а также проекта Нового Шелкового пути, который согласно одному из вариантов может проходить через страны Центральной Азии По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Проблемы обеспечения безопасности в Центральной Азии подробнее в обход России.
Интересы США в регионе имеют прежде всего политический характер. США не взаимодействует со странами СНГ как серьезный торговый партнер, но вкладывает значительный объем средств в инвестирование добывающей промышленности сырьевых стран.
Серьезным конкурентом России является также Турция По данной теме мы уже выполнили реферат Турция подробнее , которая наращивает товарооборот со странами Закавказья, а также предлагает альтернативные пути транспорта газа и нефтепродуктов в Европу.