Торговые отношения с соседними странами швейцарии
Составлено по: Swiss National Bank. Topic Overview. International economic review. Direct investment. SNB. Zurich. 2018 // http://data.snb.ch/en/topics/aube#1!/cube/fdichtlanda
Как видно из Таблицы 3, объем швейцарских инвестиций за рубежом постоянно рос, в основном они были сконцентрированы в странах ЕС. Та же тенденция наблюдалась и с накопленными ПИИ в Швейцарии, где также основными инвесторами были страны Евросоюза. Приток инвестиций в Швейцарию в 2007-2016 годах в целом носил повышательный характер, кроме 2013 и 2014 годов, но был неравномерным. В 2016 году произошло падение более чем на 40%, с 78,36 млрд. швейцарских франков до 47,34 млрд. 15 .
Для швейцарских инвестиций за рубежом характерен постоянный рост, особенно в последние четыре года. Число инвестиционных проектов выросло более чем вдвое: в 2007 году оно составляло 131, в 2011 году — 190, а в 2016 году уже 289. За последние 20 лет швейцарские проекты содействовали созданию в странах ЕС около 100 тыс. рабочих мест. Эти проекты в целом концентрировались в приграничных странах: в 2016 году 110 проектов были размещены в Германии (38%), 35 — во Франции (12%), семь проектов — в Италии. Основная часть швейцарских ПИИ в странах Евросоюза направлялась в торговлю и маркетинговые услуги.
После экономического и финансового кризиса 2008 года в отношениях Швейцарии и ЕС наметились определенные сложности. Кризис незначительно затронул экономику Швейцарии, которая в этот период диверсифицировала экспорт высокотехнологичной продукции, использовала наиболее сильные стороны и преимущества своей экономики, активно привлекала иностранный капитал. Однако в этот период Швейцария впервые объявила странам ЕС, что в сложной ситуации не сможет гарантировать сохранение рабочих мест для выходцев из стран ЕС в ущерб коренным жителям 16 . В ответ в Брюсселе заявили, что их не устраивает положение Швейцарии, которая не вступает в ЕС, пользуясь при этом основными его привилегиями и выгодами, а также ее позиция «мы с вами, но мы не с вами».
Более серьезные разногласия в отношениях с ЕС возникли после проведения в феврале 2014 года референдума по вопросам введения квот для мигрантов. После расширения ЕС в 2004 году страна стала опасаться усиления нагрузки на рынок труда из-за свободы перемещения граждан, так как еще восемь стран ЦВЕ получили доступ к швейцарскому рынку труда с 2011 года после переходного периода. С 2016 года к ним должны были присоединиться Болгария, Румыния и Хорватия. Уже в 2012 году Швейцария ввела квоты на получение вида на жительство до 2 тыс. разрешений в год для граждан восьми новых стран ЕС (Центральной и Восточной Европы), а с мая 2013 года она урезала их до 545 в год.
Миграционные процессы в Швейцарии имеют ряд особенностей. Во-первых, почти 3/4 трудовых мигрантов приходится на развитые страны Европы, в основном это приграничные Франция, Германия, Италия, а также Португалия, и только1/4 — на развивающиеся страны. Во-вторых, основная часть европейских мигрантов — это высококвалифицированные кадры. В-третьих, это большая доля маятниковой миграции из соседних стран, так называемые фронтальеры, которые каждый день возвращаются к себе домой, при этом они достаточно квалифицированы и работают во всех основных отраслях швейцарский наукоемкой экономики. Их число в 2004-2017 годах удвоилось — со 160 тыс. человек до 320 тысяч 17 .
На референдуме 2014 года против массовой миграции проголосовало 50,3% граждан при явке в 56,6%. Франкоговорящие кантоны не поддержали введение квот, германоговорящие разделились. У правительства после референдума было три года до февраля 2017 года на приведение в силу итогов голосования. Еврокомиссия заявила, что этот шаг противоречит принципу свободы передвижения людей между ЕС и Швейцарией и она изучит последствия этой инициативы для их отношений в целом. Результаты референдума означали возможность использования «принципа гильотины» и автоматическую отмену шести других соглашений первого пакета соглашений, так как свобода трудовой миграции включена в свободное перемещение граждан и не может быть «оторвана» от остальных договоренностей с ЕС.
На конец августа 2017 года число иностранных граждан, проживающих в Швейцарии, составило 2,1 млн. человек и достигло почти четверти от общего населения в 8,4 млн. человек. 80% из них — это выходцы из европейских стран. По данным Швейцарского федерального ведомства статистики (BFS), в 2015 году в стране проживало 396 тыс. человек, родившихся в Швейцарии, но не имеющих ее гражданства (около 20% от общего числа иностранцев) 18 .
Прекращение секторальных соглашений Швейцарии с ЕС, ее «отключение» от единого рынка не в интересах обеих сторон. А сокращение притока рабочей силы из Евросоюза может нанести ущерб успешной экономической модели страны. Поэтому, не дожидаясь 2017 года, когда Швейцария должна была реализовать реформы по мигрантам и согласовать с ЕС конкретный механизм квот для них, парламент страны 16 декабря 2016 года фактически отказался ограничивать приток рабочей силы из ЕС.
Число мигрантов из стран ЕС, прибывающих в Швейцарию на постоянное жительство, сократилось в 2017 году почти вдвое по сравнению с 2013 годом (с 60 957 человек в 2013 г. до 30 799 человек в 2017-м). Основной причиной стало улучшение экономической ситуации во многих странах ЕС, поэтому в Швейцарию приехало итальянцев на 32% меньше, чем в 2016 году, немцев стало меньше на 10%, число покидающих Швейцарию португальцев превышает число въезжающих в нее 19 . Тем не менее 16 января 2018 года правоконсервативная Швейцарская народная партия (SVP) официально запустила новую законодательную «Ограничительную инициативу» с целью «обуздания иммиграции» («Begrenzungsinitiative»), которая фактически ставит под вопрос принцип свободы передвижения в отношениях ЕС и Швейцарии.
Существуют разногласия между Берном и Брюсселем и относительно России. Формально Швейцария так и не присоединилась к санкциям против РФ, за исключением экспорта товаров военного и двойного назначения. Определенные расхождения позиций двух сторон наблюдаются и по украинскому урегулированию. Швейцария пытается сохранить хорошие отношения с Россией, не провоцируя Европу и избегая репутации страны, наживающейся на войне и соблюдающей относительный нейтралитет. Это выразилось в том, что она старается не нарушать западные санкции, при этом не присоединяясь к ним в полном объеме, на чем настаивает ЕС. Швейцария исходит из собственных интересов, оценивая возможный ущерб от введенных санкций. В данном контексте швейцарские власти пообещали не поддаваться давлению ряда стран, политики которых одержимы идеей наказания Москвы. Данная осмотрительность, пояснили они, связана с минимизацией вреда в этой ситуации для швейцарской стороны.
Новые трения возникли после решения Еврокомиссии в декабре 2017 года, ограничившего возможности швейцарских рынков по работе с финансовыми инструментами ЕС, то есть покупку и продажу акций компаний, зарегистрированных в Евросоюзе. Брюссель требует от Берна подписания «рамочного институционального соглашения» для постановки отношений двух сторон на долгосрочную правовую основу. Без этого ЕС признает эквивалентность швейцарского биржевого права только на один год. Данное решение Федеральный совет Швейцарии считает дискриминационным и подрывающим инвестиционную привлекательность страны. Против него также выступает ряд европейских стран. После объединения женевской, цюрихской и базельской бирж в 1995 году в одну биржу SIX Swiss Exchange и признания ее эквивалентности упростился доступ Конфедерации к европейским финансовым рынкам и наоборот. В 2016 году примерно половина биржевых торгов (425 млрд. франков) была обеспечена за счет заказов из стран ЕС 20 .
Швейцарское правительство считает, что Евросоюз стремится ослабить позиции Конфедерации как финансового центра, и поэтому собирается принять меры для усиления своих торговых площадок. Из-за решения Еврокомиссии Швейцария может пересмотреть условия выплаты 1,3 млрд. франков в Европейский фонд сплочения (создан ЕС для сокращения экономического и социального отставания и стабилизации экономики отстающих стран и регионов) для нивелирования экономического и социального неравенства, поддержки проектов в области иммиграции, образования, уменьшения безработицы в новых странах ЕС.
Споры о заключении институционального соглашения в 2018 году идут уже несколько лет относительно имплементации двусторонних соглашений и создания механизма для урегулирования вопросов, возникающих в ходе реализации билатеральных соглашений. Швейцария не спешит его подписывать и постоянно откладывает его обсуждение. Скорее всего, оно не будет подписано и в 2019 году, так как в Швейцарии и ЕС пройдут в это время выборы. Рамочный договор должен регулировать отношения двух сторон и процесс их взаимодействия в случае возникновения споров, от его ратификации зависят остальные соглашения, регулирующие доступ Швейцарии на европейский рынок. То есть страна фактически поставлена перед выбором — войти в состав Евросоюза и потерять часть суверенитета или потерять финансовый рынок ЕС полностью. В связи с этим Президент Швейцарии Д.Лойтхард в декабре 2017 года заявила о намерении вынести на референдум вопрос об отношениях с ЕС. Эти действия Швейцарии свидетельствуют о том, что страна всячески хочет сохранить свои особые отношения с Евросоюзом без членства в европейской группировке, затягивая решение этого вопроса.
Таким образом, особая модель взаимосвязей Швейцарии и ЕС и ее курс на «выборочную интеграцию» пока позволяли ей минимизировать давление ЕС и сохранять свою специфику, самодостаточность своей конкурентоспособной экономики и компромиссные отношения с Евросоюзом. Еще в июне 2016 года Швейцария официально отозвала свою заявку о начале переговоров о вступлении в ЕС. Страна дорожит своим традиционным независимым статусом, особым положением в Европе и особыми отношениями с Евросоюзом. Она также позже других стран стала членом ООН (с 2002 г.), хотя европейская штаб-квартира ООН давно находится в Женеве. Построение взаимосвязей на основе не единого соглашения, а двух пакетов двусторонних соглашений вполне устраивает Швейцарию, которая пользуется привилегиями стран ЕС, извлекает значительные выгоды из отношений с ними, не теряя свой суверенитет. Но это положение дел все больше не устраивает Евросоюз.
Обсуждение будущих договорно-правовых основ отношений Швейцарии и ЕС уже вышло на новую стадию. Речь идет о требовании Евросоюза подписать рамочное институциональное соглашение, подталкивающее Швейцарию к вступлению в него. Евросоюз исходит из того, что двусторонние секторальные соглашения должны модернизироваться и адаптироваться к постоянно изменяющемуся европейскому законодательству, а из-за роста их числа становится все сложней синхронизировать правовые основы взаимодействия Швейцарии с ЕС. Но, скорее всего, это предлог для того, чтобы подтолкнуть ее к вступлению в ЕС, что повлечет внесение поправок в действующую Конституцию, лишит страну некоторых атрибутов самостоятельности, в том числе системы «прямой демократии» в виде проведения референдумов, что вызвало негативную реакцию со стороны отдельных партий, правительства и граждан страны. Кроме того, речь идет о гармонизации законодательств, то есть введении в Конфедерации всех европейских правовых норм, в то время как законодательство Швейцарии требует отдавать приоритет национальному праву, а не международному.
Консультации по рамочному соглашению продолжаются, и правительство будет и дальше придерживаться курса на его заключение. Но оно не готово поспешно подписывать его. В целом данный процесс носит скорее не экономический, а внешнеполитический характер. Не исключено, что этот вопрос в ближайшее время может быть вынесен на референдум. Его результаты будут зависеть от многих факторов, и не только от расстановки сил внутри Швейцарии и в различных кантонах, но и от внешних процессов, таких как ситуация с миграционным кризисом в ЕС, с навязыванием идеи толерантности, от бюрократизации европейских институтов, роста числа евроскептиков в странах ЕС, процесса выхода Великобритании из Евросоюза, нарастания противоречий между государствами-членами по ряду вопросов.
1 Справочник инвестора. Ваш бизнес в Швейцарии. Switzerland Global Enterprise. Лозанна. Декабрь 2016 // https://www.s-ge.com/sites/default/files/cserver/publication/free/handbook-for -investors-in-russian -s-ge.pdа
2 Юданов Ю.И. Швейцария и Евросоюз: трудные поиски партнерства // МЭ и МО. №2. 2002. С. 75-83.
3 Ghstohl S. Reluctant Europeans: Norway, Sweden and Switzerland in the Process of Integration. London: Lynne Rienner Publishers. 2002. 269 pp.
4 The major bilateral agreements Switzerland-EU. March 2018. Directorate for European Affairs. 2018. 34 pp.
5 Vahl M., Grolimund N. Integration without membership. Switzerland’s bilateral agreements with European Union. Center for European Policy Studies. Brussels, 2006. 128 pp.
6 FSO. Statistical Data on Switzerland 2018. Neuchatel. Swiss Confederation. March 2018.
52 рp. // https://www.bfs.admin.ch/bfs/en/home/statistics/catalogues-databases/publications/overviews/statistical-data-switzerland.assetdetail.4522209.html
7 Benediktes R., Kaelin L. Swiss Miracle?: Beyond Chocolate, Cheese and Banking // Foreign Affairs. April 9, 2013 // http://www.foreignaffairs.com/articles/switzerland/2013-04- 09/swiss-miracle
8 Бабынина Л., Говорова Н., Тимошенкова Е. Европейский союз и Швейцария: разнонаправленные векторы сотрудничества // Современная Европа. №2. 2015. С. 34-47.
9 Европейские прямые инвестиции в России / Под редакцией д.э.н. А.Кузнецова. М.:
ИМЭМО РАН, 2006. 223 c.
10 European Union, Trade with Switzerland. European Commission. Directorate-General for Trade. April 16. 2018 // http://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/switzerland/, http://my-swiss.ru/ekonomika-i-finansy/eksport-shvejcarii.html
11 Финансовая площадка Швейцарии. Switzerland Global Enterprise. Лозанна, 2017. С. 3 // https://www.s-ge.com/sites/default/files/cserver/publication/free/factsheet-financial-center-s-ge_0.pdf
12 Данные Federal Statistics Office FSO, Swiss National Bank SNB // https://www.snb.ch/en/iabout/stat
13 Switzerland: Foreign Investment.Santardertrade.com // http://en.portal.santandertrade.com/establish-overseas/switzerland/foreign-investment
14 Степанова С.И. Швейцария и Европейский союз: становление взаимоотношений // Вестник РГУ им. С.А.Есенина, №2 (51). 2016. С. 82-90.
15 EY’s Attractiveness Survey Switzerland. May 2017. Direct investment in Europe: franc drives Swiss abroad. 2017. 20 рр.
Источник
Внешняя торговля Швейцарии
Внешняя торговля Швейцарии составляет значительную часть нашей экономики. Конфедерация поддерживает тесные торговые взаимоотношения со странами Европы и США. К основным статьям экспорта и импорта можно отнести товары химической и фармацевтической промышленности. (Портал «Швейцария Деловая»)
Экспорт
В 2019 году Швейцария экспортировала товаров на сумму 242 млрд швейцарских франков. Это на 3,9% больше по сравнению с предыдущим годом, о чём свидетельствуют данные Федерального таможенного управления (EZV).
Тем не менее реальный показатель экспорта, напротив, сократился на 1,2%. В целом за год профицит швейцарского экспорта составил 37 млрд франков (+18,5%). Это самый высокий показатель с 2016 года.
Основная статья швейцарского экспорта – товары химической и фармацевтической промышленности. Конфедерация в 2019 году экспортировала заграницу продукции с крестиком на сумму 115 млрд франков (36,7% от общего экспорта).
Отдельным спросом пользуются приборы и измерительные инструменты швейцарского производства, а также изделия класса люкс – швейцарские часы и ювелирные украшения. В 2019 году Швейцария отправила на экспорт товаров из этой категории на сумму 50 млрд франков – или 16,2% от общей доли.
Главным потребителем швейцарской продукции является Германия. Только в прошлом году территориальная соседка Конфедерации купила товаров с крестиком на сумму 48 млрд франков – это 15,3% от общего объема поставок. На втором месте идут США –44 млрд франков или 14,2% от общей доли экспорта.
Тройку лидеров замыкает Великобритания. Объединённое Королевство в прошлом году импортировало швейцарской продукции на сумму 28 млрд франков, что насчитывает 9% от общего швейцарского экспорта.
Импорт
По итогам 2019 года импорт в Конфедерацию вырос на 1,6%, до 205 млрд франков, по сравнению с предыдущим годом. Реальный импорт за год, наоборот, сократился на 1%.
Пятую часть швейцарского импорта составляет химическая и фармацевтическая промышленность – 19,1% или на сумму 53 млрд франков в 2019 году. Значительным спросом пользуется продукция машиностроения и электроники. В прошлом году импорт составил 32 млрд франков 11,6% или от общей доли.
Германия является не только главным потребителем швейцарской продукции, но и основным поставщиком товаров для Конфедерации. В 2019 году на страну пришлась пятая часть швейцарского импорта: на сумму 51 млрд франков.
Несколько меньше товара Швейцария закупает у Италии: в 2019 году на сумму 22 млрд франков или 8,1% от общей доли импорта. Третьим по величине экспортёром в Конфедерацию является Франция – на сумму 19 млрд франков или 6,9% от общей доли прошлогоднего импорта.
Источник