- Великие торговые пути древности
- Великий шелковый путь (Китай — Турция)
- Путь из варяг в греки (Россия — Украина)
- Путь благовоний (Оман — Египет)
- Торговый путь через Сахару ( Мали — Италия)
- Янтарный путь (Латвия — Италия)
- Дорога специй (Индия — Израиль)
- Главные торговые пути Древнего Мира: сухопутные и морские
- Сеть торговых путей Древнего мира
- Великие торговые пути прошлого
- Торговля — это величайшее изобретение человечества. Возможность обмениваться благами обогащает нас, делает жизнь и быт разнообразнее, открывает доступ к полезным изобретениям, еде, материалам, знаниям и т.д. В этой статье я расскажу о торговых путях прошлого, которые по сей день впечатляют своим масштабом и предприимчивостью.
Великие торговые пути древности
Великий шелковый путь (Китай — Турция)
По этой дороге, связывающей Восточную Азию со Средиземноморьем, в древности и Средневековье двигались караваны, груженые шелковыми тканями. Из Сианя путешественники направлялись в Ланьчжоу, а оттуда — в Дуньхуань, где у них был выбор: поехать на север через Памир в Фергану и казахские степи или на юг, мимо соленого озера Лоб-Нор в Бактрию, и дальше до побережья Средиземного моря. Путешественник может посетить главные города на легендарном маршруте: Дуньхуань, Бухару, Самарканд, Ташкент.
Путь из варяг в греки (Россия — Украина)
Водный путь, связывающий побережье Балтийского моря с Юго-Восточной Европой и Малой Азией, известен тем, что им пользовались русские купцы для торговли с Византией и Скандинавией. По суше суда приходилось тащить волоком. Из Скандинавии везли железо, амбру, моржовую кость, оружие и предметы роскоши, награбленные викингами в Западной Европе; из Византии — вина, пряности, ювелирные изделия, ткани, иконы и книги. Великий Новгород, Старая Русса, Киев — все эти города были основными торговыми пунктами Древней Руси.
Путь благовоний (Оман — Египет)
В античности ценные благовония — ладан, смирна и африканские специи — доставляли из древних царств через пустыню Негев на территории современных Йемена и Омана и с Африканского рога в страны Средиземноморья и Междуречья. На Древнем Востоке спрос на них был велик. Путь благовоний составлял около 2000 км. Сегодня при большом желании его можно попытаться преодолеть на внедорожнике. Руины городов бывшего Набатейского царства — Авдата, Халуцы, Мамшита и Шивты — превращены в музеи под открытым небом.
Торговый путь через Сахару ( Мали — Италия)
Вплоть до XX в. караваны бороздили пески Сахары, связывая Западную и Северную Африку. На путешествие туда и обратно уходило не менее 18 месяцев. В древности с Юга в Карфаген и Древний Рим везли слоновую кость, драгоценные камни, рабов. С XII в. из малийских рудников в торговые города на Севере, а оттуда на Ближний Восток и в Европу отправляли золото. Через Сахару возили медь, страусиные перья, кожу, другие предметы роскоши и, главное, соль. В Мали стоит посетить город Дженне, основанный еще в 800 г.
Янтарный путь (Латвия — Италия)
Впервые о торговом пути из Прибалтики в Средиземноморье написал Геродот, однако археологические раскопки доказали, что торговля была налажена задолго до античных времен: изделия из балтийского янтаря были обнаружены в гробнице фараона Тутанхамона. Товарооборот продолжился и в Средние века. Тогда дорога начиналась в прусских землях, у городов Кауп (сегодня это поселок Моховое в Калининградской области России) и Трусо, шла на юг по течению Вислы, пересекала Дунай и территорию современных Чехии, Словакии, Австрии и Словении.
Дорога специй (Индия — Израиль)
Пряности из Индии и Восточной Африки доставляли в страны Средиземноморья. Начинался их путь от портов Аравийского и Красного морей, затем заморские товары (корица, имбирь, перец) следовали караваном через Петру к побережью Средиземного моря. Для облегчения торговых путей даже делали попытки прорыть канал, но Суэцкий канал появился здесь только в 1869 г.
Древний порт Израильского царства Эцион-Гевер (в районе современного Эйлата), Кейсария, Эль-Ариш — все это важные точки на пути торговцев.
Источник
Главные торговые пути Древнего Мира: сухопутные и морские
Первые крупные суда, длиной до 12-50 м, появились на Средиземном море в конце III — начале II тысячелетия до н.э. К 2000 до н.э. жители Месопотамии, Египта и долины Инда проторили первые морские маршруты. В VII в. до н.э. в Лидии (Анатолия) появились первые монеты, существенно упростившие торговлю. Вскоре сеть торговых путей покрыла значительную часть земного шара.
Сеть торговых путей Древнего мира
Древние народы Центральной Америки активно торговали «стратегическим сырьем» древности — обсидианом. К дорогим товарам относился магнетит (вид железной руды) для изготовления зеркал и ритуальных предметов вроде жертвенных ножей. Высоко ценились нефрит и бирюза: в поисках последней туземцы добирались до юго-запада нынешних США.
Туземцы Анд, включая инков, строили на побережье и в горах дороги, по которым везли продовольствие, шерсть (с гор) и хлопок (с побережья). Ценные товары проходили большие расстояния: раковины спондилуса добывались только в эквадорских водах, а лазурит — в южной пустыне Атакама (Чили).
В I тысячелетии до н.э. оловом из Испании и Корнуолла (Британия) торговали в Западной Европе кельта. Финикийцы получали этот товар через Гибралтар, а греки — по сухопутным дорогам, ведущим к южному побережью Галлии. Добавляя олово к меди, получали бронзу.
Уже 4000 лет назад греки и другие жители Южной Европы получали янтарь с Балтики. Этот путь существовал до позднеримских времен.
Греция и Рим получали зерно из Северной Африки через Египет, Карфаген и связанные с ними прибрежные города.
Путь через Сахару проложил местный народ — гараманты, освоили греки-ахейцы (до 1000 до н.э.), позже римляне. Предполагают, что Карфаген завозил через Западную Африку золото из Гвинеи и Сенегала. К I в. н.э. в этом регионе давно сложились регулярные маршруты верблюжьих караванов.
С III тысячелетия до н.э. Египет торговал с Нубией. Позднее торговлю в верховьях Нила контролировало Мероитское царство (ок. 900 до н.э. — ок. 400 н.э.).
С начала I тысячелетия до н.э. ладан и мирру доставляли с юга Аравии по суше вплоть до Сирии. Однако в I в. н.э. возобладал маршрут по Красному морю, а новым источником благовонии стал Африканский Рог.
Уже в I в. до н.э. греки и римляне возили морем пряности из Индии и Юго-Восточной Азии.
В I тысячелетии до н.э. финикийцы в поисках серебра и других металлов добрались до Испании. Они плавали через Геркулесовы Столпы (Гибралтарский пролив) до Гвинейского залива, а также вокруг Африки.
Шелк, производившийся в Китае, стал известен в Европе ок. VІ в. до н.э. Со II в. до н.э. он довольно регулярно поступал на запад через Туркестан.
Уже в первые века до н.э. индийские купцы вывозили из Юго-Восточной Азии металлы и пряности. Китай торговал с возникшими там под влиянием индийцев государствами, начиная с Ханьской эпохи.
Завоевания Ирана на северо-западе Индии в VI в. до н.э. связали торговые пути по Инду и Гангу с маршрутами, ведущими в Европу и Китай. К III в. до н.э. были проложены сухопутные дороги между севером и югом Индии.
Лазурит, полудрагоценный самоцвет, высоко ценившийся в Египте и Шумере, в ІУ-ІІІ тысячелетиях до н.э. завозили из его единственного известного древним источника — Бадахшана (северо-восток Афганистана). К 2300 до н.э. купцы из Индского региона (известного шумерам как Мелухха) торговали по морю с Шумером, Дильмуном (Бахрейном) и Маганом (Оманом). Шумер экспортировал шерстяные ткани, керамику и зерно, Маган славился своей медью, а Мелухха торговала деревом, слоновой костью, сердоликом (карнеолом) и лазуритом.
Источник
Великие торговые пути прошлого
Торговля — это величайшее изобретение человечества. Возможность обмениваться благами обогащает нас, делает жизнь и быт разнообразнее, открывает доступ к полезным изобретениям, еде, материалам, знаниям и т.д. В этой статье я расскажу о торговых путях прошлого, которые по сей день впечатляют своим масштабом и предприимчивостью.
Mar 17, 2019 · 16 min read
- Янтарный путь. Торговый путь времен настолько древних, что сейчас сложно однозначно сказать, когда именно янтарь из Прибалтики попал к средиземноморским потребителям. Кроме того, есть сведения о добыче и доставке янтаря из весьма большого ареала его распространения, охватывающего 2000 км. Судя по территориальному и временному разбросу находок, янтарный торговый путь просуществовал очень долго — янтарь находили и на Крите времен Микенской цивилизации (XVI-XI века до Р.Х.), и в классической Греции (V-IV века до Р.Х.), и у этрусков. Очень популярными янтарные изделия были у жителей Римской империи (уже после Р.Х.). Плиний Старший в своей “Естественной истории” часто упоминает янтарь, и приписывает его местонахождение то Скифии (Скифией же древние называли огромную территорию, чуть ли не всю Восточную Европу), то островам Северного океана: “ XI.42 . Установлено, что [янтарь] происходит с островов Северного моря и у германцев носит название «glaesum»; ввиду этого и наши соотечественники, участвовавшие в военных операциях флота Цезаря Германика, назвали один из этих островов «glaesaria»(у варваров он назывался раньше «Austeravia»)”. В другом месте Плиний оставляет такое описание, которое не вызывает сомнений о развитой торговле у римлян и их широких географических познаниях и умении ориентироваться в далеких землях: “ XI.45 . Недавно было точно установлено, что от Карпунтума в Паннонии 600 тысяч римских шагов до того берега Германии, откуда ввозится к нам янтарь. И поныне жив еще римский всадник, посланный туда для приобретения янтаря Юлианом, ведавшим устройством гладиаторских игр при припцепсе Нероне: он обошел местные торговые пункты (commercia) и берега и привез такое огромное количество янтаря, что сетки, защищающие балкон от диких зверей, скреплены были янтарем, а вся арена и носилки для убитых гладиаторов и все прочее снаряжение, необходимое для игр, были сделаны из янтаря, чтобы создать разнообразие в самой пышности каждого отдельного дня этих игр”.
2. Путь благовоний — древний торговый путь, по которому жители Европы получали многочисленные благов о ния, такие как ладан, алоэ и мирра, прямиком из Аравии и Индии. Известно, что задолго до ислама аравийский мир представлял собой достаточно процветающий торговый регион, имеющий связи с Римом, Индией и Африкой. Аравию населяли представители множества религий, из которых, помимо арабских язычников, можно назвать иудеев, христиан и ханифов — до-исламских арабских монотеистов. Здесь располагались древние государства: Хадрамаут, Сабейское царство, Катабан, Химьяр. Диодор Сицилийский оставил нам описание богатства этих стран: “Эта страна имеет много селений и значительных городов, одни из которых расположены на больших насыпях, а другие стоят на холмах или на равнинах. В крупнейших из этих городов есть дворцы великолепной постройки со множеством обитателей с богатым достоянием. Повсюду в этой стране пасется всевозможный скот, поскольку земля ее плодородна и располагает в изобилии пастбищами для животных, а множество рек, текущих в стране, щедро орошает ее, способствуя полному созреванию плодов. Поэтому и столица Аравии получила название, соответствующее ее замечательным качествам, — Счастливая”.
Именно эти древние царства были основными поставщиками благовоний по “Пути благовоний”. Западное побережье Индии поставляло специи грекам и римлянам через южно-аравийские страны — после исламского завоевания Леванта и Северной Африки, а в особенности после завоевания восточного Средиземноморья турками, эти торговые связи будут подвергаться периодическим кризисам в связи со сложными отношениями христианского и мусульманского миров. И только в эпоху Великих географических открытий в XVI веке португальцы установят контакт с индийскими торговцами и начнут поставки специй в Европу в таких больших объемах, что они станут дешевыми и доступными даже простым её жителям.
Ладан был нужен для религиозных нужд (как и сегодня в христианских церквях, его курили во время богослужений), а также в медицине и парфюмерии; мирра служила материалом для масла, используемого в парфюмерии и медицине, при приготовлении блюд и в погребальных ритуалах. Алоэ использовалось в медицине, как заживляющее кожу средство. Все эти растения произрастали на побережье нынешнего Сомали и в Аравии, масла и порошки из них пользовались популярностью у римлян.
Один путь благовоний шел из Южной Аравии — Хадрамаута — через Герру на Среднем Евфрате в караванные города Дура-Европос и Пальмиру (Левант). Другой путь также начинался из Хадрамаута через Петру и Газу в Египет. Специи из Индии доставлялись в порты Хадрамаута — Кану и Мосха Лимен.
Древние источники сохранили для нас описания Пути благовоний. Диодор Сицилийский пишет: “Населяют остров (Гиера, прим. А.С.) так называемые панхеи, которые вывозят ладан и мирру за ее пределы и продают аравийским купцам, у которых другие [купцы] покупают этот товар и доставляют его в Финикию, Келесирию, а также в Египет, и уже из этих стран купцы развозят его по всему миру”.
Косвенное описание торгового пути и некоторую информацию о его масштабах дает нам Страбон: “С другой стороны, поскольку римляне вторглись недавно с войском в Счастливую Аравию (во главе этого войска стоял Элий Галл, человек ко мне расположенный и близкий друг) и купцы из Александрии уже плавали с торговыми караванами по Нилу и Аравийскому заливу до Индии, то и эти области теперь стали нам гораздо лучше известны, чем нашим предшественникам. Во всяком случае, когда Галл был префектом Египта, я поднялся по Нилу и состоял в его свите вплоть до Сиены и границ Эфиопии, я узнал, что около 120 кораблей совершают плавание из Миос Гормоса в Индию, тогда как при Птолемеях только немногие осмеливались плыть туда и ввозить индийские товары”.
3. “Путь из варяг в греки и из грек”. Об этом торговом пути знает каждый российский школьник. Знаменитый водный путь из Скандинавии через Неву и далее Волхов, Ильмень, Ловать и Днепр — в и в Черное море, прямо к Константинополю (как и обратно). Точное место, откуда варяги начинали свой путь, назвать нельзя — это мог быть любой из многочисленных торговых портов скандинавов того времени (Бирка, Старигард, Сигтуна етс). “Скандинавские торговцы везли туда железо-сырец, амбру, моржовую кость, изделия из китовой кожи (корабельные канаты и др.), оружие, янтарь. Из Северной Руси они везли меха, льняные ткани, лес, мёд, воск, кожи, смолу. Обратно из Византии везли вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, иконы, книги” . Как ни странно, информации об этом торговом пути в древних источниках не так много, в частности, она кратко дана в Повести временных лет: «Поляном же жившим особе по горам сим. бе путь из Варяг в Греки. и из Грек по Днепру. и верх Днепра волок до Ловоти. и по Ловоти внити в-Ылмерь озеро великое. из негоже озера потечет Волхов и втечет в озеро великое Нево. и того озера внидеть устье в море Варяжьское. и по тому морю ити до Рима а от Рима прити по томуже морю ко Царюгороду а от Царягорода прити в Понт море. в неже втечет Днепр река» .
Для истории России “путь из варяг в греки” сыграл очень важную роль — учитывая, что экономика древней Киевской Руси базировалась на транзитной торговле, торговля Скандинавии и Византии приносила Киеву и другим древним русским городам неплохую прибыль.
4. Великий Волжский путь, расцвет которого приходится на IX-XII века, был таким же значимым для истории России, как и “путь из варяг в греки” — здесь Русь выступала как единственный посредник между Востоком и Западом, что приносило ей хорошую прибыль. Через Волжский путь контактировали между собой скандинавы, русские, хазары, булгары и народы Востока (арабы, персы), т.е. это была очень обширная международная торговля. Значение этого пути упало после того, как европейцы провели освободительные кампании на ближнем Востоке и вернули христианскому миру Левант, после чего европейцы и народы Востока установили прямой контакт без необходимости в посреднике (Руси).
Волжский путь широкой русской публике известен не так хорошо, как “путь в греки”. А ведь именно он стал причиной появления предшествующих древним городам России поселений. Например под Ярославлем в эпоху Волжского пути располагался крупный торговый центр, раскопки которого дали такие находки, как шахматы, арабские монеты и скандинавское оружие. Ростову предшествовало поселение, называемое “Сарским городищем” — в нем тоже обнаружены восточные и скандинавские предметы быта, оружие и т.д. Переславлю-Залесскому предшествовал исчезнувший город Клещин, под которым, в свою очередь, также нашли предметы торговли с востока. Все эти поселения складывались естественным путем, на выгодных с экономической и военной точки зрения местах, поэтому люди до сих пор населяют эти территории.
С другой стороны, Волжский путь напоминает и не о самых приятных моментах истории, ведь через него в качестве рабов арабам попадали славяне. Особенно арабами ценились славянские женщины, отличавшиеся красотой (тут надо заметить, что арабские завоеватели в Испании VIII-IX столетий ценили славянских мужчин). Помимо работорговли через этот торговый путь на юг попадал высоко ценимый и необходимый в быту воск, который и в дальнейшем будет для Руси одним из основных экспортных товаров. Кроме воска, Русь продавала пушнину, мёд и лён — эти блага, как и воск, традиционно шли на экспорт как в Средневековье, так и в Новое время. Также продавались рыбные деликатесы и изделия русских ремесленников, оружие, бытовые предметы и т.д. Скандинавы продавали восточным народам железо, пушнину и моржовую кость. Прибалтийские народы экспортировали, конечно же, янтарь, затем меха, зерно, керамику и украшения. Булгары продавали (по всей видимости, как на север, так и на юг) лошадей, зерно, серебряные и кожаные изделия, керамику, мех и скот. Арабы и персы могли предложить европейцам роскошные ткани, фрукты, благовония, украшения, краски, драгоценные камни, стеклянные изделия, благородные металлы, жемчуг, бисер, сердолик, бумагу и мн. др. Но заметнее всего для последующих поколений историков и археологов оказались дирхемы — серебряные монеты, которые в большом числе найдены как в древнерусских поселениях, так и в скандинавских и булгарских. Для оценки масштабов всех этих актов обмена можно привести такие цифры — за IX-XI века через Русь в Северную Европу поступило 4–5 млн марок серебра. Все это — за счет “многоступенчатой транзитной торговли славян с мусульманским миром и Византией”.
Источники оставили довольно подробные описания быта и нравов народов, вовлеченных в торговлю на Волжском пути. Ибн-Фадлан в своей книге о путешествии на Волгу оставил массу впечатляющих, а иногда и отталкивающих таких описаний.
О работорговце-русе: “И как только их корабли прибывают 719 к этой пристани 720 , тотчас выходит 721 каждый из них, [неся] с собою хлеб, мясо, лук, молоко и набиз, чтобы подойти к длинному воткнутому [в землю] бревну, у которого [имеется] лицо, похожее на лицо человека, а вокруг него маленькие изображения, а позади этих изображений длинные бревна, воткнутые в землю. Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом говорит ему: “О мой господь 721а , я приехал из отдаленной страны, и со мною девушек столько-то и столько-то голов и соболей столько-то и столько-то шкур”, — пока не назовет всего, что прибыло с ним из его товаров 721б — “и я пришел к тебе 722 с этим даром”, — потом [он] оставляет то, что имел с собой, перед [этим] бревном, — “итак, я делаю, чтобы 723 ты пожаловал мне купца, имеющего многочисленные динары и дирхемы, чтобы он покупал у меня в соответствии с тем, что я пожелаю, и не прекословил бы мне ни в чем, что 724 я говорю”. Потом он уходит”.
О нравах и быте тюрок: “Они не очищаются ни от экскрементов, ни от урины, и не омываются 186 от половой нечистоты и не совершают ничего подобного. Они не имеют никакого дела с водой, особенно зимой. Их женщины не закрываются ни от их мужчин 187 , ни от посторонних, и женщина не закрывает также ничего из своего тела ни от кого из людей. Право же, как-то однажды мы остановились у [одного] человека из их числа. Мы сели, и жена этого человека [была] вместе с нами. И вот, разговаривая с нами, она раскрыла свой “фардж” и почесала его, в то время как мы на нее смотрели. Мы же закрыли свои лица руками и сказали: “Господи, помилуй!” Тогда муж ее засмеялся и сказал переводчику: “Скажи им: она открывает это 188 в вашем присутствии, и вы видите его, а она охраняет его 188а так, что к нему нет доступа. Это лучше, чем если бы она его закрывала и [вместе с тем] предоставляла пользоваться им”. Они [гуззы] не знают блуда”.
“Поступок педерастии [считается] у них очень важным [преступлением]. Действительно, некогда остановился в родовой группе Кюзеркина 220 , — а это наместник царя тюрок, — некий человек из жителей Хорезма и оставался у своего хозяина 221 некоторое время для покупки овец. У тюрка был безбородый сын, и хорезмиец не переставал ухаживать за ним и склонять его к себе, пока тот не подчинился его желанию. Пришел тюрок и нашел их обоих в соединении. Тогда тюрок подал об этом жалобу Кюзеркину. Итак, он сказал ему 222 : “Собери тюрок”. И он их собрал. Когда они собрались, он сказал тюрку 223 : “Как ты хочешь, чтобы я судил, — по справедливости или лживо?” 224 . Он сказал: “По справедливости”. Он сказал: “Приведи своего сына”. Он привел его. Он сказал: “Следует, чтобы он и купец оба были убиты”. Тюрок этим возмутился и сказал: “Я не выдам своего сына”. Он же сказал: “Тогда купец даст выкуп за себя”. Он это сделал и заплатил тюрку 225 овцами за то, что он сделал с его сыном, заплатил 226 Кюзеркину четыреста овец за то, что он снял с наго [наказание] 227 , и уехал из страны тюрок”.
5. Великий шелковый путь. Об этом торговом пути не знает разве что дикарь, обитающий в джунглях. По своим масштабам он намного превосходит все вышеперечисленные пути. Единственного направления не было — шелковый путь знал как минимум три направления и множество ответвлений, соединявших их между собой. Одно из таких направлений начиналось в столице Римской империи — Риме, и заканчивалось в столице Китайской империи — Чанъяне. Оно пролегало через Средиземное море, Сирию, северный Иран, Среднюю Азию, Восточный Туркестан в Китай. Другое направление, северное, шло по опасным территориям степей, начинаясь из безопасных городов Северного Причерноморья (Пантикапея, Ольвия, Фанагория етс) и через Поволжье, юг Казахстана, Алтай выходила в Восточный Туркестан. Опасность заключалась как в дикости земель, находящихся далеко от морей и городов, так и в дикости степных народов, их населявших. Пути, которые проходили южнее, пролегали через территории цивилизованных (по меркам того времени) стран, где за порядком и законом следили их государства. Здесь же не было никакого закона и порядка, кроме силы.
Через Великий шелковый путь проходило множество товаров во все стороны: шелк, фарфор, чай, украшения из бронзы и лакированного дерева, бумага из Китая; ткани, специи, краски и самоцветы из Индии; из Центральной Азии лошади, верблюды, изделия из шерсти и стекла (ковры, посуда, предметы роскоши), семена люцерны и винограда, персики, арбузы и дыни; из Европы металлы, кожа, мед, пушнина, предметы искусства. Все это далеко не полный список и не включает в себя обмен технологиями, идеями и сельскохозяйственными культурами.
Великий шелковый путь существовал длительное время. Скорее всего он сформировался постепенным эволюционным путем слияния отдельных, более коротких, локальных торговых путей. Например “лазуритовый путь” от территории современного Таджикистана до Месопотамии и Индии (третье тысячелетие до Р.Х.) и “нефритовый путь” из совр. Синцзяна в Китай могли дать начало караванам из Месопотамии в Китай и обратно через Таджикистан и Индию. К этому времени достаточно высокого уровня развития достигли и европейские народы — греки и римляне. Народы Европы и Азии еще не знали друг о друге напрямую, зато узнавали информацию через множество посредников, постепенно накапливая и анализируя её и узнавая о спросе на те или иные блага в дальних, неведомых их, странах. Затем во втором веке до Р.Х. китайский дипломат Чжан Цянь, благодаря информации, полученной в путешествии в Среднюю Азию (есть версия, что он был первым китайцем, который вообще там побывал, т.е. китайцы узнали об этом регионе чуть позже греков), которую он предоставил своему императору, дал китайцам полезные данные о возможных выгодах торговли с этими странами. Несколько десятилетий спустя, в 120-е годы до Р.Х., китайские войска очистили путь из Китая в Среднюю Азию от кочевников, чем положили начало безопасному торговому маршруту.
Великий шелковый путь интересен тем, что дает нам живой пример полезного свойства института государства сохранять мир и стабильность, необходимые для торговли, достаточно длительное время и на достаточно обширной территории. Шелковый путь прекрасно функционировал тогда, когда империи, через которые он проходил, находились в стабильном состоянии. Сначала этими империями были Рим, Парфия, Кушанское царство и Китай. В это время торговля развивалась и процветала, на всех направлениях Шелкового пути росл крепости и города, люди обменивались информацией и материальными благами. Когда гарантировавшие его стабильность государства переживали кризис, а то и вовсе разрушались, то торговый путь мог сокращаться. Например упадок Империи в Западной Европе, т.е. сокращение власти Императора до восточной её части совпало с кризисным периодом Кушанского государства и Китая. Разумеется, в эти столетия масштабы торговли могли снижаться, так как значительная часть богатства народов расходовалась на войну, потребители дорогостоящих благ погибали или разорялись в ходе кризисов и т.д. Однако это ни в коем случае не означает, что торговля прекращалась полностью, ведь иначе зачем бы различные политические силы в Евразии вели между собой борьбу за контроль над главными торговыми путями? Сначала тюркские кочевые народы, а затем арабы и китайцы вступили в борьбу за контроль над центральной частью шелкового пути — Среднюю Азию. Китайцы проиграли арабам, но это не сделало путь таким же безопасным и процветающим, каким он был в Поздней Античности. Относительно стабильным он снова стал при монголах благодаря обширности их завоеваний — на этот период приходятся и знаменитые путешествия европейского купца Марко Поло. Правда монголы предварительно разрушили многие города и убили тысячи людей, которые обеспечивали и обеспечивались за счет Шелкового пути, так что не стоит преувеличивать их заслуги в этом отношении.
Великий шелковый путь, крайне зависимый от стабильности государств, пришел в упадок после распада империи монголов. В конце XIV века Тамерлан, вопреки многосотлетним негласным правилам, уничтожил торговые города, с которых начинался северный маршрут, так что последний просто прекратил свое существование. А после Тамерлана огромная территория снова вошла в период нестабильности. В совокупности с меняющимся миром Великий шелковый путь стал чахнуть, он перестал быть таким важным как для Европы, так и для Индии и Китая. Во-первых, развивалась морская торговля, корабельное дело. Это своего рода рыночный ответ на нестабильность и отсутствие гарантий со стороны государства в большем (глобальном) масштабе — постепенно становилось ясно, что древние сухопутные дороги не просто небезопасны, но и отнимают больше драгоценного времени. Если правители не могут обеспечить торговцев, ученых и просто путешественников защитой закона, то им проще плыть морем — там, где нет ни власти государства, ни власти анархии. В море была только стихия. С другой стороны, развитие морских торговых путей привело к появлению там пиратов, так что гарантии безопасности со стороны государственных вооруженных сил впоследствии снова понадобились и там. Во-вторых, развивалась Европа, которая желала потреблять все больше специй и роскошных тканей, фруктов и благовоний. Спрос не мог не родить предложения среди особенно предприимчивых европейцев. Ими оказались португальцы, которые своими морскими экспедициями с конца XV века обогнули всю Африку и попали в Индию, наладив маршруты, построив фактории, взяв под контроль крупные порты в Индии и Юго-Восточной Азии. Что более важно, мощные и современные португальские корабли не имели равных в Индийском океане и легко уничтожали любых противников, в т.ч. пиратов. Т.е. Португалия стала гарантировать стабильность торговли специями между Европой и Азией, а небывалые прежде масштабы ввозимых товаров снизили цены на них. Привилегии итальянских городов быть посредниками в торговле между Востоком и Западом тоже был положен конец — это тоже результат рыночной силы, преодолевающей монополию, ведь в лице множества экономических агентов рынок не желает переплачивать. С этого момента, а также в силу великих географических открытий, расширения европейского мира в Новом Свете, Великий Шелковый путь уже не мог играть ту роль, которую он играл прежде, во времена своего расцвета.
Нельзя обойти молчанием вопрос — действительно ли европейцам совсем нечего было предложить азиатам и они только покупали шелка, и специи, ничего кроме драгоценных металлов не давая взамен? Я полагаю, что это не так. Забывается, что Великий шелковый путь был не просто торговлей материальными благами. Пожалуй, куда больше значения он имел в качестве моста между народами, через который можно было переносить информацию. И здесь заслуги европейцев были замечены. Так, персидский поэт Насир Хосров, живший в XI веке, написал следующие строки:
Знай, в поэзии лучших наездников нет,
Чем арабы, а Греции Древней сыны
Медицину избрали ареной своей,
В чародействе индусские люди сильны.
Математика, музыка — римлян удел,
Власть Китая в искусстве рисунка тверда,
Но искусней художников свет не видал,
Чем багдадские мастера, никогда .
Обратим внимание, что персидский автор за греками и римлянами подметил их научные достижения. О мастерстве европейских мастеров можно составить представление и по тексту Пресвитера Теофила “О различных искусствах”, написанного в промежутке 1111–1140 годов: “ I, введение. (…) Итак, сладчайший сыне 1 , которого Бог весьма осчастливил в том отношении, что тебе даром дается то, чего многие добиваются нестерпимыми трудами, пересекая с крайней опасностью для жизни морские волны, вынужденные терзаться голодом и холодом, томиться в ежедневном рабстве у мастеров (doctores), но неутомимые в жажде учения, обрати вожделеющий взор на сию книжку (schedula) 2 о различных искусствах, напряги память, читая ее, постигни горящим сердцем. Если повнимательнее изучишь ее, найдешь в ней, сколь различные роды красок и смесей есть в Греции (Graecia), что разумеет Русь 3 в ремесле разных видов Электра (in electrorum operositate) 4 или в разнообразии черни (nigellum) 5 , что украшает Аравия (Arabia) мастерством ковки, литья или резьбы, какое разнообразие сосудов, а также резных изображений на геммах и кости оправляет в золото Италия (Italia), какое многообразие драгоценных оконных стекол любят во Франции (Francia), какой тонкостью [работы] по золоту, серебру, меди и железу, а также дереву и камню славна умелая Германия (Germania)”.
Определенно, европейские мастера могли бы предложить свои технологии Востоку и если этого не происходило, то скорее по причине меньшей заинтересованности азиатских народов в таких знаниях, а не в низком уровне экономического развития европейских стран. В конце концов, нищие не будут покупать шелк и специи. Подобный спрос рождается в условиях определенного избытка и насыщения. Производство шелка и специй не обуславливается высоким уровнем экономического развития — природный фактор в этом отношении куда важнее, ведь тутовый шелкопряд родом из Китая, а в Индии росли растения, которые давали пряности. Жители Средней Азии тоже стали производить свой шелк, когда узнали о технологии у китайцев. Пушнина — европейский товар, который поставлялся на Восток. И не удивительно, ведь в Восточной Европе было полно лесов, кишащих зверем, ценным источником меха.
За все время существования торговли между Европой и Азией через Великий шелковый путь основной набор для обмена не менялся. Шелк и специи за металл покупала еще богатая Римская империя. Конечно, это очень соблазнительные потребительские товары, ведь специи здорово обогащают кухню. С другой стороны сомнительно, чтобы традиционное европейское вино и оливковое масло, производимые в Европе со времен Античности, весьма приятные гастрономические товары, теоретически не могло продаваться на Восток (хотя вряд ли мусульманские торговые партнеры были заинтересованы в вине, но индусы и китайцы — вполне). Ведь покупали китайцы виноград и с радостью узнали о технологии производства вина от эллинистических государств — еще на заре Шелкового пути! Нуждались покупатели с Востока и в таких благах, как мёд и мех. Ко времени Позднего Средневековья европейцы могли бы предложить своим торговым партнерам военные технологии — аркебузы, пушки, доспехи, фортификационные навыки и инженерные знания. Уже в XVI веке европейцы познакомили азиатов с перцем, хлебом, огнестрельным оружием.
***
Примечание: я запрещаю полное использование данного материала без моего разрешения. Если вы увидели эту статью на другом ресурсе, имейте в виду, что она была опубликована без моего согласия. Эксклюзивно для подписчиков Economics & History и моей страницы на Medium!
Источник