- 10 странных традиций и обрядов народов России
- 1 место. Свадебный обряд с кровью оленя на Чукотке
- 2 место. Охотничий обряд эвенков
- 3 место.Калмыцкий Гал Тялгн
- 4 место. Родовой обряд в Бурятии
- 5 место. Якутская «Кровавая скорбь»
- 6 место. Морские обряды чукотских народов
- 7 место. Строительные обряды
- 8 место. Похороны тунгусов.
- 9 место. Праздник чистого Чума
- 10 место. Гостеприимная Камчатка
- Народы России. История и культура, обычаи и традиции И. В. Синова, 2008
- Оглавление
10 странных традиций и обрядов народов России
За всю историю своего существования, человечество упорно развивало духовные ценности. Поэтому появление огромного количества традиций и обрядов- вполне естественно, правда некоторые из них могут напугать, а какие-то вызвать как минимум недоумение.
На территории Российской Федерации проживает примерно 190 народностей, среди них больше половины являются наследниками шаманских традиций. Эта статья расскажет о 10 самых странных из них.
1 место. Свадебный обряд с кровью оленя на Чукотке
Свадебный обряда на Чукотке имеет очень интересное содержание. Начинается всё со встречи жениха с тестем, где дается разрешение увести будущую жену из-под крыла родителей. Невеста едет на собственных оленях в сопровождении своих ближайших родственников к шатру жениха. За шатром устанавливают специальные жерди для жертвоприношений.
Кровавый обряд с убийством оленя – жертва закату и рассвету. Кровью животного будущим мужу и жене родители жениха рисуют на лицах семейный знак. Так невеста отказывается от своего рода и дома, она переходит в семью супруга.
После помазания молодая жена наносит кровь жертвенного оленя на нарты (длинные сани для езды на собаках или оленях на Севере), а костный мозг животного кладет «в дар» священным предметам нового дома.
Чукотским народом очень ценится очаг, а огонь считается священным. Поэтому свадьбы не могли обойти стороной такую важную часть их религии. Горсть золы невеста смешивает с оленей кровью, растирает их между ладоней и шепчет очагу: «Живи со мной хорошо».
2 место. Охотничий обряд эвенков
Эвенки древний народ Севера, для которого охота является основным родом деятельности. Они занимают большую территорию: от запада Енисея до Охотского моря. Их культура имеет много странных традиций. Например, Синкэлэвун — обряд на удачу, который эвенкские охотники практикуют до сих пор.
Шаман сплетает из прутьев силуэт животного и выпускает в него стрелу из лука. Если она пронзает «животное», то охота будет удачной. После этого имитируется разделка плетенной тушки. Все действия шаман посвящает духам, поэтому считается, что раз они дали добро, то дело осталось за малым: повторить всё в лесу с живым зверем.
3 место.Калмыцкий Гал Тялгн
Гал Тялгн — древний обряд подношения священному огню. Этот ритуал направлен на очищение кармы, или души от злобы и усталости.
Обряд жертвоприношения огню приходится на середину октября (11 — 22 октября), перед приходом зимы задабривают солнце и огонь, чтобы мороз и холод не были жестоки. Гал Тялгн состоит из двух частей — семейной и общественной.
Во время первого, семейного, обряда приносили нижнюю часть головы и крестец барана в жертву бурханам (статуи Будды). Человек, исполняющий ритуал читал молитву и зажигал лампаду. После священному костру жертвовали некоторые части туши животного, жир и молочные продукты. В конце поджигались благовония.
Вторая часть состояла из разжигания костра, который мальчик-подросток обходил по часовой стрелке. В его руках была сумка с жертвенными тушами животных, сваренными внутренностями. Мальчик подходил к дверям, прислонял эту сумку и вскрикивал «Хурэй», ему откликались из кибиток другие люди. После мальчик давал пробовать варенные сердце и печень ребятам лет 5-7, которые сидели в северной части жилища. Так делали три раза. До следующего утра предметы обряда, брошенные в огонь, не трогали. На рассвете золу собирали и сохраняли на весь год для лечения.
4 место. Родовой обряд в Бурятии
В Бурятии до сих пор придерживаются языческой веры. Их шаманы являются посредниками между человеком и богами, поэтому для родового обряда приглашают только посвященного в ритуал. Этот ритуал проводят для почитания родственников-шаманов, последние дают советы и информацию вопрошающему.
На Севере шаману накрывают специальный стол, на котором стоят разные подношения: тахилы, небольшие чаши с жертвенными напитками: чай смешанный с молоком, водка, молоко, такие же чаши наполняют пищей белого цветаи создают форму пирамиды. На стол шаману ставят подарки: синий хадак, отрез шелка, рубашку с длинным рукавом, пачку чая и бутылку водки — всё это называется хабшурга.
Следующим пунктом является подготовка трех идеальных берез: одна с корнем, две другие без него, на них не должно быть выступов и зазубрин. Все три дерева украшают до середины лентами сине-белого (символ серебра) цвета, а до макушки — красно-желтыми (символ золота).
Перед березой с корнем устанавливают стол с подношениями. Потом приносят тушу барана, на которую укладывают его голову. Животное должно быть без рогов, кастрировано и обязательно черного цвета. Прежде чем барана забьют, шаман читает молитву. Жертвенное мясо варят на огне в котле, далее его раскладывают на деревянный поднос.
Завершает ритуал сожжение деревьев, барана и угощений для предков на жертвенном костре.
5 место. Якутская «Кровавая скорбь»
Похоронные ритуалы якутского народа способны выбелить волосы на голове живого человека. Обряд «Кровавой скорби» достаточно устрашающее зрелище: мертвого человека усаживали на ряженую лошадь и возили его вокруг озера, при этом разбрызгивали свежую кровь.
Когда лошадь с галопа переходила на спокойный шаг, то труп человека в седле мог уже болтаться головой вниз. Если же тело падало с седла, то его укрепляли обратно и ритуал начинался с начала.
Такие похороны были только у мужчин, для девушек все было иначе. Тело умершей девушки закреплялось среди танцующих, и она двигалась в такт их движений.
6 место. Морские обряды чукотских народов
Подношения и ритуалы жители приморской Чукотки делят по временам года. Первый обряд — праздник байдарки — совершают ранней весной. Рано утром лодку снимают с вешал и приносят в жертву морю мясо. Дальше совершался обход вокруг жилища: самая старая женщина, владелец байдарки, рулевой, а за ними все остальные. После этого на лодке можно отправляться в море.
Следующий обряд проводили летом, когда заканчивалось вылавливание тюленей. Это называют «праздником голов»: из погребов вынимают головы моржей, лахтаков. Их выкладывают в центре яранги на шкуру. К одной из огромных голов привязывают ремень и имитируют вытаскивание моржа из воды.
Кэртэкун — хозяин морских зверей. Праздник в его честь устраивают поздней осенью и длится он несколько дней. В эти дни использовали специальную «сеть Кэртэкуна» из сухожилий оленя, а также украшенные рисунками весла- на них изображали птиц и облик духа моря в образе человека. Одежда участников ритуала была сделана из кишок моржа. Конец обряда определяли сжиганием изображения хозяина моря и выбрасывание останков жертвоприношений в воду. Таким способом возвращали всех пойманных животных царю моря.
7 место. Строительные обряды
Пермские народы — удмурты, коми-зыряне, коми-пермяки — в древности считались колдунами строительства. При выборе места для дома проводили ритуалы, чтобы не построить его в неположенном или проклятом месте.
Благоприятным считалось место, где когда-то уже стоял дом: уповали на помощь предков. Если выбиралось новое место, то кто-то должен был остаться жить на старом. Совершенно непригодным для новой застройки признавалось пепелище от сгоревшего дома.
Выбором места для дома занимались только колдуны. Большое значение их гаданиям придавали именно коми-пермяки. Они гадали, если собирались переехать в другое селение. Собравшийся начать строительство делал из бересты три небольшие коробочки с мусором, а колдун расставлял их на ночь в предполагаемом для постройки месте на некотором расстоянии друг от друга. Через 1 — 3 дня место, где оставили коробочки с мусором, внимательно осматривает шаман. Если мусор лежал в двух или во всех трех коробках, то предпочтение отдавали той, в которой мусора больше.
Отсутствие мусора хотя бы в одной из них говорило о том, что выбранное место для строительства непригодно. Тогда коробочки уничтожались, готовили новые и устанавливали их в другом месте. Гадание повторяли до тех пор, пока не находили благоприятный участок для возведения дома.
Когда с выбором места для жилища определялись — будущий хозяин готовил колдуну угощения и награду: давал медные монеты и провожал домой.
Коми-зыряне же гадали самостоятельно: с помощью муравьев. Последних вместе с мусором из муравейника помещали в коробочку из бересты и ставили на всю ночь на месте будущего дома. Считалось, что на пригодном для строительства месте, муравьи оставались в коробочке, а к мусору в ней приносили новый. Если муравьи покидали коробку и уносили с собой весь мусор, то место признавали непригодным для жительства.
8 место. Похороны тунгусов.
С XVII по XVIII века тунгусы проводили странный похоронный обряд. Они одевали мертвого в самое лучшее платье, подходящее этому времени года, укладывали в деревянную колоду и закрепляли его на деревья или столбы. После переходили к жертвоприношениям: закалывали несколько оленей, а кровью животных обагряли гроб и деревья. Чум умершего и его предметы быта оставляли под деревьями.
Исследователи утверждают, что индигирские ламуты хоронили только головой на запад, потому что верили-умерший уйдет на Восток. А ритуал с убийством оленей у этих народов, по мнению ученых, является наиболее древним тунгусским способом умерщвления жертвенных животных при похоронном обряде.
9 место. Праздник чистого Чума
Праздник чистого Чума является одним из главных у народов севера и связан с окончанием полярной ночи. Отмечается он в конце января — начале февраля: зимнее солнце вновь появляется на небосклоне после долгого отсутствия. Для праздника устанавливают «чистый чум», в котором несколько дней без перерыва работал шаман. Тогда под звуки шаманского бубна молодежь собирается возле «чистого чума» и исполняет древние танцы, устраивает игры. Каждое из этих действий должно обеспечить удачу в новом году.
Бывают года, когда праздник «чистого чума» проходит иначе: сооружают «каменные ворота», очень похожие на туннель. Три дня около ворот действует камлания шамана, и только после этого за ним все обитатели стойбища трижды проходят через каменные ворота, чтобы полностью очистится от негативной энергии, накопившегося за год.
10 место. Гостеприимная Камчатка
Северную часть Камчатки населяют малочисленные народности приморских коряков. На протяжении веков у них считалось большой честью если гость вступит в интимную связь с женой хозяина. Чтобы достичь этой цели женщина старалась выглядеть особенно обольстительной, дабы мужчина не смог устоять перед соблазном.
Через год хозяйка рожала от незнакомца ребенка. Событие отмечалось всем селением как долгожданный праздник. Связывают такую традицию с замкнутостью этнической группы. Младенцы коряков часто рождались хилыми, больными и часто умирали. Такое явление можно объяснить тем, что жители поселений нередко являются родственниками друг другу. Поэтому интимная связь со случайным человеком считается здесь скорее спасением от вымирания, чем странным обрядом.
Источник
Народы России. История и культура, обычаи и традиции
И. В. Синова, 2008
Эта книга рассказывает о народах России. В ней вы узнаете, какие народы населяют нашу страну, какие являются коренными, ознакомитесь с их традиционными занятиями, бытом, жилищем, одеждой, обычаями, национальной кухней. Россия относится к многонациональным странам мира. В ней проживают более 160 народов. Среди них есть как коренные народы, вся история которых связана с территорией нашей страны, так и те народы, которые оказались в России в результате миграции (перемещения). Вы узнаете о том, какие народы являются самыми многочисленными, а какие насчитывают всего несколько сотен человек. Знание о самобытных традициях, промыслах и культуре малых народов создаёт целостную картину о населении нашего государства.
Оглавление
- Дорогие друзья!
- Ава́рцы
- Алеу́ты
- Алта́йцы
Из серии: Любимая Россия
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Народы России. История и культура, обычаи и традиции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Эта книга рассказывает о народах России. В ней вы узнаете, какие народы населяют нашу страну, какие являются коренными, ознакомитесь с их традиционными занятиями, бытом, жилищем, одеждой, обычаями, национальной кухней.
Россия относится к многонациональным странам мира. В ней проживают более 160 народов. Среди них есть как коренные народы, вся история которых связана с территорией нашей страны, так и те народы, которые оказались в России в результате миграции (перемещения). Вы узнаете о том, какие народы являются самыми многочисленными, а какие насчитывают всего несколько сотен человек. Знание о самобытных традициях, промыслах и культуре малых народов создаёт целостную картину о населении нашего государства.
По данным Всероссийской переписи населения, проведённой в 2002 г., в Российской Федерации проживают 145,2 млн человек. У нас в стране свыше 160 национальностей, которые относятся к разным языковым семьям и группам. Большинство из них сравнительно малочисленны. Народы России относятся к двум расам — европеоидной и монголоидной.
Самым многочисленным является русский народ — 116 млн человек, или 80 % жителей страны. Вторые по численности — татары (более 5,5 млн человек, почти 4 % населения страны). Семь народов, живущих в России, — русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне имеют численность населения свыше 1 млн человек.
Однородный национальный состав с преобладанием русских наблюдается в Центральном, Центрально-Чернозёмном, Северо-Западном экономических районах. Многонациональный состав характерен для всех остальных регионов России, среди которых особое место занимает Северный Кавказ, отличающийся особым многообразием народов.
Необыкновенно сложно и разнообразно по своим языкам и национальному составу население Республики Дагестан. Трудно найти на всём земном шаре страну, где на сравнительно небольшой площади размещалось бы столько народов с различными языками, а также особенностями традиций и быта. Особенный в этом отношении горный Дагестан. Не случайно в древности он получил название «Гора языков». На территории Дагестана живут представители 102 национальностей, среди них — аварцы, агулы, арчинцы, балкарцы, даргинцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, рутульцы, табасаранцы, цахуры, чеченцы, черкесы. Подавляющее большинство этих народов исповедует ислам, их культура, ценности, обычаи и традиции зачастую коренным образом отличаются от европейских.
Сравнительно малочисленны коренные народы Сибири и Дальнего Востока, из которых якуты, долганы, алтайцы, шорцы, хакасы и тувинцы говорят на языках тюркской группы; буряты принадлежат к монгольской группе; ханты и манси — к финно-угорской; ненцы, нгасаны, селькупы — к самодийской; эвенки, негидальцы, удэгейцы — к тунгусско-маньчжурской; эскимосы и алеуты — к эскимосско-алеутской; чукчи, коряки, ительмены говорят на чукотско-камчатских языках палеоазиатской семьи. Из них алтайцы и хакасы исторически являются мусульманами, тувинцы и буряты — буддистами, остальные народы до присоединения к России были язычниками. Некоторые пережитки язычества, особенно — шаманизм, сохраняются до сих пор.
Народы Кавказа: осетины, черкесы, кабардинцы, чеченцы
На севере европейской части России наряду с русскими распространены народы финно-угорской группы: карелы, вепсы, ижорцы, саами, коми, коми-пермяки. К финно-угорской группе принадлежат и некоторые народы Среднего Поволжья: марийцы, удмурты, мордва. Хотя их тоже осталось не так много, но им удалось сохранить и язык и культуру.
В других районах Поволжья и на Южном Урале проживают чуваши, башкиры, татары. Чуваши исповедуют православие, а башкиры и татары — ислам. По сравнению с другими регионами страны здесь межнациональные отношения характеризуются стабильностью. Мордва и чуваши небольшими группами живут почти во всех районах Урала, Сибири и Дальнего Востока. В Нижнем Поволжье проживают калмыки, основной религией которых стал буддизм.
Чувашка, мордвин, мордовка, черемиска (марийка)
Государственным языком нашей страны по Конституции является русский. Это родной язык большинства населения РФ — русского народа. Русский язык знает и им активно пользуется подавляющее большинство граждан России независимо от их национальности. Русский язык является основным средством межнационального общения народов России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями.
Народы России говорят более чем на 100 языках и диалектах, принадлежащих к индоевропейской, алтайской и уральской языковым семьям, кавказской и палеоазиатской языковым группам. Основной закон нашей страны закрепляет право народов России использовать на своей территории и изучать в образовательных учреждениях помимо русского языка национальный язык, а также оформлять на нём документы в целях сохранения своих исторических традиций. В ряде республик государственными провозглашают несколько языков. Так, в Кабардино-Балкарской Республике государственными, кроме русского, являются кабардинский и балкарский, а в Республике Марий Эл — марийский луговой и марийский горный языки.
По данным переписи населения 2002 г., в России насчитывалось 23 национальности, численность которых превышает 400 тыс. человек. В 1989 г. таких национальностей было всего 17. Самыми малочисленными народами России являются энцы, проживающие на полуострове Таймыр, и ороки, живущие в Сахалинской области. Их численность — около 200 человек.
В Конституции Российской Федерации особое внимание уделено правовому положению коренных малочисленных народов и национальных меньшинств. К ним относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков и сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, численностью не более 50 тыс. человек. Им гарантируется право на замену военной службы альтернативной гражданской, на сохранение и развитие своей самобытной культуры, на территориальное общественное самоуправление и объединение в общины. Они имеют право на социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания.
Источник