Традиционные источники конституционного права зарубежных стран

Лекция 1: «Конституционное право зарубежных стран и его сущность»

1.3. Источники конституционного права зарубежных стран

Источники конституционного права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порой и противоречивый характер самого конституционного права.

Основным источником конституционного права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит Конституция США 1787 года. В то же время конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 7 Основного Закона ФРГ, которая предусматривает право создания частных школ; ст. 41 Конституции Ирландии, в которой указано, что домашняя жизнь женщины оказывает государству поддержку, без которой нельзя достичь общего блага; ст. 16 Конституции Греции о возрастном цензе для профессоров высших учебных заведений.

Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.

К числу важнейших источников конституционного права зарубежных стран относятся конституционные законы, которые, хотя и не являются составными частями конституции, регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы: это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. В качестве примера конституционных законов можно привести Акт о свободе печати 1974 г. Швеции, Акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и 1969 гг., а также Законы об избирательных правах 1965 и 1970 гг. в США, Закон о политических партиях Испании 1978 г. и ряд других.

Читайте также:  Со сколько странами граничит польша

Не менее важное значение в качестве источников конституционного права имеют органические законы, которые, в отличие от конституционных, принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституциях. Особенно богата такими бланкетными нормами Конституция Франции 1958 г. Например, Конституция устанавливает, что органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число ее членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и недопустимости совмещений (ст. 25), что «парламент принимает финансовые законопроекты с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом» (ст. 47) и т.д. Таких бланкетных норм во французской Конституции насчитывается около двадцати.

Важнейшие нормы конституционного права содержатся и в обычных законах, принимаемых парламентом. В качестве примера можно сослаться на Законы США о регулировании лоббизма (1946), о преемственности должности Президента (1948), о федеральных избирательных кампаниях (1972) и др. Государственно-правовыми по своему характеру являются Закон о превентивном тюремном заключении и Закон об обороне Индии, т.к. они внесли существенные коррективы в конституционные положения, касающиеся правового положения личности.

Источниками конституционного права являются также нормативные акты правительств и глав государств, причем часто эти акты серьезно изменяют порядок применения конституции. Таковы указы и декреты о введении чрезвычайного положения, которые, как правило, сопровождаются прекращением действия конституционных прав и свобод, конституционных и процессуальных гарантий неприкосновенности личности и имущества граждан и подданных. Во Франции роль важнейших источников конституционного права играют президентские ордонансы, юридически приравненные по своей обязательной силе к парламентским актам. Так, 13 октября 1958 г. во Франции специальным ордонансом была введена мажоритарная одномандатная система с двумя турами голосования при выборах Национального собрания; ордонансы 24 октября, 17 ноября и 13 декабря 1958 г. определили порядок деятельности палат и правовое положение депутата парламента.

Читайте также:  Как найти протяженность страны

Замена традиционных источников конституционного права правительственными актами является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона.

Во многих странах, особенно англосаксонских, а также в странах, воспринявших основы англосаксонской правовой системы, важнейшие вопросы государственной жизни регулируются обычаями (в литературе они называются конституционными соглашениями или конвенционными нормами).

Конституционные обычаи, а также многочисленные правила, принципы и приемы решения различных государственно-правовых вопросов не закреплены в нормативных актах и не обеспечиваются судебной защитой, но они тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства. Так, во многих конституциях и иных юридических источниках не содержится положение о том, что правительство образуется лидером партии или партийной коалиции, победившей на парламентских выборах. Однако этот обычай почти всегда соблюдается в парламентарных странах в условиях демократического политического режима. Обычаями регулируется порядок осуществления прерогатив конституционного монарха и полномочий президента, формирование правительства, роль премьер-министра, многие вопросы законодательной процедуры и т.д. Практическая роль обычаев настолько велика, что игнорировать их при изучении конституционного права невозможно.

Значительное место в конституционном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Судебные прецеденты играют важную роль в регулировании правового положения личности и порядка осуществления и защиты демократических прав и свобод. Наиболее широкое распространение судебные прецеденты получили в Великобритании и ряде других англосаксонских стран, где до сих пор множество важнейших государственно-правовых вопросов решается на основе судебных прецедентов, сложившихся двести, триста и более лет назад.

В числе источников конституционного права зарубежных стран следует назвать также акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов. Акты толкования законов являются широко распространенными источниками права в англосаксонских и многих других странах. Толкование законов осуществляется либо главой государства, либо судами. Предметом толкования могут быть как отдельные статьи конституции, так и положения конституционных, органических и обычных парламентских законов, содержащих в себе нормы конституционного права. Толкование законов может серьезно влиять на правовую систему.

В зарубежной юридической литературе встречаются утверждения, что источниками конституционного права являются мнения и высказывания выдающихся ученых-государствоведов. Эта концепция особенно широкое распространение получила в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права иногда рассматриваются труды Блэкстона, Беджгота, Мэя, Лоу и некоторых других канонизированных авторов. Данная концепция отчасти находит свое подтверждение, когда мнения ведущих конституционалистов цитируются в судебных и иных документах, выпускаемых в процессе толкования конституционных норм и принципов.

Источник

Источники конституционного права в зарубежных странах

Рассмотрим источники конституционного права в зарубежных странах, состав которых имеет различное наполнение.

Источники конституционного права – это внешняя форма для выражения общих правил поведения субъектов, которая регулирует отношения конституционного характера.

К источникам конституционного права в зарубежных странах относят:

– другие нормативные правовые акты (указы главы государства, распоряжения органов исполнительной власти);

– судебно-правовые акты (прежде всего, прецеденты в англосаксонском праве);

– публично-правовые договоры (международные и внутригосударственные);

В каждом государстве имеется собственная национальная система источников права. По этой причине некорректно говорить об источниках конституционного права зарубежных стран как о едином целостном образовании.

В федеративных государствах источники права характеризуются огромным разнообразием, так как на уровне субъектов имеются свои акты конституционного права (например, все штаты США имеет собственную конституцию). Местные (региональные) законы создаются и представительными органами отдельных автономных образований, которые существуют в пределах унитарной государственности. Подобный подход характерен для Италии, Испании и Португалии.

Высшей юридической силой в большинстве зарубежных стран обладает конституция как основной источник права, который имеет универсальный характер, так как устанавливает важнейшие институты национального права. Все иные действующие источники права должны соответствовать конституции. Она занимает ведущее и основополагающее место в правовой системе страны, а также оказывает предопределяющее воздействие на все остальные правовые источники.

Другим важным источником права является закон как нормативный акт, принимаемый в особом порядке органами законодательной власти. Он отражает волю народа, обладает наибольшей (после конституции) юридической силой и регламентирует значимые, типичные и устойчивые общественные отношения.

Выделяют следующие виды законов:

конституционные законы (вносят изменения и дополнения в конституцию; либо законы, принятие которых предусмотрено конституцией);

органические законы (они принимаются в усложненном режиме посредством бланкетных норм, которые содержатся в конституции);

обычные (ординарные) законы: регулируют менее важные общественные отношения (в сравнении с конституционными или органическими законами) и образуют предмет конституционного права;

чрезвычайные законы: позволяют приостанавливать действие отдельных положений конституции (принимаются только на определенный срок в установленном порядке).

Нормы конституционного права содержатся и в отдельных постановлениях и регламентах парламента. Регламенты устанавливают внутреннюю структуру и механизм деятельности представительного органа власти.

Источником конституционного права в зарубежных странах являются многочисленные подзаконные акты (указы, декреты главы государства, постановления правительства и т.п.). Между ними имеется определенная субординация: нормативные акты нижестоящих органов должны соответствовать актам вышестоящих органов.

Многие ученые к подзаконным актам причисляют и акты органов местного самоуправления: уставы городов, районов, поселений, уездов, а также регламенты местных представительных органов.

Нормы конституционного права присутствуют и в отдельных нормативных договорах как международных, так и внутригосударственных.

Внутригосударственные договора применяются в зарубежных странах для регламентирования конституционных либо политически значимых отношений.

Ряд международных договоров (например, о защите прав человека) могут регулировать по сути конституционные отношения. В большинстве зарубежных стран после ратификации их парламентом они вступают в действие и обладают приоритетом в сравнении с внутренним законодательством.

В странах англосаксонской правовой системы большое распространение приобрел судебный прецедент. Он представляет собой образцовое правило поведения, которое вырабатывается высшими судебными органами, официально публикуется и является обязательным при рассмотрении схожих дел как для участников конкретного дела, так и для нижестоящих инстанций.

К характерным чертам судебного прецедента следует отнести:

– формируется лишь высшими судебными институтами при соблюдении закона;

– непосредственно увязан с судебной практикой и создается в процессе судопроизводства;

– при его разработке огромна роль свободного усмотрения;

– должен быть официально опубликован;

– является обязательным для участников рассматриваемого спора и для остальных судебных органов.

В государствах с континентальной правовой системой (Франция, Германия, Италия и остальные) его роль менее заметна.

К судебно-правовым актам в зарубежных странах относят и нормативные решения органов конституционной юрисдикции (конституционных и верховных судов, конституционных советов), которые дают официальное толкование конституции и признают оспариваемые нормативные акты конституционными либо неконституционными.

В англосаксонских правовых системах и государствах большое распространение приобрел правовой обычай.

Под правовым обычаем понимается сложившиеся на практике правила поведения субъектов права, которые в официальных изданиях не оформлены в качестве таковых, однако в течение долгого времени применяемые повсеместно, признаваемые и по этой причине молчаливо одобряемые (санкционируемые) государством.

Конституционно-правовой обычай имеет устный характер, а также является обязательным для соблюдения и направлен на урегулирование конституционных отношений. В странах с континентальной системой права значение и роль правового обычая в целом незначительна.

Источник

Источники конституционного права в зарубежных странах

Под источниками (или формами) права в юридическом смысле понимаются способы выражения и закрепления правил поведения, посредством которых эти правила приобретают обязательный характер.

К числу наиболее распространенных источников права относятся: нормативный правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент, религиозные каноны, нормативный договор, правовая доктрина, общеправовые принципы.

Практически все они относятся и к источникам конституционного права как отрасли права в зарубежных странах, но имеют особенности в той или иной стране.

1. Основным видом источников конституционного права является нормативный правовой акт, прежде всего закон.

По юридической силе все законы в сфере конституционного права можно разделить на следующие виды:

— конституцию (основной закон),

Конституция, или основной закон государства, является важнейшим источником конституционного права, не только дающим наименование данной отрасли права, но и лежащим в основе всей правовой системы любой страны.

Конституционный закон согласно доктринальному толкованию – это такой закон, который принимается практически в таком же порядке, что и конституция (за редким исключением), и вносит изменение в сам текст, в содержание конституции. Иначе говоря, это закон о поправке к конституции, поэтому он обладает (во всяком случае, должен обладать) той же юридической силой, что и конституция. Зарубежная конституционная практика характеризуется большим разнообразием процедур принятия конституционных законов.

Органический закон – это закон, принятие которого предусмотрено непосредственно в конституции. Она же определяет и предмет регулирования данного закона. Такой закон органически связан с конституцией, развивает, детализирует ее положения на несколько ином, более низком, чем конституция, уровне. В силу этого данный акт принимается в таком порядке, который отличен от порядка принятия и конституции, и обыкновенных законов. По своей юридической силе органический закон ниже, чем конституционный.

Обыкновенные законы – это законы, регулирующие отношения, составляющие предмет конституционного права, но принимаемые по отдельным вопросам конституционного характера. Данные акты принимаются в порядке обыкновенной парламентской процедуры простым большинством голосов (например, избирательные законы, законы о политических партиях, о гражданстве и т.п.).

В особую группу выделяются чрезвычайные законы (называемые также специальными законами). Следует иметь в виду, что это не законы, определяющие режим чрезвычайного положения, а именно чрезвычайные законы как “конституционно-нарушающие”. Они принимаются в таком же порядке, что и обыкновенные законы, но могут изменять или приостанавливать действие отдельных норм конституции. Такого рода акты принимаются в основном в развивающихся странах.

К числу нормативных правовых актов как источников конституционного права можно отнести и акты иных органов власти и должностных лиц, содержащие конституционно-правовые нормы (акты главы государства, правительства, региональных или местных органов власти).

2. Следующим видом источников конституционного права в зарубежных странах является судебный прецедент, т.е. правоприменительный акт судебного органа, принимаемый по вопросам конституционного характера, например о разрешении спора о разграничении компетенции между тем или иным органом государственной власти или по делу о конституционности (неконституционности) закона, примененного в судебном деле, и т.п. Такой вид источников конституционного права получил распространение в странах общего права. В научной литературе отмечается, что на основе судебных прецедентов в этих странах сложилось так называемое судебное конституционное право.

3. Конституционный обычай также относится к числу источников конституционного права зарубежных стран. В Великобритании их называют конституционными соглашениями. Ими являются, например, роспуск или созыв парламента по совету премьер-министра либо назначение на пост премьер-министра лидера партии парламентского большинства и т.п.

Стало уже традицией в США на пост Государственного секретаря назначать женщин: Мадлен Олбрайт – при У. Клинтоне, Кондолиза Райе – при Дж. Буше, Хиллари Клинтон – при Б. Обаме. Третий раз – это уже система. Если то же самое произойдет в четвертый раз, то это уже сложившийся обычай.

4. Нормативный договор – следующий вид источников конституционного права. Речь идет не только о международно-правовых договорах, но и о договорах внутри государства. В федеративных государствах это договоры между федеральным центром и властью субъектов федерации или между субъектами федерации о перераспределении предметов ведения и полномочий. Особую значимость такого рода источники приобрели в последнее время, когда в конституции все большего числа стран стали включаться нормы о непосредственно действующих нормах международного права.

5. Религиозные каноны. Нормы, содержащиеся в священных писаниях, также могут быть источником конституционного права. Это относится прежде всего к клерикальным и теократическим государствам, где конституционно устанавливается обязательность какой-либо религии.

Своеобразие этого вида источников состоит в том, что в большинстве своем действуют запреты, закрепленные религиозными нормами, например запрет в отношении британского монарха состоять в браке с католиком (Королева Великобритании Елизавета II в свое время публично выразила идею о снятии такого запрета.).

Некоторыми особенностями обладают источники в исламских странах. Здесь важнейшим источником права и нормативной основой всей жизни являлся Коран – книга, содержащая откровения, полученные пророком Мухаммедом от самого Бога (Аллаха). Вторым видом источников в мусульманских странах является Сунна, представляющая собой сборник адатов, т.е. изречений и рассказов о поступках самого Мухаммеда, собранных и изложенных последователями пророка.

Кроме того, к числу источников мусульманского права относится иджма, понимаемая как система легальных толкований божественных источников, даваемых высшими религиозными авторитетами (муфтиями) в форме фетв (Фетва – это решение, принимаемое муфтиями о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату в целом. Муфтий – высшее должностное лицо в региональных организациях ислама, наделенное правомвыносить решения по религиозно-правовым вопросам. Избирается на съездах духовенства и верующих или назначается правительством (в клерикальных и теократических государствах).). Наконец, еще один источник – кияс. Это уже аналитическое обобщение правоприменительной практики, складывающейся в стране, которое проводится учеными-юристами.

6. Правовая доктрина как источник конституционного права не получила широкого распространения. В научной литературе отмечается, что в правоприменительной практике судов большое значение имеют научные труды, в которых обобщается судебная практика и дается толкование статутного права. Изложенные в них идеи являются затем основой принимаемых судьями решений. Данный вид источников используется в Великобритании, где правоприменители (судьи) часто ссылаются на труды известных ученых-юристов Блэкстона, Беджгота, Мэя, Лоу и др.

7. Общеправовые принципы – это отправные, исходные начала правовой системы, лежащие в основе правотворческой или правоприменительной деятельности. К числу такого рода принципов относятся такие положения, как “специальный закон отменяет действие общего закона”, “позднейший закон отменяет более ранний” и т.п. Данный вид источника права имеет место во всех правовых системах. Например, Конституционный суд ФРГ сформулировал правило о том, что конституционное право не ограничено текстом Основного закона, а включает и некоторые общие принципы, которые законодатель не конкретизировал в позитивной норме .

8. В последнее время в отечественной литературе по конституционному праву стал выделяться еще один источник конституционного права – общепризнанные принципы и нормы международного права. При характеристике этого вида источников обычно ссылаются в качестве примера на положения Устава ООН, иных международных актов. Однако в данном случае речь идет о другом самостоятельном виде источников – нормативном договоре. К числу же рассматриваемого вида источников следует относить те обычаи и правила, которые не закреплены в международных актах, но известны участникам отношений и признаются ими в качестве общеобязательных, например принцип свободы открытого моря , обычаи в сфере морского права и др.

Источник

Оцените статью