Традиционные типы обществ стран мира

Содержание
  1. 3 типа общества: характеристики и их признаки
  2. Типы общества:
  3. 1. Традиционное общество
  4. Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:
  5. Признаки
  6. 2. Индустриальное общество
  7. Характерные черты индустриального общества
  8. Признаки
  9. 3. Постиндустриальное общество
  10. Традиционное общество
  11. Содержание
  12. Трансформация традиционного общества
  13. Типы общества
  14. Основные типы
  15. Традиционное общество
  16. Индустриальное общество
  17. Постиндустриальное общество
  18. Информационное общество
  19. По степени открытости
  20. Классификация
  21. По наличию письменности
  22. Классификация
  23. По степени социального расслоения
  24. Классификация
  25. На основании доминирующей религии
  26. Классификация
  27. Исторические типы общества по К. Ясперсу
  28. Классификация
  29. И. Валлерштайн представил общество в виде большой капиталистической системы, в которой есть свои структурные элементы
  30. Классификация

3 типа общества: характеристики и их признаки

Наиболее распространенной в науках об обществе сегодня является точка зрения, согласно которой все человеческие сообщества можно отнести к трем основным типам.

Типы общества:

  1. Традиционное общество
  2. Индустриальное общество
  3. Постиндустриальное общество

1. Традиционное общество

Традиционное общество – тип общества с аграрным укладом. Основывается на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:

  1. Ручной труд и примитивные технологии.
  2. Преобладание сельского хозяйства.
  3. Сословный строй.
  4. Низкая социальная мобильность.
  5. Преобладание ценностей коллективизма.
  6. Влияние церкви на общественную жизнь.
  7. Патриархальная семья.

Признаки

  • Основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство.
  • Очень низкие темпы развития.
  • Общество направленно в прошлое, инерционно, боится новвоведений.
  • Полное поглощение личности коллективом.
  • Общество направленно на удовлетворение бытовых потребностей.

2. Индустриальное общество

Индустриальное общество —определяется уровнем технического, индустриального развития.

Характерные черты индустриального общества

  1. Преимущественное развитие промышленности.
  2. Серийное машинное производство и автоматизация..
  3. Превращение науки в общественный институт.
  4. Рождение массовой культуры.
  5. Классовый строй.
  6. Предоставление прав и свобод людям.
  7. Формирование гражданского общества.

Признаки

  • Общество основано на машинном производстве и фабричной организации труда.
  • Базовой структурой общества становится экономика.
  • Основным движущим механизмом общества является стремление к экономическому росту.
  • Общество стремится к удовлетворению социальных потребностей (деньги, карьера, качество жизни).
  • Оно направленно на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
  • Основной способ принятия решения – эмпирическое исследование массовость.
Читайте также:  Рекреационный потенциал территории страны региона

3. Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество или информационное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве. Развитие вычислительной и информационной техники.

Источник

Традиционное общество

Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество — аграрное общество.

Для традиционного общества, как правило, характерны:

  • традиционная экономика
  • преобладание аграрного уклада;
  • стабильность структуры;
  • сословная организация;
  • низкая мобильность;
  • высокая смертность;
  • низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

Традиционные общества, как правило, авторитарны и не плюралистичны. Авторитаризм необходим, в частности, для пресечения попыток несоблюдения традиций или их изменения.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены — нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.

Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

Содержание

Трансформация традиционного общества

Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент». [1]

В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно — на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах (яркий пример — изменения на территории Евразии в I тысячелетии до н. э.), но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики.

В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI—XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом.

Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции. К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.

Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.

Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование. При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма.

В период трансформации традиционного общества в нём может усиливаться авторитаризм (либо с целью сохранить традиции, либо с целью преодолеть сопротивление изменениям).

Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом. Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.

Мнения о необходимости (и степени) трансформации традиционного общества существенно расходятся. Например, философ А. Дугин считает необходимым отказаться от принципов современного общества и вернуться к «золотому веку» традиционализма. Социолог и демограф А. Вишневский утверждает, что у традиционного общества «нет шансов», хотя оно и «яростно сопротивляется». Согласно расчетам академика РАЕН профессора А. Назаретяна, для того чтобы полностью отказаться от развития и вернуть общество в статичное состояние, численность человечества необходимо уменьшить в несколько сотен раз.

Источник

Типы общества

Основные типы

Традиционное общество

К данному типу общества относится жизнь людей с аграрной направленностью. Такое общество берёт за основу развития натуральное хозяйство, монархию в качестве правящего звена и возвышение религии над наукой. К числу характерных признаков можно отнести следующие черты:

  • Деятельность направлена на развитие сельского хозяйства.
  • Общество имеет очень низкие темпы роста и развития.
  • Зачастую не имеет прогресса, поскольку нововведения не приветствуются.
  • Подчинение личности коллективному мнению.

Индустриальное общество

В данном случае за основу берутся технологии и уровень их развития. В отличие от первого варианта данная система направлена на стремительный прогресс и имеет ряд отличительных особенностей. Характеристика:

  • Основная форма труда базируется на использовании техники и работе фабрик.
  • За основу берётся экономическая составляющая жизни людей.
  • Главной задачей такой системы является удовлетворение потребностей людей и достижение адаптации к существующим условиям жизни.

Постиндустриальное общество

К постиндустриальному типу относятся те общества, которые постепенно выходят из сферы производства материальных благ и переходят к развитию сферы услуг. В зависимости от темпов развития сферы услуг можно судить о прогрессе общества. Характерными чертами являются следующие принципы:

  • Переход к умственному труду.
  • Активное развитие сферы услуг.
  • Взаимодействие между людьми, при этом происходит коммуникация в системе «человек-человек».

Информационное общество

Современный этап развития диктует новые условия для создания новой системы развития общественного строя. В данном случае ключевую роль играет информация и работа с ней. Люди постепенно переходят от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и на заводах к работе с компьютерными технологиями. Отличительные особенности заключаются в следующем:

  • Основным фактором для развития является информация и методы её обработки.
  • Более половины населения стремительно переходят в сферу услуг.
  • Ориентация деятельности направлена на будущие достижения, поэтому ключевую роль играет умение анализировать и делать прогнозы.

По степени открытости

Классификация

В данной категории общественный строй рассматривается с точки зрения открытости идеологии и общего принципа развития. В зависимости от выбора основного направления в развитии и преобладания той или иной формы управления бывают разные и различают две основных формы организации жизни людей.

  1. Закрытое общество. Чаще всего в эту группу входят авторитарные системы, в которых вся власть сконцентрирована в руках одного правителя. При таком подходе у людей нет свободы и права на собственное мнение, строгое подчинение власти является единственным принципом существования. Для подобных форматов характерны низкие темпы развития, запрет или медленное принятие инноваций, верность традициям.
  2. Открытое общество. Полной противоположностью предыдущей категории является открытый тип общественной жизни. Отличительными особенностями являются отсутствие единой государственной идеологии и жёсткой диктатуры, а также наличие плюрализма. В связи с этим формируется возможность для высокой мобильности, быстрых темпов развития и принятия нововведений в жизнь общества. Чаще всего такой тип встречается в демократических обществах.

По наличию письменности

Классификация

Одной из наиболее простых классификаций для определения типа общества и уровня его развития является наличие письменности. По данному признаку все существующие виды общественного строя можно разделить на две большие группы.

  1. Дописьменные общества. Такие типы существующих обществ не имеют своего алфавита и символьного обозначения букв. Это говорит о низком уровне развития и создаёт определённые трудности для общения между представителями общественного строя, а также с представителями из других обществ.
  2. Письменные общества. В данном случае речь идёт о тех группах, где есть свой собственный алфавит, с помощью которого происходит общение между различными представителями. С его помощью люди могут наладить коммуникации и добиться больших успехов в развитии общественного строя.

По степени социального расслоения

Классификация

В зависимости от уровня сложности взаимодействия между представителями общества принято выделять две основные формы существования. Основное их различие заключается в наличии классового неравенства и слоёв общественного строя.

  1. Простое общество. К данному типу принято относить простые организации без чёткой структуры управления. В таких системах нет установленной формы взаимоотношений, отсутствуют подчинённые и руководители. Такая структура характерна для начальных периодов развития без существования государственной власти.
  2. Сложное общество. Такой формат управления общественной жизни подразумевает наличие классового неравенства, иерархию в системе реализации власти, а также наличие деления населения на слои. Представленная категория характерна для государственной формы управления.

На основании доминирующей религии

Классификация

  1. Политеизм. Вера в множество Богов сложилась с древних времён, когда люди поклонялись разным божествам, чтобы задобрить их и попросить милости для помощи в своих повседневных делах.
  2. Монотеизм или единобожие. В отличие от предыдущего варианта здесь устанавливается вера в одного Бога, который является покровителем людей и помогает им в земной жизни.
  3. Пантеизм. При таком понимании религии Бог ставится наравне с природными силами и тесно с ними связан.
  4. Религии без Бога. В данном случае речь идёт о более глубоком осмыслении нравственных проблем, речь идёт о философском осмыслении важных вопросов жизни.

Исторические типы общества по К. Ясперсу

Классификация

Карл Ясперс в своих трудах использовал классификацию по временным промежуткам в истории развития человечества. Согласно его работам можно выделить два основных этапа.

  1. Доисторический (период дикости). К данному периоду относят тот временной промежуток, который ознаменовался появлением человеческих общин. При этом к доисторическому периоду относят только то время, когда у людей ещё не было письменности и орудий для написания текстов.
  2. История или цивилизационный период. После появления письменности выделяется принципиально новый этап развития общества, который Карл Ясперс назвал историческим периодом. В нём принято выделять четыре основных этапа.
  • Великие культуры древности. На данном этапе происходит разобщение единой культуры человечества на локальные структуры, которые объединяются по общности интересов.
  • «Осевое время» (с 800 по 200 г. до н. э.), в этот период формируются основные направления религиозных учений и наук по спасению души. В этом периоде люди задумываются о философском начале жизни и разрабатывают концепции спасения души после смерти, также данная эпоха характеризуется появлением веры и религии.
  • Век науки и техники. С развитием технологий и появлением новых научных знаний люди стремятся усовершенствовать и упростить жизнь, этот период получил название технологического века.
  • Единый мир человечества. Представленная категория подразумевает тотальное объединение человечества в единый слаженный коллектив, который будет работать и добиваться успехов совместными усилиями.

И. Валлерштайн представил общество в виде большой капиталистической системы, в которой есть свои структурные элементы

Классификация

Довольно интересным взглядом на развитие общества обладал американский социолог И. Валлерштайн, согласно его учению все аспекты общественной жизни можно разделить на несколько основных категорий, которые отличаются по степени участия в мировом экономическом процессе.

  1. «Мини системы». Наиболее мелкой структурой являются общества, насчитывающие в своём развитии не более шести поколений. Чаще всего они занимались охотой и собирательством, при этом не отмечалось высоких темпов развития и культурного наследия.
  2. «Мировые империи». Более сложным вариантом являются мировые империи, существовавшие по определённым законам и имевшие чёткую иерархию и структуру организации общественного строя. Также отличительной чертой является наличие определённых культурных моделей, определяющих основу взаимоотношений между индивидуумами.
  3. «Мировые хозяйства». Данная форма является вершиной развития общественного строя. Такой вариант включает в себя сразу несколько интегрированных цепочек ведения хозяйственной деятельности и достижения желаемых целей. В мировом хозяйстве успех зависит от того, кто занимает лидирующие позиции в структуре власти.

Источник

Оцените статью