Глава 7. География мирового транспорта
Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства. Транспорт составляет основу географического разделения труда. Объем и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков — размещение производительных сил. Транспорт и сам активно воздействует на это размещение, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и стран. Без транспорта было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Масштабы ее очень велики.
Во-первых, это относится к мировой транспортной сети, общая протяженность которой приближается к 50 млн км (рис. 47). Во-вторых, это относится к транспортным средствам. Достаточно сказать, что перевозки грузов по железным дорогам осуществляют 200 тыс. локомотивов и миллионы железнодорожных вагонов, по автодорогам — свыше 800 млн автомобилей, по морским трассам — более 80 тыс. судов, а по воздушным трассам — более 20 тыс. рейсовых самолетов. Общая грузоподъемность всех перевозочных средств мирового транспорта уже превысила 1,5 млрд тонн. В-третьих, это относится к работе транспорта, который ежегодно перевозит свыше 100 млрд т грузов и более триллиона пассажиров. Да и на самом транспорте занято не менее 100 млн человек (что можно сравнить со всем населением Мексики).
Научно-техническая революция оказала большое воздействие на «разделение труда» между отдельными видами транспорта. В мировом пассажирообороте внеконкурентное первое место (около 4/5) теперь принадлежит автомобильному транспорту, в мировом грузообороте — морскому транспорту (почти 2/3). Однако между отдельными регионами и странами в этом отношении существуют большие различия.
В мировой транспортной системе можно выделить две главные подсистемы — развитых и развивающихся стран.
Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. На нее приходится около 80 % общей длины транспортной сети, более 70 % мирового грузооборота по массе и примерно 80 % по стоимости, а доля ее в мировом пассажирообороте еще выше. В экономически развитых странах сосредоточено более 4Д мирового автомобильного парка, в них находится почти 2/3 всех портов мира, выполняется 3/4 мирового грузооборота. Для этой транспортной подсистемы характерен также высокий технический уровень.
Транспортная подсистема развивающихся стран имеет во многом другие количественные и качественные характеристики. Она располагает немногим более 20 % длины мировой транспортной сети, обеспечивает (по стоимости) 20 % мирового грузооборота. В этих странах сосредоточено около 1/5 мирового парка автомобилей. От колониальной эпохи они унаследовали также более низкий технический уровень транспортной сети (паровозная тяга, узкая колея на железных дорогах, грунтовое покрытие на автодорогах). И в целом транспорт в этих странах относится к отстающему сектору экономики.
Наряду с этим в мировой транспортной системе выделяют несколько региональных транспортных систем. Наиболее высокого уровня развития среди них достигли транспортные системы Северной Америки и зарубежной Европы. В зарубежной Азии единая транспортная система находится еще на стадии формирования. Основу ее образуют системы Японии, Китая и Индии.
В странах СНГ также сложилась особая региональная транспортная система, основу которой составили единая транспортная система СССР. Хотя на нее приходится только 1/10 мировой транспортной сети, по общим размерам грузооборота эта система занимает более видное место прежде всего благодаря железнодорожному транспорту. В качестве основного ядра этой региональной транспортной системы выступает транспортная система России — одна из самых больших в мире. Достаточно сказать, что по размерам грузооборота (4,9 трлн т* км) она уступает только системам США и Китая.
Сухопутный транспорт включает три вида транспорта: автомобильный, железнодорожный и трубопроводный.
Автомобильный транспорт по праву можно назватьтранспортом XX в. Он зародился в начале прошлого века, а в наши дни автомобиль поистине стал одним из неотъемлемых элементов цивилизации. Протяженность автомобильных дорог постоянно растет и уже превысила 32 млн км; около половины ее приходится на пять стран: США, Индию, Бразилию, Китай и Японию; Россия же занимает только 11-е место.
Не менее важный показатель — размеры мирового автомобильного парка, 70 % которого приходится на первую десятку стран (табл. 37).
Первые десять стран мира по размерам автомобильного парка, 2005 г.
Страна | Автопарк, млн машин | |
Всего | В т. ч. легковые | |
1. США | 230 | 136 |
2. Япония | 75 | 56 |
3. Германия | 47 | 45 |
4. Италия | 38 | 34 |
5. Франция | 35 | 30 |
6. Великобритания | 33 | 30 |
7. Россия | 31 | 26 |
8. Бразилия | 28 | 23 |
9. Испания | 23 | 19 |
10. Канада | 20 | 17 |
Страны мира с наиболее высоким уровнем автомобилизации
Страна | Кол-во автомобилей на 1000 жителей | Страна | Кол-во автомобилей на 1000 жителей |
1. США | 675 | 11. Австралия | 500 |
2. Люксембург | 660 | 12. Испания | 475 |
3. Новая Зеландия | 630 | 13. Швеция | 470 |
4. Исландия | 590 | 14. Япония | 470 |
5. Италия | 570 | 15. Бельгия | 465 |
6. Канада | 570 | 16. Португалия | 440 |
7. Германия | 550 | 17. Норвегия | 420 |
8. Швейцария | 520 | 18. Финляндия | 420 |
9. Австрия | 510 | 19. Нидерланды | 400 |
10. Франция | 505 |
Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в грузовых и в особенности в пассажирских перевозках, остается важным видом сухопутного транспорта. Железные дороги имеются в 140 странах мира, но более половины их общей длины приходится на «первую десятку» стран (табл. 39).
Таблица 39
Первые десять стран мира по длине железных дорог, 2006 г.
Страна | Длина, в тыс. км | Страна | Длина, в тыс. км |
1. США | 230 | 6. Аргентина | 36 |
2. Россия | 85 | 7. ФРГ | 34 |
3. Китай | 63 | 8. Бразилия | 30 |
4. Индия | 63 | 9. Франция | 30 |
5. Канада | 58 | 10. Мексика | 27 |
В первую пятерку стран по грузообороту железных дорог входят США, Китай, Россия, Индия и Канада, причем на эти страны приходится почти 9/10 всего мирового грузооборота этого вида транспорта. По пассажиро- обороту железных дорог к группе стран-лидеров относятся Индия, Китай, Япония, Россия, Франция.
Хотя строительство новых железных дорог продолжается лишь в немногих странах (Китай, Бразилия), их техническая модернизация происходит в большинстве развитых стран. Например, в зарубежной Европе и Японии уже фактически создана сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей, на которых пассажирские поезда развивают скорость до 300 км/ч и более. Первая такая магистраль Москва — Санкт-Петербург введена в эксплуатацию и в России. Большое значение имеют также новые железнодорожные тоннели под морскими проливами Ла-Манш (Евротоннель) и Эресунн в Западной Европе, под проливом Шугару в Японии.
В большинстве развивающихся стран железнодорожный транспорт развит значительно слабее. Для многих из них характерны построенные еще в колониальный период т. н. линии проникновения, соединившие крупные районы добычи полезных ископаемых с морскими портами вывоза. А во многих странах Африки, даже таких больших по территории, как Ливия, Нигер, Чад, ЦАР, Сомали, вообще нет железных дорог. В Азии к числу таких стран относится Афганистан.
Трубопроводный транспорт также относится к числу сухопутных видов транспорта, но в отличие от автомобильного и железнодорожного он занимается транспортировкой только грузов — жидких и газообразных углеводородов. Он получил развитие во второй половине XX в. благодаря быстрому ростудобычи и транспортировки нефти и природного газа и тому территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления.
Морской транспорт обеспечивает 4/5 всей международной торговли. Общая протяженность морских трасс измеряется миллионами километров. Морские суда перевозят главным образом массовые грузы — наливные (нефть), навалочные и насыпные. Но «контейнерная революция» на морском транспорте привела к увеличению транспортировки так называемых генеральных грузов, т. е. готовых изделий и полуфабрикатов. Среди контейнерных линий, опоясывающих весь Земной шар, уже есть и регулярные кругосветные линии.
Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, тоннаж (валовая вместимость) которого превышает 600 млн т. До середины 1970-х гг. половину этого тоннажа составляли танкеры, но затем их доля заметно уменьшилась, тогда как доля сухогрузов возросла. Морские суда плавают под флагами почти 160 стран, но примерно 70 % их общего тоннажа приходится на страны «первой десятки» (табл. 40).
Таблица 40
Первые десять стран мира по размерам тоннажа торгового флота, 2007 г.
Страна | Тоннаж, в млн т | Страна | Тоннаж, в млн т |
1. Панама | 153 | 6. Сингапур | 31 |
2. Либерия | 67 | 7. Мальта | 25 |
3. Багамские о-ва | 39 | 8. Китай | 22 |
4. Греция | 32 | 9. Кипр | 19 |
5. Маршалловы о-ва | 32 | 10. Великобритания | 19 |
Общее число морских портов на всех морях и океанах превышает 2,2 тысячи. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 50 млн т грузов, всего немногим более 60. В том числе 32 из них имеют грузооборот, превышающий 100 млн т в год; самые крупные из этих портов показаны в таблице 41. Более половины из них находятся в Китае.
В большинстве своем крупнейшие порты мира принадлежат к числу универсальных. Но наряду с ними имеются и специализированные порты: нефтяные (Мина-эль- Ахмади, Рас-Таннура, Харк, Тампико, Валдиз), угольные (Ричарде-Бей), железорудные (Тубаран).
География мирового морского судоходства — это в первую очередь география главных морских судоходных линий, которая в свою очередь зависит от расположения морских портов, морских проливов и каналов. Устойчивое географическое разделение труда привело к тому, что направления большинства морских трасс сохраняются на протяжении многих десятилетий и даже столетий.
Таблица 41
Первые десять универсальных портов мира по размерам грузооборота, 2006 г.
Название порта | Страна | Грузооборот, млн т/год |
1. Шанхай | Китай | 537 |
2. Сингапур | Сингапур | 448 |
3. Роттердам | Нидерланды | 378 |
4. Нинбо | Китай | 310 |
5. Гуанчжоу | Китай | 303 |
6. Тяньцзинь | Китай | 258 |
7. Сянган | Китай | 238 |
8. Новый Орлеан | США | 238 |
9. Циндоо | Китай | 224 |
10. Пусан | Республика Корея | 218 |
Второе место по объему морских перевозок занимает Тихий океан, но он быстро догоняет Атлантический. К этому океану выходят примерно 30 государств, в болыиинстве своем быстро развивающихся, с населением, которое приближается к 3 млрд человек. На берегах Тихого океана, особенно в его азиатской части, находятся многие крупнейшие порты мира. Здесь зарождаются потоки многих массовых, а в последнее время и генеральных грузов.
Третье место по объему морских перевозок принадлежит Индийскому океану, к берегам которого выходит 30 государств с населением более 1,5 млрд человек. Индийский океан выделяется по своим нефтяным грузопотокам, которые зарождаются в Персидском заливе и следуют оттуда в Европу и Восточную Азию.
Очень большое влияние на географию морского транспорта оказывают международные морские каналы, особенно Суэцкий и Панамский. Через Суэцкий канал перевозится до 650 млн т грузов в год, он сокращает путь между портами Европы и Азии в два-три раза. Через Панамский канал ежегодно провозится до 250 млн т различных грузов.
Внутренний водный транспорт играет в мировом транспорте значительно меньшую роль. По грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Канада, Россия, ФРГ, Нидерланды, Китай. В этих же странах находится большинство важнейших каналов, связывающих речные системы (Береговой канал в США, Великий канал в Китае, канал имени Москвы в России). Главный район озерного судоходства в мире — Великие озера в США и Канаде, которые соединены с Атлантическим океаном глубоководным путем по реке Св. Лаврентия.
Воздушный (авиационный) транспорт, как иавтомобильный, появился на рубеже XIX и XX вв. и с тех пор развивается быстрыми темпами. Если в 1950 г воздушным транспортом во всем мире было перевезено около 30 млн пассажиров, то в 2000 г — 2,2 млрд. По размерам авиаперевозок первое место занимает Северная Америка, второе — Западная Европа, третье — Восточная Азия. Среди отдельных стран по количеству перевезенных авиапассажиров внеконкурентное первое место в мире занимает США, за которыми следуют Япония, Великобритания, Китай и Франция.
Крупнейшие аэропорты мира, 2006 г.
Местоположение (город) | Название | Страна | Прием и отправление пассажиров в год, млн чел. |
1. Атланта | Хэртфилд | США | 86 |
2. Чикаго | О’Хэйр | США | 77 |
3. Лондон | Хитроу | Великобритания | 68 |
4. Токио | Ханеда | Япония | 66 |
5. Лос-Анджелес | Лос-Анджелес | США | 61 |
6. Даллас | Форт Уэрт | США | 60 |
7. Париж | Ш. де Голль | Франция | 57 |
8. Франкфурт | Рейн-Майн | Германия | 52 |
9. Пекин | Пекин | Китай | 49 |
10. Лас-Вегас | Маккарран | США | 47 |
11. Денвер | Денвер | США | 46 |
12. Амстердам | Схипхол | Нидерланды | 46 |
География мирового воздушного транспорта определяется, прежде всего, сетью аэропортов. Самые крупные аэропорты мира находятся в США, Западной Европе и в Японии. Из таблицы 42 следует, что в мире существует 12 аэропортов, пропускающих в год свыше 40 млн авиапассажиров, при этом 6 из них находятся в США.
Воздушный транспорт России перевозит примерно 50 млн пассажиров в год. По размерам аэропортов наша страна пока заметно отстает, например все четыре московских аэропорта обслуживают за год примерно 25 млн пассажиров.
Вопросы и задания для подготовки к экзамену
1. Охарактеризуйте мировую транспортную систему и дайте ее количественную оценку.
2. Дайте сравнительную характеристику транспортных подсистем экономически развитых и развивающихся стран.
3. Охарактеризуйте автомобильный парк мира и различия в уровнях автомобилизации.
4. Назовите крупнейшие морские порты мира и главные судоходные линии.
5. Назовите крупнейшие по пассажирообороту аэропорты мира.
Источник