Транспортный комплекс страны это

Транспортный комплекс

Транспортный комплекс это территориальное объединение взаимосвязанных видов транспорта, которые удовлетворяют потребности общественного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. В его состав входит также совокупность путей сообщения, подвижного состава, средств управления и связи, разнообразное техническое оснащение, которое обеспечивает роботу всех видов транспорта.

Пространственная зависимость разных транспортных сетей от территориальной организации продуктивных сил влияет на территориальную организацию транспорта в целом и его отдельных элементов в частности. Это влияние отражается в существовании первичных форм пространственного сосредоточения транспорта — транспортных узлов и пунктов.

Транспортный узел следует рассматривать как комплекс транспортных сооружений в пункте, где сходятся, пересекаются или разветвляются не менее чем три линии одного или двух видов магистрального транспорта, которые, взаимодействуя, выполняют операции относительно обслуживания транзитных и местных перевозок грузов и пассажиров.

В состав транспортного узла входят также сооружения местного и промышленного транспорта. В зависимости от видов транспорта, которые стыкуются, узлы разделяют на железнодорожно-автодорожные (Львов, Харьков), железнодорожно-водно-автодорожные (Одесса, Киев, Николаев, Херсон) и водно-автодорожные (Ялта, Алушта, Канев). К ним может примыкать воздушный и трубопроводный транспорт.

На территории Украины сформировалось свыше 300 транспортных узлов, в том числе близко 100 крупных. По количеству взаимодействующих видов транспорта в этих узлах преобладают железнодорожно-автомобильные. Исключение составляют такие большие межрегиональные узлы, как Харьковский, Львовский, Донецкий, в составе которых наряду с многочисленными предприятиями железнодорожного и автомобильного взаимодействуют также предприятия авиационного и трубопроводного транспорта. Упомянутые виды транспорта взаимодействуют также с речным в таких транспортных узлах, как Киев, Чернигов, и морским — в Одессе, Херсоне, Николаеве, Измаиле.

Транспортный пункт один из важных и наиболее распространенных элементов территориальной структуры разных видов транспорта (железнодорожные станции, морские и речные порты, речные пристани, аэропорты, автостанции). Главные функции транспортных пунктов — экономические (обслуживание перевозок грузов и пассажиров), технологические (перегрузка грузов с одного вида транспорта на другой), технические (удовлетворение технических потребностей движения транспортными средствами), а также перераспределение грузопотоков по направлениям. По характеру транспортные пункты подразделяют на грузовые, пассажирские и объединенные.

Читайте также:  Использование права вето странами

Транспортные узлы, пункты развиваются под влиянием хозяйственной деятельности в целом и отдельных областей. Наибольшее влияние на транспорт оказывает промышленность, поскольку она формирует основные грузопотоки. Транспортный фактор является одним из решающих при размещении промышленных предприятий.

Выгодное транспортно-географическое положение Украины на границе Центральной и Восточной Европы оказывает содействие развитию транзитных транспортных коридоров на его территории. Через территорию Украины может быть проложен ряд новых транспортных магистралей, которые будут обеспечивать эффективную реализацию международных транспортно-экономических связей нашей страны и транзитных перевозок.

Транспортный комплекс Украины представлен всеми современными видами транспорта и характеризуется значительными региональными особенностями отраслевой и функциональной структуры.

Протяжность магистральной транспортной сети Украины составляет 188,9 тыс. км, в том числе железных дорог — почти 22,5 тыс., автомобильных путей общего пользования с твердым покрытием — 164 тыс., внутренних судоходных путей — 2,4 тыс. км. Транспортное хозяйство включает тысячу железнодорожных станций, вокзалов и грузовых дворов, значительное количество локомотивных и вагонных депо, десятки больших морских и речных портов и аэропортов, тысячи автопредприятий, гаражей и других объектов, необходимых для нормальной работы разных видов транспорта.

В перевозках грузов наибольшая доля приходится на автомобильный транспорт (69%), на втором месте — железнодорожный (16%), на третьем — трубопроводный (14%). Доля речного и морского, авиационного транспорта незначительна.

В Украине эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 22,1 тыс. км, а густота железнодорожной сети — 37 км на 1 тыс. км 2 территории. В собственности Украины находится почти 270 тыс. грузовых вагонов при общей потребности их 220 тыс.

На территории Украины расположены железные дороги: Юго-Западная (управление в Киеве), Донецкая (Донецк), Приднепровская (Днепропетровск), Южная (Харьков), Львовская (Львов) и Одесская (Одесса).

Наиболее разветвленой является сеть железных дорог в Донбассе и Приднепровье, где густота железных дорог составляет 40 км на 1 тыс. км 2 территории. Здесь магистрали разных направлений обеспечивают связь угольно-металлургического Донбасса с железо-маоганцеворудным Приднепровьем и служит основой железнодорожной сети региона. Важное значение имеют железнодорожные пути: Дебальцево — Синельниково — Днепропетровск — Кривой Рог, Иловайск — Волноваха — Запорожье — Кривой Рог.

В южных направлениях работают железнодорожные пути Харьков — Запорожье — Симферополь, Харьков — Кременчуг — Одесса, Харьков — Днепропетровск — Херсон. Из Донбасса на север перевозят уголь, металл, металлоемкие машины, продукцию химической промышленности, зерно и прочие грузы, в обратном направлении — лес и изделия из древесины, точные машины и приборы, изделия легкой промышленности, некоторые строительные материалы.

В северо-западном направлении создана электрифицированная магистраль Донбасс — Карпаты (через Кривбас), которая имеет важное значение в международных связях.

В Западном регионе пролегают важнейшие магистрали международного значения: Москва — Киев — Львов — Чоп, Москва — Киев — Жмеринка — Одесса, Киев — Минск, Киев — Харьков. От Киева железная дорога проложена во всех направлениях. На Львовской железной дороге создан мощный Чопско-Батевский перегрузочный комплекс. В 1978 г. введена в эксплуатацию железнодорожно-морская паромная переправа Ильичевск — Варна (Болгария) длиной 435 км.

Автомобильный транспорт это совокупность транспортных средств, путей, технических средств и сооружений (составов, погрузочно-разгрузочных пунктов, грузовых и пассажирских станций, средств связи и сигнализации и т.п.).

Этим видом транспорта осуществляют местные, междугородные и международные централизованные перевозки. Он обеспечивает транспортное обслуживание предприятий и населения во всех сферах хозяйственной деятельности. Автомобильный транспорт тесно связан с работой других видов транспорта. Перевозки на небольшие расстояния осуществляют преимущественно автомобильным транспортом.

В большинстве регионов Украины значительное место в грузообороте принадлежит продукции сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, а также строительным материалам и железобетонным конструкциям. В Донбассе и Приднепровье наибольшая доля приходится на перевозку угля, кожи, металла и других грузов, необходимых для предприятий тяжелой промышленности.

Украина имеет сравнительно густую, равномерную сеть автомобильных путей с твердым покрытием. По ее территории проходят важные автомагистрали международного и государственного значения, в частности Москва — Киев, Москва — Харьков — Симферополь, Одесса — Киев — Санкт-Петербург, Киев — Днепропетровск — Донецк и т.п.. Территориальная структура автомобильного транспорта представлена главным образом центрами и узлами автомобильных путей. Значительными узлами с современными большими автовокзалами являются Киев, Харьков, Запорожье, Львов, Житомир, Тернополь, Полтава.

Морской транспорт концентрируется исключительно на юге Украины — на побережье Черного и Азовского морей, в так называемом Азово-черно-морском бассейне, который через протоки Босфор и Дарданеллы имеет выход в Мировой океан. Морской транспорт широко используется для международных и внутренних перевозок. Он реализует больше чем половину всех внешнеторговых связей страны и характеризуется высокой эффективностью перевозок сравнительно с другими видами транспорта.

К комплексу морского транспорта принадлежат суда разных типов и назначений, морские пути и порты, судоремонтные предприятия и судоподъемное оборудование, средства связи и электронавигации и т.п..

В структуре морских судов выделяют пассажирские и погрузочно-пассажирские, сухогрузные, наливные, комбинированные, а также рыболовные, служебно-вспомогательные, технические, специального назначения и т.п..

За характером линии перевозок между портами разделяют на грузовые, пассажирские и погрузочно-пассажирские; по назначению — на каботажные (между портами одной страны) и заграничные (между портами разных стран).

Доля грузооборота морского транспорта в общему грузообороте транспортного комплекса Украины составляет 2%.

В Украине насчитывается 31 морской порт. Организационно морские порты Украины объединенные в три морские пароходства: Черноморское, Азовское, Украинское-Дунайское, В состав Черноморского морского пароходства входят морские порты Одесса, Ильичевск, Южный, Белгород-Днестровский, Николаев, Очаков, Херсон, Скадовск, Евпатория, Феодосия. Азовскому морскому пароходству (управления в Мариуполе) подчинены морские порты Мариуполь, Бердянск, Керчь. В состав Украинско-дунайского морского пароходства (управление в Измаиле) входят морские порты Измаил, Килия, Рени. Две международных морских паромных переправы — украинско-болгарская Ильичевск — Варна и украинско-русская Керчь — Тамань.

Речной транспорт осуществляет перевозку грузов и пассажиров преимущественно внутренними водными путями. Эксплуатационная длина речных судоходных путей общего пользования за последние 10 лет сократилась в 1,5 раза и составляет 2,4 тыс. км.

Организационно речной транспорт Украины представлен межотраслевым государственным объединением «Укрречфлот», которое реформировалось в акционерную судоходную компанию, которая состоит из главного предприятия и 290 структурных единиц. Наибольшими механизированными речными портами в Украине с современной техникой являются Киев, Днепропетровск, Днепродзержинск, Запорожье, Херсон, Черкассы, Кременчуг, Николаев.

Трубопроводный транспорт предназначен для транспортирования жидких, газообразных или твердых продуктов трубами на значительные расстояния. Трубопроводный транспорт подразделяют на магистральный (общего пользования) и технологический. Магистральный объединяет магистральные нефте-, нефтопродукто-, газопроводы и отводы от них, а также магистральные водоводы, предназначенные для транспортирования воды на большие расстояния. К технологическому транспорту принадлежат этилено-, аммиако-, углепроводы, пневмоконтейнерные линии и т.п..

Длина трубопроводов общего пользования в Украине составляет 43 тыс. км, или 71 км на 1 тыс. км 2 территории страны.

Авиационный транспорт осуществляет скоростные перевозки пассажиров, почты и грузов на внутренних и международных воздушных линиях. Большое значение авиационный транспорт имеет в проведении сельскохозяйственных работ, борьбе с лесными пожарами, в службе наблюдения и т.п.. Основное преимущество авиационного транспорта — скорость и, как следствие, значительная экономия времени.

Организационно авиационный транспорт Украины объединен в «Авиалинии Украины», к которым принадлежит 27 авиаотрядов, 105 аэропортов, а также предприятия для ремонта авиационной техники.

Для воздушных перевозок Украины характерна большая по сравнению с другими видами транспорта сезонная неравномерность. Их объем возрастает, начиная с апреля до августа включительно. Среднее расстояние авиаперевозок превышает 1 тыс. км.

Воздушные маршруты соединяют Киев с аэропортами стран Западной Европы и Ближнего Востока. Наибольший объем перевозок осуществляется с Франкфуртом, Дюссельдорфом, Веной, Лондоном, Тель-Авивом. В Украине довольно разветвленная сеть аэропортов. Различают магистральные и местные аэропорты. Магистральные обслуживают преимущественно областные центры и Киев, а также большие промышленные города и населенные пункты, расположенные в точках сечения авиационных линий. Местные аэропорты обеспечивают воздушную связь между населенными пунктами областного подчинения и областными центрами.

Крупнейшие аэропорты: Киев (Борисполь), Харьков, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Винница, Львов, Луганск, Запорожье, Симферополь, Черновцы, Херсон, Николаев, Ивано-Франковск.

Источник

Транспортный комплекс России

При рассмотрении транспортного комплекса необходимо уточнить терминологию таких ключевых понятий (она подчас различна в разных источниках) как

Под транспортным комплексом понимается совокупность нескольких отраслей народного хозяйства, предназначенных для удовлетворения потребностей в перевозках грузов и пассажиров; транспортного строительства, транспортного машиностроения и др.

Транспортная система — это целостная отрасль экономики страны.

В ее состав входят:

— транспортная сеть всех видов транспорта;

Транспортная сеть (один из элементов транспортного комплекса) — это совокупность всех путей сообщения и связанных с ними постоянных устройств различных видов транспорта.

Постоянные устройства (инфрастуктура транспорта) — совокупность всех искусственных стационарных транспортных сооружений вместе с относящимся к ним оборудованием и системой обслуживания.

Подвижной состав — совокупность всех транспортных средств, непосредственно осуществляющих перевозки (локомотивы, суда, самолеты и т.д.) и прочих движущихся средств (дрезины, снегоочистители, и др.) выполняющих вспомогательные, ремонтные и другие функции.

Все виды транспорта общего пользования являются самостоятельными подотраслями экономики страны и вместе взятые (включая погрузо-разгрузочные работы) составляют межотраслевой комплекс в региональном и межотраслевом балансах народного хозяйства.

Транспортный комплекс — это сложное производственно-экономическая и социальная система со своей внутренней, только ей присущей территориально-производственной и функциональной структурой. Он вступает и как самостоятельная отрасль народного хозяйства и как отрасль материального производства, продолжающая процесс создания стоимости товаров в сфере обращения.

Транспортный комплекс России включает следующие виды сообщений и ресурсы:

4,375 трлн. руб. стоимости основных фондов » 20% общей стоимости
5 млн человек »8% общей численности работников

165 тыс. транспортных предприятий

Транспортный комплекс объединяет около 165 тысяч различных транспортных предприятий всех видов собственности на которых работает около 5 млн. человек, что составляет » 8% общей численности работников производственной сферы.

Стоимость основных производственных фондов транспорта равна 4, 375 трл. рублей и составляет »20% стоимости основных фондов страны.

Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленного и сельского хозяйства составляет 18-20%, а по некоторым грузам достигает 50% и более. Расходы на транспорт занимают значительную часть в личном бюджете граждан нашей страны. Транспортный комплекс является крупнейшим потребителем энергетических ресурсов, ежегодно расходуя свыше 150 млн. тонн условного топлива.

Такую характеристику транспортного комплекса можно дать с учетом:

— доли стоимости основных фондов и оборотных средств;

— объема выполняемой перегрузочной работы;

В настоящее время, после перестройки традиционной системы хозяйственных связей, широкий выход России на новые внешнеторговые рынки, изменение характера внешней торговли, снижение партионности грузовых перевозок, возрастание значимости скорости доставки грузов и транспортно-логистических услуг, состояние современного транспортного комплекса, как важнейшей составной части производственной инфрастуктуры страны приобретает существенное значение. Повторим еще раз, что комплекс обеспечивает внешнеторговое и межрегиональные связи, сферу обращения товаров и услуг, удовлетворяет потребности населения в перемещении. Он активно влияет на развитие всех отраслей экономики обороноспособность страны и объемы мировой торговли. Устойчивое и эффективное развитие транспорта является обязательным условием подъема и роста экономики обеспечения национальной безопасности, повышения жизненного уровня населения.

Такое развитие происходит в координатах преобразования экономических отношений где транспорт с одной стороны, выступает как важнейшее условие успеха указанных преобразований, а с другой стороны — подвергается их воздействию в процессе перестройки экономики. Именно поэтому состояние и проблемы транспорта, рассматриваются как приоритетные среди других проблем развития страны.

Демонополизированный и приватизированный транспорт перешел от прямого административного управления к государственному регулированию субъектов рынка, создана система государственного регулирования транспортной деятельности, изменились производственные и организационно-управленческие структуры, технология и организация транспортного процесса, география грузопотоков.

Сегодня транспорт работает с предприятиями и организациями различных форм собственности, в условиях либерализации тарифов и цен на транспортные услуги. Все это оказывает серьезное влияние на структуру комплекса и организацию работы транспортных предприятий, тем более что в транспортной системе сохраняется ряд нерешенных проблем:

1) Отсутствие необходимой комплектности в управлении функционированием и развитием транспортной системы.

2) Усиление неравномерности в использовании производственных мощностей действующих инфраструктурных объектов.

3) Наличие устойчивых тенденций старения основных фондов и их неэффективного использования.

4) Наличие значительных региональных различий в уровне развития транспортной сети.

5) Отставание технологического уровня транспортных систем от мировых стандартов.

Общий краткий вывод о состоянии транспортного комплекса таков:

1. Наметившаяся тенденция к росту грузовых перевозок на всех видах транспорта приобретает обратную направленность.

2. Оздоровление материально-технической базы идет медленно. Модернизация транспортной инфрастуктуры отстает от потребности экономики. Значительный объем транспортной работы выполняется подразделениями крупных сырьевых компаний.

3. Финансирование инвестиционных проектов и программ по транспортной инфраструктуре осуществляется в основном за счет бюджетных денег. Инвестиционная активность бизнеса крайне низка.

4. Дробление транспортного комплекса на сотни тысяч предприятий не привело к созданию здоровой конкуренции, поэтому важной задачей является кооперация субъектов транспортного рынка с образованием экономически взаимодействующих друг с другом предприятий на основе современных технологий.

5. Несмотря на то, что спрос на срочную доставку грузов значительно возрос, еще не создана единая транспортная информационная сеть и логистического центры, способные представить клиентам комплексную логистическую услугу: например, отсутствует логистическая цепочка. железные дороги — морская перевозчики — портовые и сухопутные терминалы.

В настоящее время на основе федеральных программ поддерживается соответствующее состояние и дальнейшее развитие транспортного комплекса в целом и по отдельным видам транспорта. Предусматривается развитие комплекса ориентированное на лучшее использование имеющихся производственных мощностей транспорта и устранение «узких мест»; повышение эффективности и качества транспортного обслуживания, увеличение финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и внебюджетных источников. Рассматриваются возможности строительства 1100 км новых железнодорожных линий, электрофикация и организация скоростного движения — 7000 км.

На автомобильном транспорте предусматривается строительство 72 тысяч км дорог; реконструкция 300 тысяч км действующих магистралей в том числе дороги Амур — Иркутск — Чита — Хабаровск; начать строительство альтернативных платных автомобильных магистралей.

Рассматривается комплекс работ по развитию морского и речного транспорта, реконструкция портового хозяйства, строительство новых морских и речных портов. Намечено значительно поднять общий дедвейт морского торгового флота.

Предусмотрены меры по развитию отечественной авиационной промышленности, переход на новые летательные аппараты, соответствующие нормам ИКАО.

Дальнейшее развитие получит нефтепроводный транспорт в западном направлении по дну Балтийского и Черного морей, а также на восток страны и далее в Китай и Японию.

Источник

Оцените статью