- Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. 5-й класс
- Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности
- Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии
- Постановка проблемы (формирование темы и цели урока)
- Организация деятельности, направленная на решение проблемы
- Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи.
- Включение в систему знаний и повторение
- Самостоятельная работа. Проверка по эталону
- Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл.» план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. 5-й класс
Разделы: Музыка
Класс: 5
Цель: сформировать представление учащихся о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства.
Задачи:
- углубить знания учащихся о различных музыкальных жанрах;
- продолжать эстетическое воспитание на примере жанра – мюзикл;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
- воспитывать музыкальный вкус;
Формируемые УУД:
- реализация творческого потенциала;
- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- использование фантазии и воображения во время слушания музыки.
- оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды;
- выявлять возможности эмоционального воздействия музыки;
- выделение познавательной цели.
- сравнение музыкальных произведений;
- анализ музыкальных произведений, исходя из их содержания;
- высказывать суждения;
- участвовать в хоровом исполнении;
- сотрудничать в группе в процессе творческой деятельности
- разработка и защита исследовательских проектов.
Предполагаемые результаты:
- развитие музыкально-эстетического чувства;
- сотрудничество в ходе решения музыкально-творческих задач;
- формирование целостного представления о музыке.
- умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интерес к своей познавательной деятельности;
- умение устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы;
- умение применять полученные знания для решения творческих задач.
- осознание того, что музыка «очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства»;
- воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке;
- развитие творческих способностей в процессе музыкальной деятельности;
- умение пользоваться специальной терминологией и ключевыми понятиями.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-представление.
Межпредметные связи: музыка, литература.
Методы:
- системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный;
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.
Музыкальный материал: мюзикл «Кошки» Э. Ллойд.
Видеоматериал:
- фрагмент из оперы «Садко» Н.А. Римский-Корсаков;
- фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковский;
- фрагмент из мюзикла «Волк и семеро козлят»;
- фрагмент из мюзикла «Кошки».
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Какое чудо — оказаться в сказке
С героями оживших вдруг легенд!
Нас удивляют их костюмы, маски,
Захватывает действия момент
Они поют, горюют, размышляют.
Накал страстей передается нам.
Игрой своей нам души зажигают.
Искусство их совсем, не балаган
– Ребята о чем пойдет сегодня речь?
– Я приглашаю вас в театр
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии
АКТ 1 «Театр…Театр…Театр…»
– Давайте вспомним, без чего не может существовать театр?
– У вас на столах лежат комплекты цветных карточек. Выберите те, которые относятся к театру.(карточки не относящиеся к театру)
– Перед началом работы вспомните, пожалуйста, правила работы в группах Время 2 минуты.
– Прошу одного из участников команды прикрепить карточки на доску.
– Внимание на экран! (Приложение 2) (просмотр видеофрагмента)
– Какие жанры музыкального театра были представлены в этом видеофрагменте?
– Это опера, балет и мюзикл.
(Фиксация жанров на доске)
– С какими из этих жанров вы уже знакомились на уроках музыки?
(Работа по таблице)
– Назовите основные признаки оперы. (Заполнение таблицы)
– Основные признаки балета.
Постановка проблемы (формирование темы и цели урока)
– Мы с вами уже хорошо знакомы с оперой и балетом. А чем мюзикл отличается от оперы и балета? (…)
– Следовательно, цель нашего урока – определить отличия мюзикла от других жанров театра.
Организация деятельности, направленная на решение проблемы
АКТ 2 «Немного из истории…»
– Что бы вы ещё хотели узнать о мюзикле?
– На столах у вас лежат тексты и листы для ответов. Вам необходимо внимательно прочитать текст и найти информацию в соответствии с заданием. Найденную информацию зафиксировать в листах для ответов. Через 5 минут каждая команда представит результат своей работы.
1 группа (история создания мюзикла)
2 группа (зарубежные мюзиклы)
3 группа (российские мюзиклы)
– Я объявляю АНТРАКТ.
– Его мы проведем с пользой. Немного поиграем.
Ознакомьтесь с правилами игры:
- Этапы игры необходимо проходить последовательно: запрещено переходить к следующему испытанию, не завершив предыдущее.
- Работать сообща, одной командой, внимательно читая задания и подсказки к ним.
- После того как задание будет выполнено команда берется за руки и поднимает их вверх.
- За каждое правильно выполненное задание команда получает буквы, из которых нужно будет сложить слово.
– Первое задание даю вам я.
– Перед вами примеры, которые нужно решить, выполнив арифметические действия. Ответ подскажет вам, где искать следующее задание.
– Ребята, составьте из поученных букв слово на английском языке.
– Какое слово получилось? Что означает это слово?
– А если их много? Какую букву нужно добавить, чтобы получилось множественное число?
– Представляю вашему вниманию мюзикл «Кошки» английского композитора Эндрю Ллойда Уэббера. Мюзикл создан на основе стихов о кошках американского поэта Томаса Элиотта.
Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи.
АКТ 3 «CATS»
– На примере мюзикла «Кошки» мы определим особенности мюзикла.
– Предлагаю вам прослушать аудиофрагмент из мюзикла «CATS» Песня Джелликл – кошек.
– Какие особенности музыкального языка и манеры исполнения номеров отличают мюзикл от оперы и балета?
1. Эстрадная музыка и эстрадный вокал
– Чтобы определить следующую особенность мюзикла нам необходимо перевоплотиться в героев. Для этого мы используем сценические атрибуты, которые получили во время игры.
Теперь мы с вами кошечки и котики
– Какие движения характерны для этих животных?
– Давайте попробуем станцевать вместе с героями мюзикла.
Аудиофрагмент Песня Джелликл – кошек.
(слайд 17-18) (приложение 3)
– Репетиция танца прошла успешно!
– Чем танец мюзикла отличается от балета?
2. Вторая особенность мюзикла – это эстрадный танец.
Ребята, внимание на экран!
Видеофрагмент кот Макавити (Приложение 4)
– Что используется для усиления восприятия происходящего действия на сцене в мюзикле?
– Как, одним словом назвать всё, что вы перечислили. (Спецэффекты)
3. Третья особенность мюзикла – множество спецэфектов.
Включение в систему знаний и повторение
«Финал»!
– Какие особенности мюзикла мы выявили?
Используя эти особенности, постарайтесь дать определение, что такое мюзикл?
Мюзикл – это развлекательное представление, в котором в котором соединяются различные жанры искусства – эстрадная музыка, эстрадный вокал, хореография, современный танец и изобразительное искусство.
Самостоятельная работа. Проверка по эталону
Приглашаю всех на сцену. Мы в костюмах. Танец разучили. Добавим спецэфекты. Наш финальный выход!
Видеофрагмент танец всех кошек. (Приложение 5)
Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Ребята вам понятно, что такое мюзикл? Проверим себя?
– На листочках запишите только те номера слайдов, на которых представлены мюзиклы.
– Сколько слайдов с мюзиклами вы увидели. Покажите рукой.
Источник
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр.Мюзикл.»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_18_urok_myuzikl.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема раздела : «Музыка и литература»
Тема урока : Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл
Номер урока в теме: урок № 18
Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская «Учебник 5 класс».
Дата проведения урока ______________
Цель урока: Сформировать представление учащихся о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства.
Образовательная : изучение учащимися жанра мюзикла, его характерных особенностей и жанровых категорий; знакомство с историей развития мюзикла за рубежом и в России.
Развивающая : развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач; развитие творческих способностей и познавательного интереса, а также навыков самоконтроля; развитие вокальных навыков;
Воспитательная : воспитание сознательного отношения к учёбе, коммуникативных умений. Способствовать формированию личностных качеств (отзывчивость, честность, доброта, любовь).
-предметные: Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота.
Участие в музыкальной жизни класса, школы
Осуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернета;
Личностные : учатся д елиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях
Универсальные учебные действия
— познавательные УУД: Учатся выделять специальную информацию из текста
-регулятивныеУУД: Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.
-коммуникативные УУД: Формирование умения грамотно строить речевые высказывания
Тип урока : открытие новых знаний.
Формы работы учащихся : коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).
Необходимые технические оборудования: музыкальный центр, баян.
1. Организационный этап
Дети входят в класс под музыку (Р. Роджерса «Звуки музыки») и рассаживаются по своим местам.
2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель говорит о том, что урок сегодня необычный…и что бы понять, о чем будет идти речь, нужно просмотреть небольшой видеоролик…(просмотр фрагмента мюзикла «Кошки» Э.Л. Уэббера)
Учитель вместе с детьми обсуждает увиденный фрагмент.
-Что мы увидели в этом фрагменте? Это была опера? Балет? А, может,- оперетта? Как Вы думаете, какой жанр театрального искусства предстал перед нами?). Дети с помощью наводящих вопросов выходят на жанр МЮЗИКЛ (появляется тема на доске)…
А что это за жанр? В чем его особенности? Давайте выяснять… А разобраться в этом нам поможет небольшая игра
Учитель предлагает поиграть в игру «Верно ли утверждение?»
Учащимся раздают листы с вопросами, на которые они могут ответить только «Да» или «Нет»
Учитель оговаривает, что в конце урока ученикам предстоит еще раз ответить на эти же вопросы и сравнить ответы.
Для выполнения следующего задания учитель предлагает ученикам разделиться на 2 группы. Обе группы получат листы с информацией и вопросами , на которые, внимательно прочитав текст, учащимся нужно будет дать ответ.
По истечении времени, данного на выполнение этого задания, учитель просит группу огласить ответы на вопросы, и фиксирует ответы в таблице на доске.
1.Что такое мюзикл?
2. Где и когда зародился этот жанр?
3.Когда мюзикл появился в России?
4.Что является литературной основой мюзикла?
5.Каковы сюжеты мюзиклов?
6.Какими качествами должен обладать актер мюзикла?
4. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель рассказывает о том, что автором мюзикла, считают композитора, написавшего музыку к спектаклю, т.к. именно музыка играет здесь главную роль. А что же такое современный мюзикл?
Это шоу, грандиозное и дорогое. Здесь все работают «как часы». Сотни артистов играют, танцуют и поют. Еще сотня людей управляет декорациями, светом и звуком.
Современный мюзикл – это театр «легкого» стиля, запоминающийся, звонкий, пронизанный острыми ритмами.
Все в нем необычно – и музыка, и танцы, речь, жесты, костюмы, декорации.
Манера пения в мюзикле отличается от оперной. Это, скорее всего напевание, по-речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, выкрики, пение-шопот.
А танцующий хор в мюзикле – обычное явление.
Очень часто мелодии мюзиклов становятся очень популярными и запоминаются надолго.
В мюзикле играют универсальные актеры, все они должны уметь петь и танцевать и быть драматическими актерами одновременно.
Кроме этого, исполнители главных ролей должны обладать соответствующей внешностью. Ведь 150 килограммовый певец в роли юного прекрасного героя – вещь в мюзикле невозможная.
Одним из самых популярных композиторов мюзикла, вне всякого сомнения, является Эндрю Ллойд Уэббер – английский лорд, бизнесмен, мультимиллиардер, и, одновременно с этим, талантливейший композитор 20 века. Английский композитор, лорд, бизнесмен, мультимиллиардер. Родился он в Англии, в 1948 г., в музыкальной семье. Отец – музыкант и композитор, мать – учительница музыки, и поэтому с детства он начал увлекаться и заниматься музыкой. Обучался игре на фортепиано, скрипке и валторне.
Биографы Уэббера неоднократно называли композитора «кошачьим человеком». И не просто так. Кошки — давняя любовь Эндрю. В квартире его семьи коты жили постоянно. Двух из них звали Дмитрий и Сергей – в честь Шостаковича и Прокофьева – любимых композиторов семьи Уэбберов. Эндрю неоднократно рассказывал, что в Оксвордский университет он попал частично благодаря своей любви к кошкам. Во время собеседования, которое проводил преподаватель, юноша «подружился» с его сиамским котом, это растрогало экзаменатора, и Эндрю был зачислен в ряды студентов.
Вновь обратившись к теме кошек, Уэббер создает мюзикл «Кошки», который был сыгран в общей сложности 7485 раз, и переведен более чем на 20 языков.
Сейчас перед Вами появятся герои этого мюзикла – кошки, которые живут на гигантской живописной помойке. Все они разные, но собрались здесь на ежегодный бал Джелликл – кошек. На этом балу будет выбрана одна из кошек, которая отправится в кошачий рай, для того, что бы возродиться к новой жизни.
Кошки рассказывают о себе в песнях и танцах.
Неожиданно на этом балу появляется кошка Гризабелла, презираемая кошачьей братией за свое высокомерие в молодости.
Гризабелла исполняет арию «Память», в которой она призывает всех помнить о прошлом. Сейчас Вы услышите эту арию…
Прослушивание арии «Память»…
Мы сказали, что это ария…
Эта музыка напоминает оперную арию? Чем? А чем отличается от нее?
( Манера пения в мюзикле отличается от оперной. Это скорее напевание, по-речевому интонируемые отдельные слова, восклицания, вскрики, пение-шепот. При этом артисты хора еще и танцуют. А оркестр аккомпанирует этому действию, используя ритмы и тембры джаза и рок-музыки.)
Как Вы считаете, почему эта мелодия привлекает внимание певцов «легкого» жанра?
Каков характер музыки? Почему мелодия так печальна? Что Вы представляли себе, когда слушали это произведение? Как Вы думаете, о чем идет речь в этой арии? Сколько частей мы можем выделить в этом произведении? Какие-то из них повторялись?
Мелодия арии «Память» стала одной из самых любимых во всем мире и производит неизгладимое впечатление на всех слушателей. Ее исполняют на нескольких языках…
Мы сейчас посмотрим и послушаем русскоязычное исполнение…
Обратите внимание на взаимоотношение Гризабеллы с другими кошками. Сумела ли она завоевать любовь и уважение кошек?
Вы заметили, как кошки смотрели на Гризабеллу? Можно сказать с обожанием…и даже подпевали ей. Именно Гризабелла получает право возродиться для новой жизни в кошачьем раю. Мюзикл заканчивается всеобщей радостью и восторгом по поводу происходящего.
Учитель рассказывает детям, что в России тоже есть свои мюзиклы. Только появились они немного позже, чем в Европе — в 60-70 годах 20го века. Среди наиболее известных российских мюзиклов – «Приключения кузнечика Кузи» Ю.Антонова, «Волк и семеро козлят на новый лад» и «Юнона» и «Авось» А.Рыбникова.
5.Первичная проверка понимания.
Учитель предлагает детям обобщить новый материал и попытаться выделить характерные особенности мюзикла:
Равноправие музыки, танца и разговорного жанра
Ведущая роль музыки эстрадного плана
Яркий, зрелищный спектакль с обилием спец. эффектов и необычными декорациями
В основе мюзикла могут лежать как литературные произведения, так и различные истории из жизни, газетные статьи и т.д.
6. Первичное закрепление.
Учитель снова обращается к заданию «Верно ли утверждение?» и просит учеников ещё раз ответить на поставленные вопросы, но уже исходя из знаний, полученных на уроке. После чего происходит обсуждение и выделение правильных ответов.
Для обобщения и закрепления полученных знаний, ученикам предлагается решить кроссворд
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
1) Мюзикл — это…
а) музыкальный жанр, в котором соединены формы эстрадного искусства, драматического тетра, балета, оперы, бытового танца и изобразительного искусства.
б) музыкальный жанр, в котором соединены формы эстрадного искусства, бытового танца и изобразительного искусства.
2) Родина мюзикла:
а)Италия
б)США
в)Россия
3) Перечислить названия зарубежных мюзиклов…
4) Перечислить названия отечественных мюзиклов…
5) Композитор мюзикла «Кошки»
7.Информация о домашнем задании.
Домашнее задание: художественная зарисовка понравившегося сюжета или героя мюзиклов «Кошки»
Источник