Третичный сектор экономики , как правило , известный как сектор услуг , является третьим из трех секторов экономики в теории три сектора . Остальные — это вторичный сектор (примерно такой же, как обрабатывающая промышленность ) и первичный сектор ( сырье ).
Сфера услуг состоит из производства услуг, а не конечных продуктов . Услуги (также известные как «нематериальные товары») включают внимание, совет, доступ, опыт и эмоциональный труд . Производство информации уже давно рассматривается как сервис, но некоторые экономисты относят его к четвертому сектору, в четвертичный секторе .
Третичный сектор промышленности включает предоставление услуг другим предприятиям, а также конечным потребителям. Услуги могут включать транспортировку , распределение и продажу товаров от производителя к потребителю, как это может происходить в оптовой и розничной торговле , борьбе с вредителями или развлечениях . Товары могут трансформироваться в процессе оказания услуги, как это происходит в ресторанной индустрии. Однако основное внимание уделяется людям, которые взаимодействуют с людьми и обслуживают клиентов, а не трансформируют физические товары.
СОДЕРЖАНИЕ
Сложность определения
Иногда трудно определить, является ли данная компания неотъемлемой частью вторичного или третичного сектора. И не только компании классифицируются как часть этого сектора в некоторых схемах; правительство и его службы, такие как полиция или военные, и некоммерческие организации, такие как благотворительные организации и исследовательские ассоциации, также могут рассматриваться как часть этого сектора.
Для того , чтобы классифицировать бизнес как сервис, можно использовать классификацию систем , таких как системы Организации Объединенных Наций « Международной стандартной отраслевой классификации стандарта, в Соединенных Штатов » стандартной отраслевой классификации (SIC) код системы и ее новой замены, в североамериканской промышленной системы классификации (NAICS), Статистическая классификация экономической деятельности в Европейском сообществе (NACE) в ЕС и аналогичные системы в других странах. Эти правительственные системы классификации имеют первый уровень иерархии, который отражает, являются ли экономические блага материальными или нематериальными.
Для целей финансирования и исследования рынка , рыночная -А система классификации , такие как Глобальная промышленная классификация Standard и Benchmark отраслевой классификации используется для классификации предприятий, участвующих в секторе услуг. В отличие от государственных систем классификации, первый уровень рыночных систем классификации делит экономику на функционально связанные рынки или отрасли. Затем второй или третий уровень этих иерархий отражает, производятся ли товары или услуги.
Теория прогрессии
За последние 100 лет в промышленно развитых странах произошел существенный сдвиг от первичного и вторичного секторов к третичному сектору. Этот сдвиг называется тертиаризацией . Третичный сектор в настоящее время является крупнейшим сектором экономики в западном мире , а также самым быстрорастущим сектором. Изучая рост сектора услуг в начале 90-х, глобалист Кеничи Омаэ отметил, что:
В Соединенных Штатах 70 процентов рабочей силы работает в сфере услуг; в Японии — 60 процентов, а на Тайване — 50 процентов. Это не обязательно официанты и горничные. Многие из них относятся к профессиональной категории. Они зарабатывают столько же, сколько рабочие на производстве, а часто и больше.
Экономика, как правило, идет по пути развития, который ведет ее от сильной зависимости от сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности к развитию производства (например, автомобилей, текстиля, судостроения, стали) и, наконец, к структуре, в большей степени основанной на услугах. Первой экономикой, которая пошла по этому пути в современном мире, была Великобритания . Скорость, с которой другие страны осуществили переход к экономике, основанной на услугах (или « постиндустриальной »), со временем увеличивалась.
Исторически сложилось так, что промышленность была более открыта для международной торговли и конкуренции, чем услуги. Однако благодаря значительному сокращению затрат, а также повышению скорости и надежности перевозки людей и передачи информации в сфере услуг сейчас наблюдается одна из самых интенсивных международных соревнований, несмотря на остаточный протекционизм .
Источник
Третичный сектор экономики
Теория секторов
Теория секторов (теория структурных изменений) была разработана А. Фишером, К. Кларком, Ж. Фурастье в 30-40-ых гг. XX века. Ученые стали впервые разделять экономику на три сектора:
Первичный сектор. Основной целью этого сектора является добыча сырья. В первую очередь сюда относится сельское хозяйство. Добывающую промышленность (рыбную, горную, лесную, добыча природного сырья) также относят к первичному сектору экономики.
Вторичный сектор. К вторичному сектору относятся обрабатывающая промышленность и строительство. Общество, где господствующим является вторичная экономика, называется индустриальным.
Третичный сектор. К третичному сектору относится сфера услуг, в которую входит здравоохранение, транспорт, связь, туризм и др.
Рис. 1. Сектора экономики. Таблица.
Третичный сектор экономики
Если следовать теории Фишера-Кларка, то общество развивается с первичного сектора до воторичного, а потом плавно переходит к третичному сектору экономики. В развитых странах доминирующим является именно третичный сектор, так как с увеличением доходов населения растет спрос на отрасли сферы услуг.
Общество, которое развивается в условиях третичного сектора экономики, называется постиндустриальным.
Третичный сектор экономики включает различные отрасли, которые помогают улучшить производительность и эффективность производства. Итоговым результатом этой отрасли становится не готовый продукт, а оказание услуг. Услуги могут предоставляться не только предприятиям, но и физическим лицам – конечным потребителям. Сфера услуг является очень разнообразной. Сюда может входить, как транспортировка и доставка товара от поставщика к заказчику, так и проведение, например, развлекательных мероприятий. Также сюда относятся парикмахерские, рестораны, ремонтные мастерские, спортивные клубы, туристические фирмы и т.д.
Рис. 2. Транспортный сектор.
Сфера услуг предполагает тесное сотрудничество клиента и поставщика услуг, причем конечный результат часто возможен только при взаимодействии обоих сторон. Например, при проведении экскурсии по музею важны не только знания экскурсовода, но и желание посетителя узнавать новое и впитывать рассказываемый ему материал.
Очень часто из третичного сектора выделяют четвертичный сектор. Этот сектор можно назвать информационным. Сюда относятся информационные технологии, образование, научные исследования и разработки.
Рис. 3. Научные разработки.
Государством с самым развитым третичным сектором является США. Это значит, что на протяжении года стоимость предоставленных услуг была выше, чем в других странах. На втором месте находятся страны Евросоюза. Третичный сектор экономики России, к сожалению, не входит в первую десятку стран. В этом секторе занято 58% экономически-активного населения страны.
Что мы узнали?
Третичной сферой экономики называется сфера услуг. Сюда относится транспорт, здравоохранение, туризм и многое другое. Сфера услуг – это вид хозяйственной деятельности наряду с сельским хозяйством и промышленностью. Развитые страны и большинство стран с переходной экономикой развиваются в условиях третичного сектора.
Источник
Третичный сектор экономики — описание и характеристика основных отраслей
Трехсекторная модель
В качестве методологии анализа структуры экономики в первой половине XX века была разработана трёхсекторная модель. Авторами были экономисты Алан Фишер, Колин Кларк и Жан Фурастье. В зависимости от способа производства товаров и услуг, они предложили разделить структуру хозяйственной деятельности на 3 сектора:
Первичный — ресурсный (аграрный).
Вторичный — промышленный (индустриальный).
Третичный — информационный (постиндустриальный).
Теория структурных изменений состоит из двух частей.
В зависимости от уровня дохода на души населения формируется спрос:
в первичном секторе на сельскохозяйственную продукцию;
во вторичном на промышленные товары;
в третичном на услуги.
По мере роста дохода на душу населения спрос на сельскохозяйственную продукцию падает, на промышленные товары периодический (циклично) падает и поднимается, а на услуги постоянно растёт. В соответствии с этой теорией, спрос на производственные и непроизводственные продукты определяет принадлежность государства к одному из трёх исторических этапов развития его экономики.
Исторические начало — аграрное
Первичный сектор экономики в научной литературе называется ресурсным, он появился вместе с хозяйственной деятельностью первобытных людей, которые занимались собирательством и охотой. Его характе́рной особенностью является добыча ископаемых, а с появлением промышленности — переработка сырья в полуфабрикаты. В странах Европы и Северной Америки сырьевая основа экономики существовала до первой половины XVIII, в России она длится до сих пор.
Особенности первичного сектора:
Ремесленный способ производства товаров — ручной труд.
Низкая производительность труда.
Основная сфера занятости людей — сельское хозяйство и добыча ископаемых.
Промышленное прошлое
Вторичный сектор экономики в экономической литературе называется индустриальным, он характеризуется разделением труда и появлением деления хозяйственной деятельности на составные части, которые включают такие отрасли:
обрабатывающее производство: фармацевтика, нефтехимия, чёрная и цветная металлургия, заготовка и отработка леса;
производство и транспортировка электроэнергии (АЭС, ТЭС, ГЭС, СЭС, ВЭС);
автомобилестроение, авиакосмическая и судостроительная промышленность.
По мере совершенствования инструментов производства товаров и добычи природных ресурсов повысилась производительность труда. В середине XVIII века это привело к промышленной революции, — массовому переходу от ручной деятельности к машинной. Вследствие этого появился крупный капитал и освободился человеческий ресурс, — 2 слагаемых стали основой масштабной индустриализации. Период промышленной революции длился с середины XVIII века до начала XX.
Характе́рная черта — стремительный рост производительных сил и становление капитала в качестве движущей силы и формирования глобальной экономики.
Информационное настоящее
Третичный сектор экономики — непроизводственный (постиндустриальный) охватывает такие отрасли, как здравоохранение, туризм, торговлю, образование, общественное питание, безопасность, телекоммуникацию, финансово-банковские услуги, массовую культуру и развлечения. Целями сферы услуг являются:
улучшить и сделать безопаснее условия жизни и труда людей;
увеличить производительность труда;
автоматизировать производственные процессы с помощью доступа к знаниям и телекоммуникационным технологиям;
увеличить человеческий и социальный капитал.
К странам с ра́звитой сферой услуг относится США (79,14% занятости населения), Германия (71,60), Япония (72,09%), Южная Корея (70,31), Великобритания (80,75%). Россия с 67,21% занятости населения в сфере услуг не попадает даже в первую десятку стран с ра́звитой экономикой.
Из третьего этапа развития экономики выделяют четвертичный и пятеричный сектор.
Четвёртый этап — цифровой
Четвертичный сектор в специальной литературе называется экономикой знаний. На этом этапе развития знания становятся фактором производства, наряду с землёй, недвижимостью, капиталом и информацией. Они имеют прикладной характер — это программное обеспечение, которое используется, например, чтобы автоматизировать сбор информации или установить удалённый контроль над производственными процессами.
На четвёртом этапе развития хозяйственной деятельности информационные технологии становятся массово доступными и дают возможность уже сегодня создавать интернет-вещи, а в ближайшем будущем интернет-государства.
Характе́рные черты:
Онлайн-образование.
Научные исследования в области фундаментальных наук.
Цифровые продукты — программные обеспечения и оказание онлайн-финансовых, юридических, медицинских, административных и другие услуги.
Удалённая работа через интернет.
Глобальный маркетинг и менеджмент.
Пятый — творческий
Пятеричный сектор экономики предполагает условия, при которых население планеты Земля может посвятить себя поиску ответов на фундаментальные вопросы своего существования, а каждый человек в отдельности может реализовать свои творческий потенциал вне зависимости от того, где он находится, и в какой сфере он занят.
Ресурсное будущее
Футуролог Элвин Тоффлер утверждает, что земная цивилизация людей развивается революционными волнами — скачкообразными прорывами в науке и технологиях, которые приводят к глубинным сдвигам в социальной жизни общества. Этой идее Элвин Тоффлер посвятил книгу «Третья волна». По идее автора на пятом этапе развития земная цивилизация вернётся к истокам — к ресурсной экономике, но на качественно новом технологическом уровне глубины переработки земных ресурсов.
Особенности:
Стопроцентная глубина переработки сырья и безотходное производство.
Использование только возобновляемых источников энергии.
Освоение ближнего космоса — колонизация планет Солнечной системы.
Симбиоз человека и компьютера — андроид.
Государства образуются не по принципу географии и принадлежности людей к нациям, но на основе общих экономических, культурных или профессиональных интересов.
Элвин Тоффлер рассматривает 3 этапа развития экономики в качестве трёх цивилизационных волн, которые хоть и существуют одновременно, но распространяются с разной скоростью и интенсивностью, а потому даже в пределах одного государства охватывают разную географию и не всё население. Принадлежность экономики к одному из трёх секторов зависит от многих факторов, но выделить стоит главный — процентное соотношение занятости населения в непроизводственной сфере: чем оно выше, тем успешнее государство.
Структура хозяйственной деятельности РФ соответствует типу стран с развивающейся экономикой. На какой цивилизационной волне Россия войдёт в хотя бы в двадцатку развитых, кроме как от инвестиционного климата, гарантированной защиты прав собственности, развития гражданских прав и свободы предпринимательства, зависит от развития фундаментальных наук и цифровых технологий. Бывают исключения — Саудовская Аравия, бюджет которой пополняется за счёт продажи нефтепродуктов, но и эта консервативная страна в перспективе рассчитывает перейти на инновационные виды экономической деятельности.