Трудовые споры в зарубежных странах
Трудовой процесс предполагает наличие специальных судебных органов и судей, которые способны квалифицированно и в краткие сроки разрешить заявление работника или работодателя. В настоящее время специализированные суды по трудовым делам существуют во многих странах: Великобритании, Германии, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Канаде, Новой Зеландии, Японии, Израиле, Франции. Условно можно выделить две модели организации судов по трудовым делам. Во-первых, суды по трудовым делам создаются на двусторонней паритетной основе из судей, которые выдвигаются объединениями предпринимателей и профсоюзами. Во-вторых, состав суда по трудовым делам формируется из профессионального судьи и двух общественных судей, которые назначаются по представлению работодателей, их объединений и профсоюзов. Названные модели организации судов по трудовым делам используются в различных странах.
К примеру, во Франции суды по трудовым делам осуществляют свою деятельность на двусторонней паритетной основе. Кандидаты на должность судьи по трудовым делам выдвигаются организациями работодателей и профсоюзами, они избираются сроком на пять лет. Выборы судей осуществляет каждая сторона, то есть объединения работодателей и профсоюзы, они проходят по отдельным избирательным коллегиям, которые формируются для рабочих, служащих и работодателей. Наличие юридического образования не является обязательным условием для избрания судьей по трудовым делам.
К подведомственности трудовых судов во Франции отнесены споры между работодателями и работниками, вытекающие из трудового договора и договора ученичества, а также иски о возмещении вреда, причиненного в результате несчастных случаев на производстве. Стороной в трудовом суде могут выступать как частные, так и государственные организации. Однако трудовые споры государственных служащих не отнесены к компетенции трудовых судов.
Трудовые дела во Франции рассматриваются специализированными отделами, создаваемыми по отраслевому и субъектному признакам. В частности, существуют отделы по рассмотрению трудовых споров в промышленности, торговле, сельском хозяйстве, а также споры высших служащих и других работников, например надомников. Каждый отдел состоит из двух бюро: бюро примирения и судебного бюро. Первоначально заявление по трудовым спорам рассматривается в бюро примирения, где спор может быть урегулирован путем заключения мирового соглашения. Стадию примирения осуществляет присутствие, состоящее из судей от обеих сторон, то есть работников и работодателей. Примирение фиксируется в протоколе, который имеет силу судебного решения. В случае отсутствия согласованного решения в бюро примирения трудовой спор рассматривается судебным бюро с исследованием юридически значимых обстоятельств на предмет их подтверждения и опровержения совокупностью допустимых, достоверных и достаточных доказательств. Судебное бюро состоит как минимум из двух судей: по одному от работников и работодателей, на его заседании обязательно присутствие секретаря суда.
Процесс по трудовым делам во Франции проходит по правилам ГПК с весьма значительными особенностями. К их числу следует отнести: 1) проведение разбирательства на началах устности; 2) бесплатность и быстрота судебного разбирательства; 3) активное участие судей в исследовании представленных доказательств; 4) особые правила представительства работников профсоюзом, делегатом персонала, коллегами по работе, родственниками. На стадии кассации трудовые дела рассматриваются во Франции профессиональными судьями в социальной секции гражданской палаты Кассационного суда, решения которого имеют прецедентное значение, то есть подлежат применению при разрешении аналогичных дел в судебном бюро.
Формирование суда по трудовым делам на паритетной основе из представителей работодателей и работников может быть использовано при создании третейских органов по урегулированию индивидуальных и коллективных трудовых споров. Однако применение данной модели для разрешения трудовых споров на территории Российской Федерации потребует изменения судебной системы, что не гарантирует решения перечисленных задач. Поэтому данная модель может быть использована в качестве альтернативы разрешения трудовых споров, которая может применяться по соглашению между работодателем и работником, а также полномочными представителями работодателя и работников. В настоящее время она применяется при урегулировании коллективных трудовых споров примирительной комиссией, которая не является постоянно действующим органом и создается для урегулирования конкретного коллективного трудового спора.
Вторая модель формирования судов по трудовым делам применяется в Израиле. Система трудовых судов Израиля состоит из Национального трудового суда и пяти окружных судов. Окружные суды разрешают дела по первой инстанции, а Национальный трудовой суд выступает в качестве апелляционной инстанции, он может рассматривать по первой инстанции наиболее сложные трудовые дела. Решения Национального трудового суда могут быть обжалованы в Верховный Суд Израиля лишь в исключительных случаях, в частности при рассмотрении им трудового дела по первой инстанции.
В трудовые суды Израиля входят профессиональные судьи (председатели коллегий) и представители общественности, которые назначаются на три года министрами юстиции и труда по рекомендации объединений работодателей и профсоюзов. Трудовые суды Израиля разрешают индивидуальные и коллективные трудовые споры, а также споры в сфере социального обеспечения. При рассмотрении трудовых споров они также применяют специальные процессуальные правила. В частности, трудовой суд по трудовым делам вправе затребовать от сторон трудового спора письменные показания под присягой при подготовке дела к слушанию, что сокращает продолжительность судебного разбирательства, позволяет сторонам оценить доводы друг друга и прийти к компромиссному решению.
Таким образом, вторая модель организации судов по трудовым делам предполагает формирование профессиональных составов по разрешению трудовых конфликтов, что приводит к существенному расширению их компетенции. В данном случае они рассматривают не только отдельные индивидуальные трудовые споры, но и коллективные трудовые споры, а также конфликты, возникающие в сфере социального обеспечения. Наиболее четко вторая модель прослеживается на примере системы трудовых судов Германии.
Система трудовых судов Германии включает в себя три инстанции. В первой инстанции суды по трудовым делам рассматривают споры в составе профессионального судьи, являющегося председательствующим, и двух общественных судей. Профессиональные судьи в суд по трудовым делам назначаются на основании общих требований, предъявляемых к судьям, президентом страны. Общественные судьи обладают теми же правами, что и профессиональный судья, что позволяет сделать вывод об их независимости. Общественные судьи назначаются на четыре года министром труда по представлению профсоюзов, объединений трудящихся, имеющих социальную или профессионально-политическую ориентацию, а также по рекомендации союзов работодателей (§ 20 Закона о судах по трудовым спорам). Общественные судьи от наемных работников могут быть выдвинуты из числа работников, продолжающих трудиться, а также бывших наемных работников, имеющих соответствующий стаж, они могут являться членами или руководящими работниками профсоюза и соответствующего объединения трудящихся (§ 23 Закона о судах по трудовым спорам). Общественными судьями от работодателей могут стать члены управления органа юридического лица, управляющие фирмой, директора предприятий или руководители отделов кадров, имеющие полномочия по найму работников, а также сотрудники, служащие и члены правлений союзов предпринимателей (§ 22 Закона о судах по трудовым спорам).
Для назначения общественным судьей по трудовым делам в суд первой инстанции необходимо, чтобы кандидат имел возраст не менее 25 лет и трудился либо занимался предпринимательской деятельностью на территории юрисдикции соответствующего суда. Для назначения в земельный суд по трудовым спорам, который является судом второй инстанции, кандидат в общественные судьи должен достигнуть возраста 30 лет и иметь стаж работы в качестве общественного судьи в суде первой инстанции не менее четырех лет. Судьей Федерального суда по трудовым делам может стать гражданин в возрасте не менее 35 лет, обладающий особыми знаниями и опытом работы в области трудового права, знающий трудовой процесс и имеющий стаж работы в суде первой или второй инстанции не менее четырех лет (§ 21, 37, 43 Закона о судах по трудовым спорам).
В первой инстанции суд по трудовым делам рассматривает дела в составе председательствующего — профессионального судьи и двух общественных судей, назначенных по рекомендации объединений работников и работодателей. Палаты земельного суда по трудовым делам рассматривают дела в качестве суда второй инстанции в составе председательствующего — профессионального судьи и двух общественных судей, назначенных от работников и работодателей. Федеральный суд по трудовым спорам в Касселе выступает в качестве суда третьей инстанции, он состоит из девяти коллегий, включающих по два профессиональных судьи и двух общественных судей, назначенных по рекомендации организаций наемных работников и объединений работодателей.
Трудовые суды Германии рассматривают как индивидуальные, так и коллективные трудовые споры, в частности, споры о толковании положений соглашений и колдоговоров, о статусе профсоюзов и представителей работников в организации.
Суды первой инстанции в Германии используют упрощенный порядок взыскания задолженности. В этом случае взыскатель не обращается в суд с исковым заявлением, а выступает с ходатайством о вынесении приказа об уплате просроченного долга. На основании претензии взыскателя, оформляемой в произвольной форме, суд по трудовым делам выдает типовой приказ о взыскании долга, который может быть опротестован должником в течение одной недели. После получения такого протеста назначается срок для устного слушания дела, которое рассматривается в обычном порядке.
Устное разбирательство назначается по каждому исковому заявлению, оно начинается с примирительного производства, которое проводится председателем суда по трудовым делам. Если одна из сторон не явилась на примирительное разбирательство либо оно закончилось безрезультатно, то открывается спорное производство по делу. Спорное производство по общему правилу проходит в одно судебное слушание. В связи с чем до его проведения должны быть определены юридически значимые обстоятельства, а также распределено бремя доказывания между сторонами трудового спора. После чего суд принимает решение на основании представленных сторонами трудового спора доказательств. В случае неявки одной из сторон трудового спора по ходатайству другой стороны решение выносится в порядке заочного производства. На заочное решение в течение одной недели может быть принесен протест стороной трудового спора.
Как правило, суд по трудовым делам выносит решение непосредственно после устного разбирательства. Однако в исключительных случаях, например, с целью достижения мирового соглашения или при особой сложности трудового дела, может быть установлен особый срок для вынесения судебного решения, который не должен превышать по общему правилу трех недель.
На решение суда по трудовым спорам может быть подана апелляционная жалоба в земельный суд по трудовым делам, если стоимость иска по имущественным спорам превышает 800 марок или суд по трудовым делам в своем решении указал на допустимость подачи апелляционной жалобы. Суд по трудовым делам обязан указать в своем решении на допустимость апелляционной жалобы по делам, имеющим принципиальное значение, выходящим за рамки частного случая судебной практики, в частности по делам о коллективных правах работников.
На решения земельного суда по трудовым делам может быть подана кассационная жалоба в Федеральный суд по трудовым спорам, если на это указано самим земельным судом или Федеральным судом по трудовым делам (§ 72 Закона о судах по трудовым спорам). Земельный суд по трудовым делам обязан допустить подачу кассационной жалобы, если судебное дело имеет принципиальный характер, то есть служит развитию или унификации права, либо в случае так называемой дивергенции, то есть различного толкования правовой нормы в двух судебных решениях. Отказ земельного суда в подаче кассационной жалобы может быть обжалован в Федеральный суд по трудовым делам. Федеральный суд по трудовым делам допускает подачу кассационной жалобы по принципиальным делам, а также в случае дивергенции, то есть различного толкования правовой нормы в судебных решениях.
Таким образом, решения земельных судов по трудовым делам, Федерального суда по трудовым делам являются прецедентами. Однако наличие таких решений не препятствует обращению в суд лиц, права которых нарушены при применении судебных решений.
Процессуальное трудовое право зарубежных стран. Классификация трудовых споров. Конфликты интересов. Конфликты права. Методы разрешения трудовых споров.
Судебные процедуры разрешения трудовых споров. Специализированная трудовая юстиция.
Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров в некоторых странах ближнего и дальнего зарубежья. Регламентация забастовок и локаутов. Американская ассоциация арбитража. Принудительный арбитраж. Национальное управление по вопросам посредничества (НУП). Судебные и административные процедуры разрешения трудовых споров. Специализированная трудовая юстиция. Трудовые суды (Франции, Великобритании, ФРГ, Испании, Швеции и др.).
Важнейшей гарантией защиты указанных в Конституции Республики Казахстан прав и свобод человека является наличие определенного правового механизма их обеспечения. Провозгласив право на судебную защиту, Конституция Республики Казахстан обозначила тем самым цивилизованный путь формирования и защиты прав человека в демократическом государстве.
В конституционном праве под гарантией прав и свобод понимается совокупность средств, способов и процедур, создающих условия, при которых личность может реально защищать и отстаивать на законном основании, предусмотренное Конституцией, законодательными актами и текущим законодательством свои права и интересы, признаваемые, соблюдаемые всем обществом и защищаемые государством.[i] В сфере трудовых отношений защитником своих трудовых прав и свобод может выступить сам работник, обжалуя действия работодателя, нарушающие его права в согласительную комиссию либо в суд. В обеспечении трудовых прав большая роль отводится правовым гарантиям, охватывающим правовые средства обеспечения реализации и охрану трудовых прав и свобод работающего человека. Правовые гарантии предполагают также юридическую ответственность работодателя за нарушение норм трудового законодательства. Гарантии трудовых прав, содержащиеся в Конституции РК, в трудовом законодательстве составляют систему условий и средств обеспечения и защиты этих прав, создают реальные возможности их использования участниками трудовых правоотношений. Совершенствование этих гарантий позволит улучшить эти возможности, следовательно, обогатит содержание личной свободы.[ii]
Исходя из приоритета общепризнанных принципов и норм международного права, являющихся составной частью национального законодательства, авторы справедливо полагают, что основополагающими задачами в области защиты прав человека в современный период являются:
1) совершенствование форм и методов правосудия национальных механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина;
2) приведение законодательства и практику его применения в соответствие с международными стандартами;
3) имплементация норм международного права в национальную правовую систему;
4) осуществление правосудия с учетом общепризнанных международно-правовых норм, содержащихся, прежде всего в международных пактах о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах;
5) продолжение унификации законодательства стран СНГ в сфере защиты прав человека;
6) разработка мер превентивного контроля за конституционностью принимаемых правовых актов на предмет их соответствия международной практике в области защиты прав человека и др.[iii]
Эти и другие задачи в области защиты прав человека не могут быть выполнены без усиления роли права в повышении материального уровня жизни населения. В то же время, невозможно повысить жизненный уровень только лишь изданием законов и иных нормативных правовых актов. Сколько бы правовых предписаний ни адресовали гражданам, сколько бы не говорили об их исполнении, все-таки материальные и культурные блага создаются производительным и творческим трудом. Повышение материального уровня жизни казахстанцев происходит в результате громадных усилий миллионов работников и работодателей. Право же ориентирует на то, чтобы работающие имели возможность создавать материальные и духовные ценности, направляет совместную деятельность в нужное русло и в то же время ограждает общество от противоправных поведений. Правовыми актами оформляется и подкрепляется вся государственная социальная политика, направленная на повышение благосостояния граждан, улучшение условий труда, совершенствование системы социального обеспечения и т.д.
Социальная политика – одна из основных направлений внутренней политики государства и ее основной задачей является достижение определенного уровня равновесия в общественной жизни через:
— предоставление государственных гарантий для предотвращения последствий стихии, голода, болезней, природных и техногенных катастроф, демографического «взрыва» и т.д.;
— перераспределение материальных средств и организационных усилий, направленных на обеспечение определенного уровня жизни и изменение его качества в направлении, снижающем социальную напряженность;
— регулирование образа жизни (налогами, благотворительностью и т. д.)
Реализация принципа оплаты по труду и его результатам наряду с развитием рыночного механизма регулирования производства, формированием правого и социального государства, созданием достаточного количества рабочих мест, индексацией уровня жизни населения, расширением воспроизводства рабочей силы, социальной защищенностью старости и другими, составляет содержательную часть социальной политики любого современного демократического государства.
Конституция РК является мощным фактором преобразования общественного мировоззрения, создания макромодели казахстанского социума.
Тот факт, что одной из целей конституционного реформирования является построение сильного социального государства, ставит перед нами ответственность за эффективное претворение принципов Конституции в реальной жизни. Здесь важно отметить общесоциальную сущность Конституции, которая заключается в том, что государство заботится не только о торжестве права, но и о реализации всех аспектов социальной культуры. Основной критерий демократичности Конституции в том, чему служит право, какому государству.
Из принципов Конституции Республики Казахстан следует, что в ранг общегосударственной политики возводится создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В случае, если человек по тем или иным причинам не может обеспечить себя материально, становится социально не защищенным, государство безвозмездно оказывает ему помощь и поддержку. Всякий человек вправе рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы не только существовать, но и формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.
В Конституции Республики Казахстан эти права наиболее полно и последовательно раскрыты в разделе ІІ Человек и гражданин, ст. 10-39. Следуя нормам международного права, Конституция Республики Казахстан устанавливает обязанность государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы каждому казахстанцу необходимый жизненный уровень. Конечно, свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом и стремится устранить препятствия в трудовой и предпринимательской деятельности человека, в самореализации его творческих потенций как личности.[iv]
Известно, что традиционно трудовое право характеризовалось как право охраны труда, и в этом усматривали его социальную сущность. В настоящее время все больше ученых по трудовому праву склоняются к тому, что трудовое право не может быть замкнуто только на охране труда. Проявляется еще одна грань этой функции — забота о наиболее полном и последовательном развитии прав человека в области труда.
Трудовое право в современных условиях должно выступить гарантом осуществления широкого комплекса социально – экономических прав и свобод, которым наделен человек. Именно эти права вместе с политическими, гражданскими и другими признаны мировым Сообществом оселком цивилизованности государства.[v]
В новом Трудовом Кодексе Российской Федерации, например, проведена линия на предоставление работодателям большей свободы в организации и управления трудом, на устранение профсоюзов от вмешательства в решении этих вопросов, обеспечение им возможности защиты интересов работников. В нем закреплена обязанность работодателя принимать решения по многим существенным вопросам после консультаций с представительным органом работников. Сохранен необходимый уровень гарантий для работников, предусмотрен специальный раздел “Защита трудовых прав работников”, включающий нормы о способах защиты трудовых прав и законных интересов работника. В главе “Защита профсоюзами трудовых прав работников” указаны не права профсоюзов в этой сфере, регламентирован порядок учета мнения выборного органа в предусмотренных в Трудовом Кодексе РФ случаях.[vi] В законе “О труде РК” таких специальных разделов нет, хотя защита трудовых прав в виде контроля за соблюдением настоящего закона предусмотрена в главе 12, что к сожалению, не дает полную картину решения этого вопроса в данном законодательном акте. Защитная функция казахстанского трудового права сведена лишь к контролю за соблюдением законодательства о труде со стороны государственных инспекторов труда. В нем не отражены вопросы государственного надзора за соблюдением трудового законодательства как мощного, действенного способа защиты трудовых прав и свобод; права представительных органов в этой сфере и мн. др.
Источник