- Промышленный туризм
- Как зарождались бенчмарк-туры в России и мире
- С одной стороны, бенчмарк-тур как разновидность производственного туризма с ростом интереса к развитию промышленности только начинает развиваться. С другой – у небольшого количества российских предприятий бенчмаркинг уже давно интегрирован в стратегическое управление и регулярную деятельность, став одним из ключевых факторов поддержания конкурентоспособности. Когда возник промышленный туризм и почему компании не сразу раскрыли его потенциал – в этой статье.
- Как возник промышленный туризм
- О бенчмаркинге
- Любопытно
- Индустриальный туризм в России
- Возрождение российского промышленного туризма
- Организация и проведение экскурсии на предприятие методическая разработка по географии (9, 10, 11 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Общая информация
Промышленный туризм
Как зарождались бенчмарк-туры в России и мире
С одной стороны, бенчмарк-тур как разновидность производственного туризма с ростом интереса к развитию промышленности только начинает развиваться. С другой – у небольшого количества российских предприятий бенчмаркинг уже давно интегрирован в стратегическое управление и регулярную деятельность, став одним из ключевых факторов поддержания конкурентоспособности. Когда возник промышленный туризм и почему компании не сразу раскрыли его потенциал – в этой статье.
Как возник промышленный туризм
Бенчмарк-тур можно считать особой разновидностью промышленного туризма , зародившейся в XIX веке. Первым предприятием, открывшим свои двери для посетителей в 1866 году, был завод Jack Daniel’s . На тот момент эта практика не приобрела признания и популярности у других производителей, но это было вполне естественно в эпоху роста внимания к защите от конкуренции и резкого развития патентного права.
О бенчмаркинге
Бенчмаркинг – это процесс изучения и адаптации наилучших методов других предприятий для совершенствования собственных результатов. Это сопоставительный анализ деятельности предприятий в разных аспектах, имеющих ключевое значение для развития.
Изначально свои двери предприятия открывали в целях прямой рекламы потенциальным клиентам – физическим лицам. Это делали и кондитерские фабрики, и заводы по производству пива и безалкогольных напитков, и автопроизводители. В 1930 году компания Peugeot пустила туристов на завод в Сошо , а в конце 1940-х пивной бренд Kronenbourg открыл для посетителей свои страсбургские пивоварни.
Позднее привлечение к производственному процессу сторонних наблюдателей стали использовать для формирования доверия к бренду. Когда управленцы увидели и осознали позитивный эффект от политики открытости и сотрудничества, индустриальный туризм начал развиваться активнее – для обмена передовым опытом между компаниями. Для некоторых стран, например, для Японии, эта идея стала неотъемлемой частью внутренней промышленной политики.
Любопытно
Современным любопытным примером политики открытости стал уникальный проект компании Volkswagen Gläserne Manufaktur – фабрики из стекла. Теперь это одна из достопримечательностей Дрездена. Необычный по своей архитектуре стеклянный комплекс сооружений, построенных в 2002 году, демонстрирует игру слов, относящуюся как к оптической прозрачности, так и к прозрачности производственного процесса. Сегодня на этой фабрике осуществляется сборка трех моделей автомобилей марки Volkswagen. Прозрачные стены позволяют наблюдать за производственным процессом прямо с улицы.
Индустриальный туризм в России
В России в 1930-е годы вместе с индустриализацией стал активно развиваться обмен опытом между промышленными предприятиями. Широко практиковались поездки делегаций в другие компании. Профессиональное любопытство и амбициозные цели подталкивали активистов отправиться на завод в противоположную точку страны. «Почему они выпускают больше, чем мы? В чем особенности технологии? Как это организовать?» – эти и другие вопросы занимали умы управленцев той эпохи.
Государственное экскурсионное акционерное общество «Советский турист» в то время выпускало листовки с маршрутами производственных экскурсий: по металлопромышленности , горной , химической, шелковой, шерстяной, хлопчатобумажной и другим видам промышленности.
Появившийся в начале 1920-х годов Центральный институт труда , возглавляемый основоположником российской концепции научной организации труда Алексеем Гастевым, не смог стать законодателем моды в промышленности. Во второй половине 1930-х деятельность ЦИТ подвергается критике, прикладные науки о труде обвиняют в идеализме и методологической нейтральности, к ним прикрепляется ярлык «буржуазных» наук. Закрываются все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, в значительной степени сворачивается работа ЦИТ и местных отраслевых институтов. Кроме того, возникший в то время приоритет внимания к производству товаров группы А в ущерб товарам группы В надолго переключил силы производственников в технократическое и технологическое русло, отодвинув гуманистический и научный подход к организации рабочих процессов. Это привело к тому, что научно-методическая основа для обмена успешными практиками так и не появилась, а промышленные экскурсии приобрели скорее «ритуальный» характер.
Возрождение российского промышленного туризма
Рубеж веков в российской промышленности многие считают временем глубокой неопределенности, когда интерес не только к промтуризму, но и в целом к производству на всех уровнях оказался близким к нулю. Промышленные предприятия, пережившие перестройку и переход к рыночной экономике, остались в явном меньшинстве. Немногие из них сохранили свою жизнеспособность и уникальность. В период формирования инвестиционной привлекательности России возникли предприятия с иностранным капиталом и новыми технологиями, в том числе – технологиями управления.
Сегодня промышленный туризм входит в федеральную повестку как часть общей задачи развития туриндустрии и инвестиционной привлекательности. Уже на государственном уровне признается его ценность. В 2017 году был учрежден Совет по развитию промышленного туризма в РФ, в рамках работы которого была представлена концепция «Карты промышленного туризма Российской Федерации». Для подготовки Карты собрали и систематизировали информацию от 56 регионов России: она включает в себя объекты показа, описания туристских маршрутов, средства размещения и прочее.
В задачи промышленного туризма России входят:
профориентация школьников и студентов;
обмен знаниями между специалистами предприятий;
повышение инвестиционной привлекательности регионов РФ;
презентация территориальных брендов и продукции;
организация бизнес-миссий для профессиональных покупателей и продвижения экспортного потенциала;
развитие внутреннего и въездного туризма в регионах РФ.
За год работы Совета было сформировано около 20 трансграничных маршрутов и десятки межрегиональных маршрутов промышленного туризма, которые посетили сотни тысяч туристов и экскурсантов.
В Стратегии развития туризма в России до 2035 года появилась формулировка, гласящая, что промышленный туризм – это «посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему».
Согласно исследованию специалистов Оренбургского государственного университета, в 2017 году лидером среди регионов по количеству предприятий, проводящих промышленные экскурсии на регулярной основе, стал Приволжский федеральный округ. Среди активистов промышленного туризма в России – Урал, Удмуртская Республика, Волгоградская и Вологодская области. Но в масштабах страны это довольно скромный показатель.
Если в условиях плановой экономики открытость предприятий не была проблемой, то развитие промышленного туризма в условиях конкуренции встречает серьезные препятствия. Неготовность показать «внутреннюю кухню» вызвана страхом перед конкурентной разведкой, нежеланием отвлекать ресурсы на организацию встреч и многим другим. Неудивительно, что в многостраничном списке первого русскоязычного интернет-путеводителя по лучшим производственным компаниям мира «Промышленный туризм» большинство компаний – иностранные.
О том, какая ценность для предприятий может быть получена в бенчмарк-туре, какие тренды существуют в мире и как не попасть в западню собственных иллюзий, отправляясь на подобную экскурсию, – в следующей статье.
Источник
Организация и проведение экскурсии на предприятие
методическая разработка по географии (9, 10, 11 класс) на тему
Методическая разработка предназначена в помощь преподавателям общеобразовательных учреждений в организации и проведении комплексных уроков-экскурсий на предприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_2015_god.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гнездовская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Организация и проведение экскурсии на предприятие
Методика проведения экскурсий
Петров Михаил Николаевич
Петрова Валентина Михайловна
Методическая разработка предназначена в помощь преподавателям общеобразовательных учреждений в организации и проведении комплексных уроков-экскурсий на предприятия.
При написании разработки использован опыт организации и проведения экскурсий с обучающимися 9-11 классов.
В разработке раскрывается значение экскурсий в активизации познавательной деятельности обучающихся, организации их самостоятельной работы. Методическая разработка содержит этапы подготовки к экскурсии, проведение, подведение итогов.
Презентация, созданная обучающимися, является методическим материалом для изучения курса географии.
По итогам экскурсий обучающие выполнили фотографии и компьютерные презентации.
Наряду с уроками учебная и воспитательная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия (excursion) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения и воспитания, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними. Различают экскурсии учебные, производственные и краеведческие. Учебная экскурсия, как правило, связана с изучением какого-либо учебного предмета и может предварять изучение темы или завершать её. Предусмотрена организация комплексных учебных экскурсий, направленных на решение задач разных учебных предметов. Например, комплексная экскурсия на предприятие может дать учащимся сведения по истории его создания и развития, о характере производства, технологии и т. д. Комплексная экскурсия — важное средство осуществления межпредметных связей.
Производственные экскурсии помогают учащимся раскрыть связь теории и практики в хозяйственной деятельности людей, познакомить с принципами устройства и действия машин, станков, различных технических сооружений; с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами и инструментами и т. д. Для успешного проведения экскурсий необходимо составить подробный план, разработать маршрут, сформулировать задания.
В процессе экскурсии руководитель организует наблюдения учащихся и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. Учащиеся ведут записи наблюдений, делают зарисовки, фотоснимки, записи. Экскурсия завершается обработкой собранных сведений и материалов: учащиеся анализируют и обобщают полученные данные, составляют графики и диаграммы, готовят доклады, оформляют дневники, альбомы, стенгазеты, выпускают презентации.
2. Функции экскурсий
3. Виды экскурсий
4. Методика проведения экскурсий
5. Экскурсия на предприятие ООО «ЛБР — АГРОМАРКЕТ»
1.Теоретические основы комплексной экскурсии
Комплексная экскурсия (КЭ). Она характеризуется многоэтапностью и многосторонностью. Ее цель — выделить группу учащихся, серьезно связывающих свое будущее с предприятием. Это форма предполагает выход за рамки общественно экскурсионной деятельности и своей задачей ставит постепенную интеграцию учащихся в члены коллектива предприятия. Учащиеся должны быть осведомлены не только о производственной, но и о социально-культурной сфере предприятия, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации.
Обязательное обоснование — зачем это нужно, с какой целью мы идем на экскурсию. Заранее необходимо дать хотя бы самые общие сведения о предприятии. Учитель обязательно должен дать учащимся задание (по его усмотрению одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала). Например, это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии.
Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой.
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций:
- с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
- экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой;
- экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве;
- экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.
В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. С этой точки зрения все проводимые в школе экскурсии условно разделяются на несколько видов.
К первому виду относятся производственные экскурсии. Это экскурсии учащихся по экономической географии, физике, химии посещение учащихся промышленных предприятий (заводы и фабрики), новостройки и т. д. производственные экскурсии помогают изучению производства, основ современной индустрии и способствуют расширению политехнического кругозора и трудовому воспитанию учащихся.
Вторым видом экскурсий являются естественнонаучные экскурсии.
Они проводятся по географии, ботанике, зоологии, по анатомии и физиологии человека. Это экскурсии в поле, лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк.
К третьему виду относятся историко-литературные экскурсии. Это экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов.
Четвертый вид составляют краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.
Пятый вид — комплексные экскурсии, которые охватывают сразу несколько предметов. Например, экскурсия на стеклозавод может проводиться одновременно по географии, физике, химии, математике, и по каждому из этих предметов изучаются специфические вопросы. Физик и химик знакомят учащихся с применением этих наук на производстве, географ рассказывает об экономических связях предприятия и т.д.
Однако классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащимися, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Например, при изучении темы «Реки» экскурсия может проводиться с целью осмысления и усвоения нового материала. Учащиеся под руководством учителя выходят к реке, и он объясняет им основные вопросы о течении реки, учит определять левый и правый берега, разъясняет, почему один берег реки, как правило, бывает крутой, а другой пологий и т.д.
Отсюда вытекает, что основная задача данной экскурсии состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.
Но по этой, же теме экскурсия может быть проведена и в другом плане. Учитель, пользуясь картинами и схемами, излагает все эти вопросы на уроке, а затем организует с учащимися экскурсию к реке с целью закрепления изложенного на занятиях материала.
Методика проведения экскурсий
При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий. В общем плане эта методика включает в себя: а) подготовку экскурсии, б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятий, в) обработка материалов экскурсии и подведение её итогов. Успех экскурсии определяется ее подготовкой: учитель должен предварительно ознакомиться с объектом, составить план её проведения, определить познавательные задания для учащихся в ходе экскурсии, определение маршрута и порядка движения, проведение инструктажа по технике безопасности. Если экскурсия на производство, то необходимо договориться о сопровождающем ответственном лице от предприятия, выяснить сколько учеников одновременно могут осматривать объект, и определить, следует ли разбивать класс на группы. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: учитель или сопровождающий от предприятия. Если учитель хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Если объяснения даёт сопровождающий, то учитель следует заранее дать экскурсоводу необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии.
1.3. Подготовительные мероприятия ответственных сторон за экскурсию
В организации непосредственно экскурсии должны быть задействованы две стороны: предприятие и колледж.
Предприятие, в лице ответственного за проведение экскурсии:
- составляет план мероприятия, исходя из возможностей и потребностей колледжа, цели экскурсии;
- составляет маршруты, согласовывает их с отделом ТБ;
- готовит комплект материалов, представляющий сведения о производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Колледж, в лице педагогов-предметников,
- разрабатывает и заранее согласовывает с предприятием план проведения экскурсии;
- уточняет цель экскурсии;
- представляет список учащихся (если его требует предприятие); разрабатывает форму отчета по экскурсии, контрольные вопросы, какие-либо задания, которые должны выполнить учащиеся в течение или после экскурсии;
- вносит предложения по совершенствованию экскурсионной работы.
Для того чтобы производственная экскурсия была эффективной:
- Экскурсовод должен быть технически грамотным, эрудированным, способным в доступной форме изложить требуемый материал.
- Экскурсовод должен знать:
- цели и задачи экскурсии;
- общий уровень подготовки и направленности учащихся;
- методику показа объектов по маршруту;
- историю и перспективы развития предприятия;
- взаимодействие всех служб предприятия в процессе производства;
- общие моменты технологии возделывания культур.
- Экскурсовод должен отразить:
- значение той или иной операции в технологическом процессе;
- важность заинтересованного, творческого отношения к труду;
- влияние правильности профессионального выбора на дальнейшую судьбу.
- В качестве объектов экскурсии выделяются узловые моменты процесса производства. Мастерство экскурсовода заключается в том, чтобы, показывая их группе, вызвать живой интерес.
- В ходе экскурсии необходимо пробудить положительное отношение к предприятию.
Памятка для экскурсовода предприятия:
Экскурсовод ведет группу, находясь впереди. В случае грубого нарушения ТБ экскурсовод имеет право прекратить экскурсию и сопроводить группу за пределы хозяйства. Экскурсовод обязан анализировать прошедшие экскурсии, учитывать ошибки и просчеты при проведении последующих экскурсий. Длительность экскурсии не может превышать 1 часа, т.к. большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть всеобъемлющей. При демонстрации техники, оборудования, посевов на сельскохозяйственных угодьях, продукции экскурсоводу следует придерживаться линии «старое — новое — будущее». Это делает экскурсию более насыщенной, а ее итог будет более эмоционально положителен. С этой целью важно знакомство с деятельностью рационализаторов и изобретателей. При этом необходимо показать, как и какими средствами решается конкретная изобретательская задача, каков экономический или иной эффект от внедрения нового получило предприятие. Здесь следует подчеркнуть еще одну важную линию «проблема — решение — внедрение».
Предупредить экскурсовода о том, что его рассказ должен быть немногословным, речь ясной.
Возможные ошибки при проведении экскурсии.
- Плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового).
- Несоответствие моментов демонстрации и объяснения. Если в цехе шумно и сделать пояснения можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить его.
- Экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только условиям работ).
- Избыточная детализация, использование специальных терминов без объяснения их значения.
Задачи, решаемые в ходе комплексной экскурсии на предприятие
Форма занятий в виде экскурсий на предприятия решает несколько задач:
знакомство с кругом профессий на предприятиях;
использование метода проектов как средства творческого представления результата в виде информационных моделей;
реализация личностно-ориентированного подхода к выбору тем проектов, форм и технологий их реализации с учетом интересов и уровня знаний учащихся;
установление связей школы с предприятиями социального партнерства.
Технология подготовки и проведения экскурсий на предприятия состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный этап состоит в анализе учебной программы и планировании посещений на предприятия.
2. Организационный этап состоит в подписании договоров с руководителями предприятий на посещение структурных подразделений и отделов.
3. Методический этап состоит в создании программы посещения и разработке заданий и вопросов по экскурсии.
4.Этап проведения экскурсии. Это этап сбора информации по заранее выданным вопросам и заданиям.
5. Защита и представление проектов. По результатам защиты проектов отмечаются лучшие работы.
1.7. Структура методических материалов
Методическая разработка по экскурсии имеет следующую структуру:
1. Цель экскурсии.
2. Задачи экскурсии.
4. Вопросы и задания для обязательного выполнения.
5. Темы творческих проектов.
5. Экскурсия на предприятие ООО «ЛБР — АГРОМАРКЕТ»
Согласно плана внеклассной работы по географии, профориентации, предпрофильной подготовки, помощи учащимся в выборе профессии и социальной адаптации в социуме.
Этапы проведения экскурсии включали в себя следующее:
I . Подготовительная работа к экскурсии:
- Познакомить учащихся с социально-экономическими условиями промышленного производства, с вопросами технологии, способами организации и планирования, с перспективами развития, с развитием данной отрасли в масштабе области, региона и страны в целом.
- Знакомство с миром наиболее распространённых профессий и значением труда в жизни человека и общества.
- Развитие интересов и склонностей учащихся к различным видам деятельности и социально-профессиональной адаптации через знакомство с предприятием.
- Воспитание интереса к промышленным объектам нашего района, любви к родному краю через знакомство с населением и их основными занятиями.
- Задачи экскурсии
Перед экскурсией учащимся предложено решить задачи:
знакомство с кругом профессий на предприятии;
использование метода проектов как средства творческого представления результата;
установление связей школы с предприятиями социального партнерства.
- Объект. 22 января 2015 года мною была проведена экскурсия на предприятие ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛБР — АГРОМАРКЕТ»
Место проведения: на трассе М-1, восточнее деревни Ольша на расстоянии 200 м расположена компания ООО « ЛБР — АГРОМАРКЕТ»
2. Подготовка к экскурсии: (вступительная беседа с учащимися в классе)
Общая информация
Полное наименование организации
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЛБР — АГРОМАРКЕТ»
Источник