экскурсия в монастырь
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
экскурсия в монастырь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_monastyr.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в Свято-Троицкий монастырь
— установление связей с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
— формирование основ самосознания, индивидуальности ребенка на основе развития чувства сопричастности далеким и близким историческим событием.
— расширение области социально- нравственной ориентации и чувств детей.
— закрепление знаний детей о достопримечательностях родного города, различных архитектурных стилях.
— воспитание в детях чувства гордости за свою за малую родину.
1 Рассматривание иллюстраций зданий различного назначения.
2 Рассматривание иллюстраций храмов г. Лебедяни и Лебедянского района.
3 Дидактическая игра «Жилое и нежилое»
4 Заучивание стихотворения «Церковь Божия» ( «Добрый мир» Хрестоматия 3, с. 52)
5 Чтение рассказа «Храм» ( «Добрый мир» Хрестоматия 3, с. 45)
6 Чтение стихотворения «Колокола» ( «Добрый мир» Хрестоматия 3, с. 51)
7 Прослушивание записи Звон колоколов» ( «Добрый мир» — диск №54)
8 Дидактическая игра «Колокольный звон»
— повторение правил поведения на территории монастыря, в храме
— беседа о проживающих на территории монастыря людях-насельницах, их жизни, внешнем виде, молитвенном и трудовом подвиге.
— повторение правил ПДД, правил поведения в транспортном средстве- автобусе.
— сообщение цели экскурсии
1 Вводная беседа (территории монастыря)
— В нашем замечательном городе много достопримечательностей. Какие из них вы можете назвать? (ответы детей)
— И сегодня мы с вами находимся на территории самого древнего, уникального по своей архитектуре монастыря, который называется Свято-Троицкий женский монастырь. Это не просто достопримечательность нашего города , а памятник архитектуры, нашего города, а памятник архитектуры, охраняемый государством.
2 Прогулка по территории монастыря
Рассматривание строений, расположенных на территории монастыря:
— корпус для паломников (гостиничный корпус);
— часть Успенского храма ( в честь Успения Пресвятой Богородицы);
— Ильинский храм ( в честь пророка Илии);
— Троицкий храм (в честь Пресвятой Троицы);
3 Знакомство с игуменьей монастыря матушкой Гликерией.
Рассказ матушки об истории монастыря.
Очень давно, в 14 веке, в дремучем лесу, на поляне, которая называлась «Яблоновая», был храм в честь святого пророка Илии. Трудами людей, которые хотели жить честно, праведно, в молитве и работе во имя Господа Бога нашего была обустроена мужская иноческая обитель, которая стала называться «Яблонова пустынь». В обители были сооружены Успенский храм, в честь Успения Пресвятой Богородицы, Троицкий собор в честь Живоначальной Троицы, колокольня. Вокруг обители была выстроена высокая каменная ограда. Много бед претерпела обитель: разорение татарами, грабежи разбойников, пожары, но не осталась забытой. Прошло время и искусно украшенный Троицкий храм стал соборным храмом монастыря, а обитель получила новое название- Свято-Троицкая. В обители много святынь, главная из них- икона «Живоначальной Святой Троицы»
Монастырь становился все краше, чудеснее, люди со всей округи шли в это благодатное место.
Но вдруг случился пожар и уничтожил почти полностью богатый монастырь и его уже хотели закрыть, но случилось чудо. Наибольшую икону Пресвятой Троицы обнаружили на следующий день после пожара. Она стояла на яблоньке в саду целая и невредимая. Икону пытались отнести в другие монастыри, но она чудесным образом вновь являлась на прежнем месте. Благодаря этому чуду и просьбам святителя Задонского было решено восстановить монастырь.
Много было еще и радостей и бед у монастыря. Уже в наше время монастырь стал женским.
Свято- Троицкий монастырь главная достопримечательность города – города Лебедянь. В монастыре живут, трудятся и совершают молитвенный подвиг насельницы.
Настоятельница монастыря, игуменья Гликерия.
4 Знакомство с Троицким храмом
(беседа перед храмом)
Ребята, мы с вами учили стихотворение «Церковь Божия», давайте, подарим его нашей матушке! (по желанию дети читают стихотворение)
Церковь Божия стоит,
В небо синее глядит.
Крест сияет золотой
На красивой церкви той.
Колокол поет: «Бом, бом!
Приходите в Божий дом.»
В церкви сам Господь живет,
Хор хвалу ему поет.
У икон лампады в ряд
И свечей сияет много
В церкви этой- в доме Бога.
— Как вы думаете, что такое церковь? Храм? (ответы детей: Дом Божий)
— Для чего люди приходят в храм? (разговаривать с Богом , молиться)
— Как можно узнать православный храм? ( У него есть купола, крест)
— Обратите внимание на то, какой этот храм (высокий, красивый, белоснежный, с прекрасными золотыми куполами)
Источник
Экскурсия в православный храм, внеклассное занятие
Цель занятия: дать представление о назначении православного храма, его устройстве и разновидностях православных храмов. Расширить представление учащихся о православной традиции отношения к храмам и иконам;
Усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.
Задачи:
1. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
2. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
3. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
4. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
5. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
6. Развитие учебных умений: анализ, обобщение полученных знаний.
7. Формирование коммуникативных умений, воспитание культуры общения.
8. Формирование уважения к архитектурным традициям и достижениям, к общечеловеческим ценностям, воплощённым в культуре.
Форма урока: урок-экскурсия.
Организационная часть.
Вступительное слово учителя.
— В 4 классе по ОРКСЭ проходил урок по теме «Совесть». На этом уроке присутствовал иерей Вячеслав Герасимов, который рассказал о совести с православной точки зрения и показал видеоролик детской православной программы «Купелька» — «Совесть». После этого урока у детей появилось желание побывать в православном храме, узнать его назначение и роли в возрождении духовных традиций русского народа. Сегодня мы совершим экскурсию в Свято-Покровский кафедральный собор города Джанкой.
А расскажет нам об этом соборе отец Вячеслав.
Ход экскурсии:
Отец Вячеслав встретил детей у входа в собор. Осенив себя крестом, мы прошли на территорию собора. Здесь отец Вячеслав поведал, что на Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
Любила строить храмы Русь –
В них духа взлёт и благородство… (И. Пашков)
История храмов кафедрального собора г. Джанкой насчитывает более полувека: малый храм перестроен и освящен через месяц после окончания войны, одним из первых его молитвенников был священно-исповедник Лука (Войно-Ясенецкий) Симферопольский и Крымский; новый храм собора заложен в начале 1990-х и в нём уже проходят богослужения. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы. Чаще храмы имеют форму корабля, креста, круга или звезды (восьмиугольника). Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.
— Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
— У него есть купол, на котором находится крест.
Купола (или глава) – символ соединения земного и небесного.
Жива святая Русь, жива Россия…
Горят её, сияют купола,
От моря и до моря
С новой силой
звонят её колокола…
(Е. Чернухин)
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. Народ на Руси всегда любил колокольный звон, называл его «малиновым». Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
Притвор. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они. | Памятка девочке: Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой. |
---|
По краям солеи у стен храма устраивают клиросы — места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников “клирошане”, то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. «жребий, надел»).
За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. (В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить. Первый луч солнца попадает именно в алтарь.)
Иерей Вячеслав Герасимов рассказал, что самое важное место в алтаре — престол — особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находится антиминс, главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гробе, напрестольное Евангелие, крест.
Отец Вячеслав рассказал, что, в храме есть много икон. Икона – это картина, на которой изображен лик святого или события Священной истории. (Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым). Особо чтимой является икона Божьей Матери, именуемой «Умиление» Ежегодно10 августа (28 июля ст.) в Покровском кафедральном соборе г. Джанкой проводится день празднования иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской.
В свече есть Благодать Святого Духа,
Слияние любви всех христиан.
Напоминанье — свет идет от Бога,
И все дороги, нас приводят в храм.
Свеча горит, как символ нашей веры,
А вера в сердце — это Божий дар.
И пусть священник в храме ежедневно,
Зажжённую свечу несёт в алтарь.
Детей заинтересовал столик, на котором лежали книги, подготовленные к службе вознесения Иисуса Христа. Книги написаны на старославянском языке. Ребята вспомнили, что создателями старославянской азбуки были монахи Кирилл и Мефодий. Отец Вячеслав рассказал детям, что в средние века богослужение допускалось только на трех языках: латинском, греческом и еврейском (как рассказывает евангельская легенда, по-древнееврейски, по-древнегречески и по-латински была сделана надпись на кресте, на котором распяли Иисуса). Кирилл и Мефодий добились у папы римского признания старославянского языка четвертым языком церкви, что явилось крупной победой в их борьбе за права славян вести богослужение на родном языке.
Рефлексия.
-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
Храм божий – небесный островок на грешной земле.
Тысячи лет люди ходят в храм.
Идут страждущие и плачущие – и там утешаются.
Идут растерявшиеся – и там получают наставление.
Идут провинившиеся – и получают прощение.
Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.
Береги храм в своей душе и созидай его всю свою жизнь.
Прощаемся. В церковной лавке дети купили именные иконки, крестики и свечи.
Источник