Особенности музейной экскурсии
Музейная аудитория – это совокупность всех посетителей музея, включая те группы, которые по тем или иным причинам пока еще не входят в орбиту деятельности музея, но являются потенциальными посетителями в будущем. Это особенность, которая обязательно учитывается при составлении экскурсий.
Как и любой экскурсии, музейной присуща коллективность осмотра. На экскурсии приходит, по выражению И. М. Гревса, «группа ищущих знаний», на момент участия в экскурсии представляющая собой определенное социально‑психологическое целое, основанное на общности интереса, переживаемых эмоций и настрое на восприятие информации (знаний), который экскурсовод должен закрепить и реализовать.
Для всех форм публичности характерен особый психологический климат, который роднит экскурсию со спектаклем или концертом. Каждый участник экскурсии в результате ощущает себя частью единого организма. Это единство возглавляет экскурсовод, организующий все действо согласно своим замыслу и воле.
Организующие признаки музейной экскурсии:
• тематичность – всякая экскурсия имеет заявленную тему;
• наличие маршрута – по этому пути движется вся экскурсия для раскрытия темы.
• приоритет зрительных впечатлений – главный признак музейной экскурсии (Н. А. Гейнике, А. В. Бакушинский). Экскурсовод уделяет большее внимание показу, созерцанию, наблюдению, а рассказ – лишь пояснение к показу;
• моторность – двигательная активность экскурсантов для созерцания объектов в разных ракурсах согласно задумке экскурсовода;
• пространственность (территория всего музея, отдельная экспозиция, фондохранилище), поэтому ее специфику определяют характер музейной среды и экспонаты. Вот почему экскурсии в художественном музее отличны от экскурсии в музее‑заповеднике, краеведческом, естественнонаучном и др.
Все музейные экскурсии подразделяются:
1. По месту проведения: по экспозиции, фондохранилищу, по территории всего музея. Также выделяют комплексные экскурсии, сочетающие показ экспозиции и других частей музея (заповедной зоны и др.).
2. По профилю: исторические, литературные, искусствоведческие и др.
3. По составу экскурсантов: для детской и взрослой аудитории; для местных жителей и туристов; для однородных или разнородных по составу групп (родители с детьми и т. п.).
4. По широте охвата: обзорная (по всему музею) и тематическая (посвященная конкретной проблеме).
5. По цели и направленности: культурно‑образовательные (обще образовательные) и учебные экскурсии. Среди учебных экскурсий также выделяют методические экскурсии музееведческого характера, знакомящие с особенностями хранения фондов, построением экспозиции.
Но в любом музее огромное значение для впечатления от экскурсии сыграет экскурсовод. От того, насколько виртуозно он владеет экскурсионным методом и учитывает ли в своей работе новейшие тенденции и требования экскурсантов, будет зависеть качество музейной экскурсии.
Экскурсионной деятельностью в музее занимаются сотрудники, различные музейные специалисты; часто они же проводят экскурсии, что особенно характерно для небольших по штату музеев. В крупных музеях экскурсии, как правило, проводят сотрудники экскурсионных отделов (бюро). Также экскурсионной деятельностью занимается методист, который определяет экскурсионную тематику, опираясь как на специфику музея, так и на запросы аудитории, и разрабатывает экскурсии, контролирует документацию, связанную с подготовкой экскурсии.
Подготовка экскурсии проходит поэтапно.
1‑й этап. Экскурсовод (музейный педагог) формулирует название будущей экскурсии и определяет ее целевую направленность, изучает необходимые источники и литературу, делает полезные выписки, составляет библиографию и картотеку.
2‑й этап. Экскурсовод изучает экспозицию, отбирает основные и дополнительные объекты показа, знакомится с научными описаниями и карточками (паспортами) отобранных экспонатов, намечает маршрут, учитывающий время и оптимальные приемы показа каждого объекта, строит логические переходы от одного объекта к другому.
3‑й этап. Написание индивидуального (тезисного) текста экскурсии, развернутого плана экскурсии (цель экскурсии, темы и подтемы, их краткое содержание, экспонаты, время показа), а затем после отработки этого плана на практике, в общении с аудиторией, – методической разработки экскурсии (здесь уже приводится подробный перечень используемых методических приемов).
Тенденция последних десятилетий – постепенный отказ от строгой методической разработки и переход к более свободному изложению содержания экскурсии. Однако, несомненно, итоговый документ экскурсии нужен. Именно он утверждается методическим советом по итогам проведения пробной экскурсии.
Экскурсия в музее может быть тематической и обзорной.
В тематических экскурсиях объектом показа и рассказа будут тема, раздел, комплекс экспозиции (от 2 до 4 залов осмотра, в каждом – 30–40 предметов). Показ объектов целиком зависит от темы экскурсии, а также от очередности раскрываемых подтем, иначе нарушится смысл экскурсии. Также большое значение в тематических экскурсиях имеют хронологические и тематические переходы, назначение которых – связать по смыслу содержание отдельных залов, разделов, комплексов.
Во время обзорной экскурсии по музею экскурсанты пройдут 10–12 залов, но в каждом осмотрят лишь 5‑10 предметов, наиболее ярко отражающих освещаемые события или явления. Материал излагается тезисно (основные характеристики), последовательное повествование в данном случае невозможно.
Основа музейной экскурсии – экспозиционный предмет, источник уникальной информации и эмоционального воздействия на посетителя‑экскурсанта. Все экспонаты можно подразелить на основные (наиболее значимые, без которых нельзя раскрыть тему экскурсии) и дополнительные (обогащают рассказ об основных экспонатах, но если их изъять из экскурсии, тему это не обеднит). Основные экспонаты выделяют экспозиционным фоном или месторасположением, хотя такое выделение условно. Ведь основной для одной экскурсии экспонат легко превращается в дополнительный при особенностях экскурсионной аудитории. Так, если группа состоит из детей, им будут неинтересны письменные памятники – дневники, письма и др. Также дополнительный в обзорной экскурсии экспонат легко становится основным в экскурсии тематической.
Маршрут экскурсии по экспозиционным залам строится по хронологическому, тематическому или тематико‑хронологическому принципу. Либо экскурсовод просто переводит группу из зала в зал (особенно если залы уже расположены по хронологии, что характерно, например, для исторических музеев), либо продуманно ведет от комплекса к комплексу, от подтемы к подтеме.
Дополнительных пауз на маршруте в музее нет. При всей своей компактности и небольшой протяженности музейная экскурсия крайне насыщена экспозиционным материалом – это одна из отличительных черт экскурсии по залам музея или выставки.
Структура экскурсии по экспозиции музея или выставки стандартна:
• краткое вступление (знакомство с группой, напоминание о правилах поведения в залах музея или выставки, определение цели экскурсии);
• краткое заключение (может быть в виде беседы, с использованием приема «вопрос‑ответ», главное – закрепление материала, наиболее запомнившихся экспонатов).
Экскурсии по залам экспозиции длятся в зависимости от возраста экскурсантов: 45–50 мин для младших школьников, 1,5 ч – для школьников старших классов, для взрослой аудитории – 2 ч.
Методика проведения экскурсий в музеях также имеет свои особенности. Так как музейные и выставочные экспозиции специально готовятся для осмотра экскурсантами, методика их показа проще по сравнению с показом во время городских экскурсий, и методических приемов здесь намного меньше, зато есть специфические приемы.
Основные приемы показа для музейной экскурсии:
• предварительный обзор – позволяет увидеть весь экспозиционный зал, раздел или комплекс;
• зрительный анализ – с детальным наблюдением и всесторонним анализом экспонатов;
• зрительное сравнение экспонатов;
• зрительная реконструкция – попытка воссоздать памятник по сохранившейся его части, представленной в экспозиции, картину жизни того или иного народа – при показе интерьера и т. д.
Также во время музейных экскурсий группе экскурсантов, возможно, будет предложен просмотр видеозаписей, слайдов и иных иллюстративных материалов, связанных с темой экскурсии, прослушивание аудиозаписей. Демонстрация видеоролика и прослушивание звукозаписи должны укладываться в 2–3 мин, на просмотр научно‑популярного фильма отводится до 5 мин.
Рассказ экскурсовода должен быть краток, но при этом емок и выразителен. Основные приемы рассказа в музейной экскурсии:
• описание и характеристика объекта;
• цитирование подлинных документов или их копий;
• рассказ‑комментарий – посетители самостоятельно осматривают экспозицию, а экскурсовод сопровождает этот осмотр своими объяснениями, чтобы помочь группе понять смысл представленных экспонатов;
• задание (рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей);
• «вопрос‑ответ» (по окончании осмотра подводится итог наблюдениям экскурсантов).
Специфический музейный лекционно‑иллюстративный прием выходит за границы экскурсионного метода, поскольку преобладает речь экскурсовода, а экспонаты используются только как иллюстрации к рассказу.
Особенностью также экскурсии в музее является прием создания установки на узнавание. Чтобы сосредоточить внимание группы на определенном предмете, экскурсоводы взывают к знаниям экскурсантов, полученным до данной экскурсии. Именно в музее экскурсант может впервые увидеть памятник, прежде знакомый только по фотографиям, оригинал рукописи произведения, знакомого по школьной программе, и т. д. Музей документально подтверждает то, что экскурсант знал и до посещения экскурсии, а теперь еще больше укрепился в своих знаниях. Благодаря такому узнаванию обогащается восприятие экскурсанта. А когда экскурсовод, указывая на оригинал плана, хранящийся в музее, говорит: «Запомните конструкцию этой церкви, так строились все храмы этой эпохи», – экскурсант сможет при случае «узнать» подобную конструкцию в другом памятнике, причем в оригинальном виде, уже не только на плане. Но наиболее эффективен прием создания установки на узнавание, если экскурсовод подготавливает таким образом экскурсантов к встрече с самым ценным экспонатом в коллекции музея. Достаточно будет несколько раз (на протяжении всей экскурсии) упомянуть этот экспонат, подчеркнув его уникальность, и к моменту знакомства с ним аудитория уже будет максимально открыта для его восприятия.
Что касается техники проведения музейной экскурсии, то экскурсовод должен учесть:
• расстановку группы в экспозиционном зале по росту: экскурсанты более низкого роста встают впереди, более высокие – за ними;
• расстановку группы полукругом – по отношению к экскурсоводу и объектам показа, сам же экскурсовод стоит вполоборота к группе (поворачиваться спиной к группе или объекту нежелательно) и при первом упоминании о предмете смотрит на него – тогда это движение обязательно повторят и экскурсанты;
• не следует начинать новый фрагмент экскурсии, не дождавшись всей группы, как это часто делают начинающие экскурсоводы: не дав возможность рассмотреть экспонаты всей группе, они уже движутся к следующему объекту, но, выигрывая таким образом время, постепенно теряют свою аудиторию;
• отбор наилучших точек показа (в зависимости от времени и освещения объекта) лучше провести заранее, в разное время дня, обращая внимание на форму, размер, объемность экспоната, расстояние, с которого лучше показывать объект;
• если экскурсия долгая, нужно определить места на маршруте, где группа может отдохнуть (например, зал, в котором есть несколько скамеек или кресел для посетителей).
В целом особенности подготовки и проведения экскурсий по экспозиционным залам схожи с городскими экскурсиями. Основой успешной музейной экскурсии является продуманный отбор экспонатов, логично намеченный маршрут, гармоничное сочетание показа и рассказа.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите особенности техники проведения музейной экскурсии. В чем отличие от городской экскурсии?
2. Какие методические приемы показа и рассказа наиболее часто используются при разработке экскурсии по музею? С чем это связано?
Источник
Сценарий экскурсии по школьному краеведческому музею.
материал по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Обзорная экскурсия по школьному краеведческому музею. Участниками экскурсии могут быть школьники любого возраста, учителя и жители села. Экскурсию проводят активисты школьного музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_ekskursiya_stsenariy.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени академика А.Ф. Трёшникова с.Павловка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
Сценарий экскурсии по школьному краеведческому музею.
Автор: Бестаева Мавлуда Бердиевна, учитель немецкого языка, заведующая школьным краеведческим музеем
Цель: — ознакомить учащихся с экспозициями школьного музея,
способствовать развитию коммуникативных компетентностей.
Задачи: Способствовать расширению кругозора и познавательных интересов, воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства.
Описание: Обзорная экскурсия по школьному краеведческому музею. Участниками экскурсии могут быть школьники любого возраста, учителя и жители села. Экскурсию проводят активисты школьного музея.
Вид экскурсии- активный (Экскурсоводы используют метод рассказа и показа)
Продолжительность экскурсии: 25-30 минут.
Чтоб окунуться в прошлое не надо
Машину времени, поверь, изобретать.
Переступи порог в музея залы,
И кажется — как будто время вспять.
Вы находитесь в школьном краеведческом музее муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени академика А.Ф.Трёшникова с.Павловка» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
Школьный краеведческий музей был открыт в августе 2002г., паспортизирован в 2012г.
Школьный краеведческий музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.
Музей является одним из центров патриотического воспитания в селе Павловка.
В школьном краеведческом музее имеются следующие экспозиции: «История нашего края», «Отчизны верные сыны», «Трешников — наш выдающийся земляк», «Павловская школа. Страницы истории», «Орудия труда предметы быта», «Уголок русской избы», «Церковь Рождества Христова»
В каждой экспозиции собрано много экспонатов, фотодокументов. Экспозиции постоянно пополняются новыми экспонатами, которые исследуются и систематизируются. Все экспонаты музея подлинные. В музее хранятся исследовательские работы учащихся по краеведению и истории родного края. Собрана коллекция презентаций, созданных школьниками.
Ведётся экскурсионная и экспедиционная деятельность как по родному краю так и за его пределами, в том числе в города Москва, Волгоград, Ульяновск, дом-усадьба Лермонтова Тарханы. И др. В 2017 году состоялась целевая экспедиция «По трёшниковским местам» в г.Санкт-Петербург.
В музее собрана большая коллекция предметов старины: орудия труда , мебель, посуда, одежда, обувь.
Большая часть этих вещей собрана и отдана на хранение в школу местным жителем, агрономом СПК «Искра» Егоровым Юрием Владимировичем, который посвятил этому делу много лет. В свободное от работы время он не только собирает старинные вещи, но и изучает историю родного края.
В школьном музее хранится также большой теоретический материал по истории нашего края, который собрали учащиеся школы под руководством заведующей музеем и учащимися.
Материалы, представленные в экспозициях – это результат коллективной поисковой работы.
Экспозиция «История нашего края».
В этой экспозиции представлены факты из истории нашего края. Мы пока не имеем точных данных о дате основания и о происхождении названия нашего села. Прежнее название села – Рождественское.
Среди местных фамилий в Подворной переписи Карсунского уезда Юрловской волости от 1910-1911 гг. упоминаются помещики Ленивцевы, Ниротморцевы, Карякины, Топорнины. В числе помещиков были представители российской аристократии. Графский титул, например, имели Кассаковские в д. Феофилатовке.
В начале 30-х годов XX века в нашем крае началась коллективизация. В с.Павловка возник колхоз «Искра», В д. Неклюдовка – колхоз «Красная Звезда», в д. Октябревка – колхоз «Красный Октябрь», в д. Феофилатовка – «Новая жизнь». После укрупнения сельских хозяйств остался колхоз «Искра». Сейчас это СПК «Искра».
В музее собран материал по истории колхоза «Искра» и о его передовиках.
Достопримечательностью нашего села является церковь Рождества Христова.
В отличии от других храмов, она не закрывалась даже в годы воинствующего атеизма. В этом году мы отмечаем 150-летний юбилей храма. В подготовке к проведению этого мероприятия принимает участие и школьный музей.
На протяжении XX века неоднократно менялось административно-территориальное положение нашего края.
До 1924 г. с. Павловка входило в Карсунский уезд Юрловской волости.
С 1924 г. Павловский сельский совет вошёл в состав Барышского района. В рериод с 1946 по 1956 гг. он входил в Жадовский район, с 1962 по 1965 гг. – в составе Инзенского района, с 1965 г. – в состав Барышского района.
В музейной тишине пылящихся веков
История земли родной хранится,
Дела и мысли прадедов, отцов -,
Всё то, чем человечество гордится.
Здесь каждый экспонат о пошлом говорит.
И мы в машине времени несёмся.
Сопровождает нас в дороге умный гид.
Уверены — в пути мы не собьёмся!
И расступаются пред нами времена-
Проносятся стремительно столетья.
И видим лица мы, и слышим голоса
Людей, когда-то живших на планете.
Музей — таинственная с нашим прошлым связь.
И пусть она, как ниточка не рвётся,
А с каждым годом всё прочнее становясь
Пусть гордостью за предков отзовётся.
Экспозиция «Отчизны верные сыны».
Страшным испытанием для всего советского народа стала Великая Отечественная война. Наши земляки внесли свой вклад в общее дело победы.
В 1941 году из с. Павловка, Феофилатовка, Октябревка и Неклюдовка ушли на фронт 293 человека. С войны вернулось 63 человека
Война унесла целые семьи. В с.Павловку не вернулись Панфутовы- 13 человек. В первую военную зиму пропал без вести Алексей, через 2 года потерялся след Семена, тогда же погибли Иван, Леонтий, Филипп. На Смоленщине сложил голову Василий. Под Ржевом в братской могиле покоится Николай.
Балберовых погибло 10 человек, Верховых – 8 человек, Калашниковых -8 человек, Омётовых -16 человек, Малышевых – 15 человек, Чичигиных – 9 человек. Список этот можно продолжать дальше.
Наши земляки отличились в битвах под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, принимали участие в освобождении Европы, в боях за Заполярье и на Восточном фронте. Бородин Дмитрий Данилович участвовал в штурме Берлина, за что получил благодарность Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 23 апреля 1995 г. № 339.
Экспозиция «России верные сыны» рассказывает о подвигах односельчан в годы Великой Отечественной войны. Здесь собраны фотографии, ордена и медали, благодарственные письма от Верховного Главнокомандующего, копии писем и похоронных извещений
Находкой стала «Молитва, читаемая за литургией в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны 1941-1942г.г.», которая непосредственно связана с историей Великой Отечественной войны. В музее хранится исследовательская работа по этому документу.
Музеем ведётся поисковая работа по уточнению списков участников войн, изучению их судеб. Была проведена акция «Здесь нет ни одной персональной судьбы. Все судьбы в единую слиты». В ходе акции были опрошены жители села, велась работа по уточнению списков, собрано много фотодокументов.
На протяжении ряда лет школа участвует в шествии «Бессмертного полка». Школа работает над проектом «Знамя Памяти», которое хранится в нашем музее.
Экспозиция «Трешников — наш выдающийся земляк»
В нашем селе родился и провёл раннее детство Алексей Фёдорович Трёшников
Выдающийся ученый и педагог, полярник, путешественник А.Ф. Трёшников получил заслуженное признание среди географов и ученых нашей страны. С 1964 года — вице-президент, с 1977 по 1991 год — президент Географического общества СССР.
В1981 г. избран действительным членом АН СССР.
Герой Социалистического Труда (1949), лауреат Государственной премии СССР за участие в составлении «Атласа Антарктики» (1971).
Награждён Золотой медалью им. Литке и Большой золотой медалью Географического общества СССР, тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом «Знак Почёта», медалями.
Умер А.Ф. Трёшников 18 ноября 1991 г. и похоронен на кладбище в Комарово.
Именем А.Ф. Трёшникова названа малая планета солнечной системы № 3339 открытая в 1978 г. астрономом Маркосом.
Имя Трёшникова А.Ф. присвоено также заливу в море Дэйвиса у берегов Антарктиды.
В 2011 г. на воду спущено научно-исследовательское судно «Академик А.Ф. Трёшников».
В 2015 году учреждена Золотая медаль имени А.Ф. Трёшникова, награда Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».
За выдающийся личный вклад в развитие отечественной географической науки, особые заслуги в сфере географических исследований и организацию научных экспедиций, плодотворную просветительскую деятельность и в целях общественного признания и увековечивания особых личных заслуг перед населением Ульяновской области Распоряжением Губернатора Ульяновской области №951-р от 29 декабря 2016 г. академику Трёшникову А.Ф. присвоено звание «Почетный гражданин Ульяновской области»(посмертно). Его имя занесено в «Золотую книгу Почёта Ульяновской области.
Решением Совета депутатов муниципального образования “Барышский район” Ульяновской области нашей школе присвоено имя академика А.Ф. Трёшникова.
4 апреля 2012 г. на здании школы была открыта мемориальная доска А.Ф. Трёшникову.
Школа сотрудничает с музеем Арктики и Антарктики г. Санкт-Петербург, научно-исследовательским институтом Арктики и Антарктики, с Ульяновским отделением Русского географического общества. Ими нам предоставлены ценные фотодокументы, книги, календари, фотоальбом, в том числе изданные к 100-летнему юбилею А.Ф. Трёшникова.
Самыми ценными экспонатами экспозиции являются книги с автографами автора, подаренные школе Трёшниковым А.Ф. в разное время. Медаль и нагрудный знак Почётного гражданина Ульяновской области, грамоты, переданные школе Губернатором Ульяновской области по согласованию с родственниками А.Ф. Трёшникова, куртка Алексея Фёдоровича, которую передал нам при встрече во время Трёшниковских чтений в этом году полярник, писатель Стругацкий Владимир Ильич.
Собранные в экспозиции музея материалы используются учителями школы на уроках и во внеурочной деятельности. А.Ф. Трёшников – яркий пример целеустремлённого, волевого, мужественного, высокоорганизованного человека. Его жизнь и деятельность является для нас примером.
Экспозиция «Павловская школа. Страницы истории.
Много интересных сведений удалось узнать из истории нашей школы. Мы установили, что школа в селе существует с 1876г. В разное время был разным статус школы.
В 1876 г. в с.Павловка была открыта церковно-приходская школа, учителем в которой был священник Пётр Марков. По неизвестной нам причине она была закрыта.
В1884 г. открыта церковно-приходская одноклассная школа.
В1886 г. она переведена во флигель местной землевладелицы Ленивцевой Анны Евгеньевны.
В 1954 г. Павловская школа получила статус 8-летней, а в 1974 г. стала начальной школой, в 1985 г. ей вернули статус 8-летней школы.
В 1991 г. была преобразована в среднюю школу.
С 2009 года – основная общеобразовательная школа.
В 2011 году школе присвоено имя Алексея Фёдоровича Трёшникова.
Из переписки с бывшей учительницей школы Поповой Вероникой Константиновной, которая вместе с мужем работала в школе в годы войны, мы узнали, что в 1941 году ушел на фронт директор школы Кронда Семён Иванович. Он погиб, защищая Родину.
Гордостью нашей школы являются ее медалисты.
Из стен школы стен вышли 9 медалистов: 3 –е с золотыми и 6 с серебряными.
Пять из них окончили высшие учебные заведения с красным дипломом, тем самым подтвердив знания, полученные в нашей школе.
Экспозиция «Орудия труда предметы быта».
Тут порой такое диво,
Попадётся средь вещей…
Позавидует любой
Краеведческий музей…
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…
Здесь представлена коллекция орудий труда: цепы, пилы, косы, ткацкий станок, прялки, плотницкие инструменты и др.
Экспозиция располагает большими коллекциями старинных утюгов, фонарей, светильников, замков, часов, зеркал. Кухонная утварь, посуда, ухваты, лопаты для посадки в печь и др. Все экспонаты подлинные.
Время где-то на полках, среди утюгов,
Задремало, свернувшись калачиком.
В колокольчиков песне на концах язычков
Быстро скачет испуганным зайчиком.
Экспозиция «Уголок русской избы».
Эта экспозиция тесно связана с экспозицией «Орудия труда предметы быта».
В оборудованном уголке русской избы представлены предметы мебели, колыбель, прялка, стол с самоваром, кухонная утварь, патефон с пластинками, старый телевизор предметы быта и др.
Музей – живое воплощение
Былых веков и дней былых,
Души и сердца отраженье
В вещах знакомых и родных.
Храня прошедшее живое,
Он тянет в будущее нить.
Его служение святое –
Собой века соединить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
виртуальная экскурсия в нижнеудинский краеведческий музей может быть использована на уроках английского языка в 10,11 классах при изучении темы достопримечательности и истории родного края.
Один урок из серии лектория «История нашего села». Может быть полезен тем, кто интересуется краеведением, у кого имеется в школе краеведческий музей.
«Человек, не знающий прошлого, не видит будущего». В данном материале представлены разработанные краеведческие экскурсии, которые могут проводить старшеклассники для младших школьников. Разработаны пя.
Сценарий экскурсии в школьном музее «Куйбышев — запасная столица».
Класс: 6Тема урока: школьный краеведческий музей «Далёкое и близкое»Тип урока: урок открытия новых знаний.
Сценарий экскурсии в школьном музее «Горница» может быть использован для учащихся начальной школы.Содержит загадки и познавательный материал об экспонатах музея.Экскурсоводами могут бы.
Интерактивная экскурсия с элементами реконструкции и театрализации в школьном историко-краеведческом музее.
Источник