Цель выборов президента страны

Понятие, цель, социальная роль, принципы и виды выборов

Рассмотрим понятие, цель, социальную роль, принципы и виды выборов.

Выборы – это совместное независимое волеизъявление граждан в форме голосования за избрание определенного кандидата на должность в публичных органах власти. Вместе с тем они представляют собой способ формирования органов власти государства.

Целью выборов является создание условий для того, чтобы все заинтересованные граждане имели возможность выразить свою волю. Публичная власть должна создаваться и действовать согласно этой волей. Путем выборов в различные органы власти происходит её легитимация.

Практика выборности должностных лиц обладает многотысячелетней историей, однако в заметных масштабах они стали использоваться лишь после буржуазных революций XVIII века. Одной из целей последних являлось ликвидация преград для капиталистического развития.

Социальная роль выборов

На современном этапе социальная роль выборов состоит в том, что они являются:

– институтом прямой демократии, высшим непосредственным выражением народом своей власти;

– демократическим способом создания парламента государства и местного самоуправления;

– в юридическом смысле актом вручения народом своим представителям права на отправление власти;

– легитимным способом построения системы властвования, а также её реформирования;

– формой управления публичными делами, которые представляют общественный интерес.

В демократических государствах процесс организации и проведения выборов соответствует следующим принципам: свобода, альтернативность, обязательность, периодичность, открытость, гласность.

Например, в соответствии с одним из принципов в Конституции Италии «голосование должно быть личным, равным, свободным и тайным. Его реализация является гражданским долгом».

Существуют различные подходы к классификации и выделению видов выборов.

В зависимости от полноты охвата они бывают двух видов: всеобщие и частичные. При проведении всеобщих выборов в них принимают участие все избиратели страны (например, выборы президента и депутатов парламента). Частичные выборы организуются с целью пополнить состав представительного органа по причине досрочного выбытия отдельных депутатов.

В зависимости от территориальных масштабов выделяют три вида выборов: национальные, региональные и местные. Национальные выборы проводятся на территории всего государства, региональные – организуются лишь на территории соответствующего субъекта, местные – проходят на территории отдельных муниципальных образований.

В зависимости от количества мандатов, которые замещаются в избирательных округах, они бывают двух видов: униноминальные (от каждого округа избирается только одно лицо) и полиноминальные (от округа избирается сразу несколько лиц).

В зависимости от количества туров голосования выделяют следующие виды: выборы, которые проходят в один, два или несколько туров. Если результат выборов устанавливают после однократного голосования избирателей, то значит, что они проводятся в один тур, а если для этого может понадобиться два голосования, то они проходят в два тура. В практике встречаются и многотуровые выборы.

В зависимости от плановости выделяют следующие виды: очередные, внеочередные, повторные. Очередные выборы проходят после истечения установленного законодательством срока полномочий представительного или исполнительного органа. Внеочередные выборы проводятся по причине досрочного прекращения полномочий различных органов власти и их должностных лиц (досрочный роспуск парламента, отставка или импичмент президента, отставка исполнительного органа и т.д.). Повторные выборы организуются в ситуациях, когда они были признаны несостоявшимися либо недействительными согласно решению избирательной комиссии или суда.

В зависимости от непосредственности выборов выделяют следующие виды: прямые и непрямые. При прямых выборах избрание того или иного кандидата или их группы совершают сами граждане. Они проходят почти во всех государствах при избрании депутатов нижней палаты парламента и органов местного самоуправления. Во многих странах напрямую избираются президенты (Россия, Франция, Австрия, Болгария).

При проведении непрямых выборов избиратели как бы делегируют свой голос представителям, которых они избирают. Выделяют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные. При проведении косвенных выборов выборщики голосуют за выдвигаемого кандидата (например, выборы Президента США). При проведении многостепенных выборов избиратели выбирают определенный представительный орган, функцией которого является избрание данного органа либо должностного лица. Они бывают двухстепенными, трехстепенными, четырехстепенными и т.п. Таким образом, непосредственно избиратели производят выбор лишь органов первой ступени.

В юриспруденции понятие «избирательное право» используется в двух значениях: объективном и субъективном.

Объективное избирательное право представляет собой систему правовых норм, регламентирующих общественные отношения, которые связаны с выборами органов государства и местного самоуправления. Подобные нормы бывают материальными, т.е. закрепляющими принципы выборов, и процессуальными, т.е. закрепляющими процедуру выборов. Источниками объективного избирательного права выступают конституция, законы и положения о выборах разнообразных органов власти.

Субъективное избирательное право представляет собой гарантированную государством возможность для гражданина избирать и быть избранным в разные государственные и местные органы власти. Оно бывает двух видов: активным (избирать) и пассивным (быть избранным).

Источник

Иностранная пресса о России и не только

Press digest
26 апреля 2021 г.

Пьер Авриль | Le Figaro

Каковы цели и задачи президентских выборов в России?

18 марта Владимир Путин будет добиваться четвертого мандата. При отсутствии весомого конкурента российский президент еще не сформулировал никакого значимого политического проекта развития России на ближайшие шесть лет, пишет корреспондент Le Figaro в Москве Пьер Авриль.

За неимением конкурента, способного бросить вызов Путину, целями и задачами, способными определить его будущий мандат, представляются размах победы и уровень явки, говорится в статье. Единственным сюрпризом нынешней кампании является новый кандидат от Компартии взамен ее генерального секретаря аппаратчика Геннадия Зюганова, а также присутствие оппозиционной журналистки Ксении Собчак. Главный оппозиционер Алексей Навальный отстранен от участия в выборах. Популярный среди молодого поколения адвокат-антикоррупционер призывает бойкотировать выборы.

Столкнувшийся с сопротивлением городской молодежи, Путин главным образом извлекает свою популярность из украинского конфликта, и это ему необходимо преобразовать в успех на выборах 18 марта. Корреспондент напоминает, что дата приурочена к трехлетней годовщине аннексии Крыма, в отношении которой «энтузиазм поубавился, в то время как внутренний экономический и дипломатический контекст омрачился». Общественное мнение выказывает равнодушие и безропотность. Согласно опросам «Левада-Центра», лишь 35% россиян думают, что их личное положение улучшится, указывает автор.

После 18 лет непрерывного правления «главной проблемой Путина является его легитимность. Он непременно должен выглядеть как безусловный лидер», считает профессор факультета социальных наук ВШЭ Николай Петров.

«Несмотря на военные успехи в Сирии и на Украине — и одновременно из-за них — путинская Россия находится под обстрелом западных санкций, к которым добавляется отстранение национальной сборной от участия в предстоящей зимней Олимпиаде за применение допинга, — продолжает Авриль. — В конечном счете, вопреки его желаниям, Кремлю не удалось трансформировать военное вмешательство в Сирии, которое слишком долго не завершается, в дипломатическую победу.

«Холодная война будет только усугубляться», — прогнозирует директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

Российская экономика, по которой нанесли тяжелый удар западные санкции и падение цен на нефть, начинает оправляться, однако того почти чудодейственного роста, какой был отмечен в первое десятилетии при Путине, уже не наблюдается. Несмотря на множество заявлений, правительство не приняло ни единой структурной реформы, способной снизить зависимость страны от углеводородов, в то время как иностранные инвесторы продолжают упрямиться, тормозя передачу технологий, в которых могла бы нуждаться страна, пишет корреспондент.

Фаворит президентских выборов еще не представил никакого политического проекта, способного определить развитие России на ближайшие шесть лет. На открытии своего предвыборного штаба 10 января Путин упомянул лишь о «дальнейшем развитии страны», обращает внимание автор.

После украинского кризиса и больших митингов зимы 2011-2012 года Путин, похоже, управляет все более умозрительно и неумолимо отождествляет свою судьбу с судьбой страны, полагает Авриль.

«Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России», — сказано в знаменитой формулировке нынешнего председателя Госдумы Вячеслава Володина. «Сильная страна, сильный кандидат», — провозглашают плакаты Путина, у которого «нет никакого долгосрочного плана», по мнению политолога Бориса Маркина. Как и в советскую эпоху, эти выборы как никогда похожи на «административный переходный этап», считает директор Центра медиаисследований УНИК Александр Морозов.

Теоретически вопрос о пожизненном правлении Путина встанет не раньше 2024 года — окончания президентства Путина в силу Конституции — однако данный вопрос не табуирован и он возникнет во властных кругах на следующий день после выборов, едва пройдет эйфория от летнего чемпионата мира по футболу, полагает Авриль. Кремлинологи уже усматривают клановую борьбу, предвещающую битву за преемственность, в осуждении на восемь лет бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева.

Согласно самому обсуждаемому сегодня сценарию, фактическое господство нынешнего главы Кремля будет длиться «до скончания века». «Скорее всего, мы станем свидетелями формального ухода Путина, который неформально будет сохранять свое влияние», — сказал политолог Минченко. Многие эксперты полагают, что в ближайшие шесть лет сформируется многоголовая власть, контролируемая Путиным, даже если придется внести изменения в Конституцию.

«Тем, кто мечтает о сменяемости власти, придется грызть свои удила», — заключает автор статьи.

Источник

Мнения

Цель, ценность и значение выборов в демократической системе управления государством

Трусов Николай Александрович, начальник кафедры конституционного и международного права Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент

Выборный путь формирования важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов – одни из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя, главные критерии его легитимности, т. е. признанности обществом или его большей частью. Как отмечается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года (ст. 2), воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Аналогичное положение содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (ст. 25).

Выборы играют весьма существенную, если не ключевую, роль в любом современном демократическом государстве, в том числе и в России. Поэтому российская демократия сегодня немыслима без института выборов.

Конечно, выборы проводятся и в недемократических странах, но в них они обычно носят формальный, декоративный характер, проходят в условиях несвободы, полицейской слежки, угроз физической расправы и поэтому не могут быть признаны подлинными. Кроме того, нельзя не учитывать и то, что и в условиях демократического режима выборы сами по себе лишь предоставляют возможность определения подлинной воли народа, действительная реализация которой зависит от очень многих факторов – прежде всего, от достигнутого уровня развития гражданского общества и правового государства, общей и политико-правовой культуры граждан страны.

В настоящее время право граждан участвовать в формировании властных структур является общепризнанным элементом современного демократического государства, а свободные, «честные» (без фальсификации) и регулярные выборы рассматриваются как неотъемлемый элемент общественно-политической жизни, представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета.

Практически ни одно современное государство мира не может обойтись без этого института непосредственной демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории и конституционной практике. В нашей стране посредством выборов формируется значительная доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, и масштаб властных полномочий избранных должностных лиц – от Президента России до депутатов представительных органов муниципальных образований – внушителен. Все это позволяет говорить об особой роли института выборов в демократической системе управления нашего государства.

Указанное выше предопределило практически неисчерпаемые возможности для актуализации работ, посвященных исследованию института непосредственной демократии, его роли, места и значения в системе управления государством.

В настоящее время опубликовано много работ, в которых исследуются различные аспекты существовавния выборов в юридической реальности, а также взаимозависимость выборов и иных институтов правовой действительности. При этом многие авторы не всегда акцентируют внимание на, казалось бы, простые и понятные вопросы, или просто обходят их стороной, тем самым порождая спорные положения, а иногда делая ложные акценты в основном сюжете своего исследования. Речь идет о роли, месте, цели, ценностях, значении и функциях выборов. Так, например, в публикациях указывают среди функций выборов контроль за институтами власти (за исполнительной властью). Однако контрольную функцию осуществляет парламент – орган, сформированный посредством выборов, но не выборы как таковые! Или целью выборов иногда называют создание условий для того, чтобы все заинтересованные граждане имели возможность выразить свою волю. Сразу возникает вопрос: а разве для референдума это не характерно? А для других форм непосредственного волеизъявления? Очевидно, что цель при таком подходе сформулирована, мягко говоря, неточно!

Попытаемся последовательно расставить акценты во всех обозначенных выше вопросах.

Роль выборов – это самая аморфная характеристика исследуемого института. Дело в том, что роль выборов отражает любое описание места, цели, ценности, функций выборов, взаимосвязей и зависимостей с иными явлениями правовой действительности, каких-либо действий в рамках юридических процессов. Поэтому при исследовании роли выборов можно говорить и писать о многом!

Место выборов – отражает положение соответствующего института в системе управления государством. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года установила в качестве принципа конституционного строя, т. е. фундаментального общественного отношения, на котором строится наше общество и государство, а также их основные политико-правовые институты, принцип народовластия. Содержание данного принципа раскрывается в следующих положениях статьи 3 Конституции Российской Федерации:

– многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации;

– власть осуществляется непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

– высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Таким образом, все полномочия на осуществление публичной власти в стране соответствующие институты и должностные лица приобретают в той или иной форме в результате свободно выражаемой воли многонационального народа Российской Федерации. Только она делает власть государства легитимной. Сама же государственная власть есть наиболее общая форма выражения суверенитета народа, его верховной воли.

В зависимости oт формы волеизъявления народа Конституция Российской Федерации вслед за сложившейся мировой конституционной практикой демократических государств устанавливает две формы народовластия: непосредственную и представительную демократии.

Непосредственная демократия (иногда ее называют прямой) – это осуществление власти народом через формы непосредственного волеизъявления. К таким формам (они же–институты непосредственной демократии) следует относить: референдум, выборы, сходы и собрания граждан, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, всенародное обсуждение важных вопросов государственной жизни, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, отзыв депутата или иного выборного должностного лица, народная правотворческая инициатива, публичные слушания и др.

Представительная демократия – это осуществление власти народом через выборных полномочных представителей (например, депутатов), которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют, т. е. избирателей (население конкретного избирательного округа).

Целью представительной демократии является обеспечение качественного и эффективного соединения власти народа с деятельностью профессионального аппарата управления, в то время как целью непосредственной демократии – обеспечение нормального функционирования представительной демократии в соответствии с волей народа, установление контроля за деятельностью представительных органов государственной власти и народных представителей в них, а также непосредственное принятие самим народом решений по наиболее важным вопросам жизни государства и общества.

Непосредственная и представительная демократии являются двумя органически связанными между собой неразрывными формами осуществления народовластия, дополняющими друг друга. Уникальность места выборов в демократической системе управления государством состоит в том, что с одной стороны, выборы – это институт непосредственной демократии, но с другой – формирование представительных органов публичной власти без выборов также невозможно. Это значит, что выборы – это обязательное, пусть и процедурное, но все же ключевое звено в представительной демократии.

Цель выборов – финальный результат, на который направлен весь выборный процесс. Финальный результат выборов нашел свое отражение в легальном определении понятия: согласно статье 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 1 , выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица (выделено нами – Н.Т.).

Отметим, что ключевой стадией любых выборов является голосование. Однако оно является ключевой процедурой и в таких смежных институтах непосредственной демократии, как референдум, отзыв депутата, выборного должностного лица, голосование по вопросу изменения границ муниципального образования или преобразования муниципального образования, поэтому следует четко отличать названные институты друг от друга. Главное сущностное отличие между ними–цель . Так, цель выборов – формирование представительного органа государственной власти, орган местного самоуправления или наделение полномочиями определенного должностного лица. Цель референдума – принять решение по какому-либо вопросу, имеющему важное государственное и общественное значение. Цель отзыва – прекращение должностных полномочий избранного лица.

Ценность выборов – значимость соответствующего института для человека, общества в целом, определяемая его вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности и социальных отношений. Полагаем, что ценность выборов состоит в том, что они являются существенными элементами, во-первых, политического самоутверждения граждан, во-вторых, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающего его автономию, в-третьих, юридически признанной за гражданами и политическими объединениями возможностью быть субъектами власти.

Разумеется, формально-юридическая возможность быть субъектом власти не означает наличия возможности действительно им быть, но выборы существуют как социальный процесс и институт, политико-правовая ценность и механизм воспитания гражданского политического сознания, чтобы выработать навыки действительного и полноценного, а не мнимого и иллюзорного участия граждан и политических объединений в формировании публичной власти, ответственной перед народом и контролируемой им.

Значение выборов отражает их функциональную нагрузку в человеческой деятельности. Таким образом, значение выборов в государстве определяется прежде всего функциями, которые они выполняют в политической системе. Следовательно, функции выборов – это основное предназначение, отражающее их роль в жизни общества и государства. Перечислим основные из них 2 :

1. Представительство общественных интересов. Эта функция отражает основное предназначение выборов как института непосредственной демократии. Различные социальные группы, имеющие многообразные интересы, стремятся довести свои ожидания и требования до власти, оказать влияние на принятие политико-правовых решений. Важнейший канал трансляции групповых интересов – выборы, когда избиратели решают, какие политические силы, кандидаты способны адекватно выразить их волю и требования, отразить их ожидания в конкретных решениях. В теории эта функция раскрывается весьма эффективно, однако на практике главная проблема как раз и заключается в том, чтобы парламентарии, состав представительного органа в целом, выборное должностное лицо действительно выражали волю своих избирателей.

2. Легитимация власти. Означает, что властные структуры, сформированные посредством свободных, подлинных и справедливых выборов, признаются легитимными, а решениям таких структур придается законный характер.

Следует различать легитимацию власти как функцию выборов и легальность выборов как института демократии. В последнем случае речь идет о соблюдении всех законодательно установленных стадий избирательного процесса, соответствующих действий и процедур, в том числе, соответствии международным избирательным стандартам. Следовательно, только легальные выборы ведут к легитимации власти.

Этимологически слово «легитимность» ведет свое начало от латинского l egalis – законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами, поскольку политическая власть не всегда основывается на законах (легальна), но практически всегда пользуется той или иной поддержкой части населения страны (легитимна). Легальность подразумевает законодательно обоснованное управление государством. Поэтому в одних странах власть может быть легальной, но нелегитимной, например, при правлении метрополий в колониальных государствах; в других – легитимной, но нелегальной, как, скажем, после совершения революционного переворота, поддержанного большинством граждан страны; в-третьих – и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах 3 .

Положение о легитимности избранной народом власти не носит абсолютного характера. Как уже было указано выше, выборы делают власть легитимной в том случае, если их организация прошла в строгом соответствии с действующим законодательством, а избирательные права граждан были реализованы и защищены от преступных и иных посягательств. Такая власть вызывает доверие со стороны большинства граждан, соответствует их ценностным ориентирам и ожиданиям и вправе рассчитывать на выполнение принимаемых ею решений. Неслучайно одним из косвенных показателей легитимности власти является уровень поддержки власти гражданами страны. Хорошим примером в данном случае являются выборы Президента Украины, прошедшие 25 мая 2014 года. Абсолютное большинство граждан Украины, проживающих в Луганской и Донецкой областях, отказались участвовать в выборах и признавать их результаты. Для жителей этих регионов президент П.А. Порошенко и вся действующая власть Украины является нелегитимной, поэтому выполнять решения этих властей они отказываются.

В демократическом государстве вряд ли можно добиться полного единодушия на выборах, однако этого и не требуется. Главное, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а публичная власть формировалась и действовала в соответствии с этой волей. Только при таких условиях достигается общественное согласие, стабильность и порядок в жизни страны.

3. Определение ориентиров на будущее страны. Всенародные выборы – это, как правило, и общенациональная дискуссия о дальнейших путях развития, борьба идей и программ развития страны.

По результатам выборов может произойти смена политического курса (например, избрание левой партии после длительного правления правых) либо смена конкретных должностных лиц при сохранении политического курса. Так, в 1990 году руководством правившей в Великобритании консервативной партии было решено сменить лидера: вместо М. Тэтчер был избран более молодой Д. Мэйджор, который продолжил ее политику. Он был премьер-министром Великобритании с 1990 по 1997 год. В России в 2008 году на пост Президента был избран Д.А. Медведев, который продолжил политику его предшественника. В 2012 году В.В. Путин был вновь избран Президентом Российской Федерации.

4. Социальный барометр политической жизни. Граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми программами политических партий, проявить симпатию или антипатию к конкретным кандидатам. Посредством выборов проявляется отношение граждан страны к ее важнейшим политическим институтам. По итогам выборов выясняется степень влияния различных политических сил, отношение граждан к правящей элите и оппозиции, политическому режиму в целом, а также специфика политических предпочтений граждан.

В этом смысле весьма показательны избирательные кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В 1995 году на выборах в Государственную Думу Российской Федерации Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) получила 22,3% голосов избирателей, в 1999 году – 24,29% и в итоге–самое большое число депутатских мест в Государственной Думе Российской Федерации третьего созыва. В 2003 году КПРФ получила уже 12,61% голосов, в итоге уступив только партии «Единая Россия», а в 2007 году КПРФ удалось набрать лишь 11,57% голосов избирателей. При этом на выборах в 2003 году партия «Единая Россия» набрала 37,56% голосов, а в 2007 году она сильно упрочила свои позиции, набрав по результатам голосования 64,3% голосов избирателей. На выборах в Государственную Думу Российской Федерации в 2011 году тенденция поменялась: КПРФ набирает 19,19%, а партия «Единая Россия» – 49,31%, но уже в 2016 году «Единая Россия» набирает 54,2 %, а КПРФ – 13,34 %.

Степень влияния различных политических сил на наше общество и отношение к ним граждан за последние два десятилетия наглядно демонстрирует нижеприведенная таблица 4 .

Политическая партия

Выборы депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации (год, %)

Источник

Читайте также:  Герои сказки волшебника страны оз
Оцените статью