Предпосылки, цели, этапы экономической интеграции
Предпосылки экономической интеграции следующие:
· близость уровней экономического развития интегрирующихся стран. За редким исключением интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития;
· географическая близость интегрирующихся стран, наличие общей границы, исторически сложившихся экономических и культурных связей;
· общность экономических проблем, стоящих перед странами. Экономическая интеграция способствует решению таких проблем. Страны, главная проблема которых – создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты;
· демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые следят за происходящими изменениями;
· эффект домино. После того как большинство стран определенного региона создали интеграционное объединение, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в интеграционное объединение. Это приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции.
Создание интеграционных объединений направлено на достижение следующих целей:
— использование преимуществ экономики масштаба: обеспечение расширения размеров рынка, сокращение трансакционных издержек. Это позволяет привлечь прямые иностранные инвестиции. Такие цели преобладают у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки;
— формирование благоприятной внешнеполитической среды. Целью значительного числа интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других сферах. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ставили перед собой именно эту цель;
— решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается, как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговорах. Региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых различны. Такие цели преследуют интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии;
— содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, осуществляющих экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как способ передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали европейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС;
— поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Интеграционное объединение позволяет поддерживать отечественных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Такие цели существовали в странах Латинской Америки и в странах Африки к Югу от Сахары в 60-70-е гг. XX в.
Этапы экономической интеграции:
— на первом этапе между странами заключаются преференциальные торговые соглашения. Эти соглашения предусматривают сохранение национальных таможенных тарифов (или взаимное снижение) каждой из подписавших их стран и фактически являются подготовительным этапом интеграционного процесса;
— на втором этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли. Зона свободной торговли – это полная отмена таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами;
— третий этап интеграции – это создание таможенного союза, который предполагает отмену национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Внутри таможенного союза осуществляется беспошлинная торговля. Таможенный союз требует создания системы межгосударственных органов, координирующих проведение общей внешнеторговой политики;
— четвертый этап – это создание общего рынка, который подразумевает свободное передвижение не только товаров и услуг, но и капитала, рабочей силы, технологий. Этот этап требует более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на совещаниях глав государств и правительств участвующих стран, на встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств;
— пятый этап – это экономический союз (или экономический и валютный союз), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики, унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной (в том числе и использование единой валюты). На этом этапе правительства согласованно отказываются от части своих функций и уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов.
3. Экономические эффекты международной
экономической интеграции
Международная экономическая интеграция приводит к возникновению двух типов эффектов:
— статические эффекты, проявляющиеся сразу после создания интеграционного объединения, вследствие перераспределения существующего капитала, труда и других ресурсов стран-участниц интеграционного объединения;
— динамические эффекты, проявляющиеся позднее и влияющие на производственные мощности, производительность, темпы экономического роста в интегрированных экономиках.
Экономические эффекты экономической интеграции исследует теория таможенных союзов, так как подобные эффекты проявляются на этапе создания зоны свободной торговли или таможенного союза.
Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты расширения торговли и отклонения торговли. Так как таможенный союз предусматривает снятие ограничений на внутриинтеграционную торговлю и одновременное сохранение ограничений на торговлю с третьими странами, то он может оказывать на торговлю как положительное, так и отрицательное воздействие. Положительное воздействие получило название эффект расширения торговли.
Эффект расширения торговли достигается в том случае, если устранение ограничений на торговлю стимулирует увеличение объемов торговли между интегрирующимися странами и не происходит сокращения объемов торговли с третьими странами. Эффект расширения торговли будет иметь место, если экономики интегрирующихся стран являются конкурентоспособными и обладают диверсифицированым производством. Чем больше стран интегрируются друг с другом, и чем больше их размер, тем выше вероятность преобладания эффекта расширения торговли.
Отрицательное воздействие таможенного союза на торговлю получило название эффект отклонения торговли.
Эффект отклонения торговли – это покупка интегрирующимися странами друг у друга тех товаров и услуг, которые они до создания интеграционного объединения покупали по более низким ценам у третьих стран. Эффект отклонения торговли возникает в том случае, когда экономики интегрирующихся стран были до создания интеграционного объединения взаимодополняемыми, т.е. имели взаимную специализацию.
Ко второму типу экономических эффектов международной экономической интеграции относятся динамические эффекты: расширение рынка, рост конкуренции между производителями из разных стран, которая сдерживает рост цен, улучшает качество товаров, стимулирует создание новых технологий; использование преимуществ экономики масштаба, что позволяет увеличивать объемы производства и сокращать издержки; увеличение притока иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой сегмент закрытого общим таможенным барьером рынка за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран.
Международная экономическая интеграция – закономерный результат развития мирового хозяйства. Теоретические исследования интеграции показывают, что в большинстве случаев позитивные эффекты, которые возникают в результате ее развития, превышают эффекты негативные. Если в результате образования таможенного союза возникает только эффект расширения торговли, то благосостояние всех стран – как участвующих, так и не участвующих в интеграции – повышается. Если в результате образования таможенного союза возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние не участвующих стран однозначно ухудшится, а стран-участниц интеграции либо ухудшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам превзойдет эффект расширения торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта расширения торговли. При проведении внешнеторговой политики страна должна учитывать как выгоды, которые получит национальная экономика от участия в интеграционном объединении, так и возможные потери.
Источник
Особенности экономической интеграции в развивающихся странах
Экономическая интеграция развивающихся стран — это процесс постепенного хозяйственно-политического объединения бывших колониальных, разных по характеру стран, направленный на преодоление экономической отсталости.
Важнейший аспект политики развивающихся стран — добиться индустриализации, при этом индустриализация должна проводиться, в первую очередь, в отраслях, способных заменить импорт.
Большая роль уделяется регионально межстрановой интеграции. С ее помощью предполагается добиться следующих результатов:
· Преодолеть узость национальных рынков и расширить рыночный простор до оптимальных размеров;
· Обеспечить преимущество количественного протекционизма;
· Увеличить инвестиционные возможности промышленности за счет привлечения иностранного капитала;
· Снизить напряженность платежного баланса;
· Осуществить совместное планирование индустриализации на основе взаимодополняющих экономических комплексов.
Широкое признание в развивающихся странах получил принцип договорной специализации — заключение межгосударственных соглашений о промышленном взаимозамещении и дополнении экономик стран, что выразилось в ориентации на производственное сотрудничество и протекционизм.
Поскольку существующий уровень взаимных экономических связей в регионах развивающегося мира невысок, проблема заключается в интенсификации этих отношений. Отсюда вытекает и весьма широкие экономические функции государства в интеграционных процессах, что ведет к их формализации. С эти связано и гораздо большее значение политических факторов при создании и функционировании интеграционных союзов развивающихся стран.
Процесс интеграции в развивающихся странах идет медленно, что объясняется внутренними особенностями экономики каждой отдельной страны (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления совместных региональных проектов); существенными различиями в экономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии отдельных участников группировок и избранных ими моделями развития; характером взаимосвязей интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран); факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от промышленно развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны международных корпораций); политической нестабильностью.
Все это свидетельствует о том, что интеграция в развивающихся странах является лишь «прединтеграцией». Тем не менее, можно выделить ряд интеграционных группировок стран развивающегося мира, добившихся определенных успехов на пути экономической интеграции.
Например, в странах Центральной и Латинской Америки существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 из 33 стран этого региона.
1. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 году на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1960 г.), включает 11 стран, подразделяющиеся на три группировки:
1. Более развитые — Аргентина, Бразилия, Мексика;
2. Средний уровень – Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили;
3. Наименее развитые – Боливия, Парагвай, Эквадор.
ЛАИ находится на этапе общего рынка. Цель объединения — развитие и активизация экономического сотрудничества, направленного на расширение рынка. В рамках ЛАИ образованы Андская группа, Лаплатская группа, Амазонский пакт.
2. Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) создан в 1961 году, включает 5 стран-участниц: Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа. Находится на этапе таможенного союза.
3. Андский пакт образован в 1969 году и включает 5 стран: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла. С 1990 года на основании принятой «Андской стратегии» основной целью является создание общего рынка.
4. Сообщество Карибских государств (КАРИКОМ) создано в 1973 году, объединяет 16 стран Карибского бассейна.
Сообщество основано на ранее созданной зоне свободной торговли, в нем существуют различные субрегиональные отделения:
· Карибский общий рынок в рамках КАРИКОМ, где полностью ликвидированы торговые ограничения между Барбадосом, Тринидадам и Тобаго, Гайаной, Ямайкой и Антигуа. Эти страны одобрили Единый таможенный тариф по отношению к товарам третьих стран. Треть взаимной торговли составляют нефтепродукты;
· Восточнокарибский общий рынок, включающий в себя наименее развитые страны; в нем наблюдается тенденция к созданию общей валюты и Единого Центрального банка.
В 1992 году были снижены таможенные пошлины (в среднем на 70%), началась интеграция в области регулирования аграрного производства. В 1995 г. введено свободное перемещение граждан, отменен паспортный режим.
5. Общий рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР). В 1980-х годах Аргентина и Бразилия подписали акт об интеграции, к которому позднее присоединились Парагвай и Уругвай. В марте 1991 года страны подписали Асунсьонский договор, который легализовал МЕРКОСУР.
Цели деятельности МЕРКОСУР:
· свободное движение четырех факторов производства;
· единая таможенная политика по отношению к третьим странам;
· обеспечение координации макроэкономической политики, политики в области сельского хозяйства, налоговой и денежной системах;
· провести координацию и довести до сопоставимости законодательство в отношении экономической политики;
· резко увеличить конкурентоспособность стран-участниц.
В рамках МЕРКОСУР созданы институциональные структуры и наднациональные органы: Совет общего рынка, Группа общего рынка и Арбитражный суд.
МЕРКОСУР – одна из крупнейших и динамичных региональных группировок Латинской Америки. На четыре страны приходится 45% населения (более 200 млн.чел.), 50% совокупного ВВН (более 1 трлн. дол.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли.
6. Организация восточнокарибских государств (ОВКГ)создана в 1981 году, входят 7 государств: Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия.
Имея конечной целью создание общего рынка, все интеграционные группировки Центральной и Латинской Америки прошли или проходят путь через образование зон свободной торговли, которые в дальнейшем преобразовались в таможенный союз. Программы развития латиноамериканских экономических группировок включают в себя программы либерализации внешней торговли, механизмы промышленной интеграции (разработка и реализация отраслевых программ промышленного развития, создание интегрированных производств для выпуска определенной продукции), финансовое сотрудничество (учреждение системы многосторонних расчетов, унификация политики Центральных банков, взаимное предоставление стабилизационных займов для выравнивания платежных балансов и др.), защиту интересов экономики.
Сотрудничество и интеграция в Африке существенно отличается от подобных процессов в других регионах. С 50-60-х годов и по настоящее время существует идея общеконтинентального подхода к интеграции. При этом африканские теоретики развивают идею опоры на собственные силы, тезис о том, что интеграция должна позволить освободиться от влияния, вывести из неэквивалентного обмена. Провозглашение идеи африканской интеграции пока остаются благим пожеланием, хотя по-прежнему и очень популярно на континенте.
Региональное сотрудничество в Африке развивается через субрегиональные группировки.
Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) создано в 1975 г., насчитывает 16 стран-участниц: Бенин, Буркина-Фасо, Острова Зеленого Мыса, Кот- дИвуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Либерия, Мили, Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне и Того. Цели ЭКОВАС: создание в течение 15 лет Африканского общего рынка; проведение совместной экономической политики.
В рамках этой организации создан Фонд сотрудничества, компенсации и развития. Таможенные пошлины отменены на 80% взаимодополняемой продукции, однако, внутрирегиональный оборот составляет всего 5%. Большое значение в рамках ЭКОВАС имеют проекты в области электроэнергетики, в горнодобывающей промышленности, дорожном строительстве. Установлен свободный режим перемещения граждан и их имущества.
Таможенный и Экономический союз стран Центральной Африки (ЮДЭК). Сформирован в 1964 г. из пяти стран: Габон, Камерун, Конго, Чад, Экваториальная Гвинея. Создан для разработки совместных экономических программ, унификации налоговых систем, льготных таможенных условий для членов союза (особенно не имеющих выходов к морю).
Экономическое сообщество стран Великих озер — страны бывшей зоны бельгийско-французских колоний. В 1976. было выдвинуто предложение о создании экономического союза (Бурунди, Заир, Руанда), принята программа сотрудничества в области рыболовства, борьбы с эпидемиями.
Экономическая интеграция в Азии. Начиная с 80-х годов ХХ ст. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) привлекает к себе большое внимание специалистов как зона наиболее динамичного экономического роста. Доля стран АТР в мировом ВВП составляет 60%, в мировой торговле – 40%, в золото — валютных резервах – 80%. Опережая другие регионы мира по темпам роста, в том числе и в технологически передовых отраслях, наряду со стремительным усилением международной конкурентоспособности значительной группы стран, АТР дает основания рассмотреть, какова роль международных интеграционных процессов в АТР, насколько межгосударственная экономическая интеграция способствовала экономическому развитию стран региона, росту потребления и производства и т.д.
Специфика интеграционных процессов в АТР состоит в следующем:
1. в интеграцию включены как развитые, так и развивающиеся страны, имеющие разный уровень экономического развития;
2. процессы интеграции происходят в основном на микроэкономическом уровне между фирмами, корпорациями стран региона;
3. интеграция протекает на региональном уровне и в большей мере на уровне отдельных субрегионов.
Существенным фактором развития экономических связей в регионе становятся усиливающиеся настроения в пользу азиатской солидарности, поиска общеазиатских ценностей. Это позволило странам субрегиона в конце 80-х годов выдвинуть, по примеру «единой Европы», идею создания в перспективе «единой Азии» с аналогичной западноевропейской высокой степенью согласования внутренней экономической и социальной, а также внешней политики.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).Создана в 1967 году, участницами являются 10 стран: Сингапур, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Мьянма, Лаос, Камбоджа.
Основные этапы интеграции в рамках группировки:
· В 1977 г. создана зона преференциальной торговли;
· В 1987 г. принят первый проект создания зоны свободной торговли;
· В 1989 г. принята Концепция создания треугольников экономического роста. В первый треугольник вошли Сингапур, Малайзия, Индонезия (у последних двух административно-экономические районы). Он получил название «Южный треугольник» (иногда его называют «золотой треугольник роста»);
· В 1992 году проведен Сингапурский саммит стран-участниц АСЕАН, на котором принято решение о создании зоны свободной торговли АВТА. Она должна быть создана к 2008 г. через ликвидацию пошлин во взаимной торговле. На переходный период принята общая схема преференциальных тарифов;
· В конце 1994 г. принята вторая программа с включением в список преференциальной торговли сырьем.
В настоящее время в шести «старых» членах АСЕАН — Брунее, Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде и Филиппинах — 98,62% товаров, охваченных совместной схемой преференциальных тарифов, пользуются во внутрирегиональной торговле тарифным обложением в диапазоне от 0% до 5%. Для Вьетнама, Камбоджи, Лаоса и Мьянмы, относительно недавно вступивших в Ассоциацию, этот показатель составляет 69,88%.
Планируется, что в зону свободной торговли стран АСЕАН войдет и Китай. Таким образом, новая региональная торговая группировка объединит страны с общей численностью населения 1,7 миллиарда человек.
По инициативе Австралии, в АТР сложилась организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). АТЭС включает 21 страну: Канаду, США, Мексику, Новую Зеландию, Австралию, Папуа Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, КНР, провинцию Сянган, Чили, Японию, Россию, Вьетнам и Перу. Страны АТЭС — это около 60% мирового ВНП, 50% объемов внешней торговли в мире, 40% населения планеты. В регионе АТЭС сконцентрированы огромные природные, человеческие и инвестиционные ресурсы.
Специфика функционирования АТЭС такова, что она имеет консультативный статус, не оформленный юридическими документами, в рамках которого вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, происходят встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Основные направления деятельности АТЭС: проведение консультаций и обмен информацией; содействие развитию внутрирегионального сотрудничества в различных сферах (например, рыболовстве, энергетике, охране окружающей среды и др.).
Доля внутрирегиональной торговли в общем объеме внешней торговли стран — членов АТЭС повысилась с примерно 60% в начале 1980-х гг. до более чем 70% процентов в настоящее время. За истекшие десятилетия произошли значительные изменения и в товарной структуре экспорта и импорта государств АТЭС. Для большинства стран, значительно сократилась доля сырьевых товаров, причем как в экспорте, так и в импорте, в то время, как значительно возрос удельный вес продукции обрабатывающей промышленности.
Особенностью интеграционных процессов в АТР является образование так называемых «треугольников роста»: южно — китайская экономическая зона (КНР, Гонконг, Тайвань), индокитайская экономическая зона «Южный треугольник роста» (SIJORY) (Индонезия, Малайзия, Сингапур). В данных треугольниках» эффект роста распространялся из наиболее экономически развитых центров (Гонконг, Тайвань, Сингапур) на периферийные районы, располагающие избыточными ресурсами и дешевой рабочей силой. Новые районы роста стали экспортерами продукции. Другие пять треугольников роста, основанные в Азии, пока несопоставимы с SIJORY и китайским треугольником роста. Они развиваются под покровительством организации юго-восточного азиатского сотрудничества АСЕАН (Таиланд, Малайзия и Индонезия) и восточного АСЕАН (Индонезия, Малайзия и Филиппины). Подобным образом на первоначальных этапах своего развития становились регион сотрудничества Желтого моря (Япония и Китай) и регион Меконг-проекта (Таиланд, Камбоджа, Лаос и Вьетнам).
Таким образом, важнейшими аспектами опыта интеграционных группировок развивающихся стран следует признать:
· возникновение положительных результатов участия государства в хозяйственном сближении лишь при наличии внутрирегиональных горизонтальных связей (внутри- и межотраслевых);
· образование центров «треугольников роста», которые постепенно втягивают остальные регионы в систему современных мирохозяйственных отношений.
Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные отличия интеграции в промышленно развитых и развивающихся странах:
· различные побудительные причины интеграции;
· различные исходные экономические и политические условия интеграции;
· развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь, как в индустриальных странах;
· отсутствие позитивной динамики в развитии интеграционных группировок третьего мира.
Учитывая эти отличия, весьма перспективной представляется так называемая вертикальная интеграция между промышленно развитыми и развивающимися странами, примеры которой имеются в Азиатско-Тихоокеанском и Североамериканском регионах. Такие формы сотрудничества имеют значительные преимущества по сравнению, например, с африканской интеграцией, во многом складывающейся на основе принципа «коллективного самообеспечения».
Источник