Выбор темы, постановка цели и задач экскурсии
Этапы подготовки новой экскурсии
Создание экскурсий сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии — это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона.
Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя:
— постановку цели и задач экскурсии,
— изучение и отбор экскурсионных объектов,
— составление маршрута экскурсии,
— изучение литературных источников по тем экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов,
— написание контрольного текста экскурсии,
— комплектование «портфеля экскурсовода»,
— выбор методических приемов проведения экскурсии,
— составление технологической карты экскурсии и др.
В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность, доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.
Для разработки новой экскурсионной темы создается творческая группа экскурсоводов в составе обычно 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий из них становится руководителем. Наиболее целесообразно обязанности в процессе подготовке экскурсии распределить в соответствии с определенными подтемами. Каждый член творческой группы должен подготовить свой материал, который далее объединяется и редактируется руководителем. При выборе подтем для более ответственной подготовки экскурсии необходимо учитывать профессиональную подготовку экскурсоводов.
Каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода.
Темами экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные памятники, лекарственные растения степи, экологическое состояние зеленого ожерелья города, экономическое его развитие и многое другое.
Тема нередко раскрывается самим названием экскурсии, поэтому важно, чтобы название было четким, выразительным, запоминающимся для экскурсантов. Например, «Москва — столица нашей Родины», «Санкт-Петербург — культурная столица России», «Кисловодск — город-курорт», «Литературный Ростов», «Новочеркасск — столица донского казачества» и т.д.
При определении названия экскурсии следует избегать:
— использования сокращений слов, аббревиатур;
— применения иностранных, заимствованных слов, которые могут вызвать нежелательные ассоциации.
Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизведения, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.
Нельзя браться за создание экскурсии, предварительно не обозначив ее цели. Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достичь. Верно сформулированная цель имеет важнейшее значение как при создании экскурсии, так и при дальнейшем ее проведении. Цели подчиняется теме, что показывается и о чем рассказывается в ходе экскурсии.
Целями экскурсии могут быть:
— показ достижений города в экономике страны;
— показ исторической роли города;
— знакомство с творчеством выдающегося архитектора;
— знакомство с особенностями природы края и др.
У одной экскурсии может быть несколько целей, например, показ исторической роли города и знакомство с его архитектурными особенностями. Но ставить более трех целей экскурсии нецелесообразно, можно не достигнуть ни одной.
Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цели. Если целью городской обзорной экскурсии, разработанной для школьников, является воспитание чувства патриотизма, любовь к своей «малой Родине», то ее задачами — знакомство эк курсантов с историей возникновения города, выдающими людьми, жившими и творившими в нем, достижениями экономике и др.
Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей. Таким образом, без определения цели и задач нельзя начинать работу над созданием экскурсии
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Виртуальная экскурсия по Королевскому замку Кёнигсберга
Каждый понедельник после экскурсии «Тайны подземного Кёнигсберга»
Виртуальная экскурсия по Королевскому замку Кёнигсберга
«Королевский замок находится в самом центре города в виде громадного четырёхугольника с огромным двором величиной в 105 метров длины и 67 метров ширины. Вход с замкового двора через дверь так называемой маленькой палаты. Вход 25 пфеннигов, каковые уплачиваются кастеляну на первом этаже; сбор за входную плату идёт на благотворительные цели. К сожалению, размер путеводителя не даёт нам возможности подробно остановиться на описании замка, как в историческом, так и в художественном отношениях. Скажем лишь, что замок имеет множество интересных комнат, где проживали императоры и императрицы германские, в которых по настоящее время хранятся ценные и весьма интересные картины. Рекомендуем русским путешественникам посетить королевский замок. По просьбе показывающий замок служитель дает краткие объяснения ».
Из путеводителя для русских путешественников по Кёнигсбергу.
Экскурсию «Тайны подземного Кёнигсберга» можно дополнить виртуальной прогулкой по Королевскому замку — самой известной достопримечательности старого города. Путешествие во времени длится всего 45 минут, но увидеть можно многое:
— прогуляться по внутреннему двору замка;
— заглянуть в известнейший винный погреб Блютгерихт, который размещался в подвалах замка. Интересна история его названия — оно произошло от слов Blut («кровь») и Gericht («суд» и «блюдо»). Игра слов был удачной: название ресторана напоминало и о тюрьме находившейся здесь до 18 века, и о красном вине — самом популярном у посетителей напитке.
— узнать откуда в сердце Восточной Пруссии появился зал Московитов;
— почувствовать себя высоким гостем, посетив зал приемов Великого Курфюрста, зал приема Императрицы и Тронный зал;
— подсмотреть за частной жизнью обитателей замка в Охотничьем зале, трапезной и спальне королевы Луизы.
Королевский замок на сегодня самый больший в мире детально проработанный виртуальный объект, полностью соответствующий историческому прототипу. В очках виртуальной реальности человек не просто видит картинку, а находится внутри трехмерной визуальной среды. Поднял голову — смотришь в виртуальное небо, опустил — разглядываешь несуществующую брусчатку. Эффект присутствия феноменальный.
Совершая прогулку вокруг руин замка, путешественник во времени делает 5 остановок и на каждой надевает виртуальные очки. Образ старинного замка дополняется рассказом аудиогида. Продолжительность рассказа на каждой точке осмотра не более 6 минут.
Реконструированные пространства:
-внутренний двор замка: ресторан Блютгерихт, зал Московитов, зал Предков, Тронный зал, спальня Королевы Луизы, Зеркальный зал, замковая Кирха, зал Чести, зал Ордена Черного Орла, зал приемов Великого Корфюрста, зал приема Императрицы, Флизовый зал, Охотничий зал, трапезная, архив, Этнографический музей;
— западный флигель
— северную сторона
— южную сторона
— юго-западную сторона
Стоимость интерактивной программы: 800 рублей.
Продолжительность: 45 минут.
Аудиогид на русском и английском языке.
Билеты можно приобрести на нашем сайте и в офисах компании.
Экскурсия начинается после окончания маршрута «Тайны подземного Кёнигсберга» на смотровой площадке перед подвалами Королевского замка.
Количество участников ограничено. На виртуальную прогулку скидки не распространяются!
Где и как происходит сбор группы (Калининград):
Экскурсионное бюро : Калининград, Октябрьская 8 (Рыбная Деревня, здание ДЦ “На острове” вход со стороны реки, за летней площадкой ресторана “Да”).
Головной офис : Калининград, ул. Октябрьская 57. Остановка общественного транспорта для офиса и бюро — “Набережная ветеранов”. Туристы определяют номер своего автобуса для посадки по спискам, которые вывешиваются на входе в офис и бюро. Оплатить необходимо заранее. Либо с сайта, либо в день отправления на экскурсию не позднее чем за 30 минут до отправления экскурсионного автобуса. За 30 минут до выезда неоплаченные места поступают в свободную продажу. Порядок посадки : автобусы паркуются на проезжей части по ул. Октябрьской возле остановки “Набережная ветеранов” на противоположной стороне от офиса. Одновременно отправляется несколько автобусов. Чтобы случайно не уехать на другую экскурсию, просим внимательно отнестись к спискам и не садиться в первый попавшийся автобус. Если вы приехали заранее и у вас есть время до отправления на экскурсию, то у вас есть возможность сделать отличные фото («Рыбная деревня»-визитка нашего города), перекусить в отеле «Кайзерхоф» — завтрак 750р/чел. (шведский стол), выпить кофе в баре отеля, посетить туалетные комнаты там же, а также купить перекус в дорогу (продуктовые магазины совсем рядом). Рассадка в автобусах свободная. Посадка в автобусы заканчивается за 5 минут до выезда.
Как добраться:
- На карте указан пешеходный маршрут до экскурсионного бюро «Юнона» :- от остановки общественного транспорта «Центр Молодёжи» (Музей изобразительных искусств) на Ленинском проспекте, далее по ул. Краснооктябрьской, Малому переулку, через Юбилейный мост (10 мин);- от остановки общественного транспорта «Гостиница Калининград» по Ленинскому проспекту (мин 15-20 по красивейшей набережной). Самые близлежащие остановки: «Набережная ветеранов». Общественный транспорт (автобус № 40, трамвай № 5, маршрутное такси № 72) до этой остановки регулярно идет из разных концов города.
Источник
Тема, цель и задачи экскурсии
Каждая экскурсия имеет свою определенную тему и цель — то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионых объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий.
Темами экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные памятники, лекарственные растения степи, экологическое состояние зеленого ожерелья города, экономическое его развитие и многое другое.
Тема нередко раскрывается самим названием экскурсии, поэтому важно, чтобы название было четким, выразительным, запоминающимся для экскурсантов. Например, «Москва — столица нашей Родины», «Санкт-Петербург — культурная столица России», «Кисловодск — город-курорт», «Литературный Ростов», «Новочеркасск — столица донского каза-нества» и т.д.
При определении названия экскурсии следует избегать: п
— применения различного рода штампов, обезличивающих тему;
— использования сокращений слов, аббревиатур;
— применения иностранных, заимствованных слов, которые могут вызвать нежелательные ассоциации.
Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизведения, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.
Экскурсионное управление Центрального совета по туризму и экскурсиям особо выделяло следующие названия экскурсий: «Руины стреляют в упор» в Бресте, «Золотыми руками рабочих» и «Текут реки «Жигулей»» в Волжске, «В степи под Херсоном» и др. Подобные названия оно рекомендовало бюро путешествий и экскурсий страны в качестве образцов.
Нельзя браться за создание экскурсии, предварительно не обозначив ее цели. Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достичь. Верно сформулированная цель имеет важнейщее значение как при создании экскурсии, так и при дальнейшем ее проведении. В экскурсии можно пропустить по разным причинам один из объектов показа, а вместе с ним не осветить и целую подтему, но нельзя проводить экскурсию, Не стремясь достигнуть какой-либо цели. Цели подчиняется все что показывается и о чем рассказывается в ходе экскурсии.
Целями экскурсии могут быть:
— воспитание патриотизма;
— интернациональное воспитание;
— трудовое воспитание;
— эстетическое воспитание;
— экологическое воспитание;
— показ достижений города в экономике страны;
— показ исторической роли города;
— знакомство с творчеством выдающегося архитекторам
— знакомство с особенностями природы края и др.
У одной экскурсии может быть несколько целей, например, показ исторической роли города и знакомство с его архитектурными особенностями. Но ставить более трех целее экскурсии нецелесообразно, можно не достигнуть ни одной. Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цели. Если целью городской обзорной экскурсии, разработанной для школьников, является воспитание чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине», то ее задачами — знакомство экурсантов с историей возникновения города, выдающимися людьми, жившими и творившими в нем, достижениям в экономике и др.
Цели и задачи определяют окончательный отбор экскусионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей. Таким образом, без определения цели и зал нельзя начинать работу над созданием экскурсии, этого, многопланового произведения, в котором заключены образовательные и воспитательные функции.
Источник