Казахстан — многонациональная страна, но мы едины
Казахстан — многонациональная страна. Между представителями разных национальностей в ней царит взаимопонимание и уважение. Расскажем кратко о том, как берегут мир и согласие народы Казахстана.
Казахстан — многонациональная страна
Определений, что такое многонациональная страна, есть несколько. Чаще всего под этим термином понимают государственные образования, состав населения которых этнически, этнографически, культурно и исторически неоднороден.
Как правило, это страны, которые имеют обширные территории. Таких стран в мире немного, среди них: Бразилия, Индия, Индонезия, Иран, Китай, Россия, США, Турция, Украина, Грузия. В этом ряду занимает особое место многонациональный Казахстан.
Еще с древних времен обширные казахские степи привлекали плодородием, щедростью и климатом разные народы и народности.
Эксперты: Самый тяжелый для разрешения конфликт – межэтнический
Великий шелковый путь, пролегавший большей частью по территории теперешнего Казахстана, видел немало представителей азиатских, африканских, европейских романо-германских и славянских племен и этнических групп.
Кто-то оседал в средневековых торговых городах, кто-то поступал в обучение к мудрецам, проживавшим на территории Казахстана, кто-то воевал бок о бок с казахами, уйгурами, кипчаками и татарами, защищая эти земли.
Фото: assembly.kz: UGC
Во времена Российской империи эта территория стала интересна для русских, польских и украинских исследователей, деятелей культуры.
Во время Второй мировой войны Казахстан дал кров представителям многих национальностей, проживавших в Советском Союзе. Не желая оставаться в оккупации, этнические немцы, украинцы, русские переезжали в Казахстан.
В последующие годы, особенно с момента провозглашения независимости, нашу страну выбирают как место постоянного проживания курды, турки, чеченцы, китайцы и корейцы.
«Гражданская идентичность в Казахстане должна стать доминантой»: Талгат Калиев
В Казахстане создана общность национальных групп, которые здесь проживают. Толерантность и уважение к каждому члену общества, независимо от его национальной принадлежности, расы, вероисповедания, культурных ценностей, — главное правило общения в нашей стране.
Такая установка закреплена в главном документе страны — Конституции. Она начинается с утверждения: «Мы — народ Казахстана…».
Дружба и единство народов Казахстана
Народы Казахстана живут в мире и дружбе. Все этносы имеют одинаковые условия для реализации культурных традиций и обычаев. При этом проявляется уважение к историческому наследию каждой народности.
Приоритетными являются дружественность, взаимопонимание, толерантность, согласие между народностями, живущими на казахстанских землях.
Древние города Казахстана на Великом шелковом пути
В целях выражения этой стратегии внутреннего устройства нашей страны в 1996 году стали отмечать особенную дату — День единства народов Казахстана.
Фото: assembly.kz: UGC
Дружба народов в Казахстане имеет реальные формы, что представлены на государственном уровне:
- Действует Ассамблея народов Казахстана. Она была создана по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева. Это особый орган, который наделен консультативными и совещательными возможностями. Действует он при Администрации Президента Казахстана. Главная задача органа — распространение идеи духовного единства и дружбы народов страны.
- В стране действует более 1,5 тыс. культурных этнических центров и этнокультурных объединений. Есть ассоциации болгар, греков, армян, белорусов, корейцев, курдов, молдаван. Их задача — не только сохранять культурное наследие своего народа, но и знакомить другие этнические группы с его богатством и особенностями. Поддерживается деятельность национальных общин.
- В Казахстане регулярно проводятся этновыставки. Это форма популяризации традиций, обычаев всех этнических групп, что живут в стране.
- Президент поддерживает разные виды национального искусства. Немецкий, уйгурский и корейский театры имеют статус академических.
- Регулярно проводятся международные конкурсы и фестивали этнической культуры при поддержке казахстанского истеблишмента.
- Свободу слова обеспечивают этнические СМИ.
Древние памятники Казахстана: список
1 Мая в Казахстане не просто праздник единства, это торжество, которое объединяет все население страны в единую дружную семью. Здесь каждый чувствует внимание, имеет возможности сохранить и приумножить культурное наследие, обогатиться за счет знакомства с этническими особенностями других народностей.
Дружба и толерантность для казахстанцев не пустые слова. Каждый день представители народа Казахстана учатся понимать, ценить и уважать каждого члена общества, независимо от этнической принадлежности.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Источник
Мир ценностей Независимого Казахстана
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
МИР ЦЕННОСТЕЙ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА
В Республике Казахстан происходят системные преобразования, возникли первые демократические институты гражданского общества и социального государства. При этом в процессе становления гражданского общества особое внимание было обращено на критическое освоение социокультурных ценностей, духовного наследия прошлого, на сложный и противоречивый процесс переоценки ценностей в стране.
Переход на путь коренного преобразования всей политической системы общества, основанной на рыночной экономике, потребовал преодоления тотального отчуждения человека, развития тех форм его жизнедеятельности, которые позволили бы преодолеть тотальное давление государства, т.е. формирования институтов гражданского общества.
Преодоление тотального отчуждения в период осуществления рыночных преобразований в экономике, демократических – в политической системе, плюралистических – в идеологической сфере вызвало к жизни необходимость утверждения ценностей либерализма – ценностей свободного труда, раскрывающего творческие способности человека, а, следовательно, развитие чувства хозяина, собственника, созидающего своим трудом материальное благополучие как основу жизнедеятельности человека, на основе которой единственно и возможно создавать интеллектуальный и духовный потенциал общества.
Осуществление системных коренных преобразований казахстанского западного опыта трансформации, а на основе учета конкретно-исторических условий развития Казахстана в эпоху глобализации. Поэтому для становления гражданского общества в Казахстане, раскрывающего творческие способности личности, важно использовать положительный в этом смысле потенциал нашего прошлого, как советского, так и традиционного, сформированные им ценности, на основе которых возможен консенсус и дальнейшее формирование институтов гражданского общества.
Создавать условия для частнособственнического интереса, введения института частной собственности на землю, развития индивидуализма, воспитывать чувство хозяина и собственника – все эти задачи осложняются тем, что в рамках традиционного общества таких условий еще не было, а идеология советского общества на протяжении своей истории искореняла из практики и общественного сознания эти необходимые для становления демократического Казахстана ценности. Задача исследователей – возродить социокультурные ценности прошлого, способные отвечать этим запросам современности.
Для того, чтобы современное казахстанское общество успешно осуществляло выбранный курс общественно-политического развития, необходимо, на мой взгляд, активизировать и усилить идеолого-пропагандистское обеспечение осуществляемых преобразований с целью закрепления тех ценностей нашего прошлого, которые возрождаются в свете становления институтов гражданского общества и социального правового государства.
Понятие «мы» в традиционном казахском обществе всегда было сильнее «я». Такими же были и отношения собственности, с сильнейшим акцентом на коллективистские начала. Вместе с тем при всей сложности механизма землепользования собственность на землю четко регламентировалась. Три основные формы собственности (частная, общинно-групповая и общественная) были свойственны Казахстану и ранее. Для гармонизации интересов коллектива и личности должны быть объективные условия. Для становления гражданского общества важно создание многоукладной экономики. Равноправные и разнообразные формы собственности, регулируемые рыночными механизмами, реализуют право свободного выбора формы и способы экономической деятельности, экономическую свободу. Надо восстановить подлинную коллективность и объективным основанием этого процесса явится развитие коллективной формы собственности (кооперативная, акционерная, арендная).
Главной ценностью для формирующегося в Казахстане гражданского общества является независимость, а свобода – единство, согласия, толерантность, процветание являются базовыми ценностями; именно свобода, дает каждому индивиду возможность творческой самореализации. Номаду изначально был присущ свободолюбивый дух. Чувство свободы рождало особое отношение к окружающему его пространству, формировало открытость мировоззрения всему новому, рождало глубокий интерес к миру.
Гражданское общество представляет собою разного рода культурные, национальные, трудовые, территориальные и иные объединения, ассоциации и общности, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления. Из истории известно, что в казахском ауле в свое время имел место своеобразный институт самоуправления, который сосуществовал наряду с традиционной властью и формировался в результате выборов членами общины своего «аксакала», решавшего разные вопросы совместной жизни соплеменников. Надо отметить, что в этой форме самоуправления современные исследователи видят рациональное зерно и возможность ее применения в современном обществе.
Процесс становления демократических институтов гражданского общества невозможен без формирования общеказахстанского патриотизма, на основе консолидирующей общенациональной идеи, который имеет глубокие корни в культуре, психологии, историческом прошлом всех казахстанцев. В традиционном казахском обществе также были сильны такие ценности, как любовь к родной земле, поклонение ей и бережное отношение, уважение старших.
Среди объединительных ценностей, доставшихся нам из прошлого, особое значение имеют ценности межэтнического и межконфессионального согласия и социально-политической стабильности. Они представляют тот ценностный базис полиэтнического казахстанского общества, в сопряжении с которым возможно углубление демократических ценностей в Казахстане, и на их основе должны формироваться институты гражданского общества.
Религиозная веротерпимость, отсутствие фанатизма и религиозной агрессии в исторической традиции казахского народа, уважительное отношение к духовной свободе других народов – благо и важнейшая ценность, которую важно принять на вооружение для развития продуктивного диалога между конфессиями и признания религии в качестве важнейшего элемента гражданского общества.
Таким образом, возрождение утраченной в период тоталитаризма культуры и духовности казахского и других народов, развитие казахской философии в связи с универсалиями традиционной культуры в условиях социально-политической трансформации иг-рают важную роль в обеспечении духовной свободы и независимости Казахстана в контексте мирового развития; они важны для роста национального самосознания, консолидации народа, национальной и культурной идентичности народа.
В этой книге, написанной на основе переработанных отдельных статей, интервью и других материалов на казахском и русском языках, говорится о необходимости критического освоения духовного и культурного наследия казахского народа в процессе системного реформирования Казахстана в эпоху глобализации, переоценки ценностей нашей страны с позиции построения казахстанской модели гражданского общества и социального государства. Диалог с ценностями прошлого есть важнейшее средство укрепления духовной и культурной безопасности посткризисного Казахстана в системе глобальных отношений.
В ней дается обоснование и формирование новой системы ценностей в процессе становления и развития независимого Казахстана. При этом особое внимание уделяется концептуальному анализу независимости как главной ценности нашего государства, духовных ценностей ислама и православного христианства в процессе модернизации и трансформации современного казахстанского общества.
В этой работе не ставится задача полного охвата всех материальных и духовных ценностей независимого Казахстана. Само название книги говорит о необходимости обоснования и формирования новой системы отдельных ценностей в процессе строительства нового государства, нового интегрального мировоззрения и новой евразийской интегральной философии взаимопонимания.
В заключение хочется выразить искреннюю признательность докторам философских наук, профессорам Е.Е.Буровой, С.Е.Нурмуратову, Г.Г.Соловьевой и научному сотруднику А. Мейрманову. Кроме того, выражаю огромную благодарность руководителю Компьютерно-издательского центра нашего института Г.Нусиповой за квалифицированную подготовку рукописи настоящей книги.
Источник
Эксперты о новых национальных ценностях: «Они необходимы всему казахстанскому обществу»
|