Великий Шёлковый торговый путь
«Смотря в прошлое, правь своё будущее!»
Н.А. Назарбаев
Новое возрождение Великого Шелкового Пути – это возобновление тысячелетнего диалога цивилизаций на огромнейшей территории Азии и Европы. Исторически сам путь называется «Шёлковым» из-за предмета торговли, а «Великим» он стал называться, потому что связывал между собой караванными путями-дорогами множество стран, городов и народов.
Сам шёлк стали производить в Китае, примерно в 2750 году до н.э. Между V-II веками до н.э. шёлк стал вывозиться на продажу и обмен. Великий Шёлковый путь начинается в районе реки Хуанхэ. Он проходит вдоль Великой Китайской стены и доходит до озера Иссык-Куль. С этого места путь разветвляется на две стороны — на Южное и Северное направления.
Один из этих караванных путей исторически и проходил через Великую Степь, разветвляясь на Верхнеуральск, Троицк и Курган. Это произошло, примерно, в I-II веках до н.э. когда первые караваны с шёлком направились в Среднюю Азию, на Кавказ и Русь, и только уже после этого товары стали попадать в западные страны. Купцы доставляли по торговому пути фрукты и овощи из Средней Азии, включая изюм, курагу и другие восточные сладости.
Во время торговли страны, находившиеся на Великом Шёлковом пути, не только торговали и обменивались товарами, они вступали и в культурные связи между собой. Предме¬тами торговли становились меха и шкуры, ковры, посуда, изделия из драгоценных металлов. На Шелковом пути шёл обмен не только предметами материальной культуры, но и другими видами культуры в области декоративно-прикладного искусства, поэзии и музыки.
Эти связи были полезными не только в области культуры, они влияли на мирные, добрые взаимоотношения между странами. Великий Шелковый путь помог развитию между народами не только торговых отношений, он способствовал установлению дипломатических связей между странами Востока и Запада. Исторически доказано, что шёлк в торговле довольно часто выполнял даже функцию денег.
Торговый путь оказал большое влияние на развитие городов на всех направлениях. В итоге Великий Шелковый путь оказал влияние на развитие мировой культуры в странах по всему Евразийскому континенту. Великая Степь являлась территорией, через которую проходили торговые караванные пути, но начиная с XIII века, в связи с открытием морских путей Великий Шелковый путь стал утрачивать своё значение.
Возрождение Великого Шёлкового пути именно по Северному транспортному сухопутному маршруту из стран Востока в страны Запада, ведущее место занимают Россия и Казахстан. Страны находятся в самом выгодном положении, имея огромный транспортный и торговый транзит товаров из Азии в Европу. В дополнение к возрождению Великого Шёлкового пути большое влияние оказали страны, входящие в сотрудничество ШОС и ЕАЭС, где главной задачей является торгово-экономическое сотрудничество между всеми участниками.
Международной Ассоциацией «Великий Шёлковый Путь. Торговля Азия-Европа», г.Алматы предлагается разработанный проект программы по возрождению одного из исторических торговых маршрутов по Великому Шёлковому пути. Это даст реальное развитие экономики не только в региональном и областном масштабе, но и в государственном для стран, участниц проекта и находящихся на северном маршруте ВШП.
Главная цель проекта – предоставить всем участникам в торговле хорошо организованный льготный режим, на основе альтернативной внутренней валюты (долговое обязательство по примеру векселя, товарного талона, либо клиринга) при многосторонних расчетах. Опыт работы в данном направлении уже имелся с применением переводного рубля во времена СССР в международной торговле со странами СЭВ. Многосторонний клиринг позволяет широко использовать систему расчетов, так как основан на принципе многостороннего балансирования товарных поставок и платежей. В Соглашении участвовали с 1963 года восемь стран (Болгария, Венгрия, ГДР, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия), затем присоединились ещё две страны (в 1976 году – Куба, в 1981 году – Вьетнам).
Каждая страна – участница многосторонних расчетов в переводных рублях брала обязательство обеспечить за определенный период (от 1 года до 3 лет) сбалансированность поступлений и платежей со всеми партнерами по многосторонним расчетам, а не с каждым отдельно. Имея на счете переводные рубли, страна использовала их для оплаты своего импорта. В отличие от традиционного клиринга расчеты в переводных рублях осуществлялись по каждой сделке. Расчеты велись по счетам уполномоченных банков в Международном банке экономического сотрудничества (МБЭС). На эти счета зачислялись все поступления, включая кредиты МБЭС. За 27 лет (1964-1990 г.г.) объем операций МБЭС по обслуживанию взаимного товарооборота стран СЭВ и других межгосударственных расчетов составил 4,5 трлн. переводных рублей.
Мы все прекрасно понимаем, что деньги по своей сути не являются никакой ценностью, просто бумага, красивые фантики. Настоящей материальной ценностью всегда был товар и оказываемые кем-то услуги. За ХХ век мы всей страной пережили множество финансовых и экономических реформ, видели неоднократную смену валют, но главным регулятором взаимного обмена ценностями всегда оставались именно товар. Неважно нефть, газ то или недвижимость, либо продукты питания. Вот здесь то и кроется вся основа товарно-обменных операций, а самым лучшим направлением для развития экономики в странах, находящихся на Великом Шёлковом пути и входящих в Программу ВШП – это клиринг с дополнительным введением альтернативной валюты, включая и виртуальные деньги.
Почему площадкой для развития торгового сотрудничества выбран именно Верхнеуральск? Все просто. Город исторически находится на стыке Азии и России в приграничье. В своё время здесь так же находилась торговая ярмарка, где российские купцы и торговцы из Средней Азии и Китая покупали и продавали товары, везя их дальше в страны Европы. Торговля в этом городе была не менее значимой, чем в Троицке. А как мы знаем – Троицк с XIX века и начала ХХ занимал третье место в России по товарообороту. Первое место занимала Нижегородская ярмарка, второе Ирбитская, а третье, соответственно, Троицкая. По товарообороту Верхнеуральская ярмарка занимала, конечно, меньшее место, но троицкие и нижегородские купцы постоянно торговали здесь из-за выгодного нахождения города на одном из прямых и самых коротких караванных путей из Азии в Россию.
Сегодня на масштабной международной волне укрепления партнерских отношений бизнеса России, Китая и других стран Средней, Центральной и Юго-Восточной Азии, крайне важным шагом является создание международной торгово-экономической площадки по типу «Центра международной торговли и сотрудничества» в приграничном Верхнеуральске. Торговая приграничная площадка будет реально способствовать развитию торговых, культурных, духовных и дружественных отношений, особенно для малого бизнеса в странах-участницах проекта Программы ВШП. Руководство Ассоциации надеется, что в скором времени ЦМТС и проект Программы ВШП начнут развитие, улучшив торгово-экономические показатели для всех стран-участниц проекта возрождения торговли в городах на Великом Шёлковом пути.
В товарно-обменных операциях при ЦМТС намечены основные направления бизнеса для стран-участниц проекта Программы ВШП и членов Ассоциации:
• Международная торговля по линии Азия – Европа;
• Финансы и торговля на основе клиринга;
• Потребительская товарно-обменная кооперация;
• Сельское хозяйство, семеноводство;
• Поставка плодовоовощной продукции (импорт-экспорт);
• Переработка плодовоовощной продукции;
• Производство, переработка и реализация лекарственных трав, на основе иван-чая;
• Торговля пиломатериалами;
• Транспорт, логистика, услуги ВЭД;
• Альтернативная и возобновляемая энергетика;
• Внедрение IT-технологий;
• Страхование.
И в завершении. Современное развитие экономики характеризуется тенденцией к снижению покупательской способности денег независимо от вида валюты (будь то рубль, юань, доллар, евро или тугрики) и их обесцениванию относительно стоимости золота. Угроза падения доллара США и неплатежеспособность Греции говорят о приближающемся кризисе экономической модели, основанной на долговых обязательствах и ссудном проценте. Только 2-4% всех денег в мире используется для обмена товарами и услугами, остальные деньги перекачиваются на финансовые рынки и используются в спекулятивных целях. Именно поэтому все большую популярность приобретают альтернативные денежные системы, которых во всем мире насчитывается уже более четырех тысяч. Так что внедрение собственной альтернативной (внутренней) валюты для работы по товарно-обменным операциям ЦМТС Верхнеуральск принесёт только положительный результат для стран-участниц проекта Программы ВШП.
Источник
Волжский торговый путь: из Скандинавии в арабские страны
«Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну». Так писал о «русах» в середине X в., торговавших с булгарами, хазарами и арабами, географ Абу Исхак аль-Истахри. Широко известен каждому со школьной скамьи путь «из варяг в греки», по которому славянские племена и скандинавы достигали богатейшего торгового центра на стыке Европы и Азии – Константинополя. Однако караваны, попадавшие на территории расселения славян и финно-угров, ходили и по другому маршруту.
Величественная Волга, несущая свои могучие воды долгие километры от Валдая до Каспийского моря, издревле стала основным маршрутом, связывавшим Северо-Западную Русь и богатые страны Востока. «Великий Волжский путь» способствовал динамичной торговле варягов, славян и финно-угров с хазарами и арабами.
«Из варягов в арабы» — способ создать капитал
Путь из Балтийского моря в арабские страны занимал несколько месяцев – торговцы, отправлявшиеся в богатые восточные земли, могли совершать такие путешествия, в лучшем случае, лишь раз в год. Однако такие временные затраты полностью окупались.
Волжский торговый путь в VIII – X веках. Источник: https://arheologija.ru/
Возрастание экономического значения Волжского пути можно связать с несколькими факторами. Прежде всего, арабские завоевания на время закрыли для европейцев привычные торговые маршруты через Византию – купцы были вынуждены искать другие пути доступа в богатейшие восточные земли. С другой стороны, важную роль играл скандинавский фактор – многочисленные искатели приключений из Северной Европы ринулись на юго-восток, в том числе и на территорию расселения славянских и финно-угорских народов. Активное государственное строительство требовало значительных денежных средств – а торговля с Востоком могла на порядок обогатить раннесредневековые государства. Таким образом, Волжский торговый путь обретает своё экономическое значение уже в VIII веке.
Кроме того, купцы, для облегчения торговли с дальними странами, стали объединяться в сообщества, на средства которых строились морские и речные корабли, снабжались крупные караваны. В свою очередь, для защиты этих караванов было необходимо организовывать перевалочные пункты на всём протяжении Волжского пути: от Невы до Итиля. Многие города Северо-Западной Руси возникли именно как торговые форпосты, что подтверждается данными археологических исследований.
Старая Ладога: первая остановка в пути на Восток
Волжский торговый путь условно можно разделить на две части. Первая, непосредственно предшествовавшая Волге, включала в себя путь по множеству мелких рек и волоки кораблей. Данные археологии и топонимики позволили учёным довольно точно восстановить маршрут, по которым проходили торговцы на территории Северо-Западной Руси.
Первым крупным форпостом, стоявшим на пути караванов, двигавшихся из Европы, после преодоления реки Невы, была крепость Ладога – по мнению некоторых историков, первая столица Руси. Именно здесь сразу после приглашения обосновался Рюрик со своей дружиной. Поселение на берегу Волхова появилось ещё в середине VIII века и стало стремительно развиваться благодаря своему ключевому экономическому и политическому расположению.
Каменная Ладожская крепость была построена значительно позднее – в XII веке. Источник: https://karpovka.com/
Большое значение Ладоги как торгового центра подтверждают археологические находки. В результате многочисленных раскопок, проводимых на территории крепости в XIX и XX веках, учёные обнаружили большое количество кладов, содержащих арабские дирхемы, бывшие в то время основной валютой Волжского торгового пути. Кроме них встречаются и западноевропейские монеты, что говорит в пользу суждения о том, что Ладога в IX веке была крупным торговым центром.
От Ладоги путь в восточные страны лежал по мелким речкам Северо-Западной Руси. Исследователи отмечают несколько маршрутов, по которым караваны достигали волжских вод. Основным считается «Селигерский путь»: по Волхову корабли шли к озеру Ильмень, на берегах которого был основан Новгород, после чего преодолевали несколько волоков и мелких речушек на Восток, пока не достигали Волги. Тем не менее, до появления Новгорода существовал ещё и другой маршрут: от Ладоги купцы шли до современного Белоозера, затем поворачивали на Юг, в ярославское Поволжье. О существовании этого маршрута также свидетельствуют многочисленные клады, найденные археологами.
Источник
Экспорт на Ближний Восток: важные особенности потенциальных партнеров и придуманные сложности
На фото: Виталий Литвиненко, руководитель экспортного отдела компании «Промет»
Российский бизнес берется за экспорт в страны Ближнего Востока в последнюю очередь, предпочитая начинать со стран СНГ, постепенно двигаясь в Европу.
Безусловно, европейцы, несмотря на разницу менталитетов, понятнее и ближе, работа с восточными странами зачастую стопорится из-за огромного количества стереотипов. Тем не менее, ближневосточный рынок по определенным продуктам по емкости можно сравнить с западноевропейским, поэтому продавать туда нужно, главное учесть особенности будущих партнеров.
Начиная переговоры на Ближнем Востоке, стоит понимать, что арабское население придерживается традиционного общественного уклада. Основными для них являются три ценности – семья, честь и религия.
Понимание семьи более широкое, чем у европейцев, забота о близких и соседях считается долгом, но и вражда между семьями может длиться десятилетиями. Честь важнее богатства, оскорбления воспринимаются очень серьезно и не забываются. Значимая часть жизни для любого араба – религия, пусть то мусульманин, христианин или иудей. Отражение этих ценностей присутствует во всех сферах жизни, в том числе, и бизнесе.
Решения принимаются при личных встречах, деловая переписка работает слабо. Одна достаточно известная мебельная компания из Москвы делилась опытом, как с трудом заходила на этот рынок. Проблема оказалась в том, что они долгое время пытались делать это дистанционно – отправляли образцы транспортной компанией, вели переговоры по телефону. Несмотря на выгодное предложение и качественный продукт, опосредованное общение сыграло злую шутку, сделка не была заключена.
На востоке к выбору партнера относятся очень осторожно, а личный разговор воспринимается, как возможность рассмотреть, с кем они имеют дело. Наберитесь терпения, – к вам будут долго присматриваться. И это опять же связанно с понятием чести – репутационные ставки слишком высоки. Приоритет многолетнего сотрудничества всегда важнее привлекательной цены или превосходящих характеристик продукта.
Скрупулезный подход к выбору партнера, позволяет после заключения сделки упрощать многие процедуры. Если решение принято, его можно согласовать устно или только подписью, – многочисленные юридические процедуры просто не приняты.
Когда мы открыли филиал в Эмиратах, было решено начать работать с дилерами, предоставлять им выставки по договору, как принято в РФ. В первом же магазине, на нас смотрели как на очень необычных людей, которые требуют нереальные круглые печати и договоры!
Позднее нам объяснили, что максимум, что необходимо – получить подпись и дату, и этого достаточно для спокойной работы. Но не стоит терять бдительность.
Критерии оценки качества товара
В Европе большинство товаров подлежит обязательной сертификации. На Востоке в связи с тем, что мало своих производителей, ориентируются на европейские сертификаты и на субъективные показатели.
Если говорить про наш продукт, то первый вопрос, который задает арабский покупатель сейфов – сколько этот сейф весит? Вопрос актуален как при розничных продажах, так и при оптовых. Оптового покупателя очень часто не заботят размеры, он ведет торг исходя из двух характеристик – вес-цена. Розничный покупатель спрашивает про цену только после того, как узнает, сколько он весит и обязательно «простучит» сейф на предмет пустот.
С продовольственными товарами немного другая история, например, поставщики мяса, должны обязательно пройти процедуру получения международного сертификата халяль. И к этому документу относятся очень серьезно. Как делился один производитель из Астрахани, для того чтобы мясо соответствовало требованиям, на предприятие приезжает ветврач от покупателя и священнослужитель. Это, безусловно, накладывает ограничения и создает определенные сложности. Но с другой стороны, продовольственные товары из России особенно конкурентны по качеству, учитывая объемы рынка, поэтому я считаю, что стоит потратить время на сертификацию и соблюдение всех требований.
Интересная ситуация с партнером АвтоВАЗа — Lada Egypt. Лада очень популярна в таксопарках Египта, но машины, которые экспортированы из РФ напрямую, произведенные полностью на российском заводе, имеют бо́льшую популярность, чем автомобили египетской сборки.
При этом стоит учитывать, что очень важен принцип Zero problem – т.е. клиент разместил заказ, его отгрузили в срок, клиент получил, начал продажи на своем рынке и у него нет проблем по качеству, если вы услышали такую фразу о своем товаре – это высшая похвала.
Торговать – значит торговаться
Об этой особенности знают даже те, кто никогда не бывал в этих странах. Торговаться – правило не только восточного базара, но и серьезного бизнеса. Уметь хорошо торговаться – значит продемонстрировать свои деловые навыки умение здраво оценивать перспективы и возможности бизнеса. Эту особенность необходимо учитывать.
Если экспортируемый продукт не уникальный, заложить «надбавку на торг» не получится, здесь важно изучить рынок и конкурентов, делать ставку не только на качество, но и на обслуживание после продажи.
Имидж российских поставщиков
У нашей компании был партнер – российское маркетинговое агентство, которое занималось рекламой и исследованиями ближневосточного рынка. В один момент директор агентства решил начать продавать в ОАЭ системы безопасности. Казалось бы, успех гарантирован – рынок знают, переговоры с арабами вести умеют, рекламную поддержку на высшем уровне могут обеспечить собственными силами. Но, к сожалению, набор компетенций не привел к успеху, а так как деньги на развитие брались из основного бизнеса, через два года не стало ни нового бизнеса, ни агентства.
Вероятно, такая ситуация могла произойти в любой стране мира. Но, тем не менее, я считаю, что важно понимать – арабы народ консервативный и если вас запомнили как хорошего рекламщика, далеко не факт, что будут воспринимать как сильного специалиста на рынке безопасности. И в этом кроется ключевая сложность.
Учитывая, что российские производители сравнительно недавно начали выходить на внешний рынок, и наш образ у иностранных партнеров еще не сформирован. Пока они во власти таких же стереотипов – Россия производит водку и оружие. Объем торговли с регионом сравнительно небольшой.
Да, работать с СНГ и Европой значительно проще. Выстраивание диалога с арабскими партнерами процесс трудоемкий. Европейские поставщики предпочитают отказаться от поставок вовсе и не ввязываться в долгие и размытые переговоры.
На данный момент одной из важнейших статей экспорта из России на Ближний Восток является поставка зерна. Также на рынок вышли российские поставщики мяса. В целом, рынок арабского мира весьма перспективен. Сейчас активным игроком на этом рынке является Китай. Если они могут, то и российские поставщики должны пробовать, ведь чем больше качественных экспортеров из России, тем легче взаимодействие становится для каждого из них.
Виталий Литвиненко,
Руководитель экспортного отдела компании «Промет»
Источник