- Центральная ось развития. Высокоразвитые районы
- 10 класс. География. Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа. Регионы Европы. Экономическое объединение европейских стран.
- 10 класс. География. Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа. Регионы Европы. Экономическое объединение европейских стран.
- Вопросы
- Поделись с друзьями
- Комментарии преподавателя
- 1. Введение. Общая характеристика
- 2. Центральная ось развития. Высокоразвитые районы
- 3. Старопромышленные районы
- 4. Отсталые аграрные районы. Районы нового освоения
- реггей над карибской волной
Центральная ось развития. Высокоразвитые районы
Центральная ось развития Зарубежной Европы — главный элемент территориальной структуры региона.Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы в основном сложилась еще в XIX в., когда едва ли не главным фактором размещения был природно-ресурсный, и когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран. После второй мировой войны наибольшее влияние на эту структуру оказали факторы трудовых ресурсов и выгод ЭГП, а в последнее время также — наукоемкости и экологический. Всего в регионе насчитывается примерно 400 городских агломераций и около ста промышленных районов. Самые значительные из них находятся в пределах Центральной оси развития, простирающейся по территории девяти стран (Франция, Германия, Великобритания, Бельгия, Австрия, Люксембург, Нидерланды, Северная Италия, Швейцария). Ее стержнем служит «главная улица Европы» — линия Рейн — Рона. В границах этой оси живет более 120 млн. человек, и сосредоточено более половины всего экономического потенциала региона. В зарубежной Европе можно выделить еще несколько подобных осей меньших масштабов.
Высокоразвитые районы Зарубежной Европы.Наиболее яркими примерами высокоразвитых районов, которые концентрируют новейшие отрасли промышленности, инфраструктуру, науку, культуру, сферу услуг, могут служить столичные регионы Большого Лондона и Парижа. И Лондон, и Париж выросли прежде всего как административно-политические центры своих стран, которыми они служат уже более восьми веков. Обе столицы являются крупными промышленными центрами, в которых широко представлены высокотехнологичные наукоемкие отрасли, а в Париже также выпуск так называемых «парижских изделий» (швейных, ювелирных и др.), благодаря которым он уже на протяжении ряда веков выступает в роли законодателя мод для всего мира. Но еще важнее то, что именно здесь сосредоточены крупнейшие банки и биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения, а также резиденции множества международных организаций. В соответствии с региональными программами проводится разгрузка центральных частей обоих столичных регионов. Примерами других высокоразвитых районов зарубежной Европы могут служить: южный район ФРГ с центрами в Штутгарте и Мюнхене, промышленный треугольник Милан — Турин — Генуя в Италии и др.
Рис. 1. Париж (Источник)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)
Источник
10 класс. География. Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа. Регионы Европы. Экономическое объединение европейских стран.
10 класс. География. Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа. Регионы Европы. Экономическое объединение европейских стран.
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Регионы Европы. Экономическое объединение европейских стран
1. Введение. Общая характеристика
В целом регионы и страны Зарубежной Европы отличаются достаточно высоким уровнем развития. Но проблема отставания хозяйств некоторых частей региона продолжает оставаться актуальной.
Иногда государства Зарубежной Европы объединяют в две большие группы:
1. Богатый Север (Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швеция)
2. Бедный Юг (Греция, Южная Италия, Португалия, Испания)
2. Центральная ось развития. Высокоразвитые районы
Центральная ось развития Зарубежной Европы — главный элемент территориальной структуры региона. Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы в основном сложилась еще в XIX в., когда едва ли не главным фактором размещения был природно-ресурсный, и когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран. После второй мировой войны наибольшее влияние на эту структуру оказали факторы трудовых ресурсов и выгод ЭГП, а в последнее время также — наукоемкости и экологический. Всего в регионе насчитывается примерно 400 городских агломераций и около ста промышленных районов. Самые значительные из них находятся в пределах Центральной оси развития, простирающейся по территории девяти стран (Франция, Германия, Великобритания, Бельгия, Австрия, Люксембург, Нидерланды, Северная Италия, Швейцария). Ее стержнем служит «главная улица Европы» — линия Рейн — Рона. В границах этой оси живет более 120 млн. человек, и сосредоточено более половины всего экономического потенциала региона. В зарубежной Европе можно выделить еще несколько подобных осей меньших масштабов.
Высокоразвитые районы Зарубежной Европы. Наиболее яркими примерами высокоразвитых районов, которые концентрируют новейшие отрасли промышленности, инфраструктуру, науку, культуру, сферу услуг, могут служить столичные регионы Большого Лондона и Парижа. И Лондон, и Париж выросли прежде всего как административно-политические центры своих стран, которыми они служат уже более восьми веков. Обе столицы являются крупными промышленными центрами, в которых широко представлены высокотехнологичные наукоемкие отрасли, а в Париже также выпуск так называемых «парижских изделий» (швейных, ювелирных и др.), благодаря которым он уже на протяжении ряда веков выступает в роли законодателя мод для всего мира. Но еще важнее то, что именно здесь сосредоточены крупнейшие банки и биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения, а также резиденции множества международных организаций. В соответствии с региональными программами проводится разгрузка центральных частей обоих столичных регионов. Примерами других высокоразвитых районов зарубежной Европы могут служить: южный район ФРГ с центрами в Штутгарте и Мюнхене, промышленный треугольник Милан — Турин — Генуя в Италии и др.
3. Старопромышленные районы
Старопромышленные районы Зарубежной Европы. Ни в одном другом регионе мира нет такого количества старопромышленных районов с преобладанием базовых отраслей, как в зарубежной Европе. Наиболее крупные из них возникли на базе каменноугольных бассейнов. Но и среди таких районов особенно выделяется Рурский, который на протяжении многих десятилетий по праву считается индустриальным сердцем Германии. В пределах Рурского бассейна и прилегающих к нему районов сложилась Нижнерейнско-Рурская агломерация. В некоторых частях агломерации плотность населения достигает 5 тыс. человек на 1 кв.км. Рурская ее часть образует сложный городской массив почти без разрывов, который обычно называют «Рурштадт», т. е. «город Рур». Фактически это действительно единый город, западными воротами которого служит Дуйсбург, восточными — Дортмунд, «столицей» — Эссен, а главным «сейфом» — Дюссельдорф. В последнее время промышленность Рура, насчитывающая несколько тысяч предприятий, подверглась значительной реконструкции.
Примерами других старопромышленных районов могут служить Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс в Великобритании, Северный район, Эльзас и Лотарингия во Франции.
Рис. 2. Рурский угольный бассейн (Источник)
4. Отсталые аграрные районы. Районы нового освоения
Отсталые аграрные районы Зарубежной Европы. В зарубежной Европе есть еще немало довольно отсталых, преимущественно аграрных районов. Яркий пример такого рода — Юг Италии. Доход на душу населения здесь почти в два раза ниже, чем на Севере. Государство проводит региональную политику, направленную на подъем Юга. Она привела к сооружению здесь крупных металлургических, нефтехимических комбинатов, других предприятий. В результате Юг уже перестал быть чисто сельскохозяйственным районом. Примерами других отсталых аграрных районов зарубежной Европы могут служить: западная часть Франции, центральная и юго-западная части Испании, Португалия и Греция.
Рис. 3. Виноградники на юге Италии (Источник)
Районы нового освоения Зарубежной Европы. Для давно освоенной территории зарубежной Европы районы нового освоения в общем не характерны. Обычно к ним относили только северную часть Скандинавии, акваторию Северного моря.
Источник
реггей над карибской волной
33. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ РИСУНОК РАССЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА.
«Центральная ось» развития- главный элемент территориальной структуры региона.
Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы в основном сложилась еще в XIX в., когда едва ли не главным фактором размещения был природно-ресурсный, и когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран. После второй мировой войны наибольшее влияние на эту структуру оказали факторы трудовых ресурсов и выгод ЭГП, а в последнее время также — наукоемкости и экологический.
Всего в регионе насчитывается примерно 400 городских агломераций и около ста промышленных районов. Самые значительные из них находятся в пределах «центральной оси» развития, простирающейся по территории восьми стран. Ее стержнем служит «главная улица Европы» — линия Рейн — Рона. В границах этой «оси» живет 120 млн. человек, и сосредоточено около половины всего экономического потенциала региона.
В зарубежной Европе можно выделить еще несколько подобных «осей» меньших масштабов. Это промышленно-городской пояс, протягивающийся вдоль общих границ Польши, Чехии и ФРГ, дунайская «ось», полосы вдоль главных нефтепроводов, некоторые приморские зоны.
Высокоразвитые районы: примеры Лондона и Парижа.
Наиболее яркими примерами высокоразвитых районов, которые концентрируют новейшие отрасли промышленности, инфраструктуру, науку, культуру, сферу услуг, могут служить столичные регионы Большого Лондона и Большого Парижа.
И Лондон, и Париж выросли прежде всего как административно-политические центры своих стран, которыми они служат уже более восьми веков. Обе столицы являются крупными промышленными центрами, в которых широко представлены высокотехнологичные наукоемкие отрасли, а в Париже также выпуск так называемых «парижских изделий» (швейных, ювелирных и др.), благодаря которым он уже на протяжении ряда веков выступает в роли законодателя мод для всего мира. Но еще важнее то, что именно здесь сосредоточены крупнейшие банки и биржи, штаб-квартиры монополий, ведущие научные учреждения, а также резиденции множества международных организаций. В соответствии с региональными программами проводится разгрузка центральных частей обоих столичных регионов.
В окрестностях Лондона построены восемь, в окрестностях Парижа — пять городов-спутников.
Примерами других высокоразвитых районов зарубежной Европы могут служить: южный район ФРГ с центрами в Штутгарте и Мюнхене, «промышленный треугольник» Милан — Турин — Генуя в Италии, промышленно-городская агломерация Рандстад («кольцевой город») в Нидерландах. Все они находятся в пределах «центральной оси» развития.
Старопромышленные районы.
Ни в одном другом регионе мира нет такого количества старопромышленных районов с преобладанием базовых отраслей, как в зарубежной Европе. Наиболее крупные из них возникли на базе каменноугольных бассейнов. Но и среди таких районов особенно выделяется Рурский, который на протяжении многих десятилетий по праву считается индустриальным сердцем Германии.
В пределах Рурского бассейна и прилегающих к нему районов сложилась Нижнерейнско-Рурская агломерация. Здесь на площади 9 тыс. км2 живет 11 млн. человек и сосредоточено около ста городов, включая 20 больших. Другого такого скопления больших городов на одной территории нет, пожалуй, нигде в мире. В некоторых частях агломерации плотность населения достигает 5 тыс. человек на 1 км2. Рурская ее часть образует сложный городской массив почти без разрывов, который обычно называют «Рурштадт», т. е. «город Рур». Фактически это действительно единый город, западными воротами которого служит Дуйсбург, восточными — Дортмунд, «столицей» — Эссен, а главным «сейфом» — Дюссельдорф.
В последнее время промышленность Рура, насчитывающая несколько тысяч предприятий, подверглась значительной реконструкции. В 50- б0-е гг. Рур считался едва ли не классическим депрессивным районом. Но в наши дни относить его к этой категории было бы неправильно. В Рурской области осуществлена большая экологическая программа. Рейн, который еще не так давно называли сточной канавой Европы, стал чище, в нем снова появилась рыба.
Примерами других старопромышленных районов могут служить Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс в Великобритании, Северный район, Эльзас и Лотарингия во Франции, Саар, который часто называют «малым Руром», в ФРГ, Верхне-Силезский район в Польше, Остравский в Чехии. Но большинство из них относится к категории депрессивных.
Отсталые аграрные районы.
В зарубежной Европе есть еще немало довольно отсталых, преимущественно аграрных районов. Яркий пример такого рода — Юг Италии, который занимает 40% территории страны, концентрирует более 35% населения и только 18% занятых в промышленности. Доход на душу населения здесь почти в два раза ниже, чем на Севере. После второй мировой войны из-за относительного аграрного перенаселения с Юга эмигрировало более 5 млн. человек.
Государство проводит региональную политику, направленную на подъем Юга. Она привела к сооружению здесь крупных металлургических, нефтехимических комбинатов, других предприятий. В результате Юг уже перестал быть чисто сельскохозяйственным районом. Однако комбинаты почти не связаны с окружающей территорией, поскольку они работают на привозном сырье, а их продукция вывозится в другие районы страны и в другие страны.
Примерами других отсталых аграрных районов зарубежной Европы могут служить: западная часть Франции, центральная и юго-западная части Испании, Португалия и Греция. Все они расположены за пределами «центральной оси». Проблема подъема отсталых районов актуальна и для многих стран Восточной Европы.
Районы нового освоения.
Для давно освоенной территории зарубежной Европы районы нового освоения в общем не характерны. Обычно к ним относили только северную часть Скандинавии. Но открытие в начале 60-х гг. крупного нефтегазоносного бассейна в акватории Северного моря изменило ситуацию.
К началу 90-х гг. на этом «золотом дне» было выявлено более 250 месторождений нефти и природного газа. Кроме того, в Нидерландах недалеко от побережья находится одно из крупнейших в мире газовых месторождений. Район Северного моря удовлетворяет 1/3 потребностей зарубежной Европы в нефти и 2/3 потребностей в природном газе. Ныне море буквально «нашпиговано» буровыми платформами, по дну его проложено несколько тысяч километров трубопроводов. Но в связи с этим возникает немалая экологическая угроза, не говоря уже о рыболовстве, которому нанесен непоправимый ущерб.
Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства.
К числу благоприятных предпосылок для развития международной экономической интеграции в регионе относятся территориальная близость, высокая освоенность территории, высокий уровень социально-экономического развития, хорошая транспортная обеспеченность, давние традиции экономических связей. За время существования ЕС все это уже привело к дальнейшему сращиванию территориальных структур хозяйства отдельных стран, особенно в пределах «центральной оси» развития. Происходит формирование пограничных интеграционных районов: между ФРГ и Францией, между Францией и Бельгией, Францией и Италией и др.
34. Историко-географические особенности формирования Японии. Население Японии.
Численность населения — чуть более 127 миллионов человек (оценка на июль 2009)
Рождаемость — 7,87 на 1000 (2008 год).
Смертность — 9,26 на 1000 (2008 год).
Годовая убыль населения — 0,191 % (2009 год), примерно 25 тыс. человек.
Средняя продолжительность жизни — 78.8 лет у мужчин, 85.62 лет у женщин.
Грамотность — 99 % мужчин, 99 % женщин [1].
Этно-расовый состав: японцы 98,5 %, корейцы 0,5 %, китайцы 0,4 %, другие 0,6 %.
Современное население Японии составляет 127 078 679 человека (2009), всего японцев в мире 130 млн человек (1,3 млн в США, 1,4 млн в Бразилии) по данным 2007 года. Крупнейшие города: Токио (13,05 млн жителей), Иокогама (3,27 млн), Осака (2,48 млн), Кобе (1,46 млн), Нагоя (2,1 млн), Киото (1,9 млн), Саппоро, Хиросима, Фукуока, Кавасаки (1,1 млн) так же по данным от 2007 года. По численности населения Япония входит в первую десятку стран мира. Однако за последнее десятилетие характер естественного движения населения резко изменился. Пик численности населения «Страны восходящего солнца» пришелся на декабрь 2004 года — тогда оно превышало 127,84 млн. Япония стала первым государством Азии, перешедшим от второго к первому типу его воспроизводства. Так в 2005 году население Японии впервые сократилось. Вызвано это тем, что количество рождающихся детей уже с середины 1990-х годов ниже уровня для естественного воспроизводства населения. По прогнозам японских демографов численность населения стабилизируется к 2010 году на уровне 130 млн чел. По состоянию на конец марта 2008 года, оно составляло 127 066 178 граждан. Крупной проблемой для Японии стало быстрое увеличение доли лиц, старше 65 лет. Продолжительность жизни в этой стране самая высокая в мире (76 лет — для мужчин, 82 года — для женщин). Население Японии отличается национальной однородностью (более 99 % составляют японцы). В расовых, этнических, языковых и религиозных отношениях Япония является именно такой, но тем не менее, в стране живут около 600 тыс. корейцев, хотя многие из них родились и выросли на островах, говорят на японском языке и в основном имеют японские имена. Из других народностей значительна численность проживающих китайцев. Также выделяются рюкийцы, эта и айны
35. Реформирование послевоенной экономики Японии. Модель развития японской экономики. Структура хозяйства.
К моменту окончания Второй мировой войны Япония оказалась с полностью разрушенной экономикой. Общие потери в войне исчислялись в размере почти 20% стоимости довоенного национального богатства страны. В чем же кроется причина относительно быстрого подъема экономики страны, разрушенной после второй мировой войне?
Попытаемся ответить на этот вопрос, рассмотрев обстоятельства, послужившие причиной высокой экономической динамики. Реформирование японской экономики в послевоенный период осуществлялось при активном вмешательстве США и под контролем оккупационной администрации, возглавляемой генералом Дугласом Макартуром, формально подчинявшимся международной Дальневосточной комиссии в Вашингтоне и Союзному Совету в Токио, но фактически несшим ответственность перед президентом и конгрессом США. Главная цель преобразования механизма рыночных отношений в Японии, принципиально реализованного к середине 90-х годов, состояла в активизации предпринимательской деятельности в стране и получении на этой основе максимальных результатов во всех главных сферах страны, в том числе включая выход на мировой рынок. Ключевое средство реализации этой цели виделось в создании наиболее благоприятных условий для рыночной конкуренции. Такие условия в довоенной японской экономике отсутствовали.
Здесь господствовали дзайбацу, частные промышленно-торгово-банковские концерны. В 1947 г. девять крупнейших концернов – «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда», «Ниссан», «Асано», «Нисикава», «Накадзима» и «Номура» – контролировали 32,5% всего капитала Японии. Семейные конгломераты, легко обеспечивавшие сверхприбыли на монопольных ценах и замораживании зарплаты, никак не ограниченные законодательством, были мало заинтересованы в техническом обновлении аппарата. Значительный технологический рост в период их господства исключался. Антимонопольный закон, принятый в 1947 г., запрещал создание холдингов и устанавливал жесткий контроль над слияниями и поглощениями компаний. Этот закон, направленный против рыночной дискриминации и не привычный для делового мира Японии тех лет, был встречен в штыки. Ликвидация «дзайбацу» на основе новых законов, пересмотр налоговой системы в сторону ее смягчения ознаменовали начало формирования конкурентной среды. Процесс развитие малого предпринимательства жестко контролировался Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП) и Комиссией по справедливым сделкам.
При этом сохранялся принцип «трехглавости» прежних «дзайбацу» – объединение в единую координационную структуру торговли, производства и банковской деятельности. Доля возрожденной «девятки» в объеме промышленного производства оказалось сниженной до 25% при явном ее преобладании на внешнем рынке (около 60% внешнеторгового оборота страны). Таким образом, в Японии состоялся переход на рыночные правила регламентированной конкуренции на внутреннем рынке, которые позволяли добиваться успеха только при высоком уровне экономической конкурентоспособности товара.
В силу жесткого административного обеспечения правительственными органами, в японской антимонопольной политике утвердился принцип общего контроля и регулирования национальной экономики в целом. В то же время Японским правительством, по приказу американского командования, была проведена комплексная «шоковая терапия»: бюджетная, кредитная и валютная. Программа была разработана Джозефом Доджем (управляющим Детройтским банком, автором проекта денежной реформы Западной Германии) и введена в действие в апреле 1949 г. Им же был составлен госбюджет по принципу сбалансированности расходов, принятый парламентом Японии без единой поправки. Все имеющиеся обязательства правительство должно было погасить в течение года, а новые — не брать. Ценовые субсидии сокращались на 30%, импортные — отменялись. Иеновая выручка от продажи американских товарных поставок должна была концентрироваться в «эквивалентном фонде» – на специальном счете бюджета. Вводился твердый курс иены по отношению к доллару, и все валютные средства должны были собираться на едином валютном счете. В результате в 1949 г. произошло сближение фиксированных и свободных цен. Уже в августе отменили фиксированные цены на 7 537 наименований товаров, после чего распустили Управление цен. В том же году отменили карточную систему, просуществовавшую 10 лет.
Большие позитивные последствия имела аграрная реформа 1946-1949 гг., которая ликвидировала крупное помещичье землевладение и привела к созданию класса мелких независимых фермеров. Главное — она существенно расширила потребительский спрос, в том числе и на средства производства, что послужило мощным импульсом для роста промышленности.
Говоря о послевоенных успехах Японии, нельзя пройти мимо еще одного весьма важного обстоятельства, а именно, относительно низкого уровня военных расходов. В течение длительного послевоенного периода их доля не превышала 1% от валового национального продукта Японии. В США она составляла около 7% ВНП, в Великобритании – свыше 5, а в ФРГ – более 3, в СССР этот показатель в послевоенные годы равнялся от 12 до 17%. Вкладывая значительно меньше средств на оборону, что само по себе способствовало подъему экономики и укреплению позиции Японии на мировом рынке, японские предприниматели сорвали солидный куш, исполняя в 50-60-х годах заказы для американской армии во время корейской и вьетнамской авантюр США. В период с 1950 по 1966 г. общая сумма «спецзаказов» составила свыше 8,3 млрд. долларов. В отдельные годы на спецзаказы приходилось от 1/3 до 1/4 всех валютных поступлений Японии.
Американские военные заказы способствовали повышению загрузки японских промышленных предприятий и вызвали расширение производственных мощностей, а так же содействовали оживлению экономики Японии. Не менее важным оказалось их косвенное влияние: они вызвали приток инвестиций в японскую промышленность и ускорили процесс обновления и расширения основного капитала. Кроме того, Япония получила более широкий доступ к американской технологии. Следует так же отметить, что присущие японцам трудолюбие, дисциплинированность и бережливость явились также важным фактором мобилизации средств послевоенного подъема и дальнейшего роста японской экономики, позволили Японии избежать серьезной внешней задолженности. Так, в 1947 — 1949 гг. помощь, полученная от американцев (продовольствие, горючее, медикаменты, хлопок и проч.) на сумму в 2,2 млрд. долл. продавалась населению, а выручка зачислялась на созданный в 1949 г. специальный бюджетный счет, который в начале 50-х годов использовали для целевого финансирования народного хозяйства
До сих пор рост производительности труда в Японии обгоняет рост заработной платы, а его темпы прироста выше, чем во многих странах Запада. Потери от забастовок и прогулов на японских предприятиях значительно меньше, чем в США и странах Западной Европы. Отношение японских рабочих и служащих к порученному делу ответственнее, их заинтересованность в процветании «своего» предприятия очень высока. Таким образом, после 1945 года за шесть лет в Японии была предпринята серия важных комплексных преобразований по выводу экономики из кризиса: денежная реформа 1946 г.; реформа трудовых отношений и форм собственности на землю (1946 – 1949 гг.); демонополизация экономики (осень 1947 – март 1950 гг.); конверсия военных предприятий; бюджетная реформа, стабилизация денежного обращения и валютного курса (1949 – 1950 гг.), налоговая реформа (1949 – 1950 гг.).
Проведение реформ помогло решить три главные проблемы. Во-первых, в первый же год удалось сбалансировать бюджет. Во-вторых, с помощью резкого дефляционного шока был снят избыточный платежеспособный спрос. Денежная эмиссия в 1949-1950 гг. была сведена к нулю. В-третьих, после реформы Дожа прямой контроль над хозяйственной частной деятельностью был снят, за исключением системы внешних расчетов. В относительно сжатые сроки было покончено с эко¬номическим хаосом в стране, были либерализованы цены и стабилизирован бюджет с фиксированным валютным курсом, реализована программа демонополизации экономики, важнейшей составной ча¬стью которой был роспуск довоенных концернов — дзайбацу во главе с семейными холдингами. Таковы были жесткие и, вместе с тем, успешные преобразования внутри страны, которые подготовили благоприятную почву для выхода ее на мировой рынок. При чем, последнее обстоятельство было особенно важно для японской экономики, существенным образом ограниченной собственными сырьевыми, топливными и продовольственными ресурсами.
Модель Японской экономики
Исключительность японской экономической модели состоит, прежде всего, в том, что для ее реализации и большой отдачи были задействованы все движущие рычаги, которые в совокупности работали на достижение одной цели. Самым главным из них по значению является широкая реализация человеческого потенциала, и в первую очередь интеллектуального, как наиболее мобильного капитала, что особенно актуально для современной рыночной конъюнктуры. В период расцвета экономики Японии система управления этим капиталом достигла наивысшего совершенства и охватила макро- и микроэкономический уровни. На макроэкономическом уровне факторами роста экономики были следующие компоненты:
— высокая профессиональность правительства, низкий уровень государственных расходов, непосредственная связь специалистов отраслевых министерств и ведомств с предприятиями, благодаря чему использовался механизм государственного вмешательства в деятельность микроструктур;
— отсутствие коррупции в высших эшелонах власти, ее отчетность перед обществом (все инвестиционные расходы, достигнутые успехи или неудачи заносились в так называемую «Белую книгу», и эта информация систематически обнародовалась);
— ежегодное снижение расходов на общее управление, прежде всего на оборону, внутреннюю охрану, льготы госслужащим (раздутые штаты государственного управления считались в Японии наибольшим злом на пути достижения равномерности потребления между отдельными слоями общества);
— расширение производства материальных благ в системе среднего и малого бизнеса;
— формирование мощного внутреннего совокупного спроса на отечественную продукцию;
— всесторонний контроль государством кредитно-финансовой сферы;
— аккумуляция мощного общественного фонда сбережения в сберегательных и страховых учреждениях;
— ориентация на экспорт, что требовало создания наукоемких рабочих мест с целью использования интеллектуального потенциала в изготовлении высококачественной продукции.
Основные секторы народного хозяйства:
Сфера услуг 72 %
Промышленность 26,5 %
Сельское хозяйство 1,4 %
36. Промышленность Японии
В конце 50-х начале 60-х годов 20 века производственный потенциал страны, основу которого с довоенных лет составляла легкая промышленность, был переориентирован на тяжелую индустрию. Кроме того был взят курс на преимущественное развитие наукоемких производств при некотором сдерживание энергоемких и металлоемких отраслей. В 70-е годы 20 века опережающими темпами стали развиваться электроника, точное и сложное приборостроение, оптика, производство фотоаппаратов, медикаментов, научно-лабораторного оборудования.
Основой энергетики Японии является импортная нефть (75% в топливно-энергетическом балансе). В Японии насчитывается свыше 1 тыс. электростанций. Правительственная программа предусматривает значительное увеличение этого числа. Основу электроэнергетики составляют крупные ТЭС размещенные вблизи больших городов. Но определенную роль играют и около 600 ГЭС.
Все большую роль приобретает атомная энергетика. В стране работает 39 энергоблоков, еще около 12 находятся в стадии завершения. В ядерной энергетике главную роль играют монополии – «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо». Поставка уранового сырья производится в основном из Африки.
Черная металлургия в Японии относится к числу особо приоритетных производств. Лидер металлургии корпорация «Ниппон сэйтэцу», объединяющая более 500 компаний. Черная металлургия ориентируется на импортное сырье. Железная руда поступает из Индии, Австралии, ЮАР, Чили. Коксующийся уголь – США, Австралии, Канады.
В последние десятилетия, в связи с развитием новейших отраслей в Японии повысился спрос на цветные и редкие металлы.
Большинство медеплавильных заводов расположено вблизи рудников в северной части острова Хонсю и на острове Сикоку (руды бедные, транспортировать их невыгодно). Полиметаллические руды вместе с серными и медными колчеданами встречаются практически на всех крупных островах Японии. Тем не менее свинец приходится ввозить из Австралии, Канады и Мексики, как и алюминий.
Интересно, что редкие элементы, необходимые в электронике и точном приборостроении – кадмий, селен, теллур, рений, индий, таллий, германий – получают путем утилизации отходов производства меди и полиметаллов, а также коксохимических производств.
Машиностроение Японии одно из самых развитых в мире. Основные крупные центры машиностроения находятся в главных индустриальных районах страны (Токио – Иокогама, Нагоя, Осака – Кобе). Некоторые виды машиностроения возникли на северо-западе Кюсю, особенно в городе Нагасаки (судостроение).
Вообще о развитие японской экономики после 2 мировой войны говорят как о «японском чуде». Механизм подобного чуда можно более подробно рассмотреть на примере японского автомобилестроения.
После первой мировой войны автомобилестроение в Японии в основном было занято копированием американских образцов и технологий. В середине 30-х годов 20 века в стране был принят закон, по которому все расположенные на территории Японии предприятия становились собственностью Японии. В результате американские компании были вынуждены свернуть свою деятельность в Японии. В результате автомобильная промышленность страны все больше отставала от мирового уровня. Разрыв в технологическом отношении резко увеличился в году войны, когда зарубежный опыт стал вообще недоступен. После поражения Японии во 2 мировой войне, в годы оккупации, развитие автомобильной промышленности было искусственно заторможено введением различного рода запретов и ограничений, в частности на выпуск продукции, со стороны оккупационных войск. И хотя в 1949 году они были сняты, а предприятия автомобильной промышленности изъяты из списка подлежащих демонтажу и вывозу по репарациям, тем не менее конец 40-х годов расценивается как период борьбы за выживание автомобильной промышленности Японии.
К тому же немалый урон отрасли в это время наносил импорт иностранных автомобилей. Официально он до 1949 года был запрещен, но автомашины ввозились американцами. В определенной мере развитие национального автомобилестроения сдерживалось и тем, что в 40-х годах в руководстве Японии не было единого мнения о перспективах отрасли. Банк Японии и финансовые круги оценивали капиталовложения в автомобилестроение как малоперспективные. С подобным подходом были не согласны специалисты Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП). Они считали, что эта отрасль должна стать «локомотивом промышленного развития». МВТП рекомендовало ограничить импорт автомобилей и сформировать собственную базу для подъема отрасли.
26 июня 1950 года началась война в Корее. Для обеспечения боевых действий США начали закупать в Японии сталь, автомобили, фармацевтическую продукцию, текстиль и многое другое. Японцы назвали это событие «благодатный дождь после засухи». Американские спецзаказы позволили автомобильным компаниям «Тойота», «Нисан», «Исудзу» выйти в число ведущих промышленных компаний страны. Большую роль в подъеме автомобильной промышленности сыграла «Программа восстановления американских автомобилей». Она действовала с 1945 года, когда после демобилизации армии США в Японию начали свозиться автомобили со всего Тихоокеанского театра военных действий.
Правительство взяло под жесткий контроль развитие отрасли. Упрочив финансовое положение за счет заказов армии США, обновив оборудование, автомобильная промышленность Японии начала бурно развиваться.
Первые попытки внедрится на автомобильные рынки развитых стран окончились провалом. Хотя цены на японские машины были невысокими, их качество значительно отставало от мировых стандартов. На государственном уровне была поставлена задача добиться повышения надежности японских изделий, исходя из того, что главным орудием в конкурентной борьбе в перспективе станет качество. Это оказалось делом далеко не простым, и успех к японскому автомобилестроению на внешних рынках пришел лишь в конце 60-х годов, когда была создана производственная система, обеспечивавшая оптимальные масштабы производства, невысокие издержки и, главное, отличное качество автомобилей за счет строгого контроля на каждом рабочем месте непосредственным исполнителем, имеющим к тому же высокую квалификацию.
70-е годы стали триумфальными для японских автомобильных компаний. Именно тогда заговорили о «японском» этапе в мировом автомобилестроении. «Нефтяной шок» 1973 года вызвал рост цен на бензин. В результате покупатели стали отдавать предпочтение малогабаритным, экономичным автомобилям, а над такими моделями долгие годы работали японские конструкторы в расчете на условия внутреннего рынка. В США покупатели месяцами были готовы ждать поставок японских автомобилей. Американские дилеры ехали в Японию, чтобы ускорить отгрузки. Уже в 1974 году Япония обошла по экспорту автомобилей Германию и с тех пор не уступает первого места в мире по этому показателю.
В 1980 году Япония впервые преодолела 10-миллионный рубеж в выпуске автомобилей. Япония вышла на первое место в мире по производству автомобилей и удерживала его 15 лет. Сейчас производство автомобилей в самой Японии по ряду причин сократилось, в первую очередь из-за роста курса иены. США вновь вышли на первое место в мире по этому показателю. Но это не вызвало особого беспокойства у руководства японских компаний. Они давно, еще с середины 80-х годов, начали перенос производства за рубеж, в том числе и в США.
Япония активно сотрудничает в глобальной «Программе развития автомобильной промышленности», в которой участвуют 7 держав с развитой автомобильной промышленностью (США, Япония, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Швеция). На эти страны приходится 75% объема мирового производства автомобилей, 65% продаж новых автомобилей. Все участники программы едины во мнении, что жесткие торговые ограничения, протекционизм и изоляция рынков несовместимы с развитием мирового автомобилестроения.
Японские компании исходят из того, что внутренний рынок должен наполняться местным производством, обеспечивая занятость, а коренные технологические секреты должны сохраняться внутри страны. Перенося производство за рубеж, они оставляют за собой изготовление наиболее важных узлов – двигателей, коробок передач.
Развитие своего производства японские компании начали на всех уже сложившихся и потенциальных автомобильных рынках. Компании стремятся создать производственные базы непосредственно в США, Европе, Азии. Входящие в эти базы предприятия должны поставлять продукцию в свои регионы в соответствие с требованиями и спросом на местах. В первую очередь японские компании начали налаживать собственное производстве на емком американском рынке. Большое внимание японские компании уделяют созданию своей производственной базы в странах Азии, особенно в Китае, рынок автомобилей которого расценивается как весьма перспективный.
Заглядывая в будущее большинство специалистов констатируют изменение баланса сил в мировом автомобилестроении и рекомендуют использовать по возможности японский опыт организации производства и управления. Японское автомобилестроение лидирует в мире по низким издержкам производства. По оценкам зарубежных специалистов, это лидерство заметно, например, на организации управления складскими запасами. Если бы «Дженерал моторз» смогла управлять своими запасами также эффективно, как «Тойота», то она смогла бы высвободить несколько миллиардов долларов, которые у нее заморожены на складах и в цехах в форме незавершенного производства, сырья и комплектующих. Работая по системе «поставки точно в срок», японские компании создают значительные резервы для борьбы в ценовой конкуренции на внешних рынках.
В отличие от крупных американских компаний, которые пытались снизить издержки производства, наращивая число машин в серии, японские компании основную ставку начали делать на внедрение гибких производственных систем, которые позволяют на одном конвейере выпускать небольшие серии моделей, с учетом персональных запросов покупателей.
По размерам производств многих видов химических товаров Япония стоит на 3 месте в мире (после США и ФРГ). Производство химического волокна размещается преимущественно на юго-западе Японии. Наиболее значительны комбинаты в городах Киото, Хиросима, Ямагути.
Легкая промышленность работает как на местном химическом волокне, так и на хлопке и шерсти из США, Австралии и ЮАР.
В числе старинных национальных производств видное место занимает керамическое производство. В Японии свыше 170 месторождений каолина, около 35 тыс. предприятий по выпуску керамики.
Деревообработка по количеству предприятий уступает лишь текстильной и пищевкусовой отраслям. В стране насчитывается до 30 тыс. лесопильных и фанерных заводов, кроме того существуют специализированные предприятия по выпуску тары, японской национальной обуви (гэта), зонтов, вееров, посуды, труб из бамбука и т.д. крупные лесопильные предприятия находятся в окрестностях больших городов – Нагои, Токио, Иокагамы, Осаки-Кобе, Хиросимы, Окаямы, на севере Кюсю и на юге Хоккайдо.
37. Сельское хозяйство Японии. Транспорт, внешнеэкономические связи Японии.
По своей структуре японское сельское хозяйство следует отнести к типу многоотраслевых. Основой его является земледелие, главным образом возделывание риса и других зерновых культур, технических культур и чая. Значимую роль играют садоводство, огородничество, шелководство и животноводство. В Японии к сельскому хозяйству относят также лесной промысел, рыболовство и морской промысел.
Обрабатываемая площадь страны составляет 5,4 млн. га, а посевная превышает ее в силу того, что в ряде районов снимают по 2-3 урожая в год.
Под зерновыми занято свыше половины посевной площади, около 25% под овощами, остальная занята кормовыми травами, техническими культурами и тутовым деревом.
Господствующее положение в земледелии занимает рис. В то же время наблюдается снижение сборов пшеницы и ячменя (низкая доходность и конкуренция импортного).
Овощеводство в основном развивается в пригородах. Как правило круглогодично в тепличном грунте.
На Хоккайдо культивируют сахарную свеклу, на юге сахарный тростник. Выращивается также чай, цитрусовые, яблоки, груши, сливы, персики, хурму (эндемик Японии), виноград, каштаны, арбузы, дыни, в теплицах ананасы. На юго-западе Хонсю большие площади отведены под клубнику.
Животноводство стало активно развиваться только после 2 мировой войны.
Стадо крупного рогатого скота достигает 5 млн. голов (половина – молочные коровы). В южных районах развивается свиноводство ( около 7 млн. голов ). Центром животноводства является север страны – остров Хоккайдо, где создаются специальные фермы и кооперативы.
Особенностью японского животноводства является то, что оно базируется на привозных кормах (много ввозится кукурузы). Собственное производство обеспечивает не более 1/3 кормов.
Лесная площадь страны составляет около 25 млн. га. Исторически более половины лесов находятся в частном владении ( в том числе бамбуковые насаждения ). В основном лесовладельцами являются мелкие крестьяне, имеющие до 1 га. леса.
В число крупных собственников лесов входят члены императорской фамилии, монастыри, храмы, владеющие наиболее высококачественными лесами.
Рыболовство характеризуется засильем крупных компаний монопольного типа. К основным объектам лова относятся сельдь, треска, лососевые, камбала, тунец, палтус, акула, сайра, сардина и т. д.
Добывают также морскую капусту и моллюсков. Рыболовный флот Японии насчитывает несколько сот тысяч судов ( в основном мелких ). Около 1/3 улова дают воды в районе Хоккайдо. Важным районом промысла является северо-восточное побережье Хонсю.
Широкое распространение получила аквакультура: искусственное разведение рыб в лагунах, горных озёрах и на рисовых полях и разведение жемчужниц.
Транспорт
В Японии, несмотря на преобладание гористой местности, хорошо развита инфраструктура. Все четыре острова связаны между собой туннелями и мостами. Туннель Сэйкан, самый длинный подводный туннель мира (53,9 км), связывает Хоккайдо с Хонсю, самый длинный подвесной мост Акаши-Кайке (3,9 км) протянулся от Хонсю до острова Авадзи.
Железнодорожная сеть страны протянулась более чем на 23 670 км, из которых 11 952 км — электрифицированы. Большое значение имеет сеть высокоскоростных поездов «синкансэн» протяженностью 7000 км.
Длина автодорог — более 1,14 млн км, из них 60 000 км — по хайвеям и автострадам.
Обеспеченность автомобилями на душу населения — 552 на 1000 человек — самая высокая в мире. Наряду с многочисленными аэропортами внутреннего назначения есть международные аэропорты в Токио, Нарите и Осаке.
Внутренние судоходные пути общей протяженностью 1770 км играют второстепенную роль, тогда как японские морские порты осуществляют самый высокий в мире оборот. Важнейшие трансокеанские порты расположены в городах Кобе, Хиросима, Нагоя, Чиба, Токио и Сакаи.
Внешнеэкономические связи
Внешнеторговый оборот Японии в 2000 г. составил 858,7 млрд долл. (третье место в мире после США и ФРГ). По размерам положительного сальдо внешнеторгового баланса (99,7 млрд долл.) она занимает лидирующие позиции среди других развитых стран. Объем экспорта в 2000 г. составил 479,2 млрд долл. (7,5% мирового экспорта), импорта 379,5 млрд долл. (5,7% мирового импорта).
В конце 60-х гг. прошлого века доля сырья и топлива в общем объеме импорта достигла 3/4. К началу 90-х в связи с новыми концепциями развития японской экономики и переориентации ее на наукоемкие производства доля сырья заметно снизилась, но тем не менее и теперь превышает 1/2 объема экспорта. В импорте Японии ведущее место продолжает занимать минеральное топливо и сырье. На первом месте находится нефть.
По объему экспорта Япония занимает третье место в мире после США и ФРГ. В его структуре промышленные товары занимают 98%, в том числе машины и оборудование – 75%. Главной статьей японского экспорта еще в 80-х гг. ХХ в. стали автомобили, выручка от продажи которых на мировом рынке покрывает весь импорт продовольствия и нефти. В 1990-е гг. экспорт автомобилей из Японии достиг 6 млн. Главным их рынком были и остаются США, где ежегодно продается примерно 2,5 млн японских автомобилей, остальная часть экспорта направляется преимущественно в Западную Европу.
Очень большое значение имеет также вывоз потребительских товаров длительного пользования. Япония, как и прежде, остается крупным экспортером металлов, химикатов, текстильных товаров, но доля их в общем экспорте постепенно снижается.
В географической структуре внешней торговли Японии в последние десятилетия произошли изменения. Значительно расширились торговые связи с Южной Кореей и Тайванем, которые стали крупными покупателями разнообразных японских товаров. Торговыми партнерами Японии стали «нефтяные» страны Персидского залива.
Первое место в японском импорте занимают страны Юго-Восточной Азии (28%), и в особенности страны – члены АСЕАН. Из стран этого региона Япония ввозит нефть, древесину, сжиженный природный газ, руды черных и цветных металлов, разнообразную продукцию тропического земледелия.
Второе место в импорте Японии занимают США (26%) и в особенности районы Тихоокеанского побережья, откуда поступают как готовые изделия, так и каменный уголь, хлопок, пшеница, древесина, фосфориты, фармацевтические товары, компьютеры. Довольно велика также доля западной Европы (ок.14%). Возрастает и доля Австралии. На эту страну ныне приходится около 1/2 всего японского импорта каменного угля и железной руды, значительная часть импорта шерсти. В последнее время заметно вырос японский импорт из Китая (св. 50 млрд долл.), включающий текстильные товары, минеральное топливо и сырье, продукты питания. В импорте Японии из России первое место принадлежит древесине, второе – каменному углю и третье – рыбе и другим продуктам морского промысла.
В результате борьбы за новые рынки Японии удалось завоевать значительные позиции в Австралии и Новой Зеландии, расширить торговые связи со странами Латинской Америки (особенно с Бразилией и Венесуэлой) и странами Африки. Однако на первом месте в японском экспорте (1/3 ) были и остаются США, куда идет основной экспорт автомобилей, бытовой электроники, металлообрабатывающего и электротехнического оборудования. Второе место принадлежит Юго-Восточной Азии (1/4), а третье – Западной Европе (1/5). Но в целом японский промышленный экспорт охватывает все крупные регионы мира. В первую очередь, это относится к машиностроению.
Еще одной формой внешнеэкономических связей Японии, получившей большое значение, стал экспорт капитала. Эта новая функция имеет прямую связь с ростом золотовалютных резервов Японии, обеспечивающих ей мировое первенство по этому показателю, с концентрацией крупнейших банков мира. Прямые зарубежные инвестиции Японии превысили 600 млрд долл. Характер вложений Японии в экономику развитых и развивающихся стран весьма различен. Например, почти 1/2 всех японских инвестиций в экономику стран Западной Европы приходится на финансово-банковскую сферу и страхование, 1/4 – на обрабатывающую промышленность. Японские капиталовложения в экономику стран региона к началу 80-х годов достигли 45 млрд долл., превысив западноевропейские инвестиции в экономику Японии в 12,5 раза. В развивающихся странах Япония, в основном, вкладывает капиталы в добычу топлива и сырья.
Источник