Центральный банк обслуживает международные финансовые операции страны

Банк международных расчетов (БМР)

Банк международных расчетов (БМР) — международная финансовая организация и официальный форум центральных банков. Выполняет особую функцию «банка центральных банков». Штаб-квартира БМР расположена в г. Базель (Швейцария).

Создан в 1930 году центральными банками Англии, Бельгии, Германии, Италии, Франции, Японии и группой коммерческих банков США для обеспечения выплаты Германией репараций странам-победителям в Первой мировой войне. Акционерами БМР являются 62 центральных банка, в том числе Банк России.

Цели и направления деятельности

Цель БМР — содействие сотрудничеству между центральными банками в создании дополнительных возможностей для международных финансовых операций, а также в выполнении функций доверенного лица или агента по международным финансовым расчетам.

Направлениями деятельности БМР являются:

  • осуществление банковских операций (депозитных, валютных, кредитных, агентских, операций с золотом и ценными бумагами);
  • выполнение роли координирующего центра денежно-кредитной и валютной политики центральных банков-членов БМР;
  • контроль за международной банковской деятельностью, которая не подпадает под национальное законодательство ни одной из стран;
  • выполнение функций информационно-исследовательского центра;
  • выполнение функций агента для системы клиринга и расчетов в евро.

Участие Банка России в капитале БМР

Банк России вступил в БМР в ноябре 1996 года путем подписки на 3 000 акций. Это решение было принято Советом директоров Банка России и одобрено Советом директоров БМР. В связи с перераспределением среди центральных банков акций БМР, находившихся ранее в руках частных акционеров, 31 мая 2005 года Банк России дополнительно приобрел 211 акций американского выпуска. Право голоса по данным акциям осталось за США.

Читайте также:  Бывшие символы нашей страны

В настоящее время Банку России принадлежит 3 211 акций БМР общей номинальной стоимостью 16 055 000 СДР (доля в уставном капитале — 0,57%, в голосующем капитале — 0,53%).

Всего уставный акционерный капитал БМР составляет 3 млрд СДР и представлен в виде 600 000 акций с равной номинальной стоимостью (5 000 СДР за акцию). Всего выпущено 565 125 акций.

Сотрудничество Банка России и БМР

Для Банка России приоритетным направлением сотрудничества является участие в заседаниях управляющих центральных банков в БМР, а также в мероприятиях профильных комитетов. Главные вопросы сотрудничества: денежно-кредитная политика и ее реализация в странах с формирующимся рынком, деятельность центральных банков по предоставлению ликвидности, борьба с инфляционным и дефляционным давлением, банковский надзор, развитие платежной инфраструктуры, финансовые технологии и кибербезопасность.

Важен и экспертный диалог между БМР и Банком России. Банк России заинтересован в наращивании сотрудничества в области прямого обмена специалистами на временной основе (проектная работа, стажировки, обучение) и привлечения экспертов БМР к участию в проектах и программах российского мегарегулятора.

Сотрудничество Банка России с БМР осуществляется преимущественно в следующих форматах:

  • Заседание управляющих центральных банков / BIS All Governor’s Meeting;
  • Заседание управляющих центральных банков основных стран с формирующимся рынком / BIS Meeting of the Governors from major emerging market economies (EME);
  • Заседание управляющих центральных банков и руководителей надзорных органов / BIS Group of Central Bank Governors and Heads of Supervision (GHOS);
  • Заседание управляющих центральных банков по вопросам мировой экономики / BIS Global Economy Meeting (GEM).

Банк России также принимает активное участие в деятельности следующих профильных комитетов и рабочих групп БМР:

Основная задача BCBS — содействие совершенствованию банковского регулирования и надзора в целях повышения устойчивости банковских секторов стран — участников BCBS и, соответственно, международной финансовой системы в целом. Для этого BCBS разрабатывает международные стандарты и рекомендаций в сфере банковского регулирования и надзора, а также обеспечивает взаимодействие (кооперацию) между станами — участниками BCBS в данной области. В рамках разработки новых подходов к регулированию и надзору BCBS аккумулирует передовую практику, применяемую национальными органами, проводит анализ деятельности банковских секторов, организует обмен информацией и содействует кооперации между странами — участниками комитета, активно обсуждает новые проекты с участниками рынка. По итогам принятия новых стандартов и рекомендаций BCBS осуществляет мониторинг хода реализации принятых подходов в странах — участниках, при необходимости оказывает методологическую поддержку национальным регуляторам и надзорным органам, а затем проводит проверку степени внедрения международных подходов в национальных юрисдикциях для обеспечения единого регулятивного поля. В первую очередь это касается банковских групп, активно осуществляющих международную деятельность. Кроме того, BCBS является площадкой для взаимодействия также и для регулирующих и надзорных органов стран, не входящих в его состав.

Участие представителей органов банковского регулирования и надзора стран — участников BCBS в деятельности профильных групп при Комитете подразумевает их непосредственное вовлечение в процесс разработки и принятия новых стандартов и рекомендаций, которые в дальнейшем будут внедрены в национальной нормативной базе.

Членами BCBS являются 45 центральных банков и органов банковского регулирования и надзора, представляющие 28 стран.

В Банке России сотрудничество с BCBS координирует Департамент банковского регулирования.

IFC — глобальное профессиональное сообщество экономистов, статистиков и других представителей центральных банков. В сфере интересов Комитета статистические вопросы, представляющие интерес для монетарных властей. В настоящее время полноправными институциональными членами IFC являются 92 центральных банка и иных государственных института, отвечающих за денежно-кредитную политику.

В Банке России сотрудничество с IFC координирует Департамент статистики.

CPMI разрабатывает рекомендации и стандарты в сфере безопасности и эффективности платежных, клиринговых и расчетных механизмов, а также выступает площадкой для обсуждения и обмена опытом по этим вопросам. Членами Комитета являются 28 центральных банков.

Материалы Банка России учитываются CPMI при подготовке докладов и разработке международных стандартов в области функционирования платежных систем и иных объектов инфраструктуры финансового рынка.

Координатор сотрудничества с комитетом — Департамент национальной платежной системы.

CGFS занимается мониторингом и оценкой широкого круга вопросов, относящихся к финансовым рынкам и системам, а также разрабатывает рекомендации центральным банкам в области поддержания финансовой стабильности. В частности, деятельность комитета сосредоточена на определении угроз для стабильности финансовых рынков и глобальной финансовой системы, их анализе и разработке ответных мер. По состоянию на май 2020 года членами CGFS являются 28 центральных банков.

Координатор сотрудничества с CGFS — Департамент финансовой стабильности.

МС — форум, в рамках которого происходит обсуждение текущей ситуации на рынках, а также вопросов проведения операций при реализации денежно-кредитной политики. Членами Комитета являются 27 центральных банков.

Координатор сотрудничества с комитетом — Департамент денежно-кредитной политики.

CBGN является форумом, обеспечивающим неформальный обмен информацией по вопросам управления и организации деятельности центральных банков. Членами являются 47 центральных банков. Банк России принимает участие в анкетировании и исследованиях, проводимых CBGN.

Координатор сотрудничества с CBGN — Департамент международного сотрудничества.

Источник

38. Центральный банк и его функции.

Центральный банк – главный регулирующий орган кредитной системы страны или группы стран; главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков.

Центральный банк выполняет следующие функции, являясь:

эмиссионным центром страны (обладает монопольным правом выпуска банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность. Деньги Центрального банка состоят из наличных денег (банкноты и монеты) и безналичных денег (счета коммерческих банков в Центральном банке);

банкиром правительства (обслуживает финансовые операции правительства, осуществляет посредничество в платежах казначейства и кредитование государства. Казначейство хранит свободные денежные ресурсы в Центральном банке в виде депозитов, а, в свою очередь, Центральный банк отдает казначейству всю свою прибыль сверх определенной, заранее установленной нормы.)

— банком банков (коммерческие банки являются клиентами центрального банка, который хранит их обязательные резервы, что позволяет контролировать и координировать их внутреннюю и зарубежную деятельность, выступает кредитором последней инстанции для испытывающих затруднения коммерческих банков, предоставляя им кредитную поддержку путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг)

межбанковским расчетным центром

хранителем золотовалютных резервов страны (обслуживает международные финансовые операции страны и контролирует состояние платежного баланса, выступает покупателем и продавцом на международных валютных рынках).

— Центральный банк определяет и осуществляет кредитно-денежную (монетарную) политику.

Источник

Правовой статус и функции

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
  • утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;
  • принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
  • организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;
  • для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
  • является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
  • осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Источник

Оцените статью