- Азиатский транспорт Тук-тук — поездка с ветерком
- Что такое тук-тук и как он появился
- Как выглядит тук-тук в Таиланде
- Тук-туки на Шри-Ланке — это обычный транспорт
- Тук-туки в Индии — на это страшно смотреть
- Тук-туки в Камбодже — мопед плюс прицеп
- Лаос — разнообразие старых тук-туков
- Тук-тук: история самого экзотического транспорта Юго-Восточной Азии
- Тук-тук или моторикша? История названия
- Не забывай свои корни: от пешеходного извозчика к электрорикше
- Тук-туки разных стран
Азиатский транспорт Тук-тук — поездка с ветерком
На каких только видах тук-туков мне не приходилось ездить в Таиланде, Индии, на Шри-Ланке, в Лаосе, Камбодже и Индонезии! Говорят, что их так называют за звук двухтактного двигателя «тук-тук-тук-тук». Попробуем выяснить, почему тук-тук остаётся самым популярным транспортом Азии, как они выглялят в разных странах, и чего стоит опасаться, садясь в тук-тук.
Что такое тук-тук и как он появился
Тук-туки иногда называют моторикша или трёх-колёсное авто, или самоза, или темпо, или мототакси. В разных странах их могут называть по-особому, но почти везде можно услышать простое название «тук-тук».
Испокон веков в Азии были популярны велорикши — велосипед с коляской для пассажиров. Не самое быстрое такси, зато дешёвое. Прогресс добавил на велосипед мотор и появился тук-тук.
Тук-тук быстрее велосипеда и при этом остаётся дешёвым способом добраться из точки А в точку В.
Вело-рикша в городе Амритсар (Индия)
Классические тук-туки выпускаются серийно на автомобильных заводах. Специально обученные люди улучшают моторы, уменьшают расход топлива и уменьшают себистоимость. Так же встречаются полностью самодельные тук-туки, переделанные авто, конструкторы из прицепа и мопеда.
О чём нужно помнить пассажирам тук-тука? Тук-тук — это дешёвое транспортное средство. При производстве тук-туков экономят на всём, включая комфорт, безопасность и подвеску:
- длительный поездки на таком транспорте могут быть очень утомительны,
- из многих моделей тук-туков можно запросто вылететь за борт.
Как выглядит тук-тук в Таиланде
На классической трёх-колёсном тук-туке можно прокатиться в Бангкоке. Они выполняют роль такси и гида по городу. С неопытных туристов водители тук-туков любят запросить тройную цену.
Совет: прежде чем сесть в тук-тук, всегда торгуйтесь.
Если хотите познакомиться с настоящим Бангкоком, прокатитесь по городу на тук-туке с русскоговорящим местным жителем.
Классический тук-тук в Бангкоке (Таиланд)
Аюттайя — древний тайский город, наполненный историей и интересными тук-туками. На фото ниже тук-тук Daihatsu Midget, который выпускался с 1957 года. Это один из первых серийно выпускаемых тук-туков.
Старичок тук-тук из города Аюттайя (Таиланд)
Аюттайя несколько столетий была блистательной столицей одного из самых сильных королевств Юго-Восточной Азии. Если у вас будет лишний день в Бангкоке или Паттайе, обязательно съездите в Аюттайю.
Экскурсия в Аюттайю из Бангкока Экскурсия в Аюттайю из Паттайи
В провинции Краби, на острове Ко Ланта, на Пхукете и в других туристических регионах южного Таиланда встречаются тук-туки абсолютно разных конструкций:
1. Мототакси с коляской для 2-3 пассажиров для поездок на небольшие расстояния — обычно в пределах одного пляжа или посёлка.
Тук-тук в виде мотоцикла с коляской (Краби, Таиланд)
2. Тук-тук в виде многоместного такси с мощными колонками и яркой свето-музыкой — специализированный туристический транспорт курортных городков Таиланда, в которые запросто помещается 6 — 8 человек.
Туристические тук-туки в Ао Нанг (Краби, Таиланд)
Из туристических тук-туков при резком старте можно вылететь на асфальт. О таких случаях в тайских новостях пишут что-то вроде: «сильно выпившие туристы неудачно пошалили и оказались в больнице».
Из такого тук-тука можно легко вылететь за борт (Пхукет, Таиланд)
На севере Таиланда можно повстречать впечатляющие гибриды мощных мотоциклов и прицепов. Мне почему-то сразу представляется сюжет из фантастического фильма их участием.
Тук-тук из Чианграя (север Таиланда)
Тук-туки на Шри-Ланке — это обычный транспорт
Если в Таиланде тук-туки всё больше переходят в разряд транспорта для туристов, то на Шри-Ланке тук-тук остаётся недорогим транспортом для местных жителей.
Туры на Шри-Ланку из России Туры на Шри-Ланку из Украины
На Шри-Ланке на тук-туках переводят всё, что угодно
Тук-туки Шри-Ланки почти всегда блестят как будто их выставили на продажу или приготовили к участию в конкурсе на лучший тук-тук. Хозяева бережно моют свои тук-туки, полируют их до блеска и всячески украшают. В ход идут хромированные трубы, самодельные дверцы, различные обвесы, разукрашенные колёса.
Чтобы добраться из аэропорта в отель, лучше заказать классический автомобиль — подробнее в статье Как и где лучше заказывать такси из аэропорта Коломбо.
Тук-туки на Шри-Ланке всегда блестят как новенькие
Тук-туки в Индии — на это страшно смотреть
В Индии же можно увидеть самые грязные и страшные развалюхи. И невероятно, как эти тук-туки продолжают ездить.
Индийские таксисты ждут своих клиентов
Эксплуатируют тук-туки в Индии жёстко. Как вы думаете, сколько пассажиров может поместиться в один маленький тук-тук? Как минимум пару десятков, а если очень надо, то и третий десяток поместится.
Резиновый тук-тук (Агра, Индия)
Тук-туки в Камбодже — мопед плюс прицеп
В Камбодже подошли к вопросу проще: мопед + прицеп = тук-тук . К мопеду приваривается крепление для прицепа, который при желании можно быстро прицепить или отцепить. Дёшево и практично.
На поворотах эта конструкция может запросто перевернуться, особенно, если в неё посадили слишком много пассажиров.
Тук-тук на улицах Сием Реапа (Камбоджа)
Мы как-то заказали в отеле трансфер из аэропорта Сием Реапа и за нами приехал тук-тук. Нам пришлось очень плотно упаковываться с тремя чемоданами, детской коляской и двумя рюкзаками с фототехникой. А потом ехать 40 минут, глотая густую камбоджийскую пыль.
После такого незабываемого опыта, путешествуя с ребёнком, я заказываю трансферы из и в аэропорт на проверенных сайтах Kiwi Taxi и Intui Travel.
Если вы решите самостоятельно, без экскурсии, посетить знаменитый на весь мир храмовый комплекс Ангкор, то у вас будет три альтернативных транспорта — велосипед, тук-тук или авто с кондиционером. Третий вариант, бесспорно, самый комфортный.
Тук-туки — популярный транспорт для поездок по храмам Ангкора (Камбоджа)
Лаос — разнообразие старых тук-туков
В Лаосе можно увидеть какие-угодно тук-туки и почти все они будут в сильно потрёпанном состоянии. У меня сложилось впечатление, что в Лаос свозят всё, что отслужило своё в Таиланде.
Тук-тук в столице Лаоса, городе Вьентьян
Как бы не выглядел тук-тук и в какой бы стране, вы не решили на нём прокатиться, всегда согласовывайте цену и маршрут до того, как сесть в тук-тук. Иначе есть риск сильно переплатить.
Лихорадка Денге — чем опасна и как не заболеть — статья, которую стоит прочитать, если вы собираетесь на отдых в Азию.
Источник
Тук-тук: история самого экзотического транспорта Юго-Восточной Азии
Они — как желтые такси в Нью-Йорке, трамваи в Лиссабоне или паромы в Стамбуле — настоящий символ Азии. Их изображения печатают на футболках и магнитах, они стали частью городского фольклора и шуток, а фраза «tuktuk, mister» — мемом у бэкпекеров. Путешественники в блогах дают «десять советов, как торговаться с водителями моторикш». А Lonely Planet, Bradt и National Geographic советуют читателям прокатиться по городу на тук-туке, чтобы «лучше прочувствовать ритм азиатских городов». Рассказываем о том, как появились тук-туки, вело- и моторикши и что ждет их в будущем.
Тук-тук или моторикша? История названия
По-научному трехколесные транспортные средства называют авторикша или моторикша. Слово «riksha» произошло от японских слов «riki» («сила») и «sha» («груз»). «Авто-» и «мото-», думаю, пояснений не требуют. «Тук-тук» — лишь одно из десятка прозвищ, которое пришло из тайского языка (ตุ๊ก ๆ,dtóok-dtóok) и больше других распространилось по миру. Оно происходит не от тайского слова «thook» («дешевый»), как иногда думают. Это банальная имитация звука двухтактного двигателя: «тук-тук, тук-тук». Уже с 1960-х годов встречается упоминание этого слова для обозначения моторикш.
Некоторые обозначения моторикш произошли от названия компаний, которые их производят (то же самое случилось со словами «ксерокс» или «памперсы»). В Эфиопии, Танзании, Мадагаскаре и индонезийской Джакарте моторикши называют bajaj, по марке главного производителя — индийской фирмы Bajaj. В Пакистане это chingchi, по имени китайского производителя Jinan Qingqi Motorcycle. В Бангладеш используют аббревиатуру CNGs (compressed natural gas), из-за того что большинство моторикш ездят на газу. На Филиппинах, как в главной англоязычной стране Азии, называют tricycles. Короткое слово «moto» используют на Американском континенте: в Сальвадоре, Перу и на Кубе. В Индии это autos. В Индонезии не определились с названием — и к джакартскому «bajaj» добавляются «bemo» на Бали и «bentor» на Яве, Медане и Сулавеси. В Китае это san lun che или san beng zi, в Нигерии и Либерии — keke, а в Судане — raksha.
Самое же популярное название моторикш — «tuktuk» или «toktok». Эти слова используют в Таиланде, Лаосе, Вьетнаме, Камбодже, Мьянме и на Шри-Ланке. Тайское слово добралось до далеких африканских и американских стран: Египта, западной части Мадагаскара, Гватемалы и Гондураса.
В западном мире тоже закрепилось для обозначения моторикш именно слово «тук-тук». Скорее всего, потому что Таиланд и другие страны Юго-Восточной Азии — наиболее популярное туристическое направление, откуда туристы привезли слово в европейские языки.
В 1947 году итальянская компания Piaggio, дочка главных стиляг в мире мотороллеров — Vespa, выпустила свой первый тук-тук. Он получил итальянское имя Ape, что переводится как «пчела» в противовес Vespa (wasp — «оса»). На изобретение тук-тука итальянских дизайнеров натолкнули крестьяне, которые приделывали самодельные тележки к мотороллерам Vespa. Целевой аудиторией тук-туков стал малый бизнес и крестьяне, которые вытягивали итальянскую экономику и помогали преодолевать послевоенный кризис.
Не забывай свои корни: от пешеходного извозчика к электрорикше
Тук-туки появились вследствие естественного развития перевозок: пешеходные извозчики — велорикши — тук-туки. С массовым появлением велосипедов они заменили пешеходных рикш. Велики в наше время вытесняет бензиновый мототранспорт, а после них будет, например, что-то электрическое.
Пешие рикши — уже экзотика, которая сохранилась в нескольких местах в мире: в мадагаскарских городах (например, в Анцирабе) и индийской Калькутте.
Велорикши как общественный транспорт, а не развлечение для туристов представлены шире, но лет через 10–20 и они станут анахронизмом. Так что спешите в Индию, Непал, Филиппины, Индонезию и Мадагаскар, чтобы застать уходящую эпоху. Или в мировую столицу велорикш Бангладеш — там только официально зарегистрировано 400 тысяч велоповозок.
В Мьянме велорикши — это транспорт «последней мили» и транспорт для развоза покупок с рынков. Особенно они популярны в Янгоне, где запретили мототранспорт, а автомобильное такси дорогое. Велорикш в Янгоне называют сай-каа с протяжным на бирманский манер «каа». Слово произошло от колониального английского «side car» и характеризует конструкцию велосипеда, в которой пассажир сидит сбоку, а не сзади. В Мьянме и моторикши часто встречаются именно такой конструкции.
Велорикши для туристов намного более распространены, и их легко найти в популярных городах Вьетнама, Камбоджи и даже европейских столицах.
Опыт: Чтобы прочувствовать, каково это — работать велоизвозчиком, а также поднять настроение водителю и его авторитет в глазах коллег, поменяйтесь с ним местами. Оба получите крутые впечатления.
Источник
Тук-туки разных стран
Тук-тук (моторикша или авторикша) — трехколесное транспортное чудо для перевозки пассажиров и грузов. Обычно представляет собой крытый трехколесный мотоцикл, рассчитаный на 1-6 пассажиров. Особенную популярность тук-туки приобрели в странах Южной и Юго-Восточной Азии.
За почти 3 года путешествий мы насмотрелись и накатались на самых разнообразных моделях. В каждой стране они немного отличаются, везде добавляют свою изюминку. Удивительно, что даже в пределах одной страны можно увидеть несколько вариации этого транспортного средства.
Китай
В Китае мы не пользовались тук-туками, но нашли пару фото из Пекина и Шанхая. В Пекине — это маленькая одноместная коробка, полностью забронированная от дождя и непогоды. В Шанхае видели только издалека на туристической улице, тоже полностью закрытые.
Тук-тук в Пекине
Тук-тук в Шанхае
Лаос
В Лаосе тук-туки большие, серьезные и вместительные. Сзади сделаны две скамейки, и помещается наверное человек до 6. Помимо туристов ими активно пользуются и местные, видели более вместительные варианты по принципу маршрутки.
Тук-тук во Вьентьяне
Тук-тук во Вьентьяне
Камбоджа
В Камбодже тук-туки также внушительные, представляют собой мотоцикл или мотороллер, к которому сзади приварена пассажирская телега.
Камбоджийские, конечно, удобнее чем в лаосские, т.к. сиденья имеют мягкую обделку. Помещаются до 6 человек.
На таких мы объезжали храмы Ангкора.
Вариации тук-туков в Камбодже
Бэтмобиль в Сием Рипе
Шри-Ланка
Самые няшные тук-туки на наш взгляд — на Шри-Ланке. Маленькие, полностью закрываются от внешнего окружения, а сзади вообще как маленькие машинки. Рассчитаны на 2-3 человек, больше там уже физически не хватит места =)
Тук-туки на Шри-Ланке
Тук-тук внутри
Тук-тук — мороженщик
Таиланд
Таиланд из всех стран оказался самым богатым на тук-туки. Видели до 5 разновидностей в разных провинциях. Например, в Удонтхани и других приграничных районах тук-туки такие же, как в Лаосе.
В Бангкоке тук-туки пользуются особенной популярностью среди туристов, прокатиться на таком чуде в нарушении всех правил — обязательный туристический аттракцион. Правда и цены завышенные.
Точно такие же по виду тук-туки позже встречали в Хуа Хине (на заглавном фото) и Чиангмае.
Тук-туки в Бангкоке
Тук-тук изнутри
В Краби немного посерьезнее, вместимость уже на 4-5 человек + место позади водителя. Хотя видели, как иностранная молодежь и в 9 уместилась. Пользуются ими в основном туристы, так что основная дислокация — пляжи Ао Нанг (Ao Nang) и Ноппарат Тхара (Noppharat Thara) и у крупных отелей.
Где же клиенты?
Тук-туки в Краби
В Аюттайе тук-туки за их забавную форму мы прозвали «клювами». Они представляют собой что-то среднее между тук-туком и сонгтео, сзади в кузове две скамейки, свободно помещаются 6 человек, возможно и больше.
Используются в основном туристам как недорогой транспорт для осмотра раскиданных по всему городу храмов.
Клюв
С большим братом
Источник
Источник