Тимашова О.В.: Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. Тургенев
Вехи писательской судьбы И. А. Гончарова.
Кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»
Кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»
Особой страницей, неожиданной для многих, стало кругосветное путешествие Ивана Александровича. Тем более, что в кругу друзей за Гончаровым прочно укрепилось прозвище «принц де Лень». Вот то самое «но», о котором мы говорили в начале нашей главы.
Что явилось последним толчком, поводом, который убедил «принца де Лень» отправиться в путь? В первую очередь, он был писателем, и трудился, как мы помним, над «Обломовым», в котором хотелось раскрыть глаза и поведать горькую правду о национальных недостатках и общих слабостях. Одну из них подметил еще Пушкин, заключивший: «Мы ленивы и нелюбопытны». Этот горький вывод нашел подтверждение в наблюдениях самого Гончарова: «…Сбираясь куда-нибудь на богомолье, в Киев, или из деревни в Москву, путешественник не оберется суматохи, по десяти раз кидается в объятия родных и друзей, закусывает, присаживается и т. п». Уроженец Петербурга боится побывать в недалеком Кронштадте «оттого, что туда надо ехать морем», хотя «стоило бы съездить за тысячу верст, чтобы только испытать этот способ путешествия».
«Мы ленивы и нелюбопытны»… А ведь это ограниченное пугливое самодовольство, нежелание узнавать и учиться новому – признаки все той же обломовской лени. Лени, которую преуспевающий Гончаров начал уже обнаруживать в собственном чиновничьем существовании – «бывало, не заснешь, если в комнату ворвется большая муха ; бежишь от окна, если от него дует, бранишь дорогу, когда в ней есть ухабы . «Скорей же, скорей в путь!» – восклицал, вопреки сомнениям и робости, писатель, осуществляя важнейшую заповедь «начни с себя».
Путешествие длилось три года (1852–1855) и еще три года Гончаров работал над своими путевыми записями. Извиняющие нотки слышатся во вступлении к первому из очерков. Гончаров говорит о себе в третьем лице: «Автор не имел ни возможности, ни намерения описывать свое путешествие, как записной турист или моряк, еще менее, как ученый. Он просто вел, сколько позволяли ему служебные занятия, дневник, и по временам посылал его в виде писем к приятелям в Россию…. Теперь эти приятели хором объявляют автору, что он будто должен представить отчет о своем путешествии публике. Напрасно он отговаривался тем, что писал только беглые заметки о виденном или входил в подробности больше о самом себе, занимательные для приятелей и утомительные для посторонних людей, что потому дневник не может иметь литературной занимательности».
Вопреки опасениям «Фрегат…» увлек читателя, да так, что Гончарову пришлось дважды «дописывать» его. В 1891(!) году вышел в свет очерк «По восточной Сибири», где писатель подробнее поведал о заключительном этапе своего путешествия. Ранее появился очерк «Через двадцать лет». В нем престарелый путешественник « досказал» историю фрегата, на котором совершил путешествие, сделал смотр оставшимся в живых и, увы, умершим к тому времени участникам похода. Свои воспоминания Иван Александрович заключает советом всем читателям: «…Если представится случай идти (помните, «идти», а не «ехать») на корабле в отдаленные страны – ловите этот случай, не слушая никаких преждевременных страхов и сомнений».
Не однажды писатель рвался повторить былой поход. В 1871 году возможность представилась побывать в Америке, но Гончаров был уже стар и болен, так что не решился вновь пуститься в такое странствие. Но когда писатель скончался, на могилу среди прочих был возложен венок «от командира и офицеров фрегата «Паллада». «Фрегат “Палладу”» можно причислить к книгам, заложившим традицию путешествий в литературе русского реализма.
Путешествие помогло Гончарову написать главную книгу своей жизни – «Обломова». Книгу, которая оказалась очень нужной и «востребованной» современниками. В судьбе каждой страны есть этапы, когда люди, кто с нетерпением, кто со страхом, ожидают наступления перемен. Таким было время перед реформами 1861 года. И роман Гончарова ответил на вопросы эпохи. «… “Обломов” победоносно захватил собой все страсти, все внимание все помыслы читателей. В каких-то пароксизмах наслаждения все грамотные люди прочли “Обломова”. Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного заштатного городка, где бы не читали “Обломова”, не хвалили “Обломова”, не спорили об “Обломове”». Два ведущих критика, Н. А. Добролюбов и А. В. Дружинин, посвятили разбору романа обстоятельные статьи.
Роман был закончен единым порывом небывалого творческого напряжения. Писатель отправлялся в курортный Мариенбад лечиться от тяжких недугов. «…Я приехал сюда 21 июня, – сообщал он друзьям, выделяя курсивом подробности о своем «отдыхе», – а сегодня 29 июля, а у меня закончена первая часть Обломова, написана вся вторая часть и довольно много третьей, так что лес уже редеет, и я вижу вдали … конец». «Странно покажется, что в месяц мог быть написан почти весь роман: не только странно, даже невозможно…» – останавливался в недоумении перед собственной творческой силой Гончаров. Но объяснимо, если учесть, с каким художническим самозабвением погрузился писатель в работу: «И как принялся, если б Вы видели!» Персонажи будущей книги, как живые, вставали перед его мысленным взором. «…Узнайте, – писал он И. И. Льховскому, – что я занят… не ошибетесь, если скажете женщиной! да, ей: нужды нет, что мне 45 лет, а сильно занят Ольгой Ильинской… не надышусь, не нагляжусь».
Может быть, потому что сам автор видел своих героев живыми, реальными людьми, читатели восприняли их не как литературных персонажей. Обломов воплотил давний, заветный замысел Гончарова, «с той самой минуты, как начал писать» – «изображение честной, доброй, симпатической натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь… ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охлаждающегося и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой…».
Карьера Гончарова-чиновника шла меж тем своим чередом, достиг он и «степеней известных». Но! Гончаров обладал высшей смелостью: он не боялся быть непохожим на всех. Немало пострадав от запрещений и сокращений, он снова решает начать с себя и становится цензором. Должность цензора была издавна окружена пренебрежением свободомыслящих людей. В русской литературе не счесть эпиграмм на цензоров и их нелепые запреты. «Угрюмый сторож муз, гонитель давний мой», – так иронически назвал его Пушкин в своем «Послании к цензору». Вместе с тем поэт считал, что на Руси необходима система запретов на «насмешки грубые и площадную брань». И в том же стихотворении набросал портрет идеального цензора:
Но цензор гражданин, и сан его священный:
Он должен ум иметь прямой и просвещенный…
Он друг писателю, пред знатью не труслив,
Благоразумен, тверд, свободен, справедлив.
Можно сказать, Гончаров исполнил пушкинский завет. При его активных хлопотах были разрешены к печатанию многие рассказы и повести И. С. Тургенева, в том числе «Муму». Иван Александрович воскрешал замалчиваемое прошлое, добившись печатания полного, без купюр, собрания сочинений Д. И. Фонвизина.
Если же Гончарову-цензору что-то не нравилось в современной литературе и критике, он прямо высказывал свои мнения. Так, писатель смело критиковал кумира молодежи шестидесятых годов Д. И. Писарева, считая, что тот «злоупотребляет умом и талантом». Как видим, Гончаров не исключал «ума» и «талантливости» у своего оппонента. Вполне понятно: литератору сороковых годов не могла понравиться запальчивость и категоричность, «насмешливая брань» с которыми молодой критик нападал на «старую» литературу, на Пушкина.
Источник
Тургенева совершил кругосветное путешествие
1) Тургенева звали
а) Иван Алексеевич
б) Алексей Иванович
в) Сергей Иванович
г) Иван Сергеевич
а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»
б) участвовал в обороне Севастополя
в) совершил путешествие на остров Сахалин
г) был влюблен в П. Виардо
3) Тургенев учился
а) в Царскосельском Лицее
б) в Нежинской гимназии
в) в Московском университете
г) в Симбирском университете
4) Произведение «Отцы и дети»
5) Какое произведение не принадлежит Тургеневу:
а) «Первая любовь»
б) «Невский проспект»
г) «Дворянское гнездо»
6) Роман «Отцы и дети» был впервые напечатан в
7) Кому адресовано посвящение к роману «Отцы и дети»?
б) Н. Г. Чернышевскому
в) В. Г. Белинскому
г) Н. А. Некрасову
8) Укажите проблему, которая не обсуждалась в романе «Отцы и дети»?
а) положение рабочего класса
б) система поведения человека, нравственные принципы
в) общественный долг, воспитание
г) отношение к дворянскому и культурному наследию
9) Определите завязку любовного конфликта в романе «Отцы и дети»?
а) сцена с Фенечкой в беседке
б) посещение Одинцовой умирающего Базарова
в) объяснение Базарова в любви Одинцовой
г) встреча Базарова и Одинцовой на балу у губернатора
10) Действие романа «Отцы и дети» происходит
в) в провинциальных имениях и небольшом городке
11) Как звали друга Евгения Базарова
а) Андрей Штольц
б) Владимир Ленский
г) Аркадий Кирсанов
12) Кто из героев романа «Отцы и дети» может быть «маленьким человеком»?
а) Василий Иванович Базаров
б) Аркадий Николаевич Кирсанов
в) Николай Петрович Кирсанов
г) Павел Петрович Кирсанов
13) Определите социальное положение Е. Базарова в романе «Отцы и дети»
а) полковой лекарь
б) русский аристократ
14) Кто из персонажей романа «Отцы и дети» прямо не участвует в действии?
15) Чем закончилась дуэль между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым?
а) дуэль не состоялась
б) Базаров был ранен
в) Кирсанов был ранен
г) Базаров был убит
16) О каком персонаже идет речь?
а) Евгений Базаров
б) Аркадий Николаевич Кирсанов
в) Николай Петрович Кирсанов
г) Павел Петрович Кирсанов
17) Чья портретная характеристика?
а) Николая Кирсанова
б) Павла Кирсанова
в) Евгения Базарова
г) Аркадия Кирсанова
18) О каком персонаже идет речь?
а) Николай Кирсанов
б) Евгений Базаров
г) Аркадий Кирсанов
19) Кто автор статьи «Базаров» о романе И. Тургенева «Отцы и дети»?
20) Как называлось имение Кирсановых? (По роману И. Тургенева «Отцы и дети)
Тест по творчеству Тургенева (10 класс) 2 ВАРИАНТ
1) Годы жизни И. Тургенева:
2) В жизни Тургенева
а) была ссылка на Кавказ в действующую армию
б) был суд с И.А. Гончаровым
в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина
г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики
3) Тургенев окончил
а) Петербургский университет
б) Царскосельский лицей
в) Нежинскую гимназию
г) Симбирский университет
4) Роман «Отцы и дети» был впервые напечатан в
5) Какое произведение не принадлежит Тургеневу:
а) «Дворянское гнездо»
б) «Первая любовь»
г) «Обыкновенная история»
6) Произведение «Отцы и дети»
7) Что в образе Базарова было чуждо автору романа «Отцы и дети»?
а) отрыв от какой-либо практической деятельности
б) нигилистическое отношение к культурному наследию России
в) непонимание роли народа в освободительном движении
г) преувеличение роли интеллигенции в освободительном движении
8) Определите кульминацию любовного конфликта в романе «Отцы и дети»?
а) сцена с Фенечкой в беседке
б) посещение Одинцовой умирающего Базарова
в) объяснение Базарова в любви Одинцовой
г) встреча Базарова и Одинцовой на балу у губернатора
9) Определите социальное положение В. И. Базарова в романе «Отцы и дети»
а) полковой лекарь
б) русский аристократ
10) Как звали возлюбленную Евгения Базарова?
а) Татьяна Ларина
б) Анна Одинцова
в) Наташа Ростова
г) Ольга Ильинская
11) Какой момент в биографии героя романа «Отцы и дети» Е. Базарова был переломным в осознании своей личности?
а) любовь к Одинцовой
б) спор с Павлом Петровичем Кирсановым
в) разрыв с Аркадием Кирсановым
г) посещение родителей
12) К какому сословию принадлежал Евгений Базаров?
14) Почему Одинцова не ответила на любовь Евгения Базарова?
а) он был ей неинтересен
б) она была влюблена в другого
в) Базаров был ниже по социальному положению
г) спокойная жизнь ей была дороже
15) Кто из героев романа И. Тургенева «Отцы и дети» играет на виолончели, читает стихи Пушкина?
б) Павел Кирсанов
в) Николай Кирсанов
а) Евгений Базаров
б) Аркадий Николаевич Кирсанов
в) Николай Петрович Кирсанов
г) Павел Петрович Кирсанов
17) Чья портретная характеристика?
а) Николая Кирсанова
б) Павла Кирсанова
в) Евгения Базарова
г) Аркадия Кирсанова
18) О каком персонаже идет речь?
а) Василий Иванович Базаров
б) Аркадий Николаевич Кирсанов
в) Николай Петрович Кирсанов
г) Павел Петрович Кирсанов
19) Кто автор статьи «Асмодей нашего времени» о романе «Отцы и дети»?
20) Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной И. Тургеневым картины мира?
1 вариант
1-г, 2-г, 3-в, 4-а, 5-б, 6-г, 7-в, 8-а, 9-г, 10-в, 11-г, 12-а, 13-в, 14-г, 15-в, 16-а, 17-б, 18-а, 19-Писарев, 20-Марьино
2 вариант
1-в, 2-б, 3-а, 4-в, 5-г, 6-в, 7-б, 8-в, 9-а, 10-б, 11-а, 12-а, 13-в, 14-г, 15-в, 16-а, 17-в, 18-г, 19-Антонович, 20-реализм
Автор теста: Савостьянова Т.И.
Источник
Кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»
Биография И.А. Гончарова
Особой страницей, неожиданной для многих, стало кругосветное путешествие Ивана Александровича. Тем более, что в кругу друзей за Гончаровым прочно укрепилось прозвище «принц де Лень». Вот то самое «но», о котором мы говорили в начале нашей главы.
Что явилось последним толчком, поводом, который убедил «принца де Лень» отправиться в путь? В первую очередь, он был писателем, и трудился, как мы помним, над «Обломовым», в котором хотелось раскрыть глаза и поведать горькую правду о национальных недостатках и общих слабостях. Одну из них подметил еще Пушкин, заключивший: «Мы ленивы и нелюбопытны». Этот горький вывод нашел подтверждение в наблюдениях самого Гончарова: «…Сбираясь куда-нибудь на богомолье, в Киев, или из деревни в Москву, путешественник не оберется суматохи, по десяти раз кидается в объятия родных и друзей, закусывает, присаживается и т.п». Уроженец Петербурга боится побывать в недалеком Кронштадте «оттого, что туда надо ехать морем», хотя «стоило бы съездить за тысячу верст, чтобы только испытать этот способ путешествия».
«Мы ленивы и нелюбопытны»… А ведь это ограниченное пугливое самодовольство, нежелание узнавать и учиться новому – признаки все той же обломовской лени. Лени, которую преуспевающий Гончаров начал уже обнаруживать в собственном чиновничьем существовании – «бывало, не заснешь, если в комнату ворвется большая муха ; бежишь от окна, если от него дует, бранишь дорогу, когда в ней есть ухабы . «Скорей же, скорей в путь!» – восклицал, вопреки сомнениям и робости, писатель, осуществляя важнейшую заповедь «начни с себя».
Путешествие длилось три года (1852–1855) и еще три года Гончаров работал над своими путевыми записями. Извиняющие нотки слышатся во вступлении к первому из очерков. Гончаров говорит о себе в третьем лице: «Автор не имел ни возможности, ни намерения описывать свое путешествие, как записной турист или моряк, еще менее, как ученый. Он просто вел, сколько позволяли ему служебные занятия, дневник, и по временам посылал его в виде писем к приятелям в Россию…. Теперь эти приятели хором объявляют автору, что он будто должен представить отчет о своем путешествии публике. Напрасно он отговаривался тем, что писал только беглые заметки о виденном или входил в подробности больше о самом себе, занимательные для приятелей и утомительные для посторонних людей, что потому дневник не может иметь литературной занимательности».
Вопреки опасениям «Фрегат…» увлек читателя, да так, что Гончарову пришлось дважды «дописывать» его. В 1891(!) году вышел в свет очерк «По восточной Сибири», где писатель подробнее поведал о заключительном этапе своего путешествия. Ранее появился очерк «Через двадцать лет». В нем престарелый путешественник « досказал» историю фрегата, на котором совершил путешествие, сделал смотр оставшимся в живых и, увы, умершим к тому времени участникам похода. Свои воспоминания Иван Александрович заключает советом всем читателям: «…Если представится случай идти (помните, «идти», а не «ехать») на корабле в отдаленные страны – ловите этот случай, не слушая никаких преждевременных страхов и сомнений».
Не однажды писатель рвался повторить былой поход. В 1871 году возможность представилась побывать в Америке, но Гончаров был уже стар и болен, так что не решился вновь пуститься в такое странствие. Но когда писатель скончался, на могилу среди прочих был возложен венок «от командира и офицеров фрегата «Паллада». «Фрегат “Палладу”» можно причислить к книгам, заложившим традицию путешествий в литературе русского реализма.
Путешествие помогло Гончарову написать главную книгу своей жизни – «Обломова». Книгу, которая оказалась очень нужной и «востребованной» современниками. В судьбе каждой страны есть этапы, когда люди, кто с нетерпением, кто со страхом, ожидают наступления перемен. Таким было время перед реформами 1861 года. И роман Гончарова ответил на вопросы эпохи. «… “Обломов” победоносно захватил собой все страсти, все внимание все помыслы читателей. В каких-то пароксизмах наслаждения все грамотные люди прочли “Обломова”. Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного заштатного городка, где бы не читали “Обломова”, не хвалили “Обломова”, не спорили об “Обломове”». Два ведущих критика, Н.А. Добролюбов и А.В. Дружинин, посвятили разбору романа обстоятельные статьи.
Роман был закончен единым порывом небывалого творческого напряжения. Писатель отправлялся в курортный Мариенбад лечиться от тяжких недугов. «…Я приехал сюда 21 июня, – сообщал он друзьям, выделяя курсивом подробности о своем «отдыхе», – а сегодня 29 июля, а у меня закончена первая часть Обломова, написана вся вторая часть и довольно много третьей, так что лес уже редеет, и я вижу вдали … конец». «Странно покажется, что в месяц мог быть написан почти весь роман: не только странно, даже невозможно…» – останавливался в недоумении перед собственной творческой силой Гончаров. Но объяснимо, если учесть, с каким художническим самозабвением погрузился писатель в работу: «И как принялся, если б Вы видели!» Персонажи будущей книги, как живые, вставали перед его мысленным взором. «…Узнайте, – писал он И.И. Льховскому, – что я занят… не ошибетесь, если скажете женщиной! да, ей: нужды нет, что мне 45 лет, а сильно занят Ольгой Ильинской… не надышусь, не нагляжусь».
Может быть, потому что сам автор видел своих героев живыми, реальными людьми, читатели восприняли их не как литературных персонажей. Обломов воплотил давний, заветный замысел Гончарова, «с той самой минуты, как начал писать» – «изображение честной, доброй, симпатической натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь… ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охлаждающегося и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой…».
Карьера Гончарова-чиновника шла меж тем своим чередом, достиг он и «степеней известных». Но! Гончаров обладал высшей смелостью: он не боялся быть непохожим на всех. Немало пострадав от запрещений и сокращений, он снова решает начать с себя и становится цензором. Должность цензора была издавна окружена пренебрежением свободомыслящих людей. В русской литературе не счесть эпиграмм на цензоров и их нелепые запреты. «Угрюмый сторож муз, гонитель давний мой», – так иронически назвал его Пушкин в своем «Послании к цензору». Вместе с тем поэт считал, что на Руси необходима система запретов на «насмешки грубые и площадную брань». И в том же стихотворении набросал портрет идеального цензора:
Можно сказать, Гончаров исполнил пушкинский завет. При его активных хлопотах были разрешены к печатанию многие рассказы и повести И.С. Тургенева, в том числе «Муму». Иван Александрович воскрешал замалчиваемое прошлое, добившись печатания полного, без купюр, собрания сочинений Д.И. Фонвизина.
Если же Гончарову-цензору что-то не нравилось в современной литературе и критике, он прямо высказывал свои мнения. Так, писатель смело критиковал кумира молодежи шестидесятых годов Д.И. Писарева, считая, что тот «злоупотребляет умом и талантом». Как видим, Гончаров не исключал «ума» и «талантливости» у своего оппонента. Вполне понятно: литератору сороковых годов не могла понравиться запальчивость и категоричность, «насмешливая брань» с которыми молодой критик нападал на «старую» литературу, на Пушкина.
► Читайте также другие статьи о жизни писателя И.А. Гончарова и анализ его произведений:
Источник